= 14
Энергобезопасность в документах и фактах
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Система экологического нормирования для предприятий энергетики
А.П. Хаустов,
действительный член Российской экологической академии, доктор геолого-минералогических наук, профессор, преподаватель РУДН
М.М. Редина,
ассистент, магистр экологии и природопользования, кандидат экономических наук, РУДН
П. Недоступ,
студентка 4-го курса экологического факультета РУДН
А.Силаев,
студент 4-го курса экологического факультета РУДН
Экологическое нормирование рассматривается Законом РФ "Об охране окружающей среды" как один из важнейших механизмов регулирования в природопользовании. Под экологическим нормированием понимается научно обоснованное ограничение воздействия хозяйственной и иной деятельности на ресурсы биосферы, обеспечивающее как социально-экономические интересы общества, так и его экологические потребности [1].
Основная цель создания системы нормирования в области охраны окружающей среды - государствен-
ное регулирование воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС, гарантирующее сохранение благоприятной ОС и обеспечение экологической безопасности, ограничение негативных воздействий хозяйственной деятельности на компоненты природной среды и природные комплексы, а также предотвращение экологически неблагоприятных воздействий на человека.
Система экологического нормирования включает стандартизацию, лицензирование отдельных видов деятельности в области ООС, а также эколо-
Экологическая безопасность 15 =
гическую сертификацию (обязательную или добровольную) в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Начало формирования системы экологических стандартов можно отнести к 70-м годам, когда появились первые документы серии ГОСТ "Охрана природы". При этом первые экологические стандарты, которые сейчас относят к санитарно-гигиеническим нормативам качества окружающей среды, появились в СССР еще в 30-х годах.
Действующая в настоящее время система государственными стандартами и иными нормативными документами в области ООС устанавливает [3]:
• требования, нормы и правила в области охраны ОС к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля;
• ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на ОС;
• порядок организации деятельности в области ООС и управления такой деятельностью.
Остановимся на некоторых теоретических основах экологического нормирования.
Под экологическим нормативом экосистемы понимается граница количественного изменения параметров экосистемы, устанавливаемая из условия сохранения ее структуры и функции, а также всех экологических компонентов, необходимых для учета в хозяйственной деятельности. При определении параметров экосистем, подлежащих нормированию, исходят из основных признаков, которые характеризуют качество экосистемы. Это ее продуктивность, уровень разнообразия продукции необходимого качества, устойчивость.
Экосистемный подход к нормированию качества компонентов окружающей среды требует учета природных взаимосвязей между ними, например, путей миграции химических элементов, порогов воздействия на биоту и т. п. Так, нормативы содержания биогенов и пестицидов в почвах должны учитывать требования к качеству водных объектов, расположенных в пределах сельхозугодий.
Отличительной чертой экологического нормирования качества компонентов окружающей среды является учет следующих основных требований:
• необходимость защиты экологических систем, биологических сообществ в целом; при такой постановке вопроса потеря отдельных особей в популяциях не представляет опасности, если она не снижает потенциальной продуктивности, видового разнообразия, стабильности экосистемы;
• учет движения загрязняющих веществ по трофическим цепям с выделением критического по чувствительности и последствиям звена с учетом трансформации загрязняющих веществ и их совместного действия.
В основе экологического нормирования качества компонентов природной среды должны лежать следующие принципы [2]:
• принцип цели (приоритет долгосрочных последствий для общества и природы в целом над краткосрочными экономическими интересами
отдельных природопользователей, региональных интересов над локальными и т. д.);
• принцип опережения (организация исследований по разработке норматива должна предшествовать началу планируемого воздействия);
• принцип порога (установление критических пороговых значений воздействия хозяйственной деятельности, непревышение которых гарантирует сначала экологическую безопасность, а затем взаимодействие общественных и экологических систем, т.е. создание нооценозов);
• принцип саморегуляции (учет в хозяйственной деятельности не только положительных, но и отрицательных обратных связей, соблюдение баланса положительного и отрицательного экологических эффектов в системах стимулирования социально-экономического развития);
• принцип "слабого звена";
• принцип "больше не значит лучше" (переход на путь интенсификации технико-экономического развития за счет максимального качественного совершенства при минимальном количественном росте);
• принцип "джиу-джитсу" (максимальное использование внутрисистемных сил, способных действовать в нужном для общества направлении и компенсировать отрицательное антропогенное воздействие);
• принцип снижения удельного риска (развитие только таких направлений роста материального потребления, при которых обеспечивается снижение антропогенной нагрузки на единицу площади и единицу производимой продукции).
Экологические нормативы качества компонентов окружающей среды относятся к вторичным нормативам согласно приведенной классификации. В развитых странах вторичные нормативы понимаются как ограничители вредных воздействий, наносящих ущерб материальным и иным общественным ценностям.
В настоящее время в связи с неразработанностью проблем экологизации хозяйственной деятельности, отставания от развитых стран в общем уровне прикладных экологических исследований, которые используются в экологическом нормировании, система нормативов качества компонентов окружающей среды недостаточно разработана. Она включает в первую очередь санитарно-гигиенические регламенты качества компонентов среды (первичные нормативы).
Санитарно-гигиенические нормативы - это качественно-количественные показатели, соблюдение которых гарантирует безопасные или оптимальные условия существования человека. В связи с высокой социальной значимостью охраны здоровья человека санитарно-гигиеническое нормирование в нашей стране было разработано и внедрено в практику управления природопользования хронологически первым. Например, предельно допустимые гигиенические концентрации (ПДК) содержания в атмосферном воздухе первых 12 веществ были утверждены еще в 1930 году, тогда как национальные стандарты качества воздуха на содержание 6 веществ в США были приняты в 1980 году. Поэтому
иияиаиииии
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ
Таблица 1
Тип норми- рования Вид нормирования Разновидности нормирования Нормативы Цели нормирования
л ш Рн а ей Нормирование качества ОПС • Региональные (территориальные) и общегосударственные • Единичные и комплексные Установленные в соответствии с химическими показателями состояния ОС, в т.ч. нормативы ПДК химических веществ, включая радиоактивные вещества: • ПДК, ОДУ, МДУ, МДС, ОБУВ (единичные) • ПЗА, ПХЗ, Ъй, ЛПВ (комплексные) Установление пределов изменения естественных свойств ОС Оценка состояния ОС в целях сохранения естественных экосистем, генетического фонда биосферы
Н а ш ЕГ 2 ей Я &й ей ш н Установленные в соответствии с физическими показателями состояния ОС, в т.ч. с показателями уровней радиоактивности и тепла: • ПДУ воздействий
я ^ ® ° п о Рч 3 15 Рч о К Установленные в соответствии с биологическими показателями состояния ОС, в т.ч. видов и групп организмов, используемых как индикаторы качества ОС: • количество особей на единицу площади или объема; ПДК микроорганизмов Управление рисками
Иные нормативы качества ОС: шкалы техногенных и природных экологических рисков и др.
Нормирование допустимого воздействия на ОС Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов: • ПДВ, ВСВ, ПДС, ВСС, ПДВВ • Обеспечение соблюдения нормативов качества ОС с учетом природных особенностей территорий и акваторий. • Экологическая безопасность использования ПР, продукции и условий жизни
О О СЙ я к Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение: • Нормативы образования отходов, лимиты размещения отходов
п о « ш ч га о п ш 3 я ей П О Рч Нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и др. физических воздействий): устанавливаются для каждого источника исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на ОС, нормативов качества ОС, с учетом влияния других источников физических воздействий: • ПДУ воздействий • Экоэффективность производств • Сохранение природных и природно-антропогенных объектов, обеспечение устойчивого функционирования естественных экосистем и предотвращение их
3 15 Рч о К Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на ОС: устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности по каждому виду воздействия на ОС и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях: • ПДН применения агрохимикатов, ПДН рекреационной и строительной деятельности, ПДТН деградации • Оценка и регулирование воздействия источников воздействия на ОС, расположенных в пределах конкретных территорий и (или) акваторий.
и»
О
а
—1
о
О»
го
ы
о
Э
с*
га
13
о
'С
го
си
X
в-
си
си
X
о®
*=5
©г)
Нормативы допустимого изъятия компонентов ОС: определяются законодательством в соответствующих областях (недра, земли водные ресурсы и др.) и с учетом требований в области ООС, охраны и воспроизводства отдельных видов ПР: • нормативы рубок, нормативы (квоты) на вылов биоресурсов
Нормативы иного допустимого воздействия на ОС при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях ООС: • СЗЗ, ВОЗ, ЗСО, защитные полосы
Нормирование технологических процессов Нормирование технологических процессов Нормативы: • общегосударственные, региональные, отраслевые, на уровне предприятия; • по сфере регулирования Нормативы материалоемкости, энергоемкости и др. (удельное потребление видов сырья и энергии на единицу продукции) - требования ГОСТ, ОСТ, СНиП, СП, технологических регламентов • Декларация промышленной безопасности • Экологический, энергетический паспорт • Нормативные значения риска аварий Регламентация использования сырья и энергии (регламентация рационального использования ПР)
Нормирование качества продукции Санитарно-гигиеническое нормирование Разновидности нормативов по видам продукции • Нормативы содержания отдельных веществ и микроорганизмов в продукции; • допустимые уровни электромагнитного излучения приборов; • допустимые уровни вибрации и акустического воздействия Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и ОС
Общегосударственные и региональные нормативы
Организационно- управленческое Нормирование организационной структуры экологического управления Нормирование в области организации экологической безопасности • ГОСТ системы ССБТ; • отечественные и международные стандарты в области ВТ, в том числе стандарты менеджмента Организация эффективной системы управления природопользованием на основе унифицированного подхода
Регулирование организации ПОД предприятий • ГОСТ серии ИСО 14000, • ГОСТ системы 17 (Охрана природы)
Регулирование документации Терминологические ГОСТы Стандарты отчетности
и»
зс
о
а
о
—1
п>
п
с*
а
О»
го
ы
О
3
си
= 18
Энергобезопасность в документах и фактах
методологическая база гигиенического нормирования в настоящее время является теоретически обоснованной, методически проработанной и организационно оформленной.
Итак, нормирование в области охраны ОС заключается в установлении нормативов качества ОС, нормативов допустимого воздействия на ОС при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области ООС, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области ООС.
Разработка нормативов в области ООС предполагает проведение научных исследований по обоснованию нормативов. Формирование нормативов должно быть обосновано, они должны проходить экспертизу и утверждение и публиковаться. Кроме того, предполагается осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов, а также формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды. Важным моментом является также оценка и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.
В целом существующие стандарты в области природопользования принято подразделять следующим образом (по [2], с изменением):
• по уровню (масштабам применения):
- международные;
- национальные;
- региональные;
- местные;
• по целям применения:
- первичные: цель - охрана жизни и здоровья человека;
- вторичные: цель - охрана среды жизни и благосостояния человека;
• по объектам регулирования:
- природные объекты;
- вещества, материалы;
- технологические процессы и оборудование;
• по объектам регулирования:
- стандарты качества природных сред;
- параметры выбросов и сбросов;
- правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов;
- методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий;
- требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды;
- требования к средствам контроля и измерения состояний окружающей природной среды;
- требования к информации о состоянии окружающей среды.
Современная система экологического нормирования (табл. 1) достаточно обширна и в целом позволяет регламентировать взаимные влияния человека и окружающей среды по многим аспектам и с учетом многих факторов (региональные и местные особенности, более или менее жесткие по сравнению с зарубежными российские нормативы, особенности конкретных производств и отдельных технологиче-
ских процессов и др.). В нее включаются документы, регулирующие качество окружающей среды, воздействия хозяйственной деятельности, нормативы технологических процессов, нормативы качества продукции и организационно-управленческие нормативы.
В то же время недостатки системы нормирования становятся более заметными при попытке сгруппировать действующие на сегодня природоохранные, технологические и прочие экологически значимые регламентирующие документы по типам, видам, направлениям и др. В качестве основания для такой группировки наиболее целесообразно выбрать назначение. Кроме того, следует учесть уровень норматива (международный, федеральный региональный). Выделяемые группы нормативов характеризуются различными принципами и механизмами нормирования; для оценки эффективности их применения используются различные критерии.
Особую важность приобретает систематизация существующих экологических нормативных актов для практического применения в рамках управления конкретными отраслями и предприятиями. Из всего многообразия действующих нормативных документов необходимо выбрать соответствующие конкретной ситуации, управленческой задаче.
В качестве практической реализации такой систематизации можно предложить разработанную нами базу нормативно-правовых документов для предприятий энергетики. База включает в себя следующие разделы.
• Блок международных соглашений, конвенций и протоколов:
- Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 года (Монреаль, 16 сентября 1987 г.) с корректировками и поправками, внесенными вторым Совещанием Сторон (Лондон, 27-29 июня 1990 года) и четвертым Совещанием Сторон (Копенгаген, 23-25 ноября 1992 года), и дополнительно скорректированный седьмым Совещанием Сторон (Вена, 5-7 декабря 1995 года);
- Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (Международный договор от 11 декабря 1997 г.);
• Федеральные законодательные акты общего характера:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.);
- Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп. от 22 августа,
29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.);
- Федеральный закон "Об экологической экспертизе" (с изм. и доп. от 15 апреля 1998 г., 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г.);
- Федеральный закон "Об энергосбережении" (с изм. и доп. от 5 апреля 2003 г.);
- Федеральный закон "Об электроэнергетике" (с изм. и доп. от 22 августа, 30 декабря 2004 г.);
Экологическая безопасность
19 =
- Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" (с изм. и доп. от 10 февраля 1997 г., 10 июля, 30 декабря 2001 г., 28 марта
2002 г., 11 ноября 2003 г., 22 августа 2004 г.);
- Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп. от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 21 марта, 2 июля 2005 г.)и др.
Блок законов по охране атмосферного воздуха:
- Федеральный закон от 4 ноября 2004 г. № 128-ФЗ "О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата";
- Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 187-ФЗ "О ратификации Рамочного соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации и Протокола по вопросам претензий, судебных разбирательств и освобождения от материальной ответственности к Рамочному соглашению о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 4 ноября 1994 г. № 34-ФЗ "О ратификации Рамочной Конвенции ООН об изменении климата";
- Федеральный закон ”Об охране атмосферного воздуха” (с изм. и доп. от 22 августа
2004 г., 9 мая 2005 г.) и др.
Блок законов по охране водных объектов:
- Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г.,
30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 августа,
29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.);
- Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня
2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г.) и др.
Блок законов по охране и использованию земель:
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (с изм. и доп.
от 30 июня 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 22 июля 2005 г.);
- Лесной кодекс Российской Федерации от
29 января 1997 г. № 22-ФЗ (с изм. и доп. от
30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 21 июля 2005 г.);
- Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.);
- Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ "О землеустройстве" (с изм. на 18 июля 2005 г.) и др.
• Блок нормативно-правовых актов по обращению с отходами:
- Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп. от 29 декабря 2000 г., 10 января
2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая
2005 г.) и др.
• Нормативные и справочные документы:
- Постановления Правительства РФ;
- законы г. Москвы;
- приказы;
- ГОСТы;
- СНиПы;
- СанПиНы;
- РД;
- руководящие документы Ростехнадзора по г. Москве;
- рекомендации;
- методики расчёта загрязнения окружающей среды предприятиями ТЭК и расчёта природоохранных платежей.
Представленная нормативно-правовая база данных будет, в первую очередь, интересна управленческому составу на предприятиях, инженерам и экологам. С ее помощью пользователь получает доступ к классифицированным правовым и нормативным документам, касающимся энергетической и экологической безопасности на предприятиях ТЭК г. Москвы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Опекунов А.Ю. Экологическое нормирование. - СПб.: ВНИИ Океангеологии. 2001. - 216 с.
2. Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации: Уч. пособие/ Ю.Б. Осипов, Е.М. Львова. - М.: Изд-во "Варяг", 1996. - 270 с.
3. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.).
По вопросам приобретения нормативно-правовой базы обращаться по адресу: ecounivers@yandex.ru
И8ИИЙИИИИЙ