Научная статья на тему 'Система духовно-нравственных ценностей как национальная идеология и основа отечественного гуманитарного образования и воспитания'

Система духовно-нравственных ценностей как национальная идеология и основа отечественного гуманитарного образования и воспитания Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идеология / система духовно-нравственных ценностей / «Основы российской государственности» / Ideology / system of spiritual and moral values / “Fundamentals of Russian nation-building”

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Яков Андреевич Пляйс

Тема идеологического воспитания российской молодежи и населения страны в целом стала особенно актуальной после начавшейся 24 февраля 2022 г. специальной военной операции на Украине. Это событие убедительно показало, что в идеологическом образовании и патриотическом воспитании населения России образовалась большая брешь, которую невозможно заполнить, не имея соответствующих инструментов и механизмов влияния на умы людей и особенно — молодых. Указ Президента России В.В. Путина от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» призван заполнить идейный вакуум, образовавшийся сразу же после либерально-демократической революции, произошедшей в России в начале 90-х гг. прошлого века. Особую роль в решении проблемы идейного патриотического воспитания российской молодежи должен сыграть мировоззренческий вузовский курс «Основы российской государственности». При его разработке необходимо руководствоваться такими базовыми факторами, как глобальная миссия России, исторический опыт нации, уровень развития общества и государства, отношения с внешним миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Яков Андреевич Пляйс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The System of Spiritual and Moral Values as a National Ideology and the Basis of National Humanitarian Education and Upbringing

The special military operation in Ukraine, which began on February 24, 2022, made the subject of ideological education of Russian youth and the country’s population as a whole actual and inevitable. This event clearly showed that a large gap has appeared in the ideological education and patriotic upbringing of the Russian population. It is impossible to fill that gap without having the appropriate tools and mechanisms to influence the minds of people, especially young people. Decree of the President of Russia V. V. Putin No. 809 of November 9, 2022 “On approval of the fundamentals of State policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values” is destined to fill the ideological vacuum that had been formed immediately after the liberal democratic revolution in Russia, which took place in the early 90s of the last century. The ideological university course “Bases of Russian Nation-building” should play a special role in solving the problem of the ideological patriotic education of Russian youth. Such basic factors as the global mission of Russia, the historical experience of the nation, the level of development of society and the state, relations with the outside world should be the main ones during developing the ideological course.

Текст научной работы на тему «Система духовно-нравственных ценностей как национальная идеология и основа отечественного гуманитарного образования и воспитания»

оригинальная статья

DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-6-6-14 УДК 303.01(045)

Система духовно-нравственных ценностей

как национальная идеология и основа отечественного

гуманитарного образования и воспитания

я.А. Пляйс

Финансовый университет, Москва, Россия

аннотация

Тема идеологического воспитания российской молодежи и населения страны в целом стала особенно актуальной после начавшейся 24 февраля 2022 г. специальной военной операции на Украине. Это событие убедительно показало, что в идеологическом образовании и патриотическом воспитании населения России образовалась большая брешь, которую невозможно заполнить, не имея соответствующих инструментов и механизмов влияния на умы людей и особенно - молодых. Указ Президента России В. В. Путина от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» призван заполнить идейный вакуум, образовавшийся сразу же после либерально-демократической революции, произошедшей в России в начале 90-х гг. прошлого века. Особую роль в решении проблемы идейного патриотического воспитания российской молодежи должен сыграть мировоззренческий вузовский курс «Основы российской государственности». При его разработке необходимо руководствоваться такими базовыми факторами, как глобальная миссия России, исторический опыт нации, уровень развития общества и государства, отношения с внешним миром.

Ключевые слова: идеология; система духовно-нравственных ценностей; «Основы российской государственности»

Для цитирования: Пляйс я.А. Система духовно-нравственных ценностей как национальная идеология и основа отечественного гуманитарного образования и воспитания. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023;13(6):6-14. DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-6-6-14

original paper

The System of Spiritual and Moral Values as a National Ideology and the Basis of National Humanitarian Education and Upbringing

Ya.A. Plyais

Financial University, Moscow, Russia

ABSTRACT

The special military operation in Ukraine, which began on February 24, 2022, made the subject of ideological education of Russian youth and the country's population as a whole actual and inevitable. This event clearly showed that a large gap has appeared in the ideological education and patriotic upbringing of the Russian population. It is impossible to fill that gap without having the appropriate tools and mechanisms to influence the minds of people, especially young people. Decree of the President of Russia V. V. Putin No. 809 of November 9, 2022 "On approval of the fundamentals of State policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values" is destined to fill the ideological vacuum that had been formed immediately after the liberal democratic revolution in Russia, which took place in the early 90s of the last century. The ideological university course "Bases of Russian Nation-building" should play a special role in solving the problem of the ideological patriotic education of Russian youth. Such basic factors as the global mission of Russia, the historical experience of the nation, the level of development of society and the state, relations with the outside world should be the main ones during developing the ideological course. Keywords: Ideology; system of spiritual and moral values; "Fundamentals of Russian nation-building"

For citation: Plyais Ya.A. The system of spiritual and moral values as a national ideology and the basis of national humanitarian education and upbringing. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2023;13(6):6-14. DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-6-6-14

© Пляйс Я.А., 2023

введение

Есть целый ряд причин, объясняющих, почему тема, связанная с разработкой, утверждением и внедрением системы традиционных российских духовно-нравственных ценностей, равноценной национальной идеологии, стала в последнее время особенно актуальной1. Главным образом это произошло потому, что начавшаяся 24 февраля 2022 г. специальная военная операция на Украине убедительно доказала, что отрицание и отсутствие системы идейного воспитания молодежи и населения в целом неизбежно приводит к весьма негативным последствиям. Что выразилось не только в уклонении многих тысяч молодых людей от призыва и мобилизации (в том числе через их массовое скоропостижное бегство в ближнее и дальнее зарубежье), но и в их резко негативном отношении к происходящему на Украине и в российской внешней политике. Это, в частности, говорит о том, что в идейном воспитании молодежи образовалась большая брешь, которую будет очень трудно заполнить патриотическим содержанием. Однако ситуация оказалась намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. На самом деле брешь заполнять нечем, а призывов к патриотизму недостаточно. Полагаю, что именно это стало основной причиной появления специального указа Президента России Владимира Путина, посвященного государственной политике по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Проблема острого дефицита идейного воспитания молодежи и населения в целом возникла у нас, разумеется, намного раньше — сразу же после свершения либерально-демократической революции в начале 1990-х гг. Запрет государственной идеологии, официально закрепленный статьей 13 Конституции 1993 г., на мой взгляд,

1 Идеология — это система концептуально оформленных идей, которая формирует и выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики. Вместо определения «идеология» нередко используют словосочетание «система идейных (духовно-нравственных) ценностей», или просто «ценностей». Под «западными ценностями», например, понимаются именно духовно-нравственные ценности европейской цивилизации, которые не только свято чтутся, передаются от поколения к поколению, но и всячески охраняются. Опасаясь возрождения государственной идеологии или ее «второго пришествия», многие ее противники резко выступают против того, чтобы система духовно-нравственных ценностей приравнивалась к национальной идеологии и тем более к государственной.

является грубой ошибкой с далеко идущими негативными последствиями. В первую очередь потому, что идеологическое образование и воспитание — мощный инструмент формирования мировоззрения — одной из важнейших скреп любого государства. Если формирование мировоззрения населения и особенно молодежи пустить на самотек, то этим сразу же воспользуются всевозможные внутренние и внешние противники действующей власти или ее конкуренты. В результате избыток энергии молодых людей неизбежно выльется в создание всевозможных организаций, неформальных движений, сект и пр. Ситуация конца 80-х гг. прошлого века и последующих десятилетий предоставляет нам огромное число фактов, подтверждающих вышесказанное. В качестве примера можно привести молодежное движение «ЧВК-Редан». Объединяющее, по сообщениям печати, 200 тыс. человек, оно ярко проявило себя массовыми беспорядками и драками в различных городах России в конце февраля 2023 г. [1-3]2.

>:< >:< >:<

Переформатирование системы гуманитарного образования и воспитания в обязательном порядке происходит после любой социальной или промышленной революции в полном соответствии с их законами. Так было после Октябрьской революции 1917 г., в начале 1990-х гг., то же мы наблюдаем и сейчас.

Радикальная либеральная реформа гуманитарного образования и воспитания школьной и студенческой молодежи, начавшаяся сразу же после победы в России так называемой либерально-демократической революции, осуществлялась на основе не российских (как должно было быть в идеале), а заимствованных западных ценностей — в прямом соответствии с характером произошедшей революции. В ситуации начала 90-х гг. иное и не могло произойти. Не только потому, что организаторы этой революции были глубоко убежденными прозападниками, но и потому, что собственной, основательно продуманной и изложенной национально ориентированной идеологии ни у одной отечественной политической силы в то время не было. Более того, либералы считали, что другой идеологии, кроме западной, не может и не должно быть. Что же касается предыдущей идеологической

2 URL: https://rg.ru/2023/03/01/pautina.html

основы советской системы обучения и воспитания — марксизма-ленинизма, утратившего свою актуальность, то она была реформаторами решительно отправлена на «свалку истории», а новая, социал-демократическая (времен горбачевской перестройки), не оформилась до конца и поэтому не могла стать ни идеологией власти, ни основой системы обучения и воспитания молодежи.

>:< >:< >:<

Радикальная смена идеологий происходит не только в результате социальных и промышленных революций, но и при фундаментальных ци-вилизационных сдвигах, носящих тектонический характер и происходящих не так часто, как революции. Более того, эти сдвиги не всегда связаны с революциями, но их результатом неизменно является радикальная смена мировоззрения большинства населения и серьезные изменения в его менталитете. В более чем тысячелетней российской истории таких сдвигов было, как представляется, пять.

Первый, длившийся, по разным оценкам историков, примерно 100-150 лет, произошел в то время, когда восточные славяне переходили от язычества к православию. Борьба многобожия и единобожия закончилась, как хорошо известно, победой православия, постепенно утвердившегося не только как общественная вера, но и как идеология великокняжеской власти. Однако, несмотря на победу православия, некоторые элементы язычества навсегда сохранились в традициях и, соответственно, в менталитете многих россиян.

Второй связан с образованием на месте разрозненных, постоянно враждующих между собой княжеств единого централизованного государства (конец XV — середина XVI в.). Важным результатом этого сдвига было утверждение (впервые в российской истории) идеологии правящих сил, фактически государственной идеологии, стоящей отдельно от религиозной и заметно отличавшейся от нее. Ее ядром была формула «Москва — Третий Рим». Это означало, что впервые в нашей истории стала формироваться идеология власти, точнее говоря, ее зачатки. По своей силе и возможностям она еще не могла конкурировать с окончательно укоренившимся в массовом сознании православием, но заявка на ее существенную роль в общественной и государственной жизни стала очевидной. С этого момента началось не только взаимодействие двух

идеологий — религиозной (духовной) и светской, но и их скрытое, а нередко и открытое соперничество за политическую власть и влияние на умонастроения народа.

Третий сдвиг произошел, когда Россия стала империей (XVIII в.), и вместо сословно-предста-вительной монархии стала утверждаться абсолютная. На этом этапе роль светской идеологии (просвещенного абсолютизма) проявилась еще более явственно. Не случайно поэтому ее соперничество с православием (по-прежнему претендовавшим на роль государственной идеологии) также усилилось, что проявилось не только в церковной реформе Петра I, но и в реформах Екатерины II, заметно ограничивших материальные возможности, роль и влияние церкви на светскую власть и общество.

Четвертый и пятый цивилизационные сдвиги в нашей стране произошли в XX в., и по своему воздействию на общество, государство и окружающий мир были наиболее значительными и масштабными. Особенностями четвертого (коммунистического или социалистического) сдвига были, во-первых, бескомпромиссная борьба с религией в любых ее проявлениях, дошедшая практически до полного разрушения материальной базы церкви, а во-вторых, стремление распространить коммунистическую идеологию и практику на весь мир. Пятый сдвиг, часто характеризуемый как либеральный (исходя из характера произошедшей у нас революции), не менее оригинален, чем предыдущий, потому что либеральные ценности кардинально отличаются от традиционных духовно-нравственных, сложившихся в нашей стране в ходе исторического процесса. Данный сдвиг является, как представляется, главным идеологическим и мировоззренческим вызовом (разломом) за всю нашу историю, так как, в отличие от предыдущих, во время которых шла борьба двух основных идейных парадигм, в настоящее время борются между собой как минимум четыре, о которых будет сказано ниже [4].

Рано судить, чем закончится эта борьба, хотя хотелось бы, чтобы победили традиционные духовно-нравственные ценности, сложившиеся и проверенные веками как надежная скрепа общественной и государственной жизни. Однако какие бы революции ни происходили в идеологической сфере, история всегда подтверждала простую истину: укоренившиеся убеждения (даже если они навязаны сверху силой) крайне трудно

заместить. Поэтому новые взгляды нередко сосуществуют со старыми, особенно с теми, которые приходятся людям по душе. Подтверждением тому является, например, сохранение у многих народов в течение долгих веков после принятия православия элементов язычества, а в России — основ православной веры после 70 лет привития коммунистической идеологии и — элементов этой же идеологии после отказа от нее. Это говорит о том, что укорененная идеология способна сохраняться в генетической памяти населения очень долго, если не навсегда. И с данной особенностью человека власти обязаны считаться. Как бы там ни было, при внедрении новой идеологии нельзя обойтись без кардинальной реформы (революции) гуманитарного образования в целом и вузовского в частности.

>:< >:< >:<

Основными целями радикальной реформы (революции) в сфере гуманитарного образования являются:

• переформатирование мировоззрения населения, чтобы убедить его в обоснованности свержения прежней власти (конечно же, антинародной и прогнившей), а также обосновать безусловную справедливость и благоприятную перспективу произошедшей революции;

• внушение людям мысли о том, что им необходимо поддержать новую власть, быть лояльными и послушными, а также оказывать ей всяческую помощь.

Переформатирование сознания населения происходит в соответствии с идеологической основой произошедшей революции, ее целями и установками, обычно очень долго, трудно и, как правило, насильственно и даже кроваво.

Основные фундаментальные факторы, влияющие на мировоззрение и менталитет нации, а также на государственную политику по его формированию, это:

• Глобальная миссия страны. Для России она заключается, прежде всего, в гашении глобальных катаклизмов и регулировании мирового баланса сил. В мире не так много стран, которым такая миссия под силу, и лишь единицы способны это делать из века в век. Россия, к счастью (и к несчастью), — именно такая страна. Для успешной реализации данной миссии необходимо не только соответствующее географическое положение, но и народ, обладающий качествами (в особенности — самопо-

жертвования, самоограничения, сострадания) и менталитетом, благоприятствующими осуществлению миссии, а также лидеры, способные возглавлять этот народ3;

• Исторический опыт и сформировавшиеся духовно-нравственные национальные ценности, позволяющие стране сохраняться, защищаться от разного рода невзгод и агрессий — как внутренних, так и внешних, и последовательно развиваться;

• Уровень развития общества и государства и их состояние в конкретный исторический период времени;

• Отношения с внешним миром.

Первостепенное значение для любого человека имеют три важных фактора: 1) комфорт, влияющий на его физическое состояние; 2) благоприятные условия для умственных занятий; 3) душевное равновесие. Очень важен синтез этих факторов, и еще важнее их гармония. Мировоззрение и состояние души тесно взаимосвязаны. В связи с этим следует заметить, что разные идеологии отдают предпочтение разным факторам: либерализм — телу (плоти), коммунизм — сознанию, религиозные идеологии — душе. Поэтому национальная идеология, выступающая в качестве системы духовно-нравственных ценностей, крайне важна. Она должна включать в себя как религиозные (духовно-нравственные), так и светские начала, связанные с различными повседневными материальными интересами людей.

3 Для сравнения: идеологи нового вузовского курса «Основы российской государственности» видят ключевую миссию России в «сохранении нормальных человеческих ценностей в глобальном масштабе, в том числе в противостоянии их искажению». В пункте 5 Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом России В. В. Путиным 31 марта 2023 г. за № 229, говорится о том, что «Россия... выступает в качестве одного из суверенных центров мирового развития и выполняет исторически сложившуюся уникальную миссию по поддержанию глобального баланса сил и выстраиванию многополярной международной системы, обеспечению условий для мирного, поступательного развития человечества на основе объединительной и конструктивной повестки дня. (выделено автором). В пункте 6 говорится о том, что «Россия проводит самостоятельный и многовекторный внешнеполитический курс, продиктованный ее национальными интересами и осознанием особой ответственности за поддержание мира и безопасности на глобальном и региональном уровнях», (выделено автором), что также можно характеризовать как особую миссию нашей страны; Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2023 № 229). URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_ policy/official_documents/1860586/

ситуация в современной россии

Идейная основа гуманитарного образования и воспитания в постсоветской России. Вопреки законам социальной революции, кардинальная реформа гуманитарного образования и воспитания в постсоветской России, как уже отмечалось выше, состоялась не на собственной национальной идейной основе, а на заимствованной, а именно — либеральной, западного образца, оказавшейся, как выяснилось со временем, не вполне пригодной для российской национальной почвы. Так же произошло и в 1917 г. во время Великой Октябрьской социалистической революции, осуществленной большевиками, которые руководствовались, как известно, марксистской теорией, считавшейся универсальной для всего развитого мира. Для России, находившейся тогда не на самой высокой ступени социально-экономического и политического развития, необходимого для перехода к социалистической революции, эта идеология фактически была заимствованной, хотя и специально приспособленной к особенностям страны В. И. Лениным. Поэтому определенная часть населения так и не приняла эту идеологию, несмотря на поистине титанические усилия партии и государства по ее внедрению.

В начале 90-х гг. прошлого века в России все так сложилось в том числе потому, что «либералы» с самого начала предполагали осуществить не революцию, а радикальные экономические и политические реформы по западным образцам, в которые они верили, как в более прогрессивные и эффективные. Но, вопреки заявляемым намерениям, развитие процесса достаточно быстро привело к социальной революции, хотя и с большими особенностями и отклонениями от общих законов такого рода явлений [5, 6].

Копирование западной идеологической модели отразилось не только на гуманитарном образовании, но и на российской Конституции 1993 г., в которую включили 13-ю статью, сохраняющуюся до сих пор, о фактическом запрете государственной идеологии4. Также была заимст-

4 Не все считают, что государственная идеология в России запрещена. К числу таких персон относится, например, заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев. В одной из своих колонок в «Российской газете» он, в частности, отметил: «В 90-е годы в нашей стране укрепилась ошибочная точка зрения, согласно которой в России якобы запрещена государственная идеология. На самом деле в Конституции 1993 г. содержится запрет не на государственную идеологию как таковую, а на

вована учебно-методическая база гуманитарных дисциплин вузовского образования (особенно социально-политических). Со временем, однако, стало ясно, что их содержание вызывает немало вопросов и не воспринимается массовым менталитетом россиян так, как хотелось реформаторам, и, более того, даже противоречит ему. А возникший в результате отрицания коммунистической идеологии идейный вакуум быстро заполнился различными другими идеологиями, что уже представляло серьезную опасность, в том числе для действующей власти.

С учетом возникших крайне негативных последствий было решено определить идеологическую основу гуманитарного образования и воспитания, адекватную современным российским реалиям и особенностям российской цивилизации, не называя ее, однако, государственной идеологией, чтобы не войти в противоречие с действующей Конституцией. Этой основой стали ценности, прописанные в Указе Президента России В. В. Путина от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»5.

Следует признать, что бесследно для общества и особенно для молодых людей процесс индо-ктринации западных либеральных ценностей в России (и не только в России) не прошел и не мог пройти по определению, хотя бы потому, что были приложены не только огромные усилия, но и огромные средства. А специальная военная операция на Украине со всей очевидностью подтвердила, что российскую цивилизацию коллективный Запад не только не принимает, но предпринимает все, чтобы ее уничтожить. Учитывая сложившуюся ситуацию, В. В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации обратил внимание на то, что «все годы после развала Советского Союза Запад не оставлял попыток поджечь постсоветское пространство и, главное, окончательно добить Россию как самую большую сохранившуюся часть нашего исторического государственного пространства». Там же говорится: «С участием педагогов, ученых, специалистов мы должны серьезно

общеобязательную, то есть навязываемую силой. Но это не значит, что государство не может пропагандировать определенные ценности, поддерживать определенную систему взглядов и установок, в том числе в сфере образования, в сфере гуманитарных наук».

5 URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502

повысить качество школьных, вузовских учебных курсов, по гуманитарным наукам прежде всего, — истории, обществознанию, литературе, географии, — чтобы молодежь могла бы как можно больше узнать о России, ее великом прошлом, о нашей культуре и традициях»6. Продолжая линию, указанную в послании Федеральному Собранию, Владимир Путин 2 марта 2023 г. дал старт Году педагога и наставника в России и в режиме видеоконференции обратился к участникам пилотной образовательной программы «Школа наставника», которые собрались в Пятигорске в центре знаний «Машук». Основная идея его обращения к участникам программы состояла в том, что в России необходимо продолжить формирование суверенной системы образования на всех уровнях — от школы до колледжей и вузов. Говоря о том, что качество истории, общество-знания и других дисциплин будет повышаться, Путин напомнил, что с 1 сентября 2023 г. в школах начнут действовать единые, обязательные к применению федеральные образовательные программы по этим предметам. Президент также обещал поддержать идею проведения в нашей стране в четвертый раз Всемирного фестиваля молодежи и студентов [7]7.

ситуация на идеологическом фронте

В результате идеологической сумятицы и идейной неразберихи, начавшейся еще во время перестройки, за прошедшие после распада СССР годы между различными идеологическими течениями, в том числе светскими (либеральным, консервативным, социал-демократическим и др.), партийными (консервативным, коммунистическим, либерально-демократическим и др.) и религиозными (православием, исламом, буддизмом, иудаизмом и др.), развернулась острая борьба. У всех из них имеются различные каналы воздействия на массовое сознание. Также весьма популярны глобальные коммуникационные и социальные сети, которые по степени своего влияния (особенно на молодое поколение), пожалуй, более эффективны, чем светские идеологии. Важной особенностью текущей ситуации на идеологическом фронте является высокая динамика всех процессов и их переменчивость.

6 URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/ statements/70565

7 URL: https://rg.ru/2023/03/02/urok-dlinoiu-v-god.html

Учитывая безусловную важность и объективную необходимость этой скрепы, наша верховная власть в конечном счете решилась принять и опубликовать Указ Президента России В. В. Путина за № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Это развернутый документ, состоящий из 5 глав и 32 статей, некоторые из которых, а именно 4-я, 5-я и 6-я, как мне представляется, имеют особое значение, потому что содержат определение традиционных ценностей, к которым относятся «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшее свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России».

В 5-й статье перечисляются традиционные ценности: «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».

В 6-й статье говорится о том, что «значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан», оказали религии — христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие, из которых «особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию».

10-я статья посвящена тому, как следует ре-ализовывать содержание Указа «в области образования и воспитания, работы с молодежью, культуры, науки, межнациональных и религиозных отношений, средств массовой информации и массовых коммуникаций, международного сотрудничеств». Проведением такой государственной политики должны также заниматься «федеральные органы государственной власти, ведающие вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, общественной безопасности, и иные органы публичной власти в пределах своих полномочий».

При необходимости положения Основ «подлежат корректировке не реже одного раза в шесть лет».

об идейной основе отечественного гуманитарного вузовского

образования

Нормативная база для принятия решения о включении в вузовскую учебную программу нового мировоззренческого курса была, как считают идеологи — архитекторы курса «Основы российской государственности» — подготовлена ранее. В частности, в 2020 г. приняты поправки к Конституции РФ, подписан Указ Президента России о национальных целях развития России до 2030 г., в 2021 г. утверждена Стратегия национальной безопасности. Кроме этого, в целях реализации проекта «ДНК России» были инициированы грантовые исследования десятков научных коллективов. В Сочи состоялась научно-просветительская конференция с участием более 200 обществоведов из 86 вузов со всей страны. Регулярные круглые столы, исследовательские семинары и креативные сессии, научный клуб «Гуманитарный реактор» также должны дополнять и корректировать действия организаторов проекта «ДНК России». Проведенные исследования показали, что для российской цивилизации остаются актуальными такие ценности, как: созидание — для человека, любовь — для семьи, единство — для общества, порядок — для государства и миссия — для страны. В процессе исследований были определены и «ценностные константы» российской цивилизации, сформировавшиеся в процессе ее исторического развития: общинность, чувство долга и сверхцели, экзистенциальная устойчивость и приоритет нематериального над меркантильным. Выявленные ценности было решено положить в основу нового мировоззренческого вузовского курса (в соответствии с поручением Президента Владимира Путина от 29 января 2023 г.) «Основы российской государственности».

Принятию такого решения предшествовала значительная работа. Начало ей было положено на Научно-просветительской конференции по проблемам мировоззрения и общественных наук «ДНК России», состоявшейся в г. Сочи 26-30 октября 2022 г. Инициированная администрацией президента России, эта конференция имела цель осмыслить и сформулировать базовые разделы нового вузовского курса. Было решено, что он

будет состоять из пяти блоков: человек, семья, общество, государство, страна — «пентабазис». Каждому элементу этого базиса подобрали ценностные месседжи: «патриотизм» — для уровня страны; «доверие к общественным институтам» — для уровня государства; «согласие» — для уровня общества; «традиции» — для уровня семьи; «созидание» — для уровня человека [8]8.

Обращая особое внимание на такие качества, как созидание, служение, солидарность, стабильность, суверенитет, идеологи — архитекторы нового вузовского курса А. Д. Xаричев и А. В. Полосин отдельно отмечают важность ориентира справедливость, объединяющего такие смыслы, как правда, честность, достоинство.

После вышеизложенного возникают следующие вопросы: в какой мере те ценности и ориентиры, которые были выявлены в процессе многочисленных грантовых исследований, соответствуют перечисленным в Указе президента России от 09.11.2022 № 809, и какие должны быть положены в основу вузовского гуманитарного курса? каким должен быть вузовский курс «Основы российской государственности», если учитывать основное требование, предъявляемое к нему его идеологами, что он должен быть мировоззренческим? должен ли это быть единый курс, состоящий из различных частей: исторической, философской, правовой, экономической, социологической, или они должны войти в различные соответствующие курсы, ныне преподаваемые в вузах, в соответствии с требованиями специальной междисциплинарной комиссии, состоящей из наиболее авторитетных отечественных ученых и педагогов?

Вывод из всего вышеизложенного состоит в том, что в истории России еще никогда не было такой государственной идеологии, которая бы в полной мере соединяла в себе и духовно-нравственные ценности, и те, что отвечают материальным интересам людей. Православная религия, которая до начала XIX в. являлась безраздельно господствующей общественной верой и государственной идеологией, соответствовала одной, духовно-нравственной стороне образования и воспитания, а пришедшая ей на смену триада министра образования князя Уварова «Православие, самодержавие, народность» в определенной мере учитывала также матери-

8 URL: https://www.kommersant.ru/doc/5652423?ysclid=le1lx uaquh848606331

альные интересы населения. Коммунистическая идеология была ориентирована преимущественно на материальные интересы населения, хотя 10 заповедей морального кодекса строителя коммунизма, включенные в программу КПСС 1961 г., фактически копировали православные духовно-нравственные ценности. В Указе Президента Владимира Путина от 09.11.2022 № 809 объединены и одни, и другие ценности. На этом основании можно заключить, что в нашей стране впервые в истории утвержден кодекс норм и правил образования и воспитания населения, который можно считать национальной идеологией, фактически выполняющей роль государственной.

Необходимо понять, каким должен быть учебный курс, призванный сформировать такое мировоззрение молодого человека, которое было бы не только глубоко патриотичным по своей сути, но и адекватным, т.е. соответствовало интересам российского общества и государства. В условиях, когда потеряно несколько десятилетий из-за идеологического вакуума, наступившего в начале 90-х гг. прошлого века, выполнить эту задачу будет крайне сложно. Однако необходимо определить, каким должно быть содержание этого курса, его структура, методика преподавания и пр. Ниже излагается предложение автора.

каким должен быть вузовский курс «основы российской государственности»? (проект)

Учитывая комплексный характер нового курса и его мировоззренческую направленность, предлагается следующая структура: — Предисловие.

часть i. начало, зарождение и формирование основ государственности

— Глава I. Российская цивилизация: особенности и трансформация в процессе исторического развития [генотип российского человека; система основных ценностей; миссия(и) России, объективный характер ее (их) природы и защиты].

Глава II. Основные этапы формирования российской государственности, их краткая характеристика, отличительные черты. [Древняя Русь; переход от язычества к православию; Русь в период удельно-княжеской раздробленности; образование Московского царства (пере-

ход к централизованному государственному устройству); образование Российской империи как неклассической, ее характерные черты и особенности; Российская империя в эпоху трансформаций XVIII — начала ХХ в.; СССР — проект, опередивший время; современная Россия].

часть ii. основы государственности

Глава III. Правовые основы российской государственности (генезис власти, ее особенности; взаимодействие власти и общества; зарождение, развитие и состояние гражданского общества, его особенности в России; светская власть и церковь).

Глава IV. Экономические основы российской государственности (особенности географии, климата, ресурсной базы; влияние миссии, внешней среды и других базовых факторов на экономическую политику государства).

Глава V. Культурологические основы российской государственности (образование, наука, искусство, спорт).

Глава VI. Российская цивилизация в контексте других цивилизаций (взаимовлияние и взаимодействие основных мировых цивилизаций, роль внешних факторов в развитии российской цивилизации).

Заключение.

Список рекомендованной литературы.

выводы

Подводя итог, хотелось бы обратить внимание на то, что авторский коллектив учебника должен состоять из специалистов, основательно знающих тот раздел курса, за разработку которого они отвечают.

Ознакомившись с концепцией нового вузовского курса «История России», одобренного в начале февраля 2023 г. Министерством науки и высшего образования, должен заметить, что его правильнее было бы назвать «Россия и мир», и он трудноусвояемый в силу своей масштабности. Главное, однако, что это такой же хронологический курс, как и прежние, нацеленный главным образом на запоминание фактов, событий, личностей, но не на понимание истории, а именно это должно быть главным в нем. Кроме того, он во многом повторяет «Основы российской государственности». Таким образом, проблема состоит еще и в том, чтобы не допустить или устранить дублирование между этими мировоззренческими дисциплинами.

список источников

1. Козлова Н. Беспорядки «пауков»: что известно о подростковом движении ЧВК «Редан», устроившем драки в торговых центрах. URL: https://rg.ru/2023/02/27/reg-szfo/pauk-v-kletchatyh-shtanah. html?ysclid=lg52dnymio127120773

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Емельяненко В., Новоселова Е., Яковлева Е. Новая субкультура. Надо ли бояться «пауков» и как остановить драки «Редан»? URL: https://rg.ru/2023/03/02Arov-dlia-anime.html?ysclid=lg52dpa16h351760196

3. Елков И. Откуда появилось подростковое движение «ЧВК Редан» и почему вышло из виртуального мира в реальный. URL: https://rg.ru/2023/03/01/pautina.html

4. Пляйс Я. А., ред. Российская цивилизация: особенности и пути модернизации. Доклады и выступления на межвузовской научно-практической конференции (17-18 октября 2001 г.). М.: Финансовая академия при Правительстве РФ; 2002. 328 с.

5. Пляйс Я. А. Политология в контексте переходной эпохи в России. М.: РОССПЭН; 2010.

6. Пляйс Я. А. Марксизм и социальные революции в России. М.: Центркаталог; 2018.

7. Герейханова А. Урок длиною в год. URL: https://rg.ru/2023/03/02/urok-dlinoiu-v-god.html

8. Васильева А., Винокуров А. Полный пентабазис. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5652423?ysclid=l e1lxuaquh848606331

references

1. Kozlova N. Riots of the "spiders": what is known about the teenage movement of the Redan PMC, which organized fights in shopping centers. URL: https://rg.ru/2023/02/27/reg-szfo/pauk-v-kletchatyh-shtanah. html?ysclid=lg52dnymio127120773 (In Russ.).

2. Emelyanenko V., Novoselova E., Yakovleva E. New subculture. Should we be afraid of "spiders" and how to stop "Redan" fights? URL: https://rg.ru/2023/03/02/krov-dlia-anime.html?ysclid=lg52dpa16h351760196 (In Russ.).

3. Elkov I. Where did the teenage movement "PMC Redan" come from and why did it come out of the virtual world into the real one. URL: https://rg.ru/2023/03/01/pautina.html (In Russ.).

4. Plyais Ya.A., ed. Russian civilization: features and ways of modernization. Reports and speeches at the interuniversity scientific and practical conference (October 17-18, 2001). Moscow: Financial Academy under the Government of the Russian Federation; 2002. 328 p. (In Russ.).

5. Place Y. A. Political science in the context of the transition era in Russia. Moscow: ROSSPEN; 2010. (In Russ.).

6. Place Y. A. Marxism and social revolutions in Russia. Moscow: Tsentrkatalog; 2018. (In Russ.).

7. Gereykhanova A. A year-long lesson. URL: https://rg.ru/2023/03/02/urok-dlinoiu-v-god.html (In Russ.).

8. Vasilyeva A., Vinokurov A. Complete pentabasis. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5652423?ysclid=le1l xuaquh848606331 (In Russ.).

информация об авторе / about the author

Яков Андреевич Пляйс — доктор исторических наук, доктор политических наук, профессор, профессор-

исследователь департамента политологии, Финансовый университет, Москва, Россия

Yakov A. Plyais — Dr. Sci. (Hist.), Dr. Sci. (Pol.), Professor, Research Professor of the Political Science Department,

Financial University, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0001-5837-0256

yplyas@fa.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 16.04.2023; принята к публикации 10.05.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article was received on 16.04.2023; accepted for publication on 10.05.2023. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.