Научная статья на тему 'ОБЩЕРОССИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ КАК СИМВОЛИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ: ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ПРОПАГАНДЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ОБЩЕРОССИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ КАК СИМВОЛИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ: ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ПРОПАГАНДЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
219
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ПРАЗДНИКИ / СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / «КОНСЕРВАТИВНЫЙ ПОВОРОТ» / СЕМЬЯ / ПРАВОСЛАВИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ефремова Валентина Николаевна

Статья отражает результаты исследования политического использования общероссийских праздников, способствующих пропаганде традиционных ценностей в современной России. Автор показывает, что идеологическая составляющая «изобретенных» в последние десять лет и существующих общенациональных праздников складывалась на фоне культурной и ценностной полемики внутри страны, а также «консервативного поворота». Главным нравственным ориентиром становится семья в ее традиционном понимании. В статье обсуждаются особенности символического использования и институционализации Дня семьи, любви и верности, Дня матери и Дня отца. При этом важным союзником властвующей элиты в деле защиты ценностей и духовно-нравственного воспитания молодежи становится Русская православная церковь, предлагающая собственную социально-политическую доктрину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN NATIONAL HOLIDAYS AS SYMBOLIC MARKERS OF POLITICAL CHANGES: THE ROLE AND SIGNIFICANCE IN THE PROMOTION OF TRADITIONAL VALUES IN MODERN RUSSIA

The article studies the political usage of national holidays contributing to the promotion of traditional values in modern Russia. The article demonstrates that the ideological component of the national holidays “invented” in last 10 years took shape affected with cultural and value confrontation and «conservative turn». Traditional family becomes the main moral reference point. The article discusses the features of the symbolic use and institutionalization of the Family, Love and Fidelity Day, Mother's Day and Father's Day. The Day of Christening of Russia (memorable date), the Day of Slavic culture and writing commemorate and reflect a special cultural tradition and contribute to the Russian «cultural code». At the same time, the Russian Orthodox Church becomes the main ally of the ruling elite in protecting values and spiritual and moral education of youth, by offering its own socio-political doctrine.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕРОССИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ КАК СИМВОЛИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ: ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ПРОПАГАНДЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

В.Н. ЕФРЕМОВА*

ОБЩЕРОССИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ КАК СИМВОЛИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ: ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ПРОПАГАНДЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ1

Аннотация. Статья отражает результаты исследования политического использования общероссийских праздников, способствующих пропаганде традиционных ценностей в современной России. Автор показывает, что идеологическая составляющая «изобретенных» в последние десять лет и существующих общенациональных праздников складывалась на фоне культурной и ценностной полемики внутри страны, а также «консервативного поворота». Главным нравственным ориентиром становится семья в ее традиционном понимании. В статье обсуждаются особенности символического использования и институционализации Дня семьи, любви и верности, Дня матери и Дня отца. При этом важным союзником властвующей элиты в деле защиты ценностей и духовно-нравственного воспитания молодежи становится Русская православная церковь, предлагающая собственную социально-политическую доктрину.

* Ефремова Валентина Николаевна, кандидат политических наук, научный сотрудник Отдела политической науки, Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН (Москва, Россия), e-mail: efremova-valentina@mail.ru

1 Статья подготовлена в рамках проекта «Основные тенденции трансформации мемориальной культуры и коммеморативных практик в России (конец 2010-х - начало 2020-х годов): комплексный междисциплинарный анализ» (государственный номер 122101100024-8), реализуемого в Институте научной информации по общественным наукам РАН по итогам отбора научных проектов, поддержанных Министерством науки и высшего образования РФ и Экспертным институтом социальных исследований.

DOI: 10.31249/poln/2023.02.05

Ключевые слова: праздники; символическая политика; традиционные ценности; «консервативный поворот»; семья; православие.

Для цитирования: Ефремова В.Н. Общероссийские праздники как символические маркеры политических изменений: их роль и значение в пропаганде традиционных ценностей в современной России // Политическая наука. - 2023. -№ 2. - С. 114-139. - БО!: http://www.doi.org/10.31249/poln/2023.02.05

В последние два года указами президента российский календарь пополнился несколькими новыми общероссийскими праздниками. Это День народных художественных промыслов1 (последнее воскресенье июня), День отца2 (третье воскресенье октября), День семьи, любви и верности3 (8 июля). Новые праздники не относятся ни к государственным, т.е. имеющим статус официальных нерабочих дней, закрепленных в Трудовом кодексе РФ, ни к памятным датам, ни к дням воинской славы (регламентируются Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах»). Их статус определяется подзаконными актами (указами президента), а значит, оказывается на ранг ниже. Все новые даты объединяет их направленность на укрепление престижа семьи в ее традиционном понимании, а также на духовно-нравственное воспитание молодежи.

Российский праздничный календарь постепенно наполнялся датами, которые связаны с традиционным укладом, воспитанием или семьей. Так, День матери (последнее воскресенье ноября)4 был утвержден в 1998 г. первым президентом РФ Б.Н. Ельциным. Особое культурное значение имеют даты, связанные с историческим наследием - День славянской письменности и культуры (24 мая,

1 Указ Президента Российской Федерации от 17.06.2022 г. № 384 «О Дне народных художественных промыслов» // Президент России. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47943 (дата посещения: 10.01.2023).

2 Указ Президента Российской Федерации № 573 от 04.10.2021 «О Дне отца». - Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/a2NW3nNBWtBx ZDE27Iv0Z5gTk5mPCRrm.pdf (дата посещения: 10.01.2023).

3 Указ Президента Российской Федерации от 28.06.2022 г. № 411 «О Дне семьи, любви и верности» // Президент России. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47966 (дата обращения: 11.01.2023).

4 Указ Президента Российской Федерации от 30.01.1998 г. № 120 // Президент России. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/11964 (дата посещения: 13.01.2023).

введен Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г.) и День крещения Руси (28 июля, стал памятной датой путем внесения поправок в Федеральный закон о днях воинской славы от 1 июня 2010 г.).

Добавление к уже существующим в российском календаре новых дат можно расценивать как своеобразный результат «консервативного поворота» в символической политике правящего режима, который произошел после 2012 г. под влиянием протестных настроений и охлаждения отношений с западными партнерами [Бызов, 2015; Мельвиль, 2017; Bemsand, Тётдшз1;-Plewa, 2019]. При этом особое внимание политические элиты стали уделять общественным дискуссиям о прошлом [Миллер, 2020; Малинова, 2017], а также представлениям о ценностно-символических основаниях российской политики, нашедшим отражение и в ходе обсуждения поправок в конституцию в 2020 г. [Малинова, 2021]. Очевидно, что речь идет о задействовании потенциала общенациональных праздников для мобилизации макрополитической идентичности, которая бы способствовала консолидации российского общества перед лицом новых политических вызовов.

Стратегия властей в отношении общероссийских праздничных дат в последние десять лет реализуется в двух направлениях. С одной стороны, это поиск союзников, которые могут быть заинтересованы в пропаганде традиционных ценностей и самобытности российского народа. С другой стороны, это выработка практик, которые отвечали бы запросу на укрепление государственного единства и сохранение традиций.

В фокусе внимания данной статьи находятся общероссийские праздники, а также одна памятная дата (День крещения Руси), используемые в рамках пропаганды традиционных ценностей и трансформации в соответствующем направлении макрополитической идентичности. Речь пойдет не только о символическом курсе власти, но и о стратегиях других политических акторов. За рамками данного исследования останутся так называемые профессиональные праздники, связанные с воспитанием молодежи (День учителя, День преподавателя высшей школы, День воспитателя и всех дошкольных работников, День школьника и др.), поскольку эта категория дат требует отдельного рассмотрения.

Здесь и далее общероссийские праздники рассматриваются как инструменты символической политики1. Праздники как ценностно нагруженные символические акты не только «укрепляют веру в реальность участия граждан в управлении государством», но благодаря им достигается «согласие с условиями, которые позволяют поддерживать политический порядок» [Edelman, 1971, p. 12].

В контексте смены исторических эпох праздники являются одними из наиболее «ощущаемых» маркеров социально-политических и ценностных изменений. Как продемонстрировали в своем исследовании Ш. Шварц и А. Барди на примерах стран Восточной Европы, приверженность принципам консерватизма и иерархии, поворот в сторону традиционных ценностей можно расценивать как «ценностную адаптацию». Поддержка традиционных ценностей не означает, что население активно поддерживает конкретный политический режим или соглашается с его действиями, но показывает, что люди приспосабливаются к соответствующему режиму [Schwartz, Bardi, 1997]. К числу ценностей, которые используются в качестве индексов «ценностной адаптации», Ш. Шварц и А. Барди относят социальный порядок, уважение к традициям, безопасность семьи и почитание родителей и старших. Стремление к этим ценностям помогает преодолеть неопределенность в жизни [ibid., p. 389].

Изучая праздники, вербально представляющие собой идеологические конструкции, можно зафиксировать доминирующие в публичной политике идеи и ценности. Следуя традиции социального конструктивизма, общероссийские праздники понимаются нами как символические практики. Как заметил В.В. Волков, такое понимание «практики» «имеет определенную ценность для достижения методологических компромиссов» [Волков, 1997, с. 9] и позволяет подчеркнуть активность политических акторов, участвующих в конструировании социальной реальности.

Иными словами, то, что мы празднуем (ценностная составляющая), и как мы это делаем (практики), позволяет проследить, как меняются ценностные ориентиры общества, как происходит

1 Под символической политикой вслед за О.Ю. Малиновой здесь понимается «деятельность, связанная с производством различных способов интерпретации социальной реальности и борьба за доминирование в публичном пространстве» [Малинова, Миллер, 2021, с. 15]. Политика памяти является частным случаем символической политики.

конкуренция идей, а также какие политические технологии используются в публичной сфере. С учетом вышесказанного в настоящем исследовании упор сделан на нарративах, ценностях, ритуалах и других практиках, сложившихся вокруг общероссийских праздников.

«Консервативный поворот» и оформление российского варианта традиционности

Прежде чем переходить к обзору символического использования общероссийских праздников, зафиксируем некоторые особенности ценностных изменений, происходивших в российском обществе с середины 2000-х годов.

Тематика традиционных ценностей в риторике первых лиц государства развивалась по мере роста внимания к проблемам семьи и рождаемости. В мае 2006 г. президент В.В. Путин в послании Федеральному собранию заявил о проведении ряда мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в стране1. Новая социальная политика, объявленная президентом, предусматривала комплекс мер по административной, финансовой и социальной поддержке семей. В частности, в России с 2007 г. выдаются «родовой сертификат» и «материнский капитал». Распоряжением правительства РФ 2008 год был объявлен годом семьи2. Программа предусматривала серию мероприятий по сохранению здоровья, подготовке спортивных праздников и культурных выставок, приуроченных ко Дню матери или Международному дню здоровья.

Рост внимания к теме семьи и материнства проходил на фоне роста политической напряженности и дискуссий по проблемам культуры внутри страны, а также разворота в сторону традиционных ценностей. Как отметил И.Б. Будрайтскис, поддержка В.В. Путина на выборах 2012 г. «определялась не только полити-

1 Послание Президента Российской Федерации от 10.05.2006 г. б/н (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства) // Президент России. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/23819/page/1 (дата посещения: 08.01.2023).

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 г. № 1405-р. - Режим доступа: http://government.ru/docs/all/61520/ (дата посещения: 06.10.2022).

ческими аргументами (главным из которых был страх дестабилизации), но верностью народа самому себе, основополагающим ценностям (православию и авторитету государства), без которых было бы невозможно сохранение России в прошлом» [Будрайт-скис, 2020, с. 18].

Смена приоритетов национальной политики отразилась в принятии ряда документов, определяющих стратегию государства в данной сфере. С 2012 г. в России действует «Стратегия государственной национальной политики до 2025 года», которая пришла на смену аналогичной стратегии, утвержденной в 1996 г. Целью данного документа является «укрепление государственного единства и целостности России», «сохранение этнокультурной самобытности»1. Стратегия, по сути, представляет собой программу поддержки традиционных ценностей. Так, в качестве одной из приоритетных задач декларируется «вовлечение этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций в деятельность по развитию межнационального и межконфессионального диалога, возрождению семейных ценностей, противодействие экстремизму, национальной и религиозной нетерпимости»2.

Другим важным шагом в оформлении российской традиционности стал запрет на усыновление детей однополыми семьями. Соответствующие поправки были внесены в статью 127 Семейного кодекса РФ в 2013 г. С этого же года в стране запрещена ЛГБТ-пропаганда среди несовершеннолетних.

Присоединение Крыма и нарастание конфронтации с Западом способствовали укреплению курса на противостояние «ложным ценностям» [Будрайтскис, 2020, с. 19]. Сплочение нации виделось властвующей элитой через призму культуры, морали и исторического выбора, о чем неоднократно говорил В.В. Путин в своих выступлениях. На основе этой триады происходило конструирование макрополитической идентичности и российского «культурного кода».

Поворот к ценностному консерватизму поставил вопрос о необходимости закрепления традиционного понимания института се-

1 Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2012. - 19 декабря. - Режим доступа: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201212190001 ?index= 2&rangeSize=1 (дата посещения: 20.11.2022).

2 Там же. С. 13.

мьи и брака. Распоряжением правительства РФ летом 2014 г. была принята «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 года». По замыслу авторов, документ был направлен «на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни обще-ства»1. Брак рассматривается как «союз мужчины и женщины... в целях создания семьи, рождения и (или) совместного воспитания детей»2. Концепция государственной семейной политики перекликается с «Основами социальной концепции Русской православной церкви»3, утвержденными Архиерейским собором еще в 2000 г.

Часть поправок в Конституцию, принятых в 2020 г., носили идеологический (ценностный) характер и на деле закрепили ряд важных консервативных положений4. В число задач правительства РФ теперь входит «укрепление и защита семьи, сохранение традиционных семейных ценностей»; брак понимается как «союз мужчины и женщины», а дети являются «важнейшим приоритетом государственной политики». Также в Конституцию были добавлены положения о вере в Бога, русском языке как языке «государствообра-зующего» народа, преемственности российской государственности, «защите исторической правды».

Вслед за изменением Конституции последовала корректировка «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Новая редакция от 2 июля 2021 г. не только декларирует необходимость защиты «традиционных духовно-нравственных основ российского общества»5, но называет их нравственными

1 Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. - 2014. - Режим доступа: http://static.government.ru/ media/files/MyVeIiu5Nu8.pdf (дата посещения: 06.10.2022).

2 Там же. С. 35.

3 Стоит отметить, что Русская православная церковь (РПЦ) нередко выступает в роли обособленного политического актора, тесно сотрудничающего с государством, но при этом имеющего собственный интерес, часто выражающийся в укреплении своих позиций в ряду других религиозных организаций.

4 Подробнее см. исследование о поправках к Конституции О.Ю. Малиновой [Малинова, 2021].

5 Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/

ориентирами. Перечень ценностей выдержан в предельно абстрактном духе: «... жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России»1. На XIX Ежегодном заседании дискуссионного клуба «Валдай» В.В. Путин заявил о необходимости уважать традиционные ценности. «Их нельзя никому навязать, а необходимо уважать, бережно относиться к тому, что веками выбирал каждый народ. Такой подход выбирает большинство цивилизаций»2, - заявил президент.

Принятые 9 ноября 2022 г. указом президента «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»3 фактически стали продолжением «Стратегии национальной безопасности». «Угрозу традиционным ценностям», согласно указу, представляют «деятельность экстремистских и террористических организаций, отдельных средств массовой информации и массовых коммуникаций, действия Соединенных Штатов Америки и других недружественных иностранных государств, ряда транснациональных корпораций и иностранных некоммерческих организаций, а также деятельность некоторых организаций и лиц на территории России»4. Следом, в ноябре - декабре 2022 г., В.В. Путин подписал пакет законов, за-

Боситеп1/У1е№/0001202107030001?гш1ех=3&га^е812е=1 (дата посещения: 26.11.2022). С. 6-7.

1 Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: М1р://риЬИса11оп.ргато^оу.ги/Ооситеп1/ У1е№/0001202107030001?таех=3&га^е8ке=1 (дата посещения: 26.11.2022). С. 36-37.

2 Пленарная сессия в рамках XIX Ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» [Видео]. - 2022. - 27 октября. - Режим доступа: https://ru.valdaiclub.com/multimedia/video/plenarnaya-sessiya-v-ramkakh-xix-zasedaniya-kluba-valday/ (дата посещения: 12.12.2022).

3 Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Президент России. -Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата посещения: 14.01.2023).

4 Там же.

прещающих пропаганду «нетрадиционных сексуальных отношений или предпочтений», смены пола и педофилии в рекламе, книгах, кино и СМИ. Новые нормативные акты уже вызвали волну обеспокоенности со стороны издательского сообщества, а также представителей культуры и театральной общественности.

Символическое использование Дня матери и Дня отца в России

Переходя к обзору практик использования праздников, отметим, что День матери и День отца - два праздника, которые имеют международные аналоги, однако их символическое использование определяется задачами внутриполитической стратегии и тактики российской власти.

Утверждение Дня матери в России проходило на фоне демографического кризиса. Депутаты Государственной думы второго созыва обсуждали законопроект об утверждении Дня матери на осенней сессии 1997 г. Праздник, по мнению депутата от КПРФ, заслуженного учителя России А. Апариной, должен был стать «одним из достаточно значимых в плане объединения общества на идеях добра, почитания матери»1, а также способствовать повышению статуса материнства. Параллельно в Думе обсуждались ратификация «Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями», принятая 67-й сессией Генеральной конференции Международной организации труда 23 июня 1981 г. в Женеве2, а также гарантии для детей-сирот. Однако проект утверждения праздника не прошел согласование у президента и был отклонен3 по формальным основаниям, так как являлся предметом регулиро-

1 Стенограмма заседания 15 октября 1997 г. // Государственная дума. Официальный сайт. - Режим доступа: http://transcript.duma.gov.ru/node/2693/#sel= (дата посещения: 08.01.2023).

2 Стенограмма заседания 10 октября 1997 г. // Государственная дума. Официальный сайт. - Режим доступа: http://transcript.duma.gov.ru/node/2695/ (дата посещения: 08.01.2023).

3 Законопроект № 97801859-2 «Об установлении праздника - День Матери» // СОЗД. - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/97801859-2? ysclid=lcu18o0q1t112413330#bh_histras (дата посещения: 15.01.2023).

вания подзаконных актов. Спустя пару месяцев вышел президентский указ об учреждении праздника Дня матери.

Дискуссии об утверждении Дня отца в то время практически не велось. Дело в том, что День матери имел свою историю, хоть и недолгую, в дореволюционный период, а в 1990-е годы уже начал отмечаться в ряде регионов России, например в Республике Саха. Это был первый регион, власти которого обратили особое внимание на значимость «женщины-матери, хранительницы семейного очага, определяющей основополагающие ценности в воспитании, становлении будущих поколений, исходя из народных традиций, обычаев, образа жизни»1. Финансовая поддержка проведения этого праздника ложится на региональные власти, поэтому зачастую ограничивается малыми затратами. В праздник принято проводить детские конкурсы рисунков и стихов, выставки, мастер-классы. Федеральный центр оказывает матерям адресную помощь в зависимости от статуса женщины, но не привязывает ее к празднику. Подведомственные учреждения Министерства труда и социальной защиты распространяют методические рекомендации для дошкольных учреждений и школ по поводу форм проведения праздника, его истории и содержания2.

Стоит отметить, что образ матери достаточно широко используется в символической политике российского государства [Рябов, 2015], в отличие от образа отца. В 2022 г. В.В. Путин своим указом восстановил звание «Мать-героиня», которое ранее присваивалось в СССР женщинам, родившим десять и более детей3. Актуализация образа отца возникла после принятия поправок об усыновлении в Семейный кодекс РФ, принятия «Концепции государственной семейной политики» и была связана с необходимостью подчеркнуть традиционное понимание семьи, где есть мать и отец.

Предложение об учреждении Дня отца выносилось на обсуждение нижней палаты парламента еще в 2018 г. депутатом от фракции КПРФ Т.В. Плетнёвой4 и было поддержано коллегами из

1 Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 2 сентября 1993 г. № 532 «Об установлении "Дня матери"». - Режим доступа: http://base.garant.ru/26720970/ (дата посещения: 07.07.2022).

2 Личный архив автора.

3 На момент написания публикации награждения не проводилось.

4 Стенограмма заседаний. Бюллетень. Журнал, 2018 г. № 155 (1703) // Государственная дума. Официальный сайт. - Режим доступа:

ЛДПР, но отклонено по причине отрицательных заключений ряда ведомств. Как и в случае Дня матери, причина кроется в порядке утверждения праздника: этот вопрос - предмет регулирования указами президента.

Появление Дня отца, в отличие от Дня матери, носит идеологический характер. Ему предшествовал Всероссийский форум отцов, который прошел в Екатеринбурге в феврале 2019 г. при поддержке региональных омбудсменов1. Участники форума договорились о развитии движения отцов в субъектах Российской Федерации. С предложением утверждения Дня отца к детскому омбудсмену А.Ю. Кузнецовой обратились представители Совета отцов при уполномоченном по правам ребенка. По мнению инициаторов, новая дата в праздничном календаре необходима «для популяризации примеров ответственного отцовства», способна напомнить о позитивных практиках участия мужчины в воспитании детей. Как подчеркнула детский омбудсмен, появление праздника «безусловно, восполнит недостаток внимания к теме отцовства, станет символом гармоничного подхода к вопросам защиты семьи»2.

Стоит отметить, что День отца как местная инициатива уже на протяжении десятка лет отмечается в ряде регионов. Практики празднования носят характер народных гуляний и фестивалей. В школах начали появляться методические указания по поводу празднования Дня отца в рамках дисциплины «Разговоры о важном», введенной Минпросвещения РФ в 2022-2023 учебном году.

День матери и День отца, несмотря на свой статус, определяемый указами президента, выступают инструментом социализации подрастающего поколения. Практики празднования разнятся от региона к региону, но в то же время предполагается стандартизация репертуара. В случае с Днем матери - это поощрение мате-

https://parlib.duma.gov.ru/common/upload/verstka/common/mozilla_pdf/web/viewer.ht ml?file=/common/web_services/secure_download/Resource-143233/231018.pdf?dv=1 (дата посещения: 13.01.2023).

1 По итогам Всероссийского форума отцов в Екатеринбурге будет сформирована «дорожная карта» развития отцовского сообщества. - 2019. - 21 февраля. -Режим доступа: https://midural.ru/news/on_the_eve/page45/document143804/ (дата посещения: 11.10.2022).

2 День отца восполнит недостаток внимания к теме отцовства - омбудсмен Кузнецова // РАПСИ. - 2021. - 28 июля. - Режим доступа: https://rapsinews.ru/ human_rights_protection_news/20210728/307246670.h1ml (дата посещения: 11.10.2022).

ринства, а с Днем отца - формирование ценностного отношения к роли отца в семье.

День семьи, любви и верности: символические практики и институционализация традиционности

В отличие от Дня отца и Дня матери, День семьи, любви и верности (8 июля) имеет не только единую концепцию празднования, но и широкую сеть агентов.

Формально День 8 июля приобрел статус общероссийского праздника по указу президента одним из последних - в 2022 г., хотя он широко отмечается с 2008 г. За это время праздник стал центральным символическим воплощением национального «культурного кода». «Изобретение» праздника хорошо укладывалось в провозглашенную государством новую социальную политику, которая предусматривала повышение статуса семьи. Согласно указу президента, праздник утверждается «в целях сохранения традиционных семейных ценностей и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи»1. Как сказано в «Концепции празднования Дня семьи, любви и верности», праздник «позволил объединить, сблизить разных людей в единое целое», он «отмечается всем российским обществом, независимо от национальности и вероисповеда-ния»2. В массовом российском сознании праздник ассоциируется с истинным пониманием традиционности, счастья, ценностных и нравственных ориентиров. Праздник с уверенностью можно назвать «изобретенной традицией»3.

Родиной «изобретения» праздника считают г. Муром. Здесь в конце 1980-х годов на фоне ослабления давления на религиозные организации нетленные мощи святых Петра и Февронии Муромских были перенесены из запасников краеведческого музея в Свято-

1 Указ Президента Российской Федерации от 28.06.2022 № 411 «О Дне семьи, любви и верности» // Президент России. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/47966 (дата посещения: 08.01.2023).

2 Концепция празднования Дня семьи, любви и верности // День семьи, любви и верности. - Режим доступа: https://densemyi.ru/o-proekte/konczepcziya-prazdnovaniya?ysclid=lcn0t43jwy141954285 (дата посещения: 08.01.2023).

3 Концепт «изобретенная традиция» принадлежит Э. Хобсбауму [The invention of tradition.. .1983].

Троицкий женский монастырь. В 1992 г. ко Дню Петра и Февронии приурочили светский праздник - День города Му1рома, который стал восприниматься не иначе как праздник семьи . Поворотным стал 2002 г., когда на съезде старейших городов России было решено, что «идеальные образы святых супругов Петра и Февронии должны служить примером для русской молодежи, и этот праздник обязательно должен затмить модный, но чуждый нам день св. Валентина»2.

Название и популярность праздник приобрел благодаря Фонду социально-культурных инициатив. Фонд был создан в 2008 г., президентом его с момента учреждения является С.В. Медведева, супруга третьего президента России.

В основе нарратива праздника лежит повесть о житии муромских святых. Как отмечает М.Б. Плюханова, культ Петра и Февронии в известной нам ныне форме «появляется в середине XVI века» [Плюханова, 1994, с. 206]. Историки сходятся во мнении, что за образец идеальных супругов были приняты не реальные люди, а герои самобытной средневековой повести3. Сама повесть о святых, дошедшая до нас, приписывается авторству Ермолая-Еразма.

К 2022 г. - моменту утверждения президентом Дня семьи, любви и верности - вокруг праздника оформилась определенная система ценностных представлений и установок. В ее центре -семья как главная традиционная ценность, понимаемая как «союз мужчины и женщины, основанный на государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния, который заключен для создания семьи, рождения и (или) совместного воспитания детей, основан на заботе и уважении друг к другу, к детям

1 Чагадаева О. Возвращение Петра и Февронии: Легенда об их вечной любви пережила столетия // Родина. - М., 2021. - 8 июля. - Режим доступа: https://rg.ru/2021/07/08/legenda-ob-ih-vechnoj-liubvi-perezhila-stoletiia.html?ysclid= l8y64bkz1c751819941 (дата обращения: 07.10.2022).

2 Съезд древнейших городов России «отменил» день Св. Валентина. -2002. - 5 августа. - Режим доступа: http://www.ural.ru/news/life/2002/08/05/news-19872.html (дата посещения: 06.10.2022).

3 Чагадаева О. Возвращение Петра и Февронии: Легенда об их вечной любви пережила столетия // Родина. - М., 2021. - 8 июля. - Режим доступа: https://rg.ru/2021/07/08/legenda-ob-ih-vechnoj-liubvi-perezhila-stoletiia.html?ysclid= l8y64bkz1c751819941 (дата обращения: 07.10.2022).

и родителям. Брак характеризуется добровольностью, устойчивостью, совместным бытом и взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению»1. «Утрата многих созидательных народных традиций» рассматривается организаторами мероприятий, в частности Фондом социально-культурных инициатив, в качестве причины «дестабилизации внутрисемейной системы» общения поколений2, и, следовательно, как угроза целостности нации.

Определяемое таким образом морально-ценностное единство общества рассматривается как необходимое условие успешного противостояния западным влияниям. Риторическое сравнение общества с семьей способствует укреплению коллективной идентичности. Одна из основных христианских ценностей, которая получает распространение благодаря празднику и интерпретируется как основа русского «культурного кода», - жертвенность по отношению друг к другу. Благосостояние народа (в том числе и его моральное состояние) оказывается на втором плане по сравнению с задачами выживания государства. Это соответствует логике особой национальной традиции, лежащей в основе идеологии современного российского политического режима [Копосов, 2011, с. 168-169].

Таким образом, возникший как низовая инициатива, праздник День семьи, любви и верности становится весьма эффективным инструментом символической политики. Четко оформленная идея праздника позволяет политическим элитам контролировать его символическое использование и не допускать альтернативных трактовок.

От практик празднования к институционализации традиционности

Праздник Дня семьи, любви и верности за короткое время прошел достаточно успешный путь институционализации. Русская православная церковь 8 июля традиционно проводит божествен-

1 Концепция празднования Дня семьи, любви и верности // День семьи, любви и верности. - Режим доступа: https://densemyi.ru/o-proekte/konczepcziya-prazdnovaniya (дата посещения: 07.10.2022).

2 Там же.

ную литургию на площади Свято-Троицкого женского монастыря Мурома, в котором пребывают мощи святых Петра и Февронии. Священнослужители поддерживают светские мероприятия в этот день, канонизирующие память о святых, но зачастую воздерживаются от массовых мероприятий, поскольку на начало июля приходится Петров пост и обряды венчания не проводятся1. С ростом популярности культов святых Петра и Февронии Священный синод в 2013 г. принял решение об утверждении дополнительного дня празднования, связанного с переносом мощей святых - воскресный день, предшествующий 19 сентября (6 сентября по старому стилю). С введением новой даты учитывается «желание многих христиан вступить в церковный брак в день почитания этих святых покровителей супружества»2.

Под эгидой праздника проходят различные концерты и мероприятия. Их масштаб, как и число участников, с каждым годом увеличивается. Агрегатором мероприятий стал Фонд социально-культурных инициатив. Центральной площадкой традиционно выступает Муром. Здесь проводятся праздничные концерты, театральные постановки, реконструкции сцен из жития святых. В остальных городах проводятся отдельные акции - от выпуска юбилейных марок3 и книг4 до просветительских мероприятий и детских конкурсов рисунков. Поддержку фонду оказывают профильные ведомства и министерства, музеи и вузы. Среди них -Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова5,

1 Тем не менее священнослужители дают 8 июля благословение на брак молодым парам, готовящимся к таинству венчания.

2 Послание Святейшего Патриарха Кирилла в связи с установлением дополнительного дня памяти святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев // Официальный сайт Русской Православной Церкви. -2013. - 15 сентября. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/ 3228294.html?ysclid=l59srazo5w271820143 (дата посещения: 06.10.2022).

3 АО «Марка» и Минкомсвязи РФ в 2022 году выпустили специальную марку по случаю 15-летия широкого празднования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 В 2022 г., к примеру, при участии Муромского музея и Музея Андрея Рублева была издана книга «Святые покровители семьи: от любви земной к любви небесной». Авторский коллектив состоит из историков, краеведов и священнослужителей.

5 Почта России и МГУ реализуют проект «Детские письма о главном». В тематических сборниках публикуются сочинения детей о своих семьях.

Министерство просвещения и Российская академия образования1. Отдельные профилактические мероприятия проводятся фондом совместно с медицинскими организациями для беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации2.

Специально в день праздника Фонд социально-культурных инициатив вручает медаль «За любовь и верность». Ею награждаются граждане РФ - супруги, прожившие в браке не менее 25 лет и получившие известность благодаря «крепости семейных устоев». С медалью супругам выдается значок в виде ромашки (символа праздника).

Участие в организации праздничных мероприятий и акций принимают и другие некоммерческие организации. Однако в силу ограниченности ресурсов они проводят, как правило, разовые акции. Одним из источников финансирования стали президентские гранты, оказывающие краткосрочную поддержку таким акциям.

Столь значительное внимание к празднику и поддержка со стороны государственных и некоммерческих организаций, его идеологическое содержание, понятное широким слоям населения, послужили толчком к появлению инициативы по повышению статуса праздника. В 2016 г. депутаты Госдумы А.Н. Диденко и Я.Е. Никонов предложили сделать день 8 июля нерабочим. По их мнению, это «будет способствовать формированию в обществе положительного отношения к семье, ответственности при заключении брака, а также увеличению рождаемости»3. Однако проект не нашел поддержки.

Вторая попытка связана с утверждением Дня семьи, любви и верности в качестве общероссийского праздника. В пояснительной записке к законопроекту отмечается многолетняя практика празд-

1 Ведомства совместно издают брошюры с рекомендациями о форматах проведения праздника в школах и детских садах.

2 Пресс-конференция, посвященная юбилейным мероприятиям 15-летия празднования в России Дня семьи, любви и верности: [видеозапись]. - 2022. -1 июля. - Режим доступа: https://fondsci.ru/news/1232/ (дата посещения: 07.10.2022).

3 Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 1120648-6 «О внесении изменения в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления нерабочего праздничного дня 8 июля - День семьи, любви и верности» // Гарант. - 2016. - Режим доступа: https://base.garant.ru/57279525/? (дата посещения: 28.09.2022).

нования 8 июля. Необходимо придать «особое значение» дате, «создавая и укрепляя в сознании общества исторически сложившиеся ценности семьи». По замыслу авторов, это «будет способствовать укреплению семейных родственных связей, заставит молодых людей задуматься над тем, как важно сохранить семью, верность и любовь на протяжении всей жизни»1. Согласно опросу агрегатора SuperJob, более половины россиян поддерживают инициативу о присвоении празднику статуса нерабочего дня2.

Монументализация святых Петра и Февронии

Особую масштабность в контексте укоренения праздника приобрела установка памятников Петру и Февронии. В современной России это самая массовая акция по возведению памятников святым. Можно утверждать, что она стала частью процесса формирования «единого исторического пространства», начатого федеральным центром еще в середине 2000-х годов [Малинова, Миллер, Пахалюк, 2022]. Это часть политики памяти, для которой характерно увеличение каналов взаимодействия центра и регионов, масштабирование отдельных практик (распространение однотипных мероприятий, структур, унификация юбилеев и выставок). Намеренное увеличение количества памятников по всей стране позволяет не только контролировать распространение культурных смыслов, но и делать нарратив праздника более устойчивым, а также рассчитывать на институционализацию практик празднования.

Самостоятельным политическим негосударственным актором, заинтересованным в распространении консервативных ценностей, в региональном измерении стала РПЦ. Предлагая собственную повестку, церковь получает доступ к финансовым ресурсам, направ-

1 Законопроект № 159751-8 О внесении изменения в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации (об установлении 8 июля нерабочего праздничного дня - Дня семьи, любви и верности) // СОЗД. - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/159751-8?ysclid=l92lj94k0882269204 (дата посещения: 10.10.2022).

2 Отдыхать в День семьи, любви и верности хотели бы 56% россиян // Superjob. - 2022. - 8 июля. - Режим доступа: https://www.superjob.ru/research/ articles/113558/otdyhat-v-den-semi/?ysclid=l8wq5ox7om500651587 (дата посещения: 06.10.2022).

ляемым на монументальное увековечение памяти святых. Проект «Скульптурные композиции», в рамках которого устанавливаются памятники, является частью программы «В кругу семьи». Она была начата в 2004 г. по благословению патриарха Алексия II. Ее миссия состоит в создании «государственной идеологии, направленной на возрождение семьи в России»1, основными ценностями которой декларируются материнство и отцовство, многодетность и почитание старших, целомудрие и верность. Как указано на сайте проекта, «установка скульптурных композиций призвана положить начало новой традиции среди молодежи - в день бракосочетания совершать поездки к скульптуре Муромских святых, узнавать об их благочестивой жизни, получать благословение на семейную жизнь у святых благоверных Петра и Февронии Муром-

ских»2.

Установка памятников становится не только символическим механизмом взаимодействия власти3 и бизнеса с регионами, но и финансовым каналом, благодаря которому решается вопрос по повышению туристической привлекательности регионов. Финансовая поддержка оказывается инвесторами, среди которых, например, госкорпорации «Ростех», «Вертолеты России» и другие. Установка памятника, как правило, предусматривает благоустройство прилегающего парка или сквера, часто около отделения ЗАГС.

Первые камни в основание будущих композиций были заложены в 2008 г. в Екатеринбурге, Сочи и Новосибирске. Спустя четыре года появился памятник в Муроме, на родине святых.

Памятники не становятся полными копиями друг друга. Однако везде в центре композиций располагаются образы Петра и Февронии в монашеском или княжеском одеянии. Даже пандемия коронавируса не помешала реализации программы. В Воронеже в 2021 г. открылся самый высокий в Черноземье (4,2 м) и один из самых масштабных в России монументов, посвященных Петру и

1 Об общенациональной программе «В кругу семьи» // Общенациональная программа «В кругу семьи». - Режим доступа: http://www.vkrugu7i.ru/about (дата посещения: 25.11.2022).

2 О проекте «Скульптурные композиции» // Общенациональная программа «В кругу семьи». - Режим доступа: http://www.vkrugu7i.ru/project/skulpturi (дата посещения: 06.10.2022).

3 Среди членов попечительского совета программы «В кругу семьи» есть представители разного уровня власти - сенаторы Совета Федерации, губернаторы.

Февронии. Автор монумента - всемирно известный художник, скульптор, президент Российской академии художеств З.К. Церетели. В 2021 г. в Нижнем Тагиле памятник Петру и Февронии установили в парке «Народный» на месте последнего снесенного частного дома. Памятники продолжают появляться по всей стране. Их количество приближается к сотне.

Обсуждение образа планируемых скульптур всегда проходит с участием представителей православной церкви и практически всегда находит поддержку муниципалитетов. Новый взгляд на православные традиции должен был демонстрировать памятник Петру и Февронии, который планировалось установить в Москве на Большой Сухаревской площади. Эскиз памятника предполагал, что святые будут изображены вместе со своими тремя детьми - сыновьями Юрием и Святославом и дочерью Евдокией1. За инициативу проголосовала комиссия по монументальному искусству Мосгордумы, и в октябре 2017 г. она внесла вопрос на рассмотрение в Совет депутатов Красносельского района. Однако при обсуждении проект был отклонен. Критике подверглись как сами образы Петра и Февро-нии, так и выбранное место для размещения композиции.

Решение совета депутатов вызвало общественный резонанс. К отстаиванию необходимости размещения памятника Петру и Февронии в Москве подключился режиссер Н.С. Михалков, сняв специальный выпуск программы «Бесогон ТВ»2. В нем режиссер усомнился в компетентности депутатов для обсуждения деяний святых. Свое мнение также выразил протоиерей Русской православной церкви В. Чаплин, усмотревший в решении народных избранников западничество и пропаганду нетрадиционной сексуальной ориентации3.

1 Новый взгляд на православные традиции: в Москве обнародовали эскиз памятника святым Петру и Февронии // Царьград. - 2018. - 29 мая. - Режим доступа: https://tsargrad.tv/news/novyj-vzgljad-na-pravoslavnye-tradicii-v-moskve-obnarodovali-jeskiz-pamjatnika-svjatym-petru-i-

fevronii_135350?ysclid=l8yt5xdbb7296194994 (дата посещения: 12.10.2022).

2 Бесогон ТВ. «Разрушь память и бери без боя». - Режим доступа: https://rutube.ru/video/21f4364c7d610f47c63a2ab92afda84b/ (дата посещения: 08.10.2022).

3 Чаплин В. Всеволод Чаплин - о памятнике Петру и Февронии // Правила жизни. - 2017. - 12 декабря. - Режим доступа: https://www.pravilamag.ru/ articles/35622-petr-fevroniya-monument-chaplin-comment/?ysclid=l8ytj30h6s985828637 (дата посещения: 08.10.2022).

Праздники, репрезентирующие особую национальную культурную традицию

Отдельно хотелось бы остановиться на Дне славянской письменности и культуры, Дне крещения Руси и Дне народных художественных промыслов. Первые два в своей основе имеют конкретное историческое событие. Данные дни не являются постоянным источником воспоминания, поскольку взяты из событий давнего прошлого, но хорошо встраиваются в метанарратив «тысячелетней истории» государства, который стал использоваться властью в середине 2000-х годов. Публичные празднования, инициированные властями, способствуют включению наследия тысячелетней истории в современные реалии, а также напоминают о культурных корнях.

День славянской письменности и культуры (24 мая) связан с фигурами просветителей Кирилла и Мефодия. Первое празднование состоялось еще в 1863 г. в связи с 1000-летием создания славянской азбуки святыми Кириллом и Мефодием. В современной России праздник стал активно использоваться представителями властвующей элиты начиная со второго десятилетия XXI в. Так, при подготовке к празднованию в мае 2011 г. председатель правительства В.В. Путин заявил о необходимости «утверждения в обществе истинных нравственных ценностей и ориентиров, уважения к родной стране и ее культуре, уважения к памяти наших предков»1. По оценке В.В. Путина, «Язык, духовное, культурное, историческое наследие - это то, что определяет национальную идентичность, скрепляет народ, общество, а значит, и всю страну. Да можно сказать и больше: во многом является основой государственного суверенитета»2. Обустройство объектов религиозного значения и просветительство рассматривались как необходимые и важные шаги на пути укрепления национального самосознания.

Попытка подчеркнуть международное значение Дня славянской письменности и культуры как праздника «братских славянских народов» была предпринята дважды, в 2012 и 2013 гг. Духовное

1 Цит. по: Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин провел заседание Российского организационного комитета по подготовке и проведению празднования Дня славянской письменности и культуры. - 2021. -20 мая. - Режим доступа: http://archive.government.ru/special/docs/15277/ (дата посещения: 03.07.2022).

2 Там же.

родство и близость национальных традиций, уважительное отношение к культуре, языку и родным корням, приверженность православию должны были укрепить связь с соседними государствами. Особую роль в этом направлении, по мнению В.В. Путина, играла РПЦ с ее широкой сетью епархий и приходов, а также лично патриарх Кирилл. Миссия РПЦ виделась в поддержании «межнациональных и межрелигиозных отношений», заботе «о сохранении непреходящих духовно-нравственных, культурных, семейных ценностей, воспитании подрастающего поколения»1.

Широкие массовые гуляния в формате праздничного концерта с участием президента в День славянской письменности и культуры прошли лишь в 2014 г. Тогда в день праздника В.В. Путин объявил о начале новой традиции - хорового исполнения песен, которые «объединяют всю нашу великую Россию, потому что в этих песнях история нашего народа, культура нашего народа, душа нашего народа»2. Эту инициативу поддержали сразу несколько некоммерческих (в том числе православных) организаций.

К слову, в 2014 г. последний раз в структуре нарратива праздника упоминаются Кирилл и Мефодий. С 2015 г. нарратив праздника меняется, центральной темой поздравлений президента становится тезоименитство патриарха Кирилла и его вклад в утверждение духовно-нравственных идеалов.

В схожем положении оказался День крещения Руси (28 июля). День является памятной датой, его утверждение в 2010 г. состоялось благодаря внесению депутатами поправок в закон «О днях воинской славы и памятных датах России»3. В современной истории празднование 1000-летия крещения Руси выпало на период правления М.С. Горбачева. Небывалый для того времени масштаб празднований с литургией и приемом в честь патриарха Пимена, членов Синода всячески подчеркивали стремление перестроечного руководства снять излишние идеологические ограничения. Именно

1 Путин В.В. Поздравление Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с Днём тезоименитства // Президент России. - 2013. - 24 мая. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/18176 (дата посещения: 03.07.2022).

2 Цит. по: Концерт сводного хора Санкт-Петербурга по случаю Дня славянской письменности и культуры // Президент России. - 2014. - 24 мая. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/21085 (дата посещения: 03.07.2022).

3 Об изменениях в ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» смотрите статью О.Ю. Малиновой и Н.В. Карповой [Малинова, Карпова, 2023].

с 1988 г. начинается смена приоритетов религиозной политики и переход советского государства к признанию религиозных прав граждан и лояльному отношению к церкви. Предложение об утверждении всероссийского праздника поступило от Архиерейского собора РПЦ и лично патриарха Алексия II. С 2008 г. в день 28 июля (15 июля по старому стилю) Русская православная церковь чествует великого равноапостольного князя Владимира (9601015), крестителя Руси. Праздничные мероприятия по случаю 1025- и 1030-летия крещения Руси на государственном уровне проходили дважды - в 2013 и 2018 гг.

В 2013 г. центром мероприятий был Киев. Присутствие лидеров Украины (В.Ф. Янукович), Молдавии (Н. Тимофти) и Сербии (Т. Николич) подчеркивало международное значение праздника. В.В. Путин всячески указывал на роль России в деле объединения православных и славянских государств, подчеркивая решимость, с которой участники торжеств готовы «работать, опираясь на все то, что было сделано нашими предками и нашими предшественниками»1.

Решить вполне конкретные задачи по сплочению славянских государств оказалось непросто. Смена власти на Украине повлекла за собой глубокий идейный и политический раскол между двумя государствами, вследствие чего праздничные мероприятия в честь тысячелетия преставления святого равноапостольного князя Владимира в 2015 г. были перенесены в Москву. Это нашло отражение в речи В.В. Путина, отметившего, что Россия - это «уникальная страна-цивилизация»2, которая имеет свой собственный путь.

Основные мероприятия в честь 1030-летия крещения Руси представляли собой крестный ход и божественные литургии; центральная литургия прошла на Соборной площади Кремля с участием патриарха Кирилла3. В ходе выступлений по случаю Дня крещения Руси В.В. Путин заявил, что «Крещение Руси открыло

1 Празднование 1025-летия крещения Руси // Президент России. - 2013. -28 июля. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/18958 (дата посещения: 04.10.2022).

2 Прием по случаю тысячелетия преставления святого равноапостольного князя Владимира // Президент России. - 2015. - 28 июля. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/50068 (дата посещения: 04.07.2022).

3 Торжества по случаю 1030-летия крещения Руси // Президент России. -2018. - 28 июля. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/58123 (дата посещения: 04.07.2022).

ее народам подлинные нравственные, духовные ориентиры», предоставило «свободу выбора между добром и злом»1. Христианство и опыт, который оно дало народу, спасает, укрепляет и поддерживает «на самых суровых исторических переломах нашу Родину».

Очевидно, что нарратив утвержденного в 2022 г. Дня народных художественных промыслов не посягает на статус международного, а имеет символическое значение для местных сообществ. Если обратиться к тексту указа президента об учреждении Дня народных художественных промыслов, то он выглядит лаконичным. Здесь нет ни намека на духовно-нравственные основы. Его задача - в поддержании инфраструктуры культурных традиций российского общества.

Праздник является еще одним примером удачной низовой инициативы. В том, что народные промыслы - «не просто часть экономики, а национального культурного кода», уверен губернатор Нижегородской области Г. С. Никитин2. С инициативой появления праздника на уровне Федерации выступил гендиректор нижегородской фабрики «Хохломская роспись» А.И. Усанов. В Нижегородской области с 2013 г. отмечается соответствующий праздник. При принятии закона об его утверждении областными депутатами ставка была сделана на продвижение продукции и повышение туристической привлекательности в преддверии празднования 800-летия Нижнего Новгорода (2021). Согласно открытым источникам, за 2021 г. предприятиями народных художественных промыслов реализовано продукции на сумму 821,5 млн рублей, а темп роста продаж традиционной промысловой продукции по сравнению с 2020 г. составил 102,4%3.

1 Торжества по случаю 1030-летия крещения Руси // Президент России. -2018. - 28 июля. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/58123 (дата посещения: 04.07.2022).

2 Цит. по: Полтава А. Михаил Мишустин поддержал инициативу сделать «День народных художественных промыслов» федеральным // Нижегородская правда. - Нижний Новгород. - 2022. - 10 июня. - Режим доступа: https://pravda-nn.ru/news/nizhegorodskij-prazdnik-den-narodnyh-hudozhestvennyh-promyslov-mozhet-stat-federalnym/ (дата посещения: 15.01.2023).

3 День народных художественных промыслов будут отмечать в РФ // НТА-Приволжье. - Нижний Новгород. - 2022. - 18 июня. - Режим доступа: https://nta-pfo.ru/news/society/2022/news_657473/ (дата посещения: 15.01.2023).

Заключение

Ужесточение политического контроля за публичной сферой и разворот к традиционным ценностям повлекли за собой расширение использования инструментов символической политики. Происходит усиление роли государства, которое благодаря усилиям подконтрольных общественных организаций ведет работу над выработкой новых практик празднования (в случае Дня матери и Дня отца), а также институционализации уже существующих практик.

Символическое использование рассмотренных выше праздников происходит неравномерно. Налицо возрастание популярности Дня семьи, любви и верности. Вместе с Днем крещения Руси, Днем славянской письменности и культуры этот праздник удачно вписывается в метанарратив «тысячелетней истории». Институ-ционализации праздника способствуют широкие и разнонаправленные мероприятия, а также небывалое по масштабам распространение памятников Петру и Февронии.

Символическую поддержку получают даты, которые связаны с особым историческим выбором. Морально-ценностное единство общества на основе традиционного понимания семьи и брака интерпретируется как необходимое условие сохранения «культурного кода», нравственного облика нации. Сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей объявляется национальным приоритетом. Особую роль в этом играет Русская православная церковь, которая предлагает и собственную социально-культурную доктрину.

V.N. Efremova*

Russian national holidays as symbolic markers of political changes: The role and significance in the promotion of traditional values in modern Russia

Abstract. The article studies the political usage of national holidays contributing to the promotion of traditional values in modern Russia. The article demonstrates that the ideological component of the national holidays "invented" in last 10 years took shape affected with cultural and value confrontation and «conservative turn». Traditional family becomes the main moral reference point. The article discusses the

* Efremova Valentina, INION (Moscow, Russia), e-mail: efremova-valentina@mail.ru

features of the symbolic use and institutionalization of the Family, Love and Fidelity Day, Mother's Day and Father's Day. The Day of Christening of Russia (memorable date), the Day of Slavic culture and writing commemorate and reflect a special cultural tradition and contribute to the Russian «cultural code». At the same time, the Russian Orthodox Church becomes the main ally of the ruling elite in protecting values and spiritual and moral education of youth, by offering its own socio-political doctrine.

Keywords: national holidays; symbolic politics; traditional values; «conservative turn»; family; orthodoxy.

For citation: Efremova V.N. Russian national holidays as symbolic markers of political changes: the role and significance in the promotion of traditional values in modern Russia. Political science (RU). 2023, N 2, P. 114-139. DOI: http://www.doi.org/10.31249/poln/2023.02.05

References

Byzov L. Conservative trend in modern Russian society the origins, contents and prospects. Obshchestvennye nauki i sovremennost. 2015, N 4, P. 26-40. (In Russ.)

Bernsand N., Tornquist-Plewa B. (eds). Cultural and political imaginaries in Putin's Russia. Leiden, Boston: Brill, 2019, 262 p.

Budraitskis I.B. The world that Huntington built and in which we all live. Paradoxes of the conservative turn in Russia. Moscow: Tsiolkovsky, 2020, 160 p. (In Russ.)

Edelman M. Politics as symbolic action. Chicago: Markham Pub., 1971, 198 p.

Koposov N. Memory of a strict regime: History and politics in Russia. Moscow: New literary review, 2011, 320 p. (In Russ.)

Malinova O. Yu. Amending the Russian constitution as symbolic politics: 1993-2020. Polis. Political studies. 2021, N 3, P. 17-37. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2021.03.03 (In Russ.)

Malinova O. Yu. Commemoration of historical events as an instrument of symbolic politics: The possibilities of comparative analysis. Politia. 2017, Vol. 4, P. 6-22. (In Russ.)

Malinova O. Yu., Karpova N.V. Deputes of the State Duma as actors of the Russian politics of memory: the case of the federal law "On the days of military glory and commemorative dates of Russia". Political science (RU). 2023, N 1. (In print) (In Russ.)

Malinova O. Yu., Miller A.I. Symbolic politics and the politics of memory. In: Miller A., Efremenko D. (eds). The politics of memory in contemporary Russia and in countries of Eastern Europe. St. Petersburg: EUSPb press, 2020, P. 7-37. (In Russ.)

Malinova O. Yu., Miller A.I., Pakhalyuk K.A. Regional aspects of memory politics in Russia. The new past. 2022, N 2, P. 112-136. (In Russ.)

Melville A. Yu. Neoconservative consensus in Russia? (Principal components, factors of sustainability, potential of erosion). Politeia. 2017, N 1, P. 29-45. (In Russ.)

Miller A.I. The politics of memory in the strategies for the formation of national and regional identities in Russia: Actors, institutions and practices. The new past. 2020, N 1, P. 210-217. (In Russ.)

Plyukhanova M.B. Plots and symbols of the Muscovite kingdom. St. Petersburg:

Acropolis, 1995, 334 p. (In Russ.) Riabov O.V. The "Motherland" in the symbolic politics of the post-Soviet Russia.

Zhenshina v rossiskom obshestve. 2015, N 3/4, P. 78-95. (In Russ.) Schwartz S., Bardi A. Influences of adaptation to communist rule on value priorities in

Eastern Europe. Political psychology. 1997, Vol. 18, N 2, P. 385-410. Volkov V.V. About the concept of practice (s) in the social sciences. Polis. Political studies. 1997, N 6, P. 9-23. (in Russ.)

Литература на русском языке

Бызов Л.Г. Консервативный тренд в современном российском обществе - истоки, содержание, перспективы // Общественные науки и современность. - 2015. -№ 4. - С. 25-49.

Будрайтскис И.Б. Мир, который построил Хантингтон и в котором живем все мы. Парадоксы консервативного поворота в России. - М.: Циолковский, 2020. - 160 с.

Волков В.В. О концепции практик(и) в социальных науках // Полис. Политические исследования. - 1997. - № 6. - С. 9-23.

Копосов Н. Память строгого режима: история и политика в России. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 320 с.

Малинова О.Ю. Коммеморация исторических событий как инструмент символической политики: возможности сравнительного анализа // Полития. - М., 2017. -№ 4. - С. 6-22.

Малинова О.Ю. Конституционный процесс как символическая политика: дискуссии о поправках к конституции РФ в 1993-2020 гг. // Полис. Политические исследования. - 2021. - № 3. - С. 17-37. - Б01: https://doi.org/10.17976/jpps/2021.03.03

Малинова О.Ю., Карпова Н.В. Депутаты Государственной думы как акторы российской политики памяти: на примере Федерального закона «О днях воинской славы памятных датах России» // Политическая наука. - 2023. - № 1 (в печати).

Малинова О.Ю., Миллер А.И. Символическая политика и политика памяти // Символические аспекты политики памяти в современной России и Восточной Европе: сб. ст. / под ред. А.И. Миллера, Д.В. Ефременко. - СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2021. - С. 7-37.

Малинова О.Ю., Миллер А.И., Пахалюк К.А. Региональный аспект политики памяти в России // Новое прошлое. - 2022. - № 2. - С. 112-136.

Мельвиль А.Ю. Неоконсервативный консенсус в России? (Основные компоненты, факторы устойчивости, потенциал эрозии) // Полития. - 2017. - № 1. - С. 29-45.

Миллер А.И. Политика памяти в стратегиях формирования национальных и региональных идентичностей в России: акторы, институты, практики // Новое прошлое. - 2020. - № 1. - С. 210-217.

ПлюхановаМ.Б. Сюжеты и символы Московского царства. - СПб.: Акрополь, 1995. - 334 с.

Рябов О.В. «Родина-мать» в символической политике современной России // Женщина в российском обществе. - 2015. - № 3/4. - С. 78-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.