Научная статья на тему 'Событие праздника в индустрии впечатлений'

Событие праздника в индустрии впечатлений Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
129
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Попеленская(лохина) Т. Е.

В статье осмысляется понимание праздника как события в современной индустрии впечатлений, стимулятора развития производства. Автор рассматривает связь эстетики праздника с утверждаемыми в обществе ценностями, а также анализирует присущие современной повседневности формы праздничности. Затрагивается вопрос о «творце» праздника на примере российских и американских праздников XX-XXI веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Событие праздника в индустрии впечатлений»

СОБЫТИЕ ПРАЗДНИКА В ИНДУСТРИИ ВПЕЧАТЛЕНИЙ

© Попеленская (Лохина) Т.Е.*

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

В статье осмысляется понимание праздника как события в современной индустрии впечатлений, стимулятора развития производства. Автор рассматривает связь эстетики праздника с утверждаемыми в обществе ценностями, а также анализирует присущие современной повседневности формы праздничности. Затрагивается вопрос о «творце» праздника на примере российских и американских праздников ХХ-ХХ1 веков.

В последние годы все чаще можно слышать об утрате праздничности или потере праздника вовсе. Еще Ги Дебор в «Обществе спектакля» замечал, что нынешняя эпоха, превращающаяся в непрерывное празднество, «... равным образом становится эпохой без праздника» [4, с. 89]. На смену праздничности приходит зрелищность, повседневность окружает человека праздничным изобилием товаров и услуг, красочностью глянцевых журналов и реклам. Понятие праздника сменяется понятием отдыха как времени подготовки к работе, восполнения духовных и физических сил перед новым тяжелым трудом. Границы повседневности и праздника размываются, и возникает вопрос: как праздничность ощущается нами сегодня? А есть ли праздник?

Согласно Михаилу Михайловичу Бахтину, праздник «может оскудеть и даже выродиться, но он не может исчезнуть вовсе» [1, с. 303]. Для каждого человека, независимо от его национальности, вероисповедания, возраста и пола, пожалуй, существует праздник, наступления которого он ожидает. Потребность окунуться в атмосферу беззаботных веселья и радости, выйти за границы установленного повседневностью порядка, ощутить единство с окружающим миром - все это прочно удерживает праздник в сфере человеческих чаяний и интересов.

Праздник, кроме общечеловеческих принципов, способен носить отпечаток идейной направленности, отвечать социально групповым интересам [9, с. 57]. Еще во времена Римской империи праздничные зрелища не только «поглощали» свободное время, но и сдерживали человеческие страсти, «управляли инстинктами и вызывали активность» [2, с. 209], могли привлечь симпатии народа. Ярко прослеживается связь праздника с властью и идеологией в периоды революций, когда смысл праздника утверждается в про-

* Аспирант кафедры Эстетики и этики.

возглашении ценностей государственной системы. Так, одним из первых шагов советской власти было введение нового календаря, которое способствовало созданию и закреплению новых революционных праздников и их ценностей. Эстетика советских праздников - особенно первых лет - воплощала смысл праздника как со-единения, со-бытия отдельных людей, человека и окружающего его мира. «Никогда еще ... праздник труда не отливался в такие красивые формы», - писал о праздновании 1 Мая 1918 года Анатолий Васильевич Луначарский. По его свидетельству, особенно величественное зрелище представляло собой «Марсово поле, со своей серой трибуной на заднем плане, с глыбами гранита и купами зелени над могилами жертв революции, с красивыми знаменами на высоких столбах . с линиями броневиков и отдельными автомобилями . под ясным весенним небом, в котором кружатся птицы и аэропланы.» [5].

В этой связи можно вспомнить не так давно возникшие в российском календаре День народного единства (как «противовес» Дню Великой Октябрьской социалистической революции и впоследствии Дню согласия и примирения) и День семьи, любви и верности (как «альтернатива» Дню святого Валентина)1. Каждый из этих праздников содержит свой ценностный колорит, находящий отражение в праздничных мероприятиях, оформлении городского пространства. Неотъемлемой деталью оформления является визуальная реклама, создающая в сознании человека смысловые образы новых праздников и провозглашающая присущие им ценности (рис. 1, рис. 2). Новым «компонентом» эстетики российского праздника народного единства можно считать кинофильм «1612: Хроники Смутного времени»2, который не только становится частью праздничного пространства, но и предлагает вниманию зрителей официальное представление власти о празднике.

«Творцы» указанных праздников наделили их и соответствующими ритуалами. Для Дня народного единства ритуальными стали митинги и шествия, возложение цветов к памятнику Минину и Пожарскому. В День семьи, любви и верности чествуют юбиляров супружеской жизни, признаются в любви, дарят друг другу ставшие символом праздника ромашки. Интересно, что у «ромашкового» праздника есть вполне конкретный «автор» - жена президента России3. Есть и организаторы праздника по всей стране: так, на-

1 Праздник в честь святых Петра и Февронии Муромских, олицетворяющих супружескую любовь и верность в русской культуре, отмечался в дореволюционной России очень широко. По инициативе жителей Мурома в городе были восстановлены традиции празднования дня Петра и Февронии, поддержанные в дальнейшем на государственной уровне.

2 Фильм снят режиссером Владимиром Хотиненко по государственному заказу. Премьера состоялась 2 ноября 2007 года.

3 Считается, что именно Светлана Медведева в 2008 году выступила с идеей проведения праздника и предложила его официальный символ (ромашка). С 2008 года Светлана Медведева возглавляет оргкомитет праздника.

пример, в 2012 году в Санкт-Петербурге День семьи, любви и верности создавался усилиями Фонда реализации культурных программ «Царскосельский карнавал». Средоточием праздника стала площадь Искусств. Художественное оформление площади было выдержано в стилистике общероссийских мероприятий, доминирующий элемент которых - ромашка [10]. Была выбрана нежно-желтая, солнечная, легкая, воздушная цветовая гамма, гармонично сочетающаяся с колористическим решением самой площади (рис. 3). Праздничное событие соединило в себе пышные церемонии, чествование и награждение многодетных семей и молодых родителей, торжественный парад молодоженов и концерт с интерактивными программами и конкурсами для всех желающих. Праздничное пространство было наполнено цветами, граффити, музыкой и танцами, так что праздник «воспринимался даже не столько как общегородское мероприятие, сколько как личное событие каждого» [10]. Но все же в эстетику праздника влилось так много различных элементов: и великовозрастные амуры (рис. 4), и оживающие скульптуры, и серенады, и фламенко, - что едва ли это был праздник Петра и Февронии.

Сегодня можно говорить о том, что праздник стал полноценным объектом рыночных отношений и его форма эксплуатируется равно, как и содержание. Праздник как «копилка» ценностных смыслов имеет свой уникальный «психологический колорит» [8, с. 388], который так искусительно перенести на товар или услугу, сделав их тем самым более привлекательными и желанными для потребителя. Праздник все чаще используется в рекламных целях, выступая в качестве стимулятора производства [9, с. 58]. Отсюда «вырастают» праздники пива и мороженого, «ночи распродаж» и «праздники цен» в магазинах, рекламные слоганы и красочно оформленные упаковки товаров и витрины. От них веет изобилием, зрелищностью, развлекательностью.

Производители товаров по всему миру все больше мнят себя творцами праздников. Здесь уместно вспомнить о добродушном упитанном Санта-Клаусе, одетом в красное, который был создан в 1931 году специально для рекламных изображений компании «Coca-Cola». Так родилась новая эстетика рождественского праздника, наполненная радушием, гостеприимством, щедростью, волшебством - и неразрывно связанная с таким практически неотъемлемым теперь атрибутом праздничного пира, как газированный напиток. Следует отметить, что «эстетика Coca-Cola» - это своего рода феномен, уникальный пример того, как пространство праздника заполняется не только самим товаром и его визуальными изображениями (постеры, видеоролики), но и звуковыми компонентами (звук открывающегося напитка, мелодия «Holidays are coming»). В США в двадцатом веке распространение получил феномен «коммерческих», направленных на продажу подарков, праздников, которые носят пренебрежительное название «праздники Hallmark» («Hallmark Holidays») - по фамилии известного производителя от-

крыток. Такими «искусственно созданными» праздниками, не имеющими, за редким исключением, первоначально ни традиций, ни истории, стали День матери, День отца, День святого Валентина1. Так что, встречая очередной праздник, невольно задумаешься: я покупаю подарок, потому что этого требует праздник или этого хотят от меня продавцы подарков?..

В современном мире не только эстетика праздника, но и сам праздник как событие становится предметом торговых отношений. Достаточно закинуть в Интернет запрос об организации праздников - и ответов будет, быть может, немногим меньше, чем звезд на небе. В этой связи можно говорить о целой индустрии впечатлений, которая вбирает в себя все: от маленькой поздравительной открытки до организации значительного праздника, - и основана на непреходящих потребностях человека удивляться, отдыхать, радовать и радоваться. Праздник может иметь свою стоимость, сценарий, реквизит, то есть развиваться скорее по законам театра, нежели праздничного действа. Такой праздник-развлечение характеризуется определенным началом, кульминацией и развязкой. Есть авторы сценария и ведущие, для которых создание праздничного настроения, как и сам праздник, - повседневная работа. Французский исследователь Филипп Мюрэ, рассуждая о тенденциях современного общества, заметил, что «проведение всевозможных праздников... стало трудовой деятельностью нашей эпохи и ее главным открытием» [6].

Верно ли в таком случае, что у любого современного праздника есть творцы и организаторы? Да и кому подчиняется праздничная стихия? В празднике человек становится больше, чем он есть, он «.преодолевает свою ограниченность, выходит за рамки своей сущности», когда стихия праздника его захватывает и «человек уже не принадлежит самому себе» [3]. Это не только способ получения или траты избытка сил и энергии - праздник дарует, «передает полноту бытия» [7]. Сглаживается, исчезает дистанция между человеком и природой, человеком и человеком - открывается переход к иной сфере бытия, «сфере духовно-идеологической» [1, с. 14], сфере духа. Праздник «самогенерируется», он - «причина самого себя, causa sui» [3]. В со-бытии праздника нет «я» - но есть торжествующие «мы», когда все охвачены едиными силами, стремлениями, порывом, энергией. Праздник - это торжество, радость, когда человеку «присуще единиться» [8, с. 393]. Можно бесконечно примерять на себя роль устроителя праздника, но праздничная стихия будет следовать известными ей одной путями.

Согласно одной из точек зрения, современный мир гиперфестивен, в нем «праздник больше не противопоставляется повседневной жизни, не проти-

1 День св. Валентина ехидные журналисты называют «Днём святого Холмарка», в честь основателя праздника и по совместительству основателя открыточной корпорации Hallmark, которая половину годовой прибыли делает на продаже бумажных сердечек.

воречит ей: теперь он - сама повседневность» [6]. Но это верно лишь в том случае, если под праздником мы понимаем развлечение, отдых, веселье, зрелищность и забываем о празднике как об источнике духовной силы, как со-бытии человека и мира. В праздничном пространстве даже незнакомый с обрядами и обычаями человек «ощущает радость, волнение, переживает состояние возвышенности» [9, с. 59]. Повседневность сегодня и правда предлагает нам манящее изобилие праздничных товаров, зрелищность телевизионных концертов и шоу-программ, не иссякающую событийность. Но ощутить одухотворенность, свободу, творческую энергию - повседневность не даст; это была и есть сфера праздника. Праздник обращен к каждому - и человек сам для себя решает, готов ли он выйти за границы своего повседневного опыта и отдаться во власть праздничной стихии. Какие бы формы ни принимала повседневная зрелищность, «нарушить баланс между праздниками и буднями нельзя» [7], пока человек сохраняет способность праздновать1 - деятельно принимать участие в происходящем, радоваться, переживать полноту бытия.

Рис. 1. День народного единства

1 Если человек не способен праздновать, то подвергается вопросу его соответствие человечности. Из разговора поэта Ирины Дудиной с доктором философии, профессором СПбГУ К.С. Пигровым о праздниках [7].

Рис. 2. День семьи, любви и верности

Рис. 4. День семьи, любви и верности, Санкт-Петербург, 2012

Список литературы:

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1990. - 543 с.

2. Гиббон Э. История упадка и крушения Римской империи / Пер. с англ. - М.: Культура; СПб.: Ювента. 1994. - 526 с.

3. Гурин С.П. Праздник и опьянение как антропологические феномены// Литературно-философский журнал «ТОПОС» [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.topos.ru/article/6668 (дата обращения: 28.11.2012).

4. Дебор Г. Общество спектакля / Перевод С. Офертаса и М. Якубович. -М.: «Логос», 2000. - 184 с.

5. Луначарский А.В. Первое мая 1918 года (Эскизы из записной книжки) [Электрон. ресурс] // Пламя. - 1918. - № 2. - С. 2-4. - Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/lib/o-massovyh-prazdnestvah/pervoe-maya-1918-goda (дата обращения: 28.11.2012).

6. Мюрэ Ф. После истории. Фрагменты книги [Электрон. ресурс] / Пер. с фр. Н. Кулиш // Иностр. лит. - 2001. - № 4. - Режим доступа: http://magazi-nes.russ.rU/inostran/2001/4/mure.html (дата обращения: 28.11.2012).

7. Праздник. Пиру-пир. Разговор поэта Ирины Дудиной с доктором философии, профессором СПбГУ Константином Пигровым о праздниках [Электрон. ресурс]// Интернет-журнал «Богемный Петербург». - Режим доступа: http://bogemnyipeterburg.narod.ru/vocabulare/alfavit/persons/p/pigrovKonst.htm (дата обращения: 28.11.2012).

8. Розанов В.В. Собрание сочинений. Около церковных стен / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. - М.: Республика, 1995. - 558 с.

9. Слюсаренко М.А. Философско-культурологическая проблема праздника в современном мире // Вестник ТГПУ - 2000. - № 7 (23). - С. 57-59.

10. Фонд реализации культурных программ «Царскосельский карнавал» [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.spbcarnival.ru/pages/57/90/ (дата обращения: 28.11.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.