Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ: ПУБЛИЧНЫЕ ПРАКТИКИ И НАРРАТИВЫ'

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ: ПУБЛИЧНЫЕ ПРАКТИКИ И НАРРАТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
251
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТНЫЕ ДНИ / ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ / СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПОЛИТИКА ПАМЯТИ / СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / НАРРАТИВЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ефремова Валентина Николаевна

Исследуется политическое использование современных российских памятных дней и рабочих праздников, связанных с традиционными ценностями. В частности, речь идет о Дне Крещения Руси, Дне славянской культуры и письменности, Дне семьи, любви и верности, Дне отца и Дне матери. Необходимость расширения праздничного календаря и присутствия праздников с российскими корнями, которые бы были посвящены сохранению культуры и исторического наследия, были заявлены в период третьего президентского срока В. В. Путина. Показано, что политический режим (за редким исключением) охотнее уделяет внимание проработке смыслового содержания памятных дней, в основе которых уже есть исторический нарратив, но изменяет его в угоду политической конъюнктуры. Праздничные мероприятия и практики оказались предметом конструирования негосударственных и общественных акторов (Русская Православная Церковь, благотворительные фонды, НКО), региональных администраций. Показано, что памятные дни и праздничные даты имеют значение для тех субъектов, чье публичное позиционирование было связано с поддержкой государства в непростые времена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ефремова Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL VALUES AND MODERN RUSSIAN HOLIDAYS: PUBLIC PRACTICES AND NARRATIVES

The article is devoted to the political usage of modern Russian commemoration days and public holidays associated with traditional values. In particular, the article discusses the Day of Christianization of Kievan Rus, the Day of Slavic culture and writing, the Day of family, love and fidelity, Father's Day and Mother's Day. The need to expand the holiday calendar and the existence of holidays with "Russian roots", which would be dedicated to the preservation of culture and historical heritage, was announced at the beginning of the third presidential term of V.V. Putin. The article shows that the political regime pays more attention to commemorative days, which are already based on a historical narrative. Festive events and practices become the subject of construction by non-state and public actors (the Russian Orthodox Church, foundations, NGOs), and regional administrations. Memorable days and holidays are important for actors whose public actions are associated with the support of the state in difficult times.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ: ПУБЛИЧНЫЕ ПРАКТИКИ И НАРРАТИВЫ»

УДК-323(470+571)

DOI: 10.17072/2218-1067-2022-3-41-51

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ: ПУБЛИЧНЫЕ ПРАКТИКИ И НАРРАТИВЫ

В. Н. Ефремова

Ефремова Валентина Николаевна, кандидат политических наук, научный сотрудник, Институт научной информации по общественным наукам РАН (Москва). E-mail: efremova-valentina@mail.ru (ORCID: 0000-0002-0152-6181).

Аннотация

Исследуется политическое использование современных российских памятных дней и рабочих праздников, связанных с традиционными ценностями. В частности, речь идет о Дне Крещения Руси, Дне славянской культуры и письменности, Дне семьи, любви и верности, Дне отца и Дне матери. Необходимость расширения праздничного календаря и присутствия праздников с российскими корнями, которые бы были посвящены сохранению культуры и исторического наследия, были заявлены в период третьего президентского срока В. В. Путина. Показано, что политический режим (за редким исключением) охотнее уделяет внимание проработке смыслового содержания памятных дней, в основе которых уже есть исторический нарратив, но изменяет его в угоду политической конъюнктуры. Праздничные мероприятия и практики оказались предметом конструирования негосударственных и общественных акторов (Русская Православная Церковь, благотворительные фонды, НКО), региональных администраций. Показано, что памятные дни и праздничные даты имеют значение для тех субъектов, чье публичное позиционирование было связано с поддержкой государства в непростые времена.

Ключевые слова: памятные дни; памятные даты; современные российские праздники; традиционные ценности; политика памяти; символическая политика; политический дискурс; нарративы.

Введение

События десятилетней давности, а именно предвыборная кампания 2011-2012 гг. и последовавшие за ней выборы, ознаменовали собой наступление нового этапа в символической политике российского государства . Как и прежде, он оказался связан с новым витком поиска оснований идентичности на фоне дистанцирования от западного сообщества. Властвующая элита, как никогда ранее, предпринимала усилия по контролю за публичной повесткой и, в частности, общественными дискуссиями о прошлом, в том числе недавнем. Как отмечает А. И. Миллер, именно на рубеже первого и второго десятилетий XXI в. происходит резкая интенсификация процесса институционали-зации политики памяти в России, которая до тех пор явно отставала в этой сфере от большинства своих соседей (Миллер, 2020: 213).

Переосмысление прошлого не могло обойти стороной праздники и памятные даты. Возникла необходимость расширения присутствия праздников с российскими корнями, которые бы были посвящены сохранению культуры и исторического наследия.

В настоящей статье пойдет речь о памятных днях и рабочих праздничных днях в современном российском календаре, в частности о тех, которым приписываются традиционные ценности. Зачатую не самые значимые праздники наряду с другими национальными символами создают так называемый «фон социальной реальности» (Луман, 2005), конструируя представления о ней.

К началу второго десятилетия XXI века в качестве праздников в российском календаре уже были даты, связанные с семейными ценностями или же апеллирующие к традиционному укладу. Это День матери (последнее воскресенье ноября, установлен Указом президента от 30 января 1998 г.),

© Ефремова В. Н., 2022

1 Под символической политикой вслед за О. Ю. Малиновой здесь понимается «деятельность, связанная с производством различных способов интерпретации социальной реальности и борьба за доминирование в публичном пространстве» (Мали-нова, Миллер, 2021: 15). Политика памяти является частным случаем символической политики.

День славянской письменности и культуры (24 мая, закреплен Постановлением президиума Верховного Совета РФ от 30 января 1991 г.), День Крещения Руси (28 июля, стал памятной даты путем внесения поправок в Федеральный закон о днях воинской славы от 1 июня 2010 г.). К ним добавились еще два: в октябре 2021 г. указом президента был закреплен в качестве праздника День отца (третье воскресенье октября). 18 июня 2022 г. президент В. В. Путин подписал указ об установлении 8 июля Дня семьи, любви и верности, формально закрепив за ним статус праздника.

Указанные выше праздники можно разделить на две группы: памятные дни (День славянской культуры и письменности, День Крещения Руси и День семьи, любви и верности) и остальные праздники, не приуроченные к историческому событию (День матери, День отца).

Из поля зрения намеренно исключены государственные праздники - официально установленные выходные праздничные дни, закрепленные ст. 112 Трудового Кодекса РФ. Следуя традиции социального конструктивизма, исключительным правом идеологического наполнения, формулирования нарративов государственных праздников обладают первые лица государства . Официальный дискурс таких праздничных мероприятий активно распространяется по «вертикали власти», а ритуальные практики носят обязательный характер, в результате чего происходит (хоть иногда и лукавое) восприятие государственной идеологии. Именно власть формулирует и разъясняет смысл и значение праздничных дней, поскольку она заинтересована в контроле над действиями, отношениями, нормами и ценностями, т.е. в конструировании «реальности, устанавливая гносеологический порядок» (Бурдье, 2007: 89).

Создание коллективной памяти - это постоянный процесс. Политика памяти, направленная на консолидацию нации, имеет определенную логику: в таких случаях основной упор делается на событиях и символах прошлого, укрепляющих положительные представления нации о себе (Малинова, 2016: 144). В этом смысле политическую значимость праздников как публичных мероприятий, подчиненных календарной логике, невозможно преувеличить. Годовщины, памятные даты, праздничные дни являются одними из наиболее «ощущаемых» маркеров социально-политических и ценностных изменений и одновременно инструментом символической политики. Праздники, а также связанные с ними нарративы и ритуалы, строятся вокруг значимого для общества события в прошлом и призваны оказать влияние на текущее положение дел благодаря смыслам и ценностям, которыми они наделяются.

Ключевое значение при анализе политики памяти, как и всякого политического феномена, имеет вопрос о действующих субъектах или акторах. Зачастую внимание к праздникам, не являющимся государственными, либо отсутствует полностью, либо уделяется в меньшей степени, нежели государственным. Основная причина этому - отсутствие проработанной смысловой нагрузки и идеологического содержания праздников. Однако это открывает «окно возможностей» для других политических акторов использовать этот символический ресурс.

В данной статье планируется сосредоточиться на том, какое содержание вкладывается в каждый из указанных выше праздников. А также ответить на вопросы: какие политические аргументы и стратегии влияют на выбор (конструирование) воспоминаний и представлений? Как воспроизводится то, что уже есть? Какие инициативы по учреждению новых дат существуют?

Предметом анализа выступили публичные дискуссии политических акторов по случаю установленных памятных и праздничных дней, праздничные выступления, а также собственно праздничные мероприятия. Так или иначе речь пойдет о конструировании и политическом использовании праздничных нарративов и ритуалов различными акторами с 2012 по 2021 г.

2 Конечно, это не означает отсутсвия альтернативных интерпретаций праздников и иных способов их использования со стороны политических акторов, как, например, произошло с Днем народного единства.

3 Нарративы рассматриваются как сюжетно оформленное повествование, предлагающее связную картину исторических событий (Малинова, Миллер, 2021: 19). Соответственно под нарративом праздника понимаются совокупность высказываний, текстов, сконцентрированных вокруг праздничного события. Под идеологией государственных праздников в данном исследовании мы будем понимать, прежде всего, систему ценностных представлений и установок, задающих модели интерпретации прошлого и настоящего, которые воспроизводятся посредством дискурсивных практик. Данное определение, с одной стороны, позволяет сосредоточиться на идейной составляющей праздников, а с другой - открывает возможности для установления связей и отношений между более общими идеями и установками разных политических акторов.

Российская символическая политика в контексте поиска оснований идентичности и укрепления традиционных ценностей

Прежде всего необходимо отметить некоторые особенности, с которыми российское государство и общество вошли во второе десятилетие XXI в. и встретило третий президентский срок В. В. Путина.

Политические события внутри страны (массовые протесты и их подавление), а также международный кризис, связанный с событиями на Украине в 2013-2014 гг., присоединение Крыма стали причиной изменения настроений в обществе. Некоторые исследователи склонны оценивать их как ценностный «консервативный поворот», для которого характерна «реанимация архетипического массового сознания, проявляющаяся в ценностях укрепления державы, антизападничества, русского мира» (Бызов, 2015).

«Консервативный поворот» произошел и в дискурсе власти, в результате чего стало отчетливо видна политизация культуры. Как отмечает философ И. Будрайтскис, поддержка В. В. Путина на выборах 2012 г. «определялась не только политическими аргументами (главным из которых был страх дестабилизации), но верностью народа самому себе, основополагающим ценностям (православию и авторитету государства), без которых было бы невозможно сохранение России в прошлом» (Будрайтскис, 2019: 18). Так, уже в начале третьего срока В. В. Путина вопросы культуры, истории и морали стали центральными в символической политике, определяя подлинное, глубокое содержание национальной идентичности. Риторический переход к «консерватизму ценностей» проявился в утверждении незыблемости «культурного кода» и исторического выбора (там же: 147-148).

В этот клубок политизации культуры вписывались вопросы патриотического воспитания молодежи и пропаганды семейных ценностей. Выглядит это как защитная реакция на внешние шоки, которую описал В. Гельман (Гельман, 2019: 220-221). Минимизация контактов с внешним миром и сворачивание любых проектов модернизации, способных нести с собой новые вызовы и потрясения, требовала сплочения вокруг политического режима. Так, в сентябре 2012 г. на встрече с представителями общественных организаций в Краснодаре В. В. Путин заявил, что воспитание молодежи должно происходить с учетом собственного исторического опыта, культурного самосознания, духовных, нравственных ценностей, ценностных кодов4. Для этого необходимо использовать «лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе», а главным институтом воспитания и поддержания культурных традиций признавалась семья.

После этой встречи последовало принятие Федерального закона «Об образовании», где патриотическое воспитание расценивалось как один из принципов государственной политики.

Политический режим стал активно вмешиваться в институт семьи и брака. Распоряжением правительства летом 2014 г. была принята «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации до 2015 г.». Документ вызвал широкую критику общественности из-за множества нестыковок и противоречий. Документ был направлен «на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества»5. Брак рассматривается как «союз мужчины и женщины... в целях создания семьи, рождения и (или) совместного воспитания детей»6, что противоречит западному пониманию семьи, признающему однополые браки. Помимо решения чисто экономических задач, правительство предложило расширить участие Русской православной церкви и других религиозных организаций в воспитании молодежи.

В конечном итоге ценности семьи, брака и воспитания детей, сохранения культурного наследия оказались вписаны поправками в Конституцию в 2020 г., а поправки в Семейный кодекс фактически запретили усыновление детей парами с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

О приверженности консервативным ценностям В. В. Путин открыто заявил на Валдайском форуме в октябре 2021 г., охарактеризовав действия государства в своем лице как «не боязнь перемен и не игра на удержание, тем более не замыкание в собственной скорлупе. Это прежде всего опора на проверенную временем традицию, сохранение и приумножение населения, реализм в оценке себя и других, точное выстраивание системы приоритетов, соотнесение необходимого и возможного, рас-

4 Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи: [Стенограмма] (2012). 12 сентября. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/16470 (дата обращения: 03.07.2022).

5 Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (2014). URL: http://static.government.ru/media/files/MyVeIiu5Nu8.pdf (дата обращения: 06.07.2022).

6 Там же. С. 10.

чётливое формулирование цели, принципиальное неприятие экстремизма как способа действий»7. Выступая на заседании дискуссионного клуба, президент говорил, в первую очередь, о стратегии государства в ходе переживаемого миром невиданного цивилизационного кризиса, связанного с последствиями пандемии короновируса, процесса глобальной трансформации, затрагивающего не просто миропорядок, но и основные представления человека о самом себе. Само по себе выступление имеет все черты программной речи и, вероятно, определяет ценностные ориентиры политического режима на несколько лет вперед.

Конструирование традиционности через праздники как policy

Приступая к анализу политического использования праздников и их тематического репертуара, стоит иметь в виду, что именно представители властвующей элиты и их позиция так или иначе задают общую повестку празднования. Официальные выступления, заявления или мероприятия становятся сигналом, легитимирующим обращение к прошлому, его публичному «вспоминанию», символам и ценностям.

Если в отношении государственных праздников - официальных нерабочих праздничных дней политический режим проводил работу (пусть и не всегда успешную) по трансформации смыслового содержания, использованию их символического потенциала (см., например: Ефремова, 2017), то памятные даты, особенно если это не юбилеи, и рядовые рабочие праздники далеко не всегда притягивают внимание власти.

Яркий пример - российский праздничный календарь. В период с 2012 по 2021 г. полностью отсутствуют публичные выступления президента или председателя правительства по случаю Дня матери, Дня отца и Дня семьи, любви и верности. Возможно несколько объяснений данному феномену. Во-первых, как было сказано выше, рядовые праздники не притягивают внимания со стороны президента и его администрации по причине их меньшей значимости в деле конструирования национальной идентичности или легитимации правящего режима. Во-вторых, российский праздничный календарь изобилует праздниками и памятными датами, их воспроизводство и претворение в жизнь требовало бы серьезных материальных трат. В-третьих, тематические праздники (День отца, День матери), не имеют в своем нарративе героического события, что требует усилий к содержательному наполнению.

Другое дело - памятные дни, где в центре внимания - исторические события, значимые для истории и становления государства. Как отметила А. Ассман, «все, что не годится для ... героического образа, подлежит забвению. Очевидно, что о победах вспоминается легче, чем о поражениях» (Ассман, 2014: 65). Конечно, «при определенных условиях центральными событиями национальных коммемораций могут стать и поражения» (Ассман, 2014: 66). Памятными днями, работающими на поддержание и воспроизводство традиционных ценностей, можно считать День Крещения Руси (28 июля) и День славянской письменности и культуры (24 мая).

День славянской письменности и культуры был утвержден на закате распада СССР Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. N 568-1. В документе отмечалось важное значение культурного и исторического возрождения народов России, а также международная практика празднования дня славянских просветителей Кирилла и Мефодия8. Впервые на государственном уровне День славянской письменности и культуры был отмечен в 1863 г., в связи с 1000-летием создания славянской азбуки святыми Кириллом и Мефодием, в том же году был принят указ о праздновании Дня памяти святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 по новому стилю). До 2010 г. ежегодно для празднования выбирались новые города, в дальнейшем постоянным местом проведения была выбрана Москва.

В мае 2011 г., еще будучи формально в статусе председателя правительства, В. В. Путин провел совещание по подготовке к празднованию Дня славянской письменности и культуры. Президент затронул вопрос «утверждения в обществе истинных нравственных ценностей и ориентиров, уважения к родной стране и её культуре, уважение к памяти наших предков». Особую роль в деле культурного наследия играет РЦП: «Язык, духовное, культурное, историческое наследие - это то, что определяет национальную идентичность, скрепляет народ, общество, а значит, и всю страну. Да можно

7 Заседание дискуссионного клуба «Валдай» (2021). 21 октября. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/66975 (дата обращения: 04.07.2022).

8 О Дне славянской письменности и культуры: Постановление Президиума ВС РСФСР от 30 янв. 1991 г. URL: https://base.garant.ru/1586519/?ysclid=l57u1g30jl815014733 (дата обращения: 28.06.2022).

сказать и больше: во многом является основой государственного суверенитета»9. В. В. Путин также затронул тему сбережения и обустройства объектов религиозного значения, в частности Новодевичьего монастыря.

С 2012 г. наметилась новая сюжетная линия. Необходимость празднования Дня славянской письменности и культуры президент видит, в первую очередь, в международной политике - как подтверждение «духовного родства и близости национальных традиций славян»10. Приветствие с такими словами было направлено участникам празднования. Праздник «помогает гражданам больше узнать о своей истории и культуре и, конечно, познакомиться с жизнью братских народов». И снова подчеркивается, что главную роль в деле «уважительного отношения к родным языкам и культурам, укрепления фундаментальных нравственных ценностей и единства православия» играют государство и Русская Православная Церковь11. Это же международное значение праздника, роль государства и РПЦ выходит на первый план в 2013 г. Примечательно, что День славянской культуры и письменности является днем тезоименитства патриарха Кирилла. Поздравления с праздников от имени президента в 2013 г. звучали лишь в адрес патриарха: «Под Вашим предстоятельством Русская Православная Церковь развивает конструктивное взаимодействие с государством, вносит серьёзный вклад в гармонизацию межнациональных и межрелигиозных отношений. Заботится о сохранении непреходящих духовно-нравственных, культурных, семейных ценностей, воспитании подрастающего поколения»12.

В 2014 г. празднование Дня славянской письменности и культуры прошло в формате единого всероссийского праздничного концерта. В. В. Путин присутствовал на концерте сводного хора Санкт-Петербурга, состоявшемся на Исаакиевской площади. Это последний раз, когда в структуре наррати-ва праздника упоминаются исторические герои - Кирилл и Мефодий, в честь которых был учрежден праздник. Тогда же предпринимается попытка становления праздничной традиции хорового пения, исполнения песен, которые «объединяют всю нашу великую Россию, потому что в этих песнях история нашего народа, культура нашего народа, душа нашего народа»13.

Так или иначе тезоименитство патриарха Кирилла в дальнейшем закрепилось как основная тема поздравлений 24 мая, полностью исключив обращение к россиянам или широкой общественности. Представляется, что таким образом президент совершает некое символическое действие, подчеркивая статус РПЦ и лично патриарха Кирилла в деле укрепления как международных отношений и конструирования национальной идентичности. К тому моменту уже более десятка лет со времени прихода к власти В.В. Путина, который нуждался в идеологическом обосновании проводимой политики «с опорой на исторический, культурный и религиозный базис», церковь стала «активно предлагать государству свою социально-политическую доктрину» (Безбородов, 2013: 57). Об этом он напрямую скажет на встрече в 2017 г. в День славянской культуры и письменности: «Русская Православная Церковь, как одна из ведущих духовных составляющих нашего общества, вносит очень существенный вклад в дело сосуществования религий, представителей различных конфессий»14.

В 2018-2019 гг. на 24 мая пришлось проведение Петербургского международного экономического форума, а в 2020 г. - празднование мусульманами Ураза-байрам. Однако эти события не помешали поздравить патриарха с тезоименитством.

В 2021 г. нарратив зазвучал по-новому. В. В. Путин снова заговорил о семейных ценностях, обращаясь к патриарху: «Ваши неустанные заботы об утверждении в обществе незыблемых духовно-нравственных идеалов и семейных ценностей, воспитании подрастающего поколения снискали Вам самое глубокое уважение. И конечно, значим Ваш вклад в укрепление вековых исторических, культурных, патриотических традиций, которыми по праву славится наша страна»15.

9 Цит. по: Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин провёл заседание Российского организационного комитета по подготовке и проведению празднования Дня славянской письменности и культуры (2011). 20 мая. URL: http://archive.government.ru/special/docs/15277/ (дата обращения: 03.07.2022).

10 Путин, В. В. (2012) Приветствие участникам и гостям празднования Дня славянской письменности и культуры. 24 мая. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15420 (дата обращения: 03.07.2022).

11 Там же.

12 Путин, В. В. (2013) Поздравление Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с Днём тезоименитства. 24 мая. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/18176 (дата обращения: 03.07.2022).

13 Цит. по: Концерт сводного хора Санкт-Петербурга по случаю Дня славянской письменности и культуры (2014). 24 мая. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/21085 (дата обращения: 03.07.2022).

14 Встреча с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (2015). 24 мая. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/49521 (дата обращения: 03.07.2022).

15 Путин, В. В. (2021) Поздравление Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с Днём тезоименитства. 24 мая. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63396 (дата обращения: 03.07.2022).

День славянской культуры и письменности и Рождество Христово являются единственными церковно-государственными праздниками в новой России. Однако поздравительные праздничные мероприятия не носят характер широких, а сводятся к телеграммам или встречам с патриархом Всея Руси. Символическое использование Дня славянской культуры и письменности правящего режима сводится к чествованию высокопоставленной персоны.

Еще один праздник - День крещения Руси, утвержденный в 2010 г., - используется политическим режимом лишь по случаю юбилейных мероприятий. В течение третьего президентского срока В. В. Путина торжественные мероприятия проходили дважды - в 2013 и 2018 гг., 1025- и 1030-летия крещения Руси соответственно.

В православном церковном календаре эта дата (по старому стилю - 15 июля) - день памяти великого равноапостольного князя Владимира (960-1015), крестителя Руси. В июне 2008 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 15/28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника, а также обратился к государственному руководству России, Украины и Беларуси «с предложением включить день святого князя Владимира в число государственных памятных дат, отмечаемых общественными празднованиями, подобно тому, как отмечается в наших государствах День славянской письменности и культуры в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия»16.

Как и в случае с Днем славянской культуры и письменности праздник использовался для того, чтобы подчеркнуть статус славянской культуры, а вместе с ней и российского государства в международных отношениях. В 2013 г. центром праздничных мероприятий стал Киев. На праздничном молебне присутствовали Президент Украины Виктор Янукович, Президент Молдавии Николай Тимоф-ти и Президент Сербии Томислав Николич17. Праздник, по словам В.В. Путина, «напоминает нам о нашем духовном единстве, говорит о наших общих корнях». Россия же - центр объединения про-славянских государств: «Сегодня ситуация другая, но мы полны решимости вместе работать, опираясь на всё то, что было сделано нашими предками и нашими предшественниками. Задачи перед нами стоят большие, сложные»18.

После смены власти в Украине праздничные мероприятия перенеслись в Россию. В 2015 г. в России состоялся праздничный прием у главы государства в честь тысячелетия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Россия, по мнению В. В. Путина, «уникальная страна-цивилизация», которая имеет свой собственный путь: «Русь окрепла, возросла могуществом и авторитетом в глазах близких и дальних соседей, на равных вела разговор с народами и Запада, и Востока»19.

В 2018 г. Патриаршая литургия впервые прошла на Соборной площади Кремля. По окончании службы глава государства присоединился к крестному ходу и вместе с верующими прошел до Боровицкой площади к памятнику равноапостольному князю Владимиру. Крестным ходом шли также патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор, полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе Игорь Щеголев, мэр Москвы Сергей Собянин. Там состоялся праздничный молебен, на котором присутствовали представители поместных православных церквей - Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Кипрской, Албанской, Польской, а также православной церкви Чешских земель и Словакии20.

В ходе выступлений по случаю Дня крещения Руси В. В. Путин заявил, что «Крещение Руси открыло её народам подлинные нравственные, духовные ориентиры», и далее, процитировав Л. Гумилева, уточнил «свободу выбора между добром и злом»21. Христианство и опыт, который оно дало народу, спасает, укрепляет и поддерживает «на самых суровых исторических переломах нашу Родину».

16 Установлена новая памятная дата - День Крещения Руси (2010). 1 июня. URL: http://pravoslavie.ru/35530.html (дата обращения: 06.07.2022).

17 Празднование 1025-летия крещения Руси (2013). 28 июля. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/18958 (дата обращения: 04.07.2022).

18 Там же.

19 Прием по случаю тысячелетия преставления святого равноапостольного князя Владимира (2015). 28 июля. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50068 (дата обращения: 04.07.2022).

20 Торжества по случаю 1030-летия крещения Руси (2018). 28 июля. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/58123 (дата обращения: 04.07.2022).

21 Торжества по случаю 1030-летия крещения Руси (2018). 28 июля. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/58123 (дата обращения: 04.07.2022).

Формально последний из уствержденъых указом президента праздников - День семьи, любви и верности (8 июля) также привязан к конкретному историческому событию. Однако до момента издания указа об учреждении праздника никаких интенций со стороны президента по случаю Дня семьи, любви и верности не было замечено. Его содержательным и символическим наполнением занимались другие политические акторы.

Попытки повысить статус праздника, подчеркнуть его значимость в деле укрепления традиционных ценностей предпринимались депутатами госдумы в 2016 г. С инициативой выступили А. Н. Диденко и Я. Е. Никонов. В пояснительной записке указывалось, что законодательное нововведение «будет способствовать формированию в обществе положительного отношения к семье, ответственности при заключении брака, а также увеличению рождаемости»22. Вторая волна, начавшаяся в июле 2022 г., была связана с подписанием указа президента об установлении праздника. По мнению депутатов, россияне должны встречать данный праздник «в узком кругу семьи».

Институты, институционализация, акторы

Говоря об институционализации праздников, следует остановиться на выработке практик, которые бы могли обеспечить ежегодное максимальное вовлечение граждан. Именно здесь обнаруживаются участие и наиболее сильное влияние тех акторов, которые бы были заинтересованы в распространении традиционных ценностей.

Если на официальном уровне задавался общий контекст и рамки для интерпретации, то благодаря некоторым акторам проявились даже конкретные очертания для воспроизводства практик празднования. Использование традиционных ценностей происходило в контексте противопоставлению «Другому», под которым понимался Запад, а ритуализация основывалась на уже имеющимся опыте проведения массовых мероприятий.

Ввиду отсутствия внимания к проработке праздничных мероприятий со стороны власти эту роль на себя взяли другие общественные и политические акторы. Памятные дни и праздничные даты имеют значение для тех субъектов, чье публичное позиционирование было связано с поддержкой государства в непростые времена.

Во-первых, и в-главных, это Русская Православная Церковь. Церковь оставалась чуть ли не единственным досоветским институтом, который был восстановлен в своих символических позициях в «новой» России. Церковные лидеры не стремились идти в разлад с государством, а наоборот предлагали поддержку в тех областях политического режима, в которых они были заинтересованы. В первую очередь, это были ограничения активности так называемых «нетрадиционных» религий в России. Государство и РПЦ поддерживали друг друга на все возможных государственных церемониях, в том числе многих государственных праздниках, выдавая церковь как символический маркер, отсылающий назад в прошлое, включая строгую поддержку антикоммунистических тем (Gill, 2013: 141-142).

Так, в большинстве случаев за основу публичных мероприятий с участием первого лица государства берутся церковные ритуалы. Ежегодно как в День славянской культуры и письменности, так и в День Крещения Руси в Успенском соборе Кремля, во всех храмах России проходят Божественные литургии, Крестные ходы, детские паломнические миссии по монастырям России, научно-практические конференции, выставки, концерты. Под своим началом РПЦ привлекает представителей широкого спектра профессий - от архитекторов и историков до музыкантов и писателей.

В рамках Дней славянской письменности и культуры с 1997 по 2010 г. проходила церемония награждения лауреатов Международной премии святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефо-дия, учрежденной Московской Патриархией и Славянским фондом России. Ею награждались государственные и общественные деятели, деятели литературы и искусства за сохранение и развитие ки-рилло-мефодиевского наследия. Лауреатам премии вручалась бронзовая скульптура святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, диплом и памятная медаль. С 2011 г. вручается Патриаршая литературная премия имени святых равноапостальных Кирилла и Мефодия.

22 Пояснительная записка к проекту федерального закона N 1120648-6 «О внесении изменения в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления нерабочего праздничного дня 8 июля - День семьи, любви и верности» (2016) URL: https://base.garant.ru/57279525/? (дата обращения: 28.06.2022).

В 2013 г. по предложению Патриаршего совета по культуре был сформирован формат основного мероприятия Дня славянской письменности и культуры - большой хоровой праздник с участием профессиональных и любительских хоров. Хоровые праздники проходят одновременно во всех столицах субъектов Российской Федерации.

Русская Православная Церковь не разделяет широкие народные гуляния в День семьи, любви и верности . Дело в том, что в день праздника, 8 июля, РПЦ, хотя и почитает память благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев, которые являются покровителями брака, но делает это скромно по меркам церкви. Связано это с тем, что в этот период проходит Петров пост. В 2013 г. Священный Синод РПЦ принял решение об установлении дополнительного дня празднования - воскресный день, предшествующий 19 сентября (6 сентября по старому стилю). 19 сентября 1992 г. связано с перенесением мощей святых. С введением новой даты учитывается «желание многих христиан вступить в церковный брак в день почитания этих святых покровителей супружества»24.

О масштабах и желании увековечить память святых демонстрирует появление в городах России памятников Петру и Февронии. На сегодняшний день установлено свыше 60 памятников по программе «В кругу семьи», созданной по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2004 г. и при поддержке госкорпорации «Ростех».

Во-вторых, тема возрождения традиционных ценностей и уклады стали предметом регионального символического пространства. Особенно это коснулось тех субъектов, на территории которых произошли исторические события - Владимирская область и Москва. Так, инициатива по утверждению праздника семьи и верности исходила не от церкви, а главы округа Муром. Еще в 2002 г. на съезде старейших хороводов России было решено, что «идеальные образы святых супругов Петра и Февронии должны служить примером для русской молодежи, и этот праздник обязательно должен затмить модный, но чуждый нам день св. Валентина» . Однако для празднования всероссийского масштаба администрации Мурома не хватало ресурсов.

Возрождение Дня матери в новой России связано с инициативой губернатора республики Саха (Якутия) . Это был первый регион, который отметил значимость «женщины-матери, хранительницы семейного очага, определяющей основополагающие ценности в воспитании, становлении будущих поколений, исходя из народных традиций, обычаев образа жизни» (там же). Ранее День матери отмечался в дореволюционное время. Возвращение на федеральный уровень связано с инициативой депутата госдумы член Комитета по делам женщин, семьи и молодежи А. Апарина. В 1998 г. указ о праздновании подписал президент Б. Н. Ельцин.

Сегодня День матери отмечается не так широко, как другие праздники. В детских садах и школах проходят специальные конкурсы на тему Дня матери. Символом праздника является цветок незабудка.

По инициативе администрации Нижегородской области Совет Федерации РФ рассмотрел возможность утверждения Дня народных художественных промыслов. В 2022 г. исполняется 100 лет нижегородской матрешке. Совместно с Минпромторгом России готовится концепция проведения в Нижегородской области Всемирного конгресса традиционной игрушки. Также рассматривается вопрос о проведении на территории Нижегородской области в 2022 г., а в дальнейшем ежегодно, Глобального форума креативных территорий27.

В-третьих, серьезным популяризатором семейных традиций становятся некоммерческие организации. Агрегатором праздничных мероприятий в День семьи, любви и верности стал созданный в 2008 г. Фонд социально-культурных инициатив. Фонд возглавляет С. В. Медведева (супруга третьего президента России). В целом институционализация праздника выглядит как вполне успешный про-

23 Отметим светское название праздника, без упоминания православных святых.

24 Послание Святейшего Патриарха Кирилла в связи с установлением дополнительного дня памяти святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев (2013). 15 сентября. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3228294.html? ysclid=l59srazo5w271820143 (дата обращения: 06.07.2022).

25 'Съезд древнейших городов России «отменил» день Св. Валентина', Utal.ru. 2002. 5 августа. URL: http://www.ural. ru/news/life/2002/08/05/news-19872.html (дата обращения: 07.07.2022).

26 Об установлении «Дня матери»: Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 2 сент. 1993 г. N 532. URL: http://base.ga-rant.ru/26720970/ (дата обращения: 07.07.2022).

27 По инициативе Нижнего Новгорода будет учрежден новый федеральный праздник (2022). 28 января. URL: https://strate-gy.government-nnov.ru/ru-RU/news/v-2022-godu-budet-utverzden-den-narodnyh-promyslov-rossii (дата обращения: 06.07.2022).

ект. За 15 лет существования под эгидой фонда сформирована целая сеть мероприятий, приуроченных к празднику.

Широкую и всестороннюю поддержку фонду в проведении оказывают государственные музеи (издание книг, среди последней, вышедшей в 2022 г. - «Святые покровители земли»), АО «Почта России» и Московский государственный университет им. Ломоносова (проект «Детские письма о главном»), Министерство просвещения и Российская академия образования (брошюры с рекомендациями о форматах проведения праздника в школах и детских садах), детские летние лагеря «Орленок», «Артек», «Океан». АО «Марка» и Минкомсвязи РФ в 2022 г. выпустили специальную марку по случаю 15-летия широкого празднования. Совместно с ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В. И. Кулакова» Министерства здравоохранения РФ фонд проводит круглые столы и акции «Подари мне жизнь!» для социально-психологической поддержки женщин, находящихся в состоянии кризисной беременности, и их ближайшего окружения28.

Ежегодно 8 июля в городах России проходят праздничные концерты, центральной темой которых становятся любовь, верность и семья. Центральным местом празднования становится г. Муром. Здесь организуются театральные представления, реконструкции сцен из жизнеописания святых Петра и Февронии, мастер-классы по редким ремеслам. В день праздника происходит награждение образцовых семей, пар, проживших в браке более 25 лет и воспитавших детей. Одновременно с медалью каждый из супругов получает значок - в виде ромашки - символа праздника. Медаль «За любовь и верность» вручается с 2009 г.

Важно отметить, что Фонд социально-культурных инициатив является не единственной некоммерческой организацией, которые берут на себя инициативу организации празднований. По инициативе ряда православных молодёжных организаций (среди которых, к примеру, - АНО «Центр развития социально значимых проектов и содействия укреплению межнационального и межрелигиозного согласия») по поддержки Министерства по делам молодежи РФ реализуется общероссийский проект «Есть такой праздник». В рамках проекта проводятся конференции и уличные акции, приуроченные к памятным и знаменательным датам отечественной истории, не только к указанным датам, но и отмечавшиеся 200-летие юбилея Бородинской битвы и 400-летие юбилея преодоления Великой смуты.

Также существует целый ряд просветительских и благотворительных фондов, которые помимо всего прочего занимаются поддержкой культурных мероприятий. Здесь можно назвать попечительский фонд «Покров» и его проект по объединению музыкального и хорового движения в России.

Упомянутые выше акторы не конкурируют между собой. Каждый находит свою аудирию, а мероприятия дополняют друг друга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* * *

Рассмотренные выше особенности использования ряда праздников, обсуждаемых и появившихся в российском политическом календаре, демонстрируют траекторию поиска подходящей системы ценностей в меняющейся системе взаимоотношений. Внимание правящей политической элиты приковано к традиционным ценностям, понимаемым как исторически присущие российскому обществу в виде семейного уклада, культурных и языковых корнях, православия и авторитета государства.

Российский праздничный календарь постепенно дополняется новыми памятными днями и праздниками, которые могли бы служить помощниками в деле патриотического воспитания. Это появление Дня отца (нарратив и ритуальную составляющую которого еще предстоит наработать), поддержка инициативы Дня народных и художественных промыслов, закрепление празднуемого уже 15 лет в России Дня семьи, любви и верности.

Создается необходимая инфраструктура праздников: устанавливаются памятники, присуждаются премии и медали, закрепляются символы. Это становится возможным благодаря заинтересованным акторам, в первую очередь, разделяющим и ищущим поддержку государства (Русская Православная Церковь, некоммерческие фонды, провластные молодежные и религиозные объединения).

28 Пресс-конференция, посвященная юбилейным мероприятиям 15-летия празднования в России Дня семьи, любви и верности: [видеозапись] (2022). 1 июля. URL: https://fondsci.ru/news/1232/ (дата обращения: 07.07.2022).

Список литературы / References

Ассман, А. (2014) Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика. Москва: Новое литературное обозрение. [Assman, A. (2014) The Long Shadow of the Past: Memorial Culture and Historical Politics [Dlinnaya ten' proshlogo: Memorialnaya kultura i istori-cheskaya politika]. Moscow: New Literary Review. (In Russ.)].

Безбородов, М. И. (2013) Русская православная церковь в современной России. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ. [Bezborodov, M. I. (2013) Russian Orthodox Church in modern Russia [Russkaya pravoslavnaya tserkov' v sovremennoi Rossii]. Petrozavodsk: Petrozavodsk University publishing house. (In Russ.)].

Будрайтскис, И. (2020) Мир, который построил Хантингтон и в котором живём все мы. Парадоксы консервативного поворота в России. Москва: Циолковский. [Budraitskis, I. (2020) The world that Huntington built and in which we all live. Paradoxes of the Conservative Turn in Russia [Mir, kotorii postroil Huntington I v kotorom zhivem use mi. Paradoksi kon-servativnogo povorota v Rossii]. Moscow: Tsiolkovsky. (In Russ.)].

Бурдье, П. (2007) 'О символической власти', Социология социального пространства. Москва: Институт экспериментальной социологии; Санкт-Петербург: Алетейя, сс. 87-96. [Bourdieu, P. (2007) 'About symbolic power' [O simvoli-cheskoi vlasti], Sociologiaya socialnogo prostranstva. Moscow: Institute of Experimental Sociology; St. Petersburg: Aletheia, pp. 87-96. (In Russ.)].

Бызов, Л. Г. (2015) 'Консервативный тренд в современном российском обществе -истоки, содержание, перспективы', Общественные науки и современность, 4, сс. 25-49. [Byzov, L. G. (2015) 'Conservative trend in modern Russian society - origins, content, prospects' [Konserva-tivnyi trend v sovremennom rossiiskom obshestve - istoki, soderzhanie, perspek-tivy], Obshestvennye nauki I sovremen-nost, 4, pp. 25-49. (In Russ.)].

Гельман, В. (2019) «Недостойное правление»: политика в современной России. Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. [Gel'man, V. (2019) «Unworthy

government»: politics in modern Russia [«Nedostoinoe pravlenie»: politic v sovremennoi Rossii]. St. Petersburg: European University Press in St. Petersburg. (In Russ.)].

Ефремова, В. Н. (2017) 'Символическая политика в отношении российских праздников после 2012 г.', Символическая политика, 5, сс. 294-307. [Efremova, V. N. (2017) 'Symbolic policy on Russian holidays after 2012' [Simvolocheskaya politika v otnoshenii rossiiskih prazdnikov posle 2012 g.], Simvolicheskaya politika, 5, pp. 294-307. (In Russ.)].

Луман, Н. (2005) Реальность массмедиа. Москва: Праксис. [Luhmann, N. (2005) Reality of mass media [Realnost' massmedia]. Moscow: Praxis. (In Russ.)].

Малинова, О. Ю. (2016) 'Официальный исторический нарратив как элемент политики идентичности в современной России: От 1990-х к 2010-м годам', Полис. Политические исследования, 6, сс. 139-158. [Malinova, O. Yu. (2016) 'Official Historical Narrative as an Element of Identity Politics in Contemporary Russia: From the 1990s to the 2010s' [Ofitcialnyi istoricheskii narrativ kak element politiki identichnosti v sovremennoi Rossii: Ot 1990-h k 2010-m godam], Polis. Poli-ticheskie issledovaniya, 6, pp. 139-158. (In Russ.)].

Малинова, О. Ю., Миллер, А. И. (2021) 'Символическая политика и политика памяти', Символические аспекты политики памяти в современной России и Восточной Европе: Сборник статей. Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, сс. 7-37. [Malinova, O.Yu., Miller A.I. (2021) 'Symbolic politics and politics of memory' [Simvolicheskaya politika I politika pamyati], Symbolic aspects of the politics of memory in modern Russia and Eastern Europe: Collection of articles [Simvolicheskie aspect politiki pamyati v sovremennoi Rossii I Vostoch-noi Evrope: Sbornik statei]. St. Petersburg: European University Press in St. Petersburg, pp. 7-37. (In Russ.)].

Миллер, А. И. (2020) 'Политика памяти в стратегиях формирования национальных и региональных идентичностей в России', Новое прошлое, 1, сс. 210-217.

[Miller, A. I. (2020) 'Politics of memory in the strategies for the formation of national and regional identities in Russia' [Politika pamyati v strategiyah formirova-niya natsionalnyh I regionalnyh identich-

nostei v Rossii], Novoe proshloe, 1, pp. 210-217. (In Russ.)]. Gill, G. (2013) Symbolism and regime change: Russia. Cambridge: Cambridge univ. press.

Статья поступила в редакцию: 20.05.2022 Статья принята к печати: 14.07.2022

TRADITIONAL VALUES AND MODERN RUSSIAN HOLIDAYS: PUBLIC PRACTICES AND NARRATIVES

V. N. Efremova

V. N. Efremova, Candidate of political sciences, Research fellow,

Institute of Scientific Information for Social Sciences Russian Academy of Science (Moscow). E-mail: efremova-valentina@mail.ru (ORCID: 0000-0002-0152-6181).

Abstract

The article is devoted to the political usage of modern Russian commemoration days and public holidays associated with traditional values. In particular, the article discusses the Day of Christianization of Kievan Rus, the Day of Slavic culture and writing, the Day of family, love and fidelity, Father's Day and Mother's Day. The need to expand the holiday calendar and the existence of holidays with "Russian roots", which would be dedicated to the preservation of culture and historical heritage, was announced at the beginning of the third presidential term of V. V. Putin. The article shows that the political regime pays more attention to commemorative days, which are already based on a historical narrative. Festive events and practices become the subject of construction by non-state and public actors (the Russian Orthodox Church, foundations, NGOs), and regional administrations. Memorable days and holidays are important for actors whose public actions are associated with the support of the state in difficult times.

Keywords: memorable days; modern Russian holidays; traditional values; politics of memory; symbolic politics; political discourse; narratives.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.