УДК 379.8
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ДРАЙВЕР
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Вагин Дмитрий Юрьевич, к.с.н., доцент (e-mail:[email protected]) Синева Надежда Леонидовна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Плесовских Галина Артуровна, студент (e-mail: [email protected]) Шипулло Максим Станиславович, студент (e-mail: [email protected]) Данилова Виктория Андреевна, студент (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия
В статье рассматривается потенциал системы дополнительного образования по интенсификации экономического развития страны и создание условий для перехода на новый технологический уклад. Показаны факторы, ограничивающие потенциал и возможности системы дополнительного образования в Российской Федерации. Предложены пути по созданию благоприятных условий для развития дополнительного образования в стране
Ключевые слова: молодежь, дополнительное образование, экономическое развитие.
В настоящее время многие ученые-экономисты пытаются нащупать драйверы развития экономики, найти ресурсы, которые помогут активизировать развитие инновационной экономики страны. В нашей статье мы попытаемся предложить нестандартный подход к проблеме активизации инновационного развития, ускорения общественно-экономического развития, создания предпосылок к переходу в постиндустриальное общество через развитие системы дополнительного образования начиная с детского возраста.
В целом образование, как отмечал английский социолог образования П. Масгрейв, решает такие общественные задачи, как отбор талантливых людей, воспитание новаторов (для общественной, политической, технической, художественной деятельности), политических лидеров, воспитание молодежи, которая будет лояльна к политической власти, подготовка рабочей силы в таком количестве и качестве, которые необходимы экономике [2].
Становится очевидным, что на систему образования сегодня ложится огромная ответственность по обучению и воспитанию молодого поколе-
ния, однако, традиционная, классно-урочная система, которая была эффективна в период индустриального общества, ликвидации всеобщей безграмотности, сегодня начала давать сбой, она не может дальше, с необходимым сегодня качеством осуществлять свои функции. Приспосабливать ее к современным требованиям все сложнее и сложнее, как не пытается это сделать Министерство просвещения, ничего не получается. Потому что она отжила свой ресурс. Но без классно-урочной системы, которая «конвейерным методом», достаточно быстро и дешево дает среднее образование обойтись невозможно. В ситуации, когда нужно сделать интеллектуальный рывок в развитии страны (очевидно, что Россия нуждается сегодня в одаренных, прекрасно образованных в технических, естественнонаучных, социально-гуманитарных областях знаний людях), а старая система образования, как ее не модернизируй, этого сделать не позволяет. Необходимо более пристальное внимание обратить на дополнительное образование детей. За ним, очевидно, будущее.
Дополнительное образование сегодня совершенно не верно рассматривать как придаток общего, дополнительное образование - это вершина образовательного процесса для детей и юношества. Под дополнительным образованием необходимо понимать все программы, которые предоставляют ребенку дополнительные возможности прохождения его индивидуальной образовательной траектории (технические, гуманитарные, естественнонаучные, языковые, военно-патриотические направления, безусловно, спорт и искусство).
Преимущество дополнительного образования состоит в том, что оно позволяет индивидуально выстраивать образовательную траекторию, оно более личностное, возможно непосредственное, индивидуальное взаимодействие с преподавателем, наставником. На программы дополнительного образования, в отличии от основного, можно осуществлять индивидуальный отбор, выявлять таланты, формировать группы учащихся, в которых будет создана творческая атмосфера сотрудничества.
Таким образом, мы показали значимость дополнительного образования для формирования творческой молодежи, которая сможет стать научно-технической элитой страны. Это понимает и Правительство Российской Федерации, которое подготовило концепцию развития дополнительного образования детей [4], в ней так же отмечается, что:
1. дополнительное образование создает условия для доступа молодежи к передовым глобальным знаниям и информации, обновляет содержание образования (с чем проблема в основной школе).
2. фактически, дополнительное образование должно стать инновационной площадкой развития страны, ее экономики, подготовить условия и человеческие ресурсы для технологического прорыва.
3. ведущим трендом в образовании ХХ! века должна стать возможность проектирования пространства персонального образования как раз через индивидуализацию дополнительного образования.
4. без развития доступного дополнительного образования наше общество столкнется со стихийным формированием идентичности в периферийных, субкультурных пространствах социализации.
Таблица 1 - Основные показатели деятельности образовательных организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей
2001 2006 2013 2014 2016 2017
Число образовательных орга- 8699 8876 8531 7902 8386 10462
низаций дополнительного
образования, реализующих
дополнительные общеобра-
зовательные программы для
детей (по данным Минобра)
Число детско-юношеских 1709 1839 2210 2449 2645 2746
спортивных школ (по данным
Минспорта)
Число детских музыкальных, 5823 5555 5370 5328 5270 5223
художественных, хореогра-
фических школ и школ ис-
кусств (по данным Минкуль-та)
Численность учащихся обра- 7905,8 8443,7 8083,3 7853,4 7976,5 8881,6
зовательных организаций
дополнительного образова-
ния, реализующих дополни-
тельные общеобразователь-
ные программы для детей,
тыс. чел
Численность учащихся дет- 866,2 1097,3 1455,7 1674,3 1782,4 1860,6
ско-юношеских спортивных
школ, тыс. чел.
Численность учащихся дет- 1284,5 1280,9 1433,0 1446,6 1442,5 1458,6
ских музыкальных, художественных, хореографических
школ и школ искусств, тыс.
чел.
В теоретическом плане очевидна важность дополнительного образования для развития экономики страны, оно предоставляет возможность получения предпрофессионального образование, однако мы видим, что в дополнительном образовании существует целый ряд проблем, которые не позволяют ему раскрыть свой потенциал. Это проблемы методические, отсутствие современных программ и методик, устаревание, неактуальность
многих программ, да и целых направлений в системе дополнительного образования, неактуальность методически-организационных подходов (когда учреждения работают на основе подходов 70-80 - х годов прошлого века и молодым людям неинтересны данные направления). Оторванность многих нормативных документов от реальной ситуации в образовании.
Важно учитывать и проблемы социально-экономического характера в учреждениях дополнительного образования. Это и низкие заработные платы сотрудников от 13200 рублей в месяц, катастрофическое старение кадров (актуальной становится проблема межпоколенческого кадрового разрыва в системе дополнительного образования, когда отсутствуют преподаватели среднего и молодого возрастов и старшему поколению педагогов просто некому передавать свой опыт и знания), изношенность материально-технических фондов. Эта совокупность факторов создает серьезные проблемы в развитии системы дополнительного образования.
Кроме обозначенных выше проблем, хотелось бы показать еще одну проблему, фундаментальную, структурную, она не дает возможность использовать потенциал дополнительного образования в интересах экономики нашего государства [4; 5].
Таблица 2 - Число образовательных организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей, по видам образовательной деятельности
(по данным Минобрнауки России"
2000 2006 2012 2014 2015 2016
Всего 8699 8876 8531 7902 8386 10462
В том числе:
работающие по всем видам об- 3577 3654 3683 3392 3487 3631
разовательной деятельности
Художественные 371 418 780 756 896 1909
эколого-биологические 467 445 331 313 282 269
туристско-краеведческие 335 331 256 247 232 210
Технические 570 536 327 305 287 261
Спортивные 2968 3072 2760 2480 2582 3245
военно-патриотические и спор- 112 89 101 107 90 85
тивно-технические
Другие 299 331 293 302 530 852
Из данных, приведенных в таблице 1 виден серьезный структурный перекос в системе дополнительного образования. При значительном росте детско-юношеских спортивных школ, очевидно снижение количества учреждений, предоставляющих услуги дополнительного образования в сфере
искусства и культуры (находящихся в подчинении Министерства культуры).
В таблице 2 представлена структура учреждений дополнительного образования, которые находятся в ведении Министерства образования Российской Федерации. Очевидно сокращение количества учреждений, которые предоставляют образовательные услуги по таким важным для экономического развития страны направлениям, как техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, спортивно-техническое и военно-патриотическое. Одновременно наблюдается и сокращение числа учащихся по данным направлениям. В тоже время быстрыми темпами растет число учреждений, которые осуществляют реализацию образовательных программ спортивного направления. Этот структурный перекос в системе дополнительного образования будет оказывать значимое негативное влияние на экономическое развитие страны.
Важно акцентировать внимание на неравномерное распределение учреждений дополнительного образования по территории страны, регионов, муниципалитетов. Во многих населенных пунктах (особенно в небольших городах, моногородах, поселках городского типа и в сельской местности) у молодежи нет доступа к услугам системы дополнительного образования, а значит, отсутствует выявление, отбор и работа с талантливой молодежью.
Можно сделать вывод, что система дополнительного образования может стать драйвером экономического развития, может дать возможность стране перейти на новый технологический уклад, но существуют ограничения (методические, структурные, социально-экономические, организационные), которые не позволяют раскрыть потенциал этой системы. Естественно, что такие показательные проекты как Сириус - интересны и важны, но это не системное решение проблемы. Система дополнительного образования нуждается в реформировании, наращивании финансирования. Необходимо решить проблему неравенства в доступе и в качестве услуг дополнительного образования. Одним из возможных путей решения проблемы может стать государственно-частное партнерство, привлечение бизнес структур в это неосвоенное и очень доходное направление.
Список литературы
1. Андрущак Г.В., Прудникова Л.Е., Шуталь Н.Б. Потоки обучающихся и финансовые потоки в системе образования России. М.: НИУ ВШЭ, 2012.
2. Вагин Д.Ю. Межпоколенческая преемственность духовно-нравственных ценностей в Российском обществе Дискуссия. 2016. № 7 (70). С. 52-58.
3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. — М.: ЦСПиМ, 2010. 587 с.
4. Концепция развития дополнительного образования детей. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/ (дата обращения: 18.11.2018)
5. Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017. 248с.
6. Egorova A., Yaschkova E., Sineva N., Schkunova A., Semenov S., Klyueva Y. Mapping of losses within organization of service activity for effective use of equipment International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 18. С. 11819-11830.
Vagin Dmitry Yuryevich, candidate of sociological sciences, docent (e-mail:[email protected])
Sineva Nadezda Leonidovna, candidate of pedagogical sciences, docent
(e-mail: [email protected])
Plesovskih Galina Arturovna, student
(e-mail: [email protected])
Shipullo Maxim Stanislavovich, student
(e-mail: [email protected])
Danilova Viktoria Andreevna, student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia
SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION AS A DRIVER OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract: The article discusses the potential of the system of additional education to intensify the economic development of the country and the creation of conditions for the transition to a new technological structure. The factors limiting the potential and capabilities of the system of additional education in the Russian Federation are shown. Proposed ways to create favorable conditions for the development of additional education in the country Keywords: youth, additional education, economic development.