9. Петровский А.М., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Правовые аспекты создания инклюзивной образовательной среды вуза // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 45-48.
10. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Перспективы использования облачных технологий в образовательном процессе вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 284-286.
Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Pirogova Anna Alekseevna, student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Prokhorova Mariya Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN INCLUSIVE EDUCATION
Abstract. The article reveals the features of innovative technologies in inclusive education,
consisting in optimization through information and communication technology of the
learning process for persons with disabilities. The possibilities of innovative technologies
in the training of persons with hearing, vision, musculoskeletal system, as well as health
problems caused by somatic disease.
Key words: inclusive education, innovative technologies, junctions of innovative technologies, material and technical equipment.
УДК 331.103
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Вагин Дмитрий Юрьевич, к.с.н., доцент (e-mail: 403485@mail.ru) Синева Надежда Леонидовна, к.п.н., доцент (e-mail: sineva-nl@rambler.ru) Плесовских Галина Артуровна, студент (e-mail: galya777galya@gmail.com) Шипулло Максим Станиславович, студент (e-mail: argon2602@mail.ru) Комарова Ангелина Игоревна, студент (e-mail: komarova.gelya@gmail.com) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия
В статье обосновывается необходимость создания в учреждениях среднего образования системы менеджмента качества. Особое внимание уделяется противоречиям между новыми задачами, которые ставятся перед школой и устаревшими методами управления и контроля, которые применяются в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: качество; менеджмент качества; мониторинг; школа.
В сфере образования проблема предоставления качественных услуг является основной.
В настоящее время, наблюдается рост конкуренции в образовании, как между странами, так и между школами на муниципальном уровне, проблема качества предоставления услуг становится первостепенной [2, 7, 20]. Потребители образовательных услуг - учащиеся, родители, общество в целом, учреждения профессионального образования, будущие работодатели, ожидают от выпускника школы фундаментальные знания по предметам школьного курса, компетентность, навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» под качеством образования понимается соответствие уровня знаний учащихся требованиям нормативных документов, в первую очередь федеральному стандарту. Но нет нормативных документов, в которых бы были даны критерии, которым должен соответствовать уровень знаний и воспитанности учащегося на определенной ступени образования - нет этих критерий и в стандартах.
Практикующие учителя понимают качество образования совершенно иначе, все сводится к показателям успеваемости (количество отличников, хорошистов, троечников, неуспевающих), уровня воспитанности, удовлетворенности учеников и родителей, результатам внешних мониторинговых мероприятий (например, результаты Всероссийских проверочных работ, ЕГЭ, ОГЭ). Данные показатели часто необъективны, подгоняются под «нужный» уровень, чтобы быть «не хуже других», с другой стороны, данные диагностические мероприятия не являются, строго говоря, управленческими, не дают полной информации для принятия решения администрацией [3].
В большинстве научных трудов (таких авторов, как Е.И. Сахарчук, В.П. Панасюк, А.Г. Бермус, В.И. Загвязинский, Е.А. Ямбург, И.Н. Щербо, М.М. Поташник), в которых рассматривается значение мониторинга качества в средних образовательных учреждения, не говорится о создании именно системы менеджмента качества и не дается практических рекомендаций по применению результатов мониторинга, а качество образования рассматривается как проблема дидактическая, а не управленческая [5, 6, 8, 15, 18]. Отсутствуют научные работы в которых были бы представлены практические рекомендации улучшению качества предоставляемых услуг в средних образовательных учреждениях.
В научных трудах Филипповой Е.П. представлены три подхода к проблеме качества образования: «нормативно-дидактический, социально-маркетинговый и средово-компетентностный» [19].
«Нормативно-дидактический подход» [19] акцентирует внимание на первоочередную задачу любого образовательного учреждения - это соответствие плановым показателям, отраженным в нормативных документах органов управления образования и, в первую очередь, в Федеральных государственных образовательных стандартах.
«Социально-маркетинговый подход» [19] в первую очередь обращает внимание на воспитанность учащихся, на их социальную адаптирован-ность, наличие активной жизненной позиции, на возможность влиться в экономическую, трудовую жизнь общества.
«Средово - компетентностный подход» первоочередное внимание уделяет созданию образовательной и воспитательной среды в учреждении и минимизации негативного влияния общества на учеников. [11, 17].
В работах Олейник Т. А. представлена модель мониторинга в школе, она состоит из следующих блоков:
1. Планирование - в него входит: целеполагание, определение основных показателей, которые подлежат контролю, создание КИМ и сетки-графика мониторинговых мероприятий.
2. Процедурный блок, на этом этапе происходит реализация мониторинговых мероприятий:
- осуществление диагностических мероприятий,
- проверка полученных от учащихся материалов,
- анализ-сравнение полученных и плановых показателей,
- анализ несоответствий и разработка рекомендация по улучшению педагогической работы учителей[13].
В работах Звонникова В.И. особое внимание уделяется мировому опыты, в образование переносится опыт из бизнеса и рекомендуется использовать такие модели менеджмента качества, как: Strategic Planning, Total Quality Management, Continuous Quality Improvement.
Необходимо отметить, из изученных трудов становится очевидным, что побудителями к мониторинговой деятельности внутри учреждения выступают контрольные мероприятия, которые проводят органы контроля и надзора в сфере образования, а также аттестация выпускников в новой форме. Менеджмент качества, как основная задача и главный управленческий инструмент школьными администраторами и учеными-педагогами не рассматривается. Не учитывается и специфика учебных заведений при разработке мониторинговых мероприятий, отсутствует понимание в необходимости формирования вариативной и инвариантной частей мониторингов.
Идея внедрение системы менеджмента качества основывается на двух аксиомах, первое, грамотное принятие решения и контроль результатов, полученных от управленческого решения, невозможно без методически грамотно собранных данных. Многие же школьные администраторы при принятии решения опираются на ощущения, так как не владеют методикой сбора и работы с данными. Второе - нельзя уделять излишне большое внимание внешним мониторингам, внутренний мониторинг, который проводится в постоянном, рутинном режиме дает максимально точную информацию по всем направлениям деятельности учреждения [14].
Таким образом, мониторинг - это источник информации:
- для усовершенствования деятельности образовательного учреждения;
- для принятия адекватных и своевременных управленческих решений, и планирования деятельности образовательного учреждения.
Принципы мониторинга:
- постоянность (непрерывно изучать один и тот же объект);
- изучение процессов в динамике;
- подчиненность мониторинговых мероприятий целям организации;
- единство мониторинговых мероприятий (или целостность).
Мониторинговый процесс в учреждении необходимо начинать с самообследования, в ходе которого определяется роль руководства (насколько оно правильно, адекватно воспринимает происходящее в организации, его авторитет в коллективе); анализируется существующая стратегия (чаще всего в школе ее в письменном виде нет, все ограничивается идеями руководителя); анализируются принципы работы с персоналом, мотивация и удовлетворенность работников, принцип подбора кадров, продвижение; необходимо понять обеспеченность ресурсами и эффективность их использования; оценивается как осуществляются, с какой скоростью управленческие процессы; особое внимание уделяется изучению потребителей, особенно их запросы и удовлетворенность; с особой тщательностью изучаются результаты работы организации и ее влияние на общество.
После получения результатов первого самообследования необходимо перейти к написанию стратегии организации (начиная с видения, миссии, ценностей, целей). Большинство школьных администраторов не понимают важность данного этапа, пропускают его. Изучают частные вопросы успеваемости, посещаемости, воспитанности. Это глобальная ошибка, которая сводит к нулю всю последующую работу в области качества.
Схематично, процесс организации системы менеджмента качества в образовательном учреждении может выглядеть следующим образом: определение основных целей, задач и принципов системы менеджмента качества в образовательном учреждении; определение порядка организации и функционирования внутришкольной системы менеджмента качества (разработка локального акта); определение организационной и функциональной структуры системы менеджмента качества; оценка содержания образования и образовательной деятельности; оценка условий реализации Основной образовательной программы; оценка результатов реализации Основной образовательной программы.
Таким образом очевидна актуальность проблемы создания внутришкольной системы менеджмента качества. В тоже время очевидны ряд противоречий:
1. Закон «Об образовании в РФ» обязывает образовательные учреждения создавать систему менеджмента качества, но отсутствует обучение руководителей образовательных учреждений по организации данных систем, а своего практического опыта у них, естественно, нет. Многие руководители не знают методом менеджмента качества, не умеют работать с данными.
2. Отсутствует общая модель менеджмента качества в среднем образовании, общепринятые критерии качества.
Существуют вопросы правового характера, которые необходимо решить органам управления образованием и правительству:
1. Дать четкое определение, что понимать под «качеством образования».
2. Определить, задачи, принципы управления качеством образования, основные способы и средства осуществления этого механизма на уровне образовательной организации.
3. Определить правовые гарантии «качества обучения» в средней школе, параметры, критерии, которые позволяют отделить одно состояние образования от другого, и оценить результаты образовательного процесса
4. Разграничить ответственности сторон (образовательное учреждение, учитель, семья) в вопросах результатов мониторинга качества образования.
5. Правовые основы учета результатов мониторинга качества в отношении участников образовательного процесса.
6. Внесение изменений в эффективный контракт сотрудников (об учете результатов мониторинга при распределении стимулирующих надбавок).
Список литературы
1. Безусова Т. А. Некоторые особенности внедрения системы менеджмента качества в систему непрерывного образования Образовательные технологии (г. Москва). 2016. № 4. С. 73-78.
2. Вагин Д.Ю. Межпоколенческая преемственность духовно-нравственных ценностей в Российском обществе Дискуссия. 2016. № 7 (70). С. 52-58.
3. Глухов Д. А. Система менеджмента качества образования в современном техническом вузе Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2013. № 5. С. 416-421.
4. Головцова И.Г. Инновационный консалтинг и менеджмент в системе управления качеством образования. Вестник МГОУ 2013. № 4. С. 5-10.
5. Гуськова Т. В., Дианова Ю. А. Менеджмент качества в системе образования В сборнике: Проблемы и перспективы развития современной науки и образования сборник статей III международной научно-практической конференции. 2016. С. 3-7.
6. Жарова М.В. Развитие систем менеджмента качества в системе общего образования: проблемы и решения Экономика и современный менеджмент: теория и практика.
2014. № 33. С. 186-195.
7. Звонников В. И. Педагогические измерения в управлении качеством обучения: диссертация ... доктора педагогических наук. - Ростов-на-Дону, 2006. - 405 с.
8. Звонников В.И., Нефедов В.А. О создании и совершенствовании систем менеджмента качества образования Вестник Университета (Государственный университет управления). 2016. № 9. С. 263-266.
9. Маркова Г.И. Система менеджмента качества в образовании В сборнике: Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права материалы V Международной научно-практической конференции. 2014. С. 60-62.
10. Олейник Т. А. Мониторинг качества знаний старшеклассников в условиях профильного обучения: На примере математики: диссертация ... кандидата педагогических наук - Москва, 2002. - 203 с.
11. Олейникова Т. А., Овод А.И., Солянина В. А. Система менеджмента качества как современный подход к управлению образованием Высшее образование в России.
2015. № 1. С. 119-126.
12. Романова Л.Л. Качество образования и система менеджмента Молодежный научный вестник. 2016. № 12 (12). С. 141-145.
13. Свадьбина Т.В., Вагин Д.Ю. Межпоколенные ценности Россиян: проблемы преемственности Приволжский научный журнал. 2012. № 4 (24). С. 263-267.
14. Синева Н.Л. Причины неэффективности стратегических инициатив эффективных компаний в условиях быстрых перемен В сборнике: Инновационные технологии управления Сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 161-163.
15. Тихомиров Г.А. Менеджмент качества и качество менеджмента Концепт. 2013. № 10. С. 26-30.
16. Туякова И.Р., Уралова Е.А. Технологии разработки и реализации систем менеджмента качества в образовании В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики материалы XI Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Ответственный редактор Уварина Н.В.. 2015. С. 457-459.
17. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. - М. Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.
18. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Проспект, 2015. 160 с.
19. Филиппова Е. Ф. Управление качеством образования в современном лицее: диссертация ... кандидата педагогических наук. - Великий Новгород, 2003. - 149 с.
20. Фоменко Н.Б., Ошевнев О.Е. Проблемы анализа качества менеджмента. Менеджмент качества и качество менеджмента Евразийский научный журнал. 2017. № 1. С. 34-35.
Vagin Dmitry Yuryevich, candidate of sociological sciences, docent (e-mail:403485@mail.ru)
Sineva Nadezhda Leonidovna, candidate of pedagogical sciences, docent
(e-mail: sineva-nl@rambler.ru)
Plesovskih Galina Arturovna, student
(e-mail: galya777galya@gmail.com)
Shipullo Maxim Stanislavovich, student
(e-mail: argon2602@mail.ru)
Komarova Angelina Igorevna, student
(e-mail: komarova.gelya@gmail.com)
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia
QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN MODERN SCHOOL: PROBLEMS AND PROSPECTS
Abstract: The article substantiates the need to create a quality management system in institutions of secondary education. Particular attention is paid to the contradictions between the new tasks that are put before the school and outdated methods of management and control, which are used in educational institutions. Key words: quality; quality management; monitoring; school.