Салынская Татьяна Владимировна
СИСТЕМА ДЕЙСТВИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПО СОЗДАНИЮ СОБСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОДУКТА В ВИДЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Статья посвящена разработке алгоритма действий для подготовки студентов, обучающихся по направлениям "Менеджмент", "Экономика", к созданию собственного интеллектуального продукта в виде презентации. Автор подчеркивает, что участие в презентациях приучает мыслить творчески, самостоятельно планировать свои действия, просматривать различные варианты решения проблем. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/10-2760.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 10(76): в 3-х ч. Ч. 2. C. 208-210. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/10-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 372.881.111.1
Статья посвящена разработке алгоритма действий для подготовки студентов, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика», к созданию собственного интеллектуального продукта в виде презентации. Автор подчеркивает, что участие в презентациях приучает мыслить творчески, самостоятельно планировать свои действия, просматривать различные варианты решения проблем.
Ключевые слова и фразы: гипотеза; презентация; анализ; исследовательская деятельность; самостоятельная работа; технологии.
Салынская Татьяна Владимировна, к. филол. н.
Государственный университет управления (г. Москва) salynskayatatiana@mail. гы
СИСТЕМА ДЕЙСТВИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПО СОЗДАНИЮ СОБСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОДУКТА
В ВИДЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
В современном мире развитие различных сфер человеческой деятельности происходит стремительно, полученное образование уже не может стать гарантией успеха без постоянного подкрепления дополнительными знаниями, систематического и непрерывного личного совершенствования, обмена опытом. По окончании вузовского курса обучения выпускники со степенью бакалавра направлений подготовки «Экономика», «Менеджмент» должны владеть профессионально ориентированной межкультурной коммуникативной компетенцией на уровне В1 (пороговый продвинутый уровень, согласно общеевропейской шкале), который предусматривает степень сформированности соответствующих умений во всех видах речевой деятельности для пользования языком, в том числе в профессиональных целях [1, с. 4]. Чтобы быть в курсе последних достижений, нужно иметь возможность читать научные статьи на иностранных языках. Чтобы научное открытие было замечено, необходимо опубликовать статью, выпустить монографию, выступить на международном конгрессе или конференции. Из этого следует, что уже с первых курсов студенту необходимо активно принимать участие в научно-исследовательской работе. Идти надо от простого к сложному.
В последнее время широкое распространение получила проектная деятельность (презентации). Для положительного результата необходимо, чтобы студент видел конечный результат своей работы, имел возможность самостоятельно выбрать тему. Участие в презентациях приучает мыслить творчески, самостоятельно планировать свои действия, просматривать различные варианты решения проблем.
Перед тем как приступить к работе, необходимо студенту объяснить следующие положения:
1. Цель исследовательской деятельности - уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей. Результат исследования не ясен до окончания подтверждения или опровержения гипотезы. Решается творческая исследовательская задача с заранее неизвестным результатом.
2. Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования, такие как информационные, творческие, социальные.
Успех работы над проектом во многом зависит от грамотного планирования и организации деятельности студента. Чтобы достичь максимальной эффективности проектной работы, необходимо четко спланировать следующие этапы выполнения проекта: подготовительный; технологический (проблематизация, концептуализация, программирование, планирование, организация); завершающий.
В рамках этих этапов происходит следующее: формулирование проблемы; обоснование актуальности выбранной темы; постановка цели и конкретных задач исследования; формулировка рабочей гипотезы; определение объекта и предмета исследования; выбор и освоение метода (методики) проведения исследования; сбор собственного экспериментального материала; обобщение, анализ, обсуждение результатов исследования; формулирование выводов и оценка полученных результатов; представление исследовательской работы.
Безусловно, без помощи преподавателя будет очень сложно добиться положительного результата. Следовательно, необходимо разработать систему деятельности. Она может выглядеть следующим образом:
• мотивировать обучаемых к изучению предмета;
• организовать студентов на создание собственного интеллектуального продукта в виде презентации;
• помочь обучаемым выделить проблему;
• обсудить цель и задачи работы;
• организовать обучаемых на поиск рационального способа решения учебной задачи;
• помогать анализировать и отбирать достоверную информацию;
• организовать обучаемых на контроль над правильностью выполнения своих действий;
• помочь в публичной защите созданного продукта;
• побудить к рефлексии, анализу полученного результата;
• помочь сформировать цели по дальнейшей деятельности с опорой на достигнутые результаты.
В помощь организации контроля правильности выполнения действий по созданию интеллектуального продукта в виде презентации для обучаемых был разработан лист оценивания студенческих работ.
13.00.00 Педагогические науки
209
1. Тема работы:
• формулировка темы;
• глубина раскрытия темы;
• соответствие темы содержанию.
2. Актуальность работы:
• личная заинтересованность автора;
• работа самостоятельно выполненная, демонстрирует творческий подход к решению проблемы.
3. Практическая значимость:
• насколько результат работы можно считать ценным, полезным, приносящим пользу другим людям;
• имеются собственные предложения и разработки.
4. Проблема (гипотеза):
• постановка проблемных вопросов;
• наличие проблемы исследования.
5. Результаты работы:
• наличие в работе выводов по теме;
• наличие практических достижений;
• наличие авторского продукта.
6. Изучение источников информации:
• использованы разнообразные источники информации;
• наличие оформленного списка источников информации, согласно принятым правилам.
7. Выводы (заключение):
• осознание автором поставленной в работе цели и ее достижения (по решению заявленной проблемы).
Опираясь на данный алгоритм действий, обучающийся выстраивает траекторию своих достижений:
• ставит перед собой образовательные цели;
• проводит анализ проблемы;
• создает разнообразные логико-структурные схемы, логико-смысловые модели в ходе исследовательской деятельности;
• проводит анализ источников и справочного материала;
• принимает решение, что надо делать;
• выдвигает гипотезы;
• осуществляет эвристический метод проверки выдвинутой гипотезы;
• формулирует выводы;
• презентует полученный продукт;
• проводит рефлексию своей деятельности (получилось - продолжай и улучшай, не получилось - пробуй еще раз).
Работа по подготовке презентаций основана на сотрудничестве преподавателей и студентов. Для того чтобы предложить разумные решения, студенту необходимо вначале прочитать и понять предложенную ситуацию. Затем изложить свой анализ и предложения по изучаемой проблеме, обсудить свое видение и свои варианты решения проблемы. Данная работа ведет к повышению творческой активности, развитию творческого мышления, ощущению нужности обществу, развитию навыков самостоятельной работы. Применение навыков самостоятельной работы на практике позволяет повысить эффективность обучения, так как дает возможность обучаемому в удобное для него время осваивать учебный материал, помогает научиться пользоваться разнообразной учебной литературой и компьютерными технологиями [3, с. 80]. Кроме того, развиваются умение вести дискуссию и умение работать в команде. Роль студентов является первоочередной, преподаватель лишь направляет и помогает. Студенты познают свои достижения и провалы, выявляют причины, разрабатывают планы по улучшению качества создаваемого продукта. Совершенствование работы студентов, наряду с внедрением информационных и новых образовательных технологий, ориентированных на широкое использование активных методов обучения, будет способствовать формированию у студентов сознательности в организации собственного научения, развитию их самостоятельности и креативности при выполнении заданий [2, с. 169].
Чтобы помочь сформировать цели по дальнейшей деятельности с опорой на достигнутые результаты, нами была подготовлена анкета для студентов для выявления положительных и отрицательных компонентов работы.
• Оправдало ли Ваши ожидания участие в данной работе?
• Был ли у Вас опыт такой работы?
• Была ли достаточной обратная связь с преподавателем?
• Оцените уровень трудности выполнения работы.
• Оказалась ли данная работа полезной для Вас?
• Что нового Вы для себя открыли?
• Какой этап был для Вас самым интересным?
• Какой этап был для Вас непонятным?
• Планируете ли Вы дальнейшее развитие предложенной темы?
• Планируете ли Вы участвовать в студенческой конференции с данной темой?
• Планируете ли Вы написать тезисы выступлений по данной теме?
• Какие вопросы у Вас остались?
Проанализировав результаты анкетирования, мы выявили, что студентам на первых курсах трудно определить проблему самостоятельно. Кроме того, трудно проводить рефлексию своей деятельности. Тем не менее, практически все считают данную работу полезной для себя и хотят вновь принимать участие в студенческих научно-практических конференциях.
Таким образом, данный вид деятельности поможет выработать у студентов навыки самовоспитания, самовыражения, быть активными участниками образовательного процесса, выражать собственное мнение, самостоятельно действовать. Позитивная самооценка и раскованность в большинстве случаев способствуют успешному выполнению задачи, при условии, что студент обладает уверенностью в своих силах и настойчивостью. Кроме того, высокий уровень внутренней мотивации, обусловленный личной заинтересованностью либо пониманием его значимости, способствует более полному включению в процесс по созданию собственного интеллектуального продукта.
Список источников
1. Перфилова Г. В. Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки бакалавров (неязыковые вузы). М.: Рема, 2011. 32 с.
2. Салынская Т. В. Об опыте преподавания курса «Публичное выступление на английском языке» в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 8: в 2-х ч. Ч. 1. С. 169-171.
3. Салынская Т. В. Самостоятельная работа - важная составляющая учебного процесса // Проблемы развития науки и образования: теория и практика: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Люберцы: АР-Консалт, 2015. С. 79-80.
ALGORITHM FOR TEACHERS AND STUDENTS TO CREATE THEIR OWN INTELLECTUAL PRODUCT IN THE FORM OF PRESENTATION
Salynskaya Tat'yana Vladimirovna, Ph. D. in Philology State University of Management, Moscow salynskayatatiana@mail. ru
The article focuses on developing the algorithm to prepare the students of "Management" and "Economy" areas of training to create their own intellectual product in the form of presentation. The author emphasizes that participation in presentations teaches the students to think creatively, to develop their own schedule, to consider different approaches to the problem.
Key words and phrases: hypothesis; presentation; analysis; research activity; autonomous work; technologies.
УДК 378.4
В статье рассматриваются особенности итоговой аттестации слушателей программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» в очно-дистанционной форме. Исследование направлено на выявление адекватных способов контроля знаний слушателей с учетом современных технологий. Особое внимание акцентируется на использовании дистанционных тестовых технологий и проектной деятельности для итогового контроля знаний.
Ключевые слова и фразы: дистанционное обучение; итоговая аттестация; экзамен; тест; переводчик. Семушина Елена Юрьевна, к. филол. н., доцент
Казанский национальный исследовательский технологический университет [email protected]
Галиуллина Гульнара Вагизовна, к. филол. н.
Казанский (Приволжский) федеральный университет Gыlnaragal3@yandex. гы
К ВОПРОСУ ОБ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ «ПЕРЕВОДЧИК В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ» В ОЧНО-ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ
На современном этапе развития дополнительного образования особое внимание уделяется использованию дистанционных технологий для повышения эффективности образовательного процесса. Дистанционная (или очно-дистанционная) форма обучения имеет ряд неоспоримых преимуществ, к которым можно отнести следующие: активное использование интернет-технологий, комфортная для слушателя обстановка, усиление роли самоконтроля и самодисциплины в процессе обучения.