Научная статья на тему 'Мультимедийные презентации как инициация поисковой активности студентов специальности «Социальная работа»'

Мультимедийные презентации как инициация поисковой активности студентов специальности «Социальная работа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
723
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INFORMATION TECHNOLOGIES / MULTIMEDIA PRESENTATIONS / RESEARCH ACTIVITIES / INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокушееа Наталия Васильевна

В статье рассматривается практика использования мультимедийных презентаций как способа оценки учебно-исследовательской деятельности студентов специальности «Социальная работа» в образовании с применением новых информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multimedia presentations as initiation of the search activity of students of speciality «social work»1

The article deals with the practice of use of multimedia presentations as a way of estimating of teaching and research activity of students of speciality «Social work» in education with application of new information technologies.

Текст научной работы на тему «Мультимедийные презентации как инициация поисковой активности студентов специальности «Социальная работа»»

Литература

1. Базарова Е.Б., Боярченко Е.П. Программа организации социального патронажа семей «группы риска» // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 4: Психология. Социальная работа.

- Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. - С. 276-280.

2. Дурасанова Т.П., Волкова О.А. К вопросу об организации научной деятельности студентов факультета социальной работы // Вопросы гуманитарных

наук. - 2004. - № 1. - С. 252-253.

3. Лоусон Х. Логика сотрудничества в области образования и социальных служб // СОТИС. - 2005. - N°

1. - С. 72-83.

4. Маланов И.А., Голавская Н.И. Внеурочная деятельность как фактор формирования у старших подростков субъектного исследовательского опыта.

- Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2005. - 136 с.

Базарова Екатерина Борисовна - ассистент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ). E-mail: bazkatva@mail.ru

Bazarova Ekaterina Borisovna - assistant of department of theory of social work of Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: bazkatva@mail.ru

УДК 378.147.88 Н.В. Прокушева

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

В статье рассматривается практика использования мультимедийных презентаций как способа оценки учебноисследовательской деятельности студентов специальности «Социальная работа» в образовании с применением новых информационных технологий.

Ключевые слова: новые информационные технологии, мультимедийные презентации, исследовательская деятельность, самостоятельная работа.

П.У Prokusheva MULTIMEDIA PRESENTAГЮNS AS ШтАПОП ОР ТНЕ SEARCH АСТтТУ ОР STUDENTS ОР SPECIALITY «ЭОС1А1 WОRK»

The article deals with the practice of use of multimedia presentations as a way of estimating of teaching and research activity of students of speciality «Social work» in education with application of new information technologies.

Key words: information technologies, multimedia presentations, research activities, independent work.

Состояние современного общества таково, что решение сложных и многообразных задач в социальной сфере невозможно без тщательной профессиональной подготовки специалистов по специальности «социальная работа». От плодотворности их мыслей, от степени осознания реального состояния общества, его тенденций и перспектив развития будет зависеть эффективность предлагаемых практических мер по перестройке социально-экономических отношений в обществе. Именно им придется ориентироваться в сложных и противоречивых общественных ситуациях.

Ведущим национальным проектом современного российского общества является «Стратегия Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики на 2006-2010 гг.», направленная, в первую очередь, на поддержку позитив-

ных тенденций в развитии молодого поколения, на формирование самостоятельного и творческого отношения к трудовой деятельности, на повышение уровня системы непрерывного профессионального образования.

Необходимым на сегодняшний день условием обучения является внедрение новшеств и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру занятия. На современном этапе развития образования многие методические инновации связаны с применением информационных технологий обучения.

Самостоятельная работа студентов как форма образования - весьма индивидуальный процесс, но процесс, организованный, предполагающий управление. Среди всех видов самостоятельной работы наибольшие трудности связаны именно с организацией внеаудиторной работы, которая должна носить активный и творческий характер,

вестись систематически и ритмично на протяжении всего учебного года.

Все чаще преподаватели вузов и педагоги-исследователи обращаются к проблеме организации внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов, которая при правильной организации может научить молодого человека мыслить нестандартно, оригинально и на основе фундаментальных знаний находить смелые решения поставленных задач. Студент, умеющий самостоятельно работать, всегда сможет самостоятельно овладеть определенной суммой знаний и сумеет применить их в своей практической деятельности.

Учебно-исследовательская работа студентов

- комплексная система интенсификации учебного процесса посредством внедрения элементов научной работы во все виды учебной работы на протяжении всего периода обучения, направленная на повышение качества подготовки выпускаемых специалистов, включающая в себя воспитание у студентов стремления к самообразованию, творческой активности, дисциплинированности, ответственности, умению работать в коллективе; овладение общими и частными методами исследования, творческими подходами в решении различных задач.

В научно-методической литературе под информационными технологиями обучения (ИТО) понимается совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций преподавателя по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью [7].

А.П. Ершов одним из первых в наиболее общем виде определил возможности, которые создает применение в образовательном процессе основного средства новых информационных технологий - компьютера: «Компьютер является наиболее адекватным техническим средством обучения, способствующим деятельностному подходу к учебному процессу; будучи в состоянии принять на себя роль активного партнера с динамическим сочетанием вызова и помощи, компьютер тем самым стимулирует активность учащегося; программируемость компьютера в сочетании с динамической адаптируемостью содействует индивидуализации учебного процесса, сохраняя его целостность; компьютер - идеальное средство для контролирования тренировочных стадий

учебного процесса; внутренняя формализован-ность работы компьютера, строгость в соблюдении «правил игры» в сочетании с принципиальной познаваемостью этих правил способствует большей осознанности учебного процесса, повышает его интеллектуальный и логический уровень; способность компьютера к построению визуальных и других сложных образов существенно повышает пропускную способность информационных каналов учебного процесса; компьютер вносит в учебный процесс принципиально новые познавательные средства, в частности вычислительный эксперимент, решение задач с помощью экспертных систем, конструирование алгоритмов и пополнение баз знаний; являясь ведущим и массовым инструментом научно-технической революции, компьютер самим фактом органического включения в учебный процесс сближает сферу образования с реальным миром; наконец, свойства универсальности и программируемости, способность компьютера к многоцелевому применению позволяет во многих случаях сократить стоимость технических средств обучения, исключив затраты на натурные эксперименты, лабораторные работы и создав дешевую программную настройку с одного применения компьютера на другое» [2].

Л.Б. Ительсон, исследуя процессы обработки и усвоения информации учащимися, пришел к выводу, что постановка задачи оптимизации процесса обучения способствует внедрению информационных методов, которые можно использовать «в отыскании законов и способов наилучшего кодирования передаваемой информации, которое обеспечивало бы восприятие учащимися максимального ее объема в минимальное время и в наибольшей бы степени снижало уровень и влияние различных помех, искажающих восприятие этой информации» [4]. Он анализирует результаты исследований других авторов, которые охватывают алгоритмический уровень усвоения информации.

Существует два подхода к определению информационной технологии обучения. В первом случае речь идет об информационных технологиях обучения как процессе обучения, а во втором случае - о применении информационных технологий в обучении как элементов обучения. К первой группе технологий можно отнести дистанционное обучение, а ко второй - мультимедийные технологии, позволяющие объединять различные формы представления информации в единый учебный комплекс.

Сегодня новые информационные технологии в учебно-вспомогательном процессе используются на всех его этапах: при планировании, организации, при контроле результатов и при управлении качеством. Внедрение новых информационных технологий на всех этапах обучения определяется новыми возможностями, которые позволяют существенно повысить качество образования.

Профессиональное воспитание достигается через активизацию познавательной деятельности. Эта деятельность наиболее адекватно воплощается в учебно-исследовательской работе, которая способствует творческому подходу студентов к изучаемому материалу, сочетанию теоретической основы с практической работой.

Глубокое познание той или иной дисциплины требует, прежде всего, желания учащегося к саморазвитию, самосовершенствованию и соответственно индивидуального подхода к обучению. Поэтому в структуре учебного процесса всегда есть место самостоятельной работе студентов. Следует отметить, что в настоящее время этому сегменту отведена существенная роль, независимо от того, очное это обучение или заочное. Особый подход к организации и методическому сопровождению индивидуальной работы становится актуальным в условиях применения инновационных технологий в образовании.

Современные технические средства и информационные ресурсы создают предпосылки для интерактивного взаимодействия всех участников учебного процесса, изменения их ролей. Речь идет о партнерских отношениях, когда обе стороны заинтересованы в успехе обучения. Преподаватель при этом выступает не только носителем узкоспециализированной информации, но и консультантом, помощником.

Особенно широкие возможности предоставляет технология мультимедиа, которая позволяет реализовывать большинство методов обучения, контроля и активизации познавательной деятельности студентов на качественно новом уровне.

Технология мультимедиа - это технология объединения нескольких видов информации для решения учебной задачи: текстовые, графические, видео-, фото-, анимационные и аудиоданные, которые предоставляются пользователю посредством персонального компьютера или другой электронной аппаратуры. Технология мультимедиа позволяет сочетать различные методы обучения для достижения образовательных целей. К отличительным признакам мультимедиа

относятся интеграция в основном программном продукте многообразных видов информации, новый уровень интерактивного общения «человек-компьютер», работа в реальном времени.

Применение презентаций позволяет обеспечить полисенсорное (зрительное и слуховое) восприятие учебного материала. Чем больше органов чувств участвует в процессе восприятия информации, тем успешнее идет процесс познания. Желательность воздействия учебной информации одновременно на несколько органов чувств обучаемых отмечалась Ю.К. Бабанским при проведении анализа оптимальности сочетании словесных, наглядных и практических методов обучения [1]. В связи с тем, что при использовании современных информационных технологий коренным образом изменяются способы формирования визуальной информации, становится возможным создание «наглядной абстракции». Именно в возможности наглядно-образного представления абстрактных, сущностных, наиболее значимых сторон и свойств изучаемых явлений, закономерностей скрывается большой резерв для повышения эффективности процесса обучения.

Современные студенты в большей степени «компьютерные пользователи», нежели творцы, реализующие свои учебные идеи на основе информационных технологий. Вместе с тем в силу своего возраста они пытливы и заинтересованно исследуют все новое, примеряют к своим задачам. Именно поэтому главная функция преподавателя

- управление процессами обучения, воспитания и развития студентов - должна быть неизменной. Следует так организовать учебные процессы по всем дисциплинам, изучаемым студентом с первого курса до последнего, чтобы студент сам искал новые дополнительные информационные технологии в качестве инструмента решения своих творческих задач.

Использование информационных технологий в подготовке и защите учебно-исследовательских работ повышает уровень компьютерной грамотности студентов, способствует формированию таких качеств, как системное научное мышление, конструктивное образное мышление, пространственное и ассоциативное мышление, развитое воображение; развивается интуиция, проявляются элементы творчества. Именно поэтому учебноисследовательские работы несут в себе огромное количество интересной и полезной информации в доступной для слушателя форме.

В студенческих работах исследуются актуаль-

ные вопросы современности, связанные с проблемами региона, района, города. Презентация - способ предоставления информации в наглядной и убедительной форме. Презентация представляет собой последовательность слайдов. Отдельный слайд может содержать текст, рисунки, фотографии, анимацию, видео и звук. Презентации могут использоваться в самых различных областях: образовании, рекламе, при создании электронных справочников и энциклопедий, на деловых встречах и публичных выступлениях. Мультимедиапрезентация - это современный стиль представления деловой информации.

Студенту при выполнении мультимедийных презентаций необходимо: 1) ознакомиться с требованиями самостоятельной работы и принять решение о ее выполнении; 2) спланировать и рационально распределить время самостоятельной работы; 3) на основе полученных знаний на аудиторных занятиях, рекомендуемой литературы и web-ресурсов выбрать оптимальный способ выполнения самостоятельной работы; 4) выявить, проанализировать и исправить допущенные ошибки на основе соотнесения результата с целью, дать оценку самостоятельной работе, своим способностям и качествам.

Перечислим рекомендации, которых необходимо придерживаться при разработке слайдов для презентаций: 1) материал слайда должен быть емким, наглядным и логически законченным; 2) один слайд может включать как основные определения, рисунки с пояснениями или таблицы, так и краткий вывод формулы или интерактивную модель изучаемого процесса; 3) оформление слайда должно быть выполнено в спокойных тонах, но контрастными цветами; 4) время показа слайда должно быть оптимальным.

Студент при создании мультимедиапрезентаций является режиссером-

постановщиком фильма. Его задача - решить, какой реквизит и каких актеров выбрать, какие указания дать по их размещению и действиям.

У студента - разработчика презентации есть: 1) труппа - группа актеров (видео, анимация, изображения, музыкальные фрагменты и текст); 2) сцена, на которой происходит основное действие; 3) партитура - сценарий, который определяет, как должны вести себя актеры.

Для развития познавательной самостоятельности студентов применяется технология создания мультимедиа-пректа. Работа над проектом начинается с формулировки основополагающего

вопроса и проблемных вопросов. Следующий этап - планирование работы, распределение обязанностей между участниками проекта, выбор инструментальных средств для выполнения проекта.

Непосредственная работа над творческим мультимедийным проектом начинается со сбора имеющейся информации по исследуемой теме, подбор и изучение дополнительной литературы, сбор материала, отражающего обозначенную проблему или тему. Дальнейшая работа предусматривает систематизацию, обработку собранной информации и получение необходимых консультаций. При этом специфика будущей деятельности выпускников предполагает не только овладение специальным материалом и навыками, но и культурой общения, а также информационной культурой. Поэтому в ходе проведения исследовательской работы студенты консультируются у преподавателей, готовясь к защите своих исследований, оформляют собранную информацию в виде демонстрационного материала, включающего в себя диаграммы, графики, схемы, таблицы, статистические данные, анкеты, видеосюжеты, фотографии.

В процессе познания огромную роль играют эмоциональные факторы, оценочная деятельность личности. Вся палитра эмоций характеризует состояние исследователя: переживание радости поиска, встреча с познаваемым миром, общение с разными людьми, радость интеллектуального творчества, - все это должно быть пережито студентом, чтобы стать эмоциональной основой формирования исследовательских умений.

Мультимедийные компоненты электронной презентации создают благоприятные предпосылки для реализации в процессе обучения принципа наглядности, который обусловливает необходимость подкрепления словесных объяснений примерами из практики, фактами, явлениями, процессами или их графическим представлением.

Исследовательская работа студентов является важнейшим средством повышения уровня полученных студентами гуманитарных, информационных, экологических, экономических знаний, а также управленческих навыков, приобретаемых ими, и служит развитию у них способностей к самостоятельной учебно-познавательной деятельности и профессиональной работе.

Участие студентов в учебно-исследовательской деятельности углубляет и расширяет базовые знания, усиливает профессиональную ори-

ентацию, развивает исследовательские умения будущих специалистов, формирует нестандартное и творческое мышление, способствует повышению успеваемости, оптимальному сочетанию учебного труда и научного поиска, что в конечном итоге способствует росту уровня подготовки специалистов.

Слайды могут быть оформлены в сочетании с анимационными, цветовыми и звуковыми эффектами, которые повышают уровень эстетического освоения информации.

Немаловажен тот факт, что обсуждение результатов выполнения мультимедийного проекта проходит в форме защиты, что, в свою очередь, требует выработки у студентов навыков публичного выступления, дискутирования, умения аргументированно отстаивать собственную позицию.

При создании проекта студенты демонстрируют высокий уровень самостоятельности, проявляют творческую активность, тем самым решают проблемы мотивации.

Таким образом, освоение PowerPoint имеет смысл рекомендовать студентам независимо от их базовой специальности в качестве простейшего и общедоступного инструментального средства возможно для разработки программных средств поддержки преподавания учебных предметов.

Слайды могут быть оформлены в сочетании с анимационными, цветовыми и звуковыми эффектами, которые повышают уровень эстетического освоения информации.

В частности, PowerPoint позволяет: 1) выбрать из имеющегося набора «шаблонов» желаемый фон слайдов (графический, в том числе с элементами анимации); 2) настроить визуальные и звуковые эффекты вывода имеющихся на карточке элементов на экран (например, посимвольный вывод строки текста, сопровождаемый звуком «пишущей машинки», обрисовка гистограммы по отдельным столбцам и т.п.; допускается также исчезновение элемента с экрана после его показа); 3) разместить на нем желаемый текст (включая маркированные списки) и иллюстрации (рисунки, диаграммы, таблицы и пр.), а также векторные элементы, рисуемые при помощи имеющихся средств рисования (аналогичных Microsoft Word - линии, стрелки, прямоугольные рамки с заливкой и пр., включая готовые геометрические фигуры - «автофигуры»); 4) настроить визуальные и звуковые эффекты перехода от одного слайда к другому, а также выбрать, будет

ли совершаться переход к следующему слайду по команде пользователя (при щелчке мышью) или автоматически по истечении заданного интервала времени; 5) PowerPoint позволяет сгенерировать автономно работающий слайд-ролик (на дискету/ дискеты, кроме собственно ролика, записывается программа - «проигрыватель», так что для просмотра ролика не требуется наличие на компьютере самого приложения PowerPoint).

Применяя имеющиеся функции, можно добиться некоторых интересных эффектов. Например, запрограммировав поочередный вывод элементов иллюстрации - чертежа и фрагментов текста (соответственно подобрав временные интервалы), можно реализовать пошаговое объяснение теоретического материала (при известном старании возможна даже реализация голосового сопровождения каждого шага объяснения) [5].

В соответствии с требованиями новой образовательной парадигмы на основе использования информационных технологий, в частности технологии мультимедиа, акцент должен ставиться не только на достижение определенных результатов, формирование строго определенных знаний, но и на подготовку обучаемых самостоятельно ориентироваться в современном информационном обществе, владеющих современными информационными технологиями.

Итак, внедрение мультимедийных технологий коренным образом меняет образ мыслей студентов, их подход к образовательному процессу позволяет им подняться на новый творческий уровень.

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

2. Ершов А.П. Избранные труды / РАН, Сиб. отд-ние. Новосибирск, 1994. - С. 16.

3. Инновационные процессы в образовании: новые технологии в организации самостоятельной работы студентов: сб. науч.-метод. ст. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009. - Вып. 16, т.2. - 240 с.

4. Лапчик М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. - Омск, 1999. - С. 148.

5. Мейнджер Д.А. JavaScript: Основы программирования. - Киев: Издательская группа BHV, 1997. - 534 с.

6. Новые информационные технологии в образовании

- Байкал: материалы междунар. науч.-практ. конф, Улан-Удэ, 7-9 июля 2008 г. / НОУ «БФКК», ГОУ ВПО «РГППУ», ГОУ ВПО «ОмГУ». - Улан-Удэ, 2008. -299 с.

7. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М., 1999.

И.А. Молодеева. Педагогическое обеспечение социализации учащихся в процессе клубной работы туристско-краеведческого объединения

Прокушева Наталия Васильевна - кандидат социологических наук, заместитель декана по воспитательной работе социально-психологического факультета, старший преподаватель кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ). E-mail: prokusheva0103@mail.ru

Prokusheva Natalia Vasilievna - candidate of sociological sciences, deputy dean on educational work at social-psychological faculty, senior teacher of department of theory of social work of Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: prokusheva0103@mail.ru

УДК 370.153.1 И.А. Молодеева

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ КЛУБНОЙ РАБОТЫ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Ключевые слова: девиантное поведение, детский клуб, клубная работа, педагогическое обеспечение, рефлексия, свобода выбора, социализация, трудный подросток.

I.A. Molodeeva

PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF SOCIALIZATION OF PUPILS IN THE PROCESS OF CLUB WORK OF TOURIST AND LOCAL LORE ASSOCIATION

Key words: deviant behavior, children’s club, club work, pedagogical support, reflection, freedom of choice, socialization, difficult teenager.

Педагогическое обеспечение социализации клубной работы мы определяем как наполнение содержания клубной туристско-краеведческой деятельности педагогическим смыслом. Клубная работа по своей социальной сущности есть досуговая деятельность развлекательно - игровой направленности. С.Т. Шацкий считал, что клуб создает среду, подобную уличной. Для того чтобы эта среда могла влиять на ребенка положительно, социализировать его личность, она нуждается в упорядочении внутренней структуры. Перед педагогами встает проблема педагогического обеспечения, которое смогло бы сохранить все достоинства клубной работы, ее добровольность, высокую степень свободы воспитанников, ее гибкость структуры, а с другой стороны, способствовало выполнению поставленной педагогической цели.

Педагогическое влияние, оказываемое на подростков во время проведения мероприятий, должно быть минимально формализованным, ненавязчивым, исключающим принуждение, дающим воспитанникам максимум свободы самовыражения, ограничение которой вырабатывалось и регулировалось бы самоуправлением детей и подростков. Феномен самоуправления учащихся, «самое эффективное воспитательное средство» (А.С. Макаренко). должен реализовываться в условиях щадящего педагогического контроля. У человека существует врожденный «социальныйинстинкт» (А. Адлер),но чувство общности, солидарности, идентификации

с другими людьми необходимо осознанно развивать (5, с. 174). Детское самоуправление в клубной туристско-краеведческой деятельности получает особенное развитие, благодаря социальной специфике туристско-краеведческой деятельности, ее неформальности, природному средовому пространству. Воспитательное значение самоуправления проявляется в том, что воспитанники, выступая в роли организаторов в своем коллективе, приобретают качества, необходимые каждому человеку, - личную ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, преданность общим задачам и интересам (2, с. 208). Обеспечение выполнения педагогических задач должно выстраиваться на идеях педагогической поддержки субъектности ребенка, пробуждении его сознательности, ответственности, активности. Ребенку, особо склонному к девиантному поведению, для проявленияэтихкачествнеобходимопространство свободы, где бы он имел возможность автономизироваться, выбирать, оценивать, совершать поступки, отстаивать свое мнение, утверждать себя. Клубная работа туристско-краеведческого профиля относится, на наш взгляд, к таким современным воспитательным системам, которым становится тесно в рамках преднамеренно создаваемых воспитательных систем, где все заранее определено и достаточно жестко регламентировано. Педагогический процесс должен носить выраженный социализирующий характер и иметь более

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.