Научная статья на тему 'Потенциал презентаций в преподавании учебных дисциплин в высшей школе: плюсы и минусы'

Потенциал презентаций в преподавании учебных дисциплин в высшей школе: плюсы и минусы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4359
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ И ПСИХОДИДАКТИКА / TEACHING METHODOLOGY AND PSYCHOLOGICAL DIDACTICS OF HIGH SCHOOL / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / PRESENTATIONS / THEIR DIFFERENTIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москаленко Ольга Валентиновна

Анализ возможностей презентации в преподавании учебных дисциплин в высшей школе. Дифференциация презентаций, используемых в преподавании, плюсы и минусы их применения. Психодидактические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF PRESENTATIONS FOR TEACHING ACADEMIC SUBJECTS IN HIGH SCHOOL: PROS AND CONS

The article is devoted to the analysis of the opportunities for presentation in teaching the high school academic subjects. In this work there is the reasoning the differentiation of presentations which are used in teaching within high school, and the analyses of advantages and disadvantages of their use. There are also given psychological and didactical recommendations.

Текст научной работы на тему «Потенциал презентаций в преподавании учебных дисциплин в высшей школе: плюсы и минусы»

УДК 159.9; 378

ПОТЕНЦИАЛ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Москаленко Ольга Валентиновна, профессор кафедры акмео-логии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: moskalenkoolga@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Анализ возможностей презентации в преподавании учебных дисциплин в высшей школе. Дифференциация презентаций, используемых в преподавании, плюсы и минусы их применения. Психодидактические рекомендации.

Ключевые слова: высшая школа, презентация, дифференциация, методика преподавания и психодидактика.

Презентация как способ представления информации — это информационный или рекламный инструмент, позволяющий сообщить нужную информацию об объекте в удобной для получателя форме. Презентация — один из маркетинговых и PR-инструментов, но сегодня она активно внедряется в процесс обучения как в высшей, так и средней общеобразовательной и профессиональной школе [1].

Как правило, презентация может сочетать текст, графику, в том числе табличные данные, а также использовать гипертекстовые ссылки, компьютерную анимацию, видео, музыку и звуковой ряд (иногда всё вместе или по отдельности). Все элементы презентации должны быть систематизированы в единую среду, которая имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительная особенность презентации — интерактивность, возможность для пользователя взаимодействовать посредством элементов управления.

Презентации, активно используемые в обучении, обычно создаются в программе Microsoft PowerPoint (полное название Microsoft Office PowerPoint). Это программа для создания и проведения презентаций, являющаяся частью Microsoft Office и доступная в редакциях для операционных систем Microsoft Windows и Mac OS. Кроме этой программы, иногда используют презентации, созданные с помощью других программ и офисных пакетов (LibreOffice Impress, OpenOffice.org Impress, Keynote, SoftMaker Presentations, Multimedia Builder, ProPresenter и др.) [2].

Чаще всего используются мультимедийная презентация как набор слайдов и спецэффектов (слайд-шоу), текстовое содержимое презентации, заметки докладчика, а также раздаточный материал для аудитории.

Время от времени используют презентации, созданные без компьютера, которые предоставляют возможности для вовлечения аудитории в обсуждение и использования их творческого потенциала. К примеру, презентации на больших листах — одна из разновидностей презентаций без компьютера, которая позволяет создать целостную картину и донести её до всех членов группы; учесть и отразить факторы, вызывающие изменения в этой картине. Она даёт возможность аудитории увидеть схему сложного процесса, что облегчает процесс его усовершенствования, или создать карту, охватывающую все заинтересованные стороны проекта. Более того, в создание такой презентации вовлечены все члены группы.

Отметим некоторые важные аспекты, на которые указывают разработчики презентаций [3; 4: 5]:

— если презентация создана для самостоятельного изучения, то она может содержать все присущие ей элементы, иметь разветвлённую структуру и позволяет рассматривать объект презентации со всех сторон, используя элементы гипертекста;

— презентация, которая построена для поддержки какого-либо мероприятия или события, отличается большей минималистичностью и простотой в плане наличия мультимедиа и элементов дистанционного управления, обычно не содержит текста, так как текст проговаривается ведущим, и служит для наглядного представления его слов;

— если презентация создана для видеодемонстрации, то она не содержит интерактивных элементов и включает в себя видеоролик об объекте презентации, при этом может содержать также текст и аудиодорожку. Разновидностью такой презентации является рекламный ролик;

— презентация может быть создана для электронной рекламной рассылки. Этот вид презентации создаётся, как правило, с минимальным применением инструментов мультимедиа в целях уменьшения объёма письма;

— существуют и другие типы презентаций (в том числе и в формате приложения для мобильных телефонов и смартфонов).

Итак, вне зависимости от исполнения каждая самостоятельная презентация должна чётко выполнять поставленную цель: помочь донести требуемую информацию об объекте презентации.

С психологических позиций презентация играет роль визуальной коммуникации и выступает мотивирующим фактором для аудитории в познании тех или иных объектов и явлений, их закономерностей.

В высшей школе преподаватели используют мультимедийные презентации для представления лекционного материала. Привлекательность этого вида представления учебного материала объясняется в первую очередь многочисленными преимуществами использования мультимедиа в качестве маркетингового инструмента:

• информационная ёмкость — возможность в одной мультимедийной презентации разместить большой объём графической, текстовой и звуковой информации позволяет в полной мере продемонстрировать большую по объёму часть знаний по каждой теме изучаемой дтисциплины;

• компактность — в качестве носителей для мультимедийной презентации могут быть использованы различные типы дисков, USB-карты, но, независимо от формы и ёмкости, все эти типы носителей отличаются компактностью и удобством хранения;

• эмоциональная привлекательность — мультимедийные презентации дают возможность не только представить информацию в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подбирать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создадут у зрителей позитивное отношение к представляемой информации;

• наглядность — это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или даже прочесть. Отличительные особенности, специфические свойства и закономерности объектов или явлений можно предельно реалистично продемонстрировать именно с помощью современных графических и видеотехнологий мультимедийных презентаций;

• мобильность — для демонстрации необходимы носитель и компьютер, видеопроектор. Оптимальным решением может стать презентация в сочетании с ноутбуком, что особенно важно при выездных контактах;

• интерактивность — возможность непосредственно воздействовать на ход презентации, это одно из важнейших преимуществ мультимедиа. Выбрать необходимую скорость, язык презентации, нужный для представления раздел или блок информации — неоспоримое достоинство мультимедийных презентаций, которое даёт возможность фокусировать внимание собеседников на выбранных именно преподавателем ключевых моментах;

• экономическая выгода — тиражирование мультимедийных презентаций на дисковые носители или электронные адреса стоит гораздо меньше, чем другие формы передачи

информации. При этом следует учитывать и возможность многократного использования одной мультимедийной презентации, её дополнения новыми текстовыми и графическими материалами, модификации интерфейса и звукового ряда;

• многофункциональность — однажды созданная презентация может иметь до десятка различных способов использования, начиная от применения мультимедиа для проведения лекций, организации самостоятельной работы, использования информации на практических занятиях и семинарах, конференциях и кейс-стадиях (case-study).

Прогрессивные технологии востребованы в сфере образования [6; 8]. Всё большую популярность приобретают презентации с анимированными схемами производств, которые наглядно демонстрируют технологический процесс производства. Графическое отображение различных процессов, диаграммы продаж и схемы финансовых и других операций — всё это и многое другое в лёгкой для восприятия и запоминания форме можно отобразить именно в мультимедийной презентации. При этом использование презентации в процессе обучения в высшей школе, в послевузовском образовании, в ходе обучающих семинаров или тренингов даёт возможность в сжатые сроки изложить учебный материал и представить информацию в эмоционально привлекательной форме.

Анализ использования автором [7; 9; 10] презентаций более десяти лет в преподавании многих учебных дисциплин свидетельствует, что важно дифференцировать презентации, которые используются в преподавании учебных дисциплин в высшей школе.

Мы предлагаем логичную дифференциацию таких презентаций:

— по авторству (подготовлены преподавателем или студентом);

— по целям (мотивационные, коммуникационные, информационные, контрольные, обучающие, сравнительные и др.).

При использовании и создании преподавателем презентаций для лекций следует знать о некоторых «минусах».

Первый минус — информационно-перегрузочный. Он характерен для первых моментов использования — это нечёткое понимание целей и задач презентаций. Преподаватель, владеющий большим объёмом знаний по определённой теме, хочет максимально представить этот объём, при этом презентация перегружена информацией, графикой, таблицами, что приводит либо к избыточному количеству слайдов, либо к слишком высокой скорости изложения и невозможности записать этот материал студентами или слушателями. Перегрузка ведёт к потере эстетичности презентации — слишком большой объём текста вынуждает использовать мелкий шрифт или большой объём графики.

Чтобы избежать этого «минуса», важно помнить о следующем:

— презентацию не следует перегружать графикой;

— слайды должны содержать только основные определения, схемы, анимационные и видеофрагменты, отражающие сущность изучаемых явлений;

— общее количество слайдов не должно быть больше 15-20;

— не стоит перегружать слайды различными спецэффектами, иначе внимание обучаемых будет сосредоточено именно на них, а не на информационном наполнении слайда;

— тексты должны быть краткими. Выгоднее использовать сжатый, информационный стиль изложения материала;

— при создании презентации следует ограничиться двумя или тремя шрифтами;

— важно сохранять единый стиль, унифицированную структуру и форму представления учебного материала на всей лекции или всей учебной дисциплины.

Второй минус — антимотивационный, он взаимосвязан с первым. Перегрузка презентации ведёт к потере эмоциональной привлекательности презентации, её роли как мотивирующего фактора. Студенты и слушатели «демонстрируют» отказ от записи и активного слушания лекционного материала, что проявляется в нарушении дисциплины на лекциях. Более того, студенты в этом случае «отмахиваются»: «Потом посмотрю презентацию», «Дома посмотрю» (если студенты фотографируют слайды или преподаватель рассылает презентацию на групповую электронную почту). Однако, как показывает наше пилотажное исследование (N = 10 000 студентов и слушателей в различных вузах г.

Москвы и других городов РФ), лишь 3-5% студентов и слушателей возвращаются к презентации сразу после лекции или перед следующим семинаром, около 25% используют материалы презентаций в подготовке к зачёту или экзамену. Таким образом, использование презентации ведёт к пассивной работе на лекции, «неактивному» слушанию лекций, отсутствию мыслительной работы студентов на лекции (анализ и выбор материала для записи, сравнение, обобщение этого материала, его синтез с ранее изученным и др.).

Чтобы подобного не происходило, важно «дозировать» информацию и обязательно давать домашние задания, которые можно выполнить с помощью данной презентации. Одним из дидактических приёмов для проверки домашнего задания можно рекомендовать следующее. Оставить некоторые слайды (предварительно сделав в них ошибки) без обсуждения, но задать их проанализировать вне занятий. В конце следующей лекции можно дать пятиминутную экспресс-контрольную на тему: «Какие ошибки вы нашли в презентации темы....?». Важно обратить внимание студентов на эти ошибки после экспресс-контрольной работы либо на практическом занятии, либо посредством электронных писем. Подобная контрольная избавит вас и от проверки посещаемости лекций студентами (её можно выявить путём экспресс-контрольной работы).

Третий минус — информационно-ограничительный. Важная задача высшей школы — научить студента ориентироваться в пространстве знаний, чтобы они могли затем самостоятельно их добывать и применять в профессиональной деятельности. Студенты даже на старших курсах часто не хотят изучать более одного учебника и дополнительную учебную и научную литературу (монографии, статьи и др.). Основа такого нежелания «закладывается» с помощью презентаций: если мы читаем лекции с помощью презентаций, присылаем их студентам, то им достаточно этого материала и нет необходимости искать где-либо учебную информацию. Таким образом, студенты теряют интеллектуальную любознательность и желание изучать дополнительную учебную и научную литературу.

Между тем эти минусы отнюдь не помеха к тому, чтобы применять презентации на лекциях.

Более интересно использовать презентации на семинарах и практических занятиях.

Создание презентации студентами позволяет активно переработать самостоятельно учебный материал и получить опыт использования презентаций (что важно для любого вида профессиональной деятельности), уйти от использования модели «copy-paste» (копировать — вставить из интернет-источников) и чтения докладов «по листочку» и др.

Обсуждение презентаций позволяет студентам высказать свои замечания одногруп-пникам («много текста», «нет графиков и картинок»), при этом преподаватель получает обратную связь-информацию по своим презентациям, что значимо для формирования педагогического мастерства преподавателя.

Использование презентации на семинарах и практических занятиях позволяет экономить время для организации различных форм групповой деятельности (конференции, дискуссии, деловые и ролевые игры, кейс-стади и др.). Презентация эмоционально и мо-тивационно активизирует студентов.

Презентации могут использоваться и для проведения контрольных форм — тестов, домашних и аудиторных контрольных работ, творческих работ и др.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Кушнер М. Презентации для «чайников» = Presentations For Dummies. — М.: Диалектика, 2007. — С. 544.

[2]. Лазарев Д. Презентация: Лучше один раз увидеть! — М.: Альпина Паблишер, 2011. — С. 142.

[3]. Мухин И.А. Отображающие устройства: Что выбрать для презентации? / Интеллектуальное здание. Высокие технологии в строительстве. Intelligent building. — 2005. — № 2. — Часть 2. Презентационное оборудование. — С. 16-19.

[4]. Сиббет Д. Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы = Visual Meetings / How Graphics, Sticky Notes & Idea Mapping Can Transform Group Productivity. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 280 с.

[5]. http://presportal.ru/osennij-kurs-masterstvo-prezentacij/

[6]. Гагарин А.В. Деятельность личности в информационно-образовательной среде: теоретико-методологические аспекты //Акмеология. — 2012. — № 3 (43). — С. 31-37.

[7]. Москаленко О.В. Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений: дис. ... докт. психол. наук. — М., 2000.

[8]. Деркач А.А. В помощь исследователю-акмеологу: о логике акмеологического исследования // Акмеология. — 2013. — № 4. — С. 11-24.

[9]. Москаленко О.В. Акмеология профессиональной карьеры личности / Под общ. ред. А.А. Деркача. — М.: РАГС, 2007.

[10]. Москаленко О.В. Проблема планирования карьеры студентов в предметном поле акмео-логии //Акмеология. 2012. — № 4 (44). — С. 24-27.

THE POTENTIAL OF PRESENTATIONS FOR TEACHING ACADEMIC SUBJECTS IN HIGH SCHOOL: PROS AND CONS.

Olga V. Moskalenko, Professor of the Acmeology and Psychology of Professional Activitiy Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), 84 Vernadskiy prospect, Moscow, 119606, Russia; e-mail: moskalenkoolga@mail.ru

ABSTRACT

The article is devoted to the analysis of the opportunities for presentation in teaching the high school academic subjects. In this work there is the reasoning the differentiation of presentations which are used in teaching within high school, and the analyses of advantages and disadvantages of their use. There are also given psychological and didactical recommendations. Key words: presentations, their differentiation, teaching methodology and psychological didactics of high school.

REFERENCES

[1]. Кыshner M. Prezentacii dlja «chajnikov» = Presentations For Dummies. — M.: Dialektika, 2007. — S. 544.

[2]. Lazarev D. Prezentacija: Luchshe odin raz uvidet'! — M.: Al'pina Pablisher, 2011. — S. 142.

[3]. Muhin I.A. Otobrazhajushhie ustrojstva: Chto vybrat' dlja prezentacii? /Intellektual'noe zdanie. Vysokie tehnologii v stroitel'stve. Intelligent building. 2005. — № 2. Chast' 2: Prezentacionnoe oborudovanie. — S. 16-19.

[4]. Sibbet D. Vizualiziruj jeto! Kak ispol'zovat' grafiku, stikery i intellekt-karty dlja komandnoj raboty = Visual Meetings / How Graphics, Sticky Notes & Idea Mapping Can Transform Group Productivity. — M.: Al'pina Pablisher, 2013. — 280 s.

[5]. http://presportal.ru/osennij-kurs-masterstvo-prezentacij/

[6]. Gagarin A.V. Dejatel'nost' lichnosti v informacionno-obrazovatel'noj srede: teoretiko-metodologicheskie aspekty // Akmeologija. — 2012. — № 3 (43). — S. 31-37.

[7]. Moskalenko O.V. Razvitie professional'nogo samosoznanija rukovoditelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij: dis. ... dokt. psihol. nauk. — M., 2000.

[8]. Derkach A.A. V pomoshh' issledovatelju-akmeologu: o logike akmeologicheskogo issledovanija // Akmeologija. — 2013. — № 4. — S. 11-24.

[9]. Moskalenko O.V. Akmeologija professional'noj kar'ery lichnosti / Pod obshh. red. A.A. Derkacha. — M.: RAGS, 2007.

[10]. Moskalenko O.V. Problema planirovanija kar'ery studentov v predmetnom pole akmeologii // Akmeologija. — 2012. — № 4 (44). — S. 24-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.