Научная статья на тему 'Презентация как одна из форм интерактивного обучения'

Презентация как одна из форм интерактивного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
812
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FRENCH LANGUAGE / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / АКТИВНАЯ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE TEACHING / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / THE IDENTITY OF THE STUDENT / STUDENTS / PRESENTATION / THE SIGHTS OF FRANCE / WINES / CHEESES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидакова Нелли Валентиновна

Интерактивное обучение одна из форм инновационных образовательных технологий. В области преподавания иностранных языков в высшей школе интерактивное обучение играет существенную роль. Проведение практических занятий по иностранному языку предусматривает использование как традиционных, так и инновационных образовательных технологий, а именно, интерактивных, межличностных коммуникаций. Важнейшей особенностью межличностных отношений является способность человека работать в сотрудничестве, но интерпретировать ситуацию по-своему и конструировать собственные действия. Все участники образовательного процесса (преподаватель, студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации. Наиболее эффективной подачей учебного материала в этом контексте является презентация. Презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. В статье прослеживается процесс подготовки и проведения презентации по французскому языку на тему «Мое путешествие во Францию». Презентация была подготовлена в формате PowerPoint студентами факультета Географии и геоэкологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова на практических занятиях по французскому языку. В содержании презентации были представлены материалы о Франции, ее городах и достопримечательностях. Одной из разработок презентации была тема производства знаменитых французских вин и сыров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENTATION AS ONE OF THE FORMS OF INTERACTIVE TEACHING

Interactive teaching is one of the innovative technologies. It plays a significant role in teaching foreign languages in higher school. Practical training in a foreign language involves the use of both traditional and innovative educational technologies, namely, interactive, interpersonal communication. The most important feature of interpersonal relationships is a person's ability to work in partnership, but to interpret the situation in their own way and design their own actions. All participants in the educational process (teachers, students) interact with each other, share information, solve problems together and simulate the situation. One of the effective introductions of teaching material, in this context, is presentation. Presentation is a combination of computer animation, graphics, video, music and audio series, which are organized into a single environment. The article deals with the process of preparation and making the presentation «My travelling to France». The presentation was prepared in PowerPoint format by students of the Faculty of Geography and Geoecology of the North Ossetian State University after K. L. Khetagurov on practical lessons in French. The content of the presentation were presented materials about France, its cities and sights of France. One of the presentations was the theme of development of production of the famous French wines and cheeses.

Текст научной работы на тему «Презентация как одна из форм интерактивного обучения»

педагогические науки

Н. В. Сидакова

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИНТЕРАКТИВНОГО ...

УДК 378.14: 811.133.1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

© 2015

Н. В. Сидакова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова, Владикавказ (Россия)

Аннотация: Интерактивное обучение - одна из форм инновационных образовательных технологий. В области преподавания иностранных языков в высшей школе интерактивное обучение играет существенную роль. Проведение практических занятий по иностранному языку предусматривает использование как традиционных, так и инновационных образовательных технологий, а именно, интерактивных, межличностных коммуникаций. Важнейшей особенностью межличностных отношений является способность человека работать в сотрудничестве, но интерпретировать ситуацию по-своему и конструировать собственные действия. Все участники образовательного процесса (преподаватель, студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации. Наиболее эффективной подачей учебного материала в этом контексте является презентация. Презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. В статье прослеживается процесс подготовки и проведения презентации по французскому языку на тему «Мое путешествие во Францию». Презентация была подготовлена в формате PowerPoint студентами факультета Географии и геоэкологии Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова на практических занятиях по французскому языку. В содержании презентации были представлены материалы о Франции, ее городах и достопримечательностях. Одной из разработок презентации была тема производства знаменитых французских вин и сыров.

Ключевые слова: интерактивное обучение, инновационные образовательные технологии, иностранный язык, французский язык, личность обучающегося, студенты, презентация, достопримечательности Франции, вина, сыры.

Психолого-педагогический анализ традиционно сложившихся форм и методов изучения ряда гуманитарных дисциплин в высшей школе показывает, что в учебном процессе преобладает репродуктивность в усвоении, переработке и воспроизведении информации. Данные формы обучения предполагают в основном деятельность преподавателя и нередко упускается главное: успех овладения учебным материалом зависит в полной мере от мыслительной деятельности самого обучаемого.

Значительное место в этом контексте приобретает дисциплина «Иностранный язык».

Курс иностранного языка в вузе является важной составляющей программы подготовки будущих профессионалов. Он направлен на совершенствование и развитие интеллектуального уровня, погружает обучаемого в культурный контекст, помогает развивать творческое мышление, расширяет кругозор, усиливает успешную социализацию студентов.

Предметом дисциплины «Иностранный язык» является изучение иноязычной культуры, грамматического, фонетического и лексического материала, необходимого для формирования коммуникативно-познавательной компетенции обучаемых в наиболее распространенных ситуациях официальной и неофициальной сфер общения во всех видах речевой деятельности.

В свете модернизированных форм обучения проведение практических занятий по иностранному языку предусматривает использование как традиционных, так и инновационных образовательных технологий, а именно, интерактивных, межличностных коммуникаций, важнейшей особенностью которых понимается способность человека работать в сотрудничестве, но интерпретировать ситуацию по-своему и конструировать собственные действия. Это означает, что все участники образовательного процесса (преподаватель, студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает собственно познавательную деятельность.

Технологии обучения в сотрудничестве студента и преподавателя, организация их диалога позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого студента. Учитывая специфику предмета «Иностранный язык», интерактивные технологии могут обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого студента, предоставляя обучающемуся возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточ-

ную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.

Личностно ориентированные технологии в интерактивных формах обучения ставят во главу угла всей образовательной системы личность обучающегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий его развития, реализации его природных потенциалов.

Обучение иностранному языку находится в тесной связи с другими образовательными дисциплинами. Огромный потенциал, заложенный в межпредметных связях иностранного языка с другими дисциплинами, реализуется в процессе получения гуманитарного или естественнонаучного знания.

Залогом успешной педагогической деятельности в области предметно-ориентированного обучения иностранному языку студентов является высокий уровень развития как предметной, так и лингвистической коммуникативной компетентности обучаемых, что выдвигает особые требования к процессу педагогического образования и воспитания новой модели специалиста.

Обучая студентов гуманитарных или технических специальностей иностранному языку, преподаватель должен всегда концентрировать внимание студентов на тесной взаимосвязи этих дисциплин, на умение улавливать смысл новых слов и выражений на профессиональном уровне: научных терминов, специальных понятий, относящихся к сферам профессиональной деятельности, то есть, к формированию профессионального тезауруса [1].

Сегодня традиционное академическое занятие по иностранному языку изживает себя, вытесняется интерактивными и дистанционными формами обучения. Однако это не означает, что привычные средства получения знаний для студентов, как то: учебники, пособия, справочники, словари, должны быть заменены электронными. Напротив, электронные носители должны обогащать, дополнять, обновлять учебную информацию, повышать мотивацию к изучению иностранного языка.

Мы разработали комплекс специальных пособий для студентов с целью развития культуры речи на французском языке у обучаемых. В него входят задания, предназначенные для работы с терминологией, символикой, со словесно-логическими конструкциями, разнообразными тестами и текстами на французском языке. Семантический анализ текстов различных стилей в рамках гуманитарной или технической тематики позволяет выделить определенные классификационные группы понятий и терминов.

Данные материалы мы используем для проведения

Н. В. Сидакова педагогические

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИНТЕРАКТИВНОГО ... науки

презентаций, круглых столов, кейс-заданий, просмотров видеофильмов, ролевых и деловых игр, дискуссий, работы с поэтическими текстами и других видов интерактивного обучения.

Одной из наиболее эффективных форм интерактивного обучения иностранным языкам признается презентация.

Презентация (от лат. praesentatio) — общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного, например: книги, журнала, кинофильма, телепрограммы и т.п.. Презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Презентации могут создаваться не только для показа на большом экране или для коллектива слушателей, но также могут быть использованы как вспомогательный учебный материал, предназначенный для индивидуальной работы [2].

В ходе презентаций на иностранном языке большое внимание уделяется не только правильно подобранным иллюстрациям и слайдам, но и монологической речи, предполагающей знание грамматики, лексики, профессиональной терминологии, выразительных средств языка и умения их использовать.

Перед студентами стояла задача подготовить серию презентаций на тему: Mon voyage en France (Мое путешествие во Францию) на французском языке, взяв за основу материалы авторского учебного пособия: Сидакова Н. В. La France par les yeux des touristes (Франция глазами туристов). Пособие имеет красочное оформление, солидный информативный материал.

Содержанием пособия являются тексты, составленные на основе оригинальных источников, адаптированные и обработанные так, чтобы обеспечить обучаемому оптимальные возможности для восприятия содержания. Фактологической базой этого издания являются тексты, составленные на основе оригинальных источников, а также материалов глобальной сети Интернет [3].

Презентация была подготовлена в формате PowerPoint студентами факультета Географии и геоэкологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова на практических занятиях по французскому языку.

Цели презентации:

- формирование языковых и социокультурных компетенций;

- совершенствование навыков владения французским языком;

- реализация интереса к предмету исследования;

- повышение мотивации к изучению французского языка.

При подготовке презентации существенную роль играет сотрудничество преподавателя со студентами. Преподаватель выступает в качестве консультанта, который рассматривает проект с точки зрения логики построения материала, чтобы выявить неточности в содержании презентации, противоречия, недостаточность или избыточность в раскрытии темы. Необходимо также обратить внимание на правильность лексического и грамматического оформления информации на французском языке.

Студенты должны в свою очередь владеть навыками ориентирования в большом количестве разнообразных источников, отбирать те факты и сведения, которые наилучшим образом раскрывают предмет исследования, анализировать их, обобщать и делать выводы, с тем, чтобы содержание презентации было информативным и познавательным.

После обсуждения тем презентации студенты были готовы к созданию собственных вариантов представления материала.

Первые сообщения были посвящены ознакомлению с социокультурным портретом Французской республики.

Во все времена Франция и ее великолепная столица 144

были предметом восхищения многих писателей и поэтов, очарованных ее изысканной красотой и торжественностью. Вдыхая особый воздух этой страны, понимаешь, что сопротивляться ее очарованию невозможно. Легкое изящество и неизменный дух романтизма завоевывают сердца. И все самое лучшее, что создано человеком, создано во Франции.

По количеству гостей и туристов Франция является самой посещаемой страной в мире. Поток зарубежных граждан, прибывающих в страну на отдых, по туристическим визам или в командировки ежегодно растет, что определяет особый интерес и магическое притяжение к ней [3].

Сообщения сопровождались красочными слайдами с изображением видов Парижа, Марселя, Ниццы, других крупных городов, архитектурных и культурных памятников, достопримечательностей Франции, символов Республики. Демонстрация слайдов дополняло музыкальное сопровождение - песни Джо Дассена и Эдит Пиаф о Париже.

Такая подача видеоматериала имеет познавательную цель и фокусирует знания студентов как на предметном, историко-культурном содержании, так и в языковом материале, который в целом достаточно доступен восприятию. Благодаря множеству аудиофайлов и слайдов презентации осуществляют виртуальные путешествия во Францию.

Следующий этап презентации - Les vins et les fromages de la France (Вина и сыры Франции).

Франция - это страна вин и сыров. Огромное, неис-числяемое количество сортов сыра (около 500) заставляет задуматься о богатом разнообразии вкусов и технологий приготовления этого вкуснейшего продукта.

Производство молока, служащего сырьем, и весь процесс изготовления сыра должны точно соответствовать местным установившимся традициям и рецептам. (Ст. 1 закона Французской республики от 28 ноября 1955 года). То есть сыр, имеющий соответствующее французское название, может быть изготовлен только в том районе Франции, где этот сыр изготовляли исторически. Сыр производят из коровьего, козьего, овечьего или буйволиного молока.

Поскольку с сырами принято употреблять вина, существует специальная карта вин для каждого сорта сыра.

Производства вин во Франции - это отдельная статья в экономике страны. Крупнейший производитель вина и виноматериалов в мире, Франция занимает второе место в мире после Испании по площади виноградников и соперничает с Италией за право называться крупнейшим экспортером вина. Франция производит вина разного качества от самых дорогих сортов, известных по всему миру, до скромных и малоизвестных [4].

Показ многочисленных слайдов сопровождался рассказом о научных исследованиях, достижениях и интересными фактами из области производства и употребления вин во Франции.

В частности, интересным открытием для студентов явился тот факт, что среди огромного разнообразия красных, белых и желтых вин наибольшую ценность представляет Le Vin Jaune (Желтое вино), непревзойденный лидер по долгожительству: до 200 (!) лет потенциал по хранению. Стоимость одной бутылки Желтого вина составляет около 16 000 евро. Но побила все рекорды стоимость одной бутылки Le Vin Jaune урожая 1774 года, которая была продана за 57 000 евро.

Ежегодно в начале февраля в департаменте Юра (Jura) на востоке Франции, недалеко от границы со Швейцарией, проводится фестиваль La Percée du Vin Jaune или Откупоривание Желтого Вина, настоящий праздник виноделия и дегустации вин [5].

Этот этап презентации также содержал большое количество слайдов с изображением вин, лучших из коллекций Бордо, Божоле, Мерло, Шардоне, Совиньон, Каберне, Алиготе, знаменитых шампанских вин и конья-Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1(10)

педагогические науки

Н. В. Сидакова

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИНТЕРАКТИВНОГО ...

ков, а также фотографий знаменитых виноделов, среди которых известный актер Жерар Депардье.

После презентации был проведен опрос на индивидуальное понимание представленного материала и его групповое обсуждение. Студенты развивали навыки говорения на французском языке, старались давать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы, высказывали свое суждение.

Успех выполнения задания зависел в целом от подготовленности студента, от когнитивно-мотивационных, деятельностных и личностных факторов в обучении французскому языку.

Такой подход к подаче языкового материала возбуждает у студентов непосредственный интерес к необычной форме работы, содержит в себе элементы неожиданного, удивительного и тем самым повышает мотивацию к изучению иностранного языка.

Проведенная работа с аутентичным видеоматериалом имела положительные результаты для реализации ряда задач, обозначенных учебной программой:

- восприятие предметного содержания материала и переложение его на лингвистическую основу;

- обогащение общекультурных знаний;

- совершенствование навыков краткого изложения текста, навыков резюмирования;

- формирование экспрессивно-лексических навыков и речемыслительной активности;

- получение эстетического наслаждения.

Являясь эффективным средством для представления

учебного материала, более глубокого усвоения профессиональных знаний и языковых навыков, презентации имеют ряд плюсов:

- выходят за рамки учебников и дают возможность получить больше информации;

- имеют четкую структуру, благодаря которой обучаемый лучше воспринимает весь представленный материал;

- анимация, картинки и слайды наглядно помогают понять, как происходит изучаемый процесс или явление;

- повышают мотивацию студентов к изучению профилирующей дисциплины и стимулируют к дальнейшему изучению иностранного языка;

- электронные презентации, при необходимости, легко редактируются и изменяются.

Весьма существенной стороной интерактивного обучения является то, что к одному и тому же факту студенты могут выработать свое личностное отношение, высказать свою точку зрения, а не пассивно воспринимать информацию. Включение в задания материалов, актуализирующих научные и общекультурные знания, заставляет на высоком эмоциональном уровне ощутить и свою личную сопричастность в развитии тех или иных событий.

Презентация на иностранном языке как форма интерактивного обучения позволяет интенсифицировать лингвистическую, интеллектуальную, профессиональную активность обучаемых, а также позволяет повысить продуктивность обучения и его поликультурную направленность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сидакова Н. В. Основные факторы реализации обучения иностранному языку студентов-физиков в рамках иновационного образования. // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология.- 2014.- №1(1б).- С.196-199.

2. Презентация. // Материалы из Википедии - свободной энциклопедии [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://ru.wikipedia/org/wiki

3. Сидакова Н. В. La France par les yeux des touristes (Франция глазами туристов): Учебное пособие. ФГБУН Сев.-Осет. ин-т гум. и соц. исслед. - Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2013.-178 c.

4. Сыры Франции. Вина Франции. // Материалы из Википедии - свободной энциклопедии [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://ru.wikipedia/org/wiki

5. Желтое вино. // [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://whywhywine.ru/stati/staryj-svet-1/franci-ya-1/-/vin-jaune-ili-zheltoe-vino

PRESENTATION AS ONE OF THE FORMS OF INTERACTIVE TEACHING

© 2015

N. V. Sidakova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the foreign languages chair

North Ossetian State University after K. L. Khetagurov, Vladikavkaz (Russia)

Abstract. Interactive teaching is one of the innovative technologies. It plays a significant role in teaching foreign languages in higher school. Practical training in a foreign language involves the use of both traditional and innovative educational technologies, namely, interactive, interpersonal communication. The most important feature of interpersonal relationships is a person's ability to work in partnership, but to interpret the situation in their own way and design their own actions. All participants in the educational process (teachers, students) interact with each other, share information, solve problems together and simulate the situation. One of the effective introductions of teaching material, in this context, is presentation. Presentation is a combination of computer animation, graphics, video, music and audio series, which are organized into a single environment. The article deals with the process of preparation and making the presentation «My travelling to France». The presentation was prepared in PowerPoint format by students of the Faculty of Geography and Geoecology of the North Ossetian State University after K. L. Khetagurov on practical lessons in French. The content of the presentation were presented materials about France, its cities and sights of France. One of the presentations was the theme of development of production of the famous French wines and cheeses.

Keywords: interactive teaching, innovative educational technologies, foreign language, the French language, the identity of the student, students, presentation, the sights of France, wines, cheeses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.