Научная статья на тему 'Методика корпоративного обучения государственных и муниципальных служащих'

Методика корпоративного обучения государственных и муниципальных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселев Владимир Дмитриевич

В статье обоснованы подходы к эффективному корпоративному обучению государственных и муниципальных служащих. На основе практики применения различных вариантов смешанного обучения проведен их анализ, предложен инновационный вариант на основе системы с прямыми, обратными и перекрестными связями. Описана технология обучающих сеансов, использующая сценарное образовательное действие двух педагогов и оператора, осуществляющего манипуляцию потоков TV-данных и презентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика корпоративного обучения государственных и муниципальных служащих»

УДК 378.124:004

КИСЕЛЕВ В.Д., Методика корпоративного обучения ЖУРАВЛЕВ С.Д. государственных и муниципальных

служащих

В статье обоснованы подходы к эффективному корпоративному обучению государственных и муниципальных служащих. На основе практики применения различных вариантов смешанного обучения проведен их анализ, предложен инновационный вариант на основе системы с прямыми, обратными и перекрестными связями. Описана технология обучающих сеансов, использующая сценарное образовательное действие двух педагогов и оператора, осуществляющего манипуляцию потоков ТУ-данных и презентаций.

Ключевые слова: корпоративное обучение, смешанное обучение, дистанционное обучение, информация, образовательный портал.

ВВЕДЕНИЕ

Современное корпоративное обучение государственных и муниципальных служащих предполагает формирование программы, прицельно ориентированной на потребности конкретных органов власти, направивших служащих на обучение, привлечение к преподаванию наиболее профессионально подготовленных научно-педагогических работников вузов и специалистов-практиков, применение новейших педагогических и информационно-коммуникационных технологий.

Как правило, право осуществления корпоративного обучения предоставляется учебным заведениям, имеющим соответствующую лицензию, располагающим указанными ресурсами и победившим в открытом конкурсе.

Методы преподавания и обучения государственных и муниципальных служащих на базе современных технологий предполагают эффективное и качественное корпоративное обучение при неисключении индивидуализации процессов и при этом ставят на новый уровень самообучение с темпом, комфортным для обучаемого, определяя роль преподавателя как координирующую с соответствующим построением системы обучения. Это продиктовано не столько модой на инновационные технологии, сколько требованиями эффективности образовательного процесса. Практика во всем мире показала, что хорошего эффекта обучения при значи-

тельной экономии затрат можно добиться, если корпоративное обучение проводить без отрыва государственных и муниципальных служащих от работы и без направления ученых-педагогов в органы власти, удаленные от вуза, то есть с применением элементов дистанционного обучения.

Современное самообучение служащих сильно изменилось по сравнению с привычным для старшего поколения. Во-первых, провозглашено и реализуется "обучение в течение всей жизни". Во-вторых, очень продуктивно используются современные средства IT: видео-, аудиолекции, электронные учебники, электронные книги и журналы, фильмы, тренажеры и компьютерные обучающие программы, интерактивные и обычные базы данных, обучающие тесты.

Индивидуализация обучения обеспечивается, прежде всего, применением каналов связи "преподаватель-обучаемый" на основе электронной почты и интернет-пейджеров ICQ, а также за счет организации возможности персонифицированного обращения обучаемого к ресурсу образовательного портала с индивидуальным навигатором, организующим и координирующим индивидуальную траекторию обучения служащего в зависимости от многих факторов, выявляемых специальными тестами (индикативными) и определяемых целями обучения и программой корпоративного обучения.

В результате опыта корпоративного обучения более 2000 служащих у авторов сло-

жился методический подход к обучению, в основе которого лежит принцип уникальности знаний личности и невозможности передачи знаний от преподавателя к обучаемому, но возможности приращения знаний обучаемых при определенных условиях посредством передачи некоторых данных от преподавателя. Дальнейшая речь идет о том, как создать условия, обеспечивающие рационально координирующую со стороны преподавателя деятельность и повышение эффективности последующего самостоятельного обучения служащих в течение сессий корпоративного обучения и далеко за временными пределами такого обучения.

Методика и технологии

При передаче данных и при ориентированности (способности, информабельнос-ти1) обучаемого к отражению в его сознании происходит качественное изменение. Необходимость качественного изменения (назовем его условно "хаосом"2) объективна и имеет цель вывести систему знаний обучаемого на новый устойчивый эмерджентный уровень. Последующая задача состоит в восстановлении устойчивости системы знания обучаемого на новом уровне, включающем полученные данные. Вся проблема заключается в таком восстановлении, оно и представляет основную и сложную задачу преподавателя. При информабельности обучаемого массив поступающих данных достаточно легко выводит его систему знаний в неустойчивое состояние. Восстановить же устойчивое состояние на новом уровне сложно и трудоемко. Для этого требуется искусство преподавателя. Наилучшим способом такого восстановления является прицельная индивидуальная "подача" данных, последовательно опирающаяся на необходимые для нового знания "реперные" точки предыдущего знания3. Ясно, что у каждого обучаемого такие точки разные, но есть необходимый их набор, позволяющий уяснить полученные данные и прирастить знания. Опора на такие точки позволяет преподавателю восстановить устойчивость новой системы знания без серьезных "транзакционных" издержек. Для этого, как следует из сказанного, преподаватель должен иметь представление об исходном состоянии знания служащих, о проработанных и задействованных "репер-

ных" точках, на которых будет строиться область "приращения" знаний. Понятно, что работа преподавателя в этом направлении возможна только индивидуальная. Назовем такого преподавателя "идеальным". Заметим, что в настоящее время, время самообучения, каждый обучаемый оказывается один на один с огромным потоком плохо структурированных данных и необходимостью самостоятельно восстанавливать устойчивость своей системы знания. В этом случае возможны два исхода с различными временными, интеллектуальными и психическими издержками, каждый их которых значительно превосходит по затратам вариант с "идеальным" преподавателем. Один из них заключается в том, что последующая работа мозга обучаемого служащего с течением времени приводит к выкристаллизовы-ванию новой упорядоченности знаний из "хаоса": мозг обучаемого находит "реперные" точки и способ, как привязать к ним новые сведения, данные, и осуществит "приращение" знаний под воздействием количественных изменений, то есть от поступающих от преподавателя сведений. Такой вариант развития событий очень сложен для обучаемого, эмоционально нагружен, однако достаточно благоприятен по результату. Он характерен для служащих, которые сильно заинтересованы в "приращении" знаний и мозг которых способен и натренирован к сложной поисковой и созидательной работе, а новые данные в принципе могут быть связаны с имеющимися у обучаемых "реперных" точек системы знания. К сожалению, для большинства служащих, не тренирующихся в направлении такой креативной работы мозга, исход неблагоприятный: образующийся "хаос" силами своего мозга.

Внедрение в образовательный процесс инновационных методов обучения, основанных на смешанных (Blended Education, Blended Learning) технологиях4, включающих традиционную и дистанционную формы преподавания, может, и, как показал опыт авторов, принципиально меняет систему обучения. Не беглая презентация по теме лекции с последующим ее закреплением служащими посредством обращения к электронному варианту лекции, размещенному в определенном месте с доступом к ней через со-

ответствующий информационный портал, а выявление индивидуальных исходных знаний в окрестностях того, что должно получить приращение, определение "реперных" точек, на которые должны опереться поступающие данные, восстановление непротиворечивой системы знания после сообщения новых данных - вот основная технология, ранее практически недоступная в образовании и в настоящее время готовая к использованию. Информационные технологии предоставляют уникальную возможность обеспечения индивидуальной работы со служащими, причем такой, на которую не способен самый высококвалифицированный индивидуальный педагог-преподаватель. Такой преподаватель, как правило, не имеет возможности индивидуального "сканирования" знаний обучаемого с тем, чтобы построить систему преподавания материала, адаптивную к данному человеку. Применение информационных технологий как инструмента и обучение с учетом изучения (индикативного тестирования) знаний обучаемого по вопросам, лежащим в области, примыкающей к новому материалу, предоставляет возможность выработки и реализации индивидуальной оптимальной стратегии и тактики обучения (траектории), минимально травмирующих психологическое состояние обучаемого в процессе выведения системы его знания из неустойчивого состояния и последующего возврата в устойчивое на качественно новом уровне.

Для изменения системы знаний служащих в направлении их приращения им должны быть переданы от преподавателя некоторые сигналы, содержащие данные, сведения, смысл. В контексте приемо-переда-чи мы говорим об информации, имея в виду некоторую взаимосвязь меры снижения энтропии с сигналами: преподаватель воздействует на служащих посредством сигналов, и результатом этого воздействия являются изменения, возникающие в системе знаний обучаемых. Изменяется либо структура системы знаний, либо ее состояние, то есть происходит процесс отражения. Обучаемый активно отражает источник воздействия -преподавателя - в появившихся изменениях своей системы знаний. Суть отражения состоит в том, что отражающая система из-

меняется за счет внутренних возможностей самоизменения, имевшихся у нее до взаимодействия с источником. Объясняется это качественной спецификой био- и социума, обладающих свойствами и потребностями соответственно динамического и мироизме-няющего самосохранения. Внешние сигналы вызывают самоизменения, содержание которых - поиск путей удовлетворения атрибутивных потребностей. Гармоничное сочетание внутренних сигналов, несущих информацию об атрибутивных потребностях, и внешних сигналов, вызывающих самоизменение системы знаний, обеспечивает удовлетворение потребностей обучаемого. Таким образом, передаваемые данные от преподавателя служащему и рассматриваемая в описываемом контексте информация играют обслуживающую роль по удовлетворению потребностей обучаемых. Таким образом, информация выступает как мера воздействия, вызывающего процесс активного отражения в системе, обладающей атрибутивными потребностями. Получая и перерабатывая информацию, системы, способные к активному отражению, самопереходят в другие состояния и повышают степень своей упорядоченности в соответствии с присущими атрибутивными потребностями и процессами их удовлетворения. При этом снижается уровень неопределенности их состояния, уменьшается энтропия.

Таким образом, информация зависит одновременно от источника и от приемника. Сами воздействия, сигналы обладают лишь возможностью обусловливать процессы активного отражения и поэтому их можно обозначить термином "виртуальная информация". "Реальной" информация может стать лишь в условиях, когда будет воспринята объектом (системой), способным к соответствующим самоизменениям, то есть информабельным.

На информабельность влияют как внутренние свойства и характеристики отражающей системы (служащего), так и особенности информационных каналов, соединяющих источник информации с ее преемником (преподавателя с обучаемым).

Всё это определяет целесообразность и логичность разработки следующих авторских подходов к повышению эффек-

тивности обучения государственных и муниципальных служащих, к превращению виртуальной информации в реальную, а, значит, к усвоению данных, передаваемых от преподавателя к студенту (слушателю):

- организации многоканальной дистанционной передачи данных, поскольку использование одного канала представляет риск, связанный с неинформабель-ностью объекта именно на этом канале;

- использования одного или нескольких традиционных каналов личного контакта преподавателя со служащими;

- изучения информабельности обучаемых и построения на этой основе индивидуальной траектории их обучения.

Все эти подходы реализуются в рамках всё более широко распространяемой в мире технологии смешанного обучения. Посредством дистанционной формы преподаватели проводят обзорные лекции или осуществляют ознакомление служащих с основным материалом программы корпоративного обучения, а посредством традиционной технологии проводят семинары и осуществляют контроль знаний (в форме зачетов, экзаменов).

Смешанное обучение создает условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса, прививает служащим навыки самостоятельной работы и в то же время позволяет не отказываться от живого общения с преподавателем, что психологически важно.

Дистанционные технологии включают в себя: применение электронной почты или интернет-пейджера для непосредственной связи служащих с преподавателем (в режиме "вопрос-ответ", для передачи файлов), индивидуальную работу обучающихся посредством персонифицированного обращения к соответствующим разделам образовательного портала и использование видеосвязи.

Опыт применения этих технологий авторами позволил выявить следующие достоинства и недостатки технологий.

1. Электронная почта и интернет-пейджер.

К положительным сторонам применения этих инструментов следует отнести простоту применения, интерактивность, отсутствие необходимости разработки

или использования специального программного обеспечения кроме собственно почтовых и пейджерных универсальных бесплатных программ.

В качестве недостатков можно отметить:

- необходимость пользования персональным компьютером с индивидуальным доступом к сети Интернет;

- нерегламентированный режим работы преподавателя, вызывающий проблемы с планированием и учетом нагрузки;

- требование к служащим и преподавателям относительно хорошего владения техникой набора текстов;

- необходимость использования отлаженных и апробированных электронных учебно-методических комплексов (УМК) как основы обучения, передаваемой служащим в виде файлов по сети или на носителях при очном контакте.

Следует подчеркнуть, что использование электронной почты и интернет-пейджеров позволяет в различных вариантах их применения достичь хороших результатов обучения при условии довольно свободного владения преподавателем и служащими информационными технологиями как в плане работы с файлами данных, так и в плане коммуникативных операций (статус "уверенный пользователь").

Эксперименты, которые проводились с использованием указанных инструментов, позволили прийти к технологии смешанного обучения, которая показала наилучшие результаты по усвоению служащими материала. На очном семинаре преподаватель прочитывал обзорную лекцию по разделу курса, раздавал индивидуальные задания по написанию эссе или коротких рефератов по отдельным вопросам, касающимся материалов изучаемой части курса. Затем по электронной почте все служащие получали электронную лекцию в подробном варианте и в течение определённого периода времени до следующего очного семинара, изучив материалы лекции, получив ответы на вопросы, которые по сети могут быть заданы преподавателю, разделы монографий, книг, учебных пособий и другие материалы, подготавливали эссе и передавали их

преподавателю. После проверки эссе преподавателем, корректировки материалов служащими по замечаниям преподавателя (все коммуникации - по сети) на следующем очном семинаре каждый служащий (или представитель каждой предварительно сформированной группы) делал короткое сообщение по проработанному им вопросу, после чего под руководством преподавателя проводилось обсуждение выступлений, проведение обзорной лекции по следующему разделу курса и т.д. Так продолжается до окончания курса, после чего проводилось контрольное занятие в форме зачета или экзамена.

Прослушивая сообщения коллег на семинаре, участвуя в проводимом преподавателем обсуждении и выступая с результатами собственных изысканий, служащие получали навыки публичных выступлений, владения специальной терминологией, методами дискуссий, знакомились с разнообразными стилями выступлений и аргументацией оппонентов.

Все это, а также индивидуальное общение с преподавателем, пользование современными аппаратными и программными средствами вызывало большой интерес у служащих к материалу курса, предмету в целом. Главным результатом описанной технологии смешанного обучения являлось то, что к моменту сдачи экзамена или зачета слушатели имели хорошие и отличные знания по предмету, "привязанные" к множеству "реперных" точек собственного знания, чувств, аналогий и событий, и потому органично расширившие систему знаний.

Если прибавить к этому полученные навыки "добывания" материалов из ресурсов Интернета, учебников, пользования компьютером и сетями, то получается комплексное инновационное обучение с элементами использования современных информационных технологий.

Описанная технология смешанного обучения благодаря постепенности, разнообразному инструментарию, индивидуализации дает новые знания, встраиваемые в систему знаний обучаемых, которые впоследствии не утрачиваются с течением времени, но дают толчок к новым знаниям. Именно это последнее, а не соб-

ственно временные новые данные, с неизбежностью устаревающие, является главным результатом обучения служащих в современных быстроменяющихся условиях.

2. Обучение с использованием образовательного портала

Данная технология предполагает размещение в образовательном портале УМК, персонифицированный доступ к ресурсам портала, навигатор для каждого слушателя или группы слушателей, осуществляющий автоматизированное программирование порядка изучения курса служащими с указанием, что и когда они должны изучить, на какие вопросы ответить, какие тесты пройти, в каких семинарах (в формате форумов и чатов) участвовать.

Опыт применения такого инструментария выявил следующие положительные стороны: высокую технологичность, значительную экономическую эффективность, возможность использования высококачественных УМК от ведущих и авторитетных ученых-педагогов, возможность построения индивидуальной "траектории" для данного слушателя.

В качестве недостатков авторы отмечают следующее:

- требование организованности, дисциплины и информационной культуры от слушателей;

- малая степень интерактивности, наблюдаемая, в основном, в формате форумов, в котором неактивные слушатели могут "отмолчаться";

- отсутствие личного контакта слушателя с преподавателем;

- необходимость достаточно сложного администрирования портала, актуализации его страниц;

- требования хорошего знания и владения информационными технологиями от разработчиков навигатора, выстраивающего индивидуальную траекторию изучения слушателем данной программы;

- необходимость установки и эксплуатации высокопроизводительного сервера, осуществляющего хостинг портала, защиту от вирусных и прочих атак;

- необходимость специального программного обеспечения (использовалась рекомендуемая авторами и в настоящий момент бесплатно широко распространя-

емая в мире образовательная система Моос11е, обладающая всеми перечисленными выше возможностями).

Несмотря на недостатки, высокая технологичность и эффективность обусловливают тот факт, что данная технология находит всё более широкое применение в мире.

Использование технологии обучения с помощью образовательного портала характеризуется отсутствием прямой связи "преподаватель-студент", которая заменяется обращением слушателя к ресурсу портала (УМК). Обратные связи реализуются методом автоматизированного тестирования, т.е. тоже без человеческого общения.

3. Смешанное обучение с использованием видеосвязи.

Распространение, высокая скорость передачи информации по сети Интернет, разработка качественного программного обеспечения создали условия для использования видеосвязи.

Опыт использования видеолекции в качестве дистанционной составляющей смешанного обучения показал (кроме очевидной избыточности каналов связи и аппаратных средств) следующие достоинства технологии:

- возможность интерактивности (при размещении вебкамер и микрофонов у слушателей);

- коллективное прослушивание лекции группой слушателей;

- возможность коллективного обсуждения материала;

- сравнительная простота эксплуатации программно-аппаратных средств.

В качестве недостатков можно отметить:

- преподаватели, хорошо владеющие материалом и аудиторией при традиционном обучении, теряются перед вебкамерой;

- при малом разрешении вебкамер плохо передаются графические изображения, а при большом - требуется большая скорость передачи данных, связь оказывается дорогой;

- видеолекция существенно проигрывает обычной лекции из-за отсутствия контакта преподавателя с аудиторией, слушатели быстро устают и теряют интерес;

- для организации и обслуживания конечных терминалов (в месте расположе-

ния преподавателя и особенно в месте расположения служащих) требуются операторы;

- оборудование для прослушивания видеолекции достаточно дорогое и габаритное (проектор, вебкамеры, аудиосистема, микрофоны, экран).

Данная технология имеет широкое распространение и применяется в различных модификациях: с прямой, но без обратной связи, т.е. только видеолекция преподавателя в режиме on-line; с прямой и обратной связью (аудио- или видео-аудио), т.е. видеолекция преподавателя в режиме on-line с ответом на вопросы; с прямой, обратной и перекрестными связями, т.е. семинар или конференция в режиме on-line. Существует также вариант передачи записанной видо-лекции по сети, но он не представляется целесообразным, экономически не выгоден и легко заменяется более простыми способами без использования сети.

В целом, применение видеолекции, как представляется авторам, недостаточно эффективно во всех описанных вариантах. По крайней мере, по критериям насыщенности информацией, возможности изучения материала со скоростью, комфортной для слушателей, использования графической и мультимедийной информации проигрывает описанным выше технологиям 1 и 2. Существенным достоинством применения видеосвязи является лишь "эффект очного присутствия" преподавателя.

Авторы разработали модифицированную технологию с использованием видеоканала обучения государственных и муниципальных служащих. Учитывая некоторую "ущербность" дистанционной формы по сравнению с традиционным преподаванием в плане общения с преподавателем, авторы предложили повысить качество преподавания за счет проведения не обычных занятий в форме лекций, а обучающего сеанса, причем с работой не одного, а трех субъектов: двух педагогов и оператора. Один из педагогов - основной, ведущий сеанс, другой - педагог-ассистент. Оператор обеспечивает проведение обучающего сеанса с презентацией в месте расположения группы слушателей. Сценарий обучающего сеанса заранее

разработан и учитывает активное образовательное действие, включающее лекцию основного педагога; текущие пояснения, акцентирование внимания аудитории на отдельных моментах лекции, приведение примеров и "полемику" с педагогом, синхронизированный показ слайдов презентации в месте расположения слушателей, выполняемый оператором.

Заметим, что ведущий и ассистирующий педагоги, а также, естественно, оператор могут находиться совершенно в разных местах, причем каждый из них располагается перед монитором с вебкамерой и микрофоном, и на мониторе у каждого имеется изображение коллеги-педагога (перекрестная связь) и аудитории (обратная связь). Вебкамера оператора и его микрофон размещаются таким образом, чтобы он (на своем мониторе) и преподаватели (каждый на своем) видели, а преподаватели - и слышали студентов.

Студенты в месте своего расположения видят (на экране) и слышат (по аудиосистеме). Заметим, что важным и существенным моментом в данном обучающем сеансе является то, что в нужный момент, определяемый основным педагогом, оператор, находящийся в месте размещения слушателей, разворачивает на экране тот слайд заранее присланной и размещенной на компьютере презентации, который назвал ему ведущий преподаватель. После синхронного аудиоком-ментария этого слайда, уяснения его служащими (что педагоги наблюдают по каналу обратной связи каждый на своем мониторе) оператор вновь разворачивает на экране изображения работающих в творческой связке педагогов, причем либо обоих, либо одного из них, например говорящего в данный момент.

Все указанные операции, манипуляции, передача и одновременное изображение на мониторе и экране информации с двух-трех вебкамер с хорошим качеством позволяют осуществить бесплатно распространяемое программное обеспечение ооУоо, апробированное авторами в образовательных и управленческих целях.

Заключение

В данной статье показано, как научно обоснованные подходы к определению и

пониманию категорий "информация", "знания", "виртуальная и реальная" информация, "отображения" данных, "индивидуализация образовательной траектории", "корпоративное обучение" могут трансформироваться в конкретные методики, технологии и системы обучения государственных и муниципальных служащих и не только их. На основе практики применения различных вариантов смешанного обучения авторами проведен сравнительный анализ и предложен инновационный вариант на основе системы с прямыми, обратными и перекрестными связями. Этот вариант, названный "обучающими сеансами" и использующий сценарное образовательное действие двух педагогов и оператора, осуществляющего манипуляцию потоков TV-данных и презентаций, квалифицируется авторами как наиболее продуктивный в плане обеспечения "эффекта присутствия" педагогов и "эффекта обратной связи", использования качественных презентаций и новых аспектов сценарного преподавания материала, открывающего, благодаря некоторой избыточности за счет перекрестных связей, новые возможности для обучения на качественно новом уровне.

Проведение корпоративного обучения государственных и муниципальных служащих, научно обоснованного и использующего современные технологии смешанного обучения, показало высокую экономическую, педагогическую и социальную эффективность и может быть рекомендовано авторами к внедрению в практику образовательного процесса.

1 Яшин А.А. Информационная виртуальная реальность. Тула: «Тульский полиграфист». 2003 г.

2 Харитонов А.С. Гармония хаоса и порядка в круговороте энергии. М., 2004 г.

3 Журавлев С.Д. Информационные технологии и психолого-педагогические аспекты образования // Сборник ВЗФЭИ. Тула, 2008 г. С. 64-68.

4 Журавлев С.Д. Компьютерные и телекоммуникационные технологии на вооружении педагога // Сборник международной конференции «Инновации в управлении и образовании: технико-технологические и методические аспекты». Тула, 2008 г. С. 53-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.