УДК 339.942/ 339.74.025
И. А. Филькевич
Московский педагогический государственный университет, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Евразийская ассоциация экономического сотрудничества предпринимателей и общественных организаций (Москва, Россия)
СИСТЕМА АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР В РАМКАХ ЕАЭС
Принята к публикации 17.11.2020
В статье исследуются особенности формирования и интеграции согласованной антикризисной политики государств — членов Евразийского экономического союза. Проведен анализ антикризисных мер, применяемых в настоящее время Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Российской Федерацией для поддержки национальной экономики и граждан в период пандемии коронавируса. Обосновывается целесообразность формирования эффективного механизма функционирования наднационального института Евразийского экономического союза, который призван координировать и реализовывать на практике общую модель проведения согласованной антикризисной политики в условиях современных глобальных вызовов. Выделены ключевые факторы экономического сотрудничества, содействующие созданию условий для стабильного развития экономик государств — членов ЕАЭС. Делается вывод о необходимости своевременно реагировать на глобальные кризисы и шоки в рамках регионального экономического союза при реализации антикризисной политики.
Ключевые слова: интеграция, Евразийский экономический союз, антикризисные меры, пандемия коронавируса, денежно-кредитная политика, экономическое сотрудничество
DOI: 10.32324/2412-8945-2020-4-73-79
Современное развитие евразийского экономического пространства происходит в условиях высокой волатильности мировой экономики и возрастающей неопределенности.
Следует отметить, что образование Евразийского экономического союза (ЕАЭС) совпало с новой волной глобального экономического кризиса, когда динамика мировой экономики представляла угрозу для развития интеграционного сотрудничества. Однако реализация основных целей по созданию условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах жизненного уровня их населения и осуществление всесторонней модернизации, кооперации и мер по повышению конкурентоспособности национальных экономик позволили к 2018 г. преодолеть кризисные явления.
Вместе с тем, столкнувшись с пандемией COVID-19, государства — члены Евразийского экономического союза были вынуждены перейти к реализации новой антикризисной политики, направленной на смягчение последствий распространения новой коронавирусной инфекции, последствий более чем серьезных. Так, по оценке Президента Российской Федерации В. В. Путина, «текущие проблемы, связанные с пандемией нового коронавируса, обернутся более масштабными потрясениями, чем финансовый кризис 2008—
ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2020. № 4 (22). © И. А. Филькевич, 2020
2009 годов, а торговые конфликты и санкции усугубляют рецессию» [8].
В рамках исследования изучается проблема минимизации негативных последствий глобальных кризисных явлений для общего экономического пространства ЕАЭС.
Цель исследования состоит в формировании принципиально новой интеграционной парадигмы взаимодействия государств — членов Евразийского экономического союза при реализации антикризисных мер.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
— изучены особенности возникновения и преодоления кризиса государствами — членами ЕАЭС в 2015—2017 гг.;
— выявлены механизмы реализации антикризисных программах стран ЕАЭС в 2020 г.;
— определены приоритеты совместного преодоления кризисных явлений в рамках евразийской экономической интеграции.
Методология исследования основана на комплексном подходе к изучению проблемы реализации антикризисных мер в рамках ЕАЭС. При этом в статье использованы такие приемы научного анализа, как метод сбора эмпирической информации, метод системного анализа, метод дедукции, метод индукции, метод синтеза, формально-логический метод, диалектический метод, структурный метод, сравнительный метод и др.
Источниками информации послужили разработки и труды Евразийской экономической комиссии, Института мировой экономики и международных отношений РАН, Института экономики РАН, ИНИОН РАН, Московского государственного университета, Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербургского государственного университета и др.
Действенность проведения государствами — членами интеграционного объединения антикризисных мер зависит от согласованности и эффективности их фискальной политики. Инструменты фискальной политики часто являются единственным действенным средством, доступным странам для реагирования на глобальные кризисы и несимметричные шоки.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что создание Евразийского экономического союза совпало с периодом начала применения экономических санкций против Российской Федерации со стороны США и ЕС, а также началом обвала цен на нефть в IV квартале 2014 г. когда ее стоимость упала до 57,51 долл. за баррель.
Важно отметить, что в 2015 г. координация фискальной политики в государствах — членах ЕАЭС была затруднена из-за значительного объема условных обязательств бюджетного сектора с целью сохранения контроля над ключевыми сферами экономики. Как следствие, в экономической политике данных стран существенную роль играли квазифискальные операции, что приводило к росту государственного долга без соответствующего влияния на сальдо бюджета.
В соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе к механизмам сотрудничества в области макроэкономической политики, применяемым Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), относятся мониторинг показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств-членов, проведение консультаций с уполномоченными органами по вопросам обеспечения макроэкономической стабильности, разработка совместных прогнозов экономического развития, подготовка стратегических документов, определяющих цели и ориентиры сотрудничества в экономической сфере.
С момента создания Евразийской экономической комиссии были предприняты шаги к диагностике и своевременному реагированию стран на последствия кризисных явлений и экономические шоки. Основным инструментом при макроэкономической диагностике стал выступать мультистрановой модельный комплекс DSFPAS (dynamic stochastic forecasting and policy analysis system — динамическая стохастическая система прогнозирования и анализа мер политики).
Модельный комплекс был разработан в 2013 г. Евразийской экономической комиссией совмест-
но с Евразийским банком развития и компанией OGResearch, специализирующейся на макроэкономическом моделировании. DSFPAS в настоящее время представляет собой реализованный в программной среде МаНаЬ комплекс полуструктурных моделей экономик Беларуси, Казахстана и России, связанный в единую систему посредством мультистрановой инфраструктуры. DSFPAS является гибридной моделью, включающей элементы эмпирических моделей и структурных DSGE, и описывает взаимосвязи между ключевыми макроэкономическими переменными [7].
В модели реализованы важные эмпирические закономерности, включая номинальные и реальные жесткости, рациональные ожидания. Таким образом, модель DSFPAS сочетает в себе как теоретически обоснованные элементы структурных моделей, так и качества эмпирического подхода, позволяющего более точно описывать реальные макроэкономические данные [12].
Модельный комплекс состоит из 150— 160 уравнений для каждой из трех стран, моделируемых в рамках системы, включая структурные, балансовые уравнения и уравнения преобразования переменных.
При этом размер макроэкономической корректировки Евразийского экономического союза зависит от начальных размеров дисбалансов: чем выше были накопленные дисбалансы, тем более решительные меры реализовывались по стабилизации макроэкономической ситуации. Кроме того, стимулирующая политика государств — членов ЕАЭС, направленная на поддержку экономической активности, содействовала скорейшему преодолению негативных последствий шоков.
Анализируя кризисные процессы, имевшие место в 2015 г., необходимо отметить, что в целом в ЕАЭС ВВП сократился по сравнению с 2014 г. на 1,6 %. При этом только в 2018 г. он вырос на 2,6 % по сравнению с 2014 г.
Отметим, что влияние кризиса 2015—2017 гг. на государства — члены ЕАЭС оказалось неравномерным. Наиболее сильно пострадала Республика Беларусь — ее ВВП находился ниже уровня 2014 г. вплоть до 2019 г. При этом по сравнению с 2014 г. ВВП Беларуси сократился на 3,8 % в 2015 г. В 2016 г. в Беларуси отмечалось наиболее существенное сокращение ВВП по сравнению с 2014 г. — оно составило 6,2 %.
В Республике Армения в 2015 г. изменения макроэкономической конъюнктуры предопределили реализацию стимулирующих мер политики. В условиях снижения инфляционных рисков Центральный банк Республики Армения во второй половине 2015 г. последовательно стал снижать ставку рефинансирования с 10,5 до 6,25 % в 2016 г. Одновременно с этим наблюдалось увеличение расходов бюджета за счет таких статей, как «социальные пособия и пенсии», «заработная плата» и «приобретение услуг и товаров».
Сопутствующим отрицательным эффектом реализуемой макроэкономической политики Армении в 2015 г. стало умеренное увеличение де-
фицита бюджета и государственного долга. В течение 2016 г. были внесены изменения в систему бюджетно-налогового регулирования.
Принимаемые Арменией меры позволили стране показать динамичное развитие, причем в период с 2014 по 2018 г. ВВП вырос на 16,9 %.
В Кыргызской Республике денежно-кредитная политика определялась совокупностью негативных внешних факторов, оказывающих влияние прежде всего на партнеров по Союзу, и была направлена на смягчение как монетарного, так и фискального регулирования экономики. На протяжении большей части 2015 г. Национальный банк Кыргызской Республики поэтапно снижал учетную ставку с 11 % в 2015 г. до 5 % в декабре 2016 г. При этом предпринимаемые в Кыргызстане меры поддержки национальной экономики позволили республике достичь максимального прироста среди государств — членов ЕАЭС: в период с 2014 по 2018 г. ВВП вырос на 17,8 %.
В Республике Казахстан начиная с августа 2015 г. для обеспечения возможности окончательного перехода к новому режиму денежно -кредитной политики — режиму таргетирования инфляции — Национальный банк перешел к свободно плавающему валютному курсу, формирующемуся исключительно на основании фундаментальных рыночных факторов. В 2016 г. относительная стабилизация ситуации на международных рынках, постепенная дедолларизация банковских вкладов и снижение инфляционных ожиданий населения позволили Национальному банку существенно смягчить денежно-кредитную политику. Благодаря такой политике ВВП Казахстана вырос на 10,9 % в период с 2014 по 2018 г.
В Российской Федерации Банк России принял решение повысить с 16 декабря 2014 г. ключевую ставку с 10,5 до 17 % годовых. При этом, несмотря на предпринимаемые меры по преодолению кризисных процессов в национальной экономике и росту дефицита консолидированного бюджета в 2015 г. (2,6 % ВВП), ВВП России сократился на 2 %. Благодаря антикризисным мерам только в 2017 г. ВВП Российской Федерации достиг уровня 2014 г., а в 2018 г. на 2,6 % превысил его показатель.
В рамках Евразийского экономического союза были разработаны «Основные ориентиры макроэкономической политики государств — членов ЕАЭС на 2016—2017 гг.». Причем данный документ являлся антикризисным. Он определял наиболее важные краткосрочные и среднесрочные задачи, стоящие перед экономиками наших стран.
Столкнувшись с пандемией COVID-19, государства — члены Евразийского экономического союза перешли к реализации политики, направленной на смягчение последствий распространения новой коронавирусной инфекции, что в первую очередь заключается в поддержке населения и бизнеса в условиях необходимой приостановки экономической деятельности и падения уровня доходов, а также в дополнительном усилении национальных систем здравоохранения.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что страны выбрали самостоятельные механизмы регулирования национальной экономики в условиях пандемии. В частности, в Беларуси не предусмотрено введения карантинного периода, характерного для других государств — членов ЕАЭС.
В марте 2020 г. премьер -министр Армении сообщил о формировании антикризисного пакета поддержки национальной экономики и граждан в размере 150 млрд драмов (300 млн долл. США, около 2 % от ВВП). Прежде всего в рамках антикризисного пакета мер предусмотрено предоставление компаниям финансовой поддержки в виде государственного софинансирования, субсидирования или рефинансирования кредитов в размере до 250 млн драмов, предназначенных для покрытия определенных операционных расходов (зарплаты, налоги, покупка сырья и оборудования, коммунальные платежи и питание). При этом компании должны осуществлять деятельность на территории Армении в течение последнего года и иметь положительную налоговую и кредитную истории.
В рамках антикризисных мер поддержки бизнеса предусмотрено кредитование малых и средних предприятий уязвимых отраслей экономики. Данная мера предназначена для компаний, которые осуществляют деятельность в сферах обрабатывающей промышленности, общественного питания, гостиничной индустрии, транспорта и складирования, туризма, услуг сервиса и здравоохранения и имеют годовой оборот в размере от 24 млн до 500 млн драмов. Кредиты предоставляются в размере от 2,5 млн до 50 млн драмов (но не более чем 10 % от годового оборота) со сроком погашения 3 года в целях финансирования определенных операционных расходов максимум за 3 месяца. Финансируемые операционные расходы включают зарплаты (максимум 300 000 драмов за месяц за каждого работника), налоги и пошлины, закупку и импорт сырья (при условии, что сырье будет использоваться на территории Армении и для производственных целей того же предприятия). Кредиты выдаются путем финансирования Центром поддержки инвестиций местных банков и кредитных организаций. В течение первых 2 лет проценты начисляются по ставке 0 %, а в последнем году — 12 %.
Кроме того, предусмотрено выделение единовременных грантов для сохранения эффективных рабочих мест. Данной программой могут воспользоваться предприятия, число сотрудников которых составляло 2—50 человек в течение всего периода с 1 января до 1 апреля 2020 г., если фонд оплаты труда сотрудников не сократился в течение всего указанного периода (сумма гранта рассчитывается по специальной формуле).
В Армении предусмотрена специальная программа поддержки сельского хозяйства. В рамках данной антикризисной меры субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность в сфере сельского хозяйства и имеют положи-
тельную налоговую и кредитную истории, предоставляется финансовая поддержка в виде субсидирования или софинансирования кредитов. Субсидируются кредиты на покрытие различных расходов, связанных с сельскохозяйственной деятельностью.
В период применения ограничительных мер по борьбе с коронавирусом Центральный банк Армении (ЦБА) отметил ограниченность роли денежно-кредитной политики в сложившейся ситуации, в силу того, что ее инструменты не имеют возможности препятствовать росту экономической неопределенности. При этом вступление в силу предусмотренных в Базеле III норматива краткосрочной ликвидности и показателя чистого стабильного фондирования было отложено на 1 января 2021 г. Кроме того, в рамках антикризисных мер 17 марта и 28 апреля 2020 г. была снижена ставка рефинансирования на 0,25 % соответственно, и в настоящее время она составляет в Армении 5 % [13].
Согласно заявлению премьер-министра Беларуси, размер планируемого бюджета по поддержке экономики в период распространения ко-ронавирусной инфекции составлял 110 млн белорусских руб. (44,7 млн долл. США, что эквивалентно 0,08 % ВВП) [3]. Антикризисные меры поддержки направлены как на конкретные секторы белорусской экономики, так и на отдельные категории граждан. При этом предусмотрено материальное стимулирование работников системы здравоохранения.
Правительством Республики Беларусь был введен запрет на вывоз из страны важных в борьбе с коронавирусом товаров (таких, как респираторы, хирургические халаты, маски, перчатки и т. д.). Также в список данных товаров были включены определенные сельскохозяйственные продукты (гречневая крупа, лук, чеснок и т. д.).
Расширился список социально значимых товаров, цены на которые регулирует Министерство антимонопольного регулирования и контроля. В расширенный список включены мясные и рыбные консервы, сухое молоко, кофе, питьевая вода, мыло и т. д.
Механизм поддержки конкретных отраслей экономики регулируется Указом Президента Республики Беларусь (РБ) «О поддержке экономики» от 24 апреля 2020 г. № 143. Данный указ распространяется только на предприятия, действующие в наиболее уязвимых отраслях экономики.
Кроме того, согласно Указу Президента РБ от 12 мая 2020 г. № 159 «О пересчете стоимости активов и обязательств» организациям предоставлено право «поэтапно относить до конца 2022 года на текущий финансовый результат курсовые разницы, образовавшиеся с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года».
13 мая 2020 г. Правление Национального банка Республики Беларусь приняло решение о снижении ставки рефинансирования с 20 мая 2020 г. на 0,75 % — до 8 % годовых, вместе с тем снижены ставка по кредиту овернайт — с 9,75 до
9 % и ставка по депозиту овернайт с 7,75 до 7 % годовых.
В марте и апреле 2020 г. правление Национального банка Республики Беларусь приняло ряд контрциклических мер, которыми до 31 декабря 2020 г. были смягчены определенные пруденциальные требования.
В рамках антикризисных мер было принято постановление Совета министров и Национального банка Республики Беларусь «О проведении внешнеторговых операций и открытии счетов в банках-нерезидентах» от 4 апреля 2020 г. № 192/6. В рамках данного постановления предусмотрено продление на 100 календарных дней срока завершения внешнеторговых операций, по которым уже заключен договор и срок которых истекает в период с 1 апреля по 30 июня 2020 г. Также продлевается срок действия разрешений на открытие счетов в банках-нерезидентах юридическими лицами-резидентами, если срок действия разрешения истекает в период с 1 апреля по 30 июня 2020 г.
В Республике Казахстан, согласно заявлению правительства от 17 апреля 2020 г., общая стоимость пакета антикризисных мер составит 5,9 трлн тенге (13,98 млрд долл. США, или 9 % ВВП), из которых 2,5 трлн тенге — внебюджетные средства, а 3,4 трлн тенге — средства республиканского бюджета [1]. В данный расчет не включены налоговые льготы и затраты местных бюджетов.
Основные меры антикризисной поддержки населения были определены Президентом Республики Казахстан 31 марта 2020 г. и включают набор мер по социальной поддержке граждан Казахстана, в том числе путем расширения доступа к медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования, а также установления ежемесячных надбавок к зарплатам медицинских работников, которые вовлечены в борьбу против га^-19 [4].
22 марта 2020 г. министром сельского хозяйства Казахстана был принят приказ № 103, согласно которому введен запрет до 1 июня на экспорт определенных товаров: гречихи, пшеничной или пшенично-ржаной муки, белого сахара, картофеля, моркови, репы, свеклы, репчатого лука, белокочанной капусты, семян подсолнечника (дробленые или недробленые) и подсолнечного масла в течение всего периода чрезвычайного положения.
Согласно совместному приказу министра торговли и интеграции, министра сельского хозяйства и министра национальной экономики Казахстана были установлены предельные розничные цены на социально значимые продовольственные товары на весь период действия чрезвычайного положения. Данный приказ утратил силу 11 мая 2020 г. после завершения действия режима чрезвычайного положения.
В рамках антикризисных мер стала осуществляться программа «Дорожная карта бизне-са-2025» с целью поддержания кредитования ма-
лого и среднего бизнеса в условиях чрезвычайного положения [6]. Максимальная сумма кредита для малых и средних предприятий в сельской местности составляет 750 млн тенге. Для малых и средних предприятий в городе доступны кредиты до 7 млрд тенге. Устранены отраслевые ограничения, ранее действующие в рамках данной программы.
Кроме того, реализуется программа «Экономика простых вещей» с общим объемом кредитования 1 трлн тенге [11]. Программа предполагает кредитование крупных компаний. При этом 700 млрд тенге будет направлено на предоставление кредитов предприятиям по переработке и производству в сельском хозяйстве, а еще 300 млрд тенге будет выделено для компаний обрабатывающей промышленности и сектора услуг.
Увеличилась до 70 млрд тенге сумма ежегодных льготных кредитов, предоставляемых сельхозтоваропроизводителям для осуществления весенне-полевых работ. Кредиты выдаются под 5 % годовых в рамках программ Аграрной кредитной корпорации.
10 марта 2020 г. на внеочередном собрании совета директоров Национальный банк Казахстана поднял ключевую процентную ставку до 12 % для предупреждения распространения последствий внешнего шока на экономику страны, обеспечения макроэкономической стабильности и защиты тенговых активов. Однако, оценив складывающуюся в национальной экономике ситуацию, 3 апреля 2020 г. базовая ставка была снижена до 9,5 % годовых.
Кыргызская Республика стала одной из первых стран в мире, которая получила помощь МВФ на преодоление последствий пандемии в размере 120,9 млн долл. США [5]. Вместе с тем из бюджета республики на поддержку экономики в условиях кризиса было выделено 340 млн сомов (4,82 млн долл. США). Совокупные средства, направленные на преодоление кризиса, составляют 126,65 млн долл. США (1,5 % ВВП).
Следует отметить, что в Кыргызской Республике в условиях пандемии было принято два антикризисных плана правительства. При этом второй план предусматривает проведение легализации капитала и имущества, увеличение уставного капитала ОАО «Гарантийный фонд», пересмотр обязательств налоговых контрактов и проведение реструктуризации задолженности по налогам и социальным отчислениям. Предусматривается поддержка предпринимателей, работающих на экспорт и обеспечивающих продовольственную безопасность. Для медработников, вовлеченных в противоинфекционные мероприятия, установлена надбавка к зарплате.
В целях обеспечения продовольственной безопасности был введен временный запрет на экспорт отдельных видов товаров, также действует временный запрет на экспорт определенных лекарственных и медицинских средств.
Национальный банк Кыргызской Республики отреагировал на ухудшение экономической ситуации ужесточением монетарной политики с целью стабилизации динамики инфляции. Были изменены некоторые пруденциальные меры в целях снижения требований по достаточности капитала и ликвидности. Национальный банк Кыргызской Республики 24 февраля 2020 г. поднял учетную ставку на 0,75 % — до 5 % годовых [10].
В рамках антикризисных мер банк проводит кредитные аукционы для коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных организаций с целью поощрения конечного кредитования реального сектора. Общий объем предложенных ресурсов составляет 2 млрд сомов (1 млрд сомов для коммерческих банков и 1 млрд сомов для небанковских финансово-кредитных организаций).
В Российской Федерации общая стоимость антикризисных мер составляет 2,9 трлн руб. (39,77 млрд долл. США, около 3 % ВВП). По данным Министерства финансов Российской Федерации, общая стоимость поддержки в рамках первого и второго антикризисных пакетов составила 2,1 трлн руб.
Стоимость третьего антикризисного пакета, реализуемого в мае 2020 г., составила 800 млрд руб. [9]. Данные средства были направлены на реализацию как экономических, так и социальных мер. В частности, для сотрудников системы здравоохранения, которые непосредственно участвуют в противоинфекционных мероприятиях, установлены ежемесячные надбавки.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2020 г. № 651 «О мерах поддержки системообразующих организаций» определены меры государственной поддержки в целях обеспечения финансовой устойчивости и бесперебойного функционирования данных организаций в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирус-ной инфекции.
На заседании совета директоров Банка России 24 апреля 2020 г. ключевая процентная ставка была снижена на 0,5 % и составляет в настоящее время 5,5 % [2].
В целях обеспечения ликвидности банковского сектора Банк России неоднократно проводил аукционы РЕПО «тонкой настройки» (стоимостью от 500 млрд до 1 трлн руб.).
В соответствии с решением совета директоров Банка России от 13 марта 2020 г. банкам в период до 30 сентября предоставлено право не применять надбавки к коэффициентам риска валютных кредитов, которые выдаются организациям, производящим лекарственные средства, материалы и оборудование, применяемые в медицинских целях.
Необходимо отметить, что наряду с национальными антикризисными мерами члены Евразийского межправительственного совета 10 апреля 2020 г. приняли пакет мер в Евразийском экономическом союзе по обеспечению жизненно важных потребностей населения, поддержанию взаимной торговли, свободы передвижения товаров в условиях пандемии и созданию условий для последующего экономического роста.
Первый раздел этого пакета включает в себя срочные меры стабилизационного характера. При этом предусматривается взаимодействие уполномоченных органов при проведении санитарно-эпидемиологических мероприятий по предупреждению и минимизации последствий распространения коронавирусной инфекции, в том числе путем проведения консультаций по вопросам сбалансированности продовольственного рынка, оперативной организации поставок товаров первой необходимости. При этом предложено создание «зеленого коридора» для поставок критически важных товаров.
Второй раздел включает в себя антикризисные меры системного характера, которые направлены на создание условий для восстановления и обеспечения дальнейшего экономического развития. Он предполагает обеспечение макроэкономической стабильности, устойчивости функционирования финансовых рынков и платежных систем, поддержку предприятий реального сектора экономики, более активное участие региональных финансовых институтов в процессе поддержки экономик государств — членов ЕАЭС.
В сложившейся ситуации представляется целесообразным немедленно приступить к отработке совместных программ и проектов в области медицинских и биоинженерных технологий, предусмотренных проектом Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 г.
Активизация интеграционных процессов в странах ЕАЭС должна осуществляться на основе перехода к согласованию финансовой и денежно-кредитной политики Евразийского экономического союза для достижения стабильного развития стран-участниц и модернизации национальных экономик.
Список литературы
1. Антикризисные меры Правительства: сколько средств будет направлено на поддержку граждан и экономики в условиях ЧП. URL: https://primeminister.kz/ru/news/reviews/antikrizisnye-mery-pravitelstva-skolko -sredstv-budet-napravleno -
na-podderzhku-grazhdan-i-ekonomiki-v-usloviyah-chp-1731059 (дата обращения: 20.05.2020).
2. Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 50 б. п., до 5,50 % годовых. URL: https://www.cbr.ru/press/pr/?file=24042020_ 133000Key.htm (дата обращения: 20.05.2020).
3. В Беларуси на поддержку экономики из-за эпидемиологической ситуации планируется направить Br110 млн. URL: http://www.government.by/ ru/content/9356 (дата обращения: 20.05.2020).
4. Заявление Главы государства Касым-Жомарта Токаева. URL: https://www.akorda.kz/ru/ speeches/internal_political_affairs/in_statements_ and_congratulations/zayavlenie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva (дата обращения: 20.05.2020).
5. МВФ выделил Кыргызстану $120,9 миллиона для борьбы с коронавирусом. URL: https://yandex.ru/turbo/s/24.kg/ekonomika/148199_ mvf_vyidelil_kyirgyizstanu_1209_milliona_dlya_bor byi_skoronavirusom/ (дата обращения: 20.05.2020).
6. Начинающего предпринимателя в период ЧП в РК обещают кредитовать на сумму до Т7 млрд. URL: https://www.gov.kz/memleket/ entities/economy/press/news/details/nachinayushche go-predprinimatelya-v-period-chp-v-rk-obeshchayut-kreditovat-na-summu-do-t7-mlrd?lang=ru (дата обращения: 20.05.2020).
7. Описание мультистранового модельного комплекса DSFPAS. URL: www.eurasiancommission.org (дата обращения: 20.05.2020).
8. Путин В. В. Выступление на саммите G20. URL: http://kremIin.ru/events/president/news/63070 (дата обращения: 20.05.2020).
9. Третий антикризисный пакет мер стоит 800 млрд рублей. URL: https://www.vedomosti.ru/ economics/articles/2020/05/11/829961-tretii-antikrizisnii-paket-mer?utm_source (дата обращения: 20.05.2020).
10. Учетная ставка НБКР. URL: https://www.nbkr.kg/index1.jsp?item=123&lang=RUS (дата обращения: 20.05.2020).
11. Что именно получит бизнес от правительства в период карантина? URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/economy/pres s/news/details/chto-imenno-poluchit-biznes-ot-pravitelstva-v-period-karantina?lang=ru (дата обращения: 20.05.2020).
12. Berg А., Karam P. D., Laxton D. Practical Model-Based Monetary Policy Analysis — A How-To Guide // International Monetary Fund, 2006. Р. 69.
13. Board of the CBA. URL: https://www.cba.am/ AM/pmessagesannouncements/Minutes_short_28.04. 20.pdf (дата обращения: 20.05.2020).
H. A. ®H^bKeBHH. CncreMa amuKproHCHbix Mep B paMKax ЕАЭС
I. A. Filkevich
THE SYSTEM OF ANTI-CRISIS MEASURES WITHIN THE EAEU
The article examines the features of the formation and integration of a coordinated anti-crisis policy of the member states of the Eurasian Economic Union. The analysis of anti-crisis measures currently applied by Armenia, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan and the Russian Federation to support the national economy and citizens during the coronavirus pandemic is carried out. The expediency of forming an effective mechanism for the functioning of the supranational institution of the Eurasian Economic Union, which is designed to coordinate and implement in practice a common model for conducting a coordinated anti-crisis policy in the context of modern global challenges, is justified. The key factors of economic cooperation that contribute to the creation of conditions for the stable development of the economies of the EAEU member states are highlighted. It is concluded that it is necessary to respond to global crises and shocks in a timely manner when implementing anti-crisis policy within the framework of the regional economic union.
Keywords: integration, the Eurasian Economic Union, anti-crisis measures, coronavirus pandemic, monetary policy, economic cooperation.