ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ЭКОНОМИКУ СТРАН-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ
Аннотация. В статье исследуются внутренние и внешние факторы влияния пандемии COVID-19 на страны - члены Евразийского экономического союза; проведен структурный анализ воздействия коронакризиса на национальные экономики и проанализирован уровень государственной поддержки населения и бизнеса. Выявляются причины разной скорости выхода стран из кризиса и доказывается необходимость совместного перехода к новой модернизации их экономик и совершенствования на этой основе экономической интеграции в перспективе.
Ключевые слова. Пандемия COVID-19, Евразийский экономический союз, коронакризис, устойчивость развития, новая модернизация, экономическая интеграция.
Selishcheva Т.А.
IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON THE ECONOMY OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION MEMBER COUNTRIES AND THE PROSPECTS OF ITS RESTORATION
Abstract. The article examines the internal and external factors of the impact of the COVID-19 pandemic on the member states of the Eurasian Economic Union; a structural analysis of the impact of the coronacrisis on national economies is carried out, and the level of state support for the population and business is analyzed. The authors identify the reasons for the different rates of countries ' recovery from the crisis and prove the need for a joint transition to a new modernization of their economies and improve economic integration on this basis in the future.
Keywords. The COVID-19 pandemic, Eurasian Economic Union, coronacrisis, sustainability of development, new modernization, economic integration.
Введение
Экономика мира охвачена коронакризисом, который является уникальным с точки зрения масштаба вовлеченных в него стран, номенклатуры охваченных кризисом отраслей и сфер экономики, скорости распространения. Пандемия СОУГО-19 оказала негативное воздействие и на страны-члены Евразийского экономического союза. Она обострила существующие у них социально-экономические проблемы, высветила необходимость радикального преобразования их экономик с целью повышения устойчивости развития и укрепления их интеграции. Политическая нестабильность в Беларуси и Кыргызстане, военный конфликт с участием Армении (в Нагорном Карабахе) также негативно сказались на экономиках этих стран.
ГРНТИ 06.51.57 © Селищева Т. А., 2021
Тамара Алексеевна Селищева - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 950 020-67-93. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 18.04.2021.
Шоки глобальной экономики, а также изменения в структуре и объемах мировой торговли, вызванные пандемией, внесли большую неопределенность в дальнейшее развитие экономик стран-членов ЕАЭС в современных условиях. Перед ними стоит задача выявить ущерб, нанесенный пандемией, выработать совместные действия по выходу из кризиса в краткосрочной перспективе, наметить ключевые направления новой модернизации их экономик и совершенствования экономической интеграции.
Материалы и методы
Проведенное исследование базировалось на использовании статистических данных, аналитических отчетах и прогнозах основных показателей социально-экономического развития стран-членов ЕАЭС, представленных на сайтах Евразийской экономической комиссии, Евразийского Банка развития, Статистического комитета Республики Армения, Белстата, Агентства Республики Казахстан по статистике, Национального статистического комитета Кыргызской Республики, Росстата, Мирового Атласа Данных «Knoema», а также учитывались результаты аналитических исследований автора статьи (Се-лищевой Т. А.) в 2016-2021 гг.
Факторы воздействия пандемии СОУЮ-19 на экономику стран-членов ЕАЭС
Можно выделить внутренние и внешние факторы воздействия пандемии COVID-19 на экономику стран-членов ЕАЭС. К внутренним факторам, усилившим кризисное состояние экономик стран-членов ЕАЭС, следует отнести меры по самоизоляции населения и другие ограничительные мероприятия с целью сдерживания распространения коронавируса. В ходе карантина и самоизоляции часть предприятий реального сектора экономики закрылась. В результате сократились объемы производства в отраслях и секторах экономики. Особенно сильно это проявилось в сфере услуг. Инвестиционная активность снизилась ввиду большой неопределенности из-за пандемии.
К внешним факторам, способствующим кризису экономик стран Союза, можно отнести ухудшение внешнеэкономических условий (страны закрывали свои границы, прекращали транспортное сообщение). Результатом этого стало ослабление внешнего спроса на экспортные товары государств ЕАЭС в зарубежных странах, ухудшение условий для ведения бизнеса. Падение цен на сырьевые товары на мировом рынке привело к снижению доходов от их экспорта. В России и Казахстане, как нефтедобывающих странах, на спад в экономике повлияли и договоренности со странами-членами ОПЕК о снижении объемов добычи нефти (ОПЕК+).
В ходе ограничительных мер, принятых странами мира, нарушены глобальные цепочки создания добавленной стоимости, в которых участвуют страны-члены Союза. Резко сократился приток трудовых мигрантов из стран ЕАЭС в Россию; возник дефицит по определенным группам рабочих специальностей, которые традиционно занимали мигранты в строительстве, сфере услуг и других отраслях. Соответственно, сократился объем денежных переводов из России за рубеж, который в 2019 г. составлял около 5% ВВП РФ [20]. Возросла финансовая нестабильность и произошло ослабление национальных валют в странах-членах ЕАЭС.
Государственная поддержка населения и бизнеса в условиях коронакризиса
Во всех странах мира правительства предприняли меры поддержки населения и бизнеса за счет средств государственных бюджетов на общую сумму $13,8 трлн, что составило 16% мирового ВВП [13]. В совокупности с низкими процентными ставками это привело к росту инфляции в большинстве стран. Во второй половине 2020 года в мире, в разных странах, стала постепенно оживляться экономика, но не синхронно. Это объясняется различиями в темпах роста двух основных компонентов валового внутреннего продукта, на которые приходится от 70 до 90% ВВП: потребление домашних хозяйств и инвестиции в основной капитал. Правительства стран мира стимулировали потребление домашних хозяйств различными мерами поддержки. Бизнес также получил различные льготы, субсидии и прочие меры поддержки.
Правительства стран-членов Евразийского экономического союза также поддержали свой бизнес и население за счет бюджетных средств (см. табл. 1). При этом к бюджетным мерам отнесены также кредиты под гарантии органов государственной власти и льготные кредиты. Как видно из таблицы 1, наибольшая государственная антикризисная поддержка населения и бизнеса была реализована в России и Казахстане (4,5% и 8,7% от ВВП, соответственно), крупнейших экономиках ЕАЭС, имеющих существенные фискальные резервы.
Таблица 1
Меры государственной поддержки экономики и населения в условиях пандемии COVID-19
в 2020 году в странах-членах ЕАЭС и США
Показатели Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Россия США
Выплаты из бюджета, % от ВВП 3,7 1,1 8,7 2,4 4,5 13,2
Компенсация потерь ВВП, % 1,8-2,2 0,2-0,5 2,0-3,0 0,5-1,0 1,3-2,3 -
ВВП, млрд долл. (данные МВФ) 12,813 57,708 165,730 7,480 1464 20807
Составлено автором по [1; 2; 9].
Среди стран мира самые внушительные меры государственной поддержки были в 2020 году в США - 13,2% от ВВП. При этом ВВП США в 2020 году в текущих ценах, по данным МВФ, в 14,2 раза был больше ВВП России и в 125,6 раза больше ВВП Казахстана. Государственная бюджетная поддержка экономике и населению была также оказана правительствами Армении, Беларуси и Кыргызстана, но в меньших объемах. При этом самая высокая компенсация потерь за счет государственной поддержки была в Казахстане - от 2,0 до 3,0% ВВП. Правительства стран Союза также оказали поддержку широкомасштабными мерами денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, которые смягчили, но не предотвратили рецессию экономик стран-членов Союза.
Влияние коронакризиса на основные макроэкономические показатели стран-членов ЕАЭС в 2020 году Основные макроэкономические показателей стран-членов Евразийского экономического союза за 2020 год представлены в таблице 2. Как видно из данных таблицы 2, ВВП стран-членов ЕАЭС в целом сократился на 3,4 п.п.; наибольший спад произошел в экономиках Армении (-7,6%) и Кыргызстана (-8,6%), наименьший - в Беларуси (-0,9%) и Казахстане (-2,6%). В России сокращение ВВП составило 3,1 п.п. Это меньше, чем в среднем по миру (-3,5%) [3], а также меньше, чем падение во время финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов (-7,9%).
Таблица 2
Основные макроэкономические показатели стран-членов ЕАЭС в 2020 г., % к 2019 г.
Показатели Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Россия ЕАЭС
ВВП, % - 7,6 - 0,9 - 2,6 - 8,6 - 3,1 - 3,4*
Инвестиции в основной капитал -15,7 - 6,8 - 3,4 - 14,3 -1,4 - 4,2*
Промышленное производство - 0,9 - 0,7 - 0,7 - 6,6 - 2,9 - 2,7
Объем перевозок грузов всеми видами + 0.7 - 6,8 - 6,6 - 21,6 - 5,7 - 6,1
транспорта
Перевозки пассажиров всеми видами транс- - 64,1 - 18,6 - 64,8 - 42,5 - 28,6 - 44,3
порта
Сельское хозяйство (январь-сентябрь) + 1,5 + 4,9 + 5,6 + 1,1 + 1,5 + 2,3
Объем выполненных строительных работ - 1,9 - 4,6 + 11,2 - 27,6 + 0,1 + 0,7
Ввод в эксплуатацию жилья - 18,9 + 2,3 + 16,6 - 34,5 - 5,9 - 3
Объем внешней торговли со странами вне ЕАЭС (январь-ноябрь) - 17 - 14,1 - 13,8 - 22,5 -16,8 -16,6
Объем взаимной торговли - 10,7 - 4,5 - 13,5 - 13,5 - 13,7 - 11,5
Оборот розничной торговли - 17,7 +1,8 - 4,1 - 17,7 - 4,1 - 4,1
Реальные располагаемые денежные доходы - 3,7 +4,6 - 2,4 - 5,0 - 3,5 -
населения
Уровень безработицы 22,3 4,1 4,9 3,0 5,9 -
* данные указаны за январь-сентябрь 2020 года. Составлено автором по [5; 6; 7; 12; 17].
По данным института «Центр развития» НИУ ВШЭ, рецессия в российской экономике завершилась к началу 2021 года, поскольку происходил рост основных макроэкономических показателей в течение двух кварталов подряд в конце 2020 г. [19]. В России экспорт был более устойчив к внеш-
ним шокам, чем импорт. Он рос еще во втором квартале 2020 года, что помогло поддержать экономику. Была оказана внушительная поддержка государственному сектору российской экономики.
Наибольший спад в промышленности произошел в Кыргызстане (-6,6%); наименьший - в Армении (-0,9%), в Беларуси (-0,7%) и Казахстане (-0,7%). В России объем промышленного производства снизился на 2,9 п.п. (см. табл. 2). В то же время, предприятия, производящие товары и услуги, необходимые в условиях самоизоляции и пандемии, а также предприятия экспортных секторов в сфере АПК в 2020 году продемонстрировали рост [19].
Индикатором глубины кризиса считается динамика инвестиций в основной капитал. У всех стран Союза, как видно из табл. 2, произошел спад инвестиций в 2020 г., в среднем на 4,2 п.п. Наибольший спад инвестиций наблюдался в Армении (-15,7%), где помимо факторов коронакризиса на сокращение инвестиций повлиял военный конфликт в Нагорном Карабахе и последовавшая за ним социально-политическая нестабильность. В Кыргызстане объем инвестиций сократился за 2020 год на 14,3 п.п.; кризис в республике усугубила социальная и политическая нестабильность.
В Беларуси инвестиции в основной капитал сократились на 6,8 п.п., что связано со снижением инвестиционной привлекательности белорусской экономики вследствие наложения на коронакризис социальной и политической нестабильности, возникшей в ходе президентских выборов в стране. В Казахстане инвестиции снизились на 3,4 п.п. по отношению к 2019 году. В России инвестиции сократились в меньшей степени - на 1,4 п.п., что является свидетельством готовности экономики страны противостоять кризисам. Однако замедляющаяся среднегодовая динамика инвестиций в России наблюдается уже с 2013 года [16]. На фоне большой неопределенности можно предположить, что рост инвестиций в странах-членах ЕАЭС в 2021 году будет слабым.
В обрабатывающей промышленности ЕАЭС произошел незначительный спад (-0,2%), исключение составили Армения (-2,9%) и Кыргызстан (-3,3%). Снижение объемов производства в экономике ЕАЭС произошло в 11 отраслях обрабатывающей промышленности из 21. Рост наблюдался в 10 отраслях, в том числе в фармацевтической промышленности (+21,2%), производстве текстильных изделий (+11,3%), химической промышленности (+5,4%), пищевой промышленности (+3,8%), производстве машин и оборудования (+3,7%). В Казахстане объем производства обрабатывающей промышленности за 2020 год вырос на 3,2 п.п. [3].
Объем пассажирских перевозок всеми видами транспорта сократился в ЕАЭС в среднем на 44,3 п.п.; в Армении - на 64, в Беларуси - на 18,6, в Казахстане - на 64,8, в Кыргызстане - на 42,5, в России - на 28,6 п.п. Объем перевозок всеми видами транспорта в 2020 г. в среднем по ЕАЭС снизился на 6,1 п.п., в Армении незначительно вырос (+0,7%), а в Кыргызстане резко сократился (- 21,6%) (см. табл. 2). Отрасль сельского хозяйства по всем странам-членам ЕАЭС показала рост, самые высокие темпы роста наблюдались в Беларуси (+4,9%) и Казахстане (+5,6%) (см. табл. 2).
Объем выполненных строительных работ вырос в Казахстане (+11,2%) и России (+0,1%), в остальных странах Союза темпы прироста были отрицательными. Самый большой спад в этой отрасли произошел в Кыргызстане (-27,6%). Ввод в эксплуатацию жилья вырос в Беларуси (+2,3%) и особенно резко - в Казахстане (+16,6%); в среднем по странам ЕАЭС этот показатель снизился на 3% (см. табл. 2). Объем внешней торговли по странам Союза снизился на 16,6 п.п., объем взаимной торговли сократился в меньшей степени - на 11,5 п.п. (см. табл. 2). Оборот розничной торговли в среднем по странам-членам ЕАЭС сократился на 4,1 п.п. Наибольшее снижение по этому показателю произошло в Армении (-17,7%) и Кыргызстане (-17,7%), и только в Беларуси наблюдался рост (+1,8%).
Реальные располагаемые денежные доходы населения понизились в четырех странах ЕАЭС: Армении (-3,7%), Казахстане (-2,4%), Кыргызстане (-5,0%), России (-3,5%). Только в Беларуси этот показатель вырос (+4,6%) за счет эффективных правительственных мер по поддержке населения.
Самый высокий уровень безработицы в 2020 г. был в Армении (22,3%), где он и до коронакризиса составлял 18% из-за более значительной по сравнению с другими странами Союза деиндустриализации экономики страны и кризиса в обрабатывающих отраслях после распада СССР. В других странах ЕАЭС безработица колеблется вокруг показателя уровня естественной безработицы (см. табл. 2). Можно предположить, что рост уровня безработицы в евразийских странах носит не только циклический, но и частично структурный характер, поскольку в условиях пандемии COVID-19 произошел резкий технологический скачок, связанный с цифровизацией и сопутствующими технологическими изменениями. То есть присутствует эффект технологического сдвига, сокращающего спрос на труд.
Индикаторы устойчивого развития экономики стран-членов ЕАЭС
Следствием коронакризиса явилось превышение рядом стран-членов ЕАЭС предельных значений индикаторов устойчивого развития, утвержденных в статье 63 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года [1, 15] (см. табл. 3).
Таблица 3
Основные макроэкономические индикаторы устойчивости развития стран-членов ЕАЭС в соответствии со статьей 63 Договора о ЕАЭС по итогам 2020 г.
Показатели Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Россия
Уровень инфляции 4,5 7,4 7,5 9,7 4,9
Дефицит консолидированного бюджета госсектора 5,1 1,6 6,7 2,8 3,4
Государственный долг, в % от ВВП 60,4 37,3 29,6 64,7 17,8
Составлено автором на основании данных ЕЭК и государственных статистических служб стран-членов ЕАЭС.
Волатильность мировых финансовых и сырьевых рынков в 2020 году, ослабление национальных валют стран-членов ЕАЭС, рост цен на продовольственные товары, ситуация на рынках сельскохозяйственной продукции явились ключевыми факторами ускорения инфляции, уровень которой составил: в Армении - 4,5%, в Беларуси - 7,4, в Казахстане - 7,5, в Кыргызстане - 9,7, в России - 4,9%. При этом только Кыргызстан превысил предусмотренный Договором о ЕАЭС предел по инфляции (минимальная инфляция в одной из стран Союза плюс 5%).
Дефицит консолидированного бюджета госсектора, который, согласно Договору, не должен быть выше 3%, превышен тремя странами ЕАЭС: Россией на 0,4 п.п. (3,4%), Казахстаном на 3,7 п.п. (6,7%) и Арменией на 2,1 п.п. (5,1%). Выдержали норматив Беларусь (дефицит 1,6%) и Кыргызстан (дефицит 2,8%) (см. табл. 3). В планах на 2021 г. у всех пяти стран запланированы дефициты государственных бюджетов. Предусмотренное Договором о ЕАЭС предельное значение по дефициту государственного долга (не более 50% ВВП) не выполнили две страны: Армения (60,4%) и Кыргызстан (64,7%).
Невыполнение налогово-бюджетных показателей странами Евразийского экономического союза объясняется тем, что ограничительные меры для бизнеса в условиях пандемии привели к сокращению налоговых выплат; произошло падение цен на углеводороды из-за сокращения спроса на них на глобальном рынке, что особенно ударило по бюджетам России и Казахстана; меры государственной поддержки населения и бизнеса потребовали дополнительных бюджетных расходов; повлияло также ослабление национальных валют.
Пути эффективного преодоления последствий коронакризиса
Восстановление экономик в пяти интегрирующихся странах зависит от эпидемиологической ситуации, смягчения мер социальной изоляции и эффективности вакцинации. Это позволит оживить потребительскую и инвестиционную активность. В настоящее время у всех стран ограничены фискальные резервы, низкая инвестиционная активность, неустойчивое финансовое состояние реального сектора, что может замедлить процесс восстановления. Применительно к российской экономике санкции стран Запада также осложняют выход из кризиса.
В 2021 году, по прогнозам Евразийского Банка развития, в странах-членах ЕАЭС ожидается продолжение мягкой денежно-кредитной политики, что может поддержать рост экономической активности. Всемирный банк отмечает, что выход из кризиса может идти в странах мира по различным моделям: в развитых странах он осуществляется на основе роста спроса и проходит более быстрыми темпами, что объясняется беспрецедентными бюджетными и денежно-кредитными стимулами. Уже в июле 2020 г. розничные продажи в этих странах были выше, чем в конце 2019 г., на 4,4%. В странах с развивающимися рынками в декабре 2020 г. объем розничной торговли был на 5,2% ниже докризисного уровня и восстановление экономики идет за счет роста предложения [8], поэтому осуществляется более медленно.
В странах-членах ЕАЭС имеются различные финансовые возможности для поддержки экономики: больше у России и Казахстана, меньше у Армении, Беларуси и Кыргызстана, которые нуждаются
во внешней финансовой поддержке, в том числе Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) и Евразийского Банка развития (ЕАБР).
Выход из кризиса зависит от различий в структуре экономик стран-членов ЕАЭС, поэтому, согласно прогнозу ЕЭК, восстановление их экономик будет идти с разной скоростью. Деловая активность в Армении, Беларуси и Кыргызстане переходит в фазу восстановления, но во многом это происходит под влиянием временных факторов: отложенного спроса и бюджетных стимулов. В Казахстане и России процесс выхода экономик на траекторию восстановления происходит более медленными темпами [4].
Пандемия СОУГО-19 на повестку дня поставила вопрос о переходе к новой модели экономики, позволяющей преодолеть ее структурные изъяны и сформировать новые внутренние источники роста. Согласованная новая модернизация экономик стран-членов Союза на базе четвертой промышленной революции должна стать важнейшим фактором для стабильного развития и усиления интеграции стран-членов Евразийского экономического союза в условиях нарастания глобальной неопределенности.
В настоящее время обсуждается проект «Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2025 года», в котором многие положения скоординированы со «Стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 года». Разрабатывается «Карта индустриализации ЕАЭС», которая явится информационной базой для стран-членов Союза и бизнеса по осуществлению импортозамещения в 30 отраслях промышленности, инфраструктурного строительства, энергетики. Эти документы согласуются с принятыми «Основными направлениями реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» (2017 г.), нацеленными на цифровую трансформацию экономики стран Союза; и проектом «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий» (2019 г.), ставшим основой для формирования единого цифрового промышленного пространства.
Промышленное сотрудничество пяти стран позволит создать интеллектуальную, конкурентоспособную на глобальном рынке промышленность и явится фундаментом модернизации других сфер евразийской экономики. Перед странами-членами ЕАЭС, как отметил известный американский профессор Н. Рубини на Красноярском экономическом форуме 2021 г., стоит «вызов проведения структурных реформ, способных обеспечить рост экономики общественного сектора, предприятий промышленности, сектора энергетики и сырьевых ресурсов» [14]. Заключение
Таким образом, пандемия СОУГО-19 привела к рецессии почти во всех отраслях экономики стран-членов Союза, за исключением ряда обрабатывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства и отрасли строительства в Казахстане и России. Показатели устойчивости экономик стран-членов ЕАЭС были превышены по сравнению с нормативами Договора о ЕАЭС: по инфляции - в Кыргызстане; по дефициту консолидированного бюджета госсектора - в Армении, Казахстане и России; по дефициту государственного долга - в Армении и Кыргызстане. Реальные располагаемые денежные доходы населения снижались во всех странах Союза, кроме Беларуси. Самый высокий уровень безработицы был в Армении. В зависимости от экономической структуры восстановление евразийских экономик происходит с разной скоростью. Для повышения эффективности экономики ЕАЭС необходим переход к модели новой модернизации на базе четвертой промышленной революции.
Благодарности
Исследование выполнено при грантовой поддержке РФФИ, проект № 20-010-00674.
ЛИТЕРАТУРА
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014).
2. Евразийский Банк Развития. Макроэкономический прогноз на 2021 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eabr.org/upload/iblock/837/EABR_Forecast_2021_RU_web-_1_.pdf (дата обращения 08.04.2021).
3. Кушнарев Н. В 2021 году ЕАЭС сделает ставку на интеграцию в сфере высоких технологий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eec.eaeunion.org/news/speech/nikolaj-kushnarev-v-2021-godu-eaes-sdelaet-stavku-na-integratsiyu-v-sfere-vysokih-tehnologij (дата обращения 15.04.2021).
4. Место ЕАЭС в мире стратегических изменений: сценарий «Собственный центр силы» на основе научно-технологического прорыва - долгосрочный ответ на вызовы глобального экономического кризиса, вызванного пандемией. М., 2020.
5. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stat.kg/ru/statistics (дата обращения 01.04.2021).
6. Основные социально-экономические показатели Евразийского экономического союза. Январь - декабрь 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/ dep_stat/econstat/Documents/Brief_Indicators/Brief_indicators2020_12 .pdf (дата обращения 04.04.2021).
7. Официальная статистика. Основные показатели по Республике Беларусь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika (дата обращения 04.04.2021).
8. Постпандемическое восстановление на основе предложения и спроса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://knoema.com/ripvslc/supply-vs-demand-based-post-pandemic-recovery (дата обращения 30.03.2021).
9. Прогноз основных показателей экономического развития государств - членов ЕАЭС на 2020-2023 годы (по итогам IV квартала 2020 года). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/economyPrognoz/Pages/Sred_prog.aspx (дата обращения 24.03.2021).
10. Результаты инвестиционной политики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ ru/pezultat-ru (дата обращения 21.03.2021).
11. Рейтинг стран экономик мира в 2021 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://basetop.ru/rejting-ekonomik-mira-2021-tablitsa-vvp-stran-mira (дата обращения 08.04.2021).
12. Республика Казахстан. Стратегическое планирование и Агентство реформ. Национальное бюро статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stat.gov.kz (дата обращения 05.04.2021).
13. Рост цен на сырьевые товары: новый суперцикл или последствия коронавируса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://knoema.com/wpaffrb/soaring-commodity-prices-a-new-supercycle-or-corona-crisis-aftermath (дата обращения 15.04.2021).
14. Рубченко М. На КЭФ-2021 нашли агрессивный выход из кризиса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/04/14/866058-kef-2021-nashli?utm_campaign=newspaper_16_ 4_ 2021 &utm_ medium=email&utm_source=vedomosti (дата обращения 17.04.2021).
15. Селищева Т.А. Проблемы устойчивого развития экономики в странах Евразийского экономического союза // Проблемы современной экономики. 2018. № 2 (66). С. 15-21.
16. Селищева Т.А., Дятлов С.А., Ананьев А.А., Кан Е.Н. Автономная рецессия экономики России и проблемы экономического роста // Проблемы современной экономики. 2016. № 4 (60). С. 57-61.
17. Социально-экономическое положение России: январь-февраль 2021 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/0EAZ1gJW/osn-02-2021.pdf (дата обращения 05.04.2021).
18. Экономика Армении - Tadviser. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/ %D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE% D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8 (дата обращения 06.04.2021).
19. Экономисты констатировали завершение рецессии в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.mail.ru/economics/45561915/?frommail=1&exp_id=877 (дата обращения 15.04.2021).
20. Эксперт пояснил, когда Россия сможет вновь принять трудовых мигрантов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rossaprimavera.ru/news/0d6559ee (дата обращения 17.04.2021).