Научная статья на тему 'ОБЩИЙ АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ  СИТУАЦИИ В "ПОСТКОРОНАВИРУСНЫЙ ПЕРИОД" В СТРАНАХ СНГ'

ОБЩИЙ АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В "ПОСТКОРОНАВИРУСНЫЙ ПЕРИОД" В СТРАНАХ СНГ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
291
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНГ / ЭКОНОМИКА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ / ПОСЛЕДСТВИЯ COVID-19 ДЛЯ СТРАН СНГ / CIS / ECONOMY DURING PANDEMIC / COVID-19 CONSEQUENCES FOR CIS COUNTRIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ступаков Николай Валерьевич

В статье рассматриваются наиболее актуальные вопросы, затрагивающие проблемы и перспективы развития политической и экономической ситуации в странах Содружества в нынешних непростых условиях, связанных с пандемией коронавируса.Анализируется и прогнозируется ход развития ситуации для каждой страны и выявляются ключевые проблемы. Подчеркивается важность роли СНГ как уникальной политико-экономическая структуры, которая может стать основой для противостояния пандемии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ступаков Николай Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the most pressing issues affecting the problems and prospects for the develop-ment of the political and economic situation in the Commonwealth countries in the current dificult conditions associated with the coronavirus pandemic.The course of development of the situation for each country is analyzed and forecasted, and key problems are identified. The importance of the role of the CIS as a unique political and economic structure that can become the basis for countering the pandemic is emphasized.

Текст научной работы на тему «ОБЩИЙ АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В "ПОСТКОРОНАВИРУСНЫЙ ПЕРИОД" В СТРАНАХ СНГ»

Общий анализ возможного развития экономической и социально-политической ситуации в «посткоронавирусный период» в странах СНГ

НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ СТУПАКОВ,

директор Научно-исследовательского института проблем безопасности СНГ, член Научного совета при Совете безопасности Российской Федерации, Главный редактор журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право», кандидат юридических наук, доцент

АННОТАЦИЯ.

В статье рассматриваются наиболее актуальные вопросы, затрагивающие проблемы и перспективы развития политической и экономической ситуации в странах Содружества в нынешних непростых условиях, связанных с пандемией коронавируса. Анализируется и прогнозируется ход развития ситуации для каждой страны и выявляются ключевые проблемы. Подчеркивается важность роли СНГ как уникальной политико-экономическая структуры, которая может стать основой для противостояния пандемии. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СНГ; экономика в период пандемии; последствия COVID-19 для стран СНГ

Forecasting the development of the situation in the «post-coronavirus period» in each of the CIS countries, determining the impact of this situation on the integration association of the post-Soviet space and measures for post-crisis settlement

NIKOLAI VALEREVICH STUPAKOV,

Director of Institute of the security problems CIS, chief redactor journal «International Cooperotion Eurasian States: Politics, Economics, Law», candidate of legal sciences, assistant professor

ANNOTATION.

The article examines the most pressing issues affecting the problems and prospects for the development of the political and economic situation in the Commonwealth countries in the current difficult conditions associated with the coronavirus pandemic.

The course of development of the situation for each country is analyzed and forecasted, and key problems are identified. The importance of the role of the CIS as a unique political and economic structure that can become the basis for countering the pandemic is emphasized. KEYWORDS: CIS; economy during a pandemic; the consequences of COVID-19 for the CIS countries

Экономические последствия коронавиру- долл. США - так заявила 9 апреля 2020 г. са могут составить убытки в размере 5 трлн компания Блумберг (Bloomberg L.P.). Агент-

ство JPMorgan Chase & Co ожидает падения в 5,5 трлн долл. США и 8% мирового ВВП - грядет общемировая стагнация.

В истории существуют примеры неожиданного влияния последствий крупнейших эпидемий на жизнь. Например, в XIV в. от чумы погибла почти треть населения Европы, однако после болезни обнаружилась острая нехватка рабочих рук, и этот ужасный кризис дал толчок будущему развитию хозяйства, росту размера оплаты труда и большей свободе населения. Испанка, 100 лет назад унесшая от 20 до 50 млн жизней на всех континентах, не смогла в конечном итоге изменить мировую экономику и политическую систему.

Однако эпидемия коронавируса, разразившаяся в наше время, уже влияет на экономику, политику, социальную и другие сферы жизни общества, выступая в качестве спускового механизма для накопившихся многочисленных противоречий.

Республика Азербайджан

Медленно и постепенно во всем мире пандемия коронавируса сходит на нет. Еще нельзя говорить о том, что пик болезни пройден, но постепенно можно наблюдать позитивные тенденции в странах, затронутых эпидемией. Одной из таких стран стал Азербайджан. Согласно решению Оперативного штаба при Кабинете министров Республики Азербайджан часть жестких мер, установленных в рамках борьбы с коронавирусом, были сняты. Несмотря на это пандемия оставила (и продолжает оставлять) серьезный отпечаток на политической, экономической и социальной сферах жизни Азербайджана.

По оценкам министерства экономики Азербайджана, пандемия нанесла огромный ущерб экономике Республики. Пока нельзя говорить о точных цифрах общего ущерба, но, по имеющимся сегодня данным, ежедневные

Именно в такой период, требующий коллективных действий и совместных решений, на первое место выходят государственные союзы и объединения, сама суть формирования которых изначально предполагает совместное противостояние вызовам и угрозам окружающего мира. Таким ключевым союзным образованием для евразийского региона является Содружество Независимых Государств. СНГ -уникальная политико-экономическая структура, которая может стать основой для противостояния пандемии и устройства нового миропорядка в «постпандемический период». Основа успеха в этом случае - анализ и прогноз развития ситуации для каждой страны, выявление ключевых проблем и совместное с другими странами интегрированное их решение. Именно такая система позволит Странам СНГ, в частности, Содружеству, в итоге постараться выйти на новый уровень политического экономического и социального развития.

потери страны составляют примерно 120150 млн манат. Банковский сектор, хотя и показавший в марте увеличение чистой прибыли относительно февраля этого же года, в апреле чувствовал себя уже не так уверенно из-за набирающего обороты недоверия к банковской системе и значительному оттоку вкладов. Это связано прежде всего с опасениями населения относительно устойчивости курса национальной валюты, пошатнувшейся в результате разразившегося нефтяного кризиса, вызванного последствиями пандемии.

Закрытие границ и меры социальной изоляции повлекли снижение показателей сектора кредитования малого и среднего бизнеса. Еще сильнее стоит проблема с постепенно увеличивающимся количеством просроченных кредитов.

Большие вопросы вызывает состояние экономики страны «постпандемического периода», поскольку экономика Азербайджана в первую очередь базируется на поставках нефти и газа: это примерно 40% валового внутреннего продукта, 90% экспорта и две трети бюджетных доходов, которые резко сократятся в условиях нефтяного кризиса и в результате резкого падения экономической активности основных потребителей энергоресурсов, поставляемых Республикой. Когда конкретно можно будет считать пандемию окончательно законченной, сейчас невозможно предсказать. В отношении цен на нефть ясности нет, даже несмотря на завершившуюся сделку в рамках ОПЕК+ по сокращению добычи.

Экономические аналитики разных стран придерживаются мнения, что период низкого спроса на нефтепродукты может продлиться вплоть до 2024 г. Именно столько времени понадобится мировой экономике, чтобы приблизиться к докризисным показателям. Правительство Азербайджана имеет в своем запасе резервный фонд - «подушку безопасности», но хватит ли его для поддержания стабильной работы экономики страны и нейтрализации возможных дополнительных внешних рисков, неизвестно. Быстро компенсировать падение цен на нефть у Азербайджана не получится, а крупные снижения социальных расходов на год происходят не по политическим причинам. В этой связи международное рейтинговое агентство Fitch Ratings определило рейтинги дефолта эмитента Азербайджана на уровне BB+ и пересмотрело прогноз по рейтингу со стабильного на негативный.

Азербайджан будет вынужден рано или поздно пересматривать свою внутреннюю и внешнюю политику. Одним из удачных решений «постпандемического периода» для Азербайджана было бы присоединение к ЕАЭС. Основные выгоды азербайджанской экономики - значительное увеличение «реги-

онального» экспорта и импорта. Интеграция в Евразийский экономический союз откроет обширные и близко расположенных рынки близлежащих стран и не только, ведь ЕАЭС имеет в своем пакете договоры о свободной торговле с такими странами, как Сингапур, Вьетнам, Сербия и Иран. Предположительно к 2025 г., а возможно и ранее, к ним должны присоединиться Израиль, Индия и Египет. Членство в ЕАЭС позволило бы Азербайджану получить выход на эти рынки и в разы увеличило бы экспорт. Еще один важный аспект, который может повлиять на ситуацию и ускорить вступление Азербайджана в ЕАЭС, - это логистические проекты в регионе. Баку уже участвует в проекте «Север-Юг», который свяжет Индию и ЕАЭС. Также необходимо отметить, что на пятнадцатом собрании Комиссии по Торгово-промышленному сотрудничеству России и Ирана при участии Азербайджана принято ключевое логистическое решение по объединению железнодорожных путей между странами. Последний аспект, подталкивающий Азербайджан к вступлению в ЕАЭС, сейчас не слишком актуален, но в мире «после пандемии» снова вернет себе большое значение -это единый рынок труда, ведь граждане государств - членов ЕАЭС имеют права свободно работать и пользоваться одинаковыми трудовыми правами на всей территории Союза.

Таким образом, имеется большое количество экономических предпосылок вступления Азербайджана в ЕАЭС, но зачастую бывает так, что одних экономических преференций мало и необходима политическая воля, а также дружеские и деловые отношения между странами и шаги навстречу друг другу. Иначе момент может быть упущен, и в «новом мире» после пандемии Азербайджан выберет другую дорогу и векторы развития.

Несмотря на экономические проблемы и тяжесть пандемии, времена кризиса и глобальных потрясений - зачастую времена воз-

можностей, когда активные действия и верные решения могут принести как экономические, так и политические плоды.

10 апреля по инициативе президента республики Азербайджан Ильхама Алиева, выступившего от лица председателя Совета сотрудничества Тюркоязычных государств, был созван саммит Тюркского совета, посвященный теме коронавируса и борьбы с ним. На нем президент сразу же четко отметил роль и усилия Азербайджана по борьбе с COVID-19, а также подчеркнул активную работу и лидерскую роль страны-председателя, ставящей свою задачу повышение авторитета организации в мире и укрепления сотрудничества. Представительство саммита было на самом высоком уровне: выступили генеральный директор ВОЗ, президенты Казахстана, Кыргызстана, Турции, Узбекистана, Туркменистана, премьер-министр Венгрии. Уже четвертого мая, опять же по инициативе президента республики Азербайджан, выступавшего в этот раз уже от лица председателя Движения неприсоединения, состоялся еще один онлайн-сам-мит - «Мы вместе против COVID-19», в котором приняли участие президент 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Генеральный секретарь ООН, Генеральный директор ВОЗ, Председатель Комиссии Африканского союза, Верховный представитель Европейского Союза, а также выступили главы государств более 40 стран. Помимо непосредственной организации, президентом Азербайджана было выдвинуто предложение о проведении специальной сессии, посредством видеоконференции - Генеральной Ассамблеи на уровне глав государств и правительств, посвященной борьбе с пандемией.

Таким образом, можно видеть активную внешнюю политику Азербайджана в рамках борьбы с пандемией и усиление влияния Республики в Среднеазиатском регионе и на мировой арене. Активное сотрудничество с ООН,

признание своих заслуг и активное включение в мировые политические процессы на фоне пассивных действий многих других стран, отодвинувших внешнеполитические вопросы на второй план политической повестки дня, позволяют с большой долей уверенности утверждать, что Азербайджан имеет все шансы стать одной из ведущих стран Среднеазиатского региона и будет претендовать в нем на главенствующую роль, проводя активную внешнюю политику.

Необходимо отметить, что внешняя политика Азербайджана всецело поддерживается ее ключевым и стратегическим партнером в регионе - Турцией. Турция уже давно стремится стать «четвертой артерией» Евросоюза и делает все возможное для транспортировки каспийской нефти в Европу в обход Российской Федерации. Азербайджан - один из крупнейших рынков сбыта турецких товаров. Турция является важнейшим партнером Азербайджана в военной сфере - еще в 2003 г. правительства договорились о подготовке кадров, материальной и технической помощи. Вооруженные силы Турецкой Республики активно сотрудничают с Национальной армией Азербайджана, а турецкие инструкторы вот уже многие годы обучают азербайджанских военных на границе с Нагорным Карабахом. Турция активно проводит политику пантюркизма на постсоветском пространстве. США поддерживали Турцию, желая использовать «турецкий щит» против иранского и исламского фундаментализма. Но сейчас, ввиду пандемии и частичного ухода крупных игроков, в частности США, из региона, Турция получает возможность сосредоточить в своих руках большую полноту власти и влияния, где «азербайджанская карта» будет играть одну из основных ролей. В данный момент как в Турции, так и в Азербайджане, наряду с пантюркизмом, начинают процветать идеи «неоосманизма» - концепции возвращения к великому османскому прошлому:

«два государства - один народ». В Азербайджане Турция считается братским государством с почти идентичной культурой и ценностями -они с Азербайджаном имеют общие этнические корни, между ними существуют прочные экономические и политические связи.

Все это вместе на фоне «постпандемического» периода может привести к созданию нового серьезного тандема в Среднеазиатском регионе, имеющего крупный экономический потенциал и серьезное политическое влияние.

Одной из ключевых проблем Азербайджана и всего региона в целом продолжает оставаться вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе между Арменией и Азербайджаном. Несмотря на пандемию вооруженные столкновения на границе продолжаются - то одна то другая сторона конфликта заявляет об обстрелах своей территории. Есть надежда, что

Республика Армения

Несмотря на постепенные послабления, связанные с преодолением пандемии СОУЮ-19, ее влияние на жизнь стран мира и СНГ нисколько не ослабевает. Мировая экономика вступает в период глубокой рецессии и замедления развития. На этом фоне страдает не только экономическая, но и накаляется политическая сфера жизни стран, пострадавших от пандемии. Одной из стран, по которой пандемия ударила наиболее сильно, стала Армения. По прогнозу ЦБ Армянской Республики, в конце прошлого года экономический рост страны на 2020 г. должен был составить 5,3%. Правительство заложило в государственный бюджет несколько меньший процент, но никто не мог предположить, что уже во II квартале 2020 г. ЦБ Армении скорректирует эту цифру до 0,7-0,5%. Таким образом, экономический рост Республики на ближайший год, а возможно и дольше, замедлится более чем в семь раз.

постоянные перестрелки, перешедшие в хроническую фазу после эскалации конфликта в 2016 г., на фоне продолжающейся пандемии и общего экономического спада сойдут на нет, но также существуют опасения, что в результате сложной внутриполитической ситуации внутри Азербайджана и Армении определенные силы в этих странах решат разыграть «военную карту», стремясь отвлечь внимание населения от социальных проблем,что, наоборот, усилит конфронтацию и может привести к катастрофическим последствиям в регионе.

Самый лучший выход из данной ситуации -силами России и СНГ стимулировать Баку и Ереван заключить хотя бы временное мирное соглашение в зоне конфликта и переориентировать усилия конфликтующих сторон на организацию совместной борьбы с коронавиру-сом под эгидой Содружества Независимых Государств.

Еще более безрадостный прогноз дает международное рейтинговое агентство Fitch Ratings, по расчетам которого прогноз по долгосрочным рейтингам дефолта эмитента Республики был изменен со стабильного на негативный. Влияние пандемии особенно негативно отражается на экономической жизни Армении из-за ее зависимости от сырьевых товаров, которые составляют большую часть экспорта, остановки работы туристической сферы, во многом являющейся основной экономики Армении в последние годы, а также экономических проблем в России, с которой Армения тесно связана экономически - это в первую очередь прямые денежные переводы, торговля и инвестиции.

Если говорить об экспортной составляющей армянской экономики, то здесь тоже множество проблем, которые будут только усиливаться в «постпандемический» период. Клю-

чевыми для Армении товаром экспорта всегда оставалась медь, которая уже к концу марта стала торговаться на Лондонской бирже ниже 5 тыс. долл. США за тонну, таким образом, за неполный месяц обесценился товар, обеспечивавший до трети всего экспорта Республики, что в свою очередь привело к проблемам в горнодобывающем комплексе Армении. Ухудшение положения в системообразующих для страны предприятиях, которые обеспечивали стране высокие показатели экспорта и налоговые поступления в бюджет, может привести к далекоидущим негативным последствиям и вызвать не только экономический спад, но и социальный взрыв в Республике.

Также стоит отметить, что во многом экономика Армении зависит от экономического состояния в России, и ухудшения в российской экономике также скажутся и на Армении. Ожидается, что практически полностью сократятся денежные переводы физических лиц и организаций в Армению, что в первую очередь будет связано с непосредственным замедлением темпов роста российской экономики, и по сути девальвации рубля ввиду низких цен на энергоносители. Но еще одной немаловажной причиной являются проблемы, связанные с трудовой миграцией. Даже в условиях «постпандемии» прогнозируется снижение частных трансферов из-за дополнительных мер биологической безопасности, что в свою очередь приведет к тому, что, по разным оценкам, более 200 тыс. армянских граждан, планировавших отправиться в Россию на заработки, не смогут этого сделать, так как обычный цикл трудовой миграции ограничен рамками март-ноябрь. Их желание выехать на работу в Россию прежде всего связано с тем, что в Армении сохраняется достаточно высокий уровень безработицы и для обеспечения своих семей многим работникам удобнее выехать на работу в Россию. Однако сложившаяся ситуация может привести к еще большему росту уров-

ня безработицы, а доходы населения упадут, и все это может привести к нарастанию социальной напряженности в стране.

Сложная экономическая ситуация в Армении, нарастание социальной напряженности - все это требует серьезных политических решений и денежных вливаний, которых у Республики сейчас нет, в связи с чем ей придется искать заемные средства. Это во многом переводит рассматриваемую проблему из чисто экономической в политико-экономическую, поскольку, как известно, международные кредиты нужно отдавать или платить за них полной или частичной потерей политического влияния или даже суверенитета.

В конце апреля 2020 г. постоянный представитель МВФ в Армении заявила о том, что Республика может получить от Международного валютного фонда до 420 млн долл. США заемных средств. Предварительное соглашение о кредитном транше в 248 млн, достигнутое ранее, совет МВФ рассмотрит уже в мае. Эти деньги правительство Армении планирует использовать для покрытия дефицита бюджета и снятия напряженности в стране. Изначально правительство не планировало брать кредит, но ввиду низких налоговых поступлений оно, по его словам, вынуждено это сделать, чтобы не сокращать жизненно важные бюджетные расходы. Кредиты берутся по ставке немного ниже рыночной, сроком от 3,5 до 5 лет, по плану кредиты начнут возвращаться по мере восстановления экономики. В этой ситуации вызывает опасение, что, по прогнозам, экономический спад «посткороновирус-ного» периода не закончится в этом году, а будет продолжаться, по самым скромным подсчетам, минимум до 2024 г., в связи с чем у Республики Армения могут возникнуть проблемы с возвратом кредита МВФ, что способно привести к постепенному сползанию Армении в долговую яму МВФ, в которой уже находится множество стран, таких, например, как Укра-

ина, которые, не имея возможности оплатить кредиты деньгами, оплачивают их своим суверенитетом. Этот постепенный процесс вызывает опасения и в недалеком будущем может привести к выходу Армении из вектора общего развития стран Содружества.

Еще одной определяющей проблемой Армении и всего региона является военное противостояние между нею и Азербайджаном из-за территорий Нагорного Карабаха. Этот постоянно идущий и незатухающий конфликт требует скорейшей деэскалации. Россия принимает участие в процессе, стараясь склонить стороны к заключению перемирия и переходу к активным действиям по демилитаризации этого вопроса. В конце апреля МИД России в лице Сергея Лаврова заявил, что стороны ведут обсуждения по урегулированию карабахского вопроса на основании документов, подразумевающих поэтапный подход. Вслед за чем последовало резкое заявление руководителя внешнеполитического ведомства Армении Зограба Мнацаканяна, который заявил, что армянская сторона не пойдет ни на одно решение, которое поставит под угрозу безопасность населения Арцаха. По его словам, такие подходы (поэтапное решение -ред.) были приняты и в 2014, 2016 гг., но они неприемлемы для армянской стороны. А уже 5 мая премьер-министр республики Никол Па-шинян заявил с трибуны парламента, что Ар-

Республика Беларусь

Один из наиболее тяжелых ударов пандемии СОУШ-19 приняла на себя Республика Беларусь. В первую очередь - из-за особенностей подхода властей к вопросам эпидемиологической безопасности, что, конечно же, повлечет за собой серьезные последствия в «постпандемический» период. Перед руководством страны накануне очередных президентских выборов стоит нелегкая и во многом

мения больше не намерена мириться со статусом «третьесортной страны» и будет позиционировать себя как государство, с чьим мнением должны считаться. По его словам, правительство с уважением относится к своим иностранным партнерам и требует аналогичного отношения с их стороны. Одновременно премьер указал на определенные риски, исходящие из озвученной позиции, однако, по его заверению, он и его команда уже сделали выбор и в дальнейшем будут руководствоваться именно этим принципом.

В связи с чем министр обороны Азербайджана Закир Гасанов на встрече с руководством вооруженных сил страны заявил: вероятность возобновления военных действий резко возросла, что «обусловлено провокационными действиями армянской стороны». Он поручил усилить разведку всех видов на передовой. Таким образом, имеются опасные тенденции, проявляющиеся в Армении: кредит МВФ, агрессивная риторика, пассивная, а местами и открытая эскалация конфликта в Нагорном Карабахе, развязывающая руки Азербайджану, который оправдывает наращивание своего военного потенциала в регионе защитой своих интересов от Армении. Все это на фоне затяжного экономического кризиса вызывает ощутимые опасения и требует непосредственного дипломатического участия органов Содружества.

взаимоисключающая задача - обезопасить граждан страны от болезни, предотвратив эпидемию, и не дать разрушиться белорусской экономике, уже вошедшей в пандемический кризис не в лучшем своем состоянии.

Высшее политическое руководство Республики делает ставку в первую очередь на сохранение экономических показателей. Руководство страны приняло решение не закры-

вать границы, несмотря на пандемию корона-вируса. Президент страны Александр Лукашенко выступил против массового перевода работников организаций и предприятий на удаленную работу, а также против продления школьных каникул. Глава государства также выступил против переноса всебелорусского республиканского субботника и парада Победы. Еще одно громкое заявление президента касалось государственной финансовой помощи бизнесу: президент заявил, что государство не намерено оказывать ему какую-либо поддержку. Также стоит отметить воззрения руководителя страны на пандемию как на общую проблему, где он высказывает свое мнение о том, что коронавирус становится политикой, и страны, которые сильно пострадали от него (по мнению президента - в отличие от РБ), пытаются каким-либо способом нанести вред Республике, в которой удалось сохранить, по мнению президента, систему и готовность противостояния пандемии.

По словам главного санитарного врача Беларуси от 19 апреля, ситуация с «эпидемией» в стране «управляемая», и, по ее мнению, заболеваемость начнет падать через три-четыре недели, однако уже в десятых числах апреля отмечается положительная динамика числа заболевших. Также власти не предоставляют средствам массовой информации статистику по заболеваемости и смертности от коронави-руса в разбивке по городам и регионам.

Данные политические решения могут осложнить и замедлить выход Белоруссии из пандемии и в долгосрочной перспективе «постпандемического» мира ослабить ее экономические показатели, а также дестабилизировать политическую обстановку в стране, что уже начинает происходить.

Отрицание опасности пандемии для Беларуси, в то время когда весь мир борется с ней, негативно повлияло на имидж властей и позволило оппозиционным силам сделать из

COVID-19 удобный повод для нападок на руководство страны и призывов к его смене. Также правительство Беларуси поставило себя в неудобную политическую ситуацию, сделав массу громких заявлений в начале пандемии, в дальнейшем не оправдавшихся. Данная ситуация привела к тому, что для оправдания своих действий руководству страны пришлось искать различных внешних «врагов», среди которых, как это ни странно, была определена Россия. С этого момента наблюдается активная антироссийская риторика (похожая на истерию) белорусских СМИ и представителей власти. Прежде всего - заявление главы МИД Беларуси, в котором он ставит под сомнение сам факт какой-либо российской помощи в борьбе с коро-навирусом и, по сути, объявляет руководителя кремлевской пресс-службы Дмитрия Пескова (который рассказывал об адресной помощи Республике со стороны России) распространителем ложной информации. Слова главы МИД Белоруссии были опровергнуты с предоставлением всех доказательств сначала послом России в Белоруссии, а затем и официальным представителем МИД России. Следующим шагом информационной войны, развязанной Белоруссией, становится критика поставленных из России тестов на коронавирус за их якобы низкое качество. В государственных СМИ на крупнейших телеканалах «Беларусь-1», ОНТ и других началось открытое противостояние Москве, основная идея которого заключалось в том, что угроза эпидемии - это «выдумки Кремля», который пытается под этим предлогом лишить Белоруссию суверенитета, однако на этом все не закончилось. 17 апреля президент Белоруссии подверг критике российские тесты на коронавирус, ранее переданные Белоруссии бесплатно в качестве гуманитарной помощи: «тесты - ни к черту», были и другие заявления белорусской стороны, которые вызывают недоумение. Например, слова о том, что медицинская эпидемиологическая систе-

ма во всех постсоветских странах, кроме Белоруссии, была разрушена. Продолжая критиковать Россию, президент Белоруссии заявил, что инфекционные больницы в России уничтожены, а специалисты разъехались. Также он допускал прочие не отвечающие принципам дипломатии и союзнических отношений высказывания.

Антироссийская истерия продолжилась в начале мая: так, съемочная группа Первого канала российского телевидения под предлогом, что Первый канал якобы распространяет «фейки» о Белоруссии, была лишена аккредитации МИД Белоруссии и ей было запрещено освещать события, происходящие в другой части Союзного государства.

Это не первые негативные высказывания руководства Белоруссии в адрес России. Еще в прошлом году лидер Республики сделал заявление, назвав Отечественные войны (1812 и 1941-1945 гг.) «не нашими», таким образом, особенно памятуя о проведении в Минске Парада Победы, победы - «наши», а войны - нет. Еще один замечательный во всех отношениях пример - история дискриминации граждан Белоруссии, участвующих в ежегодной международной акции - шествии «Бессмертного полка». После запретов и ограничений в Минске координаторы попытались зарегистрировать одноименную общественную организацию, однако министерство юстиции Белоруссии годами этому препятствует.

На фоне происходящего в российско-белорусских отношениях особенно значимо начинают выглядеть события, происходившие параллельно вышеописанному, а именно: назначение в Республику Беларусь впервые с 2008 г. вместо поверенного в делах полноценного посла Соединенных Штатов Америки; рассмотрение и частичное одобрение МВФ кредита Белоруссии; заявления Евросоюза о готовности финансовой поддержки здравоохранения Беларуси.

Роль посла в Белоруссии президент США отводит Джули Фишер - заместителю помощника госсекретаря по делам Западной Европы и ЕС. Можно предположить, что такие активные действия Вашингтона по налаживанию именно в данный момент дружеских отношений с Белоруссией ставят перед собой далеко идущие цели.

Можно предположить, что прежде всего это будут попытки оттянуть Минск от ориентации на российские интеграционные проекты и эксплуатация объективных разногласий в российско-белорусских отношениях, например, разных пониманий Москвой и Минском понятий «интеграция» и «суверенитет». Эти разногласия в ближайшее время преодолеть не удастся, и американцы постараются сыграть на недовольстве президента Беларуси действиями Москвы, обратить его внимание на альтернативные российским интеграционные проекты - например, балточерноморские. В дальней перспективе могут быть проекты переориентации республики от сотрудничества с Россией на сотрудничество с Прибалтикой, Польшей и Брюсселем, в результате чего вокруг России по ее западной границе окончательно замкнется «санитарный» кордон из ан-тироссийски настроенных государств.

Что касается заемных средств, Беларусь согласно заявленным ранее условиям может претендовать на финансирование от Международного валютного фонда на общую сумму в 900 млн долл. США. При этом в Минске заинтересованы в получении кредита на 1 млрд млн долл. США от Европейского банка реконструкции и развития, чтобы оказать поддержку наиболее пострадавшим секторам экономики. Всемирный банк в свою очередь выделит 90 млн евро, которые будут направлены на приобретение медицинского оборудования и техники. Ведутся консультации с Европейским инвестиционным банком о выделении займа на 50 млн евро на медицинские цели.

Антироссийская риторика, западноевропейские кредиты и слабость белорусской экономики, непростая политическая ситуация, связанная с предвыборным годом, - все это в «постпандемический» период вызывает край-

Республика Казахстан

Мировая эпидемия коронавируса не обошла стороной и Казахстан. Хотя, по заявлению главы государства, чрезвычайное положение должно быть отменено 11 мая, базовые меры карантинного режима при этом сохраняются, и последствия пандемии в Казахстане будут сказываться еще как минимум несколько лет.

Экономика Казахстана сильно пострадала от пандемии: на непосредственную борьбу с коронавирусом правительство Казахстана трижды выделяло деньги, общим объемом более 23 млрд тенге. Параметры республиканского бюджета на апрель-декабрь 2020 г. были определены с учетом средней цены на нефть на уровне 20 долл. США за баррель. Однако ввиду стремительного падения цен впервые в истории они достигают отрицательных показателей. Несмотря на усилия по диверсификации экономики Казахстана, ключевым сектором в ней всегда оставался нефтяной, обеспечивающий примерно 15% ВВП, более половины объема экспорта и более 40% доходов правительства страны, что негативно сказалось на общей экономической ситуации в Казахстане. По прогнозам, рост ВВП в реальном выражении составит не более 2,9% против запланированных 4,5%.

Но все же, по мнению экспертного сообщества, в ближайшие 2-3 года дефолта в Казахстане быть не может. Об этом говорят и международные рейтинговые агентства. Необходимо отметить, что национальный фонд Казахстана - это в первую очередь вложение в американские ценные бумаги и облигации, которые и должны обеспечить благосостоя-

ние опасения за судьбу Союзного государства, членства Беларуси в СНГ и ЕАЭС и требует активных шагов со стороны России и Содружества для стабилизации ситуации.

ние Казахстана в «постпандемический» период. Такая «подушка безопасности» - хорошее экономическое подспорье для страны, которое, впрочем, несет и определенные риски, связанные с попаданием Казахстана под еще более серьезное влияние США, поскольку последние имеют возможность под определенными предлогами частично или полностью заморозить казахские активы (такие прецеденты со стороны США уже имели место быть по отношению к другим странам).

За последние 20 лет Соединенные Штаты предоставили Казахстану помощь в размере 2 млрд долл. и собираются в ближайшее время помочь Казахстану новыми вливаниями. Помимо уже перечисленных в этом году ранее, Республика планирует получить через Агентство США по международному развитию 348 млн тенге. Активные финансовые взаимоотношения США и Казахстана, а также зависимость Казахской экономики от американских ценных бумаг вызывают определенные опасения относительно политической направленности внешней политики страны в «постпандемический» период и требуют к себе особого внимания.

Экономические проблемы Казахстана тесно связаны и с проблемами социального характера. Падение нефтяных индексов уже по сути привело к девальвации национальной валюты, росту цен, увеличению инфляции, стагнации многих секторов экономики и росту безработицы. Коронавирус лишь увеличил кумулятивный кризисный эффект. По мнению казахских экспертов, большинство населе-

ния Казахстана традиционно не имеет сбережений, а следовательно, запаса прочности на черный день. Это значит, что после эпидемии, при сохранении высокого уровня безработицы и медленного восстановления экономики, многим придется снова влезать в долги и брать кредиты, чтобы просто прокормить свои семьи. Таким образом, после коронави-руса появятся новые бедные из числа тех, кто когда-то входил в средний класс или не успел в него войти, упав на социальную ступень ниже, как это было со многими после финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., что в свою очередь может сильно дестабилизировать ситуацию в стране и регионе в целом.

На фоне экономических и социальных проблем в Казахстане разворачиваются крупные политические перестановки в высших эшелонах власти, которые могут как способствовать решению нарастающих в Казахстане проблем, так и наоборот, ввергнуть его в затяжной политический кризис, вызванный противостоянием и борьбой группировок за сохранение власти в своих руках.

Указом президента были прекращены полномочия депутата сената Дариги Назарбае-

Республика Киргизия

Пандемия коронавируса так или иначе затронула практически все страны мира. Прогнозы по развитию экономики Кыргызстана в кризисных условиях неутешительны. Ждать ее быстрого восстановления не приходится. В силу последних событий, которые произошли в мире, а именно снижение цены на нефть и, как следствие, обвал российского рубля, закрытие границ в связи с пандемией коронавируса, экономика Кыргызстана испытывает сильнейшее давление.

По словам премьер-министра Киргизской Республики, ориентировочный ущерб от коронавируса должен составить примерно 450 млн

вой, старшей дочери первого президента Республики Нурсултана Назарбаева. 4 мая депутатом верхней палаты назначен бывший замглавы Администрации президента Маулен Ашимбаев, в этот же день он был избран спикером сената. На место Ашимбаева назначен министр информации и общественного развития Даурен Абаев, а на освободившийся пост главы Мининформа - помощник президента Аида Балаева.

По мнению российских и казахских экспертов, возможно, это - продолжение процессов, начатых еще предыдущим президентом Казахстана, направленное обновление политической элиты в верхних эшелонах власти, но также существует точка зрения, что происходящее является предпосылкой крупного конфликта в верхах казахской власти, связанного прежде всего с нарастающей напряженностью в стране, проблемами коронавируса и низких цен на нефть. Ситуация далека от разрешения и на данный момент сложно прогнозируема, но странам содружества необходимо обратить внимание на внутренние конфликты в управленческих рядах Казахстана и их тесные связи с представителями США.

долл. США, а прогнозирование роста ВВП планируется на уровне менее 2%. Киргизская национальная валюта - сом - сейчас особенно уязвима по отношению к внешним факторам. Это обусловлено тем, что национальную валюту поддерживают в первую очередь выручка от несырьевого экспорта, от продажи золота и поступления от мигрантов, которые живут в России, странах СНГ и дальнего зарубежья, и со всеми этими источниками поддержки в данный момент существуют серьезные проблемы.

Несырьевой экспорт для Киргизии - это прежде всего текстильная промышленность,

которая находится сейчас в наиболее уязвимом положении. Местные производители одежды закупают большие партии тканей и фурнитуры в Китае, а сегодня работают на сырье, которое поступило в Республику в конце прошлого года. С середины января 2020 г. поставки из Поднебесной либо кратно сократились, либо прекратились вообще. С продажей золота в «постпандемический» период тоже прогнозируют серьезные проблемы - по оценкам экспертов, в ближайшие годы объемы выпуска золота на государственном предприятии будут постепенно снижаться, а учитывая значимость золотодобывающего сектора для экономики, именно его производственные результаты будут во многом определять динамику роста ВВП страны.

В 2020 г. уменьшится также объем денежных переводов в Киргизскую республику от мигрантов и приток прямых инвестиций. В 2019 г. киргизы, работающие за рубежом, отправили на родину почти 2,4 млрд долл. США. В этом же году ожидается, что страна получит лишь половину этой суммы. Помимо этого, в прошлом году Кыргызстан получил 876 млн долл. США в виде прямых инвестиций из-за рубежа, но в 2020 г. страна может недополучить треть этого объема.

Еще одной крупной проблемой для Кыргызстана станет повышение региональных цен на пшеницу, обусловленное ее низким урожаем в Казахстане в 2019 г. Этот фактор поддержит инфляционный фон в Кыргызстане как минимум до середины второй половины 2020 г. Дополнительный вклад внесут рост мировых цен на сахар и растительное масло, а также повышение акцизов в начале этого года в рамках среднесрочного плана стран ЕАЭС по гармонизации акцизной политики в отношении табачных изделий. Рас-

ходы государственного бюджета Киргизии в этом году были утверждены на уровне почти 172 млрд сомов. Из них 45 млрд сомов планировалось направить на государственный сектор и 90 млрд сомов - на социальную сферу. Если говорить более открыто, то большая часть средств бюджета была предназначена на выплату заработных плат, пенсий и пособий. Недавно Международный валютный фонд (МВФ) предоставил Кыргызстану кредит в 120 млн долларов. Из них 70% суммы дается на пять лет, а оставшаяся часть в 30% - на 10 лет. По мнению экспертов, если в 2020 г. будет собрано недостаточно таможенных и налоговых отчислений, Кыргызстану придется пересмотреть расходы бюджета, урезать не приоритетные статьи, оставив лишь самое необходимое. Но и в этом случае, скорее всего, Республике не хватит средств и ей придется снова обращаться к заемным кредитам международных финансовых организаций или же к финансовой помощи России и Китая, в зависимости от выгодного для Республики предложения, ведь крупный кредит под заниженный процент подразумевает во многом политическую зависимость страны.

Но, пожалуй, главной проблемой Кыргызстана «постандемического» периода может стать безработица. По словам премьер-министра Кыргызстана, уже свыше миллиона граждан Киргизии остались временно без работы, и эта цифра не уменьшается. Постепенное смягчение режима ЧС в Киргизии должно немного сбавить накал проблемы, но длительное закрытие границ с сопредельными странами, отсутствие рабочих мест и низкая заработная плата могут привести к возрастанию социальной напряженности в стране, а также активизации деятельности пособников исламского фундаментализма.

Республика Молдова

Как и множество стран мира, в этом году экономику Молдовы ждет резкий спад. По оценкам экспертов, если распространение пандемии остановится к середине 2020 г., а во второй половине года будет отмечен определенный экономический рост, то основной сценарий для Республики: спад ВВП составит 3,1% к концу года. И это оптимистичный вариант. При худшем раскладе падение может быть больше - до 5,2%.

Вынужденные меры самоизоляции, введенные в Республике, окажут негативное воздействие в первую очередь на располагаемые доходы населения. Это объясняется снижением зарплат из-за сокращения экономической деятельности и спада денежных переводов из других стран. Снизится потребление со стороны населения. По оценкам специалистов Всемирного банка, в 2020 г. примерно на 15% упадет и уровень инвестиций. Экспорт тоже окажется в минусе, так как снизилось потребление на внешних рынках, есть проблемы с импортом сырья.

Более продолжительный простой экономической деятельности - до августа 2020 г. -приведет, по оценкам специалистов Всемирного банка, к спаду на 5,2% - самому большому с 2009 г. Эксперты подчеркивают, что более слабый рост еще больше ограничит государственные финансы, которые уже сталкиваются высокими потребностями в финансировании - порядка 15% ВВП. Рост числа мигрантов, возвращающихся в страну, высокие потребности в социальных расходах и высокий уровень безработицы могут еще больше ужесточить условия на рынке труда и создать дополнительное финансовое давление и социальную напряженность. По подсчетам экспертов, чтобы справиться с кризисом и закрыть финансовую брешь, Молдове необходимо как минимум 500 млн долл. США. Дефицит бюдже-

та Молдовы на 2020 г. уже составляет почти 16 млрд леев.

Помимо пандемии, экономического кризиса и социальной напряженности, вызванной вышеперечисленными факторами, Молдова подвергается еще и проблемам климатического характера. В Центральных и южных районах страны складывается тяжелая ситуация в сельскохозяйственном секторе: ливни с градом после ранних заморозков и в условиях гидрологической засухи практически уничтожили посевную, большую часть возделываемых площадей придется засевать заново, также повреждены коммуникации в сельскохозяйственных районах и техническое оснащение. Данная ситуация, если не принять достаточных мер, имеет все шансы спровоцировать возникновение в Молдове продовольственного кризиса.

На фоне тяжелой экономической, социальной, эпидемиологической ситуации и погодных условий в республике Молдова разгорается политический кризис, связанный с 200-миллионным кредитом, выданным Российской Федерацией.

17 апреля Россия и Молдавия подписали кредитное соглашение о предоставлении Кишиневу финансового займа на 200 млн евро. Первый транш в размере 100 млн должен был поступить не позднее 30 дней с даты ратификации соглашения. Вторая половина, по условиям документа, будет перечислена до 31 октября этого года.

Тем временем достигнутая договоренность спровоцировала напряженные дискуссии среди молдавских политиков, несмотря на весьма скромные по международным меркам объемы кредита. Поводов для критики оппозиция сгенерировала немало. Основные опасения у нее вызвали условия финансовой помощи -это и процентная ставка, и вероятность рас-

пределения ресурсов между аффилированным с нынешней властью бизнесом, и необоснованные государственные гарантии, и отсутствие полномочий у посла Андрея Негуцы на подписание соглашения и т.д.

Конечно же, столь нервная реакция про-европейской оппозиции не могла возникнуть на ровном месте, и вряд ли она всерьез связана именно с условиями кредитования. Скорее всего, это был лишь повод, чтобы осложнить или, куда лучше, сорвать ратификацию соглашения. Подлинные причины такого противодействия находятся гораздо глубже и напрямую связаны с интересами внешних кураторов. Убедительным свидетельством этому является форсированное решение Ев-рокомиссии также предоставить Молдавии 100 млн евро кредита через несколько дней после заключения финансовой сделки между Москвой и Кишиневом. В Брюсселе и Вашингтоне не могли не заметить финансово-гуманитарную интервенцию Москвы и Пекина на молдавском направлении. Наглядная картина разгрузки авиатранспортного борта в присутствии российского и китайского послов, по всей видимости, заставила западных партнеров Молдавии скорректировать тактику своих действий. Поэтому в ближайшее время можно ожидать появления новых решений, призванных уравновесить, скажем так, «восточное дуновение» в регионы, где у США и ЕС есть свои стратегические интересы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Западным игрокам в действительности есть чего опасаться, поскольку поиск новых ниш для посткризисного инвестирования будет проходить в том числе и на постсоветском пространстве. В этом плане активное проникновение финансовых ресурсов Поднебесной при соответствующей военно-политической протекции со стороны Москвы может стать основой для взаимовыгодного сотрудничества и укрепления позиций российско-китайского тандема на пространстве СНГ. Последо-

вательная привязка к кредитным капиталам с востока, к евразийским рынкам и проектам будет создавать неминуемые обстоятельства для внешнеполитического разворота Кишинева и постепенного отказа от исполнения Соглашения об ассоциации с ЕС, являющегося в настоящее время базовой основой для развития страны.

Тем не менее, кредитное соглашение все же смогло пройти процедуры ратификации в парламенте, но 23 апреля Конституционный суд приостановил процедуру вступления в силу закона о ратификации соглашения с Россией, которое ранее одобрил парламент Молдовы. Судьи Конституционного суда Молдавии, напомним, проголосовали 23 апреля за смещение с поста председателя КС Владимира Цуркана - бывшего депутата-социалиста, близкого к президенту Игорю Додону. Вместо Цуркана на пост председателя Конституционного суда большинством голосов судей выбрали Домнику Маноле, в свое время выдвинутую в судьи КС нынешней молдавской оппозицией, когда она была в коалиции с социалистами.

Все вместе это может спровоцировать острый экономический и политический кризис в стране. Президент Молдавии уже заявил о том, что оппозиция блокирует соглашение Россией о кредите в 200 млн евро, чтобы спровоцировать финансовый кризис и революцию. По словам главы государства, оппозиция надеется, что если у властей не будет денег для выплаты зарплат и пенсий, она сможет организовать протесты, устроить революцию и вернуться к власти. При этом президент Додон заявил, что если соглашение о кредите отменят, то уже в мае в Молдавии не смогут выплачивать зарплаты бюджетникам и пенсии. Интересно, что сам «заказчик» данных политических перестановок, которым является посольство США в Молдове, даже не думает скрывать что-либо или скрываться. Посол США в Молдове Дерек Хоган на встрече с Иго-

рем Додоном подчеркнул, что «любая помощь должна соответствовать защите суверенитета Республики Молдова».

Еще одним проблемным очагом в Молдавии являются взаимоотношения с Приднестровьем. Молдавия пытается, воспользовавшись условиями пандемии, оказывать давление на Тирасполь в рамках достижения в перспективе своих целей по «реинтеграции» Приднестровья. Кишинев держит Приднестровскую Молдавскую Республику в гуманитарной блокаде, задерживая поставки лекарств и медоборудования, не желает содействовать открытию лаборатории для проведения тестов на коронавирус и настаивает на том, что вся гуманитарная помощь на территорию Приднестровья должна попадать исключительно через Молдавию. При этом Тирасполь стал неожиданно проявлять изрядную самостоятельность, ограничивая передвижение и устанавливая без какого-либо

Российская Федерация

Мировые и российские финансовые институты считают, что по итогам 2020 г. спад экономики Российской Федерации неизбежен. ЦБ оценил падение экономики России в 2020 г. в 4-6%. Самый значительный вклад в это внесет обвал экспорта. Большинство прогнозов экономистов по России сходится на том, что ВВП России сократится на 5,5% в 2020 г. Хотя, например, эксперты РАНХиГС уверены, что речь идет о 7%, а то и 12% при разных сценариях. Председатель Счетной Палаты Алексей Кудрин допускает снижение темпов роста экономики на 6-8% по итогам года.

Сейчас объем бюджетных мер для борьбы с коронавирусом и его последствиями в России составляет примерно 2,8% ВВП. По сравнению с другими странами это в разы меньше: США закладывают 10% ВВП, в Германии - 37% ВВП, а в Италии, например, - 20%.

согласования с Кишиневом десятки постов. Дошло до того, что граждане правобережной Молдавии стали фактически иностранцами на левом берегу, и въезд в регион им попросту запрещен. У многих наблюдателей сложилось мнение, что Тирасполь окончательно перестал считаться с мнением Кишинева и начал открыто демонстрировать, что власти Молдавии не имеют отношения к администрированию ситуации на левом берегу Днестра.

Складывается впечатление, что в сложных эпидемиологических условиях каждая из сторон увидела для себя уникальную возможность: Кишинев - модель реинтеграции региона, Тирасполь - шанс для укрепления своих территориальных контуров, а также активной «суверенизации» региона. Все эти движения в момент, казалось бы, требующий общей консолидации, создают на просторах Содружества еще один очаг нестабильности, требующий скорейшего дипломатического урегулирования.

28 апреля глава государства поручил готовить новый пакет мер поддержки, и, что более важно - национальный план развития экономики. При этом президент рассказал о новой реальности, которая складывается в мире, и потребовал обеспечить долгосрочные структурные изменения, чтобы российская экономика была готова к этой новой реальности. По мнению большинства экономистов, именно от содержания третьего пакета и плана развития будут во многом зависеть успехи или неудачи «постпандемического» периода российской экономики.

После того как карантин пройдет, возникнет отложенный спрос. Это позволит, по мнению экономистов, получить рост экономики на 3-4%, а по итогам года 2-3% роста ВВП.

Учитывая, что кризис создаст некую новую экономическую реальность, сам переход-

ный период может продлиться несколько лет. В связи с этим важны не только правильные траты, но и поддержание резервов. Актуален баланс между двумя главными направлениями: активными тратами на развитие и поддержку экономики и резервированием.

Помимо собственно новой экономической реальности «постпандемического» периода нас ждет и другая, связанная с глобальными социально-политическими изменениями в мире, о которой говорил наш президент. В текущих условиях, когда наша страна сталкивается сразу с целым рядом новых вызовов, сложившаяся в мире ситуация стала напрямую угрожать национальным интересам и безопасности, но в то же время и предоставлять новые возможности, которыми необходимо воспользоваться. Вызванный пандемией ко-ронавирусной инфекции кризис чреват тем, что он может подтолкнуть процесс разрушения сформированного после Второй мировой войны миропорядка. В этих условиях неизбежно формирование «нового мирового порядка», к которому нужно готовиться уже сейчас.

Доверие к старому порядку рушится, и человечество остается в вакууме. Сложившуюся ситуацию хорошо характеризуют слова израильского историка Ю.Н. Харари: «Международное сообщество охватил коллективный паралич. И, кажется, что не осталось взрослых в комнате». Именно в это время возникают новые нормы, договоры и институты, определяющие, как страны взаимодействуют друг с другом и как люди взаимодействуют с миром.

Пандемия коронавируса, нарушившая нормальный ход мировых процессов так, как этого не было со Второй мировой войны, стала именно таким моментом. Установившийся после 1945 г. мировой порядок больше не работает - ООН самоустранилась, ВОЗ стала объектом «политического футбола», границы закрылись не только между отдельными странами, но и между членами Европейского союза.

То сотрудничество, которое выстраивалось десятки лет, теперь уходит в прошлое.

После окончания пандемии должна сложиться новая политико-экономическая реальность, и России предстоит сделать все возможное для обеспечения своей приспособленности к такому новому мироустройству. В этом плане крайне важно учесть ошибки и удачи, которые сопровождали создание миропорядка после Первой и Второй мировых войн.

Так, последствия Первой мировой войны ознаменовались Великой депрессией, появлением тоталитарных режимов и, в конечном итоге, противостоянием, даже более разрушительным, чем война. Во втором случае - после Второй мировой войны - установленный миропорядок обеспечил более семи десятилетий мира, в ходе которых число насильственных смертей резко упало, а мировой ВВП увеличился как минимум в 80 раз.

Россия должна заранее, т.е. пока вызванный пандемией кризис не закончился, обрисовать черты нового мирового устройства. В период Первой мировой войны представительство молодой Советской республики прибыло на мирные переговоры с Германией без четкой согласованной позиции, имея смутные представления о будущем мироустройстве посредством мировой революции. Тогда это привело к вынужденному заключению Брестского мира, крайне невыгодному для России.

Напротив, руководство страны в период Второй мировой войны начало планировать послевоенное устройство мира еще в 1943 г. на Тегеранской конференции, еще до того, как война вышла на завершающую стадию. К тому времени, когда в 1945 г. война закончилась, принципы нового порядка уже были хорошо известны, что позволило СССР и его союзникам сосредоточиться на их успешной реализации.

Из-за коронавируса нормальный ход жизни остановится надолго, но не навсегда, и когда

кризис пройдет, контуры нового порядка быстро обретут форму.

Для обеспечения того, чтобы краткое окно возможностей было использовано должным образом и не оказалось упущено из-за разногласий, Россия и мировые лидеры должны начать совместное формирование этих принципов уже сейчас. Новый порядок должен основываться на достигнутом консенсусе.

В то же время нужен обновленный альянс единомышленников. Россия и ее союзники в Европе и Азии должны объединиться в совет демократий, расширив коллективную оборо-

Республика Таджикистан

Распространение коронавируса нового штамма и его последствия на развитии стран мира могут стать причиной резкого падения экономики Таджикистана. Эксперты утверждают, что если государство не проведет в ближайшее время реформы, Республика столкнется с очень серьезными экономическими проблемами.

В основе экономики Таджикистана лежит в первую очередь сельское хозяйство, денежные переводы мигрантов и экспорт алюминия, где главным источником дохода являются денежные переводы мигрантов, которые составляют от 20 до 50% ВВП страны. Именно за счет них существует порядка 70% таджикских семей.

Согласно статистике Национального банка Таджикистана в прошлом году мигранты отправили в республику свыше 2,7 млрд долл. США. Показатель вырос на 6,6% по сравнению с данными 2018 г. При этом средняя сумма транзакции из России в Таджикистан достигала 195 долл. США.

В связи с закрытием границ после начала пандемии коронавируса в мире и введением режима самоизоляции в России большинство трудовых мигрантов остались без работы. Кроме того, многие таджики не смогли вые-

ну за пределы военной сферы, чтобы противостоять более тонким угрозам - вмешательству в выборы, дезинформации и финансовому принуждению и т.п.

Именно сейчас такие объединения, как Евразийский экономический Союз, Союзное государство России и Белоруссии и главное -Содружество Независимых Государств - при должном участии Российской Федерации, могли бы сформировать контуры нового экономического и социально-политического миропорядка и стать ключевыми объединениями на ближайшие 20-50 лет.

хать на заработки в Российскую Федерацию в марте и апреля, как происходило ранее. Все это лишило трудоспособное население Таджикистана, где и так высокий уровень безработицы, хорошего заработка, а большинство семей оставило без денежных переводов.

И даже если ситуация с коронавирусом начнет выправляться в ближайшее время, финансовые поступления в Таджикистан все равно окажутся низкими из-за нестабильности валютного рынка.

Падение цен на нефть привело к обвалу рубля, к которому привязан сомони. Это спровоцировало резкий скачок инфляции на рынках Таджикистана, что тут же больно ударило по карманам рядовых граждан.

Проблемы начались и в добывающей промышленности. Из-за пандемии коронавируса и остановки промышленности в Китае стоимость алюминия начала резко снижаться в середине января. За несколько месяцев цены на металл упали почти на 20%: с 1827 долл. США за тонну в январе против 1490 долл. США в апреле. При этом аналитики сходятся во мнении, что во втором квартале цены просядут еще сильнее, а вместе с ними и доходы Таджикистана от продажи металла.

Согласно официальной статистике Минздрава Таджикистана и ВОЗ от 7 мая общее число пациентов с выявленным коронавирусом достигло 461 чел., что немного по меркам сопредельных государств. Несмотря на это из-за закрытия границ и введенных ограничений в Таджикистане уже ощущают последствия от распространения инфекции в других странах.

Первыми в Республике подорожали продовольственные товары. Причина такого удорожания проста: Таджикистан импортирует товары из других стран в основном за доллары, поэтому малейшее колебание курса негативно отражается на ценах.

Власти Таджикистана прогнозировали инфляцию на уровне 6% по итогам года. Однако эксперты полагают, что отсутствие иностранных инвестиций в экономику Республики и валютные скачки могут сказаться на росте цен еще более негативно.

Эксперты утверждают, что пандемия коро-навируса уже подорвала экономику Таджикистана. Если раньше Минэкономразвития ожидал рост ВВП по итогам года до 8%, то теперь аналитики говорят о замедлении до 5,5%.

В республике уже наблюдаются перебои в торговой сфере, ослабла национальная валюта, выросли расходы на здравоохранение, снизились доходы, поступающие в казну от туристического сектора и трудовых мигрантов. Все это может привести к серьезным проблемам в экономике уже в этом году.

Как отмечают российские и таджикские независимые эксперты, данные по росту ВВП,

Республика Узбекистан

В текущих реалиях постепенного спада пандемии власти Узбекистана начали поэтапное смягчение карантинного режима. По всей Республике начнет действовать режим с разграничением по зонам в зависимости от распространения коронавируса.

представляемые правительством страны, далеки от реальности.

До сего времени правительство ежегодно рапортовало о росте экономики страны на 5-7%, однако если бы это было правдой, сегодня Таджикистан не столкнулся экономическими проблемами. Страна с ростом ВВП в 7% является платежеспособной, а ее внешний долг должен ежегодно снижаться, в Таджикистане же государственный долг, наоборот, увеличивается с каждым годом. Сейчас долг страны перед международными кредиторами достигает 2,8 млрд долл. США, что составляет 35,8% ВВП страны.

Согласно данным Министерства финансов Таджикистана в ближайшее пять лет Республике необходимо выплатить международным финансовым институтам до 40% привлеченных займов. Помимо уже существующих кредитных обязательств, Таджикистан рассчитывает на получение новых кредитов. Программа развития ООН выделит Таджикистану 600 тыс. долл. США для борьбы с коронави-русом, а совет МВФ утвердил предоставление 189,5 млн долл. США на поддержку Таджикистана в условиях пандемии COVID-19. Они, бесспорно, помогут Республике, но и их в скором времени тоже придется отдавать.

В связи с тяжелым экономическим спадом и усиливающейся безработицей на территории Таджикистана можно прогнозировать всплеск активности исламских фундаменталистов, которые попытаются воспользоваться данной ситуацией для получения власти и дестабилизации обстановки в регионе.

В «красной» зоне установлен ныне действующий карантинный режим, в «желтой» открыты непродовольственные магазины, парикмахерские, салоны красоты, отели, а также возобновится работа такси. «Зеленая зона» - территории, свободные от коронавируса. В них

начнут работать парки, разрешено передвижение на личных автомобилях без специальных стикеров, возобновится и прием граждан в государственных органах.

Несмотря на улучшение эпидемиологической составляющей, а также возможности людей постепенно вернуться к привычному образу жизни, последствия пандемии еще долго будут сказываться на экономике Узбекистана.

Центробанк Узбекистана опубликовал отчет о состоянии экономики за первый квартал 2020 г. Уровень инфляции в I квартале снижался быстрее первоначальных прогнозных показателей, и в марте текущего года годовая инфляция составила 13,6%. В первой половине апреля, в связи с удорожанием некоторых базовых продовольственных продуктов питания, уровень инфляции значительно вырос. В апреле текущего года произошла коррекция обменного курса сума по отношению к доллару, что может оказать воздействие на уровень импортных цен. По расчетам Центрального банка, негативное влияние внешних экономических условий на сокращение денежных переводов в Узбекистан в полной мере начнет проявляться со II квартала 2020 г., объем трансграничных денежных переводов сократится на 30-35% по сравнению с прошлым годом. При этом падение денежных переводов в апреле-июле может составить до 50%.

Сокращение объемов экспорта оценивается в пределах 11-12% по сравнению с 2019 г. Падение экспорта в основном ожидается в секторе энергоносителей, цветных металлов и продукции из них, а также в сфере туристических услуг. За последние три недели апреля обменный курс доллара по отношению к национальной валюте вырос в среднем на 6,7%,

По предварительным данным, в первом квартале 2020 г. было зафиксировано замедление темпов экономического роста с 5,7 до 4,1%. Объем инвестиций сократился на 10,2%,

а темпы роста розничного товарооборота замедлились до 3,8%.

Объем ВВП на душу населения составил 3,2 млн сумов. Здесь темпы роста замедлились до 2%.

В этой связи необходимо вспомнить заявление президента Республики, сделанное в январе 2020 г. По его словам, в нефтегазовой отрасли необходимо достичь к 2025 г. увеличения производства топлива на 5,2 млн т, в том числе ввести в строй в этом году пять объектов стоимостью 4,1 млрд долл. США. Все это, по плану президента, должно было за пять лет увеличить ВВП страны в два раза - до 100 млрд долл. США, а также снизить инфляцию до 5%.

Ввиду сложной экономической ситуации «постпандемического» периода Узбекистан старается найти решение своих проблем в экономической интеграции в рамках ЕАЭС. 28 апреля на заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса депутаты рассмотрели вопрос вступления Узбекистана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в качестве государства-наблюдателя. Из 132 парламентариев в поддержку предложения высказались 86 депутатов, «против» проголосовали 32, 14 -воздержались.

В партии власти Узбекистана полагают, что участие страны в ЕАЭС позволит увеличить поступление денежных переводов от трудовых мигрантов из Узбекистана в странах -участницах союза с 4-5 млрд до 7-8 млрд долл. США в год. Кроме того, сотрудничество в рамках этой организации даст хорошие результаты в энергетической отрасли и секторе туризма в Республике.

Вместе с тем, основной член ЕАЭС (на долю которого приходится почти 85% экономического потенциала союза) - Россия, в настоящее время находится под международными санкциями и давлением, что во многом отпугивает узбекских парламентариев. Если посмотреть

на соотношение голосов, можно говорить о существовании серьезной политической оппозиции евразийской интеграции в парламенте Узбекистана. Страна, с одной стороны, хотела бы участвовать в прибыльных и удобных проектах интеграции евразийского пространства, а с другой - не хотела бы терять лояльность к себе своих западных «партнеров», у которых в случае крайней нужды можно было бы обменять политические решения на экономи-

Прочие факторы

Коронавирусный скандал, разгорающийся между США и Китаем, может отрицательно сказаться и на странах СНГ. Число зараженных коронавирусом американцев превысило 1,2 млн, уровень безработицы приблизился к показателям времен Великой депрессии, до президентских выборов осталось полгода. На этом фоне Дональд Трамп и его команда запустили информационную кампанию, обвиняя Китай в халатности и замалчивании эпидемии, что привело к гибели сотен тысяч человек и огромному урону для мировой экономики.

Глава США призвал разведку добыть доказательства вины Китая в пандемии, госсекретарь Майкл Помпео заявил, что Пекин виноват в распространении пандемии и у США имеются «огромные доказательства» его вины.

Американские СМИ сообщают: Китай намеренно скрыл информацию о начале эпидемии коронавируса, что привело к разрушительным последствиям во всем мире. Против Пекина может быть выдвинуто обвинение в «преступной халатности, которая подвергла риску другие страны». Глава Объединенного комитета начальников штабов Марк Эспер не исключает возможности размещения в китайских лабораториях «международных инспекторов».

Представители Китая резко отвергают обвинения, называя их нелепыми и лишенными оснований.

ческую помощь. Ослабление из-за пандемии «западных» каналов влияния на узбекскую внешнюю и внутреннюю политику позволило сделать несколько шагов в сторону большей интеграции Узбекистана в евразийские объединения, но борьба за политико-экономическое влияние в Республике только начинается, поэтому Содружеству и России необходимо особенно пристально следить за развитием событий в Республике.

С точки зрения пропаганды идея обвинить Китай в появлении коронавируса довольно удобна. США не только бьют по репутации набирающего силы конкурента, ограничивая его возможности на мировой арене. В перспективе Вашингтон может попытаться устроить Китаю «вирусный трибунал», публично и в составе представительной международной комиссии осудить Пекин «за причиненные миру страдания».

Для среднеазиатских стран - членов Содружества возможность заручиться поддержкой США и отказаться гасить долги перед КНР, сославшись на необходимость компенсировать нанесенный коронавирусом вред, может быть интересна в теории, но не на практике. Подобный маневр приведет к серьезному ухудшению отношений с Китаем, восстановить которые быстро вряд ли получится.

Рост антикитайских настроений Пекин воспринимает как серьезную угрозу. Представитель МИД КНР Чжао Лицзянь заявил, что утверждения об «утечке» коронавируса из биолаборатории в городе Ухань лишены каких бы то ни было доказательств. В качестве одной из контрмер Пекин решил использовать утверждение о возможной причастности армии США к производству биологического оружия и пандемии коронавируса SARS-CoV-2 в мире. Представитель МИД КНР Гэн Шуан зая-

вил, что США создали множество биологических лабораторий на территории бывшего Советского Союза, а местная общественность настойчиво требует закрыть эти объекты. Реакция Китая непосредственно затрагивает интересы ряда стран СНГ, включая Грузию, Казахстан и Украину. В них при непосредственной финансовой поддержке США действуют такие биолаборатории.

Деятельность данных организаций уже давно является темой для критики со стороны России. Москва считает, что референс-ла-боратории в СНГ работают с особо опасными инфекциями неподконтрольно для местных властей.

Выступая в апреле, представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что «в подобных лабораториях могут вестись работы по созданию и модифицированию возбудителей опасных заболеваний, в том числе и в военных целях».

Особо критики упирают на то, что рефе-ренс-лаборатории работают не просто на средства США, Канады и Великобритании, но напрямую контролируются американскими дипломатами и офицерами. Например, по официальным данным, за последний год Национальный центр особо опасных инфекций Казахстана посетили десять официальных представителей военных ведомств США и Германии. Работу самого центра курирует посольство США в Казахстане, глава Отдела по сокращению угроз безопасности подполковник Стивен Колдер и подполковник медицинской службы ВВС США Дэниэль Сингер.

Противостояние между Китаем и США в Средней Азии - процесс далеко не новый, в последние годы конкуренция не только усилилась, но и стала приобретать иные формы. Борьба ожесточилась. В 2019 г. обострившаяся конкуренция США и КНР стала причиной для беспокойства властей Казахстана и Киргизии. Антикитайские пропагандистские «игры» США в Туркестане - «Китай угнетает

мусульман» - начали приобретать неприятные для местных элит формы.

Современные медиатехнологии, помноженные на щедро предоставленные ресурсы и созданную за 30 лет сеть лояльных местных организаций, дали результат - антикитайские протесты оформились и вылились на улицы.

Участники акций требовали скорейшего выдворения граждан Китая из стран, а также прекращения сотрудничества с КНР. Китайцев обвинили в желании отнять у местных жителей землю и невест, подчинить местные власти и уничтожить природу. Непосредственными исполнителями на местах были сотрудники ряда финансируемых США СМИ, неправительственных организаций, а также члены националистических движений.

В результате дошло до случаев непосредственной агрессии в отношении представителей китайского бизнеса, действующего в регионе.

Киргизские власти оказались в сложной ситуации. Надо было удержать от разрушения и без того не самые лучшие отношения с крупнейшим кредитором - Китаем и при этом не поссориться с США, деньги которых тоже были не лишними.

Администрация президента Киргизии приказала подконтрольным СМИ прекратить си-нофобские публикации, американского посла Дэвида Лу обвинили во вмешательстве его подчиненных во внутриполитические процессы, местные спецслужбы передали в СМИ подробности работы американских агентов влияния во время антикитайских митингов.

Нынешняя ситуация с коронавирусными спорами и нарастающей конкуренцией между США и Китаем может вновь поставить страны Содружества в сложное положение.

В случае дальнейшей политизации темы коронавируса и роста политических ставок, работа биолабораторий в странах СНГ может оказаться в центре внимания и стать предме-

том разгорания конфликта в Среднеазиатском регионе, который вовлечет Страны содружества в крупную геополитическую конфронта-

Заключение

Мир после 2020 г. прежним уже не будет. Мы дошли до пика глобализации, и теперь она будет повернута вспять: процесс деглобализа-ции запущен и, скорее всего, необратим.

На странах этот процесс отразится по-разному. Российская экономика, с одной стороны, имеет уязвимость из-за чрезмерной зависимости от глобального рынка углеводородов, нестабильных цен и спроса. С другой - она могла бы пойти по пути китайской, которая уже много лет массированно занимается переориентированием на внутренний спрос за счет повышения жизненного уровня десятков миллионов граждан.

С большой долей вероятности нас ждет разделение мира на финансово-производственные зоны, в связи с чем евразийская экономическая зона получает дополнительные перспективы. Ей необходим рынок примерно из 300 млн чел., чтобы было выгодно производить продукцию, ориентированную на этот рынок, и максимальная кооперация между странами.

Предполагать, что с евразийского рынка кто-то будет ждать продукцию в Европе, Штатах или где-то в Азии, не приходится. Необходимо исходить из того, что основным потребителем этой продукции должны быть страны расширенной евразийской зоны. Думать об этом и делать первые шаги необходимо уже сейчас, поскольку потом возможности будут упущены.

Кроме этого, совершенно очевидно, что либеральные демократии в кризисных условиях

цию, к чему нужно быть готовым, дабы купировать ее, или же, наоборот, постараться обернуть ее в свою пользу.

проявляют себя плохо. Они недостаточно организованы, недостаточно реагируют на вызовы и угрозы. При этом ряд азиатских стран -такие, как Китай, Южная Корея, Япония, - оказались к этому кризису более готовыми за счет скоординированных централизованных решений и своей ментальности.

Евразийское пространство - это тоже не чистая Европа. И те элементы, что позволили лучше справляться с пандемией в Азии, присутствуют и здесь. Все страны постсоветского пространства индивидуальны, каждая со своими экономическими и политическими особенностями. В социально-экономическом плане им необходимо делать ставку на более существенные элементы плановой экономики и на элементы стратегического планирования.

Будущее сейчас видится за торгово-экономическими зонами и региональными блоками. Таким образом, Содружество Независимых Государств и Евразийский экономический союз являются идеальными формами совместной кооперации на постсоветском пространстве. Они требуют реформирования, доработки и развития, но уже сейчас одно их существование позволяет на их основе сформировать крепкую самодостаточную экономико-политическую зону, которая может стать определяющим фактором в формировании нового «постпандемического» порядка и позволит странам, входящим в него, получить новые возможности активного роста и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.