УДК 371.47.022 ИГОРЬ МИХАЙЛОВИЧ МАЦКЕВИЧ,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой криминологии и уголовно-исполнительного права (Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина),
e-mail: [email protected]
СИСТЕМА А. С. МАКАРЕНКО И ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО МЕТОДОВ
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
Реферат: в статье представлена биография А. С. Макаренко - известного советского педагога, автора концепции о возможности и необходимости перевоспитания подростков, попавших в трудные жизненные ситуации. Рассматривается система его взглядов на воспитание и перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей. Используются исторический, сравнительный и логический методы. На основании изучения опыта педагогической работы А. С. Макаренко с несовершеннолетними правонарушителями предлагаются выводы о необходимости и допустимости использования его наследия в процессе перевоспитания современных правонарушителей.
Ключевые слова: несовершеннолетний правонарушитель, воспитание, коллективизм, ответственность, семья, дисциплина, нравственность, мораль, педагогика, новый человек.
В1917 г. А. С. Макаренко возглавил железнодорожную школу при Крюковских вагонных мастерских. Можно сказать, он вернулся к истокам, поскольку его сознательная жизнь начиналась в вагонных мастерских. Он был из семьи железнодорожников. На этой работе его заметил Ф. Э. Дзержинский, который кроме руководства ВЧК занимался восстановлением железнодорожного сообщения страны.
В 1919 г. А. С. Макаренко перебрался в Полтаву. Шла Гражданская война. Побочным следствием этой войны стала массовая детская беспризорность. Согласно разным оценкам экспертов число беспризорников в конце Гражданской войны колебалось в пределах от 4,5 до 7 млн человек. Почти 100 % среди них были подростки разных возрастов. Самое печальное, что практически все они добывали себе еду, совершая правонарушения разной степени тяжести.
В Полтаве А. С. Макаренко создал одну из первых колоний для несовершеннолетних правонарушителей. В течение короткого времени колония стала необычайно популярной. Достижением А. С. Макаренко стало то, что никто из вчерашних несовершеннолетних преступников, находясь в колонии, не совершал преступлений, но самое удивительное было то, что они не совершали преступлений и после освобождения из колонии.
Таким образом, хотя А. С. Макаренко не ставил во главу угла идеологические установки и тем более большевистские идеи, его педагогическая практика
оказалась очень близка новой советской власти. Вполне вероятно, формы педагогической работы, особенно касающиеся трудового воспитания, с которыми экспериментировал А. С. Макаренко, совпали с идеологическими подходами большевиков. Кроме того, одним из столпов системы А. С. Макаренко был коллективизм. «Сам погибай, а товарища выручай» -это то, что с самого начала он внушал своим воспитанникам. У этого принципа была и обратная сторона -коллективная ответственность. Если в колонии воспитанник совершал проступок, отвечала вся колония, а не только провинившийся. На долгие годы эта система коллективной ответственности стала оплотом всей системы государственной власти в стране. А. С. Макаренко, возможно, сам того не особенно желая, занимался подготовкой кадров для новой власти.
В 1921 г. колонии было присвоено имя писателя М. Горького - практика для того времени весьма распространенная.
В октябре 1927 г. А. С. Макаренко попросили возглавить колонию, которая называлась «Детская трудовая коммуна имени Ф. Э. Дзержинского», расположенную в пригороде Харькова. Коммуна была больше других, в ней содержались беспризорники, замешанные нередко в тяжких преступлениях. Структура управления коммуны находилась в плачевном состоянии. Для А. С. Макаренко наступил период тяжелого испытания его практической теории социальной реабилитации несовершеннолетних преступников, и надо отметить, что он преодолел все эти трудности.
© Мацкевич И. М., 2015
В коммуне А. С. Макаренко наладил производство знаменитых на весь Советский Союз фотоаппаратов ФЭД (аббревиатура от начальных букв имени, отчества и фамилии Ф. Э. Дзержинского). Фотоаппарат являлся копией немецкого фотоаппарата «Leica II». Эти фотоаппараты производились вплоть до 1955 г., когда производство подобных фотоаппаратов было налажено на других заводах, и пока на смену ФЭДу не пришел не менее знаменитый фотоаппарат «Зенит».
На примере своих коммунаров (воспитанников) А. С. Макаренко доказал всем свои давно вынашиваемые теоретические гипотезы о влиянии на процесс воспитания и перевоспитания человека, даже человека с социально запущенными отклонениями в поведении, коллективного труда. Педагогическими опытами А. С. Макаренко активно интересовался М. Горький, и они в течение длительного времени состояли в переписке.
1 июля 1935 г. А. С. Макаренко был переведен в НКВД Украинской ССР, в связи с чем он переехал в г. Киев и был назначен на должность помощника начальника отдела трудовых колоний. Аппаратная работа была ему неинтересна, и в ноябре 1936 г. он попросил перевести его на работу в трудовую колонию. Его просьба была удовлетворена, и до марта 1937 г. он руководил педагогической частью трудовой колонии в Броварах недалеко от г. Киева.
Зенит его педагогической практики к этому времени был пройден. При изучении его биографии не было понятно, от кого исходила инициатива отдаления А. С. Макаренко от практической деятельности. Сам А. С. Макаренко жаждал практической реализации своих гипотез. Теоретических гипотез воспитания он не строил, а, скорее, наоборот, обобщал тот видимый опыт, практический материал, и уже в этом обобщении, сопоставляя, видимо, собственные удачи и промахи, находил те выводы, которые подтверждала сама практика, то есть жизнь. Этой практикой, этим рабочим материалом А. С. Макаренко очень дорожил. В противном случае не было бы с его стороны неоднократных попыток возвращения на работу в колонию.
А. С. Макаренко был знаменит, успешен, обласкан представителями власти. Складывалось впечатление, что больше того, что он сделал, он уже не сделает. Даже, наоборот, опасались, что его дальнейшая работа может перестать приносить безусловные плоды успеха и вся предыдущая деятельность, которая так на руку была идеологии большевиков, будет тем самым перечеркнута.
Не исключено, что ему просто посоветовали (может быть, его коллеги из НКВД, как они умеют
это делать, тонко намекая, что это единственно разумный путь) заняться обобщением своего опыта, что он сделал, как всегда умело и оригинально. Но от кого именно исходила эта инициатива?
В марте 1937 г. А. С. Макаренко перевели в Москву. Это было повышение с отстранением от какой-либо деятельности вообще. Ему ничего не оставалось делать, как начать систематизировать и теоретически анализировать то, что он сделал за последние 20 лет. Для этого А. С. Макаренко избрал совершенно неожиданную форму литературного художественного произведения. Это были не мемуары, а именно художественная проза. Такая неожиданная форма подачи практического материала имела едва ли не больший успех, чем удачная работа по перевоспитанию несовершеннолетних преступников.
31 января 1939 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР А. С. Макаренко был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Вскоре после этого Макаренко подал заявление о вступлении в партию большевиков (ВКПб). Чем вызвана подача заявления, остается только гадать. Очевидно, что Макаренко, возможно, разделяя некоторые идеи и подходы большевиков, все-таки не был их безусловным сторонником. Может быть, он надеялся на продолжение карьеры, или ему настоятельно это рекомендовали сделать, особенно учитывая, что в стране полным ходом шли чистки и репрессии.
1 апреля 1939 г. А. С. Макаренко ехал на пригородном поезде в Подмосковье, когда на станции Голицыно ему неожиданно стало плохо. Вызванные врачи лишь констатировали факт смерти. Ему был 51 год. Он умер в день своего рождения. Похоронен с государственными почестями на Новодевичьем кладбище в Москве.
Изучая творческое наследие А. С. Макаренко, мы пытались выйти на связь с его учениками, например, с российским политиком Г. Явлинским, который является сыном воспитанника Макаренко. Нам это не удалось, зато мы нашли прямых родственников Макаренко. Они рассказали о довольно остром конфликте (идеологическом и организационно-управленческом), который существовал между Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. Более того, они убеждены, что причиной смерти А. С. Макаренко, во всяком случае косвенной, послужил этот перманентный конфликт.
Н. К. Крупская, будучи педагогом образованным и талантливым, категорически не принимала административно-командных методов воспитания А. С. Макаренко. Особенно ее возмущало насаждение А. С. Макаренко так называемых товарище-
ских судов среди воспитанников, когда одни воспитанники судили других, в том числе к назначению телесных наказаний и штрафов.
Не оставался в долгу и А. С. Макаренко, упрекавший Н. К. Крупскую в излишней идеологизации педагогического процесса и неоправданных попытках предоставления школам абсолютной автономии.
В одинаковой степени они были оба правы и не правы одновременно. Н. К. Крупская была несравнимо ближе к И. Сталину, чем к А. С. Макаренко, даже несмотря на известные разногласия между ними, так что ее позиция победила. Именно этим объясняется постепенное угасание трудовых коммун А. С. Макаренко, которое началось еще при его жизни. Это было сделано в лучших традициях сложившейся к этому времени в стране восточной деспотии, он был обласкан, отстранен и умервщ-лен (не обязательно убит).
Предпринимались несколько попыток обобщить и систематизировать теоретическое наследие А. С. Макаренко.
В 1968 г. в ФРГ была создана лаборатория по изучению наследия А. С. Макаренко. Она входила в исследовательский центр сравнительной педагогики Марбургского университета. В течение 10 лет по крупицам собирались все труды Макаренко, включая его изданные произведения, но с восстановлением текста, исключенного цензорами. В результате вышло 7 томов, но это не было полным собранием сочинений А. С. Макаренко. Тем не менее из-за трудностей с получением оригинального материала из Советского Союза в 1982 г. работа была прекращена. В Германии в г. Магдебург и сегодня успешно работает школа компенсационных классов имени А. С. Макаренко.
Среди творческого и практического наследия А. С. Макаренко нам важны следующие положения.
1. Он практически применил новейшие педагогические технологии в перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей. Почему-то упускается из виду, что А. С. Макаренко был теоретиком собственного практического опыта, при этом он не только обобщал и систематизировал свой практический опыт, но и приспосабливал к своим выводам мировой опыт в педагогике.
2. Едва ли не первым среди педагогов он сделал формой обобщения опыта своей работы художественные произведения. Оригинальность такого подхода заключалась и в том, что это позволило не только критически подойти к себе, но и преодолеть неизбежные цензурные барьеры. Кроме того, тем самым А. С. Макаренко невероятно популяризировал свои идеи.
3. Решающее значение в его работе имел личностный фактор. Это был личностный фактор в перевоспитании (к каждому несовершеннолетнему правонарушителю он подходил особенно, индивидуально) и личностный фактор в практическом применении (хочешь сделать хорошо, сделай сам).
4. Глубоко и искренне погружался в практические проблемы несовершеннолетних правонарушителей.
5. Ввел стандартизацию поведения и при этом настаивал на человеческой индивидуальности.
6. Использовал элементы воинского воспитания, даже спартанского. «Словесное воспитание, -говорил Макаренко, - без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».
7. Придумал приемы воспитания младших воспитанников старшими. Своего рода «дедовщина» со знаком плюс. Можно сказать, что это воспитание преемственности.
8. Постоянно занимался переоценкой ценностей воспитанников. Искал тайные ключики к каждому своему подопечному, в каждом скрытый талант.
9. Эксплуатировал коллективную ответственность, прекрасно осознавая ее достоинства и недостатки. Он, как никто другой, умел точно использовать ее слабые н сильные стороны. В этом ему помогала только его природная интуиция и дар педагога.
10. Коллективизм как основа воспитательного процесса.
Нам представляется, что А. С. Макаренко точно угадал, как использовать групповой характер противоправного поведения несовершеннолетних правонарушителей в целях их исправления и перевоспитания. Он сумел им внушить, что цели коллективизма - справедливость, понимаемая так, как им нравится, ответственность каждого за каждого, понимаемая так, как им хочется, благо каждого, понимаемое как высшее достижение нахождения в коллективе.
А. С. Макаренко выделял следующие главные достоинства коллектива.
1. Коллектив, по его мнению, объединяет людей не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации этого труда. При этом общая цель - не случайное совпадение частных целей, а именно цель всего коллектива. Действие отдельного участника, каждая его удача или неудача должны расцениваться как удача или неудача на фоне общего дела. Такая педагогическая логика должна пропитывать буквально каждый школьный день, каждое движение коллектива.
2. Коллектив является частью советского общества, органически связан со всеми другими коллективами. На коллективе лежит ответственность перед обществом и страной. Только через коллектив каждый его член входит в общество. В этом суть понятия советской дисциплины. Только через осознание интересов коллектива возможна гармония личных интересов, воспитание чувства долга и чести.
3. Достижение целей коллектива, общий труд, долг и честь коллектива не могут стать игрой случайных капризов отдельных людей. Коллектив есть социальный организм, он обладает органами управления и координирования. Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, но и сложный опыт целесообразных коллективных движений, среди которых самое видное место занимают принципы распоряжения, обсуждения, подчинения большинству, подчинения товарища товарищу, ответственности и согласованности.
4. Советский коллектив, как полагал А. С. Макаренко, стоит на принципиальной позиции мирового единства трудового человечества. Это не просто бытовое объединение людей, это часть боевого фронта человечества в эпоху мировой революции. Все предыдущие свойства коллектива не будут звучать, если в его жизни не будет жить пафос исторической борьбы, переживаемой здесь и сейчас.
К этим пунктам мы добавили бы свой. Его суть выразил в одном из интервью знаменитый хоккейный тренер, основоположник советского и российского хоккея с шайбой А. В. Тарасов.
Когда А. В. Тарасов был в Канаде, к нему обратился известный канадский хоккеист У. Гретцки. На тот момент он был невероятно популярен у себя на родине, в том числе потому, что играл в отличие от большинства своих коллег в техничный, а не силовой хоккей. Такой хоккей сами канадцы называли русским. У. Гретцки спросил у А. В. Тарасова, нравится ли ему тот хоккей, который он демонстрирует. А. В. Тарасов ответил утвердительно. Тогда У. Гретцки спросил, можно ли сказать, что он играет, как русские. А. В. Тарасов ответил утвердительно. Возьмете ли вы меня в свою сборную, спросил У. Гретцки, предвкушая положительный ответ. Нет, ответил А. В. Тарасов и пояснил, увидев недоумение на лице У. Гретцки. Дело в том, что, прежде чем играть в моей сборной, надо пройти детский сад, стать пионером в школе, потом комсомольцем. И только после того, как У. Гретцки пропитается духом коллективизма, он получит шанс стать кандидатом в сборную команду Советского Союза.
Говоря о воспитании коллективом, нельзя упускать из виду одну существенную деталь: коллектив
состоит из личностей. Без личностей он состояться не может. Когда Н. С. Хрущева попросили назвать фамилию генерального конструктора советских космических кораблей, он ответил, что его фамилия -советский народ. Конечно, это было очевидное лукавство. После смерти С. П. Королева в 1966 г. многие проекты, включая знаменитый лунный проект, оказались свернутыми. Как сказал в одном из интервью космонавт А. А. Леонов, если бы был жив С. П. Королев, первыми на луне были бы советские, а не американские космонавты. Роль личности в коллективном воспитании, таким образом, значительна. Это правда, как правда и то, что творчески развиться и раскрыть себя настоящая личность может только в творческом коллективе. Это процесс взаимообусловленный и взаимообогащаемый.
На наш взгляд, суть воспитательного метода А. С. Макаренко невозможно понять без общего посыла советской системы, существовавшей более 70 лет. Суть эта наиболее рельефно выражена в Программе Коммунистической партии Советского Союза, о которой сегодня мало кто помнит, а молодое поколение и не знает. Целью строительства нового (коммунистического) общества провозглашалось, о чем, видимо, многие даже не подозревают, не всеобщее изобилие и не всеобщее равенство и справедливость, а краеугольный камень (первый камень, который кладется в основание будущего здания и который принимает на себя основную нагрузку) всего будущего утопического общества коммунистического рая на земле - воспитание нового человека!
«Партия считает главным в идеологической работе на современном этапе воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству, полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, всестороннее, гармоничное развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры. Особое значение партия придает воспитанию подрастающего поколения.
Формирование нового человека происходит в процессе активного участия в строительстве коммунизма, развития коммунистических начал в экономической и общественной жизни, под воздействием всей системы воспитательной работы партии, государства и общественных организаций, в которой важная роль принадлежит печати, радио, кино и телевидению.
Партия считает, что Моральный кодекс строителя коммунизма включает в себя такие нравственные принципы:
- преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма;
- добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;
- забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;
- высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;
- коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного...» (курсив наш. - И. М.).
«Наша молодежь, - утверждал А. С. Макаренко, - это ни с чем не сравнимое мировое явление, величия и значительности которого мы и постигнуть не способны» [1, с. 3]. При этом он восклицал: «Да, у нас есть Герои Советского Союза, но, посылая их на подвиг, наше правительство не устраивало им особого экзамена. Оно выбирало их из общей массы граждан. Завтра оно пошлет на подвиг миллионы людей и не будет сомневаться в том, что эти миллионы обнаружат такую же нравственную высоту. В уважении и любви к нашим героям меньше всего морального удивления. Мы любим их потому, что солидарны с ними, в их подвиге видим обязательный для нас практический образец для нашего поведения» [1, с. 316]. Это было сказано всего за несколько лет до начала самой кровавой в истории человечества Второй мировой войны, войны за цивилизацию. Войны, в которой коллективное самопожертвование советских людей во имя победы соответствовало личной храбрости и мужеству каждого из них.
В настоящее время методы социального воспитания и перевоспитания А. С. Макаренко забыты, и это не случайно. Главный недостаток этой системы - отсутствие школы. Колонии А. С. Макаренко были хороши тогда, когда он в них работал.
Таким образом, система воспитания и перевоспитания А. С. Макаренко - плоть от плоти система коллективного, можно даже сказать, советского воспитания со всеми ее достоинствами и многочисленными недостатками. Эта система не может работать в автономном режиме, она должна базироваться на определенных общественных ценностях, главными из которых являются: 1) строительство идеалистического общества; 2) коллективное воспитание; 3) труд как педагогический процесс и основа воспитания, перевоспитания; 4) постулат (от лат. ро81;и1а1;ит - требование) о том, что подавляющее большинство так называемых трудных подростков поддается воспитанию и пе-
ревоспитанию; 5) семья как основное звено воспитания, но при этом имелась в виду не абстрактная, а семья нового, социалистического типа.
Основные принципы воспитательного процесса А. С. Макаренко следующие: труд, образование (включая нравственное), коммунистические идеалы, военная подготовка, социалистическая семья, основанная на личном примере родителей.
Считаем несправедливым, что до сих пор произведения А. С. Макаренко не изданы в полном объеме (без купюр и цензурных сокращений) в нашей стране. Следует исправить эту ситуацию. Многие его высказывания не только точно афористичны (афоризм - оригинальная законченная мысль), но и вполне современны. Его идеи вне времени и вне пространства. «Нет, фокусы в семейном воспитании должны быть решительно отброшены. Рост и воспитание детей - это большое, серьезное и страшно ответственное дело, и это дело, конечно, трудное. Если вы родили ребенка -это значит на много лет вперед вы отдали ему все напряжение вашей мысли, все ваше внимание и всю вашу волю» [1, с. 17].
«Ребенок - это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых. Но ее колебания поэтому не только великолепны, но и опасны. И радости и драмы этой жизни сильнее потрясают личность и, скорее, способны создавать и мажорные характеры деятелей коллектива и характеры злобных, подозрительных и одиноких людей» [1, с. 195].
ЮНЕСКО в 1988 г. приняло решение о признании всего четырех педагогов в мировой истории, которые определили новый способ педагогического мышления: Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, М. Монтессори, А. С. Макаренко.
В заключение отметим, что установленный в г. Харькове в 1968 г. на собственные средства рабочих завода ФЭД памятник знаменитому советскому педагогу был разобран 24 октября 2011 г. Человек, труды которого считают достоянием мировой цивилизации, оказался не нужен тем, для кого он работал, потому что его взгляды не соответствуют современному видению историков г. Харькова.
Список литературы
1. Макаренко А. С. Книга для родителей. Л., 1991. 336 с.
IGOR MIKHAYLOVICH MATSKEVICH,
dsc in law, professor, head of the criminology and penal law department (Moscow state legal university of O. E. Kutafin), e-mail: [email protected]
A. S. MAKARENKO'S SYSTEM AND POSSIBILITY OF USE OF ITS METHODS TODAY
Annotation: A. S. Makarenko's biography of the famous Soviet teacher, author of the concept about opportunity and need of re-education of the teenagers who got to difficult life situations including commission of crimes is presented in article, the system of his views of education and re-education of minor offenders is considered. Historical, comparative and logical methods are used. On the basis of studying of experience of Makarenko's pedagogical work with minor offenders conclusions about need and an admissibility of use of its heritage in the course of re-education of modern offenders are offered.
Key words: minor offender, education, collectivism, responsibility, family, discipline, moral, morals, pedagogic, new person.
References
1. Makarenko A. S. Kniga dlja roditelej [The book for parents]. Leningrad, 1991. 336 р.
© Mackevich I. M., 2015