Научная статья на тему 'СИСТЕМА «112» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СРАВНЕНИИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ АНАЛОГАМИ'

СИСТЕМА «112» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СРАВНЕНИИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ АНАЛОГАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экстренный вызов 911 / служба спасения 112 / оперативные службы / единый номер / диспетчерские службы / emergency call 911 / rescue service 112 / operational services / single number / dispatch services

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Р.Б. Ковальчук, В.Г. Акулич

В настоящей статье рассмотрены особенности создания и эксплуатации системы экстренных вызовов и различные способы оказания необходимой помощи населению. Проведено сравнение опыта работы российской, европейской и североамериканской служб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM "112" IN THE RUSSIAN FEDERATION IN COMPARISON WITH FOREIGN ANALOGUES

This research paper is about a peculiarity of a creation and an exploitation of emergency calls system and the different ways to provide necessary assistance. We compare some experience of Russian, European and North American emergency services.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА «112» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СРАВНЕНИИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ АНАЛОГАМИ»

УДК 332.8

СИСТЕМА «112» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СРАВНЕНИИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ АНАЛОГАМИ

Р. Б. Ковальчук Научный руководитель - В. Г. Акулич

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: kovalchukroma1976@gmail.com

В настоящей статье рассмотрены особенности создания и эксплуатации системы экстренных вызовов и различные способы оказания необходимой помощи населению. Проведено сравнение опыта работы российской, европейской и североамериканской служб.

Ключевые слова: экстренный вызов 911, служба спасения 112, оперативные службы, единый номер, диспетчерские службы.

SYSTEM "112" IN THE RUSSIAN FEDERATION IN COMPARISON WITH FOREIGN

ANALOGUES

R. B. Kovalchuk, Scientific supervisor - V .G. Akulich

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: kovalchukroma1976@gmail.com

This research paper is about a peculiarity of a creation and an exploitation of emergency calls system and the different ways to provide necessary assistance. We compare some experience of Russian, European and North American emergency services.

Key words: emergency call 911, rescue service 112, operational services, single number, dispatch services.

Чрезвычайные случаи случаются в жизни каждого, но не всегда человек находится дома и под рукой есть номера телефонов служб, в которые можно обратиться за помощью. Если человек оказался в природной среде, в другом городе и понадобилась помощь, сориентироваться и быстро вызвать экстренные службы вероятно не получиться. В 2010 году Президентом РФ подписан указ «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации» [1].

В дальнейшем Правительством РФ утверждено «Положение о системе обеспечения вызова оперативных служб по единому номеру 112» [2].

В Красноярском крае система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» работает с декабря 2019 года в режиме опытной эксплуатации. Модернизация системы проходит в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика РФ». В сутки операторами Системы-112 обрабатывается до 5 тысяч вызовов со всего края. В 2020 году на номер «112» поступило около 2 млн вызовов.

Анализ показал, что в штате службы «112» работают 38 операторов, включая психолога и переводчика. Позвонить или отправить смс на единый номер «112» для вызова экстренных

(Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

оперативных служб могут абоненты всех операторов сотовой связи. Позвонить также можно со стационарного телефона.

Для получения экстренной помощи можно звонить следующим службам: пожарной охране, полиции, скорой медицинской помощи, аварийной службе газа.

В апреле 2020 года в режиме опытной эксплуатации запущено мобильное приложение 112. Благодаря данному приложению жители региона могут оперативно получать новости о чрезвычайных ситуациях, коммунальных авариях, событиях, связанных с эпидемиологической ситуацией в крае. Кроме того, через приложение можно позвонить в службу «112» [3].

Для сравнения рассмотрим международный опыт создания и работы подобных служб.

До 1960-х годов в США не существовало единого телефонного номера, которым можно было воспользоваться в случае экстренной ситуации. Чтобы решить эту проблему, представители Национальной ассоциации пожарных в 1957-м году предложили ввести национальный телефонный номер службы экстренной помощи. Прошло еще 10 лет перед тем, как эту идею решили воплотить в реальность.

Решение о создании телефонного номера экстренной службы было поддержано Конгрессом, а потом введено по отдельности в разных штатах. Спустя чуть более десяти лет после того, как американские власти приняли этот закон, примерно 26% граждан США могли воспользоваться номером «911» для связи с экстренными службами в своей местности, а в 1999-м это число выросло до 93%. Сегодня же 99% людей в США имеют доступ к системе «911» [4].

Важнее всего знать, где именно произошла чрезвычайная ситуация. Большинство мобильных телефонов имеют встроенный GPS, по которому можно определить месторасположение обратившегося и проинформировать о нем диспетчера.

Некоторые центры «911» используют программу автоматизированной диспетчерской связи, согласно которой диспетчер обязан задать звонившему набор вопросов. С помощью полученных ответов диспетчер поймет, кому передавать принятый вызов [5].

Во всех странах ЕС уже несколько лет действует единый бесплатный номер вызова спасательных служб - «112», однако даже не все жители объединенной Европы знают о его существовании, не говоря о туристах из других стран и регионов мира.

Решение о едином номере Европейская комиссия приняла еще в 1991 году. В большинстве стран продолжают параллельно действовать старые номера служб спасения и полиции. В Германии этот номер - «110». Но многие страны перешли на европейский стандарт номеров.

Сотрудники телефонных центров помимо языка своей страны владеют иностранными языками. Обязательным является только английский, но многие операторы службы спасения также говорят на других распространенных в Европе языках. Во многих странах разговор по номеру «112» возможен даже в том случае, если в мобильном телефоне отсутствует SIM-карта, не введен код или включен режим блокировки. Исключения составляют Германия, Бельгия и некоторые регионы Италии, Румынии, Швейцарии, Великобритании и Кипра. Главная причина - частые ложные вызовы.

В большинстве стран диспетчерские службы автоматически получают информацию о месте нахождения абонента от провайдеров мобильной связи.

Что касается дальнейшего развития и повышения эффективности служб спасения, Европейская комиссия всячески поддерживает меры по внедрению системы «eCall». Это оборудование устанавливается производителями на автомобилях. В случае аварии система автоматически оповещает диспетчерскую службу, передавая, в частности, точные данные о том, где именно находится машина. При необходимости водитель или пассажиры могут активировать вызов и вручную [6].

Изучив основные параметры функционирования североамериканской экстренной службы «911» и европейской службы экстренного вызова «112», сравнивая их с Российской

«системой обеспечения вызова оперативных служб по номеру «112» можно прийти к выводу, что при создании отечественной службы «112» за основу были взяты лучшие наработки и опыт зарубежных систем, например: организация вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна», организованна работа психолога и переводчика, позвонить для вызова экстренных оперативных служб могут абоненты всех операторов сотовой связи, также можно со стационарного телефона. Также есть определённые моменты лучше мировых аналогов: сделать вызов можно с заблокированного мобильного телефона, даже без средств и сим карты, можно отправить смс сообщение, запущено мобильное приложение с набором дополнительных функций, экстренную помощь можно получить от всех служб. Вместе с тем существуют позиции, которым требуется доработка: оператор не получает данных о местоположении абонента, нет полной интеграции с системой экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС».

В декабре 2020 года одобрен Советом Федерации Федеральный закон «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112». Законом устанавливаются принципы организации и функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» субъекта РФ, требования к ее силам и средствам. Распределены полномочия Правительства, федеральных, региональных и муниципальных органов в данной сфере, что окончательно закрепляет выстроенную систему. Закон вступает в силу с 1 января 2022 г [7].

В целом можно признать, что за десять лет построения и опытной эксплуатации системы вызова «112» в Российской Федерации достигнуты хорошие результаты, она не уступает зарубежным аналогам, а кое в чём и превосходит.

Библиографические ссылки

1. Указ Президента РФ от 28 декабря 2010 г. N 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации».

2. Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

3. Официальный портал Красноярского края, раздел спецпроекты, система-112. [Электронный ресурс]. URL: http://www.krskstate.ru/ (дата обращения 25.03.2021).

4. «Яндекс. Дзен» статья «Как появился номер экстренной службы 911» [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/thatamericanlife/kak-poiavilsia-nomer-ekstrennoi-slujby-911-5cbe6b34ae6cb600af87044a (дата обращения 25.03.2021).

5. «Форум дели» статья «Правила вызова службы 911, которые могут спасти жизнь» [Электронный ресурс]. URL: https://www.forumdaily.com/kak-vyzyvat-sluzhbu-911/ (дата обращения 25.03.2021).

6. DW.COM автор Нелюбин Максим статья «Что надо знать о европейском телефоне спасения 112» [Электронный ресурс]. URL: https://www.dw.com/ru/ (дата обращения 25.03.2021).

7. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 488-ФЗ «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

© Ковальчук Р. Б., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.