Научная статья на тему 'К вопросу создания единых дежурно-диспетчерских систем в России'

К вопросу создания единых дежурно-диспетчерских систем в России Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
478
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Соколов Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу создания единых дежурно-диспетчерских систем в России»

К ВОПРОСУ СОЗДАНИЯ ЕДИНЫХ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СИСТЕМ В РОССИИ

Соколов 10.11.

Практически в каждом городе России созданы и функционируют диспегчсрские служб 'жсгренпого реагирования (прогивопо-жарная служба, милиция, скорая помощь, газовая служба).

Каждая из этих служб имеет свои силы, свои диспетчерские системы, свои сети связи и действуют они достаточно автономно. Службы самостоятеіьно и по своей методике отчитываются о своей деятельности перед органами местного самоуправления

Они имеют свои штаты диспетчеров, напрямую работающих с телефонными звонками, поступающими от населения и организаций. Из телефонной сети общего пользования для этих служб выделены уникальные номера экстренного набора (01, 02, 03, 04), на этой же сети созданы спецузлы связи, на которых они выделяются. При наборе первой цифры 0 от каждой АТС города идет выход на эти спецузлы, а при наборе следующей цифры (допустим 3) осуществляется соединение с оператором службы скорой помощи.

Для связи с экипажами патрульных машин милиции, пожарных машин или машин бригад скорой помощи каждая из служб создает свою сеть радиосвязи, каждая из которых, в свою очередь, требует размещения по территории города своих ретрансляторов.

Современные цифровые транкинговые системы, способные эффективно испольювать спектр радиосвязи могут рабогать как системы общего пользования. Приобретение таких систем в каждую отдельно взягую службу экстренного реагирования, как это было с аналоговыми системами, становится просто бессмысленным. По, если присмотреться внимательно, то можно сделать вывод, что мир идет по другому пуги. Собственных систем никто уже не строит. Создаются мощные гранкинговые сети, принадлежащие коммерческому или государственному оператору и уже на их основе формируются «виртуальные сети», каждая из которых имеет своего «владельца» (полиция, пожарная охрана, скорая помощь и пр.) и защищена от вмешательства извне. Это очень выгодно по сравнению со строительством своей отдельной сети: на два порядка ниже капитальные затраты, минимизируется необходимость в обслуживающем персонале.

Но у нас друїой менталитег - «хочу иметь свою систему». Для отдельной службы это престижно, но для города разорительно. Надо смотреть - кто для кого. И этот список «своего» для каждой службы можно продолжить и далее.

В последнее время свою нишу в сфере услуг служб экстренного реагирования (в бытовой сфере) нашли службы спасения, созданные в ряде городов России, которые также орг анизую! свою инфраструктуру связи.

На повестке дня создание новой диспетчерской службы жс-тренного реагирования - Е-диной дежурно-диспетчерской службы (ПДДС).

Основными провозглашенными задачами ПДДС являются:

- сбор (в том числе, от дежурно-диспетчерских служб, населения и систем мониторинга окружающей среды), опенка достоверности и распространение между ДДС города информации «»б угрозе возникновения или факте ЧС, требующих совместных действий городских служб,

- обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и состава дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для экстренного реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования;

- оценка и контроль обстановки, подготовка вариантов и принятие решений на экстренные меры по ликвидации ЧС (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий), доведение задач до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, кот роль их выполнения и организация взаимодействия;

- представление докладов (донесений) о сложившейся обстановке в ЧС, возможных вариантах решений и действиях по ее ликвидации вышестоящим городским органам управления по подчиненности;

- информирование об обстановке и принятых мерах дежурнодиспетчерскими службами, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных сил постоянной готовности;

- обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.

ЕДДС является вышестоящим органом для всех ДДС юрода по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС.

Как можно заметить из выше перечисленных задач, ПДДС отсекает от себя всю бытовую часть, ограничивая себя только обработкой информации по ЧС и координацией действий служб экстренного реагирования на ЧС. Видна определенная отстраненность ПДДС ог непосредственной работы с вызовами or населения. г>го резко отличает ее от работы американских и европейских систем общественной безопасности 911 и 112, в которых основное внима-

нис уделено именно бытовому сектору, работе с телефонными звонками населения.

На ЕДДС пытаются возложить также контроль за экологической, техногенной, инженерной, медицинской обстановкой на территории города.

В то же врем і в ЕДДС видяз определенный аналог зарубежных систем общее венной безопасности, таких как системы 911 в США и системы 11 I в Европе.

Россия уже являстся полноправным членом Европейской организации администраций связи и почты, которой было рекомендовано Админисграц іям связи использовать единый код доступа к Службе спасения - I 12.

До перехода к единому номеру «объединенной» экстренной службы - «112» счттается возможным использовать для единых дежу рно-диспетчсрсктх слу+гб индекс «051», предусмотренный РД, как индекс службы экстренной помощи при чрезвычайных ситуациях.

Чтобы получить представления о системах 911 и 112 и тех от-лйчиях (в организационном и техническом отношениях), которые несет в себе ЕДДС, нам следует кратко ознакомиться с этими аналогами.

Телекоммуникационные системы общественной безопасности 9-1-1

Система 911 і олучила свое н;ізвание по универсальному телефонному номеру 911, обеспечивающему выход жителей и организаций США на систеуу общественной безопасности, созданной в данном районе.

Первая диспетчерская служба системы 911 была введена в строй в феврале 1964 года в г. Халлсвиле, штат Алабама

В настоящее і ремя систему 911 используют почти 90% населения США Ежегодно появляются порядка 70 новых систем 911. Все это направлено на увеличение коллективной безопасности.

Основной ба юй создания систем 911 явились телекоммуникационные компании.

Для создания и обеспечения работы систем 911 и дальнейшего совершенствования их законодательствами штатов введен налог на каждый телефонный номер (порядка 0,25 - 0,5 доллара в месяц).

К настоящему времени в США создана целая отрасль промышленности, обесг ечивающая нужды систем общественной безопасности, использующая самые последние технические разработки в области проводной связи, радиосвязи, спугниковых систем, компьютерной технологии и др

Необходимо скачать, что система 911 представляет собой центр оперативною реагирования на любые экстремальные ситуации, возникающие в данной местности, независимо от и\ масштаба, начиная с обращений индивидуальных лиц но поводу любых происшествий, до чрезвычайных ситуаций, затрагивающих интересы всего населения.

Система 911 может быть разделена иа организационную часть, под которой подразумевается координация действий и интеграция всех служб оперативного реагирования, и техническую часть, в которую входит сам центр управления, средства связи и передачи данных.

Основными задачами центров систем 911 является прием входящей информации, анализ ситуации, принятие решения и управление имеющимися ресурсами.

Для выполнения этих задач каждый центр оснащается рядом технических устройств и терминалов для отображения информации баз данных, карты города (местности) с оперативной информацией о местоположении и состоянии сил и средств оперативных служб (полиции, пожарных, скорой помощи), о характеристике объектов (зданий, сооружений, больниц и т.п.), а также оборудованием, объединяющим и управляющим всеми доступными видами связи.

Основу систем 911 составляют средства связи и обработки информации.

В большинстве коммуникационных центров операторы подчиняются непосредственно начальнику смены или главному диспетчеру, которые, в свою очередь находятся в подчинении у директора или координатора. Оператор ответственен за предоставление услуг по связи, начальник смены или главный диспетчер осуществляет контроль за повседневной деятельностью коммуникационного центра директор или координатор несет ответственность за центр в целом.

Ответы на все телефонные вызовы операторы должны давать быстро (не позднее, чем после трех звонков).

Каждый раз, принимая вызов, оператор должен получить следующую основную информацию: определение места случившегося; тип происшествия; где и когда происшествие имело место или происходит в настоящий момент; местоположение клиента, если оно отличается от места происшествия; имя клисітта; номер телефона клиента; адрес клиента.

Вопросам технического совершенствования систем 911 придается в США большое значение. Первым шагом модернизации так называемых «базовых систем 911 являстся оснащение их системами автоматического определения телефонных номеров и местонахож-

дсния абонентов, а также возможности обработки аналоговых и цифровых сообщений. Такие системы получили название К911 (усовершенствованные системы). Считается, что системы 1£911 позволяю! сократить время на обработку приходящего сигнала с 10 до 2 сек.

В целом усовершенствованные системы 911 обладают рядом преимуществ по сравнению с базовыми системами 911:

• уменьшенное время обработки вызова.

• повышенная надёжность;

• совместимость с беспроводным связным оборудованием и возможность сохранения номера мобильного телефона при перемещении на другие территории;

• может работать самостоятельно или в комплексе с системой диспетчеризации вызовов и системой обработки записей;

• встроенные телекоммуникационные устройства для глухих;

• возможность организации телеконференций с участием многих подразделений;

• возможность отображения ранее полученных данных о местоположении вызывающего;

Система компьютеризованной поддержки диспетчерской службы объединяет в себе автоматизированные диспетчерские ресурсы, служащие для обработки вызовов, поступающих в центр связи, и для обработки и распределения данных для всех служб гражданской безопасности и других общественных служб.

Немедленно после поступления вызова на экране отображается вся информация, полученная средствами систем автоматического определения номера телефона, с которого осуществлён вызов, и автоматического определения местоположения вызывающего. Отображается также информация, необходимая для реакции на вызов, включая возможные непредвиденные обстоятельства, особые полномочия, предварительно составленные планы, рисунки и медицинскую информацию. Если оператору потребуется дополнительная информация, он может получить её, манипулируя мышью или «горячими» клавишами

Для эффективной работы систем 911 и всех ее составляющих элементов (полиция, пожарные службы, скорая медицинская помощь) создаются интегрированные (объединенные) сети проводной и радиосвязи, прокладываются специально для нужд служб экстренного реагирования оптоволоконные линии связи, обеспечивающие мгновенный межмашинный обмен между операторами служб 911, диспетчерами полиции, пожарных команд и скорой медицинской помощи. Таким образом, создастся единая сеть для всех составляю-

щих элементов системы 911.

Для обеспечения надежной и оперативной свяш, а также передачи данных с выходом на мобильные терминалы, усыновленные на машинах служб, в условиях города и сельской местности, сошаются интегрированные сети радиосвязи.

Следует сказать, что именно такие интегрированные они связи и передачи данных позволяют придавать подлинный смысл всей системе 911, быстро объединять усилия всех служб, отслеживать использование их сил и средств

Следует отметить, что это позволяет центрам систем 911 также выполнять важные функции при крупномасштабных ЧС. когда требуются согласованные действия различных служб по управлению территорией, проведению эвакуации населения, т е. они начинают выполнять функции наших Центров управления в кризисных ситуациях.

Несмотря на всс успехи, системы 911 имеют и свои специфические проблемы, которые сейчас широко обсуждаются в США.

В частности, практика работы систем 911, рассчитанная на обслуживание звонков именно чрезвычайного характера, показывает, что порядка 50% телефонных обращений к 9-1-1 из общего количества звонивших не являются «чрезвычайными». Системы часто «захлебываются», перегружаются, многие и часто действительно чрезвычайные звонки ставятся в очередь. Пресса отмечает немало случаев, когда такие ситуации приводили к трагическим исходам, когда звонивший не смог «отстоять очередь» к оператору системы 911

Во время президентской компании 1996 года Д. Клинтон часто упоминал перегруженность системы 911, что она стала « жертвой собственного успеха».

Для решения этой проблемы предпринимается ряд шагов. В частности, уже создаются дополнительно к системе 911 системы 311, берущие на себя всс нечрезвычайные звонки. Системы 311 уже введены в Балтиморе, Мэриленде.

Проводится мощная пропагандистская компания, специальные уроки в школах. Предлагается ввести дополнительную плату на телефонные линии, с которых делается более 10 вызовов в месяц на 911.

В Европе системы спасения строятся практически по гем же принципам, что и в США, и на основе однотипного оборудования, но в качестве единого телефонного номера в странах НС принят трехзначный номер 112.

Таким образом, системы 911 и 112 работают 1грсждс всею как мощные информационные центры, распределяя поступающие вызовы по службам экстренного реагирования и контролируя их выпол-

нснис и загрузку сил и средств.

Диспетчерские системы российских служб экстренного реагировании

Московская служба «03»

Станция скорей помощи г. Москвы осуществляет централизованный прием всех вызовов на территории города.

До недавнегс времени вся обработка поступающих вызовов производилась вручную.

Оператор службы «03» задавал вопросы обратившемуся абоненту: возраст, жалобы, адрес и вручную записывал все это на бумажный бланк, который откладывал по заполнении на специальную полку.

Между диспетчерскими столами ходила дежурная, которая собирала эти бланки и отдавала их на стол врачам. Они ставили примерный диагноз и передавали бланки в зал, где другие операторы отправляли вызов непосредственно на ближайшую к пациенту районную подстанцию скорой помощи по обычному телефону.

Эта схема обработки вызовов изменилась с 13 апреля 1998 года, когда операторы сели за компьютеры.

Зал приема вызовов оснащен 55 автоматизированными рабочими местами, из которых: 30 заняты операторами непосредственно принимающими вызовы; 18 — направленны на регионы ( территория города разбита на 9 регионов); остальные - врачи-консультанты, диспетчеры контроля, детские консультанты, диспетчеры.

Оператор заполняет каргу регистрации вызова: фамилия, воз-расі , номер телефона, адрес, симптомы болезни.

Компьютер по набору симгпомов и загрузки бригад определяет номер категории срочности обработки вызова, номер подстанции обслуживания. Нели вызов повторный, то компьютер сразу выводит адрес, если нет, то адрес заносит оператор.

Все эти данные передаются на подстанцию и поступают на экран оператора подстанции.

Пели вызовы касаются пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, палении с высоты, на пожарах, суицидов и ряд др., то оператор нажатием клавиши 1;8 переадресует обслуживание вызова па специальный пульт.

Категории срочност и и нормативное время обслуживания:

I-я категория - до 20 минут (улица, общественные места, 1-я категория обслуживания);

2-я категория - до 30 минут (пограничные - между неотложкой и скорой);

3-я категория - до 60 минут (незкетреиная помощь)

При переадресации для консультации врачей Цстра 03 возможны отказы от выезда бригад скорой (до 70%).

Оперативный отдел поддерживает прямую телефонную связь с милицией, пожарной службой.

В среднем в сутки принимается до 10 тыс. вызовов

Число выездов в сутки - 6-7,5 т ыс.

Число госпитализаций в сутки - до 2 тыс.

Структура вызовов скорой и неотложной помощи по месту вызова

Место вызови

Квартира 83%

Улица Рабочее место 7% 1,6%

Общественное место 3,6%

Ьольница 1,5%

Поликлиника 2%

Прочие 1,3%

Основные показатели деятельности службы «03» за 1998 год

Обращения 2,8 млн.

Выезды 2,0 млн

Средний километраж 16,0

Лосзд до 30 мин (в %) 93

Доставлено в стационар (%) 30

Каждый регион обслуживается определенным числом подстанций скорой помощи. По территории Москвы размещено 52 подстанции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общее количество бригад скорой помощи - 840, из них круглосуточных 654.

Все команды на задействование резервов подстанций (бригад скорой помощи) поступают из 11ентра. Компьютеры 11снтра имеют межстанционную связь с операторами всех подстанций, которые принимают заказы и ведут оборотную сторону карты регистрации вызова - обслуживание вызова.

Реализован принцип межстанционной связи как внутри Центра, так и с его подстанциями.

Всего на центральную станцию скорой помощи города выходит 84 линии свячи, по которым поступают вызовы операторов скорой. Если одновременно выйдет более 84 абонентов, то они получат сигнал «занято».

В оперативном отделе сганции 23 оператора, готовые принять вызов. Если число вызывающих абонентов превышает это число, то они получают от ЛТС станции скорой помощи голосовые сообщения о необходимости ожидания обслуживания.

Центральная станция имеет прямые телефонные линии связи со всеми подстанциями для обеспечения речевой связи.

Передача данных (межмашинный обмен) между Центральной станцией и ее подстанциями осуществляется: сначала по телефонной линии юродской телефонной сети до ближайшей АТС; далее по оптико-волоконной сети фирмы «Голден Лайн» до той городской АТС, к которой подсоединена данная подстанция; далее - по телефонной сети.

Использование оптоволокна вместо обычной телефонной пары обеспечивает резкое увеличение скорости и надежности передачи данных и, соответственно, уменьшает время передачи с 30-40 сек до 2-3 сек.

Основная часть машин бригад скорой помощи (более 600) оснащена отечественными УКВ радиостанциями типа «Маяк» (диапазон 160 МГц, всего выделено 6 частот связи). 168 машин оснащены современными УКВ радиостанциями (аналоговыми) тран-кипговой сети связи типа «Моторола», которые тоже работают в диапазоне 160 МГц (6 частот). Стационарные радиостанции «Моторола» установлены на всех подстанциях для выхода на Центр и для связи с выездными бригадами (при условии оснащения их мобильными станциями «Моторола»).

Транкинговая сеть связи работает в режиме двухчастотного симплекса, реализуемого через ретрансляторы. Осуществляется постоянный автоматический контроль за их состоянием с помощью компьютера на центральной станции.

Радиостанции <« Моторола» обеспечивают (при необходимост и) выход на соответствующие сети радиосвязи служб «01» и «02».

Работа радиостанций «Маяк» (без использования ретрансляторов) крайне затруднена ич-ча малого числа разрешенных рабочих частот, вочможны сбои, постоянной необходимости перезапросов. При выезде нескольких бригад на ЧС ич нескольких регионов возможна полная параличация свячи.

Радиостанции транкинговой сети свячи обеспечивают более качественную и падежную радиосвячь по территории города, выход па телефонную сеть свячи, вочможность установления свячи с лю-

бой бригадой, оснащенной этой станцией, выход бригад и» Петр и

свою подстанцию.

Для обеспечения работы транкипговой сети по территории 10-рода размещены ретрансляторы, соединенные с центральной станцией проводными линиями (из городской телефонной сети). Для обеспечения связи с абонентом осуществляется выход радиостанции на ближайший ретранслятор по ~>фиру, далее по проводу на центральную станцию и на необходимый транслятор, откуда информация вновь по эфиру поступает адресату.

При переездах переключение мобильной станции из одной зоны обслуживания в другую осуществляет центральная станция по мерс продвижения мобильной станции по территории города и се перехода из одной зоны в другую.

К сожалению, средства службы не обеспечивают выхода на базу данных сети связи МГТС, номера телефонов автоматически не

определяются. _

Ист определения местоположения автомашин бригад скорой помощи на территории города. Все определение основано на докладах из машин по рации или с телефонов на свою подстанцию. В условиях плохой связи это малоэффективно.

Служб* спасения Системы общественной безопасности г. Москвы

Служба спасения Системы общественной безопасности при Правительстве Москвы организована с целью комплексного информационного обеспечения городских оперативных и аварийных служб информацией о чрезвычайных происшествиях.

Состоит из Центра оповещения и информационного обеспечения (Информационный центр), групп оперативного реагирования и резервистов.

В задачи Информационного центра Службы спасения входит.

- принимать от граждан, организаций, стационарных и подвижных объектов сообщения и сигналы о любых чрезвычайных происшествиях;

- самостоятельно собирать информацию о чрезвычайных происшествиях;

- обрабатывать и передавать по принадлежности соответствующим городским службам информацию о чрезвычайных происшествиях;

- получать от юродских служб информацию о крупных чрезвычайных происшествиях и ситуациях (обрывы линий электропередач, разливы горючих или ядовитых веществ, разбойные нападения.

угоны автотранспорта и другие);

- информировать по доступным каналам связи население о чрезвычайных происшествиях и ситуациях, создающих угрозу жизни, здоровью граждан, а также имуществу граждан и организаций;

- получать от городских служб информацию о результатах реагирования на переданные им сообщения;

- информировать руководителей городских служб о реагировании подчиненных им подразделений на чрезвычайные происшествия и ситуации, причинах несвоевременного реагирования, эффективности работ по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных происшествий и ситуаций.

Каждая машина ГОР (группа оперативного реагирования) оснащена:

системой «Эскорт» - система навигации и мониторинга подвижных объектов. На машине установлен мобильный терминал, имеющий необходимую базу данных, гсоинформационную систему (карта города). Оператор ГОР видит свое местоположение на карте города (с точностью порядка 100 м), которая обновляется каждые несколько секунд. Один раз в 3 минуты сигналы местоположения данной ГОР поступают в Центр оповещения и информационного обеспечения, где отслеживаются местоположения всех ГОР Службы.

В системе «Эскорт» используется приемник GPS, получающий сигналы со спутников «Навстар», а также;

• радиостанция транкинговой связи аналогового типа «Kenwood» (диапазон 400 МГц) для обеспечения голосовой связи. Выход на Центр и связь с другими ГОР;

• радиостанция мобильной сотовой радиосвязи компании «Би лайн» для связи с экипажами, выхода на городскую телефонную сеть связи;

• радиостанция «СВ» («Citizen Band» - радиосети, использующей часть КВ диапазона 27 Мгц, отведенного радиолюбителям) для выхода на Центр и связи с машинами автовладельцев, оборудованными подобными радиостанциями;

• пейджинговый приемник для приема текстовых сообщений.

Центр оповещения и информационного обеспечения оборудован автоматизированными рабочими местами, оснащенными современными компьютерами Операторы Центра ведут круглосуточный прием по разнородным каналам связи (МПС, сотовой радиосвязи, каналам транкинговой связи, пейджинговой связи, электронной почты, радиосети «СВ», прямым выделенным каналам проводной связи) сообщений от населения, организаций, автовладельцев.

Центр соединен прямыми линиями связи с ГУВД, ГИБДД,

станцией скорой помощи города, службой 01, ЦУКС ГУГОЧС города.

Операторы Центра принимают решения по использованию своих сил экстренного реагирования (ГОР), осуществляют передачу сообщений соответствующим службам экстренного реагирования города (01, 02,03, 04), поисково-спасательным отрядам Г’УГ'ОЧС города. осуществляют ведение дорожной обстановки в городе, отвечают на вопросы, дают справки.

В радиосети «СВ» по 21 каналу осуществляется работа автовладельцев через Центр, по 19 каналу поступают сообщения о дорожной обстановке, 9-й канал используется для передачи сообщений о ЧГ1 на дорогах. Со службой Спасения взаимодействуют бочее 6000 владельцев радиостанций общегражданского диапазона 27 Мгц.

Данные о дорожной обстановке в городе непрерывно поступают от автовладельцев по сотовым телефонам, радиостанциям СВ и после обработки поступают в ГИБДД, ЦУКС ГУГОЧС', электронные средства массовой информации (радиостанция «Авторадио», радиостанция «Серебряный дождь» и др.). Следует отметить широкое и активное привлечение к работе информационного Центра его самой широкой добровольной сети помощников.

Для оперативного выхода на Центр абонентов сотовой связи ряд компаний заранее программируют в продаваемых мобильных телефонных аппаратах краткие трехзначные номера: компании «Би -Лайн» -911; Московской сотовой связи - 007; радиотелефонной системы «Алтай»-999.

В сугки в Центр поступает от 6 до 10 тысяч вызовов. Операторы Центра, в сущности, осуществляют просеивание поступающей информации и направление ее на соответствующие службы экстренного реагирования города.

Из общего количества вызовов лишь 40% имеют непосредственное отношение к одной из существующих оперативных служб (01, 02, 03, 04). Получалось, что остальные обращения людей в силу своего «ведомственного несоответствия» оставались без внимания, хотя ситуации были подчас действительно критическими. В связи с этим, для реакции на подобные обращения, служба спасения, помимо организации информационного центра, создала и свои силы -группы оперативного реагирования (их 7), которые включены в общую систему аварийно-спасательных служб Москвы под эгидой МЧС России.

Служба спасения создала мощную справочную службу и абоненты могут получить практически любую информацию: о прибытии рейсов, о наличие медикаментов в городе, о курсе валют, о прогнозе погоды, вызвать техпомощь и т.д. Однако эти услуги платные.

что позволяет в определенной степени оплачивать содержание и развитие службы. К' платным услугам следует отнести и информационные услуги, представляемые средствам массовой информации (например, данные о дорожной обстановке, поставляемые некоторым радиостанциям).

Служба создана распоряжением мэра Москвы и, хотя в Положении о службе записано, что она финансируется из бюджета города, она в сущности является частной фирмой, существующей на взносы коммерческой структуры АО «Центр гибких технологий» и самофинансировании.

По своей сути Центр выполняет задачи диспетчерской службы города как, например, служба 911 в США, но в отличие от нее Служба спасения еше имеет и свои силы экстренного реагирования.

Необходимо отметить, что самое многочисленное подразделение московской службы спасения - добровольцы. К ним относятся, во-первых, автолюбители, оснащенные радиостанциями СВ диапазона и сотовыми радиотелефонами, которые оперативно передают в информационный центр информацию обо всех ЧГ1 на пути своего движения. Некоторое число помощников проходят специальную подготовку при Службе спасения и в свободное время резервисты выезжают на улицы вместе со спасателями. Их работа и услуги автолюбителей не оплачиваются. Это настоящая безвозмездная помощь городу.

В феврале 1999 года в Москве прошла учредительная Ассоциация Служб спасения городов России, на которой была провозглашена Международная Федерация Служб спасения, в которую вошли Службы спасения городов РФ и стран СНГ (более 30) Это негосударственные структуры.

К сожалению, надо отметить, что существует определенное разногласие и даже противостояние между Службой спасения и органами МЧС города и ее поисково-спасательными отрядами, которое не способствует решению общей задачи по повышению безопасности населения I орода.

Надо отметить, что операторы Службы спасения реагируют на все быт овые происшест вия, а не только на чрезвычайные ситуации.

Организационные вопросы создания ЕДДС

К основным, наиболее сложным сторонам создания ЕДДС относятся организационные вопросы, которые могут включать в себя следующие направления работы:

I. Заинтересованность местных администраций в необходимости создания ЕДЦС.

2. Готовность органов управления ГОЧС на местах предоставить всю необходимую информационную базу о путях создания ЕДДС.

3. Заинтересованность существующих служб экстренного реагирования в создании надстройки, наделенной к тому же контрольными функциями.

4. Использование опыта создания современных диспетчерских служб, особенно транспортных органов.

5. Создание интегрированных сетей связи, специально предназначенных для служб экстренного реагирования

6. Вопросы финансирования рибот по созданию НДДС.

7. Роль коммуникационных компаний.

8. Направления создания ЕДДС.

Аргументы для администрации города в необходимости создания НДДС:

• возможность эффективного повышения уровня общест-

венной безопасности населения города за счет резкого сокращения времени реагирования всех служб города;

• использовать в качестве аргументации опыта работы служб 911 в США и 112 в Европе, а также решение России о присоединении к решению Европейского союза по 112;

• возможность наиболее эффективного использования сил

и средств служб экстренного реагирования города при организации взаимодействия их усилий как на верхнем уровне, так и на месте возникновения ЧС;

• возможность организации действенного, объективного

контроля за действиями служб экстренного реагирования со сторо-

ны местной администрации;

• возможность вовлечения в существующую структуру связи города новейших технологий в области связи и передачи информации:

• возможность последующего сокращения финансовых

затрат на содержание служб экстренного реагирования при повышении эффективности их работы.

Администрация должна также четко понимать, какие решения потребуются с ее стороны:

решение вопросов согласования и распределения усилий, разделения зон ответственности между службами экстренною реагирования юрода и ЕДДС;

предоставление данных для формирования банка данных города (административное деление, наименование площадей и улиц, данные по каждому строению на улицах юрода, данные но насслс-

пик), данные по опасным объектам и материалам в городе, данные по дорожной сеги и т.п.);

объединение усилий по формированию средств финансирования создания ЕДД<';

решение вопросов с коммуникационными компаниями по созданию современной итерированной сеги связи и передачи данных города общей шя всех служб экстренного реаг ирования;

проработка «опросов налогооблажения части населения и организаций города год предоставление дополнительных услуг в сфере общест венной безопасности;

подготовка и принятие необходимых законодательных актов, связанных с создан ием ЕДДС.

На помощь сп стороны федерального бюджета можно в какой-то степени рассчитывать при принятии Федеральной программы создания и развити I ЕДДС в городах России.

Кстати, опыт создания и развития систем 911 в США свидетельствует о прямой и постоянной поддержке в лице Президента США и Конгресса.

Чем мы располагаем при проведении работ по созданию ЕДДС?

В 1998 тду |>ыло подписано поручение Правительства Российской Федерации (от 16.07.98 г. БН-Г14-20705) по вопросу создания ЕДДС в городах России. В нем говорилось о привлечении средств на обеспечение функционирования ЕДДС за счет выполнения платных услуг, в т.ч. проводимых силами спасательных служб и предоставляемых физическим и юридическим лицам, а также за счет увеличения абонентской платы за телефон.

Кончено, за счет только таких услуг профинансировать хотя бы аналог системы 911 невозможно. К тому же повысить абонентскую плату на телефон ввиду неплатежеспособности основной массы населения просго невозможно. Гак, в Москве абонентская плата за кварт ирный телефон составляет 30 руб. в месяц и компенсирует лишь около половины затрат на его содержание компанией. Установка и содержание телефона в сельской местности обходится в три раза дороже, чем в юроде. Село дот ируется за счет абонентов городских сетей. Причем происходит это практически во всех регионах России.

Кыло бы целесообразным создание под эгидой МЧС России за счет госудирсгвенпш'о бюджета показательной ЕДДС в одном из областных юродов России с населением порядка 0,5-1,0 млн. человек и оснастить ЕДДС и I се дежурные службы города современной аппаратурой, проложитI. оптоволоконную есть, связывающую все дежурные службы и и < силы И открыть эту систему желательно чле-

ну Правительства РФ вместе с сенатором от данной области Придать этому хорошую рекламу.

Причем создание такой ЕДДС за счет МЧС России из федерального бюджета подчеркнет заинтересованность и решимость государства в создании таких структур. Кстати, это важно и для понимания необходимости создания ЕДДС и для всех служб же грешим о реагирования.

Именно на этой опытпо-показательной системе отработать все стороны создания и работы ЕДДС, которые могут явиться действительно действенным стимулом к дальнейшему развитию их в городах страны.

Вряд ли целесообразно сразу создавать ЕДДС в масштабе области. Это натребует слишком много средств и породит много трудностей и организационного и технического (особенно в области связи) характера что пагубно скажется и на темпах строительства и на качестве их работы.

И все же создание ЕДДС невозможно решить за счет одною источника финансирования (например, по линии МЧС России), требуется привлечение нескольких источников.

Подсчитано, что создание ЕДДС в городе с населением 500 тыс. человек и наличием телефонной сети города в 100000 номеров требует привлечения примерно 500 тыс. долларов США.

На что нужны деньги? Во многом это определяется: что мы собираемся создать, какую техническую начинку планируем ввести в систему, для решения каких задач и т.п.

Допустим, мы ограничиваемся задачей создания ЕДДС на территории юрода и планируем создание технической основы подобной американской усовершенствованной системе Е911. Вкратце зто означает использование систем автоматического определения телефонного номера автоматического определения местоположения мобильного абонента, транкинговой и сотовой радиосвязи, компьютерной поддержки работы операторов, оптоволоконной сети.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На что потребуются деньги: закупка компьютеров и псри<|>с-рийного оборудования для оснащения Центра и диспетчерских служб экстренного реагирования, приобретение средств связи (стационарных и мобильных), программное обеспечение, создание интегрированной системы связи (стационарной проводной и мобильной радиосвязи), создание банка данных, подготовка операторов ЕДДС, закупка оборудования определения местоположения мобильных объектов служб экстренною реагирования, модернизация телефонной сети юрода под задачи ЕДДС, подготовка здания (помещений) для размещения персонала ЕДДС и I |,УКСа на его основе и др.

Источники финансирования для города:

бюджет города;

средства коммерческих структур города;

средства тел* коммуникационных компаний;

федеральный бюджет.

Местные органы управления ГОЧС должны располагать всей необходимой информацией о целях, задачах и путях создания ЕДДС. Здесь со стороны МЧС России должны быть подготовлены рекомендации по созданию ЕДДС, рекламные видеоролики и плакаты.

Телекоммуникационные компании и компании сотовой радиосвязи должны быть заинтересованы в создании ЕДДС, и прежде всего, в применении современных технологий в связи и передаче данных, в реконструкции телефонных сетей. Это поможет привлечь и иностранный капитал на основе подключения к этим работам известных зарубежных компаний, работающих в этой области (например, «Моторола», «Эрикссон» и др.). Их заинтересованность может опираться на возможность получения доходов, связанных с модернизацией сетей связи и передачи данных.

Создание юлько одной оптоволоконной сети связи в городе позволит также привлечь к ее строительству и использованию средства коммерческих и банковских структур города, которые нуждаются в современных системах связи и передачи данных.

Одними из основных направлений развития национальной информационной инфраструктуры России является всеобщая цифрови-зация электросвязи на основе волоконно-оптических линий связи, а также переход к структуре сети интегрального обслуживания (1ЯОЫ). Так что все работы но ЕДДС, направленные на развитие сетей связи и передачи данных, проводятся, в сущности, в рамках развития сети связи сгрты.

Необходимо признать, что в настоящее время службы экстренного реагирования мало заинтересованы в появлении надстройки над их дежурными службами, наделенной и функциями контроля их деятельности И решение данной проблемы только волевым путем малоэффективно.

Губернатор Курской области подписал постановление о создании ЕДДС на терри ории всей области в 1997 году. Документ призвал активно взаимодействовать не только диспетчерские милиции, пожарных, «скорой» и спасателей, но и жилищно-коммунальные службы города.

Прош.ю два гола, а рано воры идут до сих пор о необходимости нахождения оптимального взаимодействия между ЕДДС и дежурно-диспетчерскими оперативных служб и прежде всего со службами 01 и 02. Каждый сотрудник диспетчерской службы 01 или 02

имеет целый свод кодов, правил, нормативов и типовых документов. Для настоящей совместной работы необходим очень подробный межведомственный документ, а главное — нужны нормативные акты, законодательно закрепляющие порядок вшимодействня. Их до сих пор нет.

Мнения о ЕДДС расходятся. «На самом деле никакой единой службы нет». - считает заместитель начальника оперативною отдела ГУВД майор Андрей Локтионов. «Пели сигнал сначала пойдет на ЕДДС и лишь потом к нам. то с точки зрения оказания оперативной помощи людям пот участок — лишняя трата времени. ПДДС — лишняя структура, только тормозит прохождение сигнала» У представителей Г УВД и УГПС — целый набор вопросов, сомнений и колебаний, во многом вполне оправданных. Много сомнений возникает и при анализе технической структуры ЕДДС.

К тому же в той же ЕДДС Курской области параллельно с современными средствами связи используется снятая с консервации старая техника гражданской обороны, которая вот уже 30—40 лет пылилась почти в каждом колхозе. Старые радиостанции причудливым образом закоммутированы с современными модемами.

Когда говорят о коммутации не просто старых радиостанций, а радиостанций типа Р-105Д, возраст которых подходит к 50летнему юбилею, с современными модемами, то, конечно, эго производит впечатление, но не совсем положительное.

В апреле 1999 года газета «Щит и меч» опубликовала статью о работе дежурных частей ГУВД Москвы. За сутки в «02» поступает до 14 тысяч сигналов, из которых лишь порядка 800 представляют собой сообщения о преступлениях и правонарушениях. А регистрируется в среднем не более 200. Доля неподтвержденных милицией сообщений о криминале составляет три четверти от общего их числа. В 1995 году представители аппарата МВД России проверили службу «02» ГУВД Москвы и оказалось, что в подразделениях происходит сокрытие информации о преступлениях.

Если в 1995 году выявлено 3171 незарегистрированное преступление, то в 1998 году - уже 6500.

Специалисты в МВД России считают, что нужно создавать специальные подразделения для организации контроля и обобщения работы по регистрации заявлений и сообщений о преступлениях. Но их нет и время их появления неизвестно.

Незаинтересованность служб экстренного реагирования (и прежде всего милиции и пожарной службы) проявляется прежде всего в негативном отношении к появлению дополнительною звена управления, стоящего над остальными службами и нацеленною только на решение задач ЧС, да еще с функциями контроля.

11ередко говорится о том, что ЕДДС пытается отстраниться от непосредственной работы с обращениями населения.

Н чем же можно заинтересовать службы экстренного реагирования при создании ЕДДС? Созданием единой интегрированной сети проводной и радио связи и передачи данных. Оснащением на згой основе служб экстренного реагирования современной аппаратурой связи и обра( отки информации.

Дежурные сл; жбы должны убедиться в том, что с оснащением их современной аппаратурой обработки информации и передачи данных не будет ж'какой задержки в передачи экстренных сообщений.

Оснащение и I сил современными средствами связи и определения местоположения мобильных сил позволит реально повысить эффективность их использования без необходимости увеличения их числа.

Они должны убедиться, что появление ЕДДС не лишнее, а необходимое звено в работе с населением, в решении общей задачи повышения уровня общественной безопасности населения в целом. Что наделение ЕД1С функциями объективного контроля работы дежурных служб пойдет на благо самим службам и не заставит их создавать свои ведомственные органы контроля.

Участие служб экстренного реагирования в создании общего банка данных ЕДД( ' позволит и им оперативно обращаться к нему при решении как общих, так и частных задач.

Очень важно на первом этапе создания ЕДДС внимательно присмотреться к имеющемуся опыту в создании современных диспетчерских систем (особенно фанспортных органов) и их технической стороны обеспечения.

Создание ЕДДС не должно являться самоцелью. В его создании должны быть заинтересованы все: местные органы власти, в первую очередь; все службы экстренного реагирования; телекоммуникационные компании, увидевшие в ЕДДС одну из важных основ путей совершенствования систем связи; и главное, чтобы все увидели, что это падежный путь к сокращению числа жертв и экономических потерь при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера.

Ьолее экономично и рационально в интересах города иметь единую интегрированную цифровую сеть проводной и радиосвязи всех служб экстренного реагирования с обеспечением необходимой степени конфиденциальности переговоров и передачи текстовых сообщений. Причем в качест ве линий связи и передачи данных могу! бьпь использованы как сел и городской телефонной сети, созданные оптоволоконных линий связи совместного пользования и линии

радиосвязи.

Такие интегрированные ссги обеспечат передачу необходимых объемов 'жстренной информации в оперативно приемлемые сроки, мгновенный межмашинный обмен информацией с выходом на стационарные и мобильные средства, организацию тесного оперативного взаимодействия между службами.

По такая интег рированная сеть связи потребуется только при создании системы единой диспетчерской службы экстренного реагирования города, объединяющей усилия сил и средств всех 11ЫНС существующих служб экстренного реагирования.

Вот такая взаимосвязь.

Создание таких сетей позволит объединить в необходимой пропорции финансовые средств, выделяемых каждой службе, а также привлечь инвестирования телефонных компаний, ныне не заинтересованных в развитии такой единой службы.

Вместе с тем, без привлечения телефонных компаний к этим проектам решить все финансовые проблемы будет непросто, учитывая то тяжелое финансовое положение, которое сложилось в стране, и тем более в местных бюджетах.

Те средства, которые выделяются каждому ведомству отдельно для создания своих сетей связи и передачи данных, будучи суммированы и направлены на создание единых интегрированных сетей связи и передачи данных, позволят решать задачи более эффективно и в финансовом отношении и в организационном построении системы в целом.

Это требование времени.

Быстрое развитие служб гражданской безопасности в большой степени определяется развитием средств телекоммуникации вообще. Как правило, службы гражданской безопасности базируются па существующие средства телекоммуникаций, например, на городскую телефонную сеть. Однако справедливо и то, что требования со стороны службы гражданской безопасности оказывают определенное влияние на развитие и модернизацию средств телекоммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.