Научная статья на тему 'Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов во Франции'

Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов во Франции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
285
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКРИТИКА / СИНТЕЗ / ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТЫ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАТЕКСТ / ФРАНЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Челышев К. А., Челышева И. В.

Статья посвящена практической реализации синтеза медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов во Франции. Проанализировано состояние медиакритики и медиаобразования во Франции, определены основные направления, тенденции их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов во Франции»

Медиаобразование за рубежом

Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов во Франции *

К.А. Челышев,

студент 4 курса факультета психологии и социальной педагогики,

Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал Ростовского государственного экономического

университета)

И.В. Челышева, кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал Ростовского государственного экономического

университета)

Аннотация: Статья посвящена практической реализации синтеза медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов во Франции. Проанализировано состояние медиакритики и медиаобразования во Франции, определены основные направления, тенденции их развития.

Ключевые слова: медиаобразование, медиакритика, синтез, школьники, студенты, медиаграмотность, медиатекст, Франция.

* статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 14-18-00014 «Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов», выполняемый в Таганрогском государственном институте управления и экономики.

Synthesis of media criticism and media education in the learning process of pupils

and students in France*

Kirill Chelyshev,

student of the Faculty of Psychology and Social Pedagogy,

Anton Chekhov Taganrog Institute (branch of Rostov State University of Economics),

121

Irina Chelysheva,

Anton Chekhov Taganrog Institute (branch of Rostov State University of Economics)

Abstract: This paper is devoted to the practical implementation of the synthesis of media criticism and media education in the learning process of pupils and students in France. The state of media criticism and media education in France, the main directions and trends of their development.

Keywords: media education, media criticism, synthesis, schoolchildren, students, media literacy, media text, France.

Крупнейшими медиаобразовательными научно-исследовательскими центрами во Франции в настоящее время выступают:

- государственный национальный медиаобразовательный центр (с многочисленными филиалами в разных городах Франции) CLEMI - Centre de liaison de l'enseignement et des mediasd'information [http://www.clemi.orgl;

- Исследовательская группа "Дети и медиа" (GRREM: Group de recherche sur la relation Enfants/Medias) [http://www. grrem. orgl;

Региональная ассоциация образовательной молодежной прессы / Association regional press enseignement jeuness - ARPEJ: [http://www.pressealecole.frl; CEMEA: экран и дети [http://www.cemea.asso.fr/multimedia/enfants-medias/l и др.

Деятельность этих организаций тесно связана с медиакритикой, основными функциями которой выступают: аналитическая, идеологическая (политическая), информационно-коммуникативная, просветительская (образовательная), развлекательная (рекреативная), регулятивно-корпоративная, рекламно-коммерческая, эстетическая (художественная), этическая. [Короченский, 2003]. А. Евтушенко отмечает: «В работах французских теоретиков журналистские жанры определяются как категории, используемые журналистами, чтобы охарактеризовать форму, которую принимает их текст. Произведения одного жанра отличаются от других жанров по формальным характеристикам, структуре, целеполаганию, использованию» [Евтушенко, 2006, с. 88].

Выделяются следующие жанры журналистики во Франции:

1. По функциям: breve (заметка), filet (развернутая заметка), compterendu (отчет), entrevue или interview (интервью), reportage (репортаж).

2. По способу сбора информации: заметка - за исключением заметок, при подготовке которых присутствие журналиста на месте события необязательно, а также отчет, интервью и репортаж относятся к жанрам «полевой» журналистики («журналистики на месте события»).

3. По методу отражения действительности информационные жанры делятся на: - жанры, которые построены на основе информации, полученной от информационных агентств: заметка, развернутая заметка, mouture («помол»), montage (монтаж);

- жанры, которые основаны на информации, собираемой или исследуемой журналистом (отчет, репортаж, интервью, а также портрет и расследование).

4. По позиции журналиста: объективная (заметка, отчет, репортаж, интервью, портрет и т.д.).

5. Классификация по функциям:

- по функции информирования: bréve (заметка), filet (развернутая заметка), compte-rendu (отчет), интервью, репортаж.

6. По виду информации:

- чистая (факты без всякого журналистского анализа): заметка, развернутая заметка, отчет, репортаж, «помол», «монтаж»;

- описательная: (описание происходящего через общественное отношение или психологическую обусловленность): интервью, письмо-мнение, портрет.

7. По структуре:

- простые: с четко выраженными признаками одного жанра (заметка, filet, отчет, интервью);

- синтетические: включают в себя элементы различных жанров (репортаж) [Евтушенко, 2006, с. 89].

Основные тенденции развития медиакритики во Франции во многом перекликаются с мировыми, и соответствует классификационным параметрам медиакритического подхода, которые, по мнению А.П.Короченского, дифференцируется (в зависимости от характеристик субъектов творческо-критической деятельности, содержания критических произведений и объектов их воздействия) на три взаимопроникающие и взаимосвязанные вида - академическую, профессиональную (внутрикорпоративную) и массовую медиакритику, которые образуют в совокупности триединство, представляющее собой одно из базовых свойств медиакритики как явления журналистики [Короченский, 2003, с.8].

Деятельность многих центров французского медиаобразования имеет тесную взаимосвязь с медиакритическими аспектами изучения произведений медиакультуры (медиатекстов). Эта взаимосвязь отражается в работе киноклубов, создании собственных печатных изданий, интегрированных и факультативных занятиях по медиаобразованию и т.п.

Первым известным печатным изданием, посвященным проблемам кинематографа был журнал «Cine-Club», выход которого состоялся еще в 20-х годах ХХ века. Основателем журнала стал французский кинематографист Л.Деллюк. Главную идею издания он видел в популяризации кинематографа в молодежной аудитории, поощрении познавательных интересов молодых кинозрителей [Свистелкин, 2003].

Еще одно из самых известных французских журналов, посвященных проблемам кио/медиакриики - «Позитив» («Positif»), первый номер которого увидел свет в 1952 году. Этот журнал был основан Л.Шарденом.

Известное французское издание - «Кинематографические тетради» («Les Cahiers du cinéma») возникло в 1951 году, благодаря своим основателям Андре Базену, Жаку Дониоль-Валькрозу и Жозефу-Мари Ло Дюку. Авторами журнала были, в том числе и участники киноклуба «Латинский квартал» и «Объектив 49» - Жан Кокто, Робер Брессон и др. Это издание публиковало материалы по теории и истории кинокритики, статьи на злободневные киноведческие темы, посвященные авторскому кинематографу, а также знакомило французских кинозрителей с лучшими зарубежными фильмами. С данным изданием связаны также имена таких авторов как Ж-Л. Годар, Э. Ромер, Ф.Трюфо, К. Шаброль и др.

В 1960-е годы данное издание связывалось с кинематографом «новой волны», авторским кинематографом. «Кино «новой волны» не было массовым кино. Это было кино левой интеллигенции и студенческой молодежи. Оно прокатывалось через сеть киноклубов, которые были широко распространены в 50-е — 60-е годы во Франции и оказывали огромное идеологическое воздействие, но на довольно узкий слой населения» [Тарасов, 20061.

Вообще, киноклубное движение во Франции имеет достаточно длительную и интересную историю. Первые киноклубы появились во Франции в 20-е годы ХХ столетия. Основными формами работы французских киноклубов были организация кинопросмотров, лекции и дискуссии. К примеру, изучение эстетического своеобразия кинопроизведений была посвящена деятельность «Клуба друзей седьмого искусства» («Club des Amis du Septième Art»), которая началась в 1920 году.

Инициатором создания этого киноклуба был французский кинокритик Р. Канудо. Основной аудиторией этого киноклуба были ценители высоких образцов кинематографического искусства. В те же годы открылось киноклубное объединение «Синеклуб» («Cine-Club»), который возглавил известный режиссер Л. Деллюк.

Еще один киноклуб «Друзья Спартака» имел несколько другой подход к вопросам целевой аудитории. Этот клуб посещали, в основном, участники пролетарского происхождения, а в репертуаре были фильмы. В том числе, и запрещенные к показу (большинство из них было снято в молодой Советской республике). Кроме киноклубов в центральных городах Франции открывалось и множество провинциальных киноклубов.

Иными словами, в этот период выделилось два основных подхода к медиаобразовательному процессу в киноклубах: «Одни отдавали предпочтение зрителю, имеющему определенный социальный и образовательный уровень, тогда как другие видели свою цель в работе с

широкой публикой. Но, говоря об этих подходах, нужно заметить, что программы, предлагаемые вышеназванными организациями, были примерно одинаковы. Вот почему в 1924 году произошло объединение Киноклуба и Клуба друзей седьмого искусства в единую организацию, которая стремилась познакомить зрителя: с фильмами, малоизвестными широкой публике; с лентами французского авангарда; с произведениями, запрещенными цензурой (как, например, «Броненосец Потемкин» С.Эйзентштейна)» [Свистелкин, 2004].

Данные подходы, как нам представляется, выступили важными факторами к определению концептуальных подходов - в частности -эстетическому и критическому. По мнению Н.Ф.Хилько «еще в 20-е годы XX во медиаобразование во Франции было направлено на критическое, активное осмысление средств массовой информации (в то время - в основном кинематографа и прессы) и развитие творческих способностей аудитории, школах оно долгое время было факультативным [Хилько, 2004, с. 28]. Развитие эстетического подхода постепенно вытеснили положения позиции развития критического мышления, которая выступает одной из основополагающих во французском медиаобразовании.

Как и во многих странах мира, медиаобразование во Франции в первой половине ХХ столетия было связано с развитие практического концептуального подхода. Фундаментальные подходы к использованию медиматериалов (прессы и кинематографа) были представлены в 1920-х годах в концепции «Новая школа», организатором которой стал известный педагог С.Френе. Изучение кино- и фототехники, самостоятельная съемка, выпуск самодеятельных газет и журналов, использование медиа в школьном обучении в качестве наглядного учебного материала - все эти составляющие также были характерны для французского медиаобразования. Эти и другие проблемы обсуждались на страницах журнала «Кино и образование» (Cinéma et Education), конгрессах, в которых принимали участие как профессиональные режиссеры, журналисты, кинокритики, так и представители киноклубов и учреждений образования. Значительный вклад в эту деятельность внес Французский Союз региональных кинообразовательных отделений (Union française des offices du cinéma éducateur laique, или сокращённо - U.F.O.C.E.L.), одним из важных направлений работы которого была организация детских киносеансов с показом учебных фильмов различной тематики.

Ко второй половине ХХ века во Франции сложилось три основных направления медиаобразовательного процесса. Первое было связано с усилением так называемого движения «синефилов», которые отвергали всякие попытки внедрения и изучения «их искусства» (т.е. кино) в образовательном процессе, второе связывалось с политизацией деятельности киноклубов, а третье - с традиционными попытками педагогов включить

элементы кинообразования в учебный процесс школы и вуза [Юрченко, 2011, с. 80].

В настоящее время во Франции выпускается несколько печатных изданий, предназначенных для разных групп населения, в которых представлены материалы о кинематографе. К ним можно отнести журнал «Studio Ciné Live». На страницах издания читателям предлагаются исследования и аналитические статьи для широкого круга читателей. Еще один журнал о кинопремьерах на французском языке - «Première» относится к популярным изданиям об искусстве кино и новинках музыкальной культуры.

Анализ произведений медиакультуры имеет важное значение и в медиаобразовательной практике Франции. Примером здесь может служить проект «Введение в аудиовизуальную культуру», в рамках которого школьники изучают различные формы медиа (прессу, рекламу и т.п.).

Также наиболее тесная связь медиаобразования с изучением основ медиакритики осуществляется на традиционных Неделях прессы в школе, которые проводятся в образовательных учреждениях с 1976 года. В рамках этого мероприятия учащиеся изучают печатные медиа, радио и телевизионное вещание. В процессе медиаобразования учащиеся «сами должны изучать способы функционирования медиа путем «обучения» через деятельность, в том числе в цикле имитационных творческих заданий (т.е. заданий, имитирующих процесс создания медиатекстов различных видов и жанров)» [Хилько, 2004, с. 30].

Современные дети и подростки Франции с ранних лет приобщаются к печатным периодическим изданиям. Эти традиции также имеют многолетнюю историю. Так, по свидетельству С.А. Петровой, «французские подростки почти не читают книги, особенно классические произведения, зато 75% из них покупают журналы (среди 11-17 летних много любителей просматривать, в среднем, 6 печатных изданий). Во Франции нет ни одной семьи, где бы не выписывался хотя бы один журнал для ребенка, вне зависимости от ее материального благополучия и уровня образования родителей. Около 120 изданий выпускаются сегодня во Франции более чем 30 издательствами и распространяются через киоски и по подписке» [Петрова, 2008].

И хотя с развитием информационных технологий, с большинством материалов периодической прессы детская аудитория знакомится в интернете, интерес к ней остается неизменно высоким. Впервые «нелинейный» способ чтения прессы для детской аудитории появился благодаря издательству «Милан», выпустившему в 1998 году первый электронный журнал для детей, который вобрал в себя возможности традиционных печатных и новых информационных технологий. Отличие электронной версии от традиционного детского журнала, состоит в

использовании флэш-технологий, анимации, гипертекста и других возможностей, которые способствуют активизации интереса детской аудитории к печатному материалу. Учитывая снижение интереса школьников и молодежи к традиционным книгам и журналам, «издатели журналов на CD отходят от традиционного представления печатного журнала, предлагая множество вариантов прочтения текста, увеличивая количество сюжетов и мнений, соединяя множество ритмов чтения и понимания текстового и иллюстративного материала» [Петрова, 2008] .

Во многом популярность периодической прессы обусловлена историческими тенденциями развития французского медиаобразования, которое, как известно, еще в 20-х годах ХХ столетия признавалось действенной стороной социально-культурного образования подрастающего поколения. С этим фактором связана активная деятельность детской самодеятельной журналистики: практически в каждой французской школе издавались собственные печатные издания. Позже проблемы школьной журналистики стали важным направлением деятельности Ассоциации «Пресса - Информация - Молодежь» (Association Presse - Information -Jeunesse), возникшей в 60-х годах ХХ века.

Тогда же, в 60-х годах благодаря инициативе Лионского Института языков и Лионского Католического университета, медиаобразование было внедрено в образовательные программы в 200 начальных и 100 средних школ, и уже в 1976 году оно было официально признано в качестве полноценного сегмента Французского национального учебного плана средних учебных заведений. Существенную роль в развитии французской медиапедагогики сыграла деятельность Центра связи образования и средств информации - CLEMI (Centre de liaison de l'enseignement et des moyens d'information), осуществляемая при поддержке Министерства образования.

Медиаобразование на материале прессы - это не только чтение печатных материалов, но и самодеятельное медиатворчество. Еще со времен С.Френе издание школьных печатных изданий тесно связывалось с созданием школьниками собственных текстов. Ж.Гонне - известный деятель в области медиакритики и медиаобразования, разработал рекомендации по созданию самодеятельной школьной газеты, в которой обосновал такие существенные моменты, как определение содержания, тематики, оформление и подача материала и т.п. В рекомендациях Ж.Гонне [Гонне, 2000] также обращает внимание школьников на типологию подачи информации, которую необходимо учесть юным журналистам. Так, школьники узнают, что эффективность журналистского стиля, подготовка качественного материала во многом зависит от типов подачи информации «подавать материал сжато, обобщенно и объективно; сопровождать материал пояснениями; дать свою интерпретацию, выражая лишь свое собственное мнение.

Каждый из перечисленных типов подачи материала может служить критерием для различения журналистских жанров:

- «если информация подается сжато и объективно, то материал принимает вид информационного сообщения, репортажа, отчета или, возможно, интервью;

- если информация сопровождается пояснениями, то речь идет об анализе, комментарии или журналистском расследовании;

- если информация будет сопровождаться оценками, то журналист пишет, в зависимости от ситуации, критическую статью, редакционную статью (ее обычно пишет руководитель газеты, главный редактор), заметку (коротенькую статью, иногда - в рамке, в которой говорится о каком-нибудь актуальном событии, часто в юмористической форме) или хронику (статьи в регулярно выходящей рубрике, которые подписываются, как правило, одним и тем же именем). Журналистский стиль происходит из той же идеи, что и стиль рекламный: привлечь и удержать внимание читателя, например, удивить или позабавить его» [Гонне, 2000].

Медиатворческая деятельность, состоящая в том числе - и в подготовке для самодеятельной прессы рецензий о просмотренных фильмах, компьютерных играх и т.п., играет важную роль в развитии критического мышления учащихся, расширении их кругозора, активизации познавательных интересов. Неслучайно А.В.Федоров считает, что «медиаобразование на материале прессы традиционно самая сильная сторона французской модели медиаобразования. Именно в этом направлении осуществляется львиная доля деятельности ^ЕМ1, проходит большая часть ежегодных конференций и семинаров. Очаги медиаобразования на материале прессы есть практически во всем французских школах» [Федоров, 2009, с. 47].

Современное медиаобразование тесно связано с гражданским воспитанием подрастающего поколения. Эта задача выдвинута одной из главных Центром связи образования и средств информации - СЬЕМГ. Данная организация внесла существенный вклад в развитие интегрированного медиаобразования во Франции. Продуктивность деятельности СЬЕМГ доказали исследования, которые были проведены в 1994-1996 гг. «В программе участвовали 55 учителей и сотни учащихся из нескольких коллежей и лицеев. В частности, школьники выполняли цикл практических заданий, связанных с созданием газет, радио/телепередач (редактирование и сравнение текстов, создание программ новостей и т. д.]. Были разработаны специальные анкеты, проводились педагогические наблюдения (по отношению как к учащимся, так и к их педагогам]. Результаты исследования в классах, охваченных медиаобразованием, сравнивались с результатами исследования «немедиаобразованной» аудитории. В итоге было доказано, что медиаобразование улучшает медиакомпетентность учащихся, их умение

работать в коллективе, мотивацию к обучению, способность создавать собственные медиатексты и т. д. С другой стороны, оказалось, что интегрированное медиаобразование благотворно сказалось и на профессиональных успехах педагогов - на их умении вести занятия в форме диалога, с использованием современных технологий» [Федоров, Новикова, 2007, с. 30].

А.П.Короченский отмечает, что «журналистская критика средств массовой информации представляет собой общение с аудиторией, в процессе которого на основе анализа, интерпретации и оценки медиатекстов, жанрово-стилевых форм их воплощения оказывается влияние на восприятие медийного содержания публикой, на представления о материальном и духовном мире, формирующиеся в сознании получателей массовой информации» [Короченский, 2004]. И одной из главных задач во французском медиаобразовании выступает развитие критического отношения к медиа. Это означает, что подрастающее поколение должно не только научиться критически воспринимать и осмысливать произведения медиакультуры, но и осознавать, какую роль она играет в окружающем социуме. Тесная связь этой задачи с социальным воспитанием актуализирует использование в медиаобразовательном процессе методов и приемов медиакритики, умений осуществлять анализ медиатекстов различных видов и жанров, распознавать их социокультурный и социально-политический контекст. Соответственно, можно предположить, что дальнейшее развитие медиаобразования во Франции и в дальнейшем будет тесно взаимосвязано с научными исследованиями и практическими разработками в области медиакритики, перспективность которой не вызывает сомнений в современном информационном пространстве.

Литература

Гонне Ж. Как издавать газету: практические советы. М., 2000. httD://www.v npress.ru Евтушенко А. Информационные жанры во французской теории журналистики и на страницах периодики Франции // Журналистика и медиаобразование в XXI веке. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. 368 с.

Короченский А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики. Автореф. ... д-ра фил. наук. СПб., 2003. 40 с.

Короченский А.П. Регулятивная роль медиакритики // Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России. М.: Галерия, 2004. http://evartist.narod.ru/text19/035.htm.

Петрова С.А. Франция: сегмент детской прессы в интернете / Медиаскоп. 2008. № 1. http ://www.mediascope.ru/node/66.

Свистелкин А. В. Медиаобразование во Франции // Федоров А.В. Медиаобразование в зарубежных странах. Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. С.119-145. Тарасов АН. Страна Икс. М.: АСТ; Адаптек, 2006. C. 323-345.

Федоров А.В. Медиаобразование в зарубежных странах. Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. 238 с.

Федоров А.В. Современное медиаобразование во Франции и России (2000-2009) // Инновации в образовании. 2009. № 11. C.44-68.

Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование во Франции в начале XXI века // Медиатека. 2007 № 4. С. 28-31.

Экология культуры и творчества в экранном медиаобразовании / Под ред. Н.Ф. Хилько. Омск: Изд-во Сибир. филиала Росссийского ин-та культурологии, 2004. 110 с. Юрченко О.П. Медиаобразование во Франции: исторический аспект // Инновации в образовании. 2011. № 8. С.67-78.

Refefences

Ecology of culture and creativity in the screen media education / ed. NF Khilko. Omsk: Siberian. branch of Russian Institute for Cultural Research, 2004. 110 p. Fedorov, A. Media education in foreign countries. Taganrog: Kuchma, 2003. 238 p. Fedorov, A. Modern media education in France and Russia (2000-2009) // Innovation in Education. 2009. № 11, pp.44-68.

Fedorov, A., Novikova, A. Media education in France at the beginning of the XXI century // Mediatheque. 2007 № 4, pp.28-31.

Gonnet, J. How to publish a newspaper: practical advice. 2000. http://www.ynpress.ru/ Korochensky, A. Media criticism of the theory and practice of journalism. Ph.D. dissertation. St. Petersburg, 2003, 40 p.

Korochensky, A. Regulatory role of media criticism // Self-regulation of the journalistic community. Experience. Problems. Prospects for the formation in Russia. Moscow: Gallery, 2004. http ://evartist.narod.ru/text 19/035.htm

Petrova, S. France: a segment of the children's press in the Internet // Mediascope. 2008. № 1.: http ://www.mediascope.ru/node/66.

Svistelkin, A. Media Education in France // In: Fedorov, A. V. Media education in foreign countries. Taganrog: Kuchma, 2003, pp.119-145. Tarasov, А. The country X. Moscow, 2006.

Yevtushenko, A. Information genres in the French theory of journalism and in the pages of periodicals France // Journalism and Media Education in the XXI Century. Belgorod University, 2006 . 368 p.

Yurchenko, O. Media Education in France: historical aspects // Innovation in Education. 2011. № 8, pp.67-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.