Научная статья на тему 'СИНТЕЗ ДЕПРЕССОРНОЙ ПРИСАДКИ НА ОСНОВЕ СОПОЛИМЕРОВ СТИРОЛА С АЛКИЛМЕТАКРИЛАТОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫЕ СВОЙСТВА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА'

СИНТЕЗ ДЕПРЕССОРНОЙ ПРИСАДКИ НА ОСНОВЕ СОПОЛИМЕРОВ СТИРОЛА С АЛКИЛМЕТАКРИЛАТОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫЕ СВОЙСТВА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
315
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗИМНЕЕ ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО / ГИДРООЧИЩЕННОЕ ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО / ПРЕДЕЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА ФИЛЪТРУЕМОСТИ / ДЕПРЕССОРНАЯ ПРИСАДКА / АЛКИЛМЕТАКРИЛАТЫ / ЖИРНЫЕ СПИРТЫ / СТИРОЛ / СПЕКТРОСКОПИЯ

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Мавлонов Шоҳрух Бобохон Ўғли

В статье изучено влияния присадок синтезированных на основе сополимеров стирола с алкилметакрилатом на низкотемпературные свойства дизельного топлива. Результаты исследования показали, что синтезированные депрессорные присадки 0,1% концентрации дизельного топлива предельная температура фильтруемости была снижена с -7 оС до -18 оС, а температура застывания - с -14 оС до -28 оС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Мавлонов Шоҳрух Бобохон Ўғли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNTHESIS OF COPOLYMERS BASED ON ALKYLMETACRYLATES AND THEIR INFLUENCE ON LOW TEMPERATURE PROPERTIES OF DIESEL FUELS

The article was prepared on the conducted test of the effect of additives synthesized by alkyl methacrylate on the low-temperature property of diesel fuel. The effect of the synthesized additives on n-paraffins in diesel fuel has been studied. The results of the study showed that both synthesized depressant-dispersant additives had a strong inhibitory effect on diesel fuel, while the threshold filtration temperature of 0.1% diesel fuel was reduced from -7 оС to -18 оС, and the pour point - from -14 оС up to -28 оС.

Текст научной работы на тему «СИНТЕЗ ДЕПРЕССОРНОЙ ПРИСАДКИ НА ОСНОВЕ СОПОЛИМЕРОВ СТИРОЛА С АЛКИЛМЕТАКРИЛАТОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫЕ СВОЙСТВА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА»

A UNiVERSUM:

Л ТЕ>

№ 2 (95)_ДХ ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ_Февраль. 2022 г.

DOI - 10.32743/UniTech.2022.95.2.13131

СИНТЕЗ ДЕПРЕССОРНОЙ ПРИСАДКИ НА ОСНОВЕ СОПОЛИМЕРОВ СТИРОЛА С АЛКИЛМЕТАКРИЛАТОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫЕ СВОЙСТВА

ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Мавлонов Шохрух Бобохон угли

докторант,

Бухарский инженерно-технологический институт, Республика Узбекистан, г. Бухара E-mail: [email protected]

SYNTHESIS OF COPOLYMERS BASED ON ALKYLMETACRYLATES AND THEIR INFLUENCE ON LOW TEMPERATURE PROPERTIES OF DIESEL FUELS

Shokrukh Mavlonov

Post-doctoral student, Bukhara Institute of Engineering and Technology, The Republic of Uzbekistan, Bukhara

АННОТАЦИЯ

В статье изучено влияния присадок синтезированных на основе сополимеров стирола с алкилметакрилатом на низкотемпературные свойства дизельного топлива. Результаты исследования показали, что синтезированные депрессорные присадки 0,1% концентрации дизельного топлива предельная температура фильтруемости была снижена с -7 оС до -18 оС, а температура застывания - с -14 оС до -28 оС.

ABSTRACT

The article was prepared on the conducted test of the effect of additives synthesized by alkyl methacrylate on the low-temperature property of diesel fuel. The effect of the synthesized additives on n-paraffins in diesel fuel has been studied. The results of the study showed that both synthesized depressant-dispersant additives had a strong inhibitory effect on diesel fuel, while the threshold filtration temperature of 0.1% diesel fuel was reduced from -7 оС to -18 оС, and the pour point - from -14 оС up to -28 оС.

Ключевые слова: зимнее дизельное топливо, гидроочищенное дизельное топливо, предельная температура филътруемости, депрессорная присадка, алкилметакрилаты, жирные спирты, стирол, спектроскопия.

Keywords: winter diesel fuel, hydrotreated diesel fuel, limiting filtration temperature, depressant, alkyl methacrylates, fatty alcohols, styrene, spectroscopy.

В современной нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности основная задача является рациональное использование моторных топлив, повышение их качества и расширение ресурсов. Известно, что основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются автомобили, котельные и тепловые электростанции, промышленные предприятия, то есть все объекты, использующие нефтепродукты: дизельное топливо и мазут.

В связи с постоянным увеличением расхода дизельного топлива особое внимание уделяется снижению токсичных выбросов в атмосферу, а также улучщению низкотемпературных свойств. Эта задача является актуальной как для Республики Узбекистана, так и для всех промышленно-развитых стран. В настоящее время важным решением этой проблемы является повышение требований к качеству товарного дизельного топлива. В современной экономике

одной из самых актуальных задач является постоянное повышение эффективности производства при одновременном повышении качества продукции и экологической безопасности, улучщение эксплуатационных свойств в аномалных условиях [1, 2].

При производстве дизельного топлива на НПЗ, помимо эксплуатационных характеристик, особое внимание уделяется повышению низкотемпературных и экологических показателей.

Наиболее важными эксплуатационными характеристиками двигателей внутреннего сгорания являются надежность, топливная экономичность и экологическая безопасность, которые зависят от сочетания конструктивных и эксплуатационных факторов, а также от качества топлива содержащий эффективный депрессорный присадок [3].

Экологические свойства топлива играют важную роль не только в общем количестве серы, но и в его

Библиографическое описание: Мавлонов Ш.Б. СИНТЕЗ ДЕПРЕССОРНОЙ ПРИСАДКИ НА ОСНОВЕ СОПОЛИМЕРОВ СТИРОЛА С АЛКИЛМЕТАКРИЛАТОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫЕ СВОЙСТВА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. 2022. 2(95). URL: https://7universum. com/ru/tech/archive/item/13131

№ 2 (95)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

февраль, 2022 г.

низкотемпературных свойствах. Однако проблема не может быть решена без использования депрес-сорной присадки, что является наиболее совершенным, экономичным и эффективным способом получения высококачественного дизельного топлива [4].

Исследования показали, что применение де-прессорные присадки значительно снижают граничные температуры затвердевания и фильтрации дизельного топлива и мало влияют на его температуру помутнения. То есть эта температура долгое время была основным критерием определения пригодности топлива для использования в зимнее время.

При изучении синтеза депрессора определяется, что решающее значение депрессора начинается не с температуры мутности, а от температуры затвердевания топлива и температуры плавления и трения, предела температуры фильтруемости.

Известно, что углеводороды, влияющие на свойства дизельного топлива при низких температурах, представляют собой н-алканы простой структуры, которые имеют большое количество атомов углерода в цепи. Для улучшения низкотемпературных свойств дизельных фракций используются снижение концентрации н-парафина или депрессорные присадки. Включение депрессорных присадок в состав ДТ позволяет расширить диапазон его использования в условиях холодного климата [5, 6].

В настоящее время присадки на основе сополимеров стирола с алкилметакрилатом отличаются от других присадков тем, что реакцию проводят в нормальной атмосфере и при температурах 60-80 °С, что не требуют такой сложной технологии. Исходя из выявленных актуальных проблем, цели настоящего исследования является синтез сложных эфиров на основе метакриловой кислоты и жирных спиртов, и изучение влияния сополимера стирола и алкилмета-крилатов на свойства дизельного топлива при низких температурах.

Синтез алкилметакрилатов осуществляли путем этерификации. Реакцию проводили в трехгорлых колбах, снабженной мешалкой и термометром. Колбу наполняли 14,4 г метакриловой кислоты и 27,4 г синтетического жирного спирта С10 в соотношении 1:1. Потом смесь медленно нагревается, по каплям добавляют 2,5 мл 80% серной кислоты. Реакционную смесь в колбе нагревали при атмосферном давлении 80°С, перемешивая в течение 3 часа. Затем реакционную смесь охлаждали до комнатной температуры 20-25 °С. После окончания реакции для нейтрализации непрореагировавшей акриловой кислоты использовали концентрированный раствор карбоната натрия.

В процессе нейтрализации к синей лакмусовой бумаге добавляли концентрированный раствор карбоната натрия, ранее добавленный к эфирной части смеси, медленно перемешивая жидкость стеклянной палочкой, пока индикаторная бумага не стала красной. Отделение диоксида углерода в смеси привело к образованию пены в нем. Полученный сложный эфир отделяли от нижнего водного слоя в воронке Бюх-нера и фильтровали через пористую фильтровальную бумагу. После фильтрации образовался сложный эфир акриловой кислоты, а выход реакции составляло 37 г (89,0%).

Реакции сополимеризации стирола с алкилме-такрилатом проводили в растворе присутствии радикального инициатора. Сополимеризацию мономеров стирола и децилметакрилата проводили в стеклянных ампулах путем дегазации при температуре 70 °С. Суммарная концентрация мономеров в растворе изменена с 0,8 до 6,4 ммоль/г. Концентрация инициатора (ДАК) варьировалась от 0,3 до 1,0%. В качестве растворителей использовали диоксан, бензол, толуол и ДМФА. На определение сложно эфирных групп был рассчитан средний состав сополимеров, полученных при различных конверсиях со-мономеров. Для сополимеризации ряда синтезированных стирола с алкилметакрилатов состав сополимера определял на ИК-спектрофотометре, по взаимодействию сигналов карбонильных групп (для идентификации сигналов использовались спектры гомополимеров). Когда в процессе сополимеризации достигалась определенная конверсия мономеров (в диапазоне 15-45%), реакционную массу разбавляли бензолом и полимер осаждали в изопропило-вом спирте. Затем полимеры сушили в вакууме (20 °С) до постоянной массы.

Структура сополимеров проверена на приборе ИК-спектроскопии Shimadzu ГОЛШш1у-18. Сравнивая ИК-спектры сополимера ДМА-СТ с мономером ДМА, можно четко увидеть частоты поглощения сополимера в ИК-спектре, которые характерны для содержащихся в нем фрагментов. 1166,93 см-1 поле поглощения С-С-связь с валентными колебаниями, 1456,26 см-1 с колебаниями СН2 алкильной группы, 1734 см-1 с частотой валентных колебаний карбонильной группы в сложноэфирной группе, 2866,22 см-1 и 2958,80 см-1 относятся к валентным колебаниям СН3 групп. Следует отметить, что ИК-спектр сополимера не содержит частоты 16401660 см-1 С=С групп, наблюдаемой в спектре мономера. (рис. 1).

№ 2 (95)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

февраль, 2022 г.

Рисунок 1. ИК - спектр сополимера стирола с децилметакрилатом (СТ-ДМА)

Кроме того, в ИК-спектре сополимера присутствуют две интенсивные частоты в диапазоне 700800 см-1, которые также присутствуют в спектре сти-ролных звеньев. Это связано с деформационными колебаниями 5 групп СН в ароматическом кольце вне плоскости, причем в области 1000-1259 см-1 наблюдаются интенсивные частоты, эти частоты также присутствуют в спектре сополимера.

Изучили механизм действия синтезированных присадок на дизельное топливо. Компоненты дизельного топлива н-парафины определяются стандартно методом оптических исследований. Морфологию кристаллов парафина наблюдали с помощью поляризационного микроскопа BX41-POLYMPUS.

а) ДТ без присадки

б) ДТ с присадкой

Рисунок 2. Выявление морфологии кристаллов парафина DO на поляризационном микроскопе BX41-POLYPUS

№ 2 (95)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

февраль, 2022 г.

Образцы сначала нагревают до 50 °С, а затем охлаждают до 10 °С в течение 5 минут. Небольшое количество кристаллов парафина загружали на стеклянную пластину на центральном стеклянном медном основании. Во время измерения температуру медного каскада контролировали в циркуляционной ванне при 10 °С (рис. 2).

Механизм действия депрессорных присадков связан с влиянием их парафинов на процесс кристаллизации. Отличительной структурной особенностью макромолекул сополимеров (модификаторов кристаллов парафинов) является смесь длинных линейных насыщенных углеводородных цепей и полярных функциональных групп. Из-за структурного сходства парафинов и линейно насыщенных частиц под микроскопом наблюдалась координация аддитивных макромолекул на поверхности зародышей кристаллов парафина. Дальнейший рост кристаллов парафина тормозится наличием полярных групп или разветвленных стыков макромолекул. В результате

кристаллизация парафина начинается при более низкой температуре или продолжается за счет образования небольших агрегатов, состоящих из стабильной кристаллической модификации парафина. Кристаллизация парафинов в виде наиболее стабильной кристаллической фазы в значительной степени препятствует слипанию кристаллов, образующихся в мезофазе во время кристаллизации керосиновой фракции.

Изучить влияние синтезированных присадок на свойства дизельного топлива при низких температурах. При проведении экспериментов для данного исследования мы использовали дизельное топливо ООО «Бухарский НПЗ», в которое не добавлялась гидроочищенная присадка. Влияние синтезированных присадок в различных концентрациях (0,1 -0,5%) на их свойства при низких температурах при добавлении к гидроочищенным дизельным топливам, производимым на Бухарском НПЗ (табл. 1).

Таблица 1.

Влияние синтезированных присадков на свойства дизельного топливо при низких температурах

№ Название образца Присадка, масс.% Температура помутнение, Температура застывания, Предельная температура фильтруемости, ^

1 Зимний расход дизельного топлива - минус 5 минус 25 минус 15

2 Дизельное топлива без присадков - минус 4 минус 14 минус 7

3 №1 присадка 0,1 минус 5 минус 21 минус 17

0,5 минус 5 минус 25 минус 23

4 №2 присадка 0,1 минус 5 минус 27 минус 18

0,5 минус 5 минус 28 минус 19

Примечание: присадка №1 - сополимер Децилметакрилат-стирол ДМА-СТ (90:10); присадка №2 - сополимер Децилметакрилат-стирол ДМА-СТ (85:15);

Как видно из таблицы 1 , положительные результаты были получены при смешивании гидроочищен-ного дизельного топлива с различными количествами (0,1-0,5 масс.%) синтезированных присадок до температур застывания и предельная температура филь-труемости. При испытаниях в лаборатории максимальная температура застывания составляет -21 °С для добавления 0,1% к дизельному топливу из присадки №1, максимальной предел температуры филь-труемости составляет 12 0С, максимальная температура затвердевания составляет -17 °С, для добавки 0,5%, предел температуры фильтруемости составляет -23 °С. При добавлении 0,1% присадка №2 к ди-

зельному топливу максимальная температура заты-вания снижается от -14 оС до -27 °С, нижный предел температуры фильтруемости снижается от -7 °С до -

18 °С, а при добавлении 0,5% высокая температура застывания снижается от -14 °С до -28 °С , а предел температуры фильтруемости снижается от -7 °С до -

19 0С.

Результаты выше указанных испытаний показали, что при добавлении синтезированных присадок к дизельному топливу в количестве 0,1-0,5% получены эффективные результаты при температуре застывания и в пределах температур фильтрации дизельного топлива.

Список литературы:

1. Митусова Т.Н., Калинина М.В. Мировые тенденции улучшения качества дизельных топлив/ // Мир нефтепродуктов. - 2005. - № 2. - С.5.

2. Капустин В.М. Нефтяные и альтернативные топлива с присадками и добавками / В.М. Капустин. - М.: КолосС, 2008. - 232 с.

№ 2 (95)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

февраль, 2022 г.

3. Данилов А.М. Современное состояние производства и применения присадок при выработке дизельных топ-лив Евро-3, 4, 5: Доклад на совместном заседании ученого совета ВНИИНП и Комитета по топливам и маслам АНН РФ / А.М. Данилов. - М.: Изд-во «Спутник+», 2009. - 27 с.

4. Иовлева Е.Л., Лебедев М.П. Получение низкозастывающих дизельных топлив на примере талаканской нефти: дис. ... канд. техн. наук. Якутск. 2016. С. 14-18.

5. Мавлонов Ш.Б. Депрессорные присадки на основе стирола и низкомолекулярного полиэтилена. Инновационные пути решения актуальных проблем развития пищевой и нефтегазохимической промышленности» материалы международной научно- практической конференции. -2020. 12-14 ноября. 1-Т. Бухоро. 2020. -315.с.

6. S.F.Fozilov, B.A.Mavlonov, Sh.B Mavlonov, D.F.Asadova, A.F.Gaybullayeva. Obtaining higher fatty alcohols based on low molecular polyethylene and their useage as lubricating additives for diesel fuels. International Journal on Integrated Education Volume 3, Issue XII, December 2020. 44. e-ISSN : 2620 3502 p-ISSN:26153785. http://jour-nals.researchparks.org/index.php/IJIE/article/view/910/858

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.