Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИВ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА И НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ СВОЙСТВ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ'

ТЕНДЕНЦИИВ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА И НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ СВОЙСТВ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
240
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО / DIESEL FUEL / ДЕПРЕССОР / ДИСПЕРГАТОР / ТЕМПЕРАТУРА ЗАСТЫВАНИЯ / POUR POINT / DEPRESSANT / DISPERSANT

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Клементьев Василий Николаевич, Левин Вячеслав Олегович

В обзоре представлены сведения по производству мо- торных топлив в России, тенденции развития их пот- ребления. Рассмотрены основные типы присадок к дизельным топливам. Особое внимание уделяется де- прессорно-диспергирующим присадкам, их типам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Клементьев Василий Николаевич, Левин Вячеслав Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE QUALITY AND THE LOW-TEMPERATURE PROPERTIES OF DIESEL FUELS IMPROVEMENTS

The review presents the information in production of motor fuels in Russia, the development trends of consumption. The main types of diesel fuel additives are considered. Special attention is paid to depressant-dispersant additives and their types.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИВ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА И НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ СВОЙСТВ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ»

УДК: 665.753.4:661.179:678 V.N. Klementyev, V.O. Levin

TRENDS IN THE QUALITY AND THE LOW-TEMPERATURE PROPERTIES OF DIESEL FUELS IMPROVEMENTS

St. Petersburg State Institute of Technology (Technical University) Moskovsky Pr. 26, St Petersburg, 190013, Russia e-mail: kVn@technolog.edu.ru

The review presents the information in production of motor fuels in Russia, the development trends of consumption. The main types of diesel fuel additives are considered. Special attention is paid to depressant-dispersant additives and their types.

Key words: diesel fuel, depressant, dispersant, pour point.

В.Н. Клементьев1, В.О. Левин2

ТЕНДЕНЦИИ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА И НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ СВОЙСТВ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ

Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет). Московский пр., 26, Санкт-Петербург, 190013, Россия e-mail: kvn@technolog.edu.ru

В обзоре представлены сведения по производству моторных топлив в России, тенденции развития их потребления. Рассмотрены основные типы присадок к дизельным топливам. Особое внимание уделяется де-прессорно-диспергирующим присадкам, их типам.

Ключевые слова: дизельное топливо, депрессор, дис-пергатор, температура застывания.

В связи с увеличением отечественного парка автомобилей, работающих на дизельном топливе, потребность в последнем неуклонно растет. Объем производства дизельного топлива, прежде всего, зависит от набора технологических процессов и глубины переработки нефти. Так в 2013 году, по данным Росстата [1], объем первичной переработки нефти в России увеличился на 2,7 % по сравнению с 2012 годом и составил 278,2 млн. т. нефти (3-е место в мире). Общий объём производства дизельного топлива составил 71,2 млн. т., что на 4,6 % выше показателя 2012 года, при этом на внутренний рынок было поставлено 35,3 млн. т. (что выше значения 2012 года на 1,1 %)[2]. Таким образом, потребность в дизельном топливе на внутреннем рынке постоянно растет в среднем на 2-3 % в год и в первую очередь из-за увеличения числа техники работающей на дизельном топливе.

Согласно данным Московского нефтегазового центра EY [2], в течение ближайших семи лет среднегодовой рост спроса на дизельное топливо будет увеличиваться, и составлять 2,8 %, на автомобильный бензин - около 2,4 % при прогнозируемом росте ВВП в среднем на уровне 3,1 %. Динамика изменения приведена на рисунке 1.

Рисунок 1. Прогноз внутреннего потребления видов моторного топлива в России до 2020 года

Тенденция изменения, указывает на то, что потребление бензина и дизельного топлива в России к 2020 году составит 40,6 млн. т. и 42,7 млн. т. в год соответственно (таблица 1).

Таблица 1. Баланс видов моторного топлива в России

2013 (млн. т.) 2020П* (млн. т.) Прирост (млн.т.)

Автомобильный бензин Производство 38,7 50,3 11,5

Внутреннее потребление 34,4 40,6 6,1

Экспорт 4,3 9,7 5,4

Дизельное топливо Производство 71,2 94,1 22,9

Внутреннее потребление 35,3 42,7 7,4

Экспорт 35,9 51,4 15,5

П* - прогноз

В последнее время в мировой практике можно наблюдать резкое ужесточение требований, предъявляемых к качеству дизельных топлив. Так, например, на территории Российской Федерации в 2008 году введен новый топливный технический регламент, согласно которому все основные показатели качества топлив, в частности дизельного, были существенно изменены в сторону ужесточения требований, по сравнению с ГОСТ [3]. В таблице 2 приведены некоторые требования из нового Технического регламента [4].

1 Клементьев Василий Николаевич, ассистент, кафедра технологии нефтехимических и углехимических производств, e-mail: kvn@technolog.edu.ru Klementyev Vasiliy N., assistant, Technology of Petrochemical and Coal Industry Department, e-mail: kvn@technolog.edu.ru

2 Левин Вячеслав Олегович, студент, кафеДра технологии нефтехимических и углехимических производств, e-mail: favalev333@mail.ru Levin Vyacheslav O., student, Technology of Petrochemical and Coal Industry Department, e-mail: favalev333@mail.ru

Дата поступления - 6 апреля 2015 года Received April 6, 2015

Таблица 2. Требования к характеристикам дизельного топлива согласно Техническому регламенту № 118

№ п/п Характеристика дизельного топлива Единица измерения Нормы в отношении

Класс 2 Класс 3 Класс 4 Класс 5

1. Массовая доля серы, не более Мг/кг (ррт) 500 350 50 10

2. Массовая доля полициклических ароматических УВ, не более % - 11 11 11

3. Цетановое число, не менее - 45 51 51 51

4. Цетановое число для холодного и арктического климата, не менее - - 47 47 47

5. Предельная температура фильтруе-мости, не выше Для холодного климата °С -20 -20 -20 -20

Для арктического климата -38 -38 -38 -38

6. Смазывающая способность, (диаметр пятна износа) не более мкм 460 460 460 460

На основании данных, представленных в таблице 2, видно, что для выпуска дизельного топлива класса 3 и выше его цетановое число (ЦЧ) должно быть не менее 51 единицы, а содержание серы резко снижено до 50 и 10 ррт для классов 4 и 5 соответственно. Во многом данный регламент построен по принципу ужесточения показателей качества дизельного топлива с учетом требований Европейских стандартов, в частности EN [5]. В соответствии с Техническим регламентом [4] с 1-го января 2015 года в России планируется отказ от производства топлив класса З, а с 1-го января 2016 ожидается полный переход на выпуск топлив стандарта класса 5.

В связи с ужесточением требований к качеству товарных дизельных топлив необходимо применение новых эффективных присадок и добавок для улучшения его технических и эксплуатационных характеристик. Выполнение европейских норм Евро-4 и Евро-5 [6, 7] невозможно без применения присадок, которые существенно изменяют эксплуатационные свойства дизельного топлива.

Экологический стандарт Евро-6 должен вступить в силу в странах Евросоюза с сентября 2015 года. Евро-6 - экологический стандарт, который регламентирует содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей, в большей степени направленный на дизельные двигатели, существенно ограничивая содержание выбросов твердых частиц (сажи) и оксидов азота. Уровень содержания N0*, по новому стандарту, снизится со 180 мг/ км до 80 мг/км, при этом требование для бензиновых моторов (60 мг/км) осталось прежним.

Для получения топлив с высокими эксплуатационными показателями, требуются, в первую очередь, подбор высококачественного сырья и усовершенствование технологии его производства. Однако коренное решение проблемы невозможно без применения присадок.

В настоящее время наибольшее распространение получили: промоторы воспламенения (цетаноповы-шающие присадки), противоизносные (смазывающие) присадки, присадки, улучшающие низкотемпературные характеристики дизельных топлив (депрессорно-диспер-гирующие) и многофункциональные моющие присадки [8]. Применение различных присадок к топливам улучшает целый ряд его характеристик, таких как процесс сгорания, сохранение начальных свойств топлива при хранении, транспортировке и использовании, снижение вредного воздействия топлива на механизмы и аппаратуру, облегчают применение топлива при низких температурах и ряд других [9].

Необходимо также отметить, что для России, особенно её северных регионов, немаловажной и порой ос-

новной характеристикой дизельного топлива являются его низкотемпературные свойства, но, несмотря на это, нефтеперерабатывающие заводы вырабатывают в основном летнее дизельное топливо [10] - 89 % от общего объема производства, зимнее - 10%, арктическое - 1%.

Немаловажным фактором является увеличение доли парафинистых и высокопарафинистых нефтей в общем балансе добычи. Данное явление обуславливает ухудшение низкотемпературных свойств, как самой нефти, так и продуктов ее переработки, что в свою очередь сказывается на дефиците низкозастывающих дизельных топлив, потребление которых неуклонно растет. В связи с этим в России используются физико-химические методы выделения н-парафинов из дизельных фракций, такие как: карбамидная депарафинизация и адсорбционная депарафинизация на цеолитах - процесс «Парекс». Особенностью процесса карбамидной депарафинизации является снижение селективности выделения н-алканов с повышением пределов кипения нефтяной фракции. В настоящее время карбамидная депарафинизация с целью получения дизельного зимнего и арктического топлива практически не применяется из-за невысокого выхода топлива и эксплуатационных трудностей. Наиболее эффективен процесс депарафинизации сырья с концом кипения до 350 °С с использованием адсорбционного метода на цеолитах [11]. Процесс «Парекс» применяется на ряде Российских НПЗ. Сырьем установки «Парекс» является фракция 180-305 °С, которую предварительно выделяют из широкой дизельной фракции на блоках вторичной перегонки и подвергают глубокой гидроочистке.

Общими недостатками этих двух процессов являются как экономические, так и технологические факторы, снижение отбора дизельного топлива и низкие показатели цетанового числа, так, например, цетановое число денор-мализата карбамидной депарафинизации составляет 3942 пункта, процесса «Парекс» - 35-38 пунктов [12].

Дефицит низкозастывающих сортов топлива в зимний период заставляет недобросовестных поставщиков использовать смесь летнего дизельного топлива с керосином, что приводит к снижению эксплуатационных характеристик дизельного топлива таких как: цетановое число, вязкость, повышенный износ топливной системы и двигателя.

Наиболее эффективным и экономически целесообразным способом улучшения низкотемпературных свойств топлив, является использование депрессорных присадок [13, 14] при введении которых в малых дозах, чаще всего 0,05-0,10 % мас, достигается существенная температурная депрессия и улучшение текучести при низких температурах. Применение депрессорных присадок остается, и будет оставаться весьма актуальным и перспективным способом регулирования низкотемпературных свойств различных сортов и классов дизельного топлива. На рисунке 2 приведены основные композиции, используемые в качестве депрессорных присадок. Использование таких присадок способствует расширению ресурсов дизельного топлива, повышает гибкость и эффективность нефтепереработки [14].

Рисунок 2. Основные типы депрессорных присадок

Полиэфирные присадки - сополимеры и гомо-полимеры алкиловых эфиров акриловой, малеиновой и метакриловой кислот являются одними из наиболее часто используемых веществ в качестве депрессоров, спектр их применения не ограничивается только дизельным топливом, также этот вид присадок хорошо зарекомендовал себя в производстве масел. Основное преимущество этих типов полимеров состоит в том, что их макромолекулы содержат достаточно длинные боковые ответвления, расположенные сравнительно часто вдоль основной структурной цепи [15]. Такая структура полимера придает ему определенный комплекс свойств, отсутствующих у линейных или слаборазветвлённых полимеров. Число углеродных атомов алкильного радикала эфирных звеньев содержит чаще всего от 5 до 20 атомов углерода, причем длина боковых групп существенно больше их поперечного сечения [8]. В нашей стране получила применение присадка ПМА-Д, созданная для понижения температуры застывания минеральных масел. Активным веществом этой присадки является продукт полимеризации эфиров метакриловой кислоты и смеси синтетических первичных жирных спиртов С12-С16 в основном нормального строения. В работе [16] авторами выяснено, что присадка ПМА-Д снижает температуру застывания дизельных топлив, однако они менее эффективны, чем присадки на основе этилена с винилацетатом, так как практически не снижают температуру фильтруемости топлива.

Полиолефиновые присадки в настоящее время вызывают большой интерес у исследователей, так как сырьем для них служит синтетический каучук отечественного производства. Такой вид депрессорных присадок представляют собой низкомолекулярные сополимеры этилена с пропиленом, а также его модификации. Согласно работам [17, 18], депрессор получают путем деструкции высокомолекулярных СКЭП (сополимеры этилена с пропиленом) или СКЭПТ - (каучуки, синтезируемые из смеси трех мономеров, с каким либо диеном). Эти продукты значительно эффективнее влияют на низкотемпературные свойства ДТ, чем исходные каучуки. В то же время показано [18], что с введением в состав этилен-пропиленового сополимера олигомера этилена с винилацетатом, эффективность деструктатов повышается.

В настоящее время особое внимание в исследованиях и применении депрессоров уделяется сополимерам этилена с винилацетатом, так как они представляют большой интерес благодаря своему широкому варьированию как физико-химических свойств при синтезе, так и экс-

плуатационных свойств при добавлении в дизельное топливо. Такие сополимеры характеризуются статистическим распределением мономерных звеньев в макромолекуле, различной молекулярной массы (от 1403 до 1405). Важными показателями сополимера этилена с винилацетатом являются: молекулярная масса, состав сополимера, молекулярно-массовое распределение и разветвленность макромолекул. Считаются оптимальными следующие показатели сополимера: молекулярная масса 2500-5000, содержание винилацетатных групп 30-40 %, число боковых метильных групп около 8,5 на 100 групп СН2- [14].

Исследования молекулярно-массового распределения сополимеров этилена с винилацетатом в работе [19], показали, что наряду с сополимерами с «нормальным» распределением встречаются сополимеры, содержащие кроме основного вещества низкомолекулярную фракцию со средней массой 500, и сополимеры, содержащие высокомолекулярную фракцию со средней массой до 1407. Выяснено [19], что чем более нестабильно мо-лекулярно-массовое распределение, а именно увеличение высокомолекулярной фракции в полимере, тем выше температура фильтруемости дизельного топлива.

Обзор соответствующих литературных источников и патентов показывает, что сополимер этилена с винилацетатом уже много лет является объектом многочисленных исследований, что подтверждается большим количеством зарубежных патентов. Патенты, касающиеся сополимера этилена с винилацетатом и имеющие отношение к присадкам, можно подразделить на три основные категории:

1) вариации массовой доли винилацетата входящего в состав сопополимера и его молекулярной массы;

2) внедрение функциональных мономеров для улучшения свойств, отличных от реологических, в данном случае диспергирующих;

3) составление смесей полимеров с заданными уникальными свойствами.

Разработаны композиции [20, 21], состоящие из двух сополимеров этилена с винилацетатом, обладающих различным составом: сополимера с 1-30 % винилацетата и молекулярной массой: 500-10000 и сополимера с 28-50 % винилацетата и молекулярной массой 1200-6000. Согласно данным патентов, функция первого заключается в образовании центров кристаллизации, а второго - в замедлении роста кристаллов н-алканов. В работе [22], посвященной исследованиям депрессорных свойств сополимера этилена с винилацетатом в бразильской нефти, было отмечено, что наибольшая температурная депрессия достигается у образцов с 30-40 % мас. содержанием винилацетата.

Значительное внимание уделено разработке композиций на основе сополимера этилена с винилацетатом с привлечением соединений неполимерного типа, при этом наблюдается синергический эффект присадки. В качестве таких соединений могут быть использованы сложные эфиры моно- и дикарбоновых высших кислот и многоатомных спиртов, азотсодержащие соединения, такие как алкил- диалкиламины (С8-С30), соединения на основе СХ6-С70-алкенилянтарного ангидрида и алифатического аминоспирта, алкиламиды и амиды моно- и поликарбоно-вых кислот [23-26].

Введение в структуру третьего или четвертого сополимера также может повысить эффективность присадки. Предложенные сополимеры с участием изобутена, стирола, винилового эфира лауриновой кислоты, эфира полиэтиленгликоля и метакриловой кислоты приводятся в патентах таких как [27-29].

В настоящее время отечественной промышленностью присадки такого типа не производят. Их спрос покрывается импортом из стран Евросоюза и США [30]. Ниже, в таблице 3, приведен спектр отечественных и зарубежных присадок для улучшения низкотемпературных свойств дизельных топлив.

Таблица 3. Депрессорные присадки к дизельным топливам.

Название Производитель Состав Рекомендуемая дозировка*

Keroflux 6100 BASF Дисперсия олефинов низкого молекулярного веса в органических растворителях от 150 до 1000 г/т

Dodiflow 4273 Clariant Полимерная композиция в высококипящих углеводородах До 1000 г/т и выше

Difron 315 Difron Полимерная композиция в высококипящих углеводородах от 500 до 1000 г/т

ВЭС-410Д ОАО «АЗКиОС» Сополимер этилена с винилацетатом в органическом растворителе от 500 до 2000 г/т

*Требуемая дозировка существенно зависит от характеристик исходного дизельного топлива.

При всех положительных аспектах применения депрессорных присадок, их существенным недостатком является нестабильность в дизельном топливе. При длительном хранении топлив образовавшиеся мелкие ассоциированные кристаллы депрессора и парафинов седиментируют и в резервуаре, где топливо хранится, образуются два слоя: верхний - светлый, и нижний - мутный, обогащенный парафинами. Расслоение топлив может быть предотвращено с помощью диспергаторов парафинов, действие которых основано на образовании устойчивых эмульсий ассоциатов в дизельном топливе.

За рубежом разработан довольно широкий ассортимент диспергаторов [8], которые могут являться как отдельным товарным продуктом, так и в сочетании с депрессорами. Присадки такого рода, в которых компаундированы депрессор с диспергатором получили название депрессорно-диспергирующие.

В качестве диспергаторов парафинов могут выступать высокомолекулярные амиды и имиды карбоно-вых кислот, четвертичные аммониевые соли и амины типа полиалкиленполиамин [31], имеются разработки диспергаторов на основе резолов, полученных из алкилфенолов с длинной углеводородной цепью нормального строения [32]. Однако точный состав и технология производства диспергаторов парафинов компаниями производителями не раскрывается [33].

Растущая потребность присадок к топливам приводит к тому, что появляется множество различных компаний по их «производству». Эти «производимые» присадки не только могут являться неэффективными, но порой и ухудшать эксплуатационные характеристики топлива.

Вопросы рационального потребления присадок, большая часть которых импортного производства, и обеспечение требуемого уровня качества вырабатываемых дизельных топлив встают во главу угла при производстве высококачественного дизельного топлива [34]. Одним из возможных путей решения этих непростых вопросов является создание полного цикла производства присадок для топлив на базе отечественных предприятий нефтехимического синтеза.

В настоящее время на кафедре технологии нефтехимических и углехимических производств Санкт-Петербургского государственного технологического института ведется научно-исследовательская работа по синтезу и исследованию ряда депрессоров и диспергаторов (различных типов) парафинов для дизельного топлива.

Литература

1. Нефтегазодобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность: тенденции и прогнозы. Выпуск № 13 итоги 2013 года//Аналитический бюллетень. 2014. URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/oil13.pdf (дата обращения 27.02.2015)

2. Нефтепереработка России: курс на модернизацию// Московский нефтегазовый центр Ernst&Young. 2014. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-downstream-in-russia-course-to-iTiodemization/$File/EY-downstream-in-russia-course-to-modernization.pdf (дата обращения 27.02.2015)

3. ГОСТ 305-82 Топливо дизельное. Технические условия. Введ. 01.01.1983 с изменениями с 8-ю измен. М.: Стандартинформ, 2009. 13 с.

4. Технический регламент № 118 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» от 27.02.2008 г с изменениями от 30.12.2008 г., от 07.09.2011 г. и от 11.10.2012 г.

5. EN 590:2013 Automotive fuels - Diesel - Requirements and test methods. Intr. 05.03.2014 Brussels.: CEN-CENELEC, 2014. 12 p.

6. ГОСТ Р 52368-2005 Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия. Введ. 30.08.2005 с Поправками (ИУС 6-2006, 1-2007, 10-2007, 12-2008). М.: Стандартин-форм, 2009. 35 с.

7. ГОСТ Р 55475-2013 Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное. Технические условия. Введ. 01.07.2014. М.: Стандартинформ, 2013. 9 с

8. Данилов А.М. Применение присадок в топли-вах: справочник. СПб.: Химиздат, 2010. 368 с.

9. Кламанн Д. Смазки и родственные продукты: Синтез, свойства, применение. Международные стандарты. М.: Химия, 1988. 488 с.

10. Гилажов, Е.Г. Депрессорные свойства продуктов полимераналогичных превращений олигомеров атакти-ческого полипропилена // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2007. N 6 (41). С. 57-59.

10. Иовлева Е.Л., Захарова С.С., Лебедев М.П., Попова Л.И. Перспективы улучшения низкотемпературных характеристик фракций дизельного топлива // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2013. Т. 2. № 2c (71). С. 116-120.

11. Гайле, А.А. Сомов В.Е. Процессы разделения и очистки продуктов переработки нефти и газа: учеб. пособие. СПб.: Химиздат, 2012. 376 с.

12. Эксплуатационные характеристики нефти и нефтепродуктов. Цетановое число URL: http://additive.spb. ru/cetane-number.html, свободный. Загл. с экрана (дата обращения 27.02.2015)

13. Кемалов А.Ф., Кемалов Р.А., Валиев Д.З. Получение зимних сортов дизельного топлива с применением депрессорно-диспергирующих присадок на основе нефтехимического сырья // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 10. С. 645-647.

14. Тертерян, Р.А. Депрессорные присадки к не-фтям, топливам и маслам. М.: Химия, 1990. 238 с.

15. Платэ Н.А. Шибаев В.П. Гребнеобразные полимеры и жидкие кристаллы М.: Химия, 1980. 303 с.

16. Бушуева, Т.А. [и др.]. Достижения в области разработки присадок к смазочным маслам. Сб. научных трудов ВНИИ НИ. 1977. Вып. 21. С. 110-113.

17. Кемалов А.Ф., Ганиева Т.Ф., Хазимуратов Р.Х. Депрессорная присадка к дизельным топливам и способ ее получения: пат. 2311444 Рос. Федерация. № 2005125180/04; заявл. 08.08.2005; опубл. 27.11.2007. 5 с.

18. Хазимуратов Р.Х. Технологии производства товарных продуктов из природных битумов на примере Нагорного месторождения: автореф дис. ... канд. техн. наук: Казань: КГТУ, 2007. 23 с.

19. Тертерян Р.А., Иванов В.И., Филипов А.А., Лившиц С.Д. Влияние молекулярно-массового распределения сополимеров этилен-винилацетат на их свойства как депрессоров к дизельным топливам и мазутам // Нефтехимия. 1983 Т. 23. № 2. С. 272-275.

20. Ilnyckyj S., Cole Charles O. Wax crystallization inhibitors, fuel oil, ethylene-vinyl ester copolymers: рат. 3961916 USA. Опубл. 08.06.1976.

21. Rossi Franco, Greef Jan Jozef Peeter De, Norman Anthony Richardson. Middle distillate compositions with improved low temperature flow properties: рат. 0113581 EP. Опубл. 16.09.1992.

22. Machado, A.L.C. Lucas E. F., Gonzalez G. Poly (Ethylene-co-Vinyl Acetate) (EVAJ as Wax Inhibitor of a Brazilian Crude Oil: Oil Viscosity, Pour Point and phase behavior of organic solutions // J. of Petroleum Science and Engineering. 2001. № 32. P. 159-165

23. Hollyday W.C Flow improvers and pour depressants: pat. 3955940 USA. Опубл. 11.06.1976

24. Андрюхова Н.П. Ермолаев М.В. Ковалев В.А. Финелонова М.В. Диспергирующая присадка к топливу и композиция среднего нефтяного дистиллята ее содержания: пат. 2330875 Рос. Федерация. № 2005125180/04; за-явл. 17.05.2007; опубл. 10.08.2008. 9 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Bongardt Frank, Hodgson William, Rae Alan, Roder Jurgen. Fuel additives: pаt. 7172635 USA. Опубл. 06.02.2007

26. Ilnyckyj Stephan. Combinations of oil-soluble aliphatic copolymers with nitrogen derivatives of hydrocarbon substituted succinic acids are flow improvers for middle distillate fuel oils: pat. 4147520 USA. Опубл. 03.04.1979.

27. Kidd Nash A. Terpolymers of ethylene, vinyl acetate, and styrene as pour point depressants for distillate fuels: pаt. 4362533 USA. Опубл. 07.12.1982/

28. Ilnyckyj Stephan. Copolymers of ethylene with unsaturated esters and oil compositions containing said copolymers: рат. 3642459 USA. Опубл. 15.02.1975

29. John Hobes, Karl Heinz Heier. Verwendung von ethylencopolymerisaten als mineraloeladditive pat. 3247753 DE. Опубл. 28.06. 1984.

30. Данилов А.М. Присадки к топливу: особенности российского рынка // Нефтегазовая Вертикаль. 2008. URL: http://www.topazs.ru/stat/display_stat. php?razd=1&stat_id=175, свободный. Загл. с экрана. (дата обращения 12.03.2015)

31. Nalesnik T.E., Herbstman S. Containing as storage stabilizer a copolymer grafted with an aromatic polyamine succinimide: pat. 4919683 USA. Опубл. 24.04.1990.

32. Андрюхова, Н.П. Ермолаев М.В., Ковалев

B.А., Финелонова М.В. Разработки ООО «Пластнефте-хим» в области присадок к топливам // Мир нефтепродуктов. 2010. № 1. - С. 16 -18.

33. Данилов А.М. Отечественные присадки к дизельным топливам // Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний.- 2010. № 1. - С. 9-13.

34. Храмцов М.С., Демина А.А., Прохорчен-ко И.М. Сравнительная технико-экономических показателей депрессорных присадок к дизельному топливу // Журн. фундаментальные исследования. 2014. Вып. № 9.

C. 649-652.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.