Научная статья на тему 'СИНТАКСИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1637
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / СИНТАКСИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Лебедева Ирина Владимировна, Воронцова Ксения Сергеевна

В статье рассмотрены теоретические подходы к изучению речевых дефектов дошкольников с общим недоразвитием речи. Доказана важность комплексной коррекционной логопедической работы по устранению синтаксических нарушений у данной категории детей. Представлена оригинальная логопедическая методика по преодолению синтаксических нарушений у дошкольников. Приведен анализ количественных и качественных результатов экспериментальной работы, проведенной на базе детского сада Нижегородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Лебедева Ирина Владимировна, Воронцова Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNTACTIC DISORDERS IN CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article discusses theoretical approaches to the study of speech defects of preschoolers with general speech underdevelopment. The importance of complex correctional speech therapy work to eliminate syntactic disorders in this category of children is proved. An original speech therapy technique for overcoming syntactic disorders in preschoolers is presented. The analysis of quantitative and qualitative results of experimental work carried out on the basis of a kindergarten of the Nizhny Novgorod region is given.

Текст научной работы на тему «СИНТАКСИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

4. Ефимова В.М. Мониторинг и оценка показателей здоровья студентов: опыт педагогического анализа /

B.М. Ефимова, Н.Н. Скоромная, Л.П. Яцкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2014. - № 45-2. -

C. 97-103.

5. Ефимова В.М. К вопросу о формировании компетенций в сфере безопасности и здоровьесбережения у будущих педагогов в условиях дистанционного обучения / В.М. Ефимова, А.А. Макаричева // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30471 (дата обращения: 24.11.2021)

6. Жукова Т. В. Здоровье студентов как прогностическая модель здоровья нации / [Т.В. Жукова, Н.А. Горбачева, И.М. Харагургиева и др.] // Здоровье населения и среда обитания. - 2018. - №4. - С. 36-41.

7. Михайлов О.В. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперед, два шага назад»? / О.В. Михайлов, Я.В. Денисова // Высшее образование в России. - 2020. - № 10. - С. 65-76.

8. Пономарев Д.Н. Влияние дистанционного обучения на состояние здоровья студентов ПМУ им. Ак. Е.А. Вагнера / Д.Н. Пономарев, Е.И. Нелюдина, А.Ю. Желтышева // Covid-19 и современное общество: социально-экономические последствия и новые вызовы: материалы международной научно-практической конференции. - Пенза: Наука и просвещение, 2020. - С. 120-125.

9. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.

10. Сергеев Н.С. Реализация дистанционной формы обучения в медицинском вузе / Н.С. Сергеев, Т.Е. Онбыш, А.В. Сергеева // Международный научно-исследовательский журнал. - № 7 (109). - Часть 4. Июль. - С. 107-108. DOI: org/10.23670/IRJ.2021.109.7.127

11. Трифонова Е.В. Безопасность обучающихся в сети Интернет при реализации дистанционных образовательных технологий в региональных вузах в условиях пандемии 2020 / Е.В. Трифонова // Вестник НЦБЖД. - 2020. - №4 (46). -С. 160-163.

12. Шарова Е.И. Исследование здоровья студентов ВУЗа в условиях дистанционного образования как показатель качества обучения / Е.И. Шарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6. - С. 401-405.

13. Bourion-Bédes S., Tarquinio C., Batt M. et al. Stress and associated factors among French university students under the COVID-19 lockdown: the results of the PIMS-CoV-19 study. J Affect Disord. - 2021. - № 283. - Р. 108-114. D0I:10.1016/jjad.2021.01.041.

14. Dziuban C., Graham C.R., Moskal P.D., Norberg A., Sicilia N. Blended learning: The new normal and emerging technologies. Int J Educ Technol High Educ. - 2018. - №15(1). DOI: 10.1186/s41239-017-0087-5

15. Elmer T., Mepham K., Stadtfeld C. Students under lockdown: Comparisons of students' social networks and mental health before and during the COVID-19 crisis in Switzerland. PLoS One. - 2020. - №15(7). DOI: 10.1371/journal.pone.0236337.

16. Horita R., Nishio A., Yamamoto M. The effect of remote learning on the mental health of first year university students in Japan. Psychiatry Res. - 2021. - №295:113561. DOI: 10.1016/j.psychres.2020.113561.

17. Husky M.M., Kovess-Masfety V., Swendsen J.D. Stress and anxiety among university students in France during Covid-19 mandatory confinement // Compr Psychiatry. - 2020. - №102. DOI: 10.1016/j.comppsych.2020.15219.

18. Lischer S., Safi N., Dickson C. Remote learning and students' mental health during the Covid-19 pandemic: A mixed-method enquiry. Prospects. - 2021. - №1. DOI: 10.1007/s11125-020-09530-w.

19. Odriozola-González P., Planchuelo-Gómez Á., Irurtia M.J., de Luis-García R. Psychological effects of the COVID-19 outbreak and lockdown among students and workers of a Spanish university. Psychiatry Res. - 2020. - №.290: DOI: 10.1016/j .psychres .2020.113108.

20. Son C., Hegde S., Smith A., Wang X., Sasangohar F. Effects of COVID-19 on college students' mental health in the United States: Interview survey study. J Med Internet Res. - 2020. - №22(9). DOI: 10.2196/21279.

21. Wang J., Li M., Zhu D., Cao Y. Smartphone overuse and visual impairment in children and young adults: systematic review and meta-analysis // J Med Internet Res. - 2020. - №22(12):e21923. DOI: 10.2196/21923

Педагогика

УДК 378.2

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Воронцова Ксения Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические подходы к изучению речевых дефектов дошкольников с общим недоразвитием речи. Доказана важность комплексной коррекционной логопедической работы по устранению синтаксических нарушений у данной категории детей. Представлена оригинальная логопедическая методика по преодолению синтаксических нарушений у дошкольников. Приведен анализ количественных и качественных результатов экспериментальной работы, проведенной на базе детского сада Нижегородской области.

Ключевые слова: дошкольники, общее недоразвитие речи, связная речь, синтаксические нарушения. Annоtation. The article discusses theoretical approaches to the study of speech defects of preschoolers with general speech underdevelopment. The importance of complex correctional speech therapy work to eliminate syntactic disorders in this category of children is proved. An original speech therapy technique for overcoming syntactic disorders in preschoolers is presented. The analysis of quantitative and qualitative results of experimental work carried out on the basis of a kindergarten of the Nizhny Novgorod region is given.

Keywords: preschoolers, general speech underdevelopment, coherent speech, syntactic disorders.

Введение. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии. Ее решение вызвано особой практической значимостью для успешного обучения детей, и в данном контексте своевременная коррекционная работа является незаменимым атрибутом их подготовки в школе. Психологами доказано, что связная речь является высшей формой мыслительной активности, а развитие лексических операций имеет определяющее значение для развития всех сфер познавательной деятельности ребенка (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия и др.). Н.В. Шестакова доказывает, что одной из главных составляющих синтаксических нарушений детей с общим недоразвитием речи (ОНР) является несформированность и недостаточная систематизированность (а нередко и полная несистематизированность) их словарного запаса. Автор исследует данные специально проведенных исследований, делая вывод о том, что более половины детей (55,5%) приходят в первые классы массовых школ в состоянии языковой неготовности к началу школьного обучения в связи с недостаточной сформированностью устной речи [11].

В силу того, что основной функцией связной речи является коммуникативная, проблема синтаксических нарушений у детей приводит к дефициту средств общения, а неполноценные условия для накопления ими речевого опыта усугубляют ситуацию. Так, Ю.А. Баженова, Ю.С. Мохова доказывают, что для дошкольников с общим недоразвитием речи не характерно спонтанное формирование грамматических категорий, с ними следует проводить специальную логопедическую работу по развитию грамматического строя речи. Но поэтапное и спонтанное формирование речевых умений у детей становится дисгармоничным или невозможным, если недоразвиты все компоненты речи, которые касаются и смысловой, и звуковой стороны речевого общения [2].

В данном контексте важно отметить, что процесс развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи протекает в более поздние сроки по сравнению с нормой, более медленно и имеет качественные особенности, которые большинство исследователей называют речевым дефектом [5; 9; 10]. Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта В.А. Калягин выделяет первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первым, а также системные последствия. Автор утверждает, что различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов и во многом определяет специфику целенаправленного коррекционного воздействия [5].

Таким образом, формирование потенциально сохранных умственных способностей затормаживается первичной патологией речи, и это препятствует нормальному функционированию речевого интеллекта, т.е. способности влиять на эмоции собеседника разговорной речью. Соответственно, по мере устранения речевых трудностей в формировании словесной речи интеллектуальное развитие детей с ОНР может приближаться к норме.

В настоящий момент особую значимость приобретает проблема нарушений синтаксического компонента грамматической компетенции у дошкольников и ее преодоление, подтверждается различными аспектами изученности данного вопроса. В работах М.М. Алексеевой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой и др. подробно описано становление речи у детей, начиная с раннего детства. Менее изученной является проблема усвоения детьми с тяжелыми нарушениями речи отдельных разделов грамматики. Данные об этом представлены в работах Н.В. Серебряковой, Г.В. Чиркиной, О.С. Ушаковой и др. Исследователи единодушны в том, что синтаксические нарушения значительно усложняют процесс развития дошкольника, негативно влияют на формирование его познавательной деятельности, препятствуют усвоению школьной программы. Поэтому изучение особенностей синтаксических нарушений у детей с ОНР и разработка дифференцированных методов их преодоления являются актуальной проблемой в теории и практике логопедии.

Изложение основного материала статьи. Исследования доказывают, что у детей с общим недоразвитием речи выявляются серьёзные недостатки синтаксической организации сообщения, что объясняется низким уровнем сформированности языковых средств. У большинства старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются нарушения синтаксической связи между предложениями, неправильное оформление синтаксической и смысловой связи, трудности при передаче временных и пространственных отношений, дублирование элементов фразы, пропуски слов в предложении [1].

Известно, что набор грамматических правил для соединения слов во фразу составляет синтаксическую систему языка, а предложение является основной синтаксической единицей языка, которая играет важную роль в формировании языковых способностей и процессов вербально-логического мышления. Овладение навыками построения предложений дает ребенку возможность для социального взаимодействия и коммуникации с взрослыми и ровесниками.

Нарушения синтаксического строя речи у старших дошкольников с ОНР проявляются в существенном ограничении типов используемых высказываний, в отклонении процесса формирования синтаксических конструкций, а также в расстройстве синтаксических связей. Подобные нарушения существенно затрудняют процесс речевой коммуникации, отрицательно сказываются на формировании познавательной деятельности.

Дети с недостаточно сформированными языковыми средствами для оформления высказываний чаще используют фрагментарные предложения с пропусками лексических единиц, имеющие неправильную грамматическую структуру, что приводит к искажению смыслового содержания высказывания.

Таким образом, проблема формирования синтаксического строя у детей с общим недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии. Она проявляется в более медленном темпе усвоения устной речи, в дисгармонии развития грамматической и морфологической систем языка, что в целом искажает общую картину речевого развития.

Нами была проведена экспериментальная работа на базе МБДОУ Детский сад № 3 «Сказка» города Шахуньи Нижегородской области.

Для организации и проведения исследования были выбраны две группы: контрольная - 20 детей с нормой речевого развития и экспериментальная - 20 дошкольников с общим недоразвитием речи.

Целью констатирующего эксперимента стало выявление особенностей синтаксической структуры у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и сравнение их с особенностями показателей при норме речевого развития.

Для достижения поставленной цели нами была модернизирована и проведена методика диагностики синтаксической стороны речи для дошкольников, основанная на интеграции методик диагностики связной речи В.П. Глухова, В.К. Воробьевой, И.А. Смирновой [3; 4; 8].

Методика ориентирована на обследование навыка построения предложений в различных условиях обучения.

В методику входят такие задания, как:

1) составление простого предложения по одной сюжетной картинке;

2) составление простого предложения по предметным картинкам, данным в правильном порядке;

3) составление простого предложения по предметным картинкам, данным в неправильном порядке - перед составлением предложения ребенку нужно составить правильную последовательность изображений;

4) составление простого предложения по опорным словам.

Каждой группе участников эксперимента было предложено 4 задания. Ответы детей оценивались по уровням: высокий, средний, низкий. Приведем примеры заданий.

Задание 1. Составление простого предложения по одной сюжетной картинке.

Перед ребенком располагают одну сюжетную картинку и дают установку на составление одного предложения по изображению. Ответ должен быть устным.

Выполнение задания на составление предложения по одной сюжетной картинке детьми с нормой речевого развития не вызвало у них затруднений. 12 человек (60%) получили оценку «высокий уровень», 8 человек (40%) получили оценку «средний уровень», результата «низкий уровень» не наблюдалось при выполнении задания.

В большинстве ответов детей соблюдался правильный прямой порядок членов предложения во фразе. Слова были подобраны корректно, сохранялась логическая связь в предложении, мысль была ясно выражена, благодаря чему сложилось четкое словесное оформление изображения.

Ответы детей отличались достаточным уровнем навыка словообразования и словоизменения. При выполнении задания не встречалось ошибок согласования слов в предложении, слова были грамотно изменены по падежам и числам.

Из 20 исследуемых детей экспериментальной группы 6 детей (30%) получили результат "средний уровень", 14 детей (70%) - "низкий уровень".

Выполнение первого задания детьми экспериментальной группы позволило выявить значительное количество недостатков. В ответах детей была нарушена грамматическая структура предложения, последовательность членов предложения не соответствовала прямому порядку слов, в некоторых ответах были пропущены главные члены предложения. Были выявлены нарушения логической последовательности высказывания, отдельные части предложения дети не связывали между собой. Большинству детей потребовались неоднократные подсказки для составления предложения.

Результаты выполнения задания детьми с общим недоразвитием речи качественно и количественно отличались от ответов детей с нормой речевого развития.

Задание 2. Составление простого предложения по предметным картинкам, данным в правильном порядке.

Перед ребенком расположена последовательность предметных картинок. Задача ребенка - рассказать одним предложением, как картинки связаны между собой, сочинить короткую историю.

Исходя из полученных данных, была отмечена успешность выполнения задания дошкольниками с нормой речевого развития. 17 человек (85%) верно оформили речевое высказывание в соответствии с заданным порядком предметных картинок и получили за выполнение «высокий уровень»; 3 человека (15%) справились с заданием менее успешно, допустили некоторые ошибки в порядке слов в предложении. Все слова, обозначающие картинки, были использованы всеми участниками данной группы, большинством детей использованы в правильной форме.

Дети из экспериментальной группы показали следующие результаты: 14 человек (70%) получили оценку «средний уровень» и 6 человек (30%) - «низкий уровень». При выполнении задания для большинства детей наглядный материал, выстроенный в правильной последовательности, послужил надежной опорой для построения предложения. Предметные картинки напоминали детям о том, что нужно сообщить в своем высказывании. Некоторым детям потребовались дополнительные подсказки в виде вопросов касательно картинок. В ответах всех детей с общим недоразвитием речи наблюдались ошибки в согласовании слов в предложении, ошибки в подборе слова в нужном падеже и числе. Также некоторые дети, несмотря на наглядную опору, пропускали главные или второстепенные члены предложения, что нарушало логичность высказывания и требовало помощи логопеда.

Задание 3. Составление простого предложения по предметным картинкам, данным в неправильном порядке.

Ребенку выдается набор картинок в случайном порядке, его задача - собрать картинки в единую историю в правильной последовательности и озвучить ее одним предложением.

По результатам выполнения задания детьми с нормой речевого развития был сделан вывод о том, что 10 человек (50%) справились с заданием на «высокий уровень», 9 человек (45%) получили оценку «средний уровень» и 1 человек (5%) -«низкий уровень».

При выполнении задания у некоторых детей возникли трудности на начальном этапе задания - при построении правильной последовательности предметных картинок, что потребовало вмешательства логопеда и дополнительных подсказок. 1 ребенок не смог самостоятельно составить верную последовательность картинок и самостоятельно составить грамотно оформленное предложение по исправленной с помощью логопеда наглядной опоре. Самостоятельно или с помощью логопеда составив последовательную серию предметных картинок, дети составляли предложение в правильном прямом порядке слов, не пропуская части предложения. В некоторых случаях наблюдались ошибки словоизменения, которые так же требовали помощи логопеда.

У детей с общим недоразвитием речи выполнение данного задания вызвало серьезные трудности. Ответы 9 человек (45%) оценены как «средний уровень» и 11 человек (55%) - «низкий уровень».

Дети ошибались как в составлении последовательности картинок, так и в составлении предложения по ним. В ответах детей этой группы чаще встречались ошибки в построении структуры предложения и потеря смысловой связи между словами. Большей части детей с общим недоразвитием речи потребовалась помощь логопеда для выстраивания правильной логической последовательности предметных картинок. Логопедом использовались наводящие вопросы во время построения ребенком устного высказывания, а так же подсказки с указанием на смысловую связь тех или иных слов в предложении. Некоторые члены предложения были пропущены детьми, что искажало общую суть предложения.

Задание 4. Составление простого предложения по опорным словам.

Ребенку озвучивают несколько слов и просят составить из них одно предложение. Для наглядной опоры выдаются карточки с напечатанными словами.

Дети с нормой речевого развития справились с заданием достаточно успешно. 12 детей (60%) получили результат «высокий уровень» и 8 детей (40%) получили «средний уровень».

Ответы детей были четкими, была соблюдена структура предложения, части предложения логически связаны между собой и грамотно оформлены в высказывание. Некоторые дети допустили ошибки в согласовании слов в предложении, отмечались единичные пропуски опорных слов.

Дети с общим недоразвитием речи были менее успешны в выполнении данного задания, чем дети группы с нормой речевого развития. 7 человек (35%) получили результат «средний уровень» и 13 человек (65%) получили «низкий уровень».

У детей данной группы отмечались значительные трудности при построении предложения при опоре на слова: слова забывались, путались, видоизменялись, была нарушена логическая связь слов в предложении. Не имея наглядного материала в виде карточек или предметов, дети с общим недоразвитием речи затруднялись в построении последовательной цепочки слов в единое предложение. Большинство ответов детей данной группы имели форму короткой фразы без

дополнительных частей предложения (например, дети называли только главные члены предложения или одно из главных членов предложения с определением или дополнением), что нарушало целостную картину предложения.

Выводы. На основании констатирующего эксперимента был обоснован вывод о том, что процесс развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи имеет качественные особенности по сравнению с нормой. В речи дети с ОНР употребляли короткие, простые по структуре фразы, при построении предложений допускали ошибки, неправильно оформляли связи слов, дублировали элементы фраз.

На фоне неполноценной речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи отмечалась недостаточная устойчивость внимания, а также ограниченные возможности его распределения. Сохранна смысловая и логическая память, но значительно снижена вербальная память, запоминание затруднено. Наблюдалось отставание в развитии словесно-логического мышления, овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Исходя из анализа полученных данных, был сделан вывод о том, что у детей с общим недоразвитием речи становление синтаксической стороны речи имеет ряд специфических особенностей, поэтому обоснована необходимость целенаправленной логопедической работы по коррекции синтаксических нарушений. В ее основе лежат разработки исследователей и практикующих логопедов по вопросам проведения данной работы [6; 71.

Так, на занятиях по формированию связной речи у детей развиваются и закрепляются навыки речевого общения и коммуникации, дети учатся строить связные монологические высказывания и развивают навыки контроля и самоконтроля за построением связных монологических высказываний. Также особое внимание уделяется активизации и развитию психических процессов детей, которые активно участвуют в формировании навыков устного речевого сообщения. К ним относят восприятие, внимание, воображение и мыслительные операции.

При формировании навыков построения связных развернутых высказываний дети должны усваивать нормы построения высказываний, учатся выделяться главные смысловые звенья сообщения и планировать развернутое высказывание, а также учиться правильно оформлять высказывания с точки зрения лексики и грамматики. Предложение как единица речи лежит в основе формирования связной монологической речи детей с ОНР. В предложении определяется возможность выражения, а также понимания смысла речи через связь между словами. При недоразвитии речи очень важно научить ребенка строить грамматически правильно оформленные предложения. Таким образом, совершенствование связной речи у детей дошкольного возраста c общим недоразвитием речи является одной из важных психолого-педагогических задач на этапе их подготовки к школьной жизни.

Литература:

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - Москва.: Академия, 2011. - 400 с.

2. Баженова Ю.А., Мохова Ю.С. Особенности навыков словоизменения дошкольников с общим недоразвитием речи // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №2. - С. 7.

3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158с.

4. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольнников с общим недоразвитием речи: Учебно-методич. пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов / В.П. Глухов. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: В. Секачев, 2014. - 232 с.

5. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. -М.: Академия, 2006. - 320 с.

6. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серябрикова. - СПб.: Каро, 2013. - 160 с.

7. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 544 с.

8. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической стороны речи. Наглядно-методическое пособие. - СПб. - М.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006. - 56 с.

9. Ткаченко Д.А., Родин Ю.И. О месте и значении психомоторной функции в формировании навыка письма у детей с общим недоразвитием речи // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №3. - С. 8.

10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.

11. Шестакова Н.В. Состояние активного и пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 13. - С. 66-70. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56174.htm.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Зотова Ирина Васильевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ УМЕНИЙ СОЧИНЯТЬ СКАЗКИ ПОСРЕДСТВОМ КАРТ В.Я. ПРОППА

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования у детей седьмого года жизни умений сочинять сказки посредством крат В.Я. Проппа. Проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. В статье раскрыты понятие и сущность творческого рассказывания, определены особенности формирования умений творческого рассказывания у детей седьмого года жизни, обоснованы педагогические условия формирования умений сочинять сказки у детей седьмого года жизни посредством карт В.Я. Проппа.

Ключевые слова: монологическая речь, словесное творчество, речевое творчество, творческое рассказывание, карты В.Я. Проппа, умение сочинять сказки, педагогические условия.

Annotation. The article is devoted to the current problem of the formation of the ability to compose fairy tales in children of the seventh year of life by means of V.Ya. Propp's short stories. The psychological, pedagogical and methodological literature on the research problem is analyzed. The article reveals the concept and essence of creative storytelling, defines the features of the formation of creative storytelling skills in children of the seventh year of life, substantiates the pedagogical conditions for the formation of the ability to compose fairy tales in children of the seventh year of life through V.Ya. Propp cards.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.