Научная статья на тему 'Синонимы со значением «Неопрятный, неряшливый человек» в говорах Тамбовской области'

Синонимы со значением «Неопрятный, неряшливый человек» в говорах Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1037
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синонимы со значением «Неопрятный, неряшливый человек» в говорах Тамбовской области»

Любые относительные пространственные оценки применимы как к объекту, который расположен за пределами «окрестности говорящего», так и объекту, который находится внутри «окрестности», причем на любом ее месте.

Дихотомия пространственных оценок вносит коррективы в общепринятые представления о том, что членение пространства должно быть сугубо относительным.

«Пустое» пространство - это пространство, в котором ничего не происходит, которое не заполнено вещами, видимыми и мыслимыми.

Реальное пространство фактически есть постоянный показатель действительного разъединения и вместе с тем необходимое условие для действительного соединения данных в нашем мире существ. Та сторона существ, которою они подлежат такому внешнему' соединению и разъединению, называется физическим телом, и самое простое выражение для факта реального пространства дается аксиомою непроницаемости: два тела не могут совместно занимать одну и ту же часть пространства.

ЛИНГВО-СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕЙЗАЖНЫХ ЕДИНИЦ В СТРУКТУРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.П. ЧЕХОВА В.Н. Рябова

1. Одним из непревзойденных мастеров художественного слова является великий русский писатель XIX века А.П. Чехов. В своем творчестве он уделил большое внимание картинам природы. Пейзаж в произведениях писателя, особенно позднего периода, становится содержательным композиционным элементом, который намного шире любого замкнутого пространства внешнего мира. Нередко пейзаж перерастает свою изобразительную функцию и становится своего рода призмой, способом видения мира.

2. Чеховские описания природы чаще всего представляют собой, с точки зрения синтаксиса, сложное синтаксическое целое, в котором используются различные средства и способы меж-фразовой связи, а также тема-рематические соотношения.

3. В пейзажных текстах создается обстановка, в которой слово в дополнение к исходной приобретает изобразительную семантику.

4. Разнообразен как лексический, так и грамматический состав пейзажных элементов текста. Очень часто, особенно в раннем творчестве Чехова, наблюдается употребление сниженной или возвышенной лексики в несвойственном ей контексте.

5. В картинах природы, созданных писателем, обращают на себя внимание также изобразительно-выразительные средства языка. Это необыкновенно яркие, запоминающиеся эпитеты, точные сравнения, красочные метафоры: «Окруженное легкою мутью, показалось громадное, багровое солнце. Широкие полосы света, еще холодные, купаясь в росистой траве, потягиваясь и с веселым видом, как будто стараясь показать, что это не надоело им, стали ложиться по земле. Серебристая полынь, голубые цветы свинячей цибульки, желтая сурепа, васильки - все это радостно запестрело, принимая свет солнца за свою собственную улыбку» (Счастье).

СИНОНИМЫ СО ЗНАЧЕНИЕМ «НЕОПРЯТНЫЙ, НЕРЯШЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК» В ГОВОРАХ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ Е.А. Ни вина

В диалектах (впрочем, как и в литературном языке) преобладают лексемы и устойчивые сочетания, которые обозначают отрицательные качества человека. Данная тематическая группа включает слова, объединенные общим семантическим признаком «грязный, неряшливый, неопрятный человек».

В тамбовских говорах эта группа существительных охватывает довольно большое количест-

во лексем: охрЯпка, отымАлка (так называют грязную тряпку, но употребляют по отношению к неряшливому человеку (Староюрьевский район), рахОба (Токаревский район), сусОйка (Инжавин-ский район), клУня (Гавриловский, Сампурский районы).

В словаре В.И. Даля с тем же значением употреблены слова охряпка (характерно для тамбовских говоров, Даль, т. II, с. 774) и отымалка

(там же, т. II, с. 741), слово сусойка не зафиксировано, а рахоба и клуня употреблены в другом значении: счет, расчет и молотильный сарай.

Известно, что одна лексема может иметь несколько значений. Так, в Инжавинском районе клуней называют растрепанного человека, а в Токаревском - медлительного, нерасторопного.

Большое количество лексем для обозначения грязнули, неряхи указывает на то, что помимо основного значения слова приобретают дополнительную семантику: куфЕлка (+ неловкая, Инжа-винский район), чухлЁпка (+ рассеянная, Гаври-ловский район), салОха (+ нехозяйственная, неповоротливая, Первомайский район), тЮнька (+ бездельница, Моршанский район).

Для обозначения неопрятного человека в говорах Тамбовской области можно выделить и словообразовательные варианты: чУня. чУшка

(Сампурский район), чухнЯ (Ржаксинский район), чухОня (Сосновский район), чухрЯйка (Инжа-винский район).

В связи с этим интересно отметить, что чу-ней или чушкой в народе обычно называют поросенка. В том же значении у В.И. Даля отмечено слово чушка (т. IV, с. 616), а слово чухня, характерное для вологодских говоров с пометкой «бранное» - в значении «бестолковый дурень» (т. IV, с. 616). Слово чуня известно больше в русских говорах со значением «разновидность обуви от пеньковых лаптей до валенок» (т. IV, с. 615). Остальные грамматические формы В.И. Далем не зафиксированы.

Итак, в диалектах количество лексем, характеризующих неопрятного, неряшливого человека больше, чем в литературном языке, и они обладают более тонкими оттенками значений.

СИМВОЛИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ (на материале тамбовских говоров)

Л.А. Вановская

Многофункциональность одежды не вызывает сомнений и более, чем очевидно, что изначально предназначенная оберегать человека от холода и ненастья, она была вовлечена в ряд ритуалов и наделена определенной символикой.

Становясь частью обряда, одежда не утрачивает своей утилитарной функции, но она уже выходит за рамки бытового конспекта и превращается в знак. В данном преобразовании большую роль играют множество внешних признаков одежды: покрой, материал, цвет, украшение (вышивка, отделка тесьмой и т. д.).

В некоторых случаях именно украшения указывали на определенное общественное положение человека. Например, праздничная юбка и одетый поверх нее сарафан утсрашались внизу трочками (лентами, тесьмой). Трочек могло быть от трех до семи, но женщины из семей с достатком нашивали их гораздо больше, тем самым подчеркивая свое материальное благосостояние.

При всем многообразии цветов в повседневной и особенно праздничной одежде -огоньковый (красный), жандаровый (голубой), бланжевый (оранжевый), куксиновый (сиреневый) и др. - особое значение придается черному и белому. Белый фигурирует в родильно-крестильном погребально-поминальном обрядах: в белую рубашку (ризку) одевают младенца в ходе крещения; на 40-ой день после смерти близкого поминающие совершают обряд «проважания души» и машут белыми платочками. В свадебном обряде нередко использовался черный цвет: последнюю неделю перед свадьбой невеста носила черное платье и часто плакала; в день свадьбы голову невесты-сироты покрывали черным платком (кукушкой).

Информативен не только костюм в целом, но и его элементы и составляющие части. Головные уборы как часть костюма представляют наибольший интерес для исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.