Научная статья на тему 'Символический аспект функционирования одежды'

Символический аспект функционирования одежды Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
145
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Символический аспект функционирования одежды»

(там же, т. II, с. 741), слово сусойка не зафиксировано, а рахоба и клуня употреблены в другом значении: счет, расчет и молотильный сарай.

Известно, что одна лексема может иметь несколько значений. Так, в Инжавинском районе клуней называют растрепанного человека, а в Токаревском - медлительного, нерасторопного.

Большое количество лексем для обозначения грязнули, неряхи указывает на то, что помимо основного значения слова приобретают дополнительную семантику: куфЕлка (+ неловкая, Инжа-винский район), чухлЁпка (+ рассеянная, Гаври-ловский район), салОха (+ нехозяйственная, неповоротливая, Первомайский район), тЮнька (+ бездельница, Моршанский район).

Для обозначения неопрятного человека в говорах Тамбовской области можно выделить и словообразовательные варианты: чУня. чУшка

(Сампурский район), чухнЯ (Ржаксинский район), чухОня (Сосновский район), чухрЯйка (Инжа-винский район).

В связи с этим интересно отметить, что чу-ней или чушкой в народе обычно называют поросенка. В том же значении у В.И. Даля отмечено слово чушка (т. IV, с. 616), а слово чухня, характерное для вологодских говоров с пометкой «бранное» - в значении «бестолковый дурень» (т. IV, с. 616). Слово чуня известно больше в русских говорах со значением «разновидность обуви от пеньковых лаптей до валенок» (т. IV, с. 615). Остальные грамматические формы В.И. Далем не зафиксированы.

Итак, в диалектах количество лексем, характеризующих неопрятного, неряшливого человека больше, чем в литературном языке, и они обладают более тонкими оттенками значений.

СИМВОЛИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ (на материале тамбовских говоров)

Л.А. Вановская

Многофункциональность одежды не вызывает сомнений и более, чем очевидно, что изначально предназначенная оберегать человека от холода и ненастья, она была вовлечена в ряд ритуалов и наделена определенной символикой.

Становясь частью обряда, одежда не утрачивает своей утилитарной функции, но она уже выходит за рамки бытового конспекта и превращается в знак. В данном преобразовании большую роль играют множество внешних признаков одежды: покрой, материал, цвет, украшение (вышивка, отделка тесьмой и т. д.).

В некоторых случаях именно украшения указывали на определенное общественное положение человека. Например, праздничная юбка и одетый поверх нее сарафан украшались внизу трочками (лентами, тесьмой). Трочек могло быть от трех до семи, но женщины из семей с достатком нашивали их гораздо больше, тем самым подчеркивая свое материальное благосостояние.

При всем многообразии цветов в повседневной и особенно праздничной одежде -огоньковый (красный), жандаровый (голубой), бланжевый (оранжевый), куксиновый (сиреневый) и др. - особое значение придается черному и белому. Белый фигурирует в родильно-крестильном погребально-поминальном обрядах: в белую рубашку (ризку) одевают младенца в ходе крещения; на 40-ой день после смерти близкого поминающие совершают обряд «проважания души» и машут белыми платочками. В свадебном обряде нередко использовался черный цвет: последнюю неделю перед свадьбой невеста носила черное платье и часто плакала; в день свадьбы голову невесты-сироты покрывали черным платком (кукушкой).

Информативен не только костюм в целом, но и его элементы и составляющие части. Головные уборы как часть костюма представляют наибольший интерес для исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.