Научная статья на тему 'Лингво-стилистическое значение пейзажных единиц в струкутре произведений А. П. Чехова'

Лингво-стилистическое значение пейзажных единиц в струкутре произведений А. П. Чехова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
88
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лингво-стилистическое значение пейзажных единиц в струкутре произведений А. П. Чехова»

Любые относительные пространственные ки применимы как к объекту, который рас-жен за пределами «окрестности говоряще-так и объекту, который находится внутри естности», примем на любом ее месте. Дихотомия пространственных оценок вносит ективы в общепринятые представления о что членение пространства должно быть су-относ ительным.

«Пустое» пространство - это пространство, в зом ничего не происходит, которое не запол-вещами, видимыми и мыслимыми.

Реальное пространство фактически есть постоянный показатель действительного разъединения и вместе с тем необходимое условие для действительного соединения данных в нашем мире существ. Та сторона существ, которою они подлежат такому внешнему соединению и разъединению, называется физическим телом, и самое простое выражение для факта реального пространства дается аксиомою непроницаемости: два тела не могут совместно занимать одну и ту же часть пространства.

ЛИНГВО-СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕЙЗАЖНЫХ ЕДИНИЦ В СТРУКТУРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.П. ЧЕХОВА В.Н. Рябова

1. Одним из непревзойденных мастеров ху-ственного слова является великий русский гель XIX века А.П. Чехов. В своем творчест-[ уделил большое внимание картинам приро-1ейзаж в произведениях писателя, особенно гего периода, становится содержательным озиционным элементом, который намного : любого замкнутого пространства внешнего . Нередко пейзаж перерастает свою изобра-гьную функцию и становится своего рода мой, способом видения мира.

2. Чеховские описания природы чаще всего ^гавляют собой, с точки зрения синтаксиса, ное синтаксическое целое, в котором ис-}уются различные средства и способы меж-эвой связи, а также тема-рематические соот-ния.

3. В пейзажных текстах создается обстанов-! которой слово в дополнение к исходной бретает изобразительную семантику.

4. Разнообразен как лексический, так и грамматический состав пейзажных элементов текста. Очень часто, особенно в раннем творчестве Чехова, наблюдается употребление сниженной или возвышенной лексики в несвойственном ей контексте.

5. В картинах природы, созданных писателем, обращают на себя внимание также изобразительно-выразительные средства языка. Это необыкновенно яркие, запоминающиеся эпитеты, точные сравнения, красочные метафоры: «Окруженное легкою мутью, показалось громадное, багровое солнце. Широкие полосы света, еще холодные, купаясь в росистой траве, потягиваясь и с веселым видом, как будто стараясь показать, что это не надоело им, стали ложиться по земле. Серебристая полынь, голубые цветы свинячей цибульки, желтая сурепа, васильки - все это радостно запестрело, принимая свет солнца за свою собственную улыбку» (Счастье).

СИНОНИМЫ СО ЗНАЧЕНИЕМ «НЕОПРЯТНЫЙ, НЕРЯШЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК» В ГОВОРАХ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ Е.А. Нивина

В диалектах (впрочем, как и в литературном е) преобладают лексемы и устойчивые соче-

и, которые обозначают отрицательные каче-человека. Данная тематическая группа вклю-слова, объединенные общим семантическим наком «грязный, неряшливый, неопрятный век».

В тамбовских говорах эта группа существи-шх охватывает довольно большое количест-

во лексем: охрЯпка. отымАлка (так называют грязную тряпку, но употребляют по отношению к неряшливому человеку (Староюрьевский район), рахОба (Токаревский район), сусОйка (Инжавин-ский район), клУня (Гавриловский, Сампурский районы).

В словаре В.И. Даля с тем же значением употреблены слова охряпка (характерно для тамбовских говоров, Даль, т. II, с. 774) и отымалка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.