Научная статья на тему 'Синхро-корреляционная таблица как компонент дидактико-методического обеспечения гуманитаризации педагогического образования средствами самого учебного предмета'

Синхро-корреляционная таблица как компонент дидактико-методического обеспечения гуманитаризации педагогического образования средствами самого учебного предмета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ / "ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ" / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА / ПРИНЦИП ЭСТЕТИЗАЦИИ / "ОТКРЫТАЯ" ЛИЧНОСТЬ / АВТОРСКАЯ ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / HUMANITARIZATION / COMPLEMENTARITY / SOCIO-CULTURAL EXPERIENCES / "OPEN TEXT" / PERSONAL WAY OF REALIZATION OWN PERSONAL POTENTIAL / THE PRINCIPLE OF AESTHETICIZATION / "OPEN" PERSONALITY / AUTHOR''S PRODUCTIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситникова О.В.

Исходной идеей в создании синхро-корреляционных таблиц как компонента дидактико-методического обеспечения гуманитаризации педагогического образования средствами самого учебного предмета является систематизация параллельного изучения научной и вненаучной учебной информации на основе их идейной взаимосвязи и взаимодополняемости. Присвоение общественно-культурного опыта с целью нахождения общих закономерностей и связей между ними и их интерпретация и экстраполяция в область педагогики способствуют формированию общекультурных компетенций будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The original idea in creating sync-correlation tables in the content of teacher education is an attempt to systematize parallel learning scientific and non-scientific educational information based on their ideological interrelationships and complementarity. Assignment social and cultural experience with the aim of finding general laws and the links between them and their interpretation and extrapolation in the field of pedagogy contribute to the formation of general cultural competencies of future specialists.

Текст научной работы на тему «Синхро-корреляционная таблица как компонент дидактико-методического обеспечения гуманитаризации педагогического образования средствами самого учебного предмета»

УДК 37.016 : 37.02

О. В. Ситникова

Синхро-корреляционная таблица как компонент дидактико-методического обеспечения гуманитаризации педагогического образования средствами самого учебного предмета

Исходной идеей в создании синхро-корреляционных таблиц как компонента дидактико-методического обеспечения гуманитаризации педагогического образования средствами самого учебного предмета является систематизация параллельного изучения научной и вненаучной учебной информации на основе их идейной взаимосвязи и взаимодополняемости. Присвоение общественно-культурного опыта с целью нахождения общих закономерностей и связей между ними и их интерпретация и экстраполяция в область педагогики способствуют формированию общекультурных компетенций будущих специалистов.

The original idea in creating sync-correlation tables in the content of teacher education is an attempt to systematize parallel learning scientific and non-scientific educational information based on their ideological interrelationships and complementarity. Assignment social and cultural experience with the aim of finding general laws and the links between them and their interpretation and extrapolation in the field of pedagogy contribute to the formation of general cultural competencies of future specialists.

Ключевые слова: гуманитаризация; взаимодополняемость; общественно-культурный опыт; «открытый текст»; персональный путь реализации личностного потенциала; принцип эстетизации; «открытая» личность; авторская продуктивная деятельность.

Key words: humanitarization; complementarity; socio-cultural experiences; "open text"; personal way of realization own personal potential; the principle of aestheticization; "open" personality; author's productive activity.

Вопросам гуманитаризации высшего образования посвящены многие исследования, включающие широкий спектр их рассмотрения, в то же время, в основном они отражают теоретический аспект проблемы, дидактико-методические же вопросы представлены в них недостаточно глубоко. По мнению Е.Н. Шиянова, «гуманитаризация» выступает основным средством реализации культурологического подхода при определении содержания образования. Гуманитаризировать образование - значит сделать его личностно значимым для каждого конкретного человека [9, с. 8].

© Ситникова О. В., 2018

Исходной идеей в создании синхро-корреляционных таблиц в содержании педагогического образования является систематизация

и и ^ и | и

научной и вненаучной учебной информации на основе тематической взаимосвязи и взаимодополняемости: синхронно изучаемый материал говорит «по разному», но об одном и том же. Исходя из чего, синхро-корреляционные таблицы в содержании педагогического образования призваны выступать в качестве дидактико-методического обеспечения конкретной учебной дисциплины в контексте учебного предмета, основываясь на позиции, что современное образование есть важное звено культуры, выстраиваемое в опоре на междисциплинарность, именно поэтому в гуманитарной образовательной практике одним из востребованных является культурологический подход [1; 3; 6; 7; 10].

Прототипом данной идеи стали исследования А.Ю. Белогурова. В контексте гуманитаризации естественно-научного образования учёный разработал и внедрил синхро-корреляционные таблицы как компонент методического обеспечения гуманитаризации естественно-научного образования средствами самого учебного предмета, основываясь на методических разработках Е.П. Блаватской, А.Л. Чижевского, Я. Фолта и Л. Новы, а также Н.М. Шахмаева, С.Н. Шахмаева и Д.Ш. Шодиева. Также А.Ю. Белогуровым были отмечены ряд недостатков существующих на то время синхронических таблиц структурного и содержательного характера, которые были учтены в нашей работе [2].

Наряду с этим отметим принципиальное отличие данного авторского варианта синхро-корреляционной таблицы в содержании педагогического образования от вышеназванных. Оно касается феномена синхронности. Если в таблицах, предложенных А.Ю. Белогуровым, принцип синхронности отражает в себе аспект межпредметной синхронизации, который требует рассмотрения всех областей человеческого знания (науки, искусства, исторических процессов, общественных процессов), взятых в определенном временном срезе. При таком подходе не ставится конкретной образовательной цели находить общие законы, закономерности и связи между ними (автор это делегирует следующему уровню анализа информации), а рассматривается лишь историческая эпоха, в рамках которой происходило культурное событие («открытие») [2, с. 60]. То в нашей таблице синхронность заключается в относительно одновременном изучении информации из многих областей знаний, накопленных человечеством на различных временных этапах, и, соответственно, присвоении общественно-культурного опыта с целью (как раз таки) нахождения общих закономерностей и связей между ними

и их интерпретации и экстраполяции в область педагогики (процессы воспитания, обучения и развития человека), схожих с герменевтическими методами познания. Каждая содержательная единица в данной таблице рассматривается в контексте широких ассоциативных связей и может являться метафорой в жизненной и педагогической реальности.

Напомним, что под ассоциативностью понимается такая связь представлений и понятий, в которой одна из них (связей), возникнув в сознании, вызывает другое представление или понятие, или же цепь таковых, которые ранжируются по сходству, противоположности, смежности или контрастности и т.д. Метафоризация же - один из важнейших механизмов мышления. Именно метафора часто обусловливает переход к новому знанию, метафора расширяет освоенное человеком семантическое пространство, выступает инструментом смыслопередачи и обмена личностным опытом. Х. Ортега-и-Гассет полагал, что метафора - это едва ли не единственный способ уловить и содержательно определить объекты высокой степени абстракции [7; 10].

Таким образом, мы предлагаем расширить спектр учебно-познавательной информации, заложенной в предлагаемой нами таблице, путем исследования и всестороннего использования корреляционных компонентов в синхронном режиме в процессе изучения одной дисциплины в рамках аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной работы студентов (на последнюю в современных учебных планах ВО отводится внушительной количество часов), что способствует повышению интереса к получаемым профессиональным знаниям и формированию личностного профессионального опыта с наличием персональной продуктивной деятельности каждого студента.

В качестве конкретного примера демонстрации использования синхро-корреляционных таблиц в процессе изучения педагогических дисциплин приведем сводный вариант синхро-корреляционной таблицы по «Педагогике», в соответствии с учебным планом ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» по направлению подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование

Таблица 1

Синхро-корреляционная таблица по учебной дисциплине «Педагогика»

(раздел «(Теория воспитания»)

со сл сл

Художественные Художественная Телевизионные Статьи Институты Интернет-ресурсы Учебники

фильмы эссе литература У дневник читателя передачи И эссе культуры (основная и дополнительная литераттра>

М/ф (Лед агогичес кне TV" Культура: «Мультипликация Мульт лекторий: Создание авторского Создание методических

«Конфликт». этюды»: «Тем временем>- - надежда экскурс в историю м'ф на материалов

Г, Я Бардни. - «Проницатель- «Мультфильмы: ху дожес твенно го мультнпли каи ин. различные в (проектов) в форме

1983 г. ность» приказано образования». техники создания м ф аспекты воспитания: худ-педагогическои презентации

М/ф - ((Доброта» выжить!» A.A. Мелнк- дружба, доброта. по видам воспитания:

((Головоломка ». - ((Воровство» http:-/tvkulhua. ni'1 Пашаев любовь к родному эстетическое: физическое:

Пнт Доктер, - Справедливость)' anons/show/episo городу. трудовое.

201S г Автор: de_id/155276/bra исторические факты морально-нравственное.

Ю.Л. Львова nd_id'20905/ Автор: А Архангельский и проч. Ьпр5: / Ч*к сот сЬЫ 49756 268 экологическое и т.д. Ьпр5:/Л-к.сот'с1иЫ 49756268

«Любовь в «О воспитании» — TV Культура: «А рт-педагогика Лекторий Искусство в школе - Педагогика и методика

словах н 270 с. «Тем временем как ресурс <( АКТ& Э СТМСЕ: электрон журнал (ВАК) развития ху дожес геенной

картинах» IV Глава «Apr- педагогика гуманнтэрнз алии Начз Искусство. (art-mschool.ni) деятельности детей:

2013 г. «О Красоте». я арт- непрерывного Музей» учеоно-методнческое пособие /

Реж Ф. Скепнсн В.А. С'ухомлин- волонтерство образования». Эрмитаж: Главный авт -сост О.В Снтиикова -

«Хористы» ский http://tvkultur3.ru/ Н.Ю. Сергеева штаб М. Берлин : Директ-Медиа.

2004 г. anons/show epiio «Зачем нужно «Вечер джаза)) 2016. - 107 с. [Электронный

Реж. К Бзррзтъе de id/1299697 Ъг массовое С анкт-Петербургская ресурс]. - ШИ.:

((Звёздочки на and_id/20905/ музыкальное академическая Ъ Кр: "ЫЫю с!иЬ тшйех рЬр'ра§е=

земле». 2007 г., Автор: образование?» филармония им. Ьоок&1а=434686

Реле: Аамнр А Архангель- Д.К Кнрнарская Д.Д Шостаковича Методика об\-чення игре

Кхан ский малый зал (Невский на блок-флейте

((Ключ без права пр.. 30)

передачи» Участие в конференция* и семинарах Стихотворения наизусть:

1976 г. «Психология XXI века: современные проблемы психологического развития н педагогической психологии» «Что такое хорошо н что такое

Реж Д Асанова {март. 2018) плохо''»

((4:0 в пользу Студенческой научной конференции ((Восхождение к на)-ке» (24.04.2018). - кафедра ПнПТ. факультет В В. Маяковский

Танечки» психологии ЛГУ' им A.C. Пушкина: «Все люди как книги»

1982 г. Центр «Инсайт»: сложные случае в работе с детьми (Измайловский проспект. 18). М. Жванецкнй

Реж. Открытая лекция Ш.А. Амонашвнлн «Беседы с мудрецом» (З-t мая. 2017) ул Большая Разночинная. 25. «Вся суть в одном единственном

Р Василевский «Школа вожатых», факультет психологии ЛГУ им A.C. Пушкина: и ми др завете...».

«Чудак из 5 "Б"» А Твардовский

реж Фрзз И..

1972

В данной работе приводится в качестве примера только одна синхро-корреляционная таблица в содержании педагогического образования по учебной дисциплине «Педагогика» в силу ограничения объёма, при том, что в методических материалах автора разработаны и внедрены идентичные синхро-корреляционные таблицы по дисциплинам «Поликультурное образование», «Социальная педагогика», «Теория и методика музыкального воспитания детей» и др., которые находятся в данный момент в процессе публикации в ряде отечественных изданий.

Оговоримся, почему «сводный вариант» таблицы, дело в том, что у каждого студента получается свой вариант таблицы, с большими или меньшими расхождениями в наполняемой информации, например, институты культуры, которые студенты посещают, очевидно, не одни и те же... Предполагая возможные возражения оппонентов по поводу не полного соблюдения требования «четкой структуры организации и построения таблиц», на которые в качестве недостатков указывал А.Ю. Белогуров [2, с. 63], мы исходили из принципа «открытости» учебно-познавательной информации, солидаризируясь с мнением Паолы Дмитриевны Волковой в том, что самое прекрасное - это, когда значение текста открыто, а когда значение Человека, Личности открыто, тогда оно (также как «открытый текст») может оцениваться с течением времени, считает учёный [3]. В этой связи структурирование данной таблицы напоминает синтез игры «русское лото», где постепенно закрываются «окошки» на каждой строке, и логической игры «Пятнашки», где целью выступает упорядочение имеющейся информации в соответствии с определенное тематикой. Так, в некоторых строках наличествует пробел, который ждёт своего заполнения, в то время как строка № 5, в приведённой таблице 1, иллюстрирует корреляцию изученного материала по соответствующей тематике «Мультипликация как метод осознания детьми опыта поведения и деятельности», который изучается в разделе «методы воспитания» [4, с. 154], и «венчается» продуктивной деятельностью в виде создания авторского мультфильма и мультимедиа-проектов. Также в качестве продуктивной деятельности (её мы в таблице выделили курсивом) мы рассматриваем декламацию стихотворений в аспекте воспитания речевой культуры как одной из важнейших целей профессиональной подготовки будущих педагогов, а также овладение студентами методикой игры на блок-флейте, а значит и самим исполнительством на духовом инструменте во время факультативных занятий, что является поддержанием традиции музыкального воспитания педагогов в отечественном образовании.

В этой связи, принципу открытости подчиняется и сама структура синхро-корреляционной таблицы в содержании педагогического образования и само содержание данной таблицы, так как оно

изначально не задано преподавателем дисциплины, за исключением основной рекомендуемой учебной литературы, а наполняется таблица в течение изучения данной дисциплины за счёт предложений и преподавателя и самих студентов, что иллюстрирует «живой» творческий процесс субъект-субъектного педагогического взаимодействия, основанный на диалогическом взаимодействии со «значимым Другим» (преподаватель, сверстники, однокурсники, авторы текстов, личности учёных и т.д., задающими образцы нестандартного мышления), на сотрудничестве в проектировании и конструировании образовательного процесса, выстраивание, в некотором смысле, индивидуальной образовательной траектории как персонального пути реализации личностного потенциала каждого участника образовательного процесса, реализуя «личные наклонности пользователя» [2, с. 63]. Чем гармоничнее сочетаются композиция социокультурного содержания образовательного процесса и индивидуально-личностная форма представления, тем глубже, полнее и эффективнее осваивается учеником содержание обучения в формальном и информальном видах образования.

В таком образовательном процессе вырисовывается вектор интерсубъектности в педагогическом взаимодействии (интерактивного взаимодействия), который характеризуется субъект-субъектными отношениями как единственно возможной формой отношений между его участниками, то есть определённого сотворчества, основанного на психологических механизмах эмпатии. Опираясь на известную мысль Н.К. Крупской о необходимости пронизать содержание всех учебных дисциплин искусством, отметим, что движение от индивидуального к всеобщему особенно ярко и наглядно демонстрируется посредством искусства: познание произведения искусства всегда начинается с индивидуального, субъективного отношения, которое в процессе восприятия, познания и оценки перерастает в контекст общеэстетический, в процесс приобщения к высоким эстетическим ценностям в широком смысле. Причём искусство подходит к интерпретации и социальному формированию индивидуальности человека многосторонне, воздействуя в одном случае в большей степени на его эмоции, в другом - на его нравственность, в третьем -на его философские принципы, но результат этого воздействия всегда целостен, охватывает весь духовный мир человека, порождает в нём богатство переживаний [7; 10 и др.]. Это подтверждает и позиция Л.И. Лузиной относительно эстетического выбора, который, в частности, в отличие от нравственного выбора, всегда индивидуален. Если в процессе нравственного выбора работает принцип «как все», то в процессе эстетического выбора такого принципа нет. Нет и двух людей, которые одинаково бы приняли (восприняли) художественное

произведение в целом, или тот или иной художественный образ, в частности. И в этом специфика самого искусства [6, с. 161].

Роль искусства в воспитании Человека неизмерима [10], и в этом наша глубокая солидарность с учёными и философами начиная с античности и до сегодняшнего дня, но раскрывать этот глубочайший феномен не является задачей данной работы. Наряду с этим, именно художественная литература, художественные фильмы, мультипликационные фильмы, произведения изобразительного искусства, театр, музыка и мн. др., выступают ресурсами формирования общекультурных компетенций будущих педагогов. Приведём в пример настораживающие результаты специфического опроса студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Так, к прослушиванию был предложен фрагмент первой части I Концерта для фо-но с оркестром П.И. Чайковского - из 53 студентов ни один не смог назвать это музыкальное произведение, являющееся шедевром классической музыки, хотя некоторые признали, что музыка им знакома. Известно, что музыкальная культура является частью общей культуры человека. Идентичная ситуация с вопросом «Кисти какого художника принадлежит картина «Девочка на шаре?» - три студента из группы респондентов (23 студента) ответили, что даже не знают эту картину. И перечень таких элементарных вопросов, касающихся общекультурной эрудиции образованного человека, можно продолжить. Очевидно, что педагог обязан стремиться к разносторонним знаниям из различных областей науки и искусства.

Исходя из идеи П.Д. Волковой, мы с педагогическим оптимизмом надеемся, что студент, будущий педагог, приобретя субъектный опыт работы с «открытыми текстами», основываясь на принципе дополнительности знаний, приобретёт потребность творения самого себя как «открытой» личности.

Исходя из того, что данные таблицы носят разомкнутый и творческий характер, так как учебная информация, предложенная преподавателем конкретной дисциплины прирастает подобными предложениями самих студентов и в результате накопления разнообразной информации по предмету и субъектного опыта происходит рождение авторских творческих продуктов в виде, например, авторских мультипликационных фильмов с воспитательным потенциалом, музыкальных дуэтов и ансамблей, литературных рассказов, чтение и сочинение стихотворений, а также создание тематических проектов-презентаций по видам воспитания (физическое воспитание, нравственное воспитание и т.д.), представляющие собой авторские методические материалы, которые студенты популяризируют в том числе и через различные социальные сети, пробуя себя, таким образом, в просветительской педагогической деятельности, что отражено в интернет-ресурсах по указанной, одной

из нескольких, активной ссылке: https://vk.com/club149756268. Очевидно, что создание подобных квазипрофессиональных студенческих сообществ в молодёжных социальных интернет-группах может являться положительной альтернативой негативного использования интернет-ресурсов, что отвечает требованию «учета воспитательных аспектов обучения», на которые указывает А.Ю. Белогуров [2, с. 63].

Здесь необходимо отметить, что наряду с художественно-педагогической творческой деятельностью уже с первого курса обучения в вузе развивается и научное творчество студентов, основанное на их учебной и исследовательской инициативе, которое отражается в очном участии студентов на конференциях, в их докладах, публикациях и проч. Таким образом, происходит приращение субъектного опыта творческой деятельности в когерентном единстве художественного и научного смыслов. Отсюда, можно сделать вывод, что в основе построения Синхро-корреляционной таблицы в содержании педагогического образования заложен принцип общекультурного развития с включением принципа гуманистической педагогики - «эстетизации всей жизни» и принципа дополнительности, утверждённого Нильсом Бором и позже экстраполированного в педагогику. Результатом чего является становление субъектного профессионального опыта будущих педагогов. Для организации самостоятельной работы студентов предлагается использовать такие её виды, как:

- просмотр художественных фильмов педагогической тематики и написание академического эссе (художественно-педагогических рассказов) в рамках тематики изучаемого материала является видом самостоятельной работы студентов, основанный на творческом подходе и дающий возможность личностного самовыражения

и ^ и | и и ^

умозаключений в свободной форме, реализующий эстетический выбор субъекта; одновременно эссе выступает методом познания и реализует обратную связь между преподавателем и учащимся [7];

- чтение художественной и научно-популярной педагогической литературы с параллельным ведением «дневника читателя» (по Ш.А. Амонашвили), в котором студенты конспектируют мысли, созвучные их мировосприятию. Так, содержание дневников отражает индивидуальность автора;

- просмотр просветительских телевизионных передач способствует формированию представлений о современной позиции общественности по вопросам и проблемам воспитания и формированию своей субъективной и аргументированной позиции в данном контексте;

- изучение научных публикаций по педагогике является начальным этапом научного творчества и способствует успешному овладению научно-исследовательской деятельностью студентов;

- посещение институтов культуры (театр, музей, библиотека, филармония и т. д.) способствует формированию общекультурных компетенций у будущих педагогов, вовлекая учащихся в социальную практику, под которой мы понимаем использование конкретно-историческим субъектом общественных институтов, организаций и учреждений, в том числе, учреждения культуры и искусства, которые воздействуют на систему общественных отношений, изменяя общество и развивая самого субъекта;

- грамотное использование интернет ресурсов в контексте изучаемой дисциплины является залогом виртуозного варьирования, комбинирования, компилирования, переноса и т.д. имеющейся информации, что является элементарными операциями творческого процесса;

- в учебниках для вузов, рекомендованных Минобрнауки РФ, систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры.

Вслед за В. В. Сериковым, исходя из идей классиков дидактики о включении в содержание образования опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, который требует определённого деятельностно-методического обеспечения усвоения данного вида опыта посредством диалога через понимание и принятие личностных смыслов участников диалога [5], нам представляется выстраивание алгоритма приращения профессионального педагогического опыта в следующей последовательности: Практическое знание до-теоретическое теоретическое знание

основанное на комплементарности научной и вненаучной информации, порождающего человека-полимата с универсальным мышлением, которым может и должен быть педагог, чьи интеллектуальные способности не ограничены одной областью знаний и единственной областью их применения. Выше обозначенный универсализм подразумевает плодотворное сочетание научного и художественного творчества, в том числе и в педагогической деятельности.

Являясь достаточно эргономичными, данные синхро-корреляционные таблицы в содержании педагогического образования как методическое пособие может быть использовано при проведении лекций, а также семинарских и лабораторных занятий, предоставляет возможность решать образовательные задачи на основе интенсификации и индивидуализации процесса взаимодействия студента с информационным полем изучаемой науки.

В зависимости от личностных и профессиональных наклонностей, а также особенностей конкретного материала, каждый преподаватель вправе сам выбирать подход к использованию синхро-корреляционных таблиц, что сделает педагогическое взаимодействие более насыщенным и личностно значимым и для преподавателя и для становления личности студента - будущего специалиста и профессионала.

Список литературы

1. Арябкина И.В. Инновационные подходы к духовно-нравственному развитию личности // Гуманитарные науки. - Ялта: Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2016. - № 3(35). - С. 49-55.

2. Белогуров А.Ю. Теория и практика гуманитаризации естественно-научного образования: принципы, подходы, технологии: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01. -Владикавказ, 1997. - 142 с.

3. Волкова П. Д. Лекции «История искусства. Китай.» [Электронный ресурс]. -URL: https://www.youtube.com/watch?v=pz3eKmxtrJw

4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учеб. для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.

5. Иванова С.В., Сериков В.В. Стратегия развития образования как предмет междисциплинарного исследования // Педагогика. - М., 2017. - № 2.

6. Лузина Л.М. Лекции по теории воспитания (для студентов педагогических вузов): учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 1995. - 218 с.

7. Ситникова О. В. Роль художественного метода в формировании образного мышления педагога // (478) Вестник Северо-Восточного федерального университета. - Якутск, 2014, Т. 11. - № 2. - с. 135-143.

8. Смирнова И. Н. Глобальный человек и его «бесценное» сознание (по материалам студенческих философских эссе) // Вестник Ивановского государственного университета, 2016. Вып. 2 (16). Философия. - С. 32-42.

9. Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1991. - 48 с.

10. Юлов В. Ф. Мышление в контексте сознания [Электронный ресурс] / В. Ф. Юлов. - M.: Академический проект, 2005. - 496 с. - URL: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143200

11. Юсов Б.П. Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Астрахань, 25-29 авг. 1997 г. / под ред. Л. П. Казанцева; сост. П. С. Волкова. - Астрахань, 1997. - С. 214-215.

Статья поступила: 12.11.2018. Принята к печати: 10.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.