УДК 378.02
Елканова Тамара Михайловна
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики конденсированного состояния Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова [email protected]
Чеджемова Нина Михайловна
Elkanova Tamara Mikhailovna
PhD in Physics, Associate Professor of the Department of Condensed Matter Physics, North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov [email protected]
Chedzhemova Nina Mikhailovna
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков для гуманитарных факультетов Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова [email protected]
ИСТОРИКО-АМПЛИФИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕГУМАНИТАРНОГО БАЗИСА ОБРАЗОВАНИЯ
PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Foreign Languages for Humanitarian Faculties, North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov” [email protected]
HISTORICAL-AMPLIFICATIVE COMPONENT IN THE STRUCTURE OF THE GENERAL HUMANITARIAN BASIS
OF EDUCATION
Рассмотрены сущность и структура историко-амплификативного компонента концептуальнотеоретической модели общегуманитарного базиса образования, предусматривающего многоаспектное использование расширенной концепции историзма в преподавании и переориентацию преподавания базовых и элективных дисциплин с объективно-безличного изложения знаний на определение их места и роли в социокультурном контексте эпохи.
Ключевые слова: гуманитаризация образования, общегуманитарный базис образования, принцип историзма, историко-амплификативный компонент.
There have been considered the essence and structure of the historical-amplificative component of the conceptual and theoretical model of the general humanitarian basis of education providing for the multidimensional application of the amplified concept of historicism in teaching and reorientation of teaching the basic and elective disciplines from the objective-impersonal account of knowledge to the identification of their place and role in the sociocultural context of the epoch.
Key words: humanitarizaton of education, general humanitarian basis of education, principle of histori-cism, historical-amplificative component.
Принцип историзма является одним из важнейших методологических принципов научного познания, это «принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями» [1]. Приведённое философское толкование принципа историзма является методологической основой для применения его и в других науках, в том числе педагогических. В обучении под принципом историзма в основном понимают историкометодологический подход, который определяется направленностью обучения на формирование у учащихся методологических знаний о процессе познания, на воспитание у обучаемых гуманистического мышления, на развитие у них познавательного интереса к предмету. Важность осуществления историко-научного подхода в обучении, использования сведений по истории науки в методике преподавания отмечали в своих исследованиях многие ученые, отмечая, что исторические научные сведения оказывают влияние на мотивацию изучения предмета, стимулируют познавательный интерес; история науки выступает связующим звеном между естественными науками и гуманитарными; в процессе изучения истории науки развивается общая культура личности, мышление, формируется мировоззрение. Чаще всего в исследованиях реализация принципа историзма подразумевает включение в учебный процесс, в содержание изучаемого материала сведений из истории развития (рождения, становления, сегодняшнего состояния и перспектив) науки. М.А. Червонный в своем диссертационном исследовании под принципом историзма понимает «основные регулятивные положения, направляющие деятельность учителя в процессе обучения физике, естествознанию, на ознакомление учащихся с историческим процессом становления и развития науки, в органической связи с изучением явлений, законов и теорий, на ознакомление с эволюцией содержания понятий, законов, теорий с момента их возникновения в науке до момента рождения новых идей и тенденций их развития» [2]. В диссертационном исследовании А.Л. Зуевой под историко-научным подходом в построении курса физики понимается «такое структурирование учебного материала, которое направлено на ознакомление учащихся с историческим процессом становления и развития науки, методами научного познания в органической связи с изучением явлений, законов и теорий, на ознакомление с
эволюцией содержания понятий, законов, теорий с момента их возникновения в науке до момента рождения новых идей и тенденций их развития» [3].
В разработанных нами концептуально-теоретических моделях общегуманитарного базиса образования и локальной гуманитарно-развивающей образовательной среды [4, с. 88-93; 5, с. 64-66; 6, с. 56-59; 7, с. 62-64; 8] мы предлагаем использовать расширенную концепцию историзма, учитывая, что, по одному из определений, историзм - принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии, предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования. историко-амплификативный компонент нашей модели общегуманитарного базиса образования направлен на активизацию использования принципа историзма в преподавании с учетом синхро-корреляционных и диахро-корреляционных связей и зависимостей между развитием всех видов деятельности и познания в истории человеческого общества, что предусматривается многоаспектным использованием расширенной (amplified) концепции историзма в преподавании и ее конкретизацией в разработке различных учебных курсов как естественнонаучного, так и гуманитарного характера. истори-ко-амплификативный компонент подразумевает переориентацию преподавания базовых и элективных дисциплин с объективно-безличного изложения знаний на определение их места и роли в социокультурном контексте эпохи, в системе «природа - наука - техника - общество -человек», на рассмотрение и анализ взаимодействия науки с всеобщей историей, философией и культурой, существенно влиявшими на процесс включения научных достижений в жизнь общества. Расширенная концепция историзма предполагает, в частности, в процессе изучения нового материала наряду с краткой исторической справкой об ученом, сделавшем открытие или изучавшем явление, процесс, об истории самого открытия или события культуры, давать краткую социокультурную панораму эпохи, в контексте которой сделано открытие, включая историческую обстановку эпохи, уровень развития культуры и производительных сил, различных областей знания, анализируя взаимовлияние и взаимообусловленность развития науки, техники и общества. Целесообразен и историко-ретроспективный анализ эволюции идей, законов, понятий изучаемой науки, исторические экскурсы, позволяющие проследить «связь времен», выявление тенденций, закономерностей и законов развития материальной и духовной культуры мирового сообщества на примерах, связанных с изучаемым материалом.
В настоящее время является актуальной необходимость разработки методик реализации историко-амплификативного компонента в учебном процессе, структуры и содержания учебных и методических пособий. На основании предложенной концепции нами созданы и апробированы некоторые учебно-методические средства, позволяющие гуманитаризировать естественнонаучное и техническое образование без привлечения дополнительных гуманитарных курсов [4, с. 88-93; 9; 10; 11]. Одним из эффективных учебно-методических познавательных средств мы считаем впервые предложенные нами в 1988-1992 гг. оригинальные комментированные синхро-корреляционные таблицы (СКТ) развития мировой культуры и цивилизации, позволяющие не только целостно увидеть, проследить и изучить развитие науки во взаимодействии со всей общечеловеческой культурой, но и выявить логику ее становления и развития, циклические особенности и социально-культурный характер. Исходной идеей в создании синхро-корреляционных таблиц является попытка систематизировать историко-культурные этапы развития отдельных наук на основе их синхронической и диахронической взаимосвязи по общекультурным, общеметодологическим, логическим и научным компонентам. В настоящее время исследования подобного характера проводятся, в основном, с научной целью рассмотрения и исследования условий, в которых происходит становление и развитие естественных наук. Мы предлагаем расширить спектр учебно-познавательной информации, заложенной в таблице, путем исследования и всестороннего использования не только синхронических (хронологических), но и корреляционных компонентов, что является очень важным в учебно-педагогической деятельности и способствует выявлению и всестороннему использованию в процессе обучения историко-культурных и социальных аспектов изучаемой науки, обеспечивает креативный уровень обучения, что предусматривается концепцией гуманитаризации образования.
Критерием отбора исторического и социокультурного материала при построении таблиц должны служить значимость и роль этих событий в истории человеческой цивилизации с учетом этносоциальных факторов. Являясь достаточно эргономичными, данные пособия могут быть использованы при проведении аудиторных занятий и организации самостоятельной работы студентов, предоставляя возможность решать образовательные задачи на основе интенсификации и индивидуализации процесса взаимодействия студента с информационным полем
изучаемой науки. Перспективы развития данного варианта связаны с использованием современных информационных технологий, предоставляющих возможность отбора фактического материала не только по хронологическим компонентам, но и научным терминам, историческим личностям, биографическим данным представителей рассматриваемой эпохи. На основании материала таблиц нами составлены задания творческо-поискового характера, позволяющие систематизировать конкретно-научные знания, расширить кругозор, гуманитарную грамотность, более глубоко изучить предмет, выявить логико-структурные связи между различными областями познания.
Для организации самостоятельной работы студентов предлагается использовать гуманитарный комментарий к изучаемому материалу, что дает возможность полноценного функционирования образовательного процесса даже при неподготовленности педагогических кадров. Активизируя познавательную деятельность и поднимая ее до общечеловеческого, «планетарного» уровня, гуманитарный комментарий ориентирует студентов на творческую работу с изучаемым материалом, формирует качества исследователя, способствует формированию всесторонне развитой личности. При организации самостоятельной работы целесообразно не только целенаправленное использование уже разработанного гуманитарного комментария, но и индивидуальное или коллективное составление студентами гуманитарных комментариев в зависимости от личностных и профессиональных наклонностей, а также особенностей конкретного материала. Отметим, что широта охвата материала дает возможность каждому преподавателю самостоятельно выбирать подход к использованию синхро-корреляционных таблиц и комментария, что сделает обучение более насыщенным и значимым для становления личности студента - будущего специалиста.
Примеры разработанных нами расширенных гуманитарных комментариев к некоторым темам курса общей физики приведены в [4, с. 88-93; 8]. Гуманитарные блоки «Это интересно», основанные на расширенной концепции историзма, включены и в разработанные нами учебные пособия, три из которых имеют грифы Минвуза [9; 10] и УМО [11].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова, 4-е изд. URL: http://fllosof.historic.ru/enc/item/f00/s04/a000438.shtml (дата обращения 11.10.2013).
2. Червонный М.А. Принцип историзма при формировании естественнонаучного мировоззрения на уроках физики: автореф. дис. ...канд. педагог. наук. Томск, 1999.
3. Зуева А.Л. Формирование методологических знаний в курсе физики основной школы на основе историко-научного подхода: автореф. дис. .канд. педагог. наук. Москва, 2002.
4. Елканова Т.М. Пути гуманитаризации преподавания естественнонаучных дисциплин // Высшее образование в России. 1992. № 2.
5. Елканова Т.М., Белогуров А.Ю. Общегуманитарный базис современной системы образования (попытка концептуально-теоретической модели // Высшее образование в России. 1995. № 4.
6. Елканова Т.М. Концептуальная модель локальной гуманитарно-развивающей образовательной среды // Высшее образование сегодня. 2009. № 7.
7. Елканова Т.М., Чеджемова Н.М. Гуманитаризация профессионального образования в компетентност-но-ориентированной системе // Высшее образование сегодня. 2010. № 10.
8. Елканова Т.М. Общегуманитарный базис образования: эпистемологические и методологические компоненты: монография. Владикавказ, 2012.
9. Елканова Т.М. Физический практикум по курсу «Электричество и магнетизм»: учеб. пособие / Рекомен-
довано Гос. комитетом РФ по высшему образованию в качестве учебного пособия. Владикавказ, 1995.
10. Елканова Т.М. Пособие по курсу «Электричество и магнетизм»: учеб. пособие / Рекомендовано Гос.
комитетом РФ по высшему образованию в качестве учебного пособия. Владикавказ, 1996.
11. Елканова Т.М. Практикум по курсу «Электричество и магнетизм»: учеб. пособие / Допущено УМО по классическому университетскому образованию РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 010700.62 - Физика. Владикавказ, 2010.