Научная статья на тему 'Синестезия в русской поэзии XIX XX веков'

Синестезия в русской поэзии XIX XX веков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
713
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭЗИЯ / СИНЕСТЕЗИЯ / ИДИОСТИЛЬ / POETRY / SYNAESTHESIA / IDIOSTYLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мукина О. Г.

В данной статье рассматривается синестезия как лингвостилистический феномен, исследуются идиостилевые аспекты речевой репрезентации синестезии в русской поэзии XIX XX веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNAESTHESIA IN RUSSIAN POETRY OF XIX XX CENTURIES

The article describes synaesthesia as a linguistic and stylistic phenomenon. It also deals with the idiostyle aspects of synaesthesia speech representation in the Russian poetry of XIX XX centuries.

Текст научной работы на тему «Синестезия в русской поэзии XIX XX веков»

УДК 81.2Р

СИНЕСТЕЗИЯ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ XIX - XX ВЕКОВ

© 2011 О.Г.Мукина

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Статья поступила в редакцию 08.08.2010

В данной статье рассматривается синестезия как лингвостилистический феномен, исследуются идиостилевые аспекты речевой репрезентации синестезии в русской поэзии XIX - XX веков.

Ключевые слова: поэзия, синестезия, идиостиль.

Явление синестезии относится к наиболее интересным лингвостилистическим феноменам. Синестезия как объект научного внимания имеет большую историю, и за длительный период изучения сложились различные физиологические, психологические, философские, искусствоведческие, филологические аспекты изучения природы данного явления. Настоящая статья посвящена идиостилевым особенностям проявления синестезии в русской поэзии XIX-XX веков. Под идиостилевыми особенностями синестезии понимаются индивидуальные особенности проявления этого явления в речи того или иного индивида.

Синестезия - феномен восприятия, состоящий в том, что впечатление, соответствующее данному раздражителю и специфическое для данного органа чувств, сопровождается другим, дополнительным ощущением или образом, часто характерным для другой модальности1. Для выявления идиостилевых особенностей синестезии нами используется комплекс приёмов исследования: метод наблюдения, статистический и лингвостилистический методы. Определим исходные понятия. В работе нами используется, во-первых, такое понятие, как синестетический контекст. Под синестетическим контекстом понимается сочетание слов, содержащее репрезентацию синестезии, например:

Слышишь скрипок жгучий звук?

Видишь кольца смуглых рук?

Поспешай, приспело время

Бросить в пляску злое бремя!2

В данном контексте наблюдается синестетиче-ское по своему существу словосочетание жгучий звук: прилагательное в этом словосочетании обозначает вкусовое ощущение, а существительное - ощущение, связанное со слухом.

Во-вторых, нами устанавливается встречаемость синестезии (в строках). Встречаемость синестезии равна частному от количества сине-стетических словосочетаний (делимое) и общего количества исследованных - на предмет выявления синестезии - строк (делитель). Например, у А.К.Толстого встречаемость в строках составляет 0,0035 %, т.е. 17 контекстов на проанализированных 4812 строк у данного поэта, например: Мой страх исчез. Мучительно приятно С томящей негой жгучая тоска Во мне в один оттенок непонятный Смешалися3.

Если ограничиться рамками приведённых строк, то встречаемость синестезии в конкретном отрезке будет равна %, т.е. 0,25.

В-третьих, мы пользуемся понятием коэффициент синестетичности, по своему замыслу производный от встречаемости в строках. Например, если у С.Есенина встречаемость в строках составляет 0,0039, то коэффициент синестетич-ности будет равен 0,39%. Приведем пример: Снова пьют здесь, дерутся и плачут Под гармоники желтую грусть. Проклинают свои неудачи, Вспоминают московскую Русь4.

Указанными приёмами исчерпываются специфические подходы к изучению синестезии в русской поэзии предпринятого нами исследования. В настоящем исследовании было проанализировано поэтическое творчество всего 30 поэтов (по 15 представителей XIX века и XX века соответственно). Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы.

Во-первых, в русской поэзии XIX и ХХ веков доминируют, такие типы синестезии, как слух+вкус - 17,7% (170 примеров из общего количества 960) - в XIX веке, например:

Мукина Ольга Геннадьевна, старший научный сотрудник информационного центра. E-mail: mukina o@mail.ru

1 Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. - 2-е изд . - М.: 1998. - С.139.

2 Кузмин М.А. Собр. соч. В 3-х т. - М.: 1977. - С.123.

3 Толстой А.К. Собр. соч. В 4-х т. - М.: 1984. - С.54.

4 Есенин С.А. Собр. соч. в 7-х т. 1970. - С.231.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №2, 2011

Глаза прелестные читали Меня с улыбкою любви; Уста волшебные шептали Мне звуки сладкие мои5.

... и зрение+осязание - 14,0% (51 пример из 365 общего количества примеров) - в XX веке, например:

Ты такая ж простая, как все, Как сто тысяч других в России. Знаешь ты одинокий рассвет, Знаешь холод осени синий6.

Меньше всего в русской поэзии XIX и ХХ веков представлены следующие типы:

... в XIX веке - обоняние+слух - 0,1% (1 из 960), например:

Я шел сюда на обоняние. Одни уж запахи кричат Тебе за милю: «Здесь, прохожий!»7.

... в XX веке - обоняние+осязание - 0,5% (2 из 365):

Нежно светлоткаными, Ландышами пьяными, Что победно расцвели В остром запахе земли8.

Во-вторых, различные грамматические модели выражения синестезии тоже - в нашем материале - неравноценны. Покажем это, расположив модели синестезии русских поэтов XIX и ХХ веков в порядке убывания.

Абсолютной доминантой в поэзии двух столетий является синтаксическая модель сущ.+прил. Данная модель используется всеми исследуемыми нами поэтами. В поэзии XIX века она составляет 69,8% (558 примеров из общего количества 779). Приведём пример: А этот носик! эти губки, Два свежих розовых листка! А перламутровые зубки, А голос сладкий, как мечта!9

В поэзии XX века модель сущ.+прил. составляет 72,2% (268 примеров из общего количества 371), например:

Платки, подборы, жгучий взгляд Подснежников не оторваться. И грязи рыжий шоколад Не выровнен по ватерпасу10.

Меньше всего у поэтов XIX - XX веков выражены такие модели, как нареч.+нареч. - 0,3% (3 из 779) - в поэзии XIX века:

И все для сердца и для глаз Так было холодно-бесцветно, Так было грустно-безответно, -Но чья-то песнь вдруг раздалась... 11 .

... и сущ.+сущ. - 2,9% (11 примеров из 371) - в поэзии XX века:

Не твоих ли звуков сладость Вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость Окрыляла нас тогда?12

В-третьих, проведенный нами анализ синесте-тических конструкций у поэтов двух столетий, позволил отметить следующие статистические факты. Общее количество синестетических контекстов в нашем материале оказалось равно 1172 примерам из 327788 проанализированных нами строк. Встречаемость в строках составила 0,0035, а средний коэффициент синестетичности у представителей двух столетий - 0,35%.

Если рассматривать поэтов XIX и ХХ веков раздельно, то у поэтов XIX века выявлено 799 контекстов из проанализированных нами 170 943 строк, тогда как у представителей поэтического мира XX века количество контекстов - 373, что практически вдвое меньше, чем у поэтов предыдущего столетия, количество строк - 156845.

Коэффициент синестетичности проанализированных контекстов у поэтов XIX века составляет 0,46%, чуть менее половины одного процента. У поэтов XX века коэффициент синестетичности соответственно 0,23%, т.е. чуть более одной пятой одного процента.

Можно утверждать, что синестетичность восприятия у поэтов ХХ-го века упала - по сравнению с поэтами Х!Х века - чуть ли не в два раза. Таким образом, несомненно, что представители поэтического мира XIX столетия обладают более широким веером модальностей, в которых воспринимают окружающий мир. Можно предположить, что картина мира поэтов XIX века более красочна и многогранна, нежели у поэтов XX столетия.

Объяснений у отмеченного феномена может быть несколько. Во-первых, снижение синесте-тичности поэтов двадцатого столетия может быть связано со сменой литературных течений. В XIX веке выделяется такой стиль, как романтизм (баллады В.А.Жуковского, лирика и поэмы А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова) или же критический реализм. В XIX веке он связан с именем А.С.Пушкина. Критический реализм по-

11 Тютчев Ф.И. Собр. соч. в 4-х т. -1976. - С.80.

12 Блок А. Собр. соч. в 6-х т./ Ред.кол.: М.Дудин и др.; оформ. худож. Н.Нефедова. - Л.: 1955. - С.32.

5 Пушкин А.С. Собр. соч. В 10-ти т. - М.: 1970. -С.137.

6 Есенин С.А. Собр .... - С.118.

7 Майков А.Н. Собр. соч. в 2-х т. - М.: 1984. - С.13.

8 Бальмонт К.Д. Собр. соч. в 2 т. - М.: 1991. - С.21.

9 Лермонтов М.Ю. Собр. соч. в 5-ти т. - М.: 1953. -С.79.

10 Пастернак Б.Л. Собр. соч. в 5-ти т. - М.: 1989. -

С.97.

новому изображает отношение человека и окружающей среды, предметом глубокого анализа становится и внутренний мир человека. Можно предположить, что реализм предполагает близость к природе, отсюда и повышение живости и восприятия природы, и более богатая палитра синестетических контекстов в поэзии XIX века13.

В ХХ в. в литературе выделяются такие течения, как импрессионизм (К.Д.Бальмонт, А.Блок), имажинизм (С.Есенин), футуризм (И.Северянин, Б.Л.Пастернак), акмеизм (А.Ахматова, М.А.Кузмин), социалистический реализм (Л.Татьяничева, Н.Матвеева). Для этих течений характерны простота и ясность поэтического языка, строгость поэтической композиции, стремление создавать точные, зримые образы (акмеизм) или же демонстративный разрыв с традиционной культурой, отказ от классического наследия (футуризм), связь судьбы человека и общества14. Близость к природе, описание чувств в таких условиях, вероятней всего, уходит на второй план, что и является одной из причин того факта, что синестетические контексты у поэтов двадцатого столетия выражены не столь ярко, нежели у поэтов предыдущего столетия.

В-вторых, XX век - это век в целом более разрушительный, чем XIX-й. XX-й век характеризуется разрушительными процессами. О разрушительных тенденциях в развитии человечества писали, например, О.Шпенглер, И.С.Шкловский. В качестве примера процитируем О.Шпенглера: «...видится опасность, которую несёт с собой цивилизация. Нет ничего дурного в благоустройстве жизни, но когда оно поглощает человека целиком, то на культуру уже не остаётся душевных сил»15. Шпенглер ничего не имеет против удобств и достижений цивилизации, но

он предупреждает, что цивилизация вытесняет подлинную культуру: «Культура и цивилизация - это живое тело душевности и её мумия. ... великая и священная культура Запада погибает, умирает, ей на смену идет чуждая им цивилизация, мировой город, безрелигиозный и интернациональный, это идет новый человек, одержимый волей к мировому могуществу и овладению всей землей. В этом победном шествии цивилизации умирает душа Европы, душа европейской культуры»16. И.С.Шкловский, отечественный астрофизик, созвучен с ним: «... вид, наделенный разумом, быстро осваивает все сферы жизни и вступает в фазу предельно быстрого развития - фазу взрывной, или неограниченной, экс-пансии...»17.

Разрушительные процессы в обществе коснулись и России: она пережила две революции -1917-го и 1991-го годов. Эти разрушительные процессы не могли не сказаться на обеднении поэтического языка, на снижении живости восприятия окружающего мира поэтами двадцатого столетия. Таким образом, у снижения синесте-тичности в русской поэзии может быть несколько объяснений.

13 История русской литературы XIX века. Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. С.М. Петрова, изд. 3. -М.: 1974. - С.78 - 79.

14 Русская литература XX века. Дооктябрьский период. Хрестоматия. Пособие для студентов пед. ин-тов. / Сост. Н.Н. Трифонов. - 4-е изд. - М.: 1989. - С.101.

15 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии и мировой истории. В 2-х т. - М.: 2006. - С.290.

16 Там же. - С.301.

17 Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум.- 6-е изд., доп. - М.: 1987 (Пробл. науки и техн. прогресса). -С.154.

SYNAESTHESIA IN RUSSIAN POETRY OF XIX - XX CENTURIES

© 2011 O.G.Mukina

Ulyanovsk Institute of Teachers' Professional Development and Retraining of Educators

The article describes synaesthesia as a linguistic and stylistic phenomenon. It also deals with the idiostyle aspects of synaesthesia speech representation in the Russian poetry of XIX - XX centuries.

Keywords: poetry, synaesthesia, idiostyle.

Mukina Olga Gennadevna, Senior Staff Scientist of the Information Centre. E-mail: mukina o@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.