Научная статья на тему 'Синестезия как лингвостилистический феномен'

Синестезия как лингвостилистический феномен Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2047
581
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕСТЕЗИЯ / ЛИНГВИСТИКА / ПОЭТИКА / ИДИОСТИЛЬ / ПОЭТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / МЕЖЧУВСТВЕННЫЕ СООТВЕТСТВИЯ / МОДАЛЬНОСТЬ / ТИП СИНЕСТЕЗИИ / МОДЕЛЬ СИНЕСТЕЗИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мукина Ольга Геннадьевна

В статье рассматривается синестезия как лингвостилистический феномен, исследуются идиостилевые аспекты речевой репрезентации синестезии в русской поэзии XIX-XX веков. На основе статистического метода и метода наблюдения делаются выводы о степени употребимости синестезии поэтами двух столетий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синестезия как лингвостилистический феномен»

В статье рассматривается синестезия как лингвостилистический феномен, исследуются идиостилевые аспекты речевой репрезентации синестезии в русской поэзии Х1Х-ХХ веков. На основе статистического метода и метода наблюдения делаются выводы о степени употребимости синестезии поэтами двух столетий.

Мукина Ольга Геннадьевна,

соискатель на учёную степень кандидата филологических наук старший научный сотрудник Ульяновского ИПКПРО mukina_o@mail.ru

СИНЕСТЕЗИЯ КАК ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Как проявляется синестезия у русских поэтов XIX XX веков?

Ключевые слова: синестезия, лингвистика, поэтика, идиостиль, поэтический контекст, межчувственные соответствия, модальность, тип синестезии, модель синестезии.

Синестезия как объект научного внимания имеет большую историю, и за длительный период изучения сложились различные физиологические, психологические, философские, искусствоведческие, филологические аспекты изучения природы данного явления.

Синестезия (от греч. зупа181Мё81в - совместное чувство, одновременное ощущение) - явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств (Психологический словарь: 1990).

Изучение синестезии в лингвистике начинается с конца XIX столетия в связи с появлением работ, в которых данный феномен трактовался как логическая операция, вследствие чего осуществлялся перенос понятия из одной чувственной сферы в другую (М. Бреаль, Г. Пауль и др.). В лингвистике синестезия относится к интермодальным явлениям, т.е. выражениям, раскрывающим межчувственные соответствия (например, теплый или холодный цвет, яркий голос), которые трактуются как синестетическая метафора.

Синестезия служит одним из источников выразительности в поэзии русских поэтов Х1Х-ХХ веков. Активизируя с помощью синестезии чувственнообразное восприятие читателей, поэт создаёт собственный мир, не менее реальный, чем окружающая его действительность; стремится создать полные, реальные, значимые для читателей образы, дать им оценку, наполнить эмоциями, воссоздать

поток полирецепторных ощущений, которые воспринимает он сам и органически совместить знаковые поля сонетов с ассоциативно-семантическим рядом, вызванным проявлением образности героев своих произведений. Таким образом, синестезия является неотъемлемой частью идиостиля автора, причиной своеобразия индивидуального слога. (М.П. Брандес 2004).

Под идиостилевыми особенностями синестезии понимаются индивидуальные особенности проявления этого явления в речи того или иного индивида.

Нами было проанализировано поэтическое творчество всего 30 поэтов (по 15 представителей XIX века и XX века соответственно).

Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы.

Во-первых, в русской поэзии XIX и XX веков доминируют, такие типы синестезии, как слух+вкус - 17,7% (170 примеров из общего количества 960) - в XIX веке, напр.:

Глаза прелестные читали Меня с улыбкою любви;

Уста волшебные шептали Мне звуки сладкие мои...

(Пушкин 1970, т.1: 177) и зрение+осязание - 14,0% (51 пример из 365 общего количества примеров) - в XX веке, например: Ты такая ж простая, как все,

Как сто тысяч других в России.

Знаешь ты одинокий рассвет,

Знаешь холод осени синий.

(Есенин 1970, т.1: 121)

Меньше всего в русской поэзии XIX и XX веков представлены следующие типы:

в XIX веке - обоняние+слух - 0,1% (1 из 960), напр.: Я шел сюда на обонянье.

Одни уж запахи кричат

Тебе за милю: «Здесь, прохожий!».

(Майков 1984, т.2: 195)

в XX веке - обоняние+осязание - 0,5% (2 из 365): Нежно светлоткаными,

Ландышами пьяными,

Что победно расцвели В остром запахе земли.

(Бальмонт 1991, т.2: 294)

Во-вторых, различные грамматические модели выражения синестезии тоже - в нашем материале -неравноценны. Покажем это, расположив модели синестезии русских поэтов XIX и XX веков в порядке убывания.

Абсолютной доминантой в поэзии двух столетий является синтаксическая модель сущ.+прил. Данная модель используется всеми исследуемыми нами поэтами. В поэзии XIX века она составляет 69,8% (558 примеров из общего количества 779). Приведём пример:

А этот носик! эти губки,

Два свежих розовых листка!

А перламутровые зубки,

А голос сладкий, как мечта!

(Лермонтов 1953, т.2: 178)

В поэзии XX века модель сущ.+прил. составляет 72,2% (268 примеров из общего количества 371), например:

Платки, подборы, жгучий взгляд Подснежников не оторваться.

И грязи рыжий шоколад Не выровнен по ватерпасу.

(Пастернак 1989, т.1: 81)

Меньше всего у поэтов XIX-XX веков выражены такие модели, как нареч.+нареч. - 0,3% (3 из 779) - в поэзии XIX века:

И все для сердца и для глаз Так было холодно-бесцветно,

Так было грустно-безответно, -Но чья-то песнь вдруг раздалась... (Тютчев 1976, т.2: 156)

и сущ.+сущ. - 2,9% (11 примеров из 371) - в поэзии XX века:

Не твоих ли звуков сладость Вдохновляла в те года?

Не твоя ли, Пушкин, радость Окрыляла нас тогда?

(Блок 1955, т.2: 262)

В-третьих, проведенный нами анализ синестети-ческих конструкций у поэтов двух столетий, позволил отметить следующие статистические факты.

Если рассматривать поэтов XIX и XX веков раздельно, то у поэтов XIX века выявлено 799 контекстов из проанализированных нами 170 943 строк, тогда как у представителей поэтического мира XX века количество контекстов - 373, что практически вдвое меньше, чем у поэтов предыдущего столетия, количество строк - 156845.

Можно утверждать, что синестетичность восприятия у поэтов ХХ-го века упала - по сравнению с поэтами XIX века - чуть ли не в два раза.

Таким образом, несомненно, что представители поэтического мира XIX столетия обладают более широким веером модальностей, в которых воспринимают окружающий мир. Можно предположить, что картина мира поэтов XIX века более красочна и многогранна, нежели у поэтов XX столетия.

Анализ литературных текстов показывает, что синестезия - как и собственно метафора, как и другие формы иносказания - является сущностным свойством искусства слова, позволяет более насыщенно передавать выразительность авторской мысли.

Несомненно, каждый новый подход в изучении и анализе конкретных элементов в лингвистике, предпринятый исследователями, вносит свой вклад в понимание не только специфики художественного текста, но и в представление о самом процессе языкового творчества поэта. Однако важно подчеркнуть дискуссионный характер феномена синестезии, поэтому вопрос изучения данного явления в лингвистике актуален и ожидает своих исследователей.

Библиографический список

1. Бальмонт К.Д. Собрание сочинений в 2 т. - Государственное издательство художественной литературы - М., 1991.

2. Блок А. Собрание сочинений в 6-х т./Ред.кол.: М.Дудин и др.; оформ. худож. Н.Нефедова. - Л.: Xудож. лит., 1955.

3. Брандес М.П. Стилистика текста. Теоретический курс: Учебник. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: Прогресс-Традиция; ИНФА-М, 2004. - с.289.

4. Есенин С.А. Собрание сочинений в 7-х т. - Изд-во «^удо-жественная литература», 1970.

5. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. В 5-ти т. - М.: Го-суд. изд. худож. лит., 1953.

6. Майков А.Н. Собрание сочинений. В 2-х т. - М.: Госуд. изд. худож. лит., 1984.

7. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений. В 5-ти т. - М.: Госуд. изд. худож. лит., 1989.

8. Психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Политиздат, 1990.

9. Тютчев Ф.И. Собрание сочинений в 4-х т. - Изд-во «^у-дожественная литература», 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.