^нтггш + I ■ I I ■
164 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль ^
СИНЕСТЕЗИЯ И ПОЗНАНИЕ:
АНАЛИЗ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ МЕТОДОЛОГИЙ В ИССЛЕДОВАНИИ СИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПОНЕНТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
М. Л. Зайцева
Московская государственная классическая академия им. Маймонида
В статье обосновывается идея использования при исследовании синестезии и познавательных способностей ресурсов когнитивного, синергетического и квантового подходов.
Ключевые слова: синестезия, когнитивный подход, синергетический подход, квантовая методология.
The idea of using for research of synesthesia and cognitive capabilities of resources of cognitive, synergetic and quantum approaches is grounded in the article.
Key words: synesthesia, cognitive approach, synergetic approach, quantum methodology.
Синестезия, являющаяся системным свойством эстетического восприятия, представляет собой реализацию идеи синтеза сенсорных возможностей человека. Она проявляется не только в процессе эстетического восприятия, но и в акте познания, являясь важным дополнением к иным формам познания (2).
Исследование ведущих тенденций научной и философской мысли начала ХХ века позволяет сделать вывод о том, что в них содержатся существенные разработки общей проблематики целостного познания, гармонизации разнородных начал в феномене синестетического восприятия.
Исследованием и теоретическим обоснованием межчувственной связи, возникающей при восприятии художественного произведения, активно занимались представители отечественного авангардного направления: Г. Гидо-ни, В. Кандинский, А. Крученых, К. Малевич,
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (39) январь-февраль 2011 164-168
М. Матюшин, В. Маяковский, Н. Обухов, П. Филонов и др. Авангардные эксперименты по обнаружению общих законов оперирования художественными языками и построения на их основе «искусства будущего» во многом основывались на новейших исследованиях в сфере философии, психиатрии, культурологии. Изучение синестезии в дальнейшем велось на основе узкоспециализированных исследований (литературоведческих, музыковедческих, по теории изобразительных искусств и т.д.). При этом терялось понимание целостности феномена синестезии и смысла многих творческих экспериментов, в центре которых была синестезия.
В рамках ведущих междисциплинарных подходов предлагаются модели, которые позволяют описать и концептуализировать такие явления психики, как восприятие, память, творчество. Широкое распространение полу-
.....
I I I ■ M I I I
Образование в сфере культуры 165
чил когнитивным, синергетическии и квантовый подходы. Представляется актуальным выявление наиболее значимых и наиболее ценных аспектов когнитивного, синергетического и квантового подходов для анализа проблемы синестезии в контексте познавательных способностей.
В рамках когнитивных исследований - в нейрофизиологии, в искусственном интеллекте, лингвистике, антропологии, психологии -существует огромное количество работ, посвященных частнонаучной проблематике, данные которых синтезируются и подвергаются философскому анализу. Ведущая модель в когнитивном подходе - модель переработки информации. Практически все механизмы, моделируемые в рамках данного подхода (рецепции, фильтрации и даже интерпретации информации) оказываются бессознательными. Этот подход наиболее последовательно представлен работами И.П. Меркулова. Познавательные способности человека - память, внимание, мышление, восприятие - на языке когнитивных исследований понимаются как высшие когнитивные способности, осуществляющие переработку и распределение информации, как вычислительные процессы, работающие по типу компьютерного устройства. В этом подходе память выступает как «способность нашей когнитивной системы сохранять культурную и иную когнитивную информацию, в том числе и знание» (3, с. 161), которая «принимает непосредственное участие в работе практически всех высших когнитивных функций».
Большинство исследователей сходятся во мнении, что искусственные компьютерные устройства успешно имитируют отдельные когнитивные процессы и познавательные способности человека.
В когнитивной психологии сформулированы представления о двух типах когнитивного взаимодействия, или о двух способах кодирования информации, - амодальном и модальном. Первый осуществляет обработку информации по принципу типизации, целостно и в основном неосознанно, второй - является аналитическим и работает по принципу классификации.
Если рассматривать синестезию как специфическую разновидность когнитивной способности, то есть как форму категоризации, то такие особенности синестезии, как ассоциативность, непосредственность, а также представленность, уже на ранних этапах онтогенеза позволяют отнести ее к амодальному типу когнитивного взаимодействия.
Онтогенетические исследования убедительно подтверждают идею изначальной врожденной целостности, интегрированности сенсорных систем, что в значительной степени обеспечивает взаимодействие человека с внешним миром. По мнению Г. Вернера (Werner, 1973), существование недифференцированного перцептивного пространства ведет к возникновению феномена синестезии. По мере дифференциации модальностей эффект синестезии уменьшается. Таким образом, эмоциональную оценку, возникающую в процессе восприятия объекта, можно отнести к генетически первичному, базовому, глубинному, амодаль-ному уровню категоризации (амодальным кодам). В пользу этой точки зрения говорит непосредственность ее возникновения, устойчивость эмоциональных признаков.
Синестезирующая функция эмоций - одна из основных функций, которая позволяет рассматривать эмоции как способ категоризации, являющийся универсальным для людей различных культур, пола и возраста. Другими словами, воспринимаемый объект первоначально подвергается эмоциональной оценке и встраивается на ее основании в «глубинное» семантическое пространство субъекта на основании не физических, а некоторых синестетических характеристик, проходит синестетическое преобразование.
Таким образом, в рамках когнитивного подхода модель переработки информации реализует рационалистические решения относительно синестетической компоненты познавательных способностей. Однако к исследованию сферы синестезии представляется более целесообразным подойти через осмысление проблемы дисциплинированности и спонтанности.
Процессы психической жизни человека,
11_Ta6agiaaiea.p65 165 1 23.03.2011, 9:58
.....
ш
166 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль
которые принято именовать познавательными, - восприятие, память, мышление, творческие акты, всегда подразумевают, как минимум, две компоненты - рационализируемую, вербализуемую часть, и другую, которая не ухватывается словами, но которую можно обозначить термином «бессознательное». Действительно, сознательные усилия по освоению того или иного теоретического материала предполагают определенную схему по усвоению информации, четкую направленность и дисциплинированность сознания. С другой стороны, понятно, что целостное видение проблемы или предмета исследования проходит иначе, не на этом этапе, а значительно позже, самостоятельно и порой неожиданно. Такая особенность характеризуется как спонтанность.
Спонтанность определяют как самопроявление, самодвижение, вызванное сугубо внутренними причинами, не обусловленное извне. Исследователь И.А. Герасимова вводит термин «дисциплинированная спонтанность» (1), подчеркивая аспект участия самого человека в попытках управлять спонтанными состояниями. Понятие спонтанности является фундаментальным для концепции В.В. Налимова (4).
Современная психология использует явление спонтанности в качестве средства и технологии для раскрытия внутренних мотивов и целей личности.
Основные успехи синергетического подхода к моделированию феноменов сознания связаны с динамической теорией информации, нейрокомпьютинга, теории катастроф. Синер-гетические модели применяют к описанию таких явлений, как социальное поведение, экономические процессы, политические прогнозы, творческие состояния, художественные произведения, смысловые ряды и рождение новых понятий - все, что объединено понятиями структуры, структурного описания, языка, оперирующего паттернами поведения, геш-тальтами.
Рассматриваются модели, которые могут быть использованы в рамках этого подхода относительно целого ряда когнитивных функций. В аспекте проблемы соотношения созна-
ния и бессознательного представляют особый интерес модели творческих актов, к примеру, так называемая модель сборки.
Целый ряд понятий психологии высвечивается с особого ракурса, если рассмотреть модель иерархических уровней и их перестройки в точке бифуркации применительно к уровням сознания в ситуации принятия решения. Известная модель «сборки» Рене Тома позволяет описать процесс становления «творческой личности». Теория катастроф Рене Тома и целый ряд сценариев выхода системы на аттрактор также могут быть весьма продуктивными для описания отдельных проявлений бессознательной компоненты в познавательных способностях (5). Синергетический подход к проблеме функционирования мозга развит в работах основателя этого направления Г. Хакена. Концепция динамической информации Д.С. Чер-навского была использована автором для описания механизмов творчества и интуитивного мышления. Модель «сборки» в рамках теории катастроф Р. Тома, В.И. Арнольда рассматривается как модель творческой личности. Синер-гетическая методология нашла применение в исследованиях художественных произведений и феноменов творчества в монографиях И.А. Евина. В синергетическом ключе построена модель музыкального творчества А.А. Кобля-ковым.
Синергетическое моделирование художественного творчества и произведений искусства позволяет обнаружить и описать особенности восприятия, распознавания образов, работу интуиции. Синергетика делает акцент на моделировании процессов порождения эмерд-жентных свойств - особых структур как на уровне групп клеток мозга, так и на уровне индивидуального сознания индивида и социума в целом. Описывая схемы процессов порождения тех или иных структур, синергетика оставляет за кадром детальное объяснение смыс-лопорождающих механизмов, сводя их к феноменам самоорганизации.
Решение проблемы синестезии в контексте познавательных способностей невозможно без учета фокуса творчества. Идеи и попытки
.....
ш
Образование в сфере культуры 167
практического воплощения новой, синергети-ческой целостности художественного произведения как результата симфонического, свободного, но целесообразного синтеза различных элементов - характерная черта отечественного искусства рубежа Х1Х-ХХ веков. В искусстве этого периода поиск межчувственных взаимосвязей в процессе создания и восприятия художественного произведения чаще всего строится не по принципу взаимозаменяемости элементов различных художественных языков, а по принципу их взаимодополняемости. Такой синтез художественных языков позволяет достичь нового уровня органической целостности, в понимании которой огромную роль играет синестезия.
Поиски и теоретическое обоснование общности различных художественных языков в отечественном символизме и авангарде позволяют сделать вывод о невозможности буквального перевода знаков одного языка в другой на основе близости ощущений от элементов различных языков. А. Скрябин в результате изучения связи в ощущениях между различными художественными языками выдвигает понятие «слухозрительной полифонии» в качестве принципа творческого, немеханического объединения различных видов искусств в процессе создания художественных объектов; В. Кандинский формулирует принцип «внутреннего контрапункта», который позволяет достичь гармонии цвета и формы, в результате чего картина начинает производить эффект симфонического звучания.
Данная модель восприятия должна способствовать, по мнению теоретиков и практиков авангардного искусства, расширению мировосприятия и миропонимания. Художественный объект становится средством изменения сознания, преобразовательная функция искусства распространяется не только на уровень познания, но и на мироздание в целом, поднимая искусство за пределы эстетических задач и наделяя его жизнетворческой функцией. Философским обоснованием многих символистских и авангардных поисков является «духовный Ренессанс», произошедший в русской
культуре на рубеже Х1Х-ХХ веков. Актуализация проблемы целостности элементов мира в русском духовном Ренессансе способствовала разработке и оригинальной интерпретации принципов объединения элементов мира. Согласно принципам соборности, разработанным русской философской мыслью этого периода, соотношение целого и составляющих его частей обретает качество гармоничности и синергии: благодаря сохранению индивидуального в соборной общности целое становится внутренне обусловленным и органичным; благодаря богодухновенности человеческое сознание приобретает новое, умноженное, синергетиче-ское качество, преображающее человеческое сознание в соборное. Свободное сотворчество объединенной общности людей понимается теперь как теургия, как активная деятельность, направленная на преобразование как самих людей, так и мира в целом.
Таким образом, модели, предлагаемые си-нергетическим подходом, наиболее эффективны для описания структурной динамики творчества. Бессознательная компонента познавательных способностей в рамках синергетики присутствует и описывается через понятия динамического хаоса, «перемешивающего слоя». Модели синергетики, ее принципы и центральные понятия успешно применяются к описанию механизмов организации восприятия неоднозначных образов и ассоциативной памяти, актов принятия решений и творчества.
Обращение к эвристическому потенциалу языка квантовой теории является уже сложившейся философской традицией. В настоящее время интерес философов к квантовой физике заметно вырос. Имеется солидная традиция обсуждения квантовой проблематики сознания зарубежными исследователями - Р. Пенроуз, А. Шимани, Н. Картрайт. В поле интересов авторов попали многие когнитивные проблемы -переход между сознательными и бессознательными состояниями, переход от периферического к фокальному зрению, проблема «распространения» сознания на тело в целом, аномалии во временных характеристиках психических явлений и другое. Ведутся дискуссии в
11_ТабадТаа1ёа.р65 167 1 23.03.2011, 9:58
.....
I I I ■ M I I I
168 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль
рамках такого нового направления, как квантовая психология (Т. Лири, Ч. Минделл, Р. Уил-сон). В своем монографическом исследовании М.Б. Менский разрабатывает оригинальную концепцию, объединяющую квантовую физику и психологию. Представляет интерес квантовая модель сознания, предложенная В.И. Моисеевым. Сам термин «квантовый» используется в современных гуманитарных исследованиях в разных смыслах: как порционность и как целостность (понимаемая на разных уровнях).
Пространство квантовых состояний предлагается рассмотреть как модель психики человека, а именно тот ее уровень, который именуют неосознаваемым. Прежде всего, это относится к центральному парадоксу квантовых измерений - редукции волновой функции, а также ЭПР-эффекту, тоннельному эффекту и принципу дополнительности. Такие феномены границы сознания и бессознательного, как акты восприятия, самоосознавания, тонкие наблюдения за интроспективными состояниями, эффект плацебо, а также творческие акты, состояния творчества на примере музыкального исполнительства и восприятия художественных форм, получают новое прочтение в свете квантового подхода.
Целостность сознания в свете квантовой методологии предстает во всей многогранности. Целостность определяется не только взаимной корреляцией актов сознания, но и неустранимой взаимозависимостью состояния сознания от актов интенции, рефлексии, самоосоз-навания. Целостность сознания ускользает от объективации в силу своей природы. В микромире всякий акт фиксации (оценки, наблюде-
ния) некоторого аспекта явления в качестве неустранимой составляющей подразумевает ускользание от фиксации другого аспекта явления (это и сам акт редукции, сворачивающий все многообразие альтернатив до единичного случая, и в другом отношении - принцип дополнительности).
Квантовоподобная методология, при всей ее близости к синергетической, совсем иначе подходит к рассмотрению феноменов сознания, акцентируя внимание на пограничных состояниях, экзистенциальных переживаниях. Характерно, что, в отличие от когнитивной и синергетической методологий, квантовый подход предлагает модель, вектор развития которого движется от целого к частному, в противовес иным подходам, которые через описание элементов стремятся объяснить целое (эмерд-жентные свойства). Целостность феномена сознания столь же очевидна, сколь и трудноуловима, - этот аспект проблемы сродни ситуации в квантовых измерениях. Например, принцип дополнительности Н. Бора.
Итак, модели квантового подхода обладают большим эвристическим потенциалом для описания парадоксов границы осознаваемого и бессознательного, что наиболее отчетливо проявлено в актах интроспекции и творчества. В рамках данного подхода синестетическая компонента в познавательных способностях является принципиально важной.
Наиболее продуктивным для исследования синестезии и познавательных способностей представляется обращение к ресурсам всех трех междисциплинарных подходов и совместное использование их возможностей.
Примечания
1. Герасимова, И. А. Творческое сознание как дисциплинированная спонтанность / И.А. Герасимова // Философия науки. - 2006. - № 12. Феномен сознания. - С. 92-110.
2. Зайцева, М. Л. Синестезия и познание / Марина Леонидовна Зайцева // Materialy VI Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji « Naukowa przestrzec Europy - 2010» (07-15 kwietnia 2010 roku). Volume 14. Filologiczne nauki. Psychologia i socjologia. - Filozofla.: Przemysl. Nauka i studia, 2010. - P. 104-106.
3. Меркулов, И. П. Когнитивные способности / И.П. Меркулов. - М., 2005.
4. Налимов, В. В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности / В.В. Налимов. - М., 1989.
5. Постои, Т. Теория катастроф и ее приложения / Т. Постон, И. Стюарт. - М., 1980.
11_Tá6ágTaáíéá.p65 168 Í 23.03.2011, 9:58