Научная статья на тему 'Философия искусства и синестезия'

Философия искусства и синестезия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
924
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ЭСТЕТИКА / СИНЕСТЕЗИЯ / ИСКУССТВО / ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / PHILOSOPHY / AESTHETICS / SYNESTHESIA / ART / PROCESS OF COGNITION / AESTHETIC PERCEPTION / COGNITIVE CAPABILITIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зайцева Марина Леонидовна

Научно обосновывается положение о том, что синестезия способствует лучшему пониманию эстетических концепций, обусловленных и эволюцией философской мысли, и развитием социально-экономической жизни. Доказывается необходимость признания синестезии философским понятием, связанным с процессом познания объективной реальности, обогащением эстетического восприятия человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophy of Art and Synesthesia

The article has been scientifically grounded the thesis that synesthesia assists the best understanding of aesthetic conceptions, conditioned by the evolution of philosophical idea and the development of socio-economic life. There has been proved the necessity to admit synesthesia to be the philosophical concept, related to the process of cognition of objective reality, enriching the aesthetic perception of a person.

Текст научной работы на тему «Философия искусства и синестезия»

ББК 87.225

М.Л. Зайцева

Философия искусства и синестезия

M.L. Zaytseva

Philosophy of Art and Synesthesia

Научно обосновывается положение о том, что синестезия способствует лучшему пониманию эстетических концепций, обусловленных и эволюцией философской мысли, и развитием социально-экономической жизни. Доказывается необходимость признания синестезии философским понятием, связанным с процессом познания объективной реальности, обогащением эстетического восприятия человека. Ключевые слова: философия, эстетика, синестезия, искусство, процесс познания, эстетическое восприятие, познавательные способности.

The article has been scientifically grounded the thesis that synesthesia assists the best understanding of aesthetic conceptions, conditioned by the evolution of philosophical idea and the development of socio-economic life. There has been proved the necessity to admit synesthesia to be the philosophical concept, related to the process of cognition of objective reality, enriching the aesthetic perception of a person.

Key words: philosophy, aesthetics, synesthesia, art, process of cognition, aesthetic perception, cognitive capabilities.

Синестезийное восприятие играет важную роль в познании объективной реальности, поэтому рассматриваемая нами научная проблема тесной взаимосвязи философии искусства и синестезии является архиактуальной.

В процессе исследования нами были поставлены следующие взаимосвязанные научные задачи: 1) на основе обобщения научных публикаций, посвященных синесте-зийному восприятию объективной реальности как одной из форм ассоциативного непосредственного мышления, доказать тезис о том, что синестезия существенно увеличивает познавательные способности человека, и обосновать необходимость признания синестезии философским понятием, связанным с процессом познания объективной реальности; 2) представить результаты анализа генезиса синестезийных идей и форм проявления синестезии в искусстве и выявить их тенденции в историческом процессе смены эстетических концепций, обусловленных и эволюцией философской мысли, и развитием социально-экономической жизни; 3) доказать необходимость признания синестезии философским понятием, связанным с процессом познания объективной реальности, обогащением эстетического восприятия человека.

В научной литературе практически отсутствуют публикации, посвященные проблематике философии искусства и синестезии. Мы обобщили немногочисленные исследования Б. Галеева, И. Ванечкиной, В. Ястребцева [1] и других ученых, посвященные проблематике синестезийного восприятия, и убедились в том, что важнейшая научная проблема синестезий-ного восприятия и философии искусства является недостаточно глубоко разработанной как отечественной, так и зарубежной научными школами. Поэтому в ходе выполнения исследования перед нами возникали слож-

ности, связанные с отсутствием научных публикаций по рассмотренной теме, а также неоднозначностью оценок учеными проблематики, затронутой в работе.

Синестезия как способность к гармоническому восприятию реальности является одной из форм ассоциативного непосредственного мышления. Личные творческие усилия обладавших этим даром подвижников, преуспевших в интуитивно-духовном развитии, привели к формированию систем символических языков, которые затем входили и осваивались в культуре, становясь общезначимыми. Это улучшало познание реальности, что доказывает выдвигаемый нами тезис о важной роли синестезии в процессе познания [2, с. 105]. Синестезия существенно увеличивает познавательные способности человека. Она как концентрированная и симультанная актуализация чувственного в широком спектре его проявлений способствует лучшему восприятию целостности мира. Синестезия как специфическая форма взаимодействия в целостной системе чувственного отражения становится проявлением сущностных сил человека [3, с. 56].

Синестезийное восприятие способствует сближению человеческих познавательных способностей и их обогащению путем объединения интеллекта и интуиции.

В настоящее время уже сложно оспаривать реальность и объективность синестезии. Мы предлагаем пойти еще дальше — признать синестезию как философское понятие, связанное с процессом познания объективной реальности.

Синестезийное мышление играет важную роль в процессе познания. Сознательное и бессознательное тесно переплетаются в синестезийном восприятии действительности в процессе познания.

В свете современных разработок когнитивной науки стало очевидно, что исследования сознания будут неполными без пристального изучения бессознательных слоев психики человека. Тема познавательных способностей в контексте проблемы бессознательного изучается психологией, философией творчества и такими новыми направлениями, как эволюционная и когнитивная эпистемологии. Обращение к проблематике бессознательного играет важную роль при описании процессов творчества, припоминания, восприятия, в сновидче-ских и измененных состояниях сознания, эстетического восприятия произведений искусства.

Синестезия как концентрированная и симультанная актуализация чувственного в широком спектре его проявлений способствует лучшему восприятию целостности мира. Синестезия как специфическая форма взаимодействия в целостной системе чувственного отражения есть проявление сущностных сил человека. Это не некий эпифеномен, не аномалия, а норма. Явление синестезии нуждается в изучении, хотя ввиду «скрытости» своего происхождения в каждом конкретном случае она не всегда доступна для поверхностного научного анализа.

Онтогенетические исследования убедительно подтверждают идею изначальной врожденной целостности, интегрированности сенсорных систем, что в значительной степени обеспечивает взаимодействие человека с внешним миром. По мнению Г. Вернера, существование недифференцированного перцептивного пространства ведет к возникновению феномена синестезии. По мере дифференциации модальностей эффект синестезии уменьшается. Таким образом, эмоциональную оценку, возникающую в процессе восприятия объекта, можно отнести к генетически первичному, базовому, глубинному, амодальному уровню категоризации. В пользу этой точки зрения говорит непосредственность ее возникновения, устойчивость эмоциональных признаков.

Синестезирующая функция эмоций — одна из основных функций, которая позволяет рассматривать эмоции как способ категоризации, являющийся универсальным для людей различных культур, пола и возраста. Таким образом воспринимаемый объект первоначально подвергается эмоциональной оценке и встраивается в «глубинное» семантическое пространство субъекта на основании не физических, а некоторых синестезийных характеристик, проходит синестезийное преобразование.

В исследовании синестезии роль сквозного методологического принципа играет принцип дополнительности и целостности человеческого познания и жизни. Для изучения генезиса синестезийных концепций могут быть использованы концепции всеединства, соборного сознания, разработанные в русской религиозной философии рубежа Х1Х-ХХ вв. (С. Булгаков, И. Ильин, В. Соловьев, П. Флоренский). В целях осмысления проблематики исследования синестезии плодотворным оказывается анализ идей современных наук о целост-

ном характере восприятия и познания явлений мира (митрополит Вениамин (Федченков), И. А. Герасимова, В. И. Коротаев, Н. О. Лосский, М. К. Мамардашвили, А. И. Мартынов, А. С. Мигунов, С. С. Хоружий, К. Г. Юнг). Методологически значимыми для исследования феномена синестезии являются подходы структурно-функционального направления, в которых гносеологические функции восприятия изучаются на уровне общества и анализируются в качестве средства поддержания функционирования культурных норм и ценностей, образцов и идеалов, обеспечения преемственности культуры и т. п. Для изучения роли и места синесте-зийного восприятия в процессе познания могут быть также использованы прогнозы российских и зарубежных философов и культурологов относительно роли нового познания, основанного на разнообразии типов восприятия в глобализующемся мире (В. В. Бычкова, Л. С. Бычковой, П. С. Гуревича, К. Х. Делокарова, Т Имамичи, В. Кутырева, Т. Е. Савицкой) [4, с. 34]. В соответствии с особенностями сложного комплексного феномена эстетического восприятия в ходе исследовательской работы могут быть применимы теоретико-методологические компоненты философии, искусствознания, культурологии, семиотики, дополненные многообразием частнонаучных методов и теоретико-методологических оснований дисциплин, близких к теме исследования.

Анализ генезиса синестезийных идей и форм проявления синестезии в искусстве дает возможность выявить константные качества синестезии, позволяющие определить ее в качестве системного свойства эстетического восприятия и художественного мышления: синестезия представляет собой реализацию идеи синтеза сенсорных возможностей человека; восприятие должно иметь некую априорную установку на изначальную целостность; синестезия проявляется не только в процессе эстетического восприятия, но и в акте познания, являясь важным дополнением к иным формам познания; синестезия исторична, это качество проявляется в обусловленности изменения синестезийных концепций сменой социокультурных парадигм. Идеи целостного восприятия могут оформляться в синестезийные концепции, т. е. обладать исторически обусловленной логикой, структурой.

Наиболее активно апеллирует к синестезийному восприятию такая форма проявления синестезии в искусстве, как синтез искусств [5, с. 70]. Воплощаясь в театральных жанрах, в садово-парковом искусстве, в синтезе архитектурно-пластических форм модерна и прочем, синтез искусств обращен к межчувственному восприятию, и только с его помощью можно постичь полноту художественного замысла. Взаимодействие и синтез искусств принадлежат к числу наиболее ярких проявлений культуры. Сущность этого феномена состоит в стремлении мастеров различных видов искусства создать сложную, целостную структуру, способную полнее выразить обобщающий образ эпохи, ее миропонимание.

Сопоставительный анализ европейского и русского вариантов философско-эстетических концепций синтеза искусств рубежа Х1Х-ХХ вв. позволяет выявить зависимость синестезийных концепций от социокультурного контекста, подтверждает плодотворность исследования синестезийных концепций на основе принципа топологическо-исторического обоснования специфики разных этапов развития культуры.

Культурные контакты философии и искусства представлены в качестве процессов взаимоотраже-ния и взаимовоспроизведения, позволяющих выявить синестезийные механизмы в отношениях философии и искусства, расцениваемые как тенденция переходной культуры в целом, а не отдельный вектор в развитии какого-либо одного или нескольких видов искусства.

Изучению, познанию наблюдающегося в настоящее время диалога культур способствует теоретическое осмысление явления синестезии, синестезийного восприятия произведений искусства, так как диалог культур включает в себя характерный для переходных эпох полилог культур, со свойственными ему сложными взаимосвязями и драматургией взаимоотношений различных культурных периодов (стадий, этапов), и культур, дистанцированных друг от друга географически, хронологически, ментально. Синестезия существенно увеличивает познавательные способности путем их обогащения на основе объединения интеллекта и интуиции.

Каждая эпоха задавала свои «доминанты», определяя границы доступного познанию. Современная философия познания, сменив акцент с исследования внешней предметной реальности на поиск внутриче-ловеческих оснований, обращает внимание на внутренний опыт и его составляющие, на постижение механизмов, порождающих такой опыт. Одним из компонентов внутреннего опыта оказывается чувствознание.

Осмысление не обнаруживаемых ранее компонентов в познавательной активности, в структуре знания оказывается сопряженным с поиском новых поня-

тийно-логических форм для адекватного обозначения и выражения специфики их проявления. К числу таких понятий относится «чувствознание», представленное в концепции «проникновенного умозрения» И. А. Герасимовой. Обращение к выработанному в русской философской традиции в конце XIX — начале XX в. понятию «чувствознание» (Н. К. Рерих), близкое к понятиям «живознание» (А. С. Хомяков) и «живое знание» (С. Л. Франк), в конце XX — начале XXI столетия оказывается в русле современных подходов в философии познания по переосмыслению обсуждаемых вопросов, а также расширению и дополнению основных философских категорий на основе диалога различных философских традиций и различных подходов.

Феномен чувствознания не является открытием последних лет. В разных философских системах прошлого фиксировалось в познавательной деятельности и системе человеческих знаний наличие особого рода неявного знания, характеризующегося интуитивностью, чувственностью, синестезийностью, эмпатич-ностью, целостностью, включенностью в познавательное отношение всей сферы человеческого опыта.

Синестезия является важнейшей составляющей чувствознания как основания, на базе которого формируются когнитивные потенции эстетического опыта, отличающегося органичностью, цельностью, нераздельностью «ощущения и понимания». Это доказывает наш тезис о необходимости признания синестезии философским понятием, связанным с процессом познания объективной реальности, обогащением эстетического восприятия человека.

Перспективными направлениями дальнейших научных исследований являются следующие: на уровне специальных исследований выявить, описать и проанализировать формы проявления синестезии в конкретных областях искусства (от литературной, живописной, музыкальной синестезии, синестезийных жанров и видов искусств до идеи синтеза искусств).

Библиографический список

1. Ястребцев В. О цветном звукосозерцании Н. А. Римского-Корсакова // Русская музыкальная газета. — 1908. — № 39-40.

2. Зайцева М. Л. Синестезия и познание // Materialy VI Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Nauko-wa przestrzec Europy — 2010». Vol. 14 : Filologiczne nauki. Psychologia i socjologia. Filozofia. — Przemysl, 2010.

3. Зайцева М. Л. Синестетическое мышление — соотношение сознательного и бессознательного в процессе познания // Materialy VI Miedzynarodowej naukowi-praktycz-nej konferencji «Aktualne problemy nowoczesnych nauk — 2010» (07-15 czerwca 2010 roku). Vol. 20 : Historia. Filozofia. Politoiogija. — Przemysl, 2010.

4. Зайцева М. Л. Эстетическое восприятие, реализуемое в феномене синестезии: исторический и внеистори-ческий подходы // Materialy V Miedzynarodowej naukowi--praktycznej konferencji «Nauka: teoria i praktyka — 2009» (07-15 sierpnia 2009 roku). Vol. 3 : Prawo. Filozofia. Historia. — Przemysl, 2009.

5. Зайцева М. Л. Эффективность когнитивных методологий в изучении синестетической компоненты познавательных способностей // Materialy VII mezinarodrn vedecko--prakticka konference «Moderm vymozenosti vedy — 2011», 27 ledna — 05 unora 2011 roku. — DU 12. Filologicke vedy. Filosofie. Historie. Hudba a zivot. — Praha, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.