Научная статья на тему 'Синестезийное восприятие и познание объективной реальности в пространстве эстетических коннотаций'

Синестезийное восприятие и познание объективной реальности в пространстве эстетических коннотаций Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
480
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕСТЕЗИЯ / ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ПОЗНАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / SYNESTHESIA / OBJECTIVE REALITY / AESTHETIC PERCEPTION / COGNITION / ARTISTIC THOUGHT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зайцева Марина Леонидовна

Обосновывается необходимость признания синестезии философским понятием, которое реализует свою методологическую функцию в исследовании процесса познания объективной реальности. Представлены результаты анализа генезиса синестезийных идей и выявлены ее константные качества, позволяющие определить ее в качестве системного свойства эстетического восприятия и художественного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNESTHETIC PERCEPTION AND COGNITION OF OBJECTIVE REALITY IN THE SPHERE OF AESTHETIC CONNOTATIONS

In the article there has been theoretically grounded the necessity to admit synesthesia to be a philosophical concept which will realize the methodological function in the research of objective reality cognition process. There have been presented the results of analysis of senesthetic ideas genesis and the forms of synesthesia display in art. The constant features of synesthesia have been revealed, allowing to define it as the system ability of aesthetic perception and artistic thought.

Текст научной работы на тему «Синестезийное восприятие и познание объективной реальности в пространстве эстетических коннотаций»

УДК 18.7.01:7.03

Зайцева Марина Леонидовна

Московская государственная классическая академия им. Маймонида

zvmm964@rambler.ru

СИНЕСТЕЗИЙНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ПОЗНАНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КОННОТАЦИЙ

Обосновывается необходимость признания синестезии философским понятием, которое реализует свою методологическую функцию в исследовании процесса познания объективной реальности. Представлены результаты анализа генезиса синестезийных идей и выявлены ее константные качества, позволяющие определить ее в качестве системного свойства эстетического восприятия и художественного мышления.

Ключевые слова: синестезия, объективная реальность, эстетическое восприятие, познание, художественное мышление.

Актуальность темы исследования предопределена несколькими обстоятельствами:

. прежде всего той чрезвычайно важной ролью, которую играет синестезийное восприятие в познании объективной реальности и в ее эстетическом освоении.

Основная цель исследования - философское осмысление эстетических аспектов синестезийного восприятия в процессе познания объективной реальности.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: проанализировать генезис синесте-зийных идей и форм проявления синестезии и выявить их характерные черты в искусстве древних цивилизаций, европейского Средневековья, Возрождения, Нового времени; определить гносеологическую, эстетическую значимость идей гармонизации различных способов восприятия; выявить константные качества синестезии, которые позволяют определить ее как системное свойство эстетического восприятия и художественного мышления.

Синестезия существенно увеличивает познавательные способности человека [1]. Она как концентрированная и симультанная актуализация чувственного в широком спектре его проявлений способствует лучшему восприятию целостности мира. Синестезийное восприятие способствует сближению человеческих познавательных способностей и их обогащению путем объединения интеллекта и интуиции [2]. Синестезия как специфическая форма взаимодействия в целостной системе чувственного отражения является проявлением сущностных сил человека.

Изучение особенных когнитивных феноменов, которые явно не осознаются, представляет особую методологическую проблему, и рациональных методов в раскрытии всей специфики сложного слоя неявного знания оказывается недостаточно. Исходя из целостной структуры человеческой активности, можно констатировать, что когнитивная парадигма знания, включающая внутренние неявные структуры человеческого сознания, оказывается наиболее адекватным подходом к исследованию данных феноменов [3].

В настоящее время уже сложно оспаривать реальность и объективность синестезии. Мы предлагаем пойти еще дальше - признать синестезию как философское понятие, связанное с процессом познания объективной реальности.

В символической системе восприятие мира отличается от реалистического метода. Полученные с помощью физических ощущений представления о реальности формируют некоторую исходную систему. В этой системе объекты разделены, и мы говорим, что они конкретны. С помощью абстрактного научного мышления мы создаем модели мира, которые свидетельствуют о другом, неочевидном для будничного сознания, строении реальности. В таком случае мы вынуждены говорить о существовании других уровней реальности [4]. В процессе творчества создается иная Реальность. Можно сказать, что она является индивидуальным выражением определенного сущностного аспекта Реальности. По этой причине относительно художественного творчества наиболее соответствующим было бы использование понятия Творческой Реальности или Реальности Творческого видения.

В сознании Творческая Реальность образуется за своими внутренними, свойственными ей законами. Притом закон гармонии доминирует над последними. Согласно Сараджеву, «гармонизация - тот же закон бытия, по которому созданы музыкальные формы... каждая форма, представление, понятие имеет свою гармонизацию - индивидуальную и единственную» [5, с. 27]. И физические объекты, и абстрактные понятия, и эмоции - все сводится к единственному плану - звуко-зрительным образам сознания, которые выполняют функцию знаков, которые помечают предмет и имеют определенный смысл.

Символическая система предполагает соединение традиционности, всеобщности и типизированности смыслов элементов системы с субъективным, вариативным постижением этих смыслов. Благодаря индивидуальному восприятию порождается множество специфических коннотаций вокруг общепринятых смыслов. Изучение опыта применения идей синестезии в искусстве позволяет понять механизмы и мас-

164

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

© Зайцева М.Л., 2012

штабы воздействия синестезийных видов, жанров искусства, выявить логику формирования и трансформации синестезийных концепций и окружающего их пространства эстетических коннотаций.

Под генезисом синестезийных концепций в искусстве понимается процесс их формирования и развития в культурах разных эпох, обусловленный эволюцией философской мысли и социально-экономической жизни. Проведенное исследование позволило нам выделить следующие временные периоды в генезисе синестезийных идей в искусстве: древние цивилизации, европейское Средневековье, Возрождение, Новое время.

Наиболее характерным для древних цивилизаций качеством является построение в лоне философско-религиозных систем концепций целостного восприятия, где важнейшую роль играют пространственно-слуховые синестезии. На возникновение и формирование синестезийных идей в искусстве древних цивилизаций оказывают воздействие компоненты широкого культурологического уровня: мифология, метафизика, философско-религиозные системы, этнорегиональная специфика. При всем различии философско-религиозных систем описанных выше типов культур, выявляется общность в способах постановки и решения вопросов, связанных с целостностью восприятия. Происходит выстраивание систем эстетических воззрений в контексте космологии. Понятие красоты объективировано, онтоло-гично. Синестезийные идеи входят в общую теорию космогенеза.

Изменения в понимании онтологической и аксиологической значимости синестезийных идей в средневековой культуре связано с оформлением их преимущественно в рамках религиозного искусства, а именно в концепции соборного искусства. Сильнейшее влияние на основные принципы соборного искусства оказывает эстетика аскетизма, осуждавшая принцип наслаждения и, напротив, культивировавшая принцип духовного трезвения.

В культуре эпохи Ренессанса идее объединения, слияния искусств и форм их воздействия противопоставляется идея самодостаточности и дифферен-цированности видов искусств, художественных языков. Тем не менее именно в этот период повышается интерес к чувственному восприятию, на которое ориентируется теперь знаковая сторона, грамматика художественных языков. Ренессансное искусство актуализирует синестезийные аналогии не онтологического, а биологического уровня, исследуя связь между чувством и внутренним состоянием человека (интероцептивные ощущения).

В искусстве эпохи барокко обоснованием сине-стезийного восприятия становятся два фактора: признание остроумия важнейшей созидательной силой, а наслаждения - доминирующей эстетической функцией художественного произведения. Эстетика ори-

ентируется на чувственное восприятие и сильный художественный эффект, достигаемый, прежде всего, синестезийными формами (от метафоры до идеи синтеза искусств); поиск всемирных связей и аналогий между предметами и явлениями ведется в культуре барокко на основе интуитивного метода познания.

Спецификой понимания синестезийного восприятия в эпоху классицизма является не только указание доминирующей роли в нем рациональных компонентов, но и акцентирование в нем дидактических и преобразовательных функций.

Искусство романтизма и символизма стремится к стиранию граней между искусствами, видами чувств, в их слиянии можно добиться того, чего не достичь в отдельности. Важнейшим качеством художественного языка становится его музыкальность. Спецификой синестезийных идей становится превалирование спонтанности и культивирование естественного, не скованного разумом чувства как в творческом процессе, так и в процессе восприятия. Поиск и обнаружение межчувственных связей и их актуализация в процессе познания мира становятся важнейшими задачами искусства эпохи романтизма и символизма. Спецификой понимания синестезийного восприятия в этот период является усиление роли иррациональных механизмов постижения действительности, стремление максимально широкого объединения художественных языков и видов искусств, в результате чего происходит усиление воздействия объекта искусства на субъект.

Изучению, познанию наблюдающегося диалога культур способствует теоретическое осмысление явления синестезии, синестезийного восприятия произведений искусства, так как диалог культур включает характерный для переходных эпох полилог культур, со свойственными ему сложными взаимосвязями и драматургией взаимоотношений различных культурных периодов (стадий, этапов) и культур, дистанцированных друг от друга географически, хронологически, ментально. Синестезия как концентрированная и симультанная актуализация чувственного в широком спектре его проявлений способствует лучшему восприятию диалога культур, целостности мира путем сближения человеческих познавательных способностей и их обогащения на основе объединения интеллекта и интуиции.

Актуализация проблемы целостности элементов мира в русском духовном ренессансе рубежа XIX-XX веков способствовала разработке и оригинальной интерпретации принципов объединения элементов мира. Сформулированные в духе евангельского учения П. Флоренским принципы соборной общности представляют собой реализацию религиозных догматов об организме Церкви, где все раз-ноипостасно и единосущно. Благодаря сохранению индивидуального в соборной общности целое ста-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

165

новится внутренне-обусловленным и органичным. Благодаря богодухновенности человеческое сознание приобретает новое, умноженное, синергетическое качество, преображающее человеческое сознание в соборное. Свободное сотворчество объединенной общности людей понимается как теургия, как активная деятельность, направленная на преобразование как самих людей, так и мира в целом.

Идеи и попытки практического воплощения новой, синергической целостности художественного произведения как результата симфонического, свободного, но целесообразного синтеза разных элементов - характерная черта отечественного искусства рубежа XIX-XX веков. В искусстве этого периода поиск межчувственных взаимосвязей в процессе создания и восприятия художественного произведения чаще всего строится не по принципу взаимозаменяемости элементов разных художественных языков, а по принципу их взаимодополняемости. Такой синтез художественных языков позволяет достичь нового уровня органической целостности, в понимании которой огромную роль играет синестезия.

Искусством русского авангарда актуализируется проблематика, связанная с новыми формами познания и восприятия явлений мира. Формулируя установку на радикальное обновление художественного сознания и художественного языка, деятели авангарда разрабатывают новую модель познания и восприятия. Создается концепция «искусства будущего», в основе которой лежит синестезия. Разработка данной концепции ведется в различных аспектах: от идеи создания целостного произведения, объединяющего все способы восприятия, до поиска общих закономерностей в восприятии элементов различных художественных языков.

Исследование взаимосвязи философско-эстетических разработок в русском духовном ренессансе и эстетико-художественных идей в русском авангарде позволяет выявить общность теоретических позиций, которая состоит в следующем: создание концепции нового искусства, основанного на синтезе видов искусств, имеющего онтологическую направленность, обращающегося к всечеловеческому единству; осознание повышенной прагматической функции художественного произведения, реализуемой благодаря установке на синестезийный способ восприятия. Художественный объект становится средством изменения сознания, преобразовательная функция искусства распространяется не только на уровень познания, но и на мироздание в целом; понимание новой, синергетической целостности как результата симфонического, свободного, но целесообразного синтеза различных элементов. В искусстве авангарда происходит усиление гносеологического значения синестезийного восприятия, которое обеспечивает выход на новый уровень познания и способствует повышению культурной значимос-

ти художественного произведения. Сверхкультур-ную миссию предназначены выполнять созданные или проектируемые объекты художественного творчества, основанные на синестезийной общности видов искусства.

Футуризм, будучи одним из течений общего авангардного движения, с одной стороны, коснулся в своих поисках актуальных для всего направления проблем в интерпретации тем, образов и идей, определяющих облик Серебряного века, обнаружив множество точек соприкосновения с другими (и не только «левыми») течениями. С другой стороны, стилистические черты «искусства будущего» позволяют говорить о некоторой его противоположности иным линиям авангарда, об обособленности и неповторимости его художественной системы. Культ техницизма в искусстве футуризма оказывает воздействие на область эстетического сознания, вводя в него совокупность идей и эмоций, связанных с взаимоотношением человека и машины в современности. Возникает идея создания «искусства будущего», отражающего динамизм и техницизм нового времени. Происходит сближение художественных действий с жизнью, совершаются попытки внедрить одно в другое. Данные тенденции обусловливают специфику синестезийных идей в футуристическом искусстве. Футуристы занимаются поиском синтеза движения, звука, цвета, света. Категории «времени» и «движения» становятся основополагающими в понимании процесса создания и восприятия художественного произведения.

Однако в стремлении уловить изменчивый ритм психики современного человека, создать новую парадигму культуры, соответствующую ментальности технологичного, урбанистического общества, проявляется не только уникальность футуризма в искусстве авангарда, но и противоречивость идеи абсолютизации преходящего, размывания границ между искусством и жизнью. Динамизация художественного образа делает восприятие скользящим, поверхностным, хаотичным. Идеи делокализации искусства позволяют многим новациям авангарда экстраполироваться в область массового искусства, девальвируясь в плане аксиологической значимости.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Восприятие реальности в синестезийном аспекте приводит к определенному знанию, но для большинства людей это знание неявное. Искусство организует познавательный материал и передает его содержание в логично структурированных образцах.

2. Синестезия существенно увеличивает познавательные способности человека. Необходимо признать синестезию философским понятием, связанным с процессом познания объективной реальности.

3. Анализ генезиса синестезийных идей и форм проявления синестезии в искусстве позволяет опре-

166

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

делить ее как системное свойство эстетического восприятия и художественного мышления. В современном искусстве формируется осознание повышенной прагматической функции художественного произведения, ориентированного на синестезийный способ восприятия. В ходе проведенного исследования выявлены константные качества синестезии: реализация в феномене синестезии идеи синтеза сенсорных возможностей человека, который оказывается во многих синтетических формах и видах искусства; гносеологическая направленность идей целостного восприятия; историзм. Они позволяют определить ее как системное свойство эстетического восприятия.

Проблематика, связанная с синестезией, требует неоднократного обращения к ней и является перспективной и многообещающей исследовательской областью, позволяющей выявить способы гармонизации как восприятия, так и познания художественных объектов и мироздания в целом.

Библиографический список

1. Галеев Б.М. Синестезия - не аномалия, а форма невербального мышления [Электронный ре-

сурс]. - Режим доступа: http://prometheus.kai.ru/ anomal r.htm.

2. Зайцева М.Л. Синестетическое мышление -соотношение сознательного и бессознательного в процессе познания // Materialy VI Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Aktualne problemy nowoczesnych nauk - 2010» (07-15 czerwca 2010 roku). Volume 20. Historia. Filozofia. Politoiogija. - Przemysl: Nauka i studia, 2010. - S. 55-56.

3. Зайцева М.Л. Эффективность когнитивных методологий в изучении синестетической компоненты познавательных способностей // Materiály VII mezinárodní vedecko-praktická konference [«Moderní vymozenosti vedy - 2011»], 27 ledna - 05 února 20011 roku. - Díl 12. Filologicke vedy. Filosofie. Historie. Hudba a zivot. - Praha: Publishing House «Education and Science», 2011. - S. 69-71.

4. Хакен Г Тайны восприятия / Г. Хакен, М. Ха-кен-Крелль. - М. : Институт компьютерных исследований, 2002. - 272 с.

5. Мастер волшебного звона / А.И. Цветаева, Н.К. Сараджев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.danilovbells.ru/bellsonrussia/ articles1/skaz o zvonare moskovskom.html.

УДК 316.3/4

Кирдяшкин Иван Владимирович

Томский государственный университет kirdjhkin @mail. ш

МОЛОДЕЖЬ КАК ФЕНОМЕН УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕХОДНЫМ ОБЩЕСТВОМ

В статье исследуется такое свойство понятия «молодежь», как переходность, репрезентирующее свойства трансформирующегося общества. Делается вывод о том, что свойство переходности феномена молодежи, как набор специфических культурных стратегий, является важным средством построения обществом собственных базовых конструкций будущего.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, переходное общество.

Тему выделения молодежи в самостоятельный предмет изучения инициирует эпоха великих переломов, какой стал ХХ век. К. Ясперс отмечает то, что внимание общества к молодежи и, главным образом, к ее воспитанию сопряжено с завоеванием человеком «свободы» от традиции, духа целого и проблемой содержания этой «свободы» [17, с. 354]. Школы и теории молодежи ХХ века можно условно разделить на три подгруппы, которые рассматривают понятие «молодежь» с позиций тех или иных сторон теоретической рефлексии проблем и значений молодости в качестве универсального и вместе с тем всегда исторически- и культурно- специфического ресурса обновления общества как социальной, политической и духовной целостности. Это: биологически и психологически, культурологически и антропологически, социологически ориентированные теории молодежи [7, с. 119]. Первые (концепции Г.С. Холла,

З. Фрейда, К.Г. Юнга, В. Райха, Г. Маркузе, П.П. Блонского и др.) сформированы преимущественно под влиянием органицизма и психологизации гуманитарного знания конца XIX - начала ХХ века. В них молодежь выступает как носитель психофизических свойств молодости (периода жизни). Это не означало игнорирования социокультурного контекста бытия, но во многом культурное значение молодежи в них вторично. Вторая группа теорий (М. Мид, Т. Парсонса, И.С. Левиковой и др.) более четко подчеркивает значение молодежи как совокупности присущих ей культурных свойств и функций, что позволило выявить значимые свойства молодежи как группового образования, обладающего механизмами поддержки культурных образцов, культурного капитала общества. Третья группа (П.А. Сорокина, классовая (марксистская - В.И. Ленина, Б.Б. Когана), Л.С. Выготского, И.С. Кона, С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского, линия К. Мангейма, связанная

© Кирдяшкин И.В., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.