Научная статья на тему 'Homo synaesthesis: особенности эстетического восприятия и художественного мышления'

Homo synaesthesis: особенности эстетического восприятия и художественного мышления Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
373
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕСТЕЗИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / СИНЕРГИЯ / ПОЗНАНИЕ / HOMO SYNAESTHESIS / HOMO SYNAISTHETIS / SYNESTHESIA / AESTHETIC PERCEPTION / ARTISTIC THINKING / SYNERGY / COGNITION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зайцева М. Л.

В статье рассматривается актуальная научная проблема эстетического восприятия и художественного мышления современного человека, способности которого, обусловленные революционными сдвигами в информационных технологиях, обучающих методах, превращают его в Homo synaesthesis, воспринимающего реальный мир и искусство целостно, комплексно, синергетически. Исследование проблемы эстетического восприятия и художественного мышления позволило сделать вывод о том, что идея синтеза сущностных сил человека, являющаяся основополагающей целью культуры во все времена, становится в современной культуре кардинальным антропологическим критерием для выделения основных ее модусов. Выявлено, что основным критерием инновационных тенденций в культуре является их содействие очеловечиванию человека, осуществлению личностного синтеза в нем. Обосновано, что синестезия как проявление изначальной врожденной целостности, интегрированности сенсорных систем является важнейшей составляющей чувствознания, того основания, на базе которого формируются когнитивные потенции эстетического опыта, отличающегося органичностью и цельностью. Развитие синестезийного восприятия, способствующего гармонизации познания и мироустройства, позволяет решить многие проблемы современности. Доказано, что синестезия как важнейшая способность синергетического восприятия целостного мира становится обоснованием для совершенствования человека, улучшения его способностей познавать мир и искусство, превращая его с помощью новых методов обучения в Homo synaesthesis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Homo synaisthetis: features of aesthetic perception and artistic thought

The scientific issue of the day of aesthetic perception and artistic thought of the contemporary person, the capabilities of whom, conditioned by revolutionary changes in information technologies, teaching methods, convert him into Homo synaisthetis, perceiving the real world and art integrally, complexly and synergistically. The research of the problem of aesthetic perception and artistic thought has allowed to draw the conclusion that the idea of synthesis of human power essence, being the fundamental purpose of culture at all times, becomes a cardinal anthropological criterion for selecting its basic modes in modern culture. It has been educed, that the basic criterion of innovative tendencies in culture is their assistance to humanize the person and realize the personality synthesis. It is reasonable, that synesthesia, as the display of primordial innate integrity, is integrating the sensory systems of the major constituent feelings and knowledge, cognitive potencies of aesthetic experience and wholeness formed on the base of it. The development of synesthesia perception, assisting harmonization of cognition and world-building, allows to work out many problems of contemporaneity. It is well-proven that synesthesia as the major ability of synergetics perception of the integral world becomes a ground for perfection of a person, improvement of his or her capabilities to cognize the world and art, converting him or her by means of new methods of teaching in Homo synaesthesis.

Текст научной работы на тему «Homo synaesthesis: особенности эстетического восприятия и художественного мышления»

раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 18.7.01:7.03

HOMO SYNAESTHESIS: ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

© М. Л. Зайцева

Государственная классическая академия им. Маймонида Россия, 113035 г. Москва, ул. Садовническая, д. 52/45.

Тел./факс: +7 (495) 951 54 97.

E-mail: [email protected]

В статье рассматривается актуальная научная проблема эстетического восприятия и художественного мышления современного человека, способности которого, обусловленные революционными сдвигами в информационных технологиях, обучающих методах, превращают его в Homo synaesthesis, воспринимающего реальный мир и искусство целостно, комплексно, синергетически. Исследование проблемы эстетического восприятия и художественного мышления позволило сделать вывод о том, что идея синтеза сущностных сил человека, являющаяся основополагающей целью культуры во все времена, становится в современной культуре кардинальным антропологическим критерием для выделения основных ее модусов. Выявлено, что основным критерием инновационных тенденций в культуре является их содействие очеловечиванию человека, осуществлению личностного синтеза в нем. Обосновано, что синестезия как проявление изначальной врожденной целостности, интегрированности сенсорных систем является важнейшей составляющей чувствознания, того основания, на базе которого формируются когнитивные потенции эстетического опыта, отличающегося органичностью и цельностью. Развитие синестезийного восприятия, способствующего гармонизации познания и мироустройства, позволяет решить многие проблемы современности. Доказано, что синестезия как важнейшая способность синергетического восприятия целостного мира становится обоснованием для совершенствования человека, улучшения его способностей познавать мир и искусство, превращая его с помощью новых методов обучения в Homo synaesthesis.

Ключевые слова: Homo synaesthesis, синестезия, эстетическое восприятие, художественное мышление, синергия, познание.

Актуальность темы исследования. Исследование особенностей эстетического восприятия и художественного мышления актуально, т.к. глобальные изменения в социокультурной жизни влекут за собой изменения в понимании сущности человека, его способности воспринимать реальную действительность и ее отражение в искусстве. В современной культуре заметно возрос интерес к поиску новых форм эстетического восприятия и художественного мышления, основывающихся на синестезии. Деятелями искусства ведутся интенсивные эксперименты по синтезированию жанров и видов искусства на основе современных аудиовизуальных, компьютерных средств. Художественный объект, содержащий в себе синестезийные идеи, обладает не только повышенной прагматической значимостью, он становится средством изменения сознания, обретения им соборной полноты. Проблематика, связанная с синестезией, требует неоднократного обращения к ней и является перспективной и многообещающей исследовательской областью, позволяющей выявить способы гармонизации как восприятия, так и познания художественных объектов и мироздания в целом.

В исследовании синестезии роль сквозного методологического принципа играет принцип дополнительности и целостности человеческого познания и жизни. В целях осмысления проблематики исследования синестезии плодотворным оказывается анализ идей современных наук о целостном характере восприятия и познания явлений мира (митрополит Вениамин (Федченков), И. А. Гераси-

мова, В. И. Коротаев, Н. О. Лосский, М. К. Мамар-дашвили, А. И. Мартынов, А. С. Мигунов, С. С. Хоружий, К. Г. Юнг).

Для изучения роли и места синестезийного восприятия в процессе познания могут быть также использованы прогнозы российских и зарубежных философов и культурологов относительно роли нового познания, основанного на разнообразии типов восприятия в глобализующемся мире (В. В. Бычкова, Л. С. Бычковой, П. С. Гуревича, К. Х. Делокаро-ва, Т. Имамичи, В. Кутырева, Т. Е. Савицкой). В ходе исследования в числе общенаучных методов были применены:

- аналитический, позволивший выявить философско-эстетическое содержание рассматриваемого способа эстетического восприятия и художественного мышления и его роли в постижении реалий современной жизни и искусства;

- системный, позволивший проанализировать изучаемое явление в широком историко-культурном, философско-эстетическом аспекте и установить проблему синестезийного способа эстетического восприятия и художественного мышления как комплексную интегративную идею, присущую крупнейшим художественным системам ХХ века.

Основная цель исследования - философское осмысление актуальной научной проблемы эстетического восприятия и художественного мышления современного человека, способности которого, обусловленные революционными сдвигами в информационных технологиях, обучающих методах, превращают его в Homo synaesthesis, восприни-

мающего реальный мир и искусство целостно, комплексно, синергетически. Это предопределило постановку и решение следующих задач:

- изучить проблему эстетического восприятия и художественного мышления и доказать, что идея синтеза сущностных сил человека становится в современной культуре кардинальным антропологическим критерием;

- обосновать синестезию как важнейшую составляющую чувствознания и когнитивного основания, на базе которого формируются познавательные потенции эстетического опыта;

- выявить специфику синестезии как важнейшей способности синергетического восприятия целостного мира и доказать целесообразность ее развития для совершенствования человека, улучшения его способностей познавать мир и искусство, превращения его с помощью новых методов обучения в Homo synaesthesis.

Одно из наиболее распространенных определений человека - человек разумный (лат. - Homo sapiens), общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. В науке еще не сложилось единого мнения о времени, месте возникновения и формирования «человека разумного» (т. н. сапиентации). Тем не менее ученые сходятся в предположении, что уже около 40 тыс. лет назад, на рубеже верхнего палеолита, «человек разумный» стал единственным представителем семейства го-минидов и заселил практически всю Землю.

Современные революционные сдвиги в информационных технологиях, обучающих методах превращают Homo sapiens в Homo synaesthesis, в человека, обладающего способностью воспринимать реальный мир и искусство целостно, синергетически.

Такая эволюция объясняется логикой исторического развития эстетического восприятия. В эпоху классицизма (XVII-XVIII вв.) доминирующей эстетической категорией, критерием истины становится разум, рационалистический метод преобладает в системе познания сущности явлений материального мира, в анализе природы художественного мышления. Результатом такой актуализации и доведения до абсолютизации рационалистических методов познания и восприятия действительности стали регламентация сферы чувственного, ориентир на эмоциональную сдержанность, подчиненность эффектной жизни души строгой упорядоченности, нормативности. Создается концепция дидактического (поучительного) искусства, формирующего гармоничную личность и являющегося залогом гармонизации мироздания. Критикой рационализма, доведенного до универсализма, бунтом против рассудочности стал в начале XIX в. романтизм.

Какова сущность человека, живущего в XXI в., превалирует ли разум в процессе восприятия и мышления современного человека? В современном информационно-техническом обществе происходит тотальная фрагментация личности. Негативным последствием нарастающей аксиологической диффу-

зии может стать появление «компьютерного человека», «множественного субъекта», «мультиперсо-нальной личности». У такого индивида будет отмечаться инверсия внутреннего и внешнего, что позволит управлять подсознанием с помощью, например, мифологизации рекламы или других средств воздействия.

Причинами столь кардинальных изменений в понимании сущности человека являются социокультурные изменения. Современный тип цивилизации обладает особым характером, определяющее значение для существования и развития цивилизации сейчас имеют техника и информация. В новом информационно-техническом мире сформировались две противоположные точки зрения на бытие человека и культуры. Одни утверждают, что в современной цивилизации наблюдается кризис человека и культуры. Такая позиция изложена в работах В. В. Бычкова, П. Гуревича, К. Х. Делокарова, Т. Имамичи, В. А. Кутырева, Т. Е. Савицкой и др.

Действительно, в современном мире техника во многом определяет бытие человека и общества. Это связано с тем, что в рамках цивилизации сущность техники изменяется, она отчуждается от сознания человека, превращаясь тем самым во вполне самостоятельный мир со своими собственными законами развития. По мнению японского философа Т. Имамичи, технология, подобно природе, стала нашей новой средой обитания, имеющей свои собственные цели, которые независимы от человека, поскольку технология как среда, как бытийственная тотальность машинных образований, сама определяет свое направление развития [1]. С точки зрения В. Нали-мова, «техника, будучи самостоятельной силой, не поддается контролю со стороны человека. Она существует сама по себе, не заботясь о состоянии человека, общества или Земли. Она,- здесь следует весьма характерное сравнение,- сравнима с инфекционным заболеванием - носители болезни тоже развиваются, не заботясь о своем пристанище» [2].

Представители другой точки зрения, наоборот, полагают, что новые информационно-технические условия существования открывают перед человеком уникальные возможности для культурного и духовного роста, являются залогом преодоления культурного кризиса. К оптимистическому направлению в оценке роли и значения техники примыкают, по мнению Н. М. Аль-Ани, немецкие мыслители Э. Капп и Ф. Дессауэр. Э. Капп [3] считал технические устройства проекцией и развитием органов человека - рук, ног, пальцев, мышечной силы, зрения, слуха и пр. Если организм человека в принципе не порочен, не порочны и средства его имитации. Ф. Дессауэр стремился обосновать гармонию человека и техники посредством объединения двух мифологем - христианской и прометеевской [3, с. 95]. Для него техника - это завет Бога, наделившего человека творческой мощью, неистребимой тягой к преодолению своих реальных границ.

И все же очевидно, что в современной цивилизации техника из функции, из механизма опредме-

чивания превратилась в субстанцию. Между нею и миром человека и культуры простерлись непреодолимые границы. Техника стала своего рода «вещью в себе», непознанным и непредсказуемым миром холодных механизмов, от работы которых зависят жизнь и благополучие человечества. Техника в новом своем качестве самостоятельной субстанции является наряду с информацией важнейшим атрибутом современной цивилизации; она символизирует беспочвенность этой последней, ее оторванность от традиционного мира культуры. Сущностное понятие современной техники содержит в качестве основного элемента идею бесконечного развития, усовершенствования уже существующего. Именно по этой причине инновации имеют культовое значение для современной цивилизации, олицетворяют все возрастающее ее могущество.

С изменением сущности техники связано принципиально иное взаимоотношение техники и природы. Если раньше техника служила средством возвышения человека над природным миром, выделения его из первоначального чисто природного состояния в состояние сверхприродное, но при этом техника оставалась в гармонии с природой и никоем образом не угрожала ее существованию, то в условиях современной цивилизации техника самым резким образом противопоставляется природе, притязает на тотальное господство над ней и, в конечном счете, угрожает самому ее существованию.

Природа все больше и больше вытесняется из человеческой жизни. На смену ей приходит искусственное, то есть та же техника. Как отмечает В. А. Кутырев, «с превращением техники из средства деятельности в субстанцию, создается особый, как бы идущий на смену культуре мир - Технос. Тех-нос не просто сфера, наряду с другими (техносфера), а именно то, что начинает пронизывать все» [4, с. 139]. Действительно, атмосфера жизни в современной цивилизации настолько пропитана техникой, что человек, оторванный от природного мира, превращается в своего рода механизм, функцию, в некое приложение к техническому пространству. Тот же В. А. Кутырев говорит о возникновении на нашей Земле «БТМ» - бесприродного технического мира, искусственной абиотической реальности как новой среды обитания людей [4, с. 141].

Исследователь делает вывод, что основным критерием определения типа наличествующей культуры является трансформируемый ею образ человека. Автор выстраивает следующую линию развития (а фактически деградации) человека сообразно синхронным стадиальным видоизменениям общества и культуры: дикарь - варвар - личность (соответствует чередованию трех эпох - первобытность - архаика - классика). Далее появляется «актор» - первая функциональная фаза умирания личности в обществе, подверженном рационализации, когда человек жестко отождествляется с субъектом деятельности, превращается в «озабоченный автомат». За ним следует «фактор», или вторая фаза отмирания человеческого существа, сводимого к

приобретающей автономию социотехнической системе. Наконец, на горизонте видится «гомутер» (симбиоз человека и компьютера) в мире тотального господства техники.

В конце XX в. наступило осознание пределов роста индустриальной цивилизации. Ярче всего это видно в факте появления глобальных проблем. Начиная с деятельности «Римского клуба» и личной подвижнической жизни А. Печчеи, представители современной глобалистики (Месерович, Пестель, Тоффлер и пр.) обосновали варианты возможного развития человечества на ближайшее время, каждый из которых ведет к гибели человечества, если не будут найдены альтернативы современной техногенной цивилизации.

Поиски данных, воистину спасительных альтернатив, побудили философов, этнографов, культурологов, историков обратить более пристальное внимание на те цивилизации, которые развиваются в противовес техногенной и угнетены ею. Речь идет о ценностях родовой организации общественной жизни с мифологическим мировоззрением, которое выполняло охранную функцию по отношению к природе и было пронизано космическим мироощущением. Стали неожиданно актуальными учения древнекитайских даосов с принципом недеяния в противовес европейскому активизму, индуистско-

буддийское учение об ахимсе (ненанесение вреда живому), христианская концепция человека как духовного существа, философия русского космизма (Федоров, Вернадский) с его представлением о человеке как космическом событии. Поэтому искания в лице таких современных мыслителей, как Тойнби, Леви-Стросс, Мирч Элиде, Лосев, Фейерабенд, Баш-ляр, Хейзинга и других, пытающихся осмыслить весь опыт духовного развития человечества, а не только трех последних столетий европейской цивилизации, подает надежды на положительные ответы на поиски новых типов современной техногенной цивилизации, новых способов мироощущения и восприятия. Можно согласиться с мыслью крупнейшего физика и философа Ф. Капры о том, что от нашей способности научиться воспринимать мир в его целостности, понимать его в таком ракурсе зависит выживание нашей цивилизации [5, с. 186].

Решение многих проблем современности нам видится в сохранении и развитии тех тенденций, способствующих гармонизации познания и мироустройства. Именно такими свойствами обладает синестезия, позволяющая улучшить восприятие и обрести полноту познания. Синестезия является важнейшей составляющей чувствознания как основания, на базе которого формируются когнитивные потенции эстетического опыта, отличающегося органичностью, цельностью, нераздельностью [6].

Обращение к выработанному в русской философской традиции в конце XIX - начале XX в. понятию «чувствознание» (Н. К. Рерих), близкое к понятиям «живознание» (А. С. Хомяков) и «живое знание» (С. Л. Франк), в конце XX - начале XXI столетия оказывается в русле современных подходов в

философии познания по переосмыслению обсуждаемых вопросов, а также расширению и дополнению основных философских категорий на основе диалога различных философских традиций и различных подходов. Новый подход к философии познания предполагает обращение ко всему многообразию способов духовного освоения мира, определяя проблему взаимодействия интеллектуально-теоретических и «интуитивно'-экзистенциальных» сторон когнитивного процесса одной из центральных.

Существует особый пласт знания и уровень познания - чувствознание, базирующийся на более широких сенсорных основаниях, включая всю психофизиологическую сферу человека. К внутренним основания и составляющие чувствознания относятся «психическое осязание», мышление-переживание, знание о незнании, синестезия, эмпатия («вживание»), эмоции, аффектации, интуиция, ритмы мысли и биоритмы.

Homo synaesthesis, по нашему мнению,- это ступень развития современного человека, его способностей целостного восприятия, позволяющих преодолеть негативные последствия развития современной техногенной цивилизации. Homo

synaesthesis - это уже не миф, а реальность. Синестезия как специфическая форма взаимодействия в целостной системе чувственного отражения есть проявление сущностных сил человека, как концентрированная и симультанная актуализация чувственного в широком спектре его проявлений способствует восприятию целостности мира.

Онтогенетические исследования убедительно подтверждают идею изначальной врожденной целостности, интегрированности сенсорных систем, что в значительной степени обеспечивает взаимодействие человека с внешним миром. По мнению Х. Вернера, существование недифференцированного перцептивного пространства ведет к возникновению феномена синестезии [7]. По мере дифференциации модальностей эффект синестезии уменьшается. Таким образом, эмоциональную оценку,

возникающую в процессе восприятия объекта, можно отнести к генетически первичному, базовому, глубинному, амодальному уровню категоризации. В пользу этой точки зрения говорит непосредственность ее возникновения, устойчивость эмоциЬшншвшрпрщшковункция эмоций - одна из основных функций, которая позволяет рассматривать эмоции как способ категоризации, являющийся универсальным для людей различных культур, пола и возраста. То есть воспринимаемый объект первоначально подвергается эмоциональной оценке и встраивается на ее основании в «глубинное» семантическое пространство субъекта на основании не физических, а некоторых синестезийных характеристик, проходит синестезийное преобразование.

Синестезия играет важную роль в чувственном познании мира за счет существенного обогащения ощущений человека. Ощущения, несмотря на простоту и подчиненное, вспомогательное положение по отношению к более сложным психическим по-

знавательным процессам, оказывают значительное влияние не только на особенности протекания познания, но и на развитие личности в целом. Так, при одновременном отсутствии зрения и слуха ребенок вообще не может развиваться как личность без специальной помощи со стороны окружающих. Отсутствие одного вида ощущения также ограничивает возможности развития человека и формирование его как личности. Так, специальные исследования показывают, что люди, слепые и плохо видящие, часто астеничны, ипохондричны. Те же, кто не слышит или страдает тугоухостью, могут быть обидчивы, у них отмечается повышенная тревожность. Из-за некорректного отношения окружающих к ограниченным возможностям этих людей познавать мир, у них нередко формируются сверхценные идеи ущербности, сочетающиеся с такими качествами, как принципиальность, высокий уровень нравственных требований по отношению к себе и окружающим. Что касается нарушений других видов ощущений, не относящихся к сфере значимых для жизни в обществе, здесь диапазон отношений к такого рода нарушениям велик - от полного равнодушия до преклонения перед их феноменальными особенностями, что также влияет на развитие личности. Мы терпимо относимся к тому, что наши близкие не различают запах, или у них понижена вкусовая чувствительность, мы сочувствуем тем, кто имеет повышенную чувствительность к ускорению и укачивается, или тем, кто страдает дальтонизмом.

Синестезия обладает такой особенностью, как индивидуальность, в отличие от других характеристик, не обязательна для каждого человека и может представлять собой неповторимое сочетание ощущений. Исследователи отмечают зрительно-слуховую синестезию, но она может быть и зрительно-вкусовой, и обонятельно-зрительной и т.п. Такое необычное отражение свойств окружающей действительности не может не влиять на особенности личности.

Многие современные методы воздействия на людей опираются на особенности их сенсомотор-ной организации. Однако не только ощущение и восприятие влияют на развитие и существование личности, имеет место и обратный процесс. Это подтверждают исследования синестетических переживаний в измененных (холотропных) состояниях сознания. Они не связаны с органическими психозами, вызванными повреждением центральной нервной системы, головного мозга, нарушением кровообращения и острыми инфекциями. Категорию измененных состояний сознания Станислав Гроф назвал «холотропные состояния сознания». Холотропные состояния характеризуются особыми трансформациями сознания, связанными с изменениями во всех сферах восприятия, с сильными и зачастую необычными эмоциями, а также с глубокими переменами в мыслительных процессах. Термин «холотропные» буквально означает «ориентированные на целостность» или «движущиеся в направлении целостности» (от греч. Но^ - «целое» и 1терет - «двигаться в направлении чего-либо»).

Термин указывает на то, что, находясь в других состояниях сознания, мы не целостны, а раздроблены и отождествляемся лишь с небольшим фрагментом того, что мы есть в действительности.

Важным и характерным аспектом холотроп-ных состояний являются необычные изменения в чувственном восприятии. Если глаза открыты, формы и краски внешнего мира обычно резко преображаются, а когда мы закрываем глаза, нас захлестывают образы из нашей личной истории, из коллективного бессознательного. У нас могут возникать и видения различных природных явлений, космоса, мифологических сфер. Иногда все это сопровождается широким диапазоном переживаний, в которых задействованы различные звуки, запахи, физические и вкусовые ощущения. В случаях глубокого погружения в измененные состояния сознания возможно синестезийное восприятие реальности. Человек, переживающий синестезию, может ощущать цвет звука, вкус и запах цвета. Такой эффект возможен при сенсорных перегрузках в измененных или холотропных состояниях сознания, когда в холотропном процессе человек одновременно получает интенсивную информацию по всем каналам восприятия. Метафорически можно сказать, что в процессе синестезии все органы чувств человека превращаются в единый орган чувств, который воспринимает целостную информацию о мире.

Для абстрактно-эстетических переживаний, возникающих в холотропных состояниях сознания, характерен эффект синестезии, т. е. распространения восприятия сенсорного сигнала на несколько сенсорных зон. Импульсы, приходящие в одну сенсорную область, вызывают очень ясную и отчетливую реакцию других чувств.

Открытия аргентино-итальянского исследователя Хьюго Зукарелли распространили холографи-ческую модель на мир акустики и легли в основу теории С. Грофа о холотропном состоянии сознания [8]. После тщательного изучения и анализа механизмов, при помощи которых животные различных видов добиваются точной идентификации источников звука, он пришел к заключению, что существующие модели не учитывают важные характеристики человеческого акустического восприятия. Тот факт, что люди могут локализовать источник звука, не двигая головой и не меняя положения ушных раковин, доказывает, что механизмом, отвечающим за человеческие возможности в этой области, является отсутствие различий в интенсивности входного сигнала в правом и левом ухе. Люди, чей слух поврежден с одной стороны, могут локализовать источник звука. Чтобы адекватно объяснить все характеристики пространственного слуха, приходится постулировать, что человеческое акустическое восприятие использует голографические принципы. Это означает, что человеческое ухо является не только приемником, но и передатчиком. Воспроизведя этот механизм при записи звука, Зукарелли развил технологию холофо-нического звучания, позволяющую получить эффект синестезии.

Холофонические записи обладают поразительными возможностями воспроизведения акустической реальности со всеми ее пространственными характеристиками - до такой степени, что без постоянного визуального контроля практически невозможно отличить записанное от реальных событий трехмерного мира. Вдобавок, при прослушивании холофонической записи событий, стимулирующих и другие чувства, может возникать синестезия, т. е. соответствующее восприятие в других сенсорных зонах.

Опыт измененных состояний сознания можно рассматривать как: 1) когнитивное развитие, основывающееся на абстрактном ре-комбинаторном символизме и 2) основной процесс, лежащий в основании всего специфически человеческого познания.

В измененных состояниях сознания в каждый момент возможны любые переходы из одного типа переживаний в другой. При этом поток переживаний является некоей целостностью, которую невозможно описать дискретным языком в виде строгой последовательности или четкой схемы. Отсюда следует, что часть системы категорий, описывающих холотропный модус сознания и выделяющий разные типы переживаний, носит условный характер. Эта система лишь помогает нам разобраться в происходящем, она может применяться для интеграции холотропного опыта в холотропный модус сознания; но она отнюдь не является достоверным описанием реальности холотропного опыта.

На этой стадии изучения эстетических переживаний холотропного опыта мы можем говорить не о системе, а, скорее, а мандале картографии внутреннего пространства. Мандала формально является «рисунком в круге». Круг есть древнейший философский символ целостности. Мандала - это индуистский термин для обозначения круга. Это -вид янтры (инструмент, способ, символ) в форме ритуальной геометрической диаграммы, иногда соответствующей особому пророческому свойству, которой дается визуальное выражение. Мандала представляет собой синтез традиционной структуры и свободной интерпретации. Ее основными составляющими являются геометрические фигуры, уравновешенные и концентрические. Мандала картографии внутреннего пространства выражает новую ступень эстетического понимания в целостности. Она формируется за счет существенного обогащения ощущений человека в синестезийном акте чувственного познания единства мира.

Изучение синестезии, как правило, ведется в русле узкоспециализированных исследований, отмечается наиболее широкое применение синестезии в искусстве. Действительно, синестезия является системным свойством эстетического восприятия и художественного мышления. Однако синестезия представляет собой реализацию универсальной человеческой чувственности в ее целостности и гармоничности, проявляясь во всех аспектах человеческой деятельности. В частности, в искусстве кулинарии (от лат. еиНпа - кухня) - области человеческой дея-

тельности, связанной с приготовлением пищи, включающей комплекс технологий, оборудования и рецептов. Основное назначение пищи - быть источником энергии и «строительного материала» для организма, однако, роль кулинарии в жизни общества значительнее: не случайно еще в начале XX в. деятели авангарда, создающие новую модель искусства будущего, основанную на синестезийных жанрах, включали в нее и кулинарию (русский художник М. Ларионов разрабатывал основы авангардной кулинарии, считая ее важным элементом формирования новой, урбанистической эстетики).

Некоторые исследователи планируют использовать синестетизийную способность человека во многих сферах жизни. Это актуально и в кулинарии, для усиления вкусовых ощущений можно сочетать вкус отдельных блюд с определенными звуками и даже словами [9, с. 22]. В кулинарии необходимы не только исследования, подходящие к вопросу с точки зрения физико-химических основ и разъясняющих с этой точки зрения все нюансы (например, в чем разница между нарезкой соломкой и кубиками, как состав разных продуктов влияет на подбор оптимального температурного режима варки или жарки, какие продукты и как вступают в реакции), а и объясняющие особенности восприятия вкусов. Какие вкусы как между собой сочетаются, порождают новые ощущения, влияют на восприятие. Какова оптимальная последовательность вкусов для наилучшего впечатления от трапезы? Какие вкусы усиливают друг друга, какие - глушат, можно ли композиционно создать неожиданный и приятный вкус? Как влияют на ощущения текстуры продуктов, форма, температура, время воздействия, запахи и степень насыщенности едока.

Изучение синестезии в разных сферах человеческой жизнедеятельности, определение механизмов наложения в одновременном когнитивном акте различных по модальности восприятий позволит более масштабно проследить значимость синестезии в жизни современного человека, выявить способы гармонизации мировосприятия [10, с. 89].

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Исследование проблемы эстетического восприятия и художественного мышления позволяет говорить о том, что идея синтеза сущностных сил человека, являющаяся основополагающей целью культуры во все времена, становится в современной культуре кардинальным антропологическим критерием для выделения основных ее модусов. Основным критерием инновационных тенденций в культуре является их содействие очеловечиванию человека, осуществлению личностного синтеза в нем.

2. Синестезия как проявление изначальной врожденной целостности, интегрированности сен-

сорных систем является важнейшей составляющей чувствознания,- того основания, на базе которого формируются когнитивные потенции эстетического опыта, отличающегося органичностью и цельностью. Развитие синестезийного восприятия, способствующего гармонизации познания и мироустройства, позволяет решить многие проблемы современности.

3. Синестезия как важнейшая способность синергетического восприятия целостного мира становится обоснованием для совершенствования человека, улучшения его способностей познавать мир и искусство, превращая его с помощью новых методов обучения в Homo synaesthesis.

Проблематика, связанная с синестезией, требует неоднократного обращения к ней и является перспективной и многообещающей исследовательской областью, позволяющей выявить способы гармонизации как восприятия, так и познания художественных объектов и мироздания в целом.

Перспективами дальнейших научных исследований являются: обоснование методологии исследования и изучение генезиса синестезии как системного свойства эстетического восприятия и художественного мышления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Имамичи Т. Моральный кризис и метатехнические проблемы // Вопросы философии. 1995. №3. С. 4-17.

2. Налимов В. В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в XXI веке // Вопросы философии. 1996. №11. С. 70.

3. Аль-Ани, Н. М. Философия техники: очерки истории и теории: учебное пособие. СПб, 2004. 184 с.

4. Кутырев В. А. Пост-пред-гипер-контр-модернизм: концы и начала // Вопросы философии. 1998. №5. С. 135-149.

5. Капра Ф. Скрытые связи. М.: София, 2004. 234 с.

6. Зайцева М. Л. Синестетическое восприятие искусства но-

вой эры технического развития человечества // Materiály V mezinárodní vedecko-praktická konference «Nastolení moderní vedy - 2009» (27 zárí - 05 ríjna 2009 roku). Díl 7. Filologicke vedy. Filosofie. Praha: Publishing House

«Education and Science». 2009. S. 72-74.

7. Психологическая энциклопедия. «Вернер Хайнц». URL: http://psychological-encyclopedia. zelenka.su/27765

8. Гроф С. Психика и КОСМОС: холотропные состояния сознания, архетипическая психология и транзитная астрология / Станислав Гроф. URL: http://ihtik.lib.ru/

9. Зайцева М. Л. Синестезия и кулинария - миф или реальность? // Материали за 6-а международна научна практична конференция, «Основни проблеми на съвременната наука», 2010 (17-25 април 2010 г. на история, философия, политика, психология и социология). Т. 15. История. Философия. Политика. Психология и социология. София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2010. С. 22-24.

10. Зайцева М. Л. Синестетическое восприятие и социокультурные реалии современного общества / Марина Леонидовна Зайцева // Materiály VI mezinárodní vedecko-praktická konference «Aktuální vymozenosti vedy - 2010» (27 cervna -05 cervencú 2010 roku). - Díl 8. Historie. Filosofie. Politicke vedy. Praha: Publishing House «Education and Science». 2010. S. 88-90.

Поступила в редакцию 07.10.2011 г. После доработки - 24.05.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.