ЛОГИКА, МЕТОДОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИНЕСТЕЗИИ КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ ПОТЕНЦИЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОПЫТА
М. Л. ЗАЙЦЕВА
В статье научно обоснован тезис о том, что синестезия существенно увеличивает познавательные способности человека, доказана взаимосвязь синестезийного восприятия и лучшего понимания социокультурных реалий современного общества, выделены системные свойства синестезии как основы формирования когнитивных потенций эстетического опыта.
Московская государственная классическая академия им. Маймонида
е-таН:
ттт9б4 @гатЫег.ги
синестезия, эстетика, синестезийное восприятие, эстетический опыт, познавательные способности.
Актуальность темы исследования обоснована значимостью синестезии в процессе формирования когнитивных потенций эстетического опыта. Синестезия, представляющая собой реализацию идеи синтеза сенсорных возможностей человека, проявляется не только в процессе эстетического восприятия, но и в акте познания, являясь важным дополнением к иным формам познания1.Исследование ведущих тенденций научной и философской мысли начала ХХ века позволяет сделать вывод о том, что в них содержатся существенные разработки общей проблематики целостного познания, гармонизации разнородных начал в феномене синестетизийного восприятия.
Исследованием и теоретическим обоснованием межчувственной связи, возникающей при восприятии художественного произведения, активно занимались представители отечественного авангардного направления: Г. Гидони, В. Кандинский, А. Крученых, К. Малевич, М. Матюшин, В. Маяковский, Н. Обухов, П. Филонов и др. Авангардные эксперименты по обнаружению общих законов оперирования художественными языками и построения на их основе «искусства будущего» во многом основывались на новейших исследованиях в сфере философии, психиатрии, культурологии. Изучение синестезии в дальнейшем велось на основе узкоспециализированных исследований (литературоведческих, музыковедческих, по теории изобразительных искусств и т.д.). При этом терялось понимание целостности феномена синестезии и смысла многих творческих экспериментов, в центре которых была синестезия.
В рамках ведущих междисциплинарных подходов предлагаются модели, которые позволяют описать и концептуализировать такие явления психики как восприятие, память, творчество. Широкое распространение получил когнитивный подход, синергетика, квантовый подход. В рамках когнитивных исследований — в нейрофизиологии, в искусственном интеллекте, лингвистике, антропологии, психологии — существует огромное коли-
1 Зайцева М.Л. Синестезия и внедискурсивные способы постижения реальности// Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований — 2011». Том 25. Философия и филология. Одесса: Черноморье, 2011. — С. 32.
чество работ, посвященных частно-научной проблематике, данные которых синтезируются и подвергаются философскому анализу. Представляется актуальным выявление наиболее значимых и наиболее ценных аспектов когнитивного, синергетического и квантового подхода для анализа проблемы синестезии в контексте познавательных способностей.
Основная цель исследования — философское осмысление эстетических аспектов синестезийного восприятия в процессе познания объективной реальности.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: обобщить научные публикации, посвященные синестезийному восприятию объективной реальности как одной из форм ассоциативного непосредственного мышления; дказать тезис о том, что синестезия является важнейшей составляющей чувствознания как основания, на базе которого формируются когнитивные потенции эстетического опыта, отличающегося органичностью, цельностью, нераздельностью «ощущения и понимания»; обосновать необходимость использования синергетической методологии в исследовании синестезии; показать взаимосвязь синестезийного восприятия и лучшего понимания социокультурных реалий современного общества.
Как отмечает большинство исследователей, в настоящее время человечество пришло к определенному тупику своего развития. Поиски средств выхода из тупика цивилизации и восстановление гармонических начал в обществе, природе и самом человеке стимулируют интерес к неординарным способам познания. Развитие способности к ассоциативному мышлению, интегрирующему различные уровни сознания внутри человека путем преодоления привычных границ, — один из возможных путей повышения творческой силы разума. Синестезия как специфическая разновидность когнитивной способности, объединяющая в одновременном когнитивном акте различные по модальности восприятия, способствует гармоническому восприятию Реальности. Такие особенности синестезии, как ассоциативность, непосредственность позволяют отнести ее к амодальному типу когнитивного взаимодействия.
При исследовании синестезии и познавательных способностей целесообразно рассмотреть процесс становления проблематики бессознательного в исследованиях познания, проследить основные силовые линии, относительно которых выявляются и группируются позиции философов, разделяющих принципы классической эпистемологии, рассмотреть базовые принципы классической эпистемологии: критицизм, фундаментализм, нормативизм, субъектоцентризм и наукоцентризм, осветить позиции ведущих философов периода классической эпистемологии, чьи взгляды оказали серьезное влияние на понимание процессов познания и познавательных способностей человека, а также учитывали в той или иной степени такую их неосознаваемую пока компоненту, как синестезия. Важно отметить, что как специфический термин бессознательное отсутствовало в классической эпистемологии. Однако под различными именами бессознательное и связанные с ним явления присутствовали в поле зрения мыслителей (учение Платона о познании-воспоминании; бессознательное в виде аффектов и смутных идей у Б. Спинозы; «незаметные восприятия» — как низшая форма душевной деятельности, лежащая за порогом осознанных представлений у Г. Лейбница; порождающее начало, творящее мир, у Шеллинга; у Г. Фихте — принцип свободной деятельности человека; воля, лежащая в основании мира — у А. Шопенгауэра; воля к власти — у Ф. Ницше). Человеческое Я понималось как: абсолютно прозрачное и достоверное для самого себя; представляющее собой абсолютное единство; явления сознания, принадлежащие человеческому Я, понимались как самоочевидные и единственно достоверные. Таким образом, для классической теории познания представлялись подверженным ошибкам утверждения о внешних предметах и явлениях, в то время как очевидность внутренних психических процессов и состояний не подвергалась сомнению. Именно поэтому интроспекция — самонаблюдение, выступала как вполне достоверный метод исследования человеческой психики вплоть до середины XX века.
Нами не ставилась задача осветить все философские позиции относительно бессознательного и познавательных способностей, основное внимание уделялось тенденциям и интерпретациям. Дискуссии и отношение мыслителей к проблеме интуиции как способности, так или иначе связанной с бессознательной компонентой познания, определили важные для исследования две ведущие тенденции, характеризующие подход классической эпистемологии к проблеме познавательных способностей, которые можно обозначить как рационализм и интуитивизм. Вокруг этих полюсов формируются позиции мыслителей и философов Нового времени.
В классической эпистемологии познавательные способности человека понимались с одной стороны укорененными в рационалистическом способе постижения мира, неотъемлемой частью которого выступало непосредственное усмотрение, созерцание, интеллектуальная интуиция. С другой — понятийный аппарат и интуиция разводятся и противопоставляются, перевес оказывается то в пользу первого (Гегель), то в пользу второго (Шеллинг, Шопенгауэр). Бергсон завершает это размежевание человеческих познавательных способностей, проведя жесткое разграничение не просто между понятийным способом познания и интуитивным, но разделив интеллект и интуицию в принципе, отдав способность к истинному познанию чистому созерцанию, возможному только в акте непосредственного усмотрения.
Каждая эпоха задавала свои «доминанты», определяя границы доступного познанию. Современная философия познания, сменив акцент с исследования внешней предметной реальности на поиск внутричеловеческих оснований, обращает внимание на внутренний опыт и его составляющие, на постижение механизмов, порождающих такой опыт.
Одним из компонентов внутреннего опыта оказывается чувствознание, базирующийся на более широких сенсорных основаниях, включая всю психофизиологическую сферу человека. Обращение к выработанному в русской философской традиции в конце XIX — начале XX вв. понятию «чувствознание» (Н. К. Рерих), близкое к понятиям «живоз-нание» (А.С. Хомяков) и «живое знание» (С. Л. Франк), в конце XX — начале XXI столетия оказывается в русле современных подходов в философии познания по переосмыслению обсуждаемых вопросов, а также расширению и дополнению основных философских категорий на основе диалога различных философских традиций и различных подходов2.
К внутренним основания и составляющие чувствознания относятся «психическое осязание», мышление-переживание, знание о незнании, синестезия, эмпатия («вживание»), эмоции, аффектации, интуиции, ритмы мысли и биоритмы.
Исследование и критический анализ феномена чувствознания могут реализоваться при изучении динамических характеристик процесса познания, осуществляемого в музыкальном опыте. Философское обоснование сущности специфически музыкального и создание формализованных моделей гармонии как музыкальной, так и мировой начинается уже в культуре древних цивилизаций. Доминирующими чертами ведущих культур древних цивилизаций является приоритет чувственно-конкретного восприятия, синкретический характер взаимосвязи между художественными языками, оформление межчув-ственных связей преимущественно по типу пространственно-слуховых синестезий («античная «гармония мира», древнеиндийская концепция первозвука Вселенной, древнекитайская концепция «музыки Пути»), т. е. неотделенность чувственного восприятия действительности от гносеологической и космологической проблематики.
В разных философских системах прошлого фиксировалось в познавательной деятельности и системе человеческих знаний наличие особого рода неявного знания, характеризующегося интуитивностью, чувственностью, синестезийностью, эмпатичностью, целостностью, включенностью в познавательное отношение всей сферы человеческого опыта. Сравнительный анализ образов знания в восточной, античной, новоевропейской и русской философии выявил тот факт, что во многих философских учениях прошлого указывалось на существование неявного, нерефлексивного и невербализуемого пласта знания, несводимого к рационально-рефлексивному и основанному на показаниях пяти органов чувств.
Синестезия является важнейшей составляющей чувствознания как основания, на базе которого формируются когнитивные потенции эстетического опыта, отличающегося органичностью, цельностью, нераздельностью «ощущения и понимания».
Классическая теория, абсолютизирующая субъект-объектное видение познания, не исчерпывает всего содержания и не охватывает реального и многоаспектного процесса познания. Применительно к сфере культуры и искусства возникает необходимость анализа экзистенциальных составляющих познания.
Проблема сознания — одна из фундаментальных проблем философии и эпистемологии. Начиная с конца XIX века, проблема сознания становится предметом исследования специально-научных дисциплин. В классической эпистемологии обсуждалась пре-
2 Зайцева М.Л. Синестезия и чувственное познание единства мира // Материали за 7-а международна научна практична конференция [«Найновите научни постижения — 2011»], 17-25 март 2011 година на закон, държавна администрация, история, политика, философия. Том 10. Закон. Държавна администрация, История. Политика. Философия. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2011. — С. 94.
имущественно проблематика отношения сознания к реальности. Сегодня, в связи с появлением новых данных и исследований в рамках специальных наук, были переформулированы старые проблемы и намечены иные способы их решения. Одними из таких тем являются проблемы бессознательного и синестетического восприятия действительности.
В последнее время интенсивно развиваются когнитивные дисциплины, направленные на изучение мозга, мышления, сознания. В свете современных разработок когнитивной науки стало очевидно, что исследования сознания будут неполны без пристального изучения бессознательных слоев психики человека. Бессознательное и его соотношение с сознанием выступает важной проблемой в философии и психологии. Исследования множественности Я, непрозрачности Я для самого себя, выявление механизмов работы с бессознательным в рамках психологических школ, достижения и данные когнитивной науки во многом проливают свет на эту проблему, которая, конечно же, на сегодняшний день еще далека от разрешения. В сферу современных эпистемологических исследований бессознательного и его соотношения с сознанием вовлекаются междисциплинарные методологии, опирающиеся на данные и выводы нейрофизиологии, исследования искусственного интеллекта, лингвистики, антропологии, психологии. Такие традиционные области исследования как философия сознания и теория познания объединяются. Тема познавательных способностей в контексте проблемы бессознательного изучается психологией, философией творчества и такими новыми направлениями как эволюционная и когнитивная эпистемология. Обращение к проблематике бессознательного играет важную роль при описании процессов творчества, припоминания, восприятия, в сновидческих и измененных состояниях сознания, эстетического восприятия произведений искусства.
В связи с расширением влияния когнитивного подхода перед исследователями встает проблема различения когнитивного и познавательного. Это связано с полемикой вокруг так называемой когнитивистской ошибки.
Проблематизация сложившихся традиций понимания познания и творчества — одна из важнейших задач эпистемологии. Ввиду этого сегодня столь актуальна новая проблематика — конструктивизм (конструктивная эпистемология), проблема спонтанности, исследования проблемы телесности, синестезийности восприятия.
В рамках ведущих междисциплинарных подходов наработан материал, который в новом ключе освещает феномен бессознательного, предлагаются модели, которые позволяют описать и концептуализировать такие явления психики как восприятие, память, творчество. В связи с нарастающим потоком конкретно-научных разработок представляется актуальным философское осмысление накопленного материала. Широкое распространение получил когнитивный подход3 , синергетика4, квантовый подход5. Представляется актуальным изучение и выявление их возможностей и границ для эпистемологии. Это касается, в частности, незаслуженно выпавшего из поля зрения эпистемологов квантового подхода к проблеме сознания. Несмотря на свою относительную новизну, у этого подхода уже сформировался определенный круг освещаемых проблем и их возможных решений, которые также нуждаются в эпистемологическом анализе. В современных философских и эпистемологических работах обсуждаются различные концепции сознания, включающие бессознательное как свою часть. Большой объем данных из разных современных областей исследования бессознательного, новые методы и модели работы с бессознательным, предлагаемые специально-научными направлениями и подходами, все более привлекают внимания исследователей, что делает особенно актуальной задачу выявления эпистемологического значения предлагаемых ими моделей для работы с бессознательной компонентой в исследовании познавательных способностей и концептуализации подходов.
В ходе исследования нами были проанализированы наиболее значимые и ценные аспекты когнитивного, синергетического и квантового подходов для эпистемологического анализа проблемы синестезийного восприятия в контексте познавательных способностей.
Когнитивный подход берет в фокус своего рассмотрения диапазон от молекулярного уровня до уровня нейрофизиологии и функционирования мозга в целом. Остается открытой проблемой взаимосвязь состояний мозга с состояниями сознания.
3 Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания, 1994. № 4. — С. 17-33.
4 Князева Е.Н. Основания синергетики. Синергетическое мировидениеМ.: КомКнига, 2005. —
С. 19-27 с.
5 Квантовая психология или как стать Богом / Н.И. Дерябин. М.: Амрита-Русь, 2008. — С. 11-23 с.
Синергетика делает акцент на моделировании процессов порождения эмерджент-ных свойств — особых структур как на уровне групп клеток мозга, так и на уровне индивидуального сознания индивида и социума в целом. Описывая схемы процессов порождения тех или иных структур, синергетика оставляет за кадром детальное объяснение смыслопорождающих механизмов, сводя их к феноменам самоорганизации.
Квантовоподобная методология при всей ее близости к синергетической, совсем иначе подходит к рассмотрению феноменов сознания, акцентируя внимание на пограничных состояниях, экзистенциальных переживаниях. Характерно, что в отличие от когнитивной и синергетической методологий, квантовый подход предлагает модель, вектор развития которого движется от целого к частному, в противовес иным подходам, которые через описание элементов стремятся объяснить целое (эмерджентные свойства). Целостность феномена сознания столь же очевидна, сколь и трудноуловима, — этот аспект проблемы сродни ситуации в квантовых измерениях. Например, принцип дополнительности
Н. Бора. Таким образом, наиболее продуктивным для исследования синестезии и познавательных способностей представляется обращение к ресурсам всех трех междисциплинарных подходов и совместное использование их возможностей.
Основные успехи синергетического подхода к моделированию феноменов сознания связаны с динамической теорией информации, нейрокомпьютинга, теории катастроф. Синергетические модели применяют к описанию таких явлений как социальное поведение, экономические процессы, политические прогнозы, творческие состояния, художественные произведения, смысловые ряды и рождение новых понятий — все, что объединено понятиями структуры, структурного описания, языка, оперирующего паттернами поведения, гештальтами.
Не возникает сомнения в том, что синестезия существенно увеличивает познавательные способности человека. Она как концентрированная и симультанная актуализация чувственного в широком спектре его проявлений способствует лучшему восприятию целостности мира, познанию смысла бытия.
Актуальным является рассмотрение моделей, которые могут быть использованы в рамках этого подхода относительно целого ряда когнитивных функций. В аспекте проблемы соотношения сознания и бессознательного представляют особый интерес модели творческих актов — к примеру, так называемая модель сборки.
Целый ряд понятий психологии высвечивается с особого ракурса, если рассмотреть модель иерархических уровней и их перестройки в точке бифуркации применительно к уровням сознания в ситуации принятия решения. Известная модель «сборки» Рене Тома позволяет описать процесс становления «творческой личности». Теория катастроф Рене Тома и целый ряд сценариев выхода системы на аттрактор также могут быть весьма продуктивными для описания отдельных проявлений бессознательной компоненты в познавательных способностях. Синергетический подход к проблеме функционирования мозга развит в работах основателя этого направления Г. Хакена6. Концепция динамической информации Д. С. Чернавского была использована автором для описания механизмов творчества и интуитивного мышления. Модель «сборки» в рамках теории катастроф Р. Тома, В. И. Арнольда рассматривается как модель творческой личности. Синергетическая методология нашла применение в исследованиях художественных произведений и феноменов творчества в монографиях И. А. Евина. В синергетическом ключе построена модель музыкального творчества А. А. Кобляковым.
Модели, предлагаемые синергетическим подходом, наиболее эффективны для описания структурной динамики творчества. Бессознательная компонента познавательных способностей в рамках синергетики присутствует и описывается через понятия динамического хаоса, «перемешивающего слоя». Модели синергетики, ее принципы и центральные понятия успешно применяются к описанию механизмов организации восприятия неоднозначных образов и ассоциативной памяти, актов принятия решений и творчества.
Синергетическое моделирование художественного творчества и произведений искусства позволяет обнаружить и описать особенности восприятия, распознавания образов, работу интуиции. Синергетика делает акцент на моделировании процессов порождения эмерджентных свойств — особых структур как на уровне групп клеток мозга, так и на уровне индивидуального сознания индивида и социума в целом. Описывая схемы про-
6 Хакен Г. Тайны восприятия. М.: Институт компьютерных исследований, 2002. — С. З8-64.
цессов порождения тех или иных структур, синергетика оставляет за кадром детальное объяснение смыслопорождающих механизмов, сводя их к феноменам самоорганизации.
Решение проблемы синестезии в контексте познавательных способностей невозможно без учета фокуса творчества. Идеи и попытки практического воплощения новой, синергетической целостности художественного произведения как результата симфонического, свободного, но целесообразного синтеза различных элементов — характерная черта отечественного искусства рубежа XIX — XX веков. В искусстве этого периода поиск меж-чувственных взаимосвязей в процессе создания и восприятия художественного произведения чаще всего строится не по принципу взаимозаменяемости элементов различных художественных языков, а по принципу их взаимодополняемости. Такой синтез художественных языков позволяет достичь нового уровня органической целостности, в понимании которой огромную роль играет синестезия.
В настоящее время в культурно-историческом процессе наблюдается неустойчивость и нестабильность. Современный период российской культуры характеризуется кризисами, возникновением и эскалацией рисков, провоцирующих деструктивные явления в культуре, трансформациями мировоззрения общества в целом, социокультурными сдвигами, противоречивостью художественных тенденций и одновременно — активными инновационными поисками во всех сферах жизнедеятельности. То есть мы находимся в своеобразном переходном периоде, который наблюдается в философской и историко-культурологической мысли в последние десятилетия. Он характеризуются высокой степенью культурной полиморфности, противостоянием ее различных духовных доминант, многообразием трендов, свойственных художественным процессам в культуре, сочетанием несовместимых субкультур, спорадичностью в динамике диффузных и мутационных изменений.
Современная переходная эпоха характеризуется социокультурными реалиями информационного общества, развивающегося в условиях глобализации, в ряду которых экспансия массовой культуры, масштабная эскалация масс-медийных форм, процессы виртуализации общества и культуры. Глобальная «трансформация знания» (Ж. Лиотар), происходящая в русле постпостмодернистской парадигмы, требует поиска новых теоретико-методологических моделей для осмысления настоящего и будущего культуры. Эта задача является насущной для разных областей философского и социальногуманитарного знания: философии науки, философии культуры, социальной и культурной антропологии, культурологии и др.
Переходные эпохи в культуре, несмотря на пространственно-временную и ментальную дистанцию, являются соотносимыми в культур-аллюзорном контексте феноменами, демонстрирующими сходство присущих им комплексов культур-рисков, что определяется, прежде всего, самой их переходностью. Характерными свойствами культур переходных эпох являются медиациальность и синестезийность, выступающая в качестве антитезы по отношению к процессам дискретности, связанным с переходом. В ряду основных признаков переходности располагаются деструкция в поле универсалий культуры, ее полиморф-ность, конфликт духовных доминирующих концептов, многообразие тенденций художественных процессов, сочетание несовместимых субкультур, вариативность и трансформация смыслов прецедентных для социокультурного пространства феноменов.
Культурные контакты философии и искусства представлены в качестве процессов взаимоотражения и взаимовоспроизведения, позволяющих выявить синестезийные механизмы в отношениях философии и искусства, расцениваемые как тенденция переходной культуры в целом, а не отдельный вектор в развитии какого-либо одного или нескольких видов искусства.
Важным философско-культурологическим аспектом в концептуализации моделей переходности в культуре представляется исследование культур-рисков в переходные эпохи. Процесс становления транснациональной культуры, характерный для конца XX — начала XXI века, катализирует эскалацию культур-рисков, что проявляется и в многообразии их форм, и в интенсивности проявлений. В пространстве глобализации культур-риски обнаруживают свою амбивалентную сущность, выступая в качестве последствий глобализации и одновременно ее предпосылок (культур-вызовов), провоцирующих культур-инноваций.
Изучению, познанию наблюдающегося диалога культур способствует теоретическое осмысление явления синестезии, синестезийного восприятия произведений искусства, так как диалог культур включает характерный для переходных эпох полилог культур, со свойственными ему сложными взаимосвязями и драматургией взаимоотношений различных культурных периодов (стадий, этапов) и культур, дистанцированных друг от
друга географически, хронологически, ментально. Синестезия существенно увеличивает познавательные способности человека. Она как концентрированная и симультанная актуализация чувственного в широком спектре его проявлений способствует лучшему восприятию диалога культур, целостности мира путем сближению человеческих познавательных способностей и их обогащения на основе объединения интеллекта и интуиции.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Сознательное и бессознательное тесно переплетается в синестезийном восприятии действительности в процессе познания. Синестезия способствует лучшему восприятию целостности мира. Она как специфическая форма взаимодействия в целостной системе чувственного отражения является проявлением сущностных сил человека, не аномалией, а нормой. Синестезия нуждается в изучении, хотя она и не всегда доступна для поверхностного научного анализа.
2. Синестезия является важнейшей составляющей чувствознания как основания, формирующего когнитивные потенции эстетического опыта, отличающегося органичностью, цельностью, нераздельностью «ощущения и понимания».
3. Синергетическое моделирование художественного творчества и произведений искусства позволяет обнаружить и описать особенности восприятия, распознавания образов, работу интуиции. Необходимо использовать синергетическую методологию в исследовании синестезии.
4. Синестезийное восприятие способствует лучшему пониманию социокультурных реалий современного общества.
Перспективами дальнейших научных исследований являются: разработка научной проблематики, связанной с эстетическим восприятием и художественным мышлением современного человека, способности которого, обусловленные революционными сдвигами в информационных технологиях, обучающих методах, превращают его в Homo synaisthetis, воспринимающего реальный мир и искусство синестезийно, т. е. целостно, комплексно, синергетически
Список литературы
1. Зайцева М.Л. Синестезия и внедискурсивные способы постижения реальности // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований — 2011». Том 25. Философия и филология. Одесса: Черноморье, 2011. — С. 31-34.
2. Зайцева М.Л. Синестезия и чувственное познание единства мира // Материали за 7-а международна научна практична конференция [«Найновите научни постижения — 2011»], 17-25 март 2011 година на закон, държавна администрация, история, политика, философия. Том 10. Закон. Държавна администрация, История. Политика. Философия. — София. «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2011. - С. 94-96.
3. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода//Вопросы языкознания, 1994. № 4. - С. 17-33.
4. Князева Е.Н. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. М.: КомКнига, 2005. -240 с.
5. Квантовая психология или как стать Богом / Н.И. Дерябин. М.: Амрита-Русь, 2008. — 320 с.
6. Хакен Г. Тайны восприятия. М.: Институт компьютерных исследований, 2002. — 272 с.
SYNESTHESIA AS THE BASE FOR FORMATION OF COGNITIVE POTENCIAL OF AESTHETIC EXPERIENCE
M. L. ZAYTSEVA
Moscow Maymonid
State Classical Academy
e-mail:
The article claims a thesis that synesthesia substantially increases the cognitive capabilities of a person; the intercommunication of synes- thesia perception and the better understanding of socio-cultural realities of modern society have been well-proven; the system features of synes- thesia as bases of forming of cognitive potencies of aesthetic experience have been distinguished.
Keywords: synesthesia, aesthetics, synesthesia perception, aesthetic experience, cognitive capabilities.