Научная статья на тему 'Синергетика психолого-педагогического взаимодействия в процессе управления поведением личности'

Синергетика психолого-педагогического взаимодействия в процессе управления поведением личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
130
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синергетика психолого-педагогического взаимодействия в процессе управления поведением личности»

Раздел III

формирование культуры ЛИЧНОСТИ

УДК 154 + 370.1

СИНЕРГЕТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ

ЛИЧНОСТИ

Ю. Н. Белокопытов

Отношения в процессе взаимодействия. Одна из фундаментальных категорий современной психологии - отношение. Это понятие ввел в обиход русский психолог А. Ф. Лазурский. Оно отражает закономерность поведения людей, которые попали в аналогичную ситуацию. В публикациях имеются ссылки на весьма близкие понятия, такие как установка, социальная установка (атгитюд), ценностные ориентации, личностный смысл, направленность, доминанта, вектор, функциональная фиксированность, черта [ 1 ]. В психологической литературе насчитывают более трех десятков близких терминов и понятий. С их помощью ученые пытались объяснить социально-психологические процессы, особенности поведения не только конкретного человека, но и динамику малых и больших групп. Представители грузинской школы психологов считали, что в многоуровневой, иерархической системе человека за разные уровни поведения ответственны различные типы установок. Если однотипные ситуации повторяются часто, то установки фиксируются. В дальнейшем исследование социальных установок показало, что не только можно выделить «элементарную единицу поведения», но и разделить ее на отдельные компоненты: эффективный, когнитивный и поведенческий. Соответственно каждый из этих компонентов ориентирован на эмоции, осознание и поведение. При таком подходе выявились связи между установками и ценностями, а в проводимых экспериментах была разработана методика их измерения.

Хотя модели социально-психологического мира человека исследователи строили как по вертикали, так и по горизонтали, но полностью определить поведение человека, введенные понятия, оказались не в состоянии. Мы считаем, что для преодоления неудач необходим поиск новых связей, определяющих взаимодействие личности с внешним миром. Вместо ограниченной фиксированной структуры личности, ее динамичной много-слойности возникла необходимость изучения не только сознательного, но и более глубокой сферы бессознательного, так как именно она играет ведущую роль в самоорганизации системы. Наиболее перспективной в исследовании считаем паттерны отношений, которые могут дать возможность выделить некоторую постоянность в самоорганизации черт личности. Под паттерном понимается структурная единица самоорганизации.

Представляется перспективной идея динамической концепции, которая была взята за основу К. Левиным в разработке групповой динамики. Он считал, что наиболее эффективно личность может менять свои взгля-

ды и установки, находясь именно в группе. Только здесь личность может наиболее эффективно вырабатывать новые формы поведения.

К. Левин разработал модель структуры личности и ее взаимодействия с окружающей средой. Для построения модели поведения личности ученый применил топологию как особую отрасль геометрии, которая изучает свойства форм и соответственно взаимное расположение фигур. Он разбил личность на определенного рода ячейки. Они в «психологическом окружении» представляют важные для человека объекты внешней среды. Структура личности рассматривается психологом как следствие подсистем психологических напряжений. В его понимании личность и «психологическое окружение» - это две составные части психики человека. В свою очередь, рассматривая структуру личности как динамическое образование, он дает истолкование «психологического окружения» как феноменального мира личности и выдвигает гипотезу, что «психическая энергия, вызываемая в ней потребностями, выносится из личности в окружающие объекты, которые становятся валентными и начинают притягивать или отталкивать личность» [2].

В коллективе как более высокоорганизованной группе существует система самых разнообразных отношений. В этом случае именно вербальное и невербальное поведение позволяет выявить сложившийся порядок подчиненности. В процессе включенного наблюдения обычно «прорисовывается» неофициальная иерархия [3]. Важным принципом взаимоотношений является умение создать баланс в процессе взаимодействия между людьми, в частном случае - укрепить взаимопонимание между собеседниками.

Отношения руководитель—подчиненный. Любая реально существующая организация имеет иерархическую структуру, которая определяет модели взаимоотношений [4]. Чаще всего это пирамидальная модель, на вершине которой помещается руководство, а в основании находятся подчиненные. Взаимоотношения в такой модели рассматриваются в виде распоряжений сверху и отчетности снизу. Отмечается эффективность работы в рабочих группах, так как именно в них создается либеральный стиль отношений, который способствует оптимальному психологическому климату и влияет на результаты деятельности.

Выявлено, что отношения между руководителями и подчиненными Б небольших организациях характеризуются либо разным уровнем близости, непринужденности, либо, наоборот, официальности и служебного формализма [5]. Как и все отношения между людьми, они содержат элементы психологического и социального типа. Психологические элементы обычно связаны с количеством информации партнеров друг о друге, а также уровнем взаимных оценок и ожиданий, взаимоуважением. Социальные элементы, в свою очередь — это прежде всего права и обязанности, социальные роли, нормы поведения, средства социального контроля. Важнейшим условием наличия психологических элементов в данных отношениях является непосредственный контакт при осуществлении взаимодействия партнеров друг с другом.

Часто доминирующее и угрожающее поведение применяется для того, чтобы упрочить свою позицию среди людей в осуществлении господства и

иерархии власти. X. Рюкле отмечает, что «люди демонстрируют свое превосходство как при помощи языка тела, модуляции и громкости голоса, так и за счет статусных символов и ролевых признаков. В качестве поз превосходства используются все возвеличивающие манеры поведения, например принятие самодовольного вида» [6, с. 220]. Так, подчиняющее (доминирующее) рукопожатие демонстрируется, когда кисть руки менеджера подается сверху параллельно земле или сверху вниз под углом 45°. Все зависит от ранга и властности натуры руководителя [7].

Поведение подчинения и покорности чаще всего связано с движениями, направленными вовнутрь. В беседе с менеджером провинившийся подчиненный, принимает соответствующую позу, которая сигнализирует о иерархичности. X. Рюкле в работе [6] отмечает, что «подобное поведение подчинения не ведет к утрате личности. Напротив, оно представляет собой составную часть межличностных отношений. Нередко подобные манеры поведения в сфере деловых отношений слишком быстро отвергаются на том основании, что в таком случае, мол, сложилось бы впечатление о бесхарактерности. Но при этом нередко забывают, что в сфере личных отношений мы не только часто пользуемся такими манерами поведения, но и требуем их от других» [6, с. 223]. В качестве примера можно привести подчиненное рукопожатие (рукопожатие просителя), когда кисть подается ладонью снизу вверх [8].

Паттерн взаимоотношений. «Без преувеличения можно сказать, что человека характеризует бесчисленное множество качеств, взглядов, вкусов, настроений и т.д., проявляющихся не одновременно, а под влиянием конкретных ситуаций. Проанализировать столь огромный массив данных очень сложно. Никакая самая подробная характеристика не в состоянии вместить в себя все психологические качества человека. Поэтому решающее значение приобретает умение выбрать наиболее важные, дающие представление о сущности, ядре его личностных, психических особенностей. Такую возможность может дать знание ведущих сторон психики, которое следует использовать в качестве стержня ориентировочной основы процесса познания конкретного человека» [9].

Существует социоаналитическая теория психолога Р. Хогана, где рас-рывается эволюционная основа социальных паттернов поведения человека [10]. На основе интеграции символического интеракционизма, психоаналитической теории и социобиологии он выявил две важнейшие черты человека. Одна из них гласит, что жизнедеятельность людей всегда осуществлялась в социальных группах. Вторая черта - в организации групп всегда существует иерархия. Ученый высказал предположение о том, что при взаимодействии ряда личностей происходит формирование в группе иерархической структуры, существование которой обусловлено генетически.

К этому мы можем добавить следующее, что если генетический обмен позволяет сохранить во времени биологическое тело, то информационноэнергетический обмен в синергетическом поле притяжения аттрактора (основополагающий термин синергетики, науки изучающей самоорганизацию различных систем) позволяет сохранить фрактальную (одинаковую на разных уровнях) психологическую структуру.

При взаимодействии людей особую значимость приобретают типичные формы поведения - паттерны ролевого поведения. Эти, по мнению В. А. Лабунской, «устойчивые, взаимообусловленные совокупности элементов невербального поведения и проксемики общения, отличающие одно ролевое поведение от другого, выполняют не только социальные функции регуляции, идентификации, стратификации, адаптации, но и социально-психологическую функцию демонстрации отношения к самому себе, принятия себя в данной роли и ожидания определенного поведения от других» [11]. При помощи социально-маркированных паттернов в обществе осуществляется деление на «своих» и «чужих». «Неродные» паттерны невербального поведения воспринимаются как своебразный «шум». Критерии различия в паттернах (программах выражения невербального поведения) проявляются в частоте появления определенных совокупностей невербальных элементов. Это характерно как для одного человека, так и группы лиц в различных ситуациях общения.

Кроме психологических индивидуальных и групповых паттернов невербального поведения существуют социокультурные и межкультурные. При этом невербальные паттерны ролевого поведения «являются, с одной стороны, заданными и ограниченными рамками социальной, этнической группы, а с другой стороны, в них входят совокупности элементов, которые имеют межкультурный, межэтнический, межролевой статус. Поэтому элементы невербального поведения, имеющие различное происхождение, отличаются мерой динамичности - устойчивости, мерой толерантности относительно внешних и внутренних воздействий. К сделанным выводам следует добавить также вывод о том, что трактовка паттернов невербального поведения в направлении заданных культурных, этнических, социальных ориентиров будет определяться тем, насколько оно включено в качестве социального регулятора во взаимодействие людей, существует ли у партнеров не просто “доминанта” на невербальное поведение, а социокультурная, статусно-ролевая, поло-ролевая “доминанта - ожидание”» [12, с. 435].

Так, в Японии однажды установленный тип отношений становится святыней и сохраняется, даже если он экономически не выгоден [12].

Психолого-педагогическая модель поведения. В теории социального когнитивного научения значимыми факторами, определяющими поведение человека, выступают ожидания и взаимоотношения. Джулиан Роттер -представитель этого направления - определил набор вариантов поведения человека, которые приближают его к цели. Мы в своем исследовании будем придерживаться данных им определений:

«Доминирование - потребность управлять деятельностью других -включает любой набор поведений, направленных на достижение власти над жизнью друзей, членов семьи, коллег, начальников и подчиненных.

Независимость - включает набор поведений, нацеленных на приобретение свободы самостоятельно принимать решения, полагаться только на себя и достигать своих целей без посторонней помощи. Это потребность быть свободным от доминирования других.

Защита-зависимость - это прежде всего желание, чтобы другие заботились о нас, предохраняли нас от расстройств и неприятностей и помогали

А что было бы, если бы я попробовал защищаться? Догадываетесь? Вам когда-либо случалось спорить с полицейским? [18].

Дадим анализ ситуации по динамичной модели. В приведенной ситуации первичная модель поведения полицейского соответствует враждебной силе (так как он на вверенной ему территории обязан поддерживать порядок и соблюдение закона и принимать меры к инициаторам хаоса). Поведение человека, представителя власти, укладывается в следующую локальную (паттерную) модель: он доминирует и командует, властный, сильный, любит ответственность, уверенный в себе, независимый. Моделью первичного поведения писателя, который выгуливал в парке свою собаку без поводка и намордника является враждебная слабость. Ее основные характерные черты: обида на руководство и дотошность, бунтарство и многословие, в ней уживаются полярность критики и согласия. Обе приведенные модели поведения имеют общий характер, они направлены не столько на установление связей в отношениях двух людей, их самоорганизацию, сколько на их разрыв.

Вторая встреча, не сулившая виновнику нарушения ничего хорошего, заставила его лихорадочно искать выход из создавшейся критической ситуации. Он переводит свои отношения из модели враждебной слабости в модель дружелюбной слабости. На схеме структурной модели взаимоотношений данный переход осуществляется внизу, с левой ее части в правую. Таким образом, вторичное опережающее (навязывающее) поведение сразу несет в себе полярные дополняющие черты к модели поведения полицейского (на схеме эти модели расположены через центр по диагонали). В ней явно проявляются черты следующего порядка: уважает авторитет, благодарный, ведомый, неагрессивный. И несомненно, как их интегративный результат - человек требует руководства над собой.

В ответ на это полицейский переводит свое поведение в район золотого сечения модели, т. е. туда, где ему и необходимо быть по генетической и приобретенной предрасположенности. Этот переход осуществляется на схематической модели поведения из левой ее части вверх, то есть из враждебной силы в доминирование. Характерные особенности личности: доминантность, значимость, решительность, признание своих успехов у окружающих. Модель поведения провинившегося переходит в ее явную противоположность: подчинение. В ней явное проявление следующих характеристик: стыдится себя, не уверен в себе и в своих поступках, самокритичный. Как мы видим, по результатам анализа развивающейся ситуации человеческих взаимоотношений в диаде, они завершились довольно удачно. В том числе и для стороннего наблюдателя - маленькой собачки. Ей разрешено побегать, «за холмом», учитывая то, что это практически в центре Нью-Йорка. То есть выиграли все, равновесие во взаимоотношениях двух людей также восстановилось. В этом суть самоорганизации отношений в процессе управления поведением. Коротко остановимся на механизмах взаимодействия.

Психосоциальный гомеостаз. Американский исследователь Ф. Сю на основе психосоциального гомеостаза предложил новое понимание не только динамичной структуры личности, но и межличностных отношений. Согласно его теории, «каждый индивид пытается поддерживать удовлетво-

рительный уровень психического и связанного с межличностными отношениями равновесия в том же самом смысле, в каком каждый физический организм склонен поддерживать постоянную и полезную физиологическую стабильность в себе и между своими частями» [17]. Именно механизм гомеостаза, по мнению многих ученых, лежит в основе оптимального взаимодействия людей.

Нелинейный синергетический эффект взаимодействия. Ученый Р. Чал-дини сравнивает такое искусство управления с японским видом боевого искусства: джиу-джитсу. Мы бы хотели уточнить, что лучше было бы сравнивать с японской борьбой - айкидо. В ней активно используются биоэнергетические возможности организма. А самым важным для нас является то, что «при использовании захватов, блоков, бросков руки и ноги следуют по дугообразной траектории» [18]. При реализации эффективного влияния этот психологический принцип «работает» и в нашей структурной модели. М. Е. Литвак назвал его психологическим айкидо. Большинство участников групп подобных психологических тренингов отмечают, что «в результате овладения навыками психологического айкидо им в той или иной степени удалось наладить отношения в семье и на производстве» [19].

Таким образом, вербальное и невербальное общение при взаимодействии - это своего рода контакты, которые люди налаживают друг с другом. Подобная самоорганизующаяся система представляет собой очень динамичное образование, поведение которой описывается структурной моделью, основанной на так называемых локальных моделях поведения -восьми паттернах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ковалев С. Метаморфозы социальной установки// Знание-сила. - 1985. - № 5. -С. 30-32.

2. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - 2~е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - С. 383.

3. Квиллиам С. Тайный язык жеста и взгляда.-М.: Ниола-Пресс, 1998.-С. 100—101, 29.

4. Sainsaulieu R. Les relations de travail a l’usine//Etude trav. - 1973 ~N 246. - P. 10—14.

5. Szraielinski Jerzy. Stosunki rniedzy przeiozonymi i podwladnymi w wybranych zakladach pracy //Koszalin. stud, i mater. - 1977. - N 3. - P. 109—120.

6. Рюкле X. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. - М.: АО «Интерэксперт», 1996. - С. 220.

7. Горячев С. М., Константинов Е. П., Исаева Т. М., Исаев М. Ю. Язык подсознания. -Красноярск: БОНУС; М.: ОЛМА-ПРЕСС; СПб.: НЕВА. - 1999. - С. 196-198.

8. Горячев С. М., Константинов Е. П., Исаева Т. М., Исаев М. Ю. Язык подсознания. -Красноярск: БОНУС; М.: ОЛМА-ПРЕСС; СПб.: НЕВА. - 3999.- С. 207.

9. Писаренко В. М., Рождественская И. А. Методы совершенствования межличностного познания // Вестн. Моск. ун-та. Сер, 14: Психология. - 1998. - Ns 2. - С. 75—76.

10. Hogan R. A socioanalytic theory of personality. // Page (Ed. M). Nebraska symposium on motivation. - Lincoln: University of Nebraska Press. - 1982. - P. 55—89.

11. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - С. 432.

12. Паркинсон С. Н., Растомджи М. К., Сапре С. А. Эти невероятные японцы. - М.: ФОЗБ, 1992.-С. 144.

13. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - С. 750-751.

14. Уилсон Р. А, Психология эволюции. - К.: «ЯНУС», 1998. - С. 72—73.

15. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: Питер Ком, 1999. - С. 34.

16. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М.: Прогресс, 1989.-С. 152-153.

17. Hsu F. L. К. The self in crosscultural perspective // Culture and self: Asian a. Western perspectives. - N. Y.; L., 1985. - P.33—34.

18. Япония: Справочник / Под ред. Г. Ф. Кима и др. - М.: Республика, 1992. - С. 323.

19. Литвак М. Е. Психологическое айкидо. - Ростов н/ Д.: Изд-во РПИ, 1992, - С. 6.

УДК 152.3 + 370.153

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МАРГИНАЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Т. В. Рюмина

В настоящее время Россия переживает радикальные процессы социокультурной трансформации. За последние годы в нашем обществе были проведены преобразования, которые привели к интенсивной плюрализации духовной жизни и стилей жизнеустройства, формированию различных субкультур. Логика прежних идеологических схем и духовных установок способствовала распространению состояний культурной и социально-экономической дезориентации и неопределенности.

Данные процессы привели к росту маргинализации населения, что выражалось в повышении численности различного рода мигрантов, в том числе и вынужденных эмигрантов, нищих. Как следствие маргинализация населения проявилась в росте эзотерических сект, политико-национальных трансформаций и др.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью определения роли и значения маргинальных образований для российского общества.

Целью данной работы является обобщение имеющихся знаний по проблеме маргинализации. Для достижения поставленной цели нами будут рассмотрены психологические аспекты маргинальное™ и определен социально-педагогический эффект процессов маргинализации.

Понятие «маргинальность» (от лат. margo - граница, грань, край, marginalis - находящийся на краю) традиционно использовалось в социальной философии, социологии и психологии для анализа пограничного положения личности или группы по отношению к какой-либо социальной общности. Оно подчеркивает особый социальный статус, принадлежность к меньшинству, которое находится на границе или вне социальной структуры, ведет образ жизни или исповедует ценности, отличающиеся от общепринятой нормы.

Следует отметить, что данное понятие приобретает особое значение в рамках многоэтнических обществ, так как именно в них в периоды быстрых социальных и экономических изменений, которые сейчас и переживает Россия, небольшое число «притесняемых» этнических групп добивается повышения своего статуса и выходит за те рамки ролей, которые им предписывались. В результате члены этой группы формально становятся членами высшего слоя общества, но неформальные отношения у таких

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.