РАЗДЕЛ VII ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
УДК 15(075.8)
Ногерова Марьям Татуевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии педагогического факультета Кабардино-Балкарского государственного университета им X. М. Бербекова, [email protected], Нальчик
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕНИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Nogerova Maryam Tatuevna
Candidate of psychological sciences , Associate Professer of Pedagogy and Psychology Faculty of Education of the Kabardino-Balkar State University, H. M. Berbekova, laura07@ yandex.ru, Nalchik
UNVERBAL COMPONENTS OF TRADITIONAL COMMUNICATION PEOPLE OF NORTH CAUCASES
В современных исследованиях по психологии невербального поведения [1; 2; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 23; 24; и др.] постоянно обсуждается проблема его кодирования и одновременно с ней вопрос о существовании устойчивых целостных, взаимообусловленных совокупностей элементов невербального поведения или невербальных поведенческих паттернов, соответствующих определенным психологическим и социальнопсихоло^ги^чес^ким характеристикам личности и группы и этапам их общения. В психологии невербального общения сложилось ряд традиций изучения невербальных компонентов поведения. Для нас представляют интерес индикативное направление психологии невербального общения, в котором ставится задача описать устойчивые характеристики паттернов невербального поведения в социальной коммуникации. Исследователями этого направления описаны коды вступления в контакт, выхода из него, проявления интереса к собеседнику, некоторые характеристики статусно-ролевого взаимодействия. Данные паттерны невербального общения включают комплекс направленных к партнеру или от него действий, визуальный контакт или его отсутствие, взаимные прикосновения или полное пространственное отчуждение [18]. Следующий подход, важный для нашего исследования, - это сравнительное исследование невербальных коммуникаций представителей различных культур и этнических групп.
Результаты этих работ свидетельствуют о том, что необходимо отказаться от наивного представления об универсальности мимики, жестов, поз и рассматривать их в качестве фундаментального фактора возникновения затруднений в общении. «Родные» кинемы могут мешать пониманию со стороны иноязычного и инокультурного партнера, а «иностранные» невер-
бальные компоненты общения могут выступать в качестве своеобразного «шума», барьера общения. Именно в этнопсихологическом плане приобретает особое звучание вопрос о коннотативно-смысловом репертуаре невербальных средств общения различных общностей.
Традиция исследования невербального поведения в межкультурном плане сформировалась на основе исследований Р. Бердвиистелла [30]. Он обосновал возможность изучения индикативных и коммуникативных функций невербального поведения с помощью структурно-лингвистических методов. На их основе Р. Бердвиистелл создал новые способы фиксации невербальных коммуникаций и его последователи, используя их, описали этноспецифические невербальные элементы в различных коммуникативных ситуациях.
Особую роль в формировании взглядов на этно-культурные факторы функционирования невербальных компонентов общения сыграли исследования П. Экмана и У. Фризена [31]. Их работы были нацелены на поиск ответа на вопрос о возможности существования универсальных экспрессивных кодов эмоциональных состояний.
Серия экспериментов П. Экмана и У. Фризена подтвердила гипотезу о существовании как межкультурных констант, универсальных паттернов, так и существование культурных различий выражения эмоций на лице. Для того, чтобы объяснить данный феномен П. Экман разрабатывает нейрокуль-турную модель эмоций. Данная модель состоит из стимулов, в качестве которых могут быть различные события, ожидания, воспоминания; из описаний активности мускулов на лице при выражении основных эмоций; из правил проявления (предписаний культуры: усилить - ослабить выражение, замаскировать его); и из тех последствий - изменений на лице.
Так как сравнительные социо-этно-психологические исследования невербальных компонентов общения практически отсутствуют в отечественной психологии, то невозможно определить масштабы распространения на территории России форм поведения, выявленных западными психологами. Некоторые сведения об особенностях невербальных компонентов поведения жителей России, в частности, Северного Кавказа, дают работы, выполненные отечественными этнографами [4; 5; 7; 8; 10; 12; 13; 13; 22; 25 и др.] и психолингвистами [3; 7;9; 11; 20; 26; 27; и др.].
Исходя из этого факта, в нашей работе осуществлен анализ, фиксирующий этноспецифические проявления невербального поведения народов Северного Кавказа.
Начнем рассмотрение невербальных компонентов поведения народов Северного Кавказа с проксемических параметров общения. Именно они наиболее интенсивно регулируются правилами коммуникации и подвергаются различным табу, а также проксемические аспекты общения лежат в основе традиции избегания, гостеприимства. Б. X. Бгажноков подчеркивает историческую обусловленность проксемических правил и предлагает говорить о проксемике как «об особом слое культуры общения», влияющем
на возникновение «своеобразных мизансцен взаимодействия» [7, с. 72]. Из его наблюдений за поведением нескольких народов, проживающих на Северном Кавказе, следует, что регламентируются все элементы пространственной организации общения, но особенно дистанция общения между мужчиной и женщиной [7, с. 74].
Репертуар семиотически значимых параметров пространства у многих народов Северного Кавказа одинаков, что проявляется, прежде всего, в противопоставлении позиций «почетный - менее почетный», «центр - ближе, дальше от центра».
Правила проксемического поведения тесно связаны с правилами употребления невербального репертуара. Например, не принято на Северном Кавказе говорить громко, обнаруживать свое волнение, перебивать собеседника, смеяться, хлопать человека по плечу, делать какие-либо резкие движения, нарушать пространство общения.
Особую роль в регуляции взаимодействия жителей Северного Кавказа играют жесты-прикосновения и такесические параметры общения в ситуации приветствия-прощания. Среди них важное место занимают рукопожатия и отработанные веками формы прикосновения к партнеру в ситуации приветствия.
А. К. Байбурин и А. Л. Топорков [21] подчеркивают, что «в тех культурных традициях, где рукопожатия применялись в качестве этикетного жеста, различия касаются нескольких моментов: кто первым подает руку; пожимают руку особе противоположного пола или не пожимают; пожимают руку всем присутствующим или не всем; эмоциональной окраски и техники исполнения» [6, с. 33].
Роль анализа такесики по этим параметрам имеет особое значение для понимания особенностей коммуникативного поведения жителей Северного Кавказа. Психологическое и социально-психологическое значение интеракции, ее смысл для партнеров и наблюдателей будет определяться именно тем, кто из участников первым протянул руку, обнял, поцеловал, ударил; усиливается или сокращается такесический репертуар в смешанных по возрасту и полу парах; появляются одни и те же элементы та-кесического поведения в отношении всех присутствующих или репертуар физических контактов меняется в соответствии с отношениями участников взаимодействия; каковы техника исполнения прикосновений, их эмоциональная сила, физическая активность.
Многие контактные табу включают запрет на прикосновения между близкими в присутствии других людей: 1) в общении между супругами; 2) между родителями и детьми; 3) между женой и родственниками мужа; 4) между мужем и родственниками жены. Считается неприличным выражать чувство симпатии к мужу или жене в присутствии других людей, иногда даже показываться вместе; мужчины в присутствии других уважаемых лиц не ласкают своих детей. Нарушение этих правил приводит к возникновению затруднений во внутриэтническом и межэтническом общении.
Наряду с работами, в которых в качестве специальной задачи рассматривались невербальные компоненты общения народов Северного Кавказа, представляют интерес также те исследования, в которых описываются определенные традиции поведения и среди них встречаются требования к невербальному поведению. Во всех, имеющихся в нашем распоряжении работах, отмечается значительная роль возрастного старшинства при установлении иерархии общественных статусов в традиционных обществах Северного Кавказа [4; 5; 7; 8; 10; 13; 22; 25; и др.]. Но для того, чтобы определить место традиции почитания старших по возрасту в общей системе ценностей, например, у кабардинцев, надо знать ряд факторов, которые влияют на социальный возраст: личностный, сословный, материальный, родственный, должностной. Поэтому отношение к старикам и “старшим” различается по степени обязательности нормативного поведения [5; 8]. В настоящее время, как и прежде, в кабардинском обществе продолжают различаться старики и “старшие”. Получение статуса “старшего” стало еще больше связываться с наличием или отсутствием определенных личных качеств, исчезли многие гипертрофированные формы оказания почета старшим.
Я. В. Чеснов [29] исследовал этнические нормы поведения чеченцев и отметил, что они воспринимают традиционный этикет как достояние всей нации, ее глубочайшую этническую ценность. Им выделяются некоторые черты чеченского этикета. Первейшая черта - соотнесенность поведения с другим человеком. Другая важная черта - динамизм, она проявляется в деянии, в поступке: предложить стакан воды сначала другому, не начать еду раньше гостя, не лечь раньше его спать и т. д. Третья черта - телеснопространственный норматив: вставание, размещение старших и младших в следовании по дороге, приглашение зайти в дом. Требования этикета заставляют сидеть, не откидываясь, не расставляя ног, не крутя головой; не осматривая пристально женщину ит.д.
А. И. Мусукаев [25], изучающий историю и этнографию балкарцев, уделяет особое внимание национально ценным качествам личности и способам их выражения, обращаясь к наблюдениям различных этнографов. У балкарцев наблюдается почтительное отношение мужчин к женщинам: невозможно встретить, чтобы мужчина ехал верхом, а женщина бы шла рядом, чтобы мужчины были грубы и невнимательны к женщинам. В то же время женщины при встрече всегда уступают дорогу мужчине или встают при появлении гостей. Подобное наблюдается также в среде осетин, кабардинцев, абхаз, ингушей. [25, с. 140].
Одним из наиболее необходимых качеств «этикетной личности» у балкарцев и кабардинцев считается сдержанность [25, с. 268]. Несдержанность в словах, поступках рассматривается как источник всех бед и несчастий. В тоже время они довольно общительны и непринужденны в разговоре. Кабардинцы и балкарцы высоко ценят красноречие, особенно мастерство устного публичного выступления. Истоки этой традиции уходят своими корнями в бесписьменный быт кабардинцев и балкарцев, когда приобрести
авторитет в глазах народа, отстоять свои права или воздействовать на ход общественных дел можно было, лишь обладая силой красноречия. Важное место занимает в быту кабардинцев и балкарцев поддерживание родственных, соседских, дружеских связей и отношений.
Приведенные выше сведения об этноспецифических характеристиках взаимодействия, ценностях общения, качествах личности и «невербальных обычаях» могут быть рассмотрены с точки зрения проблемы затрудненного межэтнического и внутриэтнического общения народов Северного Кавказа. Уже эти немногочисленные данные об этноспецифических параметрах невербального общения свидетельствуют о том, что они являются важным пластом этнокультуры и входят в ее установки и ожидания. Последние включают не только отношение к данному конкретному человеку, но и отношение к своей и чужой культуре поведения. [6, с. 11].
Как видно из проведенного анализа имеющихся работ, несмотря на важность изучения невербальных компонентов общения народов Северного Кавказа, они до сих пор не стали предметом изучения в рамках социо-этнопсихологии. Большинство из представленных работ выполнено в области этнографии, этнолингвистики или психолингвистики, что сообщает им определенный ракурс рассмотрения. В этой связи перед социальной психологией встает задача разработки положений на основе которых могло бы осуществляться исследование этноспецифических параметров невербального общения:
1. Прежде всего, мы исходим из того, что невербальное поведение является многокомпонентным, многоуровневым образованием, включающим кинесическую, такесическую, просодическую структуру и систему запахов. Ядро невербального поведения составляют самые разнообразные движения (жесты, экспрессия лица, взгляд, позы, интонационно-ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые сопряжены с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношениями к партнеру, с ситуацией взаимодействия и общения. Поэтому исследование этноспецифических компонентов невербального общения предполагает обращение ко всем его структурным элементам и связям между ними.
3. Этнические паттерны невербального общения представляют собой относительно изменчивую совокупность различных элементов невербального поведения, включающую интернациональные и национальные формы выражения отношений и взаимоотношений.
4. В качестве основ формирования паттернов невербального поведения выступают различные социальные события, в том числе традиции, нормы, правила этикета и включенные в национальное самосознание ценности общения. Традиционное невербальное поведение заявляет о себе в значимых ситуациях общения.
5. Этнокультурная специализация невербального общения проявляется в принятых и табуированных формах поведения, в традиционных, стереотипных ситуациях взаимодействия, в этикетных характеристиках универсаль-
ных актов общения. Различия между народами в программах невербального поведения, приуроченных к определенным ситуациям общения, есть результат влияния культуры на правила проявления состояний, отношений, свойств и качеств личности.
7. С помощью социально-маркированных форм поведения, этносооб-ществом осуществляется деление на «своих» и «чужих». Социальные характеристики собеседников определяются посредством возможности или невозможности употребления тех или иных социально-маркированных невербальных средств. Социально-маркированные невербальные средства являются индикаторами поло-возрастного и статусно-ролевого поведения.
8. Интерпретация невербальных компонентов общения ограничена культурной доминантой на него, а также тем, насколько оно значимо для организации коммуникации и этнического взаимодействия.
В целом, невербальные компоненты общения на Северном Кавказе выполняют ряд социально-психологических функций: регулируют половозрастное и статусно-ролевое поведение, влияют на возникновение чувства национальной идентичности, являются важным условием формирования образа - впечатления - представления о партнере как представителе своего или чужого народа.
Библиографический список
1. Аленикова, С. И. О жесте [Текст] / С. И. Аленикова. // Человек. - 1991. -№ 3. - С. 157-165.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х т.[Текст]/ Б. Г. Ананьев. - М., 1980.
3. Андрианов, М. С. Анализ процессов невербальной коммуникации как паралингвистики [Текст] / М. С. Андрианов. // Психологический журнал.- 1995.- № 3. -С. 115-121.
4. Анчабадзе, Ю. Д. Прекрасный обычай гостеприимства [Текст] / Ю. Д. Анча-бадзе. // Советская этнография. - 1985. -№3.- С. 41-50.
5. Бабич, И. Л. Иерархия общественных статусов в кабардинском обществе (середина 19-20 вв.) [Текст] / И. Л. Бабич. // Этнографическое обозрение. - 1994.-№ 4. - С. 44-53.
6. Байбурин, А. К. У истоков этикета.[Текст] / А. К. Байбурин, А. Л. Топорков. -Л.: 1990.- 166 с.
7. Бгажноков, Б. X. Психология и техника коммуникативного поведения адыгов [Текст] /Б. X. Бгажноков. // Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР. М., 1982. - С. 47-75.
8. Бгажноков, Б. X. Очерки этнографии общения адыгов.[Текст] / Б. X. Бгажноков. - Нальчик, 1983. - 283 с.
9. Викторова, Л. Л. Об этнической специфике культуры [Текст] / Л. Л. Викторова. // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л.: 1989. -С. 205-225.
10. Гаджиева, С. Ш. Кумыки.[Текст]/ С. Ш. Гаджиева. - М., 1961. - 255 с.
11. Грачева, Т. Н. Этнические особенности языка культуры [Текст] / Т. Н. Грачева. // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. - С. 102-121.
12. Джуртубаев, М. Ч. Душа Балкарии (рукопись).[Текст] / М. Ч. Джуртубаев, -Нальчик., 1997 г.
13. Калмыков, И. X. Черкесы. [Текст] / И. X. Калмыков. - Черкесск, 1974.- 201 с.
14. Кириленко, Г. Л. Проблемы исследования жестов в зарубежной психологии [Текст] / Г. Л. Кириленко. // Психологический журнал. - 1987. - № 4. - С. 138-147.
15. Кузнецова, Е. В. Трудности педагогического общения, обусловленные невербальным поведением учителя, методы их коррекции [Текст] / Е. В. Кузнецова. // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция (тез. докл.).
- Ростов-на-Дону, 1990. - С. 75-81.
16. Кузнецова, Е. В. Средства этикетного общения: внешность, мимика, жесты, взгляды. Прочие невербальные компоненты [Текст] / Е. В. Кузнецова. // Все об этикете. - Ростов-на-Дону. - 1995. - С. 312-31.
17. Лабунская, В. А. Невербальное поведение. [Текст] / В. А. Лабунская. - Ростов-на-Дону, 1986. - 136 с.
18. Лабунская, В. А. Введение в психологию невербального поведения. [Текст] / В. А. Лабунская. - Ростов-на-Дону, 1994. - 43 с.
19. Лабунская, В. А. О “практичности” социальной психологии невербального общения [Текст] / В. А. Лабунская. // Психологический вестник. - Изд-во РГУ. -1996. - С. 307-327.
20. Леонтьев, А. А. Национальные особенности коммуникации как междисциплинарная проблема. Объем, задачи и методы этнописхолингвис-тики [Текст] / А. А. Леонтьев. // Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977. - С. 5-14.
21. Лунин, И. И. Исследования родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах [Текст] / И. И. Лунин, Г. В. Старовойтова.// Этнографическое изучение знаковых средств культуры. - Л., 1989. - С. 6-16.
22. Магомедов, А. X. Общественный строй и быт осетин.[Текст]/ Орджоникидзе, 1991. - 222 с.
23. Мартинес, Э. Л. Внесловесный язык [Текст] / Э. Л. Мартинес. // Культуры.
- 1986. - №2.- С. 12-26.
24. Мигаротто, Ч. Международный язык жестов [Текст] / Ч. Мигаротто. // Курьер ЮНЕСКО. - 1974. -№3.- С. 20-24.
25. Мусукаев, А. И. Об обычаях и законах горцев.[Текст] / А. И. Мусукаев. -Нальчик, 1986. - 58 с.
26. Национально-культурная специфика речевого поведения. [Текст]. - М., 1977. - 352 с.
27. Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР. [Текст]. - М., 1982. - 152 с.
28. Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкацев. [Текст].
- Нальчик, 1986. - 296 с.
29. Чеснов, Я. В. Женщина и этика жизни в менталитете чеченцев [Текст] / Я. В. Чеснов. // Этнографическое обозрение. - 1994. - №5.- С. 34-44.
30. Birdwhistell, R. Kinesick and Context Essays on Body-Motion Communication. Harmonds Worth, 1973. - 338 р.
31. Ekman, P. Facial expression // Nonverbal behavior and communication. New York, 1978. - P. 97-115.