4. Методические рекомендации по подготовке и проведению ежегодного публичного отчета руководства колледжа и преподавателей перед потребителями образовательных услуг и общественностью.
5. Методика определения удовлетворенности потребителей (студентов) и производителей (руководство и преподаватели) качеством образовательных услуг, реализуемых в региональном колледже.
6. Методические рекомендации по созданию и функционирования в колледже центра независимой экспертизы качества образования и образовательных услуг.
Представленный нами компонентный состав научно-методического обеспечения качества образовательных услуг, реализуемых в региональном колледже, разрабатывался на основе компетентностного, системного, синергетического, культуросообразного и регионального подходов.
Библиографический список
Системный подход позволил представить научно-методическое обеспечение как целостную систему, отражающую единство учебной и профессиональной деятельности производителей и потребителей образовательной услуги. Культуросообразный контекст научно-методического обеспечения представил возможность определиться в ценностном аспекте целей и содержания педагогической деятельности производителей образовательной услуги с учетом региональных природных, этнокультурных и социально-экономических особенностей. Синергетический подход использовался при разработке технологического компонента, раскрывающего средства, способы, виды деятельности производителей и потребителей образовательной услуги и, затем, при определении результатов совместной деятельности производителей и потребителей образовательной услуги. Компетентностный подход позволил на основе единых требований разрабатывать профессиональные модули учебных дисциплин и осуществлять образовательные услуги в соответствии с действующими ФГОС СПО и запросами работодателей.
1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражении / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 1994.
2. Международный стандарт ИСО 8402 Управление качеством и обеспечение качества: словарь. - М., 1994.
Bibliography
1. Ozhegov, S.I. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka: 80000 slov i frazeologicheskikh vihrazheniyj / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. - M., 1994.
2. Mezhdunarodnihyj standart ISO 8402 Upravlenie kachestvom i obespechenie kachestva: slovarj. - M., 1994.
Статья поступила в редакцию 11.01.13
УДК 159.9.072.423:577.22
Belokopytov Yu.N. NONVERBAL COMMUNICATION AS A RANK PARAMETER IN A SELF-ORGANIZING MANAGEMENT TEAM. The article offers a comprehensive analysis of nonverbal communication as a rank parameter in the process of managers self-organization into a team. The author proposes a genuine synergetic approach to theoretical and experimental investigation of the phenomenon. Participants of the study were managers of various business property categories.
Key words: nonverbal communication, self-organization, management team, rank parameter.
Ю.Н. Белокопытов, д-р психол. наук, проф. каф. управления персоналом Сибирского гос.
технологического университета, г. Красноярск, E-mail: [email protected]
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ПАРАМЕТР ПОРЯДКА В САМООРГАНИЗУЮЩЕЙСЯ КОМАНДЕ МЕНЕДЖЕРОВ
В статье дается всесторонний анализ невербального общения как параметра порядка в процессе самоорганизации менеджеров в команду Автор предлагает оригинальный синергетический подход к теоретическому и экспериментальному исследованию данного феномена. В исследовании принимали участие менеджеры организаций различных форм собственности.
Ключевые слова: невербальное общение, самоорганизация, команда менеджеров, параметр порядка.
Вербальное (словесное) общение чаще всего является для людей защитным приспособлением, которое помогает скрыть истинные чувства, мысли поступки, проявляющиеся в невербальном (бессловесном) поведении. Невербальный поток обмена информации контролируется не сознанием человека, а его бессознательной сферой. В зарубежных исследованиях утверждается, что до 80-90% информации передается именно через этот канал. Эволюционно невербальное поведение является более сложившимся основанием и неразрывно связано с биологическим поведением. Поэтому и наиболее адекватно отражает качества, свойства и состояния внутреннего мира человека. В некоторых ситуациях эффективно гасить механизм невербального поведения могут лишь политики, актеры и люди ряда других профессий, что соответственно заставляет окружающих реально воспринимать их вербальное и невербальное поведение. Предметом нашего исследования является невербальное общение как психологическая составляющая синергетического механизма управления. Именно структуры и процессы управления в наибольшей степени подвержены синергетическому влиянию динамики бессловесного общения. Особенно ярко самоорганизующиеся процессы наблюдаются в высокоорганизованных системах управления, например команде менеджеров.
Первым научным трудом по невербальному поведению была книга Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных», изданная в 1872 году [1, с. 279-429]. Затем появилась уникаль-
ная работа И.А. Сикорского «Физиогномика в илюстрированном изложении» [2, с. 7-219], где вскрывается связь мимики с состояниями человека. Ученый с мировым именем В.М. Бехтерев [3, с. 250-298] вскрывает общий механизм мимических движений и роль в этом мозговой коры. Тело человека как источник информации изучали представители классического психоанализа: З. Фрейд [4] и К. Юнг [5]. Наиболее фундаментальными современными работами являются исследования К.Э. Изарда «Психология эмоций» [6] и В.А. Лабунской «Экспрессия человека: общение и межличностное познание» [7]. В них анализируется множество теоретических концепций и новейших экспериментальных данных. Современные российские и зарубежные исследования в основном посвящены внешним проявлениям невербального поведения человека: мимике лица, жестам рук, позам человека. Практически не исследованной областью, за небольшим исключением, остаются проблемы невербального поведения менеджеров и совершенно не изученной - их внутренние механизмы самоорганизации.
Под командой менеджеров мы понимаем высокоорганизованный управленческий коллектив, который достиг своего высшего уровня развития посредством само-организации процессов управления и структур. Считаем, что возникающее при взаимодействии менеджеров невербальное поведение имеет свои синергетические особенности, заключающиеся в следующем. Во-первых, самоорганизующееся невербальное поведение как про-
цесс и его синергетический механизм есть единое целое. Они представляют собой два сложных самовлияющих аспекта механизма (движущей силы) и поведения (синергетического феномена).
Во-вторых, механизм самоорганизации функционирует на одном и том же горизонтальном уровне взаимодействующей контактной группы менеджеров. В-третьих, в самоорганизации невербального поведения менеджеров задействованы также и механизмы более низкого, вертикального уровня, в частности психофизиологические механизмы, сенсорные системы, которые воздействуют на вышеназванный организационно-социальный уровень. В-четвертых, на определенном уровне самоорганизации хаотического поведения, его синхронности, зеркальности жестов, невербальное поведение будет жестко задавать организационное и управленческое поведение всей команде менеджеров.
Менеджер-лидер является ядром самоорганизующейся системы невербального поведения. Его специфические сигналы невербального поведения, проявляющиеся в ключевых паттернах (структурообразующих единицах) языка мимики и телодвижений, способствуют эмпатическому расположению к нему менеджеров. При этом комплекс механизмов невербального поведения настраивается на кодирование и раскодирование хаотических сообщений и поддерживает информационно-энергетический баланс в процессе взаимодействия участников. Элементы невербального поведения менеджеров копируются друг у друга и спонтанно распространяются на всю группу или управляющий коллектив.
Самоорганизация поведения зависит от множества факторов и формируется в течение длительного времени. Синергия поведения реализуется в различных моделях взаимодействия, в зависимости оттого, каким органам чувств человек отдает предпочтение в своем мироощущении. В порядке значимости органы чувств выстраиваются в следующую иерархию: вкус, запах, осязание, слух, зрение. Наиболее информативен для человека зрительный канал получения информации, особенно цветовая градация и оттенки цвета. Эволюционно это наиболее старые физический и психофизиологический механизмы, которые выступают основой самоорганизации. Сенсорные цветовые предпочтения, а также предпочтения отношений выступают основой структуризации паттернов невербального поведения. Обилие хаотического проявления невербального поведения индивидов «стягивается» к строго ограничивающим коллективное поведение паттернам порядка. Странный хаотический аттрактор (гипотетический притягиватель) начинает функционировать не по хаотическим траекториям, а по циклам порядка, что приводит к синхронизации языка телодвижений окружающих.
Каждый этап самоорганизации поведения системы управления формирует определенную структуру паттернов невербального поведения. На ее подготовительном этапе, посредством хаоса невербального поведения устанавливается взаимопонимание для членов группы. Позы еще не совпадают, жесты участников носят оборонительный характер. На следующем этапе совместной активной деятельности, происходит информационно-энергетическая «подпитка» каждого участника за счет синхронности жестов и копирования поз и жестов. Наконец, после выполнения работы наступает всплеск эмоций. Успех часто сопряжен со снятием психологического напряжения. Последний, заключительный этап отдыха сопровождается распадом группы на пары и отдельных индивидуумов. Невербальное поведение становится свободным и спокойным. Следовательно, становление, эффективное функционирование и разрушение паттернов контактной группы происходит циклически за тот промежуток времени, который необходим для выполнения групповой задачи. Наблюдается периодическая цикличность в возникновении напряжения, уравновешивания и эмоционально-энергетических спадов (выгорания) в социально-психологической системе управления.
Рис. 1. Самоорганизующиеся паттерны жестов руки
В низкоорганизованных управленческих системах менеджер-лидер демонстрирует доминирующее и угрожающее поведение. Он стремится упрочить свою позицию среди подчиненных-ме-неджеров в осуществлении господства и иерархии власти. В управленческой группе царит поведение подчинения и покорности. Позы и жесты окружающих его менеджеров сигнализируют о соответствующей подчиненности. Хотя некоторые черты бесхарактерных менеджеров вносят дисгармонию и перекос в межличностные отношения менеджеров-коллег, так как они копируют своего вожака. В высокоорганизованных командах менеджеров наоборот преобладает ограниченное число организационно-управленческих жестов. Среди дезорганизационных и хаотически нейтральных, необходимо отметить притягивающие, объединяющие для окружающих жесты (рис. 1). В нашем исследовании их проявление ограничилось паттернами жестов руки под номерами 27, 28, 21. Некоторые жесты, при внимательном рассмотрении напоминают нам жесты известных культурно-исторических памятников. Они стали символом-архетипом не только в понимании скульптора. Хотя реально проявляющиеся жесты необходимо рассматривать целостно, в контексте с позой и мимикой, а еще лучше в динамике со словесным общением.
Ряд универсальных сигналов невербального поведения генетически запрограммированы в человеке. Это особенно ярко проявляется у лидеров, обладающих харизмой. В команде в процессе принятия решения из «хаоса идей» особое мнение «ключевой фигуры» будет решающим. Подмечено, что синергетический эффект наступает, когда зрительная информация о невербальном поведении (поза, жест, мимика) совпадает по смыслу со слуховой информацией (интонация, пауза, ритм). Хотя их смысловая нагрузка, по данным зарубежных исследований, соотносится как 93% к 7%. Кроме того, для успеха совместного принятия решения, много значит расположение мебели в кабинете, как во время коллективного проведения совещания, так и индивидуальной беседы менеджера. Процесс варьирования творческой позиции соперничества и сотрудничества достигается мерой проявления в бессловесном общении элементов агрессивности, асинхронности, асимметричности осуществляемых в процессе поиска оптимума доминирования и подчинения. Это
17
\
А ,8 А
і, А
о
/ч
А 16 /\
О
О
/4,0
/\
12
/ч
л
15
/\
14
13
/Ч
А
Рис. 2. Самоорганизующиеся паттерны поз человека
эффективно влияет на успешное взаимодействие и взаимопонимание менеджера собеседником. При этом даже важны некоторые приемы проявления сомнения лидера в реализации предложенной инновационной идеи.
Процесс формирования самоорганизующихся оптимальных взаимоотношений напрямую зависит от установившейся социально-психологической дистанции, открытости и закрытости жестов, проявления движения вовне и движения вовнутрь, ритма и такта невербального поведения участников. Кроме внешнего сходства поз, жестов, мимики менеджеров, большое значение имеет даже их деловая одежда и аксессуары. Выявлено, что в высокоорганизованной команде в результате взаимного сочетания и дополнения невербального поведения за весьма короткий промежуток времени наступает эффект синергизма. При этом минимальное социально-психологическое управленческое влияние, реализуемое в команде: зрительный контакт, интонация голоса, движение головы, жест руки приводят к информационно-энергетическому всплеску творческой активности всей социально-психологической системы.
Признаки синергетического поведения высокоорганизованных команд приходят на смену статусным факторам управления в низкоорганизованных управленческих группах и коллективах, а именно служебному кабинету и автомашине, секретарю и высокой заработной плате менеджера, а также квартире в престижном районе. Перечисленные атрибуты статуса подчеркивают чаще всего то, что их обладатель сделал карьеру, а не то, что его сложившаяся команда и организация достигла успеха в реальном бизнесе.
Эффективность управления менеджером самоорганизующихся внутрикомандных отношений посредством системы невербальных знаков зависит от следующих определяющих параметров: социально-культурного окружения, уровня развития самоорганизующейся группы, психологических качеств участников и естественно сложившейся организационно-управленческой ситуации. Все они должны быть задействованы в унисон с процессами самоорганизации группы менеджеров.
У участников различных типов групп, функционирующих во всевозможных сферах, самый различный уровень селективного восприятия социально-психологических параметров при взаимодействии лиц. Менеджеры сферы производства акцент ставят на интеллектуально-волевых качествах, действиях, статусно-ролевой структуре. У них преобладает аналитический подход в оценке другого человека. Студенты вузов по специализации менеджер персонала больше внимания уделяют участнику как субъекту переживаний и взаимоотношений. Такое же селективное восприятие проявляется у менеджеров духовной сферы деятельности, с соответствующим приписыванием наблюдаемым определенных стереотипных качеств личности. В то же время у этой категории лиц преобладает более многозначный, целостный образ оцениваемого человека. Также прослеживается зависимость между восприятием языка слов, сигналами тела человека и уровнем сложившихся отношений в самоорганизующейся группе. При этом частота жестикуляции человека проявляется тем больше, чем сильнее чувство.
Наши теоретические и эмпирические исследования выявили взаимосвязь невербального поведения с психологичес-
кими и социально-психологическими характеристиками менеджера и команды менеджеров. Невербальное поведения взаимосвязано с самоорганизующейся структурой личности-менеджера и динамическими процессами самоорганизации невербальных паттернов в команде менеджеров. Таким образом, невербальное поведение является показателем не только процессов управления, но и самоорганизации в самой системе управления. Возникает парадоксальная ситуация, структура и процессы управления само-организуются. В этом немаловажную роль играет синергетический механизм - невербальное поведение взаимодействующих менеджеров.
Невербальные паттерны динамичны. Они несут в себе смысловую нагрузку, которая проявляется в информационно-энергетической частоте и их интенсивности. Синергетический механизм невербального поведения успешно кодирует и декодирует невербальные паттерны (коды), так называемые устойчивые формы поведения личностных, групповых и социокультурных уровней. Это, несомненно, связано с функционированием странного аттрактора (основополагающее понятие науки синергетики), так как невербальное поведение менеджеров представляет собой часть целостного поведения, совокупности организационного и управленческого.
Старшеклассники малой академии юного менеджера и студенты гуманитарного факультета по специальности менеджер организации Сибирского государственного технологического университета интерпретируют мимику и жесты более адекватно, чем позы человека. Первые элементы невербального поведения несут для них большую информацию об эмоциях, вербальном общении и активности личности в группе. Таким образом, в их возрасте, у них нарушена целостность восприятия невербального поведения (позы), по сравнению со способностью интерпретации мимики и жестов (элементы). Аналогичные исследования мы проводили у менеджеров среднего звена управления Красноярского комбайнового завода, а также ряда государственных и коммерческих структур. Общая выборка составила 338 человек. Мы обнаружили сходство в самоорганизации паттернов проявляющихся поз (рис. 2).
На рисунке представлены девять самоорганизующихся паттернов поз человека. Их отличие в декартовой системе координат заключается в следующем. По вертикали высота фигурок олицетворяет не рост, а разницу организационно-управленческой компетентности. При этом выделенная черная фигурка означает ведущего менеджера. Как видим, при движении слева направо в горизонтальной координате, наблюдается рост компетентности менеджеров-подчиненных. При движении снизу вверх по вертикальной координате, отмечается переход от взаимного отталкивания до взаимного притяжения. На пересечении двух заданных координат появляются девять структурированных паттернов. Важно отметить, что таких локальных моделей поз можно было выделить несколько десятков, если не сотен, но это бы только усложнило само исследование и объяснение его сути. Мы пошли по классическому пути выделения моделей сложившемуся в психологической литературе.
Результаты исследований следующие. В низкоорганизованных управленческих группах частота проявления поз рассеивается равномерно по всей матрице, с небольшими флуктуациями. В высокоорганизованной команде паттерны стягиваются к определенному минимуму, то есть самоорганизуются. При этом более ярко проявляются паттерны под номерами 10, 12, 18. Налицо коллективные тенденции командной деятельности на равных, а также проявляющийся синергетический эффект команды. Интегративный эффект начинает интенсивно активизироваться когда три паттерна в количественном отношении доминируют над остальными. Порядок в команде преобладает над хаосом.
Именно этот механизм невербального поведения наиболее эффективно функционирует в исследуемой возрастной группе, хотя он направлен с некоторым перекосом на восприятие эмоционально-нейтральных и отрицательных отношений, а не на регуляцию эмоционально-положительных отношений, при завышенной личностной самооценке. Полученные результаты, в основном совпадают с данными российских исследователей. Для профессиональных менеджеров, реализация данной группы паттернов говорит о том, что их позы в сравнении с динамичными профессиями актера, спортсмена более статичны, так как реализуется не эмоциональная или волевая структура личности, а интеллектуальная. Раздумья и выработка решений требует определенных статичных поз для менеджера. В научной литературе существует мнение, что именно яркое проявление западающих в группе социально-перцептивных способностей по интерпретации невербального поведения и выдвигает лидера во главе самоорганизующейся группы.
Сложность сознательной интерпретации невербального проявления элементов состоит в том, что у каждого человека она имеет довольно широкую и многозначную смысловую трактовку, зависимую от уровня его образования, опыта, социальнопсихологических качеств и ряда других параметров. Показано, что адекватность интерпретации зависит от селективного восприятия, стереотипов и эталонов, величины и уровня развития группы, а также окружающего культурного влияния. Стихийно формирующуюся информацию о проявляющихся на бессознательном уровне элементах невербального поведения, отношениях личности к другому, в целостную систему приводит только самоорганизующаяся группа. Поэтому вне пределов группы невербальное поведение конкретной личности руководителя необходимо воспринимать в контексте с вербальным поведением, на его фоне. Они должны быть объединены смысловой связью в единую взаимопереходящую целостность. В самоорганизующейся группе менеджеров возникает доминирование законов синергии, которые накладывают свой отпечаток на синхронность и асинхронность вербального и невербального поведения при их взаимодействии как временных рядов.
Межличностная и межгрупповая обратные связи являются механизмами социально-психологического взаимодействия. Закономерности работы головного мозга и центральной нервной системы, основанные на геометрическом декодировании ориентации линий, помогают раскрыть принцип действия когнитивного механизма распознавания эмоций человека. Минимально они различаются по двум параметрам: изгибу рта и подвижному контуру бровей. Для более точной и адекватной интерпретации мимики лица человека необходима еще дополнительно фрактально-подобная структура линий (контраст, складки, морщины). Выражение глаз также несет в себе важную дополнительную информацию об интенсивности эмоций. Наиболее адекватное восприятие эмоций возможно в их динамическом проявлении. При этом имеются универсальные экспрессивные паттерны эмоций, легко опознаваемые. Исследования самоорганизующихся паттернов мимики лица выявили, что по частоте проявления в высокоорганизованной команде преобладают паттерны порядка под номерами 7, 8, 1. В отличие от паттернов хаоса, именно они обеспечивают притяжение и эмоциональную синхронность в команде (рис. 3).
Наши исследования выявили аналогию в эмоциональной и цветовой моделях, что подчеркивает универсальность сенсорного и психологического механизма самоорганизации физических и психических процессов, их синергии. Здесь мы придерживаемся точки зрения основоположников синергетики И. Приго-жина и Г. Хакена, которые считают, что принципы самоорганизации разноуровневых систем универсальны, начиная от нейронных сетей мозга и заканчивая галактиками. По существу это проявление принципов диалектики: единства и развития мира.
Исследования нейрофизиологов и зоопсихологов выявили специализированные нейроны, которые реагируют на геометрические линии, форму (треугольник, квадрат, круг), цвет у наших меньших «собратьев» по эволюции. Этот механизм заложен на генетическом уровне. Особенно это присуще сенсорным анализаторам, которые ими оперируют как простыми элементами, классифицируют их и даже устанавливают связи согласно абстрактным геометрическим категориям. Это приводит нас к предположению, что механизм данного уровня осуществляет самоорганизацию, основанную не на опыте, а на генетическом предпрограммировании. В результате из информационно-энергетического хаоса (паттернов отношений и цветовых паттернов), на социально-психологическом уровне самоорганизуется определенный пространственно-временной порядок, то есть геометрический порядок мимики, жестов и поз. Самоорганизующаяся нейронная структура (микроуровень) бессознательно фрактально повторяет себя в геометрии совместных жестов, мимики поз менеджеров (макроуровень). При этом хаос структурообразующих паттернов стягивается к весьма ограниченному числу паттернов порядка.
Эта идея синергетического механизма - сенсорной зрительной системы заложена нами в концепцию самоорганизации поведения команды из менеджеров-индивидов. Взаимодействуя посредством невербального общения, каждый менеджер в отдельности испытывает то же психологическое состояние, что и команда. Они представляют собой единое целое, имеют общую бессознательную сферу. Фрактально-синергетическая интерпретация получила в нашем исследовании свое экспериментальное подтверждение. Менеджер-лидер фрактально копирует себя в команде и организации, осуществляя перенос на большую систему своих организационно-управленческих качеств. Любая ее структурная часть несет в себе когерентную информацию
7
8
1
6
0
2
5
4
3
Рис. 3. Самоорганизующиеся паттерны мимики лица
всей целостной системы. Следовательно, невербальная информация систем управления представляет собой целостный динамический процесс, который реализуется универсальным синергетическим механизмом.
Таким образом, самоорганизацию организационного и управленческого поведения команды менеджеров мы интерпретировали посредством самоорганизующегося психологического механизма невербального общения. При этом, необходимо индивидуальные паттерны невербального общения отличать от групповых самоорганизующихся паттернов. Первым присущ большой хаотический спектр проявления. Вторые же посредством организационной культуры и организационного поведения
стягиваются к ограниченному спектру порядка. Это дает возможность появляющуюся сеть связей в команде использовать для управленческого воздействия. Особенность управленческого влияния психологического механизма проявляется в следующем. Уровень выраженности мимики, жеста, позы менеджера при стремлении к власти взаимосвязан с таким качеством взаимоотношений как авторитарность. Его невербальное поведение при стремлении к групповому признанию наиболее взаимосвязано с альтруистическими качествами. В реальной практике менеджеру приходится «балансировать» на грани авторитарности и альтруизма. Это дает возможность в единстве решать как экономические, так и социально-психологические задачи управления.
Библиографический список
1. Горячев, С.М. Язык подсознания / С.М.Горячев, Е.П. Константинов, Т.М. Исаева, М.Ю. Исаев. - Красноярск; СПб., 1999.
2. Читать человека как книгу / сост. Е.К. Знак. - Минск; М., 1995.
3. Бехтерев, В.М. Объективная психология. - М., 1991.
4. Фрейд, З. Введение в психоанализ: лекции. - М.. 1989.
5. Юнг, К.Г. Структура психики и процесс индивидуализации. - М., 1996.
6. Изард, К.Э. Психология эмоций. - СПб., 1999.
7. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов н/Д., 1999.
Bibliography
1. Goryachev, S.M. Yazihk podsoznaniya / S.M.Goryachev, E.P Konstantinov, T.M. Isaeva, M.Yu. Isaev. - Krasnoyarsk; SPb., 1999.
2. Chitatj cheloveka kak knigu / sost. E.K. Znak. - Minsk; M., 1995.
3. Bekhterev, V.M. Objhektivnaya psikhologiya. - M., 1991.
4. Freyjd, Z. Vvedenie v psikhoanaliz: lekcii. - M.. 1989.
5. Yung, K.G. Struktura psikhiki i process individualizacii. - M., 1996.
6. Izard, K.Eh. Psikhologiya ehmociyj. - SPb., 1999.
7. Labunskaya, V.A. Ehkspressiya cheloveka: obthenie i mezhlichnostnoe poznanie. - Rostov n/D., 1999.
Статья поступила в редакцию 29.12.12
УДК 37.022;53
Tulkibaeva N.N., Dubik M.A. INDEPENDENT WORK OF STUDENT WITH TEXTBOOK ON PHYSICS. This article presented description of structural-functional model of personality oriented and successive textbook on physics, model of activity designing of personality oriented and successive textbook and model of activity compiling of conspectus of the educational text. In article presented description of independent work of the student with textbook on physics at lecture and after lecture at home.
Key words: independent work, personality oriented and successive textbook.
Н.Н. Тулькибаева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики, Челябинский гос. педагогический университет, г. Челябинск, E-mail: [email protected]; М.А. Дубик, канд. пед. наук, доц. каф. физики, методов контроля и диагностики Тюменский гос. нефтегазовый университет, г. Тюмень,
E-mail: [email protected]
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА С УЧЕБНИКОМ ФИЗИКИ
В статье представлена структурно-функциональная модель личностно ориентированного преемственного учебника физики и модель деятельности конструирования его, модель деятельности составления конспекта учебного текста. Приведено описание самостоятельной работы студента с учебником физики на аудиторном и внеаудиторном занятии.
Ключевые слова: самостоятельная работа, личностно ориентированный преемственный учебник.
Физика является основополагающим образовательным и мировоззренческим курсом в фундаментальной подготовке инженеров.
Выпускники школы получают статус студента, но это не означает, что они готовы учиться в вузе. Отдельные вузы проводят «входное тестирование» знаний и умений первокурсников и, как результат, вводят в учебную программу дополнительно «восстановительный» курс лекций по физике, чтобы «получить» студента-первокурсника подготовленного к успешному обучению на качественно новой (вузовской) ступени образования [1]. С целью освобождения последних от необходимости доучивать студентов-первокурсников нужно реальное новое поколение линии учебников физики в системе непрерывного образования.
В соответствии с требованиями к результатам усвоения образовательной программы у выпускника школы должна быть сформирована читательская компетентность. Диагностирование способностей и возможностей студента-первокурсника технического вуза позволило нам выявить три группы студентов по умению понимать содержание учебного физического текста и представлять его в новой форме:
- студенты-первокурсники первой группы - студенты, у которых не сформирована читательская компетентность, необходимая для субъективного овладения будущей учебной деятельностью;
- второй группы - студенты, у которых сформирована читательская компетентность, необходимая, но не достаточная для субъективного овладения будущей учебной деятельностью;
- третьей группы - студенты, у которых сформирована читательская компетентность, необходимая и достаточная для субъективного овладения будущей учебной деятельностью.
Результаты диагностирования подводят нас к выводу, что студент первой и второй группы готов усваивать учебную физическую информацию «вместе» с преподавателем. Студент третьей группы готов осваивать её «сам». С целью устранения разницы в исходных позициях студентов с разной степенью начальной подготовки и подведения студентов каждой группы к тому, что значительная часть учебного материала ими будет изучаться самостоятельно в процессе поиска, переработки и понимания учебной информации, нужно реальное новое поколение вузовского учебника физики.
В условиях массового высшего образования и внедрения в вузы электронно-библиотечных систем, а также всё сокращающегося объёма времени на аудиторные занятия и увеличения доли самостоятельной работы личностно ориентированный преемственный учебник физики для студентов технического вуза является учебником нового поколения. Личностно ориентированный преемственный учебник - это комплексная информационная модель, удовлетворяющая условию многомерного образования:
1) совокупность теоретических положений о физических явлениях природы, представленных на бумажном/электронном носителе;
2) деятельность по усваиванию/осваиванию совокупности естественнонаучных и методологических знаний, а также дисциплинарных и общекультурных компетенций;
3) средство а) информационного обеспечения образовательной практики; б) преемственности отдельных ступеней системы непрерывного образования; в) допуска индивидуальной траектории продвижения по нему обучающегося.
Структурная модель личностно ориентированного преемственного учебника строится на основе категории «часть - целое». Целое - личностно ориентированный преемственный учебник - имеет радиально-концентрированную модель электронного учебника. Часть - базовый, преемственный и личностно ориентированный учебник учебника-конструкции - имеет научно-конструкторскую модель книжного учебника.
Структурную модель личностно ориентированного преемственного учебника как целостной системы называем структурно-функциональной (рис. 1).
В иллюстрации модели:
- величина Рк0) соответствует уровню знаний, полученных студентом до начала его работы с учебником;
- величина РКБ(0 соответствует уровню знаний, полученных студентом после его работы с модулем «Базовые знания» базового учебника;
- величина Ркп(0 соответствует уровню знаний, полученных студентом после его работы с модулем «Основные знания» базового учебника;
- величина РКВ1(0 соответствует уровню знаний, полученных студентом после его работы с лекционным модулем преемственного учебника;
- величина РКВ2(0 соответствует уровню знаний, полученных студентом после его работы с личностно ориентированным модулем личностно ориентированного преемственного учебника.
Параметр 0) соответствует номеру блока темы и последовательно принимает значения 1, 2, ... п. Индекс (Б) обозначает базовый, (П) - повышенный, (В 1) и (В 2) - соответственно высокий и более высокий уровень знаний студента.
Структурно-функциональная модель личностно ориентированного преемственного учебника позволяет увидеть, что внутри себя она содержит указания на возможную деятельность конструирования личностно ориентированного преемственного учебника. С помощью такой модели можно осваивать содержание учебной, в перспективе научной и профессиональной информации. А именно, выявить в учебном тексте: