ных и искусственных препятствий, которые стоят или внезапно возникают на пути к достижению цели, и т.д.;
- возможность широко применять в процессе игр компасы, бинокли, топографические карты, схемы, разнообразные средства сигнализации, макеты оружия (орудий, ракет, пулеметов, автоматов, пистолетов и др.), учебное оружие, противогазы, имитационные средства (холостые патроны, взрывпакеты, дымовые шашки и гранаты, сигнальные ракеты и др.);
- важной особенностью военно-спортивной игры на местности является и то, что достижение целей в ней протекает в специфических условиях, в упрошенном виде отражающих характер военных занятий и боевых действий.
Таким образом, рассматривая как одно из направлений патриотической работы в ДГПУ организацию военно-спортивной игры среди студентов юношей и девушек, следует исходить из общего представления об игре как исторически возникшем виде деятельности, заключающемся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленном на познание предметной и социальной деятельности, как одном из средств физического, умственного и нравственного воспитания подрастающего поколения [3]. В военно-спортивных играх в доступной для студента форме отражаются социальные отношения российских воинов и в упрощенном виде обстановка, характерная для военных занятий, боевых действий. В этом заключается и функция игр для военно-патриотического воспитания, и истоки интереса студентов к этим играм, серьезного и творческого отношения к ним.
Развитие студенческого самоуправления. Данное направление реализуется через создание и функционирование коми-
Библиографический список
тетов по делам молодежи факультетов, совета старост, студенческих советов, Студенческого парламента, межнационального культурного центра, клубов по интересам, творческих коллективов и др. и решает задачи вовлечения студентов в управление университетской жизнью, решение организационных вопросов, активную социализацию и формирование организационно-управленческих умений и навыков.
Работа по патриотическому воспитанию студентов в Дагестанском государственном педагогическом университете представляет собой совокупность организационных структур, форм и методов управления работой по патриотическому воспитанию студентов в условиях полиэтнической среды, активного вовлечения студентов в различные виды внеучебной деятельности, развитие мотивации студентов и преподавателей в решении задач патриотического воспитания, а также обеспечение правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях высшего образовательного учреждения цель и задачи патриотического воспитания молодежи. Таким образом, патриотизм как фактор, консолидирует полиэтническое студенческое сообщество в вузе, формирует в личности студента социально-значимую направленность, помогает четко определить жизненные ориентации. В настоящее время патриотическое воспитание студентов должно символизировать идею исторической преемственности, связи поколений. Организация данной работы в вузе предусматривает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, направленного на воспитание студентов, формирование у них патриотических убеждений и устойчивых норм поведения.
1. Алиева, С.А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников на современном этапе: автореф дис. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 2009.
2. Васютин, Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. - М., 2012.
3. Лукашов, П.Д. Военно-спортивные игры на местности: пособ. для учителей. - М., 2011.
Bibliography
1. Alieva, S.A. Voenno-patrioticheskoe vospitanie starsheklassnikov na sovremennom ehtape: avtoref dis. ... kand. ped. nauk. - Makhachkala, 2009.
2. Vasyutin, Yu.S. Voenno-patrioticheskoe vospitanie: teoriya, opiht. - M., 2012.
3. Lukashov, P.D. Voenno-sportivnihe igrih na mestnosti: posob. dlya uchiteleyj. - M., 2011.
Статья поступила в редакцию 29.12.12
УДК 378 (075.8)
Babich M.V. SCIENTIFICALLY-METHODICAL MAINTENANCE OF EDUCATIONAL SERVICE QUALITY IN THE REGIONAL COLLEGE. The article substantiates the theory system of scientific-methodical ensuring the quality of educational services in the regional educational institution of secondary vocational education.
Key words: scientific-methodical maintenance of educational service quality, quality educational service conditions.
М.В. Бабич, директор ГБОУ СПО «Региональный политехнический колледж», г. Буденновск,
Е-mail: [email protected]
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ В РЕГИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ
В статье теоретически обосновывается система научно-методического обеспечения качества образовательной услуги в региональном образовательном учреждении среднего профессионального образования.
Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, качество образовательной услуги, условия обеспечения качества образовательной услуги.
Качество образовательной услуги, реализуемой в системе среднего профессионального образования, - многокомпонентное явление, включающее в себя не только качество учебного процесса и педагогической деятельности, педагогических кадров и образовательных программ, но и качество (уровень) материально-технической базы и информационно-образовательной среды, качество учащихся, качество управления и мониторинга. Деятельность современного регионального колледжа - это, в первую очередь, процесс предоставления образовательной услуги востребованного региональным сообществом качества. «Качество образовательной услуги» мы понимаем, как совокупность свойств и характеристик образовательного процесса в кол-
ледже, которая придаёт ему способность удовлетворять ожидаемые и неожидаемые (возникающие спонтанно в процессе реализации услуги) образовательные потребности потребителей. В самом общем представлении - это интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным ожиданиям.
Многоплановая деятельность регионального колледжа определяется группами условий, важнейшими из которых являются: ориентированная на высокое качество образовательной услуги педагогическая система, включающая субъектов образовательной услуги (потребителей и производителей услуги), со-
З6
ответствующие целевым ориентациям содержание и технологии оказания услуги, диагностический инструментарий оценки качества услуги (в том числе, рефлексию и саморефлексию) на различных этапах ее реализации, позволяющий осуществлять мониторинг качества услуги; разнообразное ресурсное обеспечение (нормативное, материально-техническое, финансовое, научно-методическое и пр.) качества образовательной услуги, востребованного Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (ФГОС СПО), и степень удовлетворенности потребителей качеством образовательной услуги. Каждая, из названных групп условий, может быть предметом отдельных научных исследований, наибольшей неразработанностью и, следовательно, актуальностью обладает проблема научно-методического обеспечения качества образовательной услуги. Именно поэтому, в исследовательской и практической деятельности регионального политехнического колледжа города Буденновска по совершенствованию процесса предоставления образовательных услуг, был сделан акцент на научно-методическое обеспечение названного процесса.
Проблема научно-методического обеспечения учебного процесса в образовательном учреждении всегда находилась и находится в центре внимания педагогов-исследователей. Вместе с тем, анализ научных публикаций приводит к выводу, что единых, принимаемых всеми учеными, научных подходов к раскрытию сущности данного феномена, особенно в приложении к обеспечению образовательной услуги в региональном колледже, до сих пор не выработано, т.к. региональный колледж находится в специфических условиях функционирования. Специфика заключается в ориентации на потребности регионального рынка труда и регионального рынка образовательных услуг. Своеобразны в каждом отдельно взятом регионе природные, экономические, демографические и прочие процессы. Как правило, низкий уровень доходов населения, недостаток высококвалифицированных кадров.
В соответствии с положениями современной профессиональной педагогики, научно-методическое обеспечение качества образовательной услуги в региональном колледже можно определить как совокупность нормативно-правовых, учебно-методических, информационно-технологических и организационно-методических материалов, позволяющая реализоваться целям, содержанию, формам, методам и средствам удовлетворения образовательных профессиональных потребностей потребителей услуги в регионе.
В словаре С.И. Ожегова под обеспечением понимается то, чем обеспечивают кого-либо [1, с. 374]. То есть речь идет о совокупности средств, позволяющих человеку выполнять различные виды деятельности.
Обеспечение качества - это все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект (в нашем случае - образовательная услуга) будет выполнять требования к качеству [2, с. 38].
Обеспечение качества образовательной услуги в региональном колледже осуществляется для выполнения двух целей: внутреннего обеспечения качества - создания уверенности у производителя образовательной услуги (руководства и педагогического коллектива колледжа) в том, что услуга соответствует ожиданиям потребителя; внешнего обеспечения качества - создания уверенности у потребителя образовательной услуги (студента) в том, что он приобретает качественную услугу.
Концепция обеспечения качества образовательных услуг в региональном колледже предоставляет собой комплект правил, которые позволяют определить более эффективные пути ведения образовательной деятельности. Такие правила не могут послужить для решения всех проблем без наличия доброй воли и приверженности к делу каждого сотрудника колледжа, но они являются хорошим первым шагом на пути к достижению качества профессионального образования самого высокого уровня.
В широком смысле, научно-методическое обеспечение - это сложный процесс, включающий прогнозирование образовательных потребностей, разработку научно-методической продукции и ее применение при организации процесса оказания образовательной услуги. В более узком смысле, в контексте проводимого исследования, под научно-методическим обеспечением качества образовательной услуги, мы понимали совокупность научно-, и учебно-методических средств, позволяющих организовать деятельность преподавателя и мастера производственного обучения (производителей образовательной услуги) колледжа в соответствии с ФГОС СПО и с запросами потребителей услуги, обеспечить результативность и эффективность деятельности производителей образовательной услуги.
Функциями научно-методического обеспечения являлись создание единства и системности теоретической, методической и практической частей процесса оказания образовательной услуги в колледже, условий для поддержания ее качества. В целом, «научно-методическое обеспечение представляло собой результат многовекторной интеграции содержательно-целевого, технологического и контрольно-рефлексивного компонентов процесса оказания образовательной услуги в региональном политехническом колледже. В систему научно-методического обеспечения качества образовательных услуг было включено:
I. Нормативно-правовое обеспечение:
1. ФГОС СПО аккредитованных направлений подготовки специалистов в колледже, учебные планы соответствующих профессиональных образовательных программ.
2. Гибкий (индивидуализированный, персонифицированный) план - график учебного процесса, предполагающий, в отдельных случаях, проведение учебно-производственных занятий непосредственно на производстве или в мастерских.
3. Календарно-тематическое планирование процесса оказания образовательной услуги студентам в соответствии с индивидуальными способностями и мотивами, специально отобранными формами, средствами и методами обучения к каждому разделу и каждой теме.
4. Управленческо-рапорядительная (решения педагогического совета, цикловых комиссий, приказы и распоряжения директора и др.) документация, направленная на управление системой обеспечения качества образовательных услуг в колледже.
5. Двусторонний договор, заключаемый между производителем (колледжем) и потребителем (студентом, или его законным представителем) об оказании образовательных услуг определенного (согласованного сторонами) качества.
II. Учебно-методическое обеспечение:
1. Учебно-методическое пособие «Итоговая государственная аттестация выпускников учреждений среднего профессионального образования».
2. Учебно-методическое пособие «Итоговая государственная аттестация выпускников учреждений начального профессионального образования».
3. Методические рекомендации по организации выполнения и защиты выпускных квалификационных работ в учреждении среднего профессионального образования.
4. Методические рекомендации по организации выполнения и защиты письменных экзаменационных работ учащимися учреждений начального профессионального образования.
5. Методические рекомендации «Организация внутреннего контроля в учреждении профессионального образования».
6. Методические рекомендации «Планирование работы учреждений профессионального образования».
7. Методческие рекомендации «Требования к структуре и содержанию учебно-методических материалов».
8. Методические рекомендации по подготовке и проведению открытого занятия в колледже.
9. Методическое пособие для преподавателей колледжа «Как подготовить современное занятие в колледже».
10. Методическое пособие «Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования».
III. Информационно-технологическое обеспечение:
1. Автоматизированная информационная система (АИС) колледжа «Мониторинг качества образовательных услуг».
2. Программный контент АИС.
3. Интерактивная информационная рубрика на сайте колледжа.
4. Электронная справочно-информационная база данных.
5. Программа тестирования с использованием компьютерной техники.
6. Ресурсы и возможности локальной компьютерной сети колледжа и !^ете^
IV. Организационно-методическое обеспечение:
1. Профессионально-модульная структура учебных программ, последовательность изучения профессиональных модулей программы формирования профессиональных компетенций студентов колледжа - будущих специалистов технического профиля.
2. Программа постоянно действующего семинара для преподавателей и мастеров производственного обучения колледжа: «Качество образовательной услуги: методы и технологии».
3. Методические рекомендации для преподавателей и мастеров производственного обучения «Управление качеством образовательных услуг в региональном колледже».
4. Методические рекомендации по подготовке и проведению ежегодного публичного отчета руководства колледжа и преподавателей перед потребителями образовательных услуг и общественностью.
5. Методика определения удовлетворенности потребителей (студентов) и производителей (руководство и преподаватели) качеством образовательных услуг, реализуемых в региональном колледже.
6. Методические рекомендации по созданию и функционирования в колледже центра независимой экспертизы качества образования и образовательных услуг.
Представленный нами компонентный состав научно-методического обеспечения качества образовательных услуг, реализуемых в региональном колледже, разрабатывался на основе компетентностного, системного, синергетического, культуросообразного и регионального подходов.
Библиографический список
Системный подход позволил представить научно-методическое обеспечение как целостную систему, отражающую единство учебной и профессиональной деятельности производителей и потребителей образовательной услуги. Культуросообразный контекст научно-методического обеспечения представил возможность определиться в ценностном аспекте целей и содержания педагогической деятельности производителей образовательной услуги с учетом региональных природных, этнокультурных и социально-экономических особенностей. Синергетический подход использовался при разработке технологического компонента, раскрывающего средства, способы, виды деятельности производителей и потребителей образовательной услуги
и, затем, при определении результатов совместной деятельности производителей и потребителей образовательной услуги. Компетентностный подход позволил на основе единых требований разрабатывать профессиональные модули учебных дисциплин и осуществлять образовательные услуги в соответствии с действующими ФГОС СПО и запросами работодателей.
1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 1994.
2. Международный стандарт ИСО 8402 Управление качеством и обеспечение качества: словарь. - М., 1994.
Bibliography
1. Ozhegov, S.I. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka: 80000 slov i frazeologicheskikh vihrazheniyj / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. - M., 1994.
2. Mezhdunarodnihyj standart ISO 8402 Upravlenie kachestvom i obespechenie kachestva: slovarj. - M., 1994.
Статья поступила в редакцию 11.01.13
УДК 159.9.072.423:577.22
Belokopytov Yu.N. NONVERBAL COMMUNICATION AS A RANK PARAMETER IN A SELF-ORGANIZING MANAGEMENT TEAM. The article offers a comprehensive analysis of nonverbal communication as a rank parameter in the process of managers self-organization into a team. The author proposes a genuine synergetic approach to theoretical and experimental investigation of the phenomenon. Participants of the study were managers of various business property categories.
Key words: nonverbal communication, self-organization, management team, rank parameter.
Ю.Н. Белокопытов, д-р психол. наук, проф. каф. управления персоналом Сибирского гос.
технологического университета, г. Красноярск, E-mail: [email protected]
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ПАРАМЕТР ПОРЯДКА В САМООРГАНИЗУЮЩЕЙСЯ КОМАНДЕ МЕНЕДЖЕРОВ
В статье дается всесторонний анализ невербального общения как параметра порядка в процессе самоорганизации менеджеров в команду. Автор предлагает оригинальный синергетический подход к теоретическому и экспериментальному исследованию данного феномена. В исследовании принимали участие менеджеры организаций различных форм собственности.
Ключевые слова: невербальное общение, самоорганизация, команда менеджеров, параметр порядка.
Вербальное (словесное) общение чаще всего является для людей защитным приспособлением, которое помогает скрыть истинные чувства, мысли поступки, проявляющиеся в невербальном (бессловесном) поведении. Невербальный поток обмена информации контролируется не сознанием человека, а его бессознательной сферой. В зарубежных исследованиях утверждается, что до 80-90% информации передается именно через этот канал. Эволюционно невербальное поведение является более сложившимся основанием и неразрывно связано с биологическим поведением. Поэтому и наиболее адекватно отражает качества, свойства и состояния внутреннего мира человека. В некоторых ситуациях эффективно гасить механизм невербального поведения могут лишь политики, актеры и люди ряда других профессий, что соответственно заставляет окружающих реально воспринимать их вербальное и невербальное поведение. Предметом нашего исследования является невербальное общение как психологическая составляющая синергетического механизма управления. Именно структуры и процессы управления в наибольшей степени подвержены синергетическому влиянию динамики бессловесного общения. Особенно ярко самоорганизующиеся процессы наблюдаются в высокоорганизованных системах управления, например команде менеджеров.
Первым научным трудом по невербальному поведению была книга Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных», изданная в 1872 году [1, с. 279-429]. Затем появилась уникаль-
ная работа И.А. Сикорского «Физиогномика в илюстрированном изложении» [2, с. 7-219], где вскрывается связь мимики с состояниями человека. Ученый с мировым именем В.М. Бехтерев [3, с. 250-298] вскрывает общий механизм мимических движений и роль в этом мозговой коры. Тело человека как источник информации изучали представители классического психоанализа: З. Фрейд [4] и К. Юнг [5]. Наиболее фундаментальными современными работами являются исследования К.Э. Изарда «Психология эмоций» [6] и В.А. Лабунской «Экспрессия человека: общение и межличностное познание» [7]. В них анализируется множество теоретических концепций и новейших экспериментальных данных. Современные российские и зарубежные исследования в основном посвящены внешним проявлениям невербального поведения человека: мимике лица, жестам рук, позам человека. Практически не исследованной областью, за небольшим исключением, остаются проблемы невербального поведения менеджеров и совершенно не изученной - их внутренние механизмы самоорганизации.
Под командой менеджеров мы понимаем высокоорганизованный управленческий коллектив, который достиг своего высшего уровня развития посредством само-организации процессов управления и структур. Считаем, что возникающее при взаимодействии менеджеров невербальное поведение имеет свои синергетические особенности, заключающиеся в следующем. Во-первых, самоорганизующееся невербальное поведение как про-