познания природы, особенности физического метода исследования в естествознании, связь физики, химии и биологии. Также во введении необходимо изучить некоторые вопросы механики, необходимые для изучения молекулярной физики: однородность, изотропность и симметрия пространства; однородность времени; пространственные и временные промежутки и др.
Для реализации межпредметных связей физики, химии и биологии молекулярная физика должна изучаться раньше механики. Этому способствует освоенный в основной школе курс механики и молекулярной физики, а также раздел атомно-молекулярной теории строения вещества в курсе химии основной школы. Раздел «Молекулярная физика» будет иметь следующую структуру (рис. 3).
Мы предлагаем в раздел «Молекулярная физика» добавить такие темы, как «Строение и свойства вещества», «Вещества с различными физико-химическими свойствами», «Элементы молекулярной биофизики», «Элементы фотохимии», «Физические методы изучения атомов и молекул», «Элементы биофизики клетки», «Диффузия в живой природе».
Структура раздела «Механика» представлена на рис. 4. Наиболее значимым является раздел «Законы сохранения в механике». В механике рассматриваются такие темы, как «Механические явления и законы в живой природе», «Симметрия в живой природе», «Функции и структура опорно-двигательного аппарата», «Физические движения биологических систем». «Ухо как акустическая система», «Использование акустики животными».
Структура раздела «Электродинамика» представлена на рис. 5. В данном разделе нами предлагается изучать такие темы, как «Электричество и человек», «Электрофизиология клетки», «Глаз как оптическая система», «Электрический ток в электролитах», «Химические источники электрического тока».
Наиболее логичная структура квантовой физики рассматриваемого профиля представлена на рис. 6.
С квантовыми представлениями учащиеся начинают знакомство уже в основной школе на уроках химии. В данном разделе необходимо рассмотреть такие темы, как «Строение атома», «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Электронные строения и свойства химических со-
Библиографический список
единений», «Люминесценция (хемилюминесценция; биохемилю-минесценция)».
Раздел «Ядерная физика и элементарные частицы» нами был выделен отдельно от квантовой физики и представлен следующей структурой на рис. 7.
Данный раздел имеет наибольшую межпредметную связь с биологией, нежели предыдущий. По нашему мнению, в разделе «Ядерная физика и элементарные частицы» необходимо рассмотреть следующие темы: «Химические последствия ядерных процессов», «Химия трансурановых элементов», «Действие радиации на живые организмы», «Применение радиации в медицине», «Способы защиты от радиации».
Раздел «Строение Вселенной» (рис. 8) представляет для естественнонаучного профиля большое значение. Мы считаем, что в поддержку данному разделу необходимо ввести элективный курс, посвящённый астрономии, т.к. она, являясь естественной наукой наряду с разделом физики «Строение Вселенной», будет способствовать формированию наиболее полной естественнонаучной картины мира. В данном разделе необходимо рассмотреть следующие темы: «Космическая биология», «Значение солнечной энергии в жизни человека», «Химическая эволюция Вселенной», «Распространенность и распределение химических элементов во Вселенной».
При проведении обобщающих занятий необходимо повторить материал за 10-11 классы, акцентируется внимание на межпредметных связях физики с другими естественными науками, на физических методах исследования в естествознании и формируется обобщённая естественнонаучная картина мира.
Предложенные нами структура и содержание физики естественнонаучного профиля наиболее согласованы со структурой и содержанием профильного уровня химии и биологии и учитывает межпредметные связи с данными дисциплинами. Учебников физики по естественнонаучному профилю, соответствующих особенностям данного профиля, мы не смогли найти. Учителя, обучающие физике естественнонаучного профиля, могут использовать как вспомогательный материал учебники для углублённого изучения физики, журналы «Вестник естествознания», «Химическая физика», «Биофизика» и др.
1. Осмоловская, И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе: учеб. пособие. - М.; Воронеж, 2004.
2. Официальный сайт департамента образования и науки Тюменской области [Э/р]. - Р/д: http://admtyumen.ru/ogv_ru/society/edu_science/ edu_new.htm
3. Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования // Профильная школа. - М. - 2004. - № 1.
4. Пурышева, Н.С. Методические основы дифференцированного обучения физике в средней школе: дис. ... д-ра. пед. наук. - М., 1995.
5. Чернобельская, Г.М. Методика обучения химии в средней школе: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М., - 2000.
6. Общая методика обучения биологии : учеб. пособие для студентов пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; под ред. И.Н. Пономаревой. - М., 2003.
7. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. - М. - 2002. - № 6.
8. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего Образования // Профильная школа. - М. - 2003. - № 1.
Bibliography
1. Osmolovskaya, I.M. Differenciaciya processa obucheniya v sovremennoyj shkole: ucheb. posobie. - M.; Voronezh, 2004.
2. Oficialjnihyj sayjt departamenta obrazovaniya i nauki Tyumenskoyj oblasti [Eh/r]. - R/d: http://admtyumen.ru/ogv_ru/society/edu_science/ edu_new.htm
3. Bazisnihyj uchebnihyj plan dlya srednego (polnogo) obthego obrazovaniya // Profiljnaya shkola. - M. - 2004. - № 1.
4. Purihsheva, N.S. Metodicheskie osnovih differencirovannogo obucheniya fizike v sredneyj shkole: dis. ... d-ra. ped. nauk. - M., 1995.
5. Chernobeljskaya, G.M. Metodika obucheniya khimii v sredneyj shkole: ucheb. dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj. - M., - 2000.
6. Obthaya metodika obucheniya biologii : ucheb. posobie dlya studentov ped. vuzov / I.N. Ponomareva, V.P. Solomin, G.D. Sideljnikova; pod red. I.N. Ponomarevoyj. - M., 2003.
7. Koncepciya modernizacii Rossiyjskogo obrazovaniya na period do 2010 goda // Vestnik obrazovaniya. - M. - 2002. - № 6.
8. Koncepciya profiljnogo obucheniya na starsheyj stupeni obthego Obrazovaniya // Profiljnaya shkola. - M. - 2003. - № 1.
Статья поступила в редакцию 10.03.13
УДК 378 (075.8)
Babich M.V., Kharchenko L.N. THE PROBLEM OF ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES PROVIDED REGIONAL COLLEGE. This article presents the characteristics of educational services, the issue of quality assessment, offered the option of assessing the quality of educational services provided by the regional educational institution of vocational education.
Key words: educational services, quality of educational services, assessment of the quality of educational services.
М.В. Бабич, директор ГБОУ СПО «Региональный политехнический колледж», г. Буденновск, E-mail: [email protected]; Л.Н. Харченко, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: rpk49@ mail.ru
К ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ В РЕГИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ
В статье предложен вариант оценки качества образовательных услуг, оказываемых в региональном образовательном учреждении среднего профессионального образования.
Ключевые слова: образовательная услуга, качество образовательной услуги, оценка качества образовательных услуг.
Осуществление государственной политики перехода страны на инновационный путь, которая определена в Стратегии развития России до 2020 года, предполагает существенные изменения в системе профессионального образования, необходимость подготовки кадров, способных и готовых к деятельности в условиях инновационной экономики [1], которая характеризуется рядом отличительных черт, в частности: сфера услуг выходит на лидирующие позиции; сфера профессионального образования позиционируется как отрасль экономики; информация и знания становятся производственным ресурсом; специалист становится главной движущей силой экономики; качества «нового» работника - профессионализм, креативность [2]. Изменения в экономике обусловили необходимость постоянного обновления содержания профессионального образования, что, в частности, потребовало принятия Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения для всех уровней профессионального образования» [3, с. 5]. В этой связи, важнейшей задачей современного регионального колледжа является создание эффективной, отвечающей требованиям постиндустриальной экономики, системы оказания образовательных услуг и участие в формировании регионального сектора рынка образовательных услуг. Проведенный анализ позволил выявить, что образовательные услуги обладают пятью основными характеристиками: неосязаемостью, неотделимостью, непостоянством качества, недолговечностью (несохраняемос-тью), отсутствием владения [4, с. 79-85].
Неосязаемость услуги означает, что ее нельзя продемонстрировать, то есть до ее приобретения ее невозможно увидеть, попробовать на вкус, потрогать, услышать или ощутить ее запах. Ввиду отсутствия осязаемых характеристик услуги, до ее покупки, степень неопределенности приобретения увеличивается, чтобы ее сократить покупатели ищут «сигналы» качества услуги. В образовании это: образовательные стандарты, учебные планы и программы, информация о методах, формах и условиях оказания услуг, документы об образовании, сертификаты, лицензии, дипломы. Неотделимость услуги означает, что ее нельзя отделить от источника независимо от того предоставляется услуга человеком или машиной. Преподаватель не может предоставить услугу, если в аудитории нет студентов. Вследствие того, что при производстве услуги всегда присутствует ее потребитель, взаимодействие с поставщиком (преподавателем) является обязательным. Способность преподавателя достичь взаимопонимания со студентами влияет на показатели их успеваемости. Второй характерной особенностью неотделимости услуг является присутствие и участие в процессе их предоставления других потребителей. Студенты в аудитории присутствуют при потреблении услуги каждым отдельным человеком. Общее поведение определяет степень удовлетворения услугой отдельных людей. Следовательно, задачей производителя услуги является обеспечение того, чтобы одни потребители образовательных услуг не препятствовали получению качественного образования другим потребителям. Непостоянство качества услуги означает, что ее качество может очень сильно изменяться в зависимости от того, кто, когда, где и как ее предоставляет. Качество услуги, тем более, образовательной, очень трудно поддается контролю. Услуга, предоставляемая одним преподавателем, качественно варьируется в зависимости от его физической формы и настроения во время общения с учащимися. Администрация образовательного учреждения должна постоянно проверять степень удовлетворения обучающихся качеством образовательного процесса путем анкетирования студентов и мониторинга уровня успеваемости. Недолговечность услуги означает, что ее нельзя хранить с целью последующей продажи или использования. Для образовательных услуг характерно, что учебная информация может быть подготовлена в раздаточных материалах, книгах, на кассетах, электронных дисках. Однако следует учесть, что информация быстро устаревает. Отсутствие владения означает, что в отличие от физических товаров, услуги не являются чьей-то собственностью. Из-за отсутствия
владения учреждения, предлагающие образовательные услуги, должны прилагать особые усилия для укрепления имиджа и привлекательности своего бренда.
Особенностями, присущими только образовательным услугам, являются: относительная длительность исполнения; отсро-ченность выявления результативности оказания услуг; сезонность или дискретная периодичность оказания услуг, особенно в сфере повышения квалификации; зависимость услуг от места их оказания и места проживания обучающихся; усиление потребности в образовательных услугах по мере удовлетворения данной потребности [4, с. 79-85].
Проблемы, связанные с определением качества образовательных услуг, измерения и управлением им кроются в самой природе образовательных услуг: как и любые услуги, образовательные услуги неосязаемы - это означает, что их трудно оценить, используя какие-либо физические показатели [5, с. 31-41]. С учетом этого, уточним понятие образовательной услуги в контексте проводимого исследования - это вид деятельности регионального учреждения среднего профессионального образования, направленный на удовлетворение ожидаемых и неожи-даемых образовательных потребностей потребителей услуги в регионе.
Совокупность ожидаемых потребителем параметров качества необходимой ему образовательной услуги и их значения, удовлетворяющие запросы потребителя, и будут составлять ценность образовательной услуги. Поскольку потребности различны, то степень совершенства качества образовательной услуги должна задаваться для каждого сегмента. Это означает, что каждому ожидаемому уровню качества и приемлемому диапазону цен (а они имеют региональные особенности) соответствует различный набор выгод, получаемых потребителем. Таким образом, в задачу образовательной организации входит развертывание требований потребителя (ожидаемых им выгод) в параметры качества (характеристики образовательной услуги, обеспечивающие требуемое качество).
Необходимо также отметить, что каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация, работодатели и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования. При этом качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые значения. Родители, например, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей; качество для педагогов может означать наличие качественных профессиональных образовательных программ, соответствующих ФГОС СПО, обеспеченных дидактическим материалом; для учащихся качество образования связывается с созданным в пространстве колледжа климатом (комфортностью); для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с личностными качествами, компетенциями выпускников; для общества качество может быть связано с теми ценностными ориентациями и более широко - ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в технократической или гуманистической направленности их профессиональной деятельности. С учетом перечисленного круга субъектов процесса оказания образовательной услуги, в Региональном политехническом колледже города Буденновска в течение нескольких лет проводятся постоянные процедуры анкетирования студентов, выпускников, преподавателей, работодателей и абитуриентов по такому параметру, как «Удовлетворенность потребителя».
Для каждой категории опрашиваемых, на основе использования опыта аналогичной работы Плехановского Университета, разработаны различные варианты анкет («потребности и ожидания абитуриентов», «удовлетворенность студентов качеством образовательных услуг», «удовлетворенность выпускников качеством результатов обучения», «удовлетворенность преподавателей работой в колледже», «удовлетворенность работодателей выпускниками колледжа»). По результатам опросов, проведенных в текущем году, установлено, что большинство абитуриентов поступает в региональный колледж, рассчитывая на
получение престижной специальности, которая востребована на региональном рынке труда. Установлено также, что абитуриенты изначально рассматривают альтернативные варианты получения среднего профессионального образования, что требует от коллектива колледжа повышения привлекательности реализуемых профессиональных образовательных программ.
Во время проведения в колледже дня открытых дверей, который посетило более 100 человек, всем посетителям были розданы анкеты. Опрошенные родители и потенциальные абитуриенты назвали три основных характеристики, которые связывают с региональным политехническим колледжем. Это «котирующийся в регионе колледж» (37 чел.), «хорошее образование» (40 чел.) и «возможность трудоустройства по специальности» (23 чел.).
Проведенные опросы студентов 1-4 курсов показали, что большинство студентов (52%) удовлетворены качеством получаемого образования и организацией учебного процесса в колледже. К недостаткам учебного процесса большинство студентов отнесло недостаточное техническое оборудование учебных аудиторий и мастерских. 65% опрошенных студентов считают престижным обучение в колледже, 68% с оптимизмом оценивают свои перспективы на рынке труда.
Опрос студентов-выпускников показал, что половина студентов (51%) получили такое образование, на которое рассчитывали при поступлении. 35% хотели бы продолжить образование после колледжа в вузе. Наиболее часто высказывались пожелания по улучшению дисциплины и контроля знаний, усилению практической подготовки.
Опросы преподавателей были направлены на оценку проблем в работе самих преподавателей, включая систему информационного, материально-технического обеспечения, выяснялись профессиональные планы на будущее, удовлетворенность своей работой. Было определено, что всего 60% преподавателей колледжа полностью или частично удовлетворены своей работой. 45% преподавателей называют существующие проблемы, среди которых: неудовлетворенность оплатой труда, невозможность повышения квалификации по всем направлениям под-
Библиографический список
готовки, падение престижа труда преподавателя и необходимость поиска дополнительного заработка.
Таким образом, качество как совокупность характеристик образовательной услуги, определяющих ее способность удовлетворить предполагаемые потребности, многомерно. Оно будет различаться для различных видов образовательных услуг как продуктов различных процессов. Выделим наиболее общие характеристики качества: ощутимость - наличие и состояние материальных компонентов окружающей среды образовательного учреждения, которые делают услугу более осязаемой (обстановка офисов, аудиторий, мастерских, оборудование, учебные материалы, внешний вид всего персонала колледжа); надежность - образовательное учреждение выполняет принятые на себя обязательства, работает стабильно, всегда обеспечивая требуемый уровень; отзывчивость - производители образовательной услуги стремятся всегда и везде отвечать на любые запросы потребителей услуг; доступность - легкость установления как физического, так и психологического контакта с административным персоналом или преподавателями; понимание - образовательное учреждение стремится к пониманию специфических (индивидуализированных) потребностей потребителей услуг; коммуникабельность - образовательное учреждение общается с потребителями на понятном им языке, адаптированном к особенностям каждой целевой группы; доверие -определяется репутацией образовательного учреждения, гарантирующего серьезное отношение к потребителям; обходительность - вежливость, уважительность, внимательность и дружелюбие всех сотрудников (производителей услуги) к студентам (потребителям услуги). Качество образовательных услуг должно оцениваться не только внутри национальных и региональных образовательных систем. Чтобы достичь успеха, современный региональный колледж должен не просто повышать уровень образования, но и обеспечивать международную сопоставимость образовательных программ и результатов обучения, включаться в межнациональные профессиональные сети и потоки академической мобильности.
1. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р.
2. Морозов, А.В. Креативная педагогика и психология. - М., 2004.
3. О ходе выполнения работ по переходу на ФГОС нового поколения [Э/р]. - Р/д: http://mon.gov.ru/str/kol/resh/2011/8207/
4. Панкрухин, А.П. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. - 1997. - № 7-8.
5. Кожухар, В.М. К определению содержания образовательной услуги // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - № 3.
Bibliography
1. Ob utverzhdenii Strategii innovacionnogo razvitiya Rossiyjskoyj Federacii na period do 2020 goda. Rasporyazhenie Praviteljstva RF ot 08.12.2011 g. № 2227-r.
2. Morozov, A.V. Kreativnaya pedagogika i psikhologiya. - M., 2004.
3. O khode vihpolneniya rabot po perekhodu na FGOS novogo pokoleniya [Eh/r]. - R/d: http://mon.gov.ru/str/kol/resh/2011/8207/
4. Pankrukhin, A.P. Marketing obrazovateljnihkh uslug // Marketing v Rossii i za rubezhom. - 1997. - № 7-8.
5. Kozhukhar, V.M. K opredeleniyu soderzhaniya obrazovateljnoyj uslugi // Marketing v Rossii i za rubezhom. - 2005. - № 3.
Статья поступила в редакцию 18.03.13
УДК 372.212
Beloborodova L.R., Beloborodova N.S. PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING OF THE NATIONAL IDENTITY OF THE CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE. This work is devoted to the topical problem of the formation of the national identity of the children of senior preschool age. The structure of national identity that reflects the features, components, and conditions of its formation. Identified and justified by the pedagogical conditions conducive to the effective process of formation of the national identity of children of preschool age. Key words: national consciousness, national self-identification of ethnic community, national art crafts, ethnic environment.
Key words: national consciousness, national self-identification of ethnic community, national art crafts, ethnic environment.
Л.Р. Белобородова, ассистент каф. педагогики и методики дошкольного и музыкального образования Бирского филиала Башкирского гос. университета, г. Бирск, E-mail: [email protected]; Н.С. Белобородова, д-р пед. наук, проф., зам. директора по воспитательной работе и социальным вопросам Бирского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Данная работа посвящена актуальной проблеме формирования национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста. Представлена структура национального самосознания, в которой отражены функ-