Ресурсный центр военно-учетных специальностей СПО: становление партнерства
Формирование новой образовательной траектории личности, внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения предполагает согласование гражданского и военного профессионального образования. Обеспечение перехода Российской армии на новый способ комплектования должен быть поддержан и системой среднего профессионального образования.
т
НИКИТИН
Михаил Валентинович,
доктор педагогических наук, профессор, ведущий сотрудник Центра исследований непрерывного образования Института стратегии развития образования РАО МОН РФ, Москва
Аннотация
Автор предлагает к критическому обсуждению необходимость фокусировки ресурсов крупного регионального (городского) колледжа — образовательного комплекса на формировании прагматичной модели становления РЦ военно-учетных специальностей/профессий СПО при партнерстве профильных воинских частей РА, горвоенкомата, организаций ДОСААФ
Ключевые слова:
колледж - образовательный комплекс, Ресурсный центр военно-учетных специальностей, персональная образовательная траектория, прагматичная модель государственно (военного)-корпоратив-но (образовательного)-персонального партнерства
4
Поиск оптимального решения, направленного на повышение мобилизационного потенциала страны при минимальных затратах, предполагает оценку четырех групп факторов:
- необходимость изучения исторического опыта по концентрации ресурсов для обеспечения качества подготовки военных специалистов. Оружие становится все более интеллектуально-емким, что требует адекватного вложения средств в обучение специалистов для управления этим оружием;
- создание федеральной системы подготовки граждан к военной службе, способной обеспечить гарантированное выполнение задач развития российского общества, экономики и качественного удовлетворения потребностей Вооруженных сил РФ в подготовленных специалистах из числа граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу. Стратегическими направлениями формирования общественно-государственной модели подготовки граждан к военной службе являются: формирование новой многоуровневой системы подготовки граждан к военной службе и их военно-патриотическое воспитание; подготовка специалистов массовых технических профессий в интересах экономического и оборонно-промышленного комплекса государства;
- разработка регионального (городского) эксперимента по подготовке по военно-учетным специальностям в единой системе военно-патриотического воспитания молодежи на базе ресурсных центров военно-учетных специальностей, военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе в отдельных регионах. Оптимизация системы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку по военно-учетным специальностям, формирование региональных центров в субъектах РФ, обеспечение приближения мест обучения к местам проживания призывников;
- необходимость разрешения противоречия: студенты вузов, в которых созданы военные сержантские кафедры, зачастую не мотивированы к прохождению реальной военной служ-
бы, в то время как студенты УСПО, из числа которых де-факто комплектуются кадры военной и альтернативной гражданской службы, не имеют профилированной организационной структуры на базе крупного городского УСПО-образовательного комплекса.
Новую Российскую армию мы рассматриваем как образовательный институт, предоставляющий рабочие места для выпускников УСПО. Специфика образовательного института состоит в том, что формируется новая традиция призыва и прохождения службы — в соответствии с полученной призывником гражданской профессией и новыми целевыми ориентирами.
Проведенный ретроспективный анализ показывает, что разработка модели опорных ресурсных центров, сержантских кафедр и других форматов является актуальной и перспективной разработкой, пока не получившей адекватного научно-теоретического обеспечения и экспериментального апробирования.
Модель опорного Ресурсного центра по военно-учетным специальностям СПО на базе крупного городского колледжа — образовательного комплекса
Ключевые проблемы опорного Ресурсного центра В. У. С. СПО
Обобщая современные оценки готовности системы регионального среднего профессионального образования/подготовки в РФ к реакции на внешние вызовы, исследователи выделяют несколько групп ключевых проблем:
- несформированность актуальной системы профессиональной ориентации школьников на реальные потребности многоукладной экономики и общества, слабая преемственность между общим и средним профессиональным образованием, в том числе недостаточно эффективная ориентация подростков на технические специальности/профессии, военно-технические виды спорта и военную службу в рядах РА;
- неразработанность механизма госзадания для УСПО с участием горвоенкомата, в котором отсутствуют количественные показатели подготовки граждан разных возрастных групп по укрупненным военно-учетным, военно-техническим специальностям/профессиям;
- неразработанность образовательных механизмов преемственности гражданских специальностей СПО, военно-учетных специальностей, отсутствие методического обеспечения программ проведения учебных военных сборов на базе воинских частей, отсутствие современного технического учебно-тренажерного оборудования для достижения качественного обучения военно-учетным специальностям/ профессиям;
- отсутствие разработанного механизма государственно-корпоративного партнерства горвоенкомата, ДОСААФ, общественных патриотических организаций, клубов военно-технических видов спорта и колледжей — образовательных комплексов;
- отсутствие современного понимания опорного Ресурсного центра В. У С. СПО как партнерской структуры, несущей ответственность за качество обучения военно-учетным специальностям/профессиям, устойчивую мотивацию к службе в Российской армии по профилю гражданского образования, соблюдение выпускниками (призывниками) этических норм профессиональной деятельности.
Субъекты опорного Ресурсного центра В. У. С. СПО
Формирование эффективных механизмов государственно-корпоративного партнерства колледжа — образовательного комплекса с ведущими заказчиками на качество подготовки по военно-учетным специальностям/профессиям — не только актуальная, но в большей степени синергетическая, междисциплинарная задача для всех субъектов этого процесса:
- региональных департаментов образования (бюджетный инвестор на подготовку специалистов по военно-учетным специальностям/ профессиям);
- горвоенкомата (государственный регулятор количественных показателей подготовки специалистов по военно-техническим специальностям/ профессиям и городской оператор по партнерству УСПО с профильными воинскими частями;
- ДОСААФ (ведущий партнер УСПО по модернизации материальной базы для подготовки по военно-учетным специальностям/профессиям);
- клубов военно-технических видов спорта;
- военно-патриотических организаций;
- ассоциаций работодателей;
- отраслевых профсоюзов;
- органов государственного, муниципального и общественного управления;
- научно-методических и образовательных организаций СПО;
- социально-профессиональных групп граждан и физических лиц.
Между их интересами, потребностями и ре-
сурсами имеются противоречия и барьеры, которые необходимо преодолеть.
В соответствии с актуальными научно-прикладными исследованиями по формированию эффективных механизмов государственно-корпоративного партнерства системы СПО были определены актуальные заказчики на качество подготовки по военно-учетным специальностям. Такие исследования направлены на решение задач непрерывного профессионального образования, в том числе военного, в течение всей жизни.
Были определены следующие укрупненные группы военно-учетных специальностей/профессий на основе гражданских специальностей/профессий ФГОС СПО:
- оператор военно-технического профиля;
- ремонтник (наладчик) военно-технических устройств и оборудования;
- механик-водитель сложных военно-транспортных средств;
- квалифицированный рабочий военно-промышленного комплекса.
Анализ опубликованных экспертных оценок «узких мест» подготовки военно-технических специалистов позволил определить целевые ориентиры сопряжения гражданской специальности/профессии СПО с укрупненными группами технических военно-учетных специальностей/профессий (см. схему 1).
Для максимально эффективного развития человеческого потенциала необходимо обеспечить переход к персонифицированному непрерывному профессиональному образованию/ обучению, где прохождение военной службы — прагматичный период профессиональной практики.
Гипотеза и структурно-содержательные компоненты модели опорного РЦ В. У. С. СПО
Исследователями выдвинута гипотеза, что эффективность модели опорного Ресурсного центра военно-учетных специальностей в крупном городском колледже — образовательном комплексе в условиях непрерывного профессионального образования будет осуществляться более эффективно, если:
- будет изучен актуальный понятийный аппарат, ценностные основания, форматы заказов горвоенкомата, советско-российский опыт консолидации ресурсов различных ведомств для обеспечения качества военно-учетных специальностей/профессий на основе создания опорного структурного подразделения (Ресурсного центра В. У. С. СПО);
- будет развернут двухэтапный (2016 год — первый этап; 2017 год — второй этап) городской практико-ориентированный эксперимент на базе городских крупных колледжей — образовательных комплексов по массовой подготовке подростков и молодежи, в том числе сирот, по техническим профессиям в интересах оборонно-промышленного комплекса страны;
- будут разработаны и апробированы организационно-содержательные, методические и результативные компоненты модели опорного
Глоссарий базовых понятий
Колледж - образовательный комплекс - инсти-туционализация крупной региональной образовательной организации СПО, как правило, в правовом статусе автономного учреждения (АУ СПО), интегрирующая и концентрирующая в целях выравнивания условий обеспечения качества программно-содержательный, кадровый, управленческий и имущественный потенциал образовательных организаций дошкольного, общего, коррекционного, ремесленного профессионального, среднего профессионального и дополнительного образования/обучения (в том числе по военно-учетным техническим специальностям (профессиям).
Ресурсный центр военно-учетных специальностей СПО (РЦ В. У. С. СПО) -
структурное подразделение крупного регионального (городского) колледжа -образовательного комплекса, созданное в партнерстве с горвоенкоматом, городской организацией ДОСААФ для целевой подготовки военных операторов, военных ремонтников и специалистов других военных специальностей/профессий на основе сопряжения гражданских и военных специальностей/ профессий СП.
Персональная образовательная траектория -
инструмент обеспечения прагматичного выбора личностью профессиональной карьеры на основе сопряжения гражданской и военно-учетной специальностей/профессий.
Схема 1
Целевые ориентиры сопряжения гражданских специальностей (профессий) и В. У. С.
РЦ В. У С. СПО, обеспечивающие качество процесса и результата военно-учетных специальностей/профессий;
- будут определены организационно-педагогические условия перевода СПО на военные рельсы при непосредственной угрозе военной агрессии и апробированы базовые компоненты модели опорного РЦ В. У. С. СПО в условиях крупного городского колледжа — образовательного комплекса с участием заинтересованных субъектов (горвоенкомата, ДОСААФ, военно-патриотических ассоциаций, отраслевых СРО, воинских частей и др.).
Научными сотрудниками Центра непрерывного образования Института стратегии развития образования РАО МОН РФ совместно с преподавателями-практиками техникума современных технологий им. Героя Советского Союза М. Ф. Панова (Москва), как инновационной площадки Центра, в 2015 году была разработана и предложена к поэтапной апробации в 2016 году прагматичная модель опорного Ресурсного центра ВУ. У. С. СПО. Структурно-содержательные компоненты опорного РЦ СПО отражены в схеме 2.
Промежуточные выводы
Модель опорного РЦ В. У С. СПО в условиях крупного городского колледжа — образовательного комплекса и становления непрерывного профессионального, в том числе военного образования/обучения, представлена тремя компонентами:
- теоретико-аналитический компонент модели (I);
- организационно-содержательный компонент модели (II);
- результативный компонент модели (III).
Компоненты модели уточняются следующими характеристиками:
- актуальным понятийным аппаратом, адекватно описывающим эффективные условия проектирования опорного Ресурсного центра В. У. С. СПО с участием ведущих субъектов — заказчиков кадров по военно-учетным специальностям на основе консолидации их ресурсов;
- формированием целевых ориентиров опорного Ресурсного центра В. У. С. СПО на основе классификации заказов на подготовку специалистов технических профессий, военно-учетных специальностей, военно-технических видов спорта, в том числе участие студентов в реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
- функциональным анализом качества образовательного процесса на основе разработки программ дополнительных квалификаций по подготовке рядовых (150 часов — 1 год) и сержантов запаса (300 часов — 2 года), программ проведения учебных военных дней и сборов на базе профильных воинских частей. На этой основе будет подготовлен макет портфолио студента по военно-учетной специальности/ профессии;
- требованиями к результатам освоения военно-учетных специальностей, оптимизации их количества, так как для каждой В. У. С. необходимы свои преподаватели-специалисты, своя учебно-материальная и методическая база, что потребует создания новых опорных РЦ по определенной группе гражданских и военно-учетных специальностей/профессий, например: РЦ В. У. С. СПО автомобильно-дорожно-строительного профиля; РЦ В. У. С.
СПО электрорадиотехнического профиля; РЦ
B. У С. СПО кулинарного профиля и т.п.
Требуют осмысления и дополнительной
проработки критические оценки и рекомендации (А. Нижаловский, В. Коргутов) первой практики сопряжения гражданских и военно-учетных специальностей/профессий. С переходом на подготовку сержантов и солдат резко увеличивается число военно-учетных специальностей/профессий. В предлагаемом перечне их сотни. А хорошо ли это? С точки зрения организации военной подготовки однозначно плохо. Мы сильно «мельчим». Ведь, как уже упоминалось, каждая военно-учетная специальность требует своих преподавателей-специалистов, своей учебно-материальной базы. А где на это взять средства?
Как достичь баланса интересов Министерства обороны, Министерства образования и науки, непосредственно университетов? В конечном счете выгодно ли это в целом в стране, особенно в столь трудное время? Может быть, есть смысл определить десяток-другой укрупненных военно-учетных специальностей/ профессий для каждого вида Вооруженных сил и рода войск, по которым готовить специалистов запаса в вузах. Для этих направлений можно было бы разработать типовые комплекты учебно-материальной базы, учебно-методические материалы. Существенно упростился бы вопрос комплектования военных кафедр преподавательским составом. Да и военным комиссариатам проще было бы оперировать базовыми специальностями/профессиями. Нужен поиск оптимального решения, направленного на повышение мобилизационного потенциала страны при минимальных затратах [4].
Литература
1. Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/197417/.
2. Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и науки Российской Федерации и Общероссийской общественно-государственной организацией «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» от 30. 08.2014 [Электронный ресурс] // URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=534217.
3. Корабельников А. Диплом победителя // Военно-промышленный курьер. — 2016. — № 7. — С. 7-8.
4. Нижаловский А., Коргутов В. Сержанты и солдаты запаса в начале трудного пути // Независимое военное обозрение. — 2016. — № 7.
C. 10-11.
5. Никитин М. В. Ресурсный центр как функциональная модель непрерывного профессионального образования: Метод. рекомендации для системы повышения квалификации. — М.: Изд. Центр НОУ ИСОМ, 2004. — 198 с.
Схема 2
ПРАГМАТИЧНАЯ МОДЕЛЬ (>]](>Г1Ю1 'О |_РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА В.У.С. СИ о
—^ | I. Т«>|)ГТИК|тНЯЛнтнчикий компонент мвлгли
IniifiifioTKii нишиатаонииго понятийного jiii страта
г- м;1щ;г IMCitftWt ЮЙ|НОМ СПСШШЛиСТ»
II. OjhмпIi.............мплертшельный ■нитгош?»I модели
> pfLIp^^VntA vtftkfrA [irc Finnin |T5IL;пиелит [>riHipni]iv> I El.V.O. С НО С y'llltl MV» ty£>1XfK IH III |№9,Ы II IptdOUNNR Ii mllHIlL'pSM EiliIIILJI. i^yKHiMi^n/^jiHLinUjiM j < i^nnci i кп m:l i < im к I4J II
опортш РЦ И. У .С. СПО_
порядок шчи студентами нор*.......... комплексом 1"ГО
> pEI'jpilÜirrKjl Три|||1|4Г'-|[р<>Г'рЕ1МКПЛ ПвМШШП ПШЛШПНШН KII[lj'FI14jlll KU 111ПI Оф|1 [IVpil И11 jnriELCU lipt'llOJIIIIUITC'JIIIMII ПУХ'.
СПО
I II. Ррулы*1Я1тыЙ K4}Miiipnni г mimi'JDII