Научная статья на тему 'Формы и направления воспитательной работы педагогического вуза в воспитании патриотизма студентов'

Формы и направления воспитательной работы педагогического вуза в воспитании патриотизма студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
699
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / PATRIOTISM / CIVIC / PATRIOTIC EDUCATION / MULTICULTURAL ENVIRONMENT OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алипханова Ф. Н., Магомедова П. К.

Рассмотрена организация воспитательной работы педагогического вуза, которая предусматривает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, направленного на воспитание студентов, формирование у них патриотических убеждений и устойчивых норм поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SHAPE AND DIRECTION OF EDUCATIONAL WORK TEACHING HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE EDUCATION OF PATRIOTISM

Consider the organization of educational work Pedagogical Institute, which provides for the cooperation of all subjects of the educational process aimed at the education of students, the formation of their patriotic convictions and sustainable behaviors.

Текст научной работы на тему «Формы и направления воспитательной работы педагогического вуза в воспитании патриотизма студентов»

ния существенно выше, чем в традиционных формах реализации ДПО.

Кроме того, участники процесса реализации АДПО уже при изучении вводного цикла дисциплин адаптивного учебного плана не имеют неудовлетворительных оценок, в то время как 20% слушателей, занимающиеся по традиционным образовательным технологиям ДПО вынуждены повторно проходить текущий контроль из - за неудовлетворительных результатов. Качество обучения слушателей занимающихся в рамках реализации модели АДПО к дополнительному циклу дисциплин возрастает с б0 до 90%, в то время как у слушатели групп с традиционными образовательными технологиями оно практически не меняется и только в дополнительном цикле дисциплин, выбранных обучаемым самостоятельно, они не имеют неудовлетворительных оценок.

Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что для реализации дополнительного профессионального образования не

только возможно, но и необходимо применение модели адаптивного дополнительного профессионального образования, а сам адаптивный подход является наиболее приемлемым при согласовании потребностей обучаемого, возможностей образовательного пространства и требований, выдвигаемых социально-профессиональной средой.

Модель адаптивного дополнительного профессионального образования:

- позволяет решать многие проблемы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и др.;

- имеет все признаки универсальности и реализуется не зависимо от направлений и специальностей;

- приемлема для любых ступеней и уровней дополнительного профессионального образования.

Библиографический список

1. Лебедева, М.Н. К вопросу об адаптивных технологиях дополнительного профессионального образования // European Social Science Journal. - 2011. - № 11(14).

2. Лебедева, М.Н. Особенности реализации адаптивных технологий дополнительного образования через удаленные центры доступа / М.Н. Лебедева, И.М. Зельцер., Т.В. Цыганкова // European Social Science Journal. - 2011. - № 6.

3. Лебедева, М.Н. Особенности педагогического моделирования адаптивных технологий дополнительного профессионального образования / М.Н. Лебедева, Т.В. Цыганкова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 6(31). - Ч. 2.

4. Попова, О.В. Особенности реализации дополнительного профессионального образования с применением адаптивных технологий /

О.В. Попова, Т.В. Цыганкова. М.Н. Лебедева // Информационные технологии в социально значимых отраслях экономики (ИТСОЭ-4): межвузовский сб. науч. трудов. - Новосибирск, 2011. - Т. I.

5. Цыганкова. Т.В. Критерии управления в образовательных структурах / Т.В. Цыганкова, М.Н. Лебедева // Инновации в жизнь: международный журнал. - 2012. - № 1.

Bibliography

1. Lebedeva, M.N. K voprosu ob adaptivnihkh tekhnologiyakh dopolniteljnogo professionaljnogo obrazovaniya // European Social Science Journal. - 2011. - № 11(14).

2. Lebedeva, M.N. Osobennosti realizacii adaptivnihkh tekhnologiyj dopolniteljnogo obrazovaniya cherez udalennihe centrih dostupa / M.N. Lebedeva, I.M. Zeljcer., T.V. Cihgankova // European Social Science Journal. - 2011. - № 6.

3. Lebedeva, M.N. Osobennosti pedagogicheskogo modelirovaniya adaptivnihkh tekhnologiyj dopolniteljnogo professionaljnogo obrazovaniya / M.N. Lebedeva, T.V. Cihgankova // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 6(31). - Ch. 2.

4. Popova, O.V. Osobennosti realizacii dopolniteljnogo professionaljnogo obrazovaniya s primeneniem adaptivnihkh tekhnologiyj / O.V. Popova, T.V. Cihgankova. M.N. Lebedeva // Informacionnihe tekhnologii v socialjno znachimihkh otraslyakh ehkonomiki (ITSOEh-4): mezhvuzovskiyj sb. nauch. trudov. - Novosibirsk, 2011. - T. I.

5. Cihgankova. T.V. Kriterii upravleniya v obrazovateljnihkh strukturakh / T.V. Cihgankova, M.N. Lebedeva // Innovacii v zhiznj: mezhdunarodnihyj zhurnal. - 2012. - № 1.

Статья поступила в редакцию 20.12.12

УДК 378 (075.8)

Aliphanova F.N. Magomedova PK. THE SHAPE AND DIRECTION OF EDUCATIONAL WORK TEACHING HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE EDUCATION OF PATRIOTISM. Consider the organization of educational work Pedagogical Institute, which provides for the cooperation of all subjects of the educational process aimed at the education of students, the formation of their patriotic convictions and sustainable behaviors.

Key words: patriotism, civic, patriotic education, multicultural environment of communication.

Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и технологий профессионального образования ДГПУ, г. Махачкала; П.К. Магомедова, ст. преп. каф. педагогики и технологий профессионального образования ДГПУ, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА СТУДЕНТОВ

Рассмотрена организация воспитательной работы педагогического вуза, которая предусматривает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, направленного на воспитание студентов, формирование у них патриотических убеждений и устойчивых норм поведения.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, патриотическое воспитание, поликультурная среда, межнациональное общение.

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных организаций, образовательновоспитательных учреждений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс взаимодействия всех структурных подразделений институ-

та и студента, в ходе которого осуществляется образование, патриотическое воспитание и развитие человека. Патриотическое воспитание нельзя рассматривать в отрыве от учебного процесса. Именно совместная работа преподавателей и студентов в институте является основой патриотического воспитания. На основе принятой концепции разрабатывается программа патриотического воспитания в вузе, где основные концептуальные принципы конкретизируются в программные положения, в основные направления по патриотическому воспитанию на осно-

ве принципа системности. Нельзя изолировать патриотическое воспитание от процесса профессиональной подготовки. Профессиональное обучение и патриотическое воспитание должны слиться в органический процесс формирования личности студента.

Основные направления патриотического воспитания студентов в условиях полиэтнической среды предусматривают формирование у студентов духовно-патриотических ценностей, профессиональных качеств и умений чувства верности Конституции и воинскому долгу, а также готовности к их проявлению и различных сферах жизни общества. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий военно-патриотической работы, проведение дней защиты Отечества, военно-патриотической работы и подготовки к военной службе военно-спортивных соревнований и походов. В воспитательном процессе будут использоваться такие формы работы как беседы, дискуссии, кураторские часы, диспуты, военно-патриотические соревнования, викторины, экскурсии и т.д.

Система работы по патриотическому воспитанию студентов в условиях полиэтнической среды строилась по следующим направлениям:

Формирование гражданско-патриотического сознания. Данное направление работы по патриотическому воспитанию студентов в ДГПУ решает задачи формирования у студентов социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитания студентов в духе уважения к основному закону - Конституции Республики Дагестан, законности, нормам общественной и коллективной жизни. Реализуется через организацию актовых лекций ведущих профессоров по общественно-политической проблематике; организацию торжественных собраний студенческого и трудового коллектива, посвященных государственным и национальному праздникам; встречи студенческой молодежи с представителями власти, правоохранительных органов; проведение тематических кураторских часов, круглых столов с приглашением руководителей Департамента молодежной политики, Центра молодежных инициатив, общественных объединений и др.; студенческие патриотические акции «Мы за процветающий Дагестан», дебатные турниры, конкурсы и олимпиады на знание истории Дагестана, конкурсы патриотической песни и пр.

Формирование позитивной репутации и имиджа вуза в реализации патриотического воспитания студентов и культуры межнационального общения через технологию PublicRelations. Пропаганда и популяризация государственных символов Республики Дагестан Современная полиэтническая среда дагестанского вуза характеризуется культурным разнообразием ее участников.

Успешное патриотическое воспитание студента в полиэтнической среде предполагает знание и использование особенностей культур разных народов Дагестана, учета региональной специфики коммуникаций. Поликультурные коммуникации становятся все более значимой сферой в государственном управлении, что обусловлено рядом факторов: глобализацией (обретением общемировых масштабов); интернационализацией (межнациональным общением); регионализацией (ростом взаимосвязей различных регионов); сокращением пространства и времени коммуникаций. Межкультурные проблемы нередко становятся более серьезным препятствием для социальных коммуникаций, чем технические или финансовые. Российская Федерация

- государство многонациональное, в составе которой находится многонациональный Дагестан. Психологическое восприятие индивидом социально-политических процессов обусловлено многими детерминантами, важнейшей из которых является национальный фактор или характер, выступающий основой психологического склада нации, определяющий особенности среды, психологии конкретного человека и группы, способствующий формированию у них определенного типа с доминирующими политическими и патриотическими предпочтениями, методами и способами достижения своих интересов. Заметно влияние национального характера на их гражданскую культуру, политические позиции, способы ориентации и действий в полиэтническом пространстве.

Поэтому анализ национального фактора, который играет важнейшую роль в формировании политической позиции, выборе типа политического участия индивидов и групп, для политической психологии является актуальным. В своей работе службы PublicRelations могут руководствоваться принципами коммуникаций, которые способствуют конструктивному взаимодействию всех сил общества, заинтересованных в его позитивном развитии: адресности, постоянства, доступности, достоверности, своевременности, гласности, этичности.

Данное направление патриотического воспитания решает задачи пропаганды и популяризации в студенческой среде символов государства - Герба, Флага, Гимна Республики Дагестан, воспитания у студентов чувства гордости, глубокого уважения и почитания государственных символов и других исторических святынь.

Пропаганда и популяризация основного русского языка и развитие полиязычной среды. Данное направление работы по патриотическому воспитанию решает задачи обеспечения условий для развития и функционирования государственного (русского) языка в университетской среде. Реализуется через углубленное изучение государственного, русского и иностранных языков студентами, магистрантами, преподавателями, сотрудниками университета в рамках полиязычной среды; организацию конкурсов на знание государственного языка среди студентов - представителей различных национальностей; вовлечение студентов и магистрантов в научно-исследовательскую работу и участие в научно-практических конференциях по языковой проблематике; организацию языковых олимпиад; организацию и проведение театрализованных праздников «Новруз»; Дня независимости Дагестана, «Ураза-Байрам», студенческой Весны, функционирование полиэтнического дебатного клуба ДГПУ и лиги КВН.

Военно-патриотическое воспитание. Данное направление работы по патриотическому воспитанию решает задачи формирования у студентов позитивного отношения к воинской службе и повышения ее престижа. Реализуется через организацию встреч студенческой молодежи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла; посещение воинских частей; встречи с личными составами воинских частей; организацию совместных военно-патриотических акций и месячников оборонно-массовой работы; организацию конкурсов патриотической песни с участием студентов и военнослужащих; организацию военно-спортивных соревнований.

В истории Дагестана и России патриотическое воспитание молодежи всегда являлось приоритетным направлением в организации воспитательной работы. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность социальных институтов у студентов высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [1]. Поскольку составной частью патриотического воспитания является воспитание, направленное на формирование готовности юношей к военной службе как особому виду государственной службы, то оно характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием юноши своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы. Как одно из направлений патриотического воспитания в ДГПУ могут стать военно-спортивные игры, способствующие подготовке студентов к службе в армии и развивают чувство патриотизма.

Эффективному патриотическому воспитанию будет способствовать активное привлечение юношей студентов (в отдельных случаях - девушек с облегченным вариантом игры) к участию в военно-спортивных играх. Игра - необходимый вид деятельности, в процессе которого применяется и обогащается накопленный студентами жизненный опыт, углубляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки, необходимые им для успешной трудовой деятельности, воспитываются организаторские способности. Военно-спортивная игра на местности - это одна из разновидностей спортивных игр, являющаяся исторически сложившимся средством военно-патриотического воспитания молодежи. Военно-спортивной игре присущи основные черты любой игры: познавательный характер и разнообразие игровых мотивов, целей, активности действий, высокая эмоциональность, жизнерадостность [2]. Вместе с тем военно-спортивная игра имеет свои характерные признаки и особенности. К ним следует, прежде всего, отнести:

- наличие элементов героики и боевой романтики. Рисуя в своем воображении картину боевых действий, студенты непременно примысливают и себя в качестве участников, стремятся быть достойными героев;

- ярко выраженную военно-прикладную направленность знаний и действий в игре: решение тактических задач, передвижение отрядов в четком строю, ориентирование на местности по различным признакам, решение задач на определение расстояний разнообразными способами и других упражнений, ведение разведки, наступление на противника, ведение оборонительного боя, совершение скрытых и быстрых передвижений и маневров на местности, преодоление разнообразных естествен-

ных и искусственных препятствий, которые стоят или внезапно возникают на пути к достижению цели, и т.д.;

- возможность широко применять в процессе игр компасы, бинокли, топографические карты, схемы, разнообразные средства сигнализации, макеты оружия (орудий, ракет, пулеметов, автоматов, пистолетов и др.), учебное оружие, противогазы, имитационные средства (холостые патроны, взрывпакеты, дымовые шашки и гранаты, сигнальные ракеты и др.);

- важной особенностью военно-спортивной игры на местности является и то, что достижение целей в ней протекает в специфических условиях, в упрошенном виде отражающих характер военных занятий и боевых действий.

Таким образом, рассматривая как одно из направлений патриотической работы в ДГПУ организацию военно-спортивной игры среди студентов юношей и девушек, следует исходить из общего представления об игре как исторически возникшем виде деятельности, заключающемся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленном на познание предметной и социальной деятельности, как одном из средств физического, умственного и нравственного воспитания подрастающего поколения [3]. В военно-спортивных играх в доступной для студента форме отражаются социальные отношения российских воинов и в упрощенном виде обстановка, характерная для военных занятий, боевых действий. В этом заключается и функция игр для военно-патриотического воспитания, и истоки интереса студентов к этим играм, серьезного и творческого отношения к ним.

Развитие студенческого самоуправления. Данное направление реализуется через создание и функционирование коми-

Библиографический список

тетов по делам молодежи факультетов, совета старост, студенческих советов, Студенческого парламента, межнационального культурного центра, клубов по интересам, творческих коллективов и др. и решает задачи вовлечения студентов в управление университетской жизнью, решение организационных вопросов, активную социализацию и формирование организационно-управленческих умений и навыков.

Работа по патриотическому воспитанию студентов в Дагестанском государственном педагогическом университете представляет собой совокупность организационных структур, форм и методов управления работой по патриотическому воспитанию студентов в условиях полиэтнической среды, активного вовлечения студентов в различные виды внеучебной деятельности, развитие мотивации студентов и преподавателей в решении задач патриотического воспитания, а также обеспечение правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях высшего образовательного учреждения цель и задачи патриотического воспитания молодежи. Таким образом, патриотизм как фактор, консолидирует полиэтническое студенческое сообщество в вузе, формирует в личности студента социально-значимую направленность, помогает четко определить жизненные ориентации. В настоящее время патриотическое воспитание студентов должно символизировать идею исторической преемственности, связи поколений. Организация данной работы в вузе предусматривает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, направленного на воспитание студентов, формирование у них патриотических убеждений и устойчивых норм поведения.

1. Алиева, С.А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников на современном этапе: автореф дис. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 2009.

2. Васютин, Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. - М., 2012.

3. Лукашов, П.Д. Военно-спортивные игры на местности: пособ. для учителей. - М., 2011.

Bibliography

1. Alieva, S.A. Voenno-patrioticheskoe vospitanie starsheklassnikov na sovremennom ehtape: avtoref dis. ... kand. ped. nauk. - Makhachkala, 2009.

2. Vasyutin, Yu.S. Voenno-patrioticheskoe vospitanie: teoriya, opiht. - M., 2012.

3. Lukashov, P.D. Voenno-sportivnihe igrih na mestnosti: posob. dlya uchiteleyj. - M., 2011.

Статья поступила в редакцию 29.12.12

УДК 378 (075.8) Babich M.V. SCIENTIFICALLY-METHODICAL MAINTENANCE OF EDUCATIONAL SERVICE QUALITY IN THE REGIONAL COLLEGE. The article substantiates the theory system of scientific-methodical ensuring the quality of educational services in the regional educational institution of secondary vocational education.

Key words: scientific-methodical maintenance of educational service quality, quality educational service conditions.

М.В. Бабич, директор ГБОУ СПО «Региональный политехнический колледж», г. Буденновск,

Е-mail: [email protected]

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ В РЕГИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ

В статье теоретически обосновывается система научно-методического обеспечения качества образовательной услуги в региональном образовательном учреждении среднего профессионального образования.

Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, качество образовательной услуги, условия обеспечения качества образовательной услуги.

Качество образовательной услуги, реализуемой в системе среднего профессионального образования, - многокомпонентное явление, включающее в себя не только качество учебного процесса и педагогической деятельности, педагогических кадров и образовательных программ, но и качество (уровень) материально-технической базы и информационно-образовательной среды, качество учащихся, качество управления и мониторинга. Деятельность современного регионального колледжа - это, в первую очередь, процесс предоставления образовательной услуги востребованного региональным сообществом качества. «Качество образовательной услуги» мы понимаем, как совокупность свойств и характеристик образовательного процесса в кол-

ледже, которая придаёт ему способность удовлетворять ожидаемые и неожидаемые (возникающие спонтанно в процессе реализации услуги) образовательные потребности потребителей. В самом общем представлении - это интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным ожиданиям.

Многоплановая деятельность регионального колледжа определяется группами условий, важнейшими из которых являются: ориентированная на высокое качество образовательной услуги педагогическая система, включающая субъектов образовательной услуги (потребителей и производителей услуги), со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.