Рис. 1 Распределение показателя «обида» у праволатеральных (А) и леволатеральных (Б) военнослужащих
боснованной. Поведение при этом определяется внешней ситуацией без предварительного планирования и заранее обдуманного намерения, без осознания и выбора способов действий, без учета существующих норм, возможных последствий совершенного.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у военнослужащих - с левосторонней моторной асимметрией такая агрессивная реакция как «обида» имеет более выраженное проявление, по сравнению с военнослужащими с правосторон-
ней латерализацией. Обнаруженные взаимосвязи моторной асимметрии и особенностей агрессивного поведения имеют как теоретическое, так и практическое значение. Результаты теоретического анализа причин агрессивного поведения, форм его проявления и тенденций протекания в подразделениях были использованы для совершенствования взаимоотношений в частях и подразделениях и легли в основу практических рекомендаций по предупреждению и коррекции агрессивного поведения.
Библиографический список
1. Rohlfs, P. Aggression and brain asymmetries: a theoretical review / P. Rohlfs, J.M. RamHrez. - Aggression and Violent Behavior, 2006. - 1(3).
2. Faurie, C. Left-handedness and male-male competition: Insights from fighting and hormonal data / C. Faurie, V. Llaurens, A. Alvergne, M. Goldberg, M. Zins, M. Raymond // Evolutionary Psychology. - 2011. - 9(3).
3. Петров, В.Г. Психологические особенности агрессивного поведения и пути его Коррекции: дисс. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 1999.
4. Безруких, М.М. К вопросу о функциональной межполушарной асимметрии и латерализации моторных функций. Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии / под ред. В.Ф. Фокина. - М., 2003.
5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / Д.Я. Райгородский [и др.]; под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 1998.
6. Леутин В.П., Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность / В.П. Леутин, Е.И. Николаева. - СПб., 2005.
7. Дохолян, С.Б. Предупреждение агрессивного поведения военнослужащих по призыву в повседневной деятельности: дисс. ... канд. психол. наук. - Москва, 1997.
Bibliography
1. Rohlfs, P. Aggression and brain asymmetries: a theoretical review / P. Rohlfs, J.M. Ramirez. - Aggression and Violent Behavior, 2006. - 1(3).
2. Faurie, C. Left-handedness and male-male competition: Insights from fighting and hormonal data / C. Faurie, V. Llaurens, A. Alvergne, M. Goldberg, M. Zins, M. Raymond // Evolutionary Psychology. - 2011. - 9(3).
3. Petrov, V.G. Psikhologicheskie osobennosti agressivnogo povedeniya i puti ego Korrekcii: diss. ... kand. psikhol. nauk. - Irkutsk, 1999.
4. Bezrukikh, M.M. K voprosu o funkcionaljnoyj mezhpolusharnoyj asimmetrii i lateralizacii motornihkh funkciyj. Aktualjnihe voprosih funkcionaljnoyj mezhpolusharnoyj asimmetrii / pod red. V.F. Fokina. - M., 2003.
5. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testih: ucheb. posobie / D.Ya. Rayjgorodskiyj [i dr.]; pod red. D.Ya. Rayjgorodskogo. - Samara, 1998.
6. Leutin V.P., Nikolaeva E.I. Funkcionaljnaya asimmetriya mozga: mifih i deyjstviteljnostj / V.P. Leutin, E.I. Nikolaeva. - SPb., 2005.
7. Dokholyan, S.B. Preduprezhdenie agressivnogo povedeniya voennosluzhathikh po prizihvu v povsednevnoyj deyateljnosti: diss. ... kand. psikhol. nauk. - Moskva, 1997.
Статья поступила в редакцию 10.01.12
УДК 378.046.4
Tsygankova TV. DISTRIBUTED AUTOMATED QUALITY CONTROL SYSTEM OF ADAPTIVE ADDITIONAL TRAINING. The article discusses some aspects of the distributed automated quality control system of adaptive technology further professional education environment as a means of providing the composition, structure, forms of educational activity. In the diagnostic system successful formation of additional professional competencies for adaptive curriculum laid down not only monitoring the level of knowledge and skills, and check understanding, application, analysis steps, synthesis, evaluation.
Key words: module, adaptive learning, levels of achievement of competencies.
Т.В. Цыганкова, канд. пед. наук, проректор по учеб. работе НФ ФАОУ ДПО ГАСИС, E-mail: [email protected]
РАСПРЕДЕЛЕННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ АДАПТИВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматриваются некоторые аспекты распределенной автоматической системы управления качеством адаптивных технологий дополнительного профессионального образования среды как средства, обеспечивающие состав, структуру формы ведения образовательной деятельности. При этом в систему диагностики успешности формирования дополнительных профессиональных компетенций по адаптивному учебному плану заложен не просто контроль уровня знаний, умений и навыков, а проверяется понимание, применение, аналитические действия, обобщение, оценивание.
Ключевые слова: модуль, адаптивное обучение, уровни достижения компетенций.
Диагностика успешности формирования дополнительных профессиональных компетенций по адаптивному учебному плану объединена в единую структуру контроля, внедренную в образовательную деятельности Новосибирского филиала ГАСИС, как по основным образовательным программам, так и в адаптивном дополнительном профессиональном образовании. Данная система при реализации использует следующие методы и алгоритмы.
1. Установления связи социальных и экономических категорий, определяющих качество дополнительной профессиональной подготовки специалистов.
2. Исследования роли субъективного фактора в оценках уровня компетенций обучаемых.
3. Количественного измерения уровня знаний, умений, навыков, опыта профессиональной и творческой деятельности обучаемых современными техническими системами.
4. Описания качественных показателей оценки дополнительных профессиональных компетенций обучаемых (профус-пех, профпригодность, степень включенности в деятельность, практическое применение и пр.) количественными критериями превосходства, пригодности, оптимальности.
5. Управления образовательной системой по критерию уровня компетенций обучаемых.
6. Оперативного управления качеством подготовки обучаемых по результатам объективного контроля в обоснованных точках реализации адаптивного учебного плана и индивидуализированной коррекции адаптивного дополнительного профессионального образования по результатам этого контроля.
7. Оценки уровня овладения дополнительными профессиональными компетенциями, включающей текущий контроль, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую аттестацию выпускников. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям адаптивного учебного плана создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств максимально приближают программы текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся к условиям их профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей в качестве внешних экспертов привлекаются работодатели, представители управленческих кадров и так далее.
Применение вышеназванных методов и алгоритмов дало нам возможность разработать и внедрить в адаптивное дополнительное профессиональное образование распределенную автоматизированную систему управления качеством обучения.
В распределенную автоматизированную систему управления качеством обучения [1] внесена иерархическая структура контроля уровней дополнительных профессиональных компетенций, которая представляет из себя многоуровневую систему контроля за обучением, выполнением индивидуальных и творческих работ, самостоятельной работой и другими видами учебной и внеучебной деятельности обучаемых в адаптивном дополнительном профессиональном образовании.
Распределенная автоматизированная система управления качеством обучения - это часть общей информационной системы учреждения дополнительного профессионального образования (ДПО). Общая информационная система учреждения дополнительного образования предназначена для сбора информации о подготовке и переподготовке обучаемого начиная с момента поступления и заканчивая выдачей диплома или сертификата.
В общей информационной системе учреждения дополнительного образования содержится кадровая информация, набор всех учебных, методических продуктов, электронная библиотека, совокупность учебных предметов, курсов, модулей и др. для обеспечения ДПО.
Распределенная автоматизированная система управления качеством обучения систематизирует и обобщает сведения по всем составляющим адаптивного учебного плана дополнительного профессионального обучения по каждому обучаемому, каждому учебному плану, группам обучаемых и др. необходимые педагогам-проектировщикам и педагогам-технологам для контроля за процессом обучения, внесения своевременных корректив в методическое, дидактическое, материальное и материализованное обеспечение процесса адаптивного дополнительного профессионального образования.
В распределенной автоматизированной системе управления результаты содержатся результаты прохождения модулей (выполнение домашних заданий, глоссарное обучение, аудио, видео и слайд - лекций, индивидуальный компьютерный тренинг, коллективный тренинг, телеэссе, тест-тренинги и т.д.) текущей и промежуточной аттестации и т.д. В досье применяются методы, исключающие ввод оценок вручную, для этого разрабатываются программы, тестирования, также используются специальные формы для сканирования и автоматического распознавания ответов. В соответствии с адаптивным учебным планом ДПО вся иерархическая структура контроля за качеством адаптивного ДПО построена в точном соответствии с иерархической структурой адаптивного учебного плана: обучение по вводной части; обучение в общей части; обучение в специализированной части, обучение в дополнительной части учебного цикла адаптивного учебного плана, а также систематизация по обучению в рамках всего адаптивного учебного плана. При этом во всех частях адаптивного учебного плана предусмотрен контроль в рамках дисциплин федерального, регионального, вузовского компонента, а также дисциплин компонента, выбранного обучаемым, и включенного педагогами- проектировщиками в адаптивный учебный план. Каждая из дисциплин разделена на учебные модули, а внутри модуля еще и на структурные составляющие модуля (домашних заданий, глоссарное обучение, аудио, видео, теле и слайд-лекций, лекции преподавателей -специалистов и др., индивидуальный компьютерный тренинг, ролевые, деловые игры, профессиональные программы, коллоквиумы, семинары, коллективный тренинг, телеэссе, творческие работы, тест-тренинги и др.).
В распределенной автоматизированной системе управления качеством обучения предусмотрен контроль (текущий внут-римодульный) отдельных элементов модуля учебных дисциплин, завершающий контроль (текущий по итогам отдельного модуля) учебного модуля каждой учебной дисциплины, контроль завершения учебного цикла по конкретному модулю (положительная итоговая оценка модуля), выявление несоответствия результатов контроля требованиям дополнительных профессиональных компетенций в адаптивном дополнительном профессиональном образовании (отрицательная итоговая оценка модуля), коррекция и формирование дополнительного адаптивного обучения (после введения коррекции по каждому модулю, каждой учебной дисциплины при неудовлетворительном результате предшествующего контроля, дополнительный контроль каждого этапа дополнительного обучения как внутри модуля (для его отдельных элементов), так и после завершения модуля, завершающий контроль учебной дисциплины (как правило, зачет, экзамен, кур-
совая работа, курсовой проект и т.д.); повторное изучение каждого модуля учебной дисциплины (отрицательная итоговая оценка), повторный итоговый контроль учебной дисциплины и др. для обеспечения достижения требуемых дополнительных профессиональных компетенций.
На основе этой системы нами внедрен в адаптивное дополнительное профессиональное образование поэтапный текущий и промежуточный контроль, позволяющий не только отслеживать уровни достижения дополнительных профессиональных компетенций, но и своевременно корректировать процесс обучения, помогая обучаемому устранять пробелы в овладении компетенциями. Модель, методика и алгоритмы статистической обработки оценок уровня достижения компетенций обучаемых, формируемых по профессиональным или организационным признакам, а также в разрезе изучаемых дисциплин и предметов позволяют систематизировать и своевременно обрабатывать все полученные сведения о формировании дополнительных профессиональных компетенций у обучаемых [2].
Распределенная автоматизированная система управления качеством адаптивного дополнительного профессионального позволяет нам иметь представление об успешности формирования дополнительных профессиональных компетенций каждого обучаемого в каждом учебном цикле обучения по адаптивному учебному плану:
- для каждого образовательного элемента отдельного учебного модуля (видео, аудио, слайды компьютерные, контактные занятия и др. составляющие до 10 видов занятий на один модуль);
- каждого учебного модуля в целом (от одного до 15 модулей на учебный предмет);
- учебного предмета (состоящего из одного или нескольких модулей);
- цикла учебных дисциплин (в разрезе федерального, регионального либо выбранного обучаемым циклам дисциплин и др.);
- адаптивного учебного плана в целом.
При этом данная система позволяет осуществлять диагностические и информационные функции повторного и периодического контроля. При повторном контроле идет проверка знаний параллельно с изучением нового материала, а при периодическом контроле контроль по учебному циклу в целом, позволяющий диагностировать качество усвоения обучаемым структурных основ и взаимосвязей различных областей знания. В нашем случае задача, выполняемая данной системой - обучающая, поскольку идет систематизация, обобщение, целостное видение крупного блока учебной информации и связанной с ней деятельности. При этом в систему диагностики заложен не просто контроль за знаниями, умениями и навыками, а проверяется понимание, применение, аналитические действия, обобщение, оценивание. Для этих целей используются не только оценивание по системе зачет - незачет, контрольные работы, экзаменация, но и тестирование, анкетирование, комплексные проективные действия, оценка ролевых и деловых ситуаций, компьютерное тестирование, проверка остаточных знаний и др.
Библиографический список
Диагностика достижения уровня дополнительных компетенций по итоговому контролю предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым направлениям. В нашем случае он складывается из двух видов итогового контроля: внутренней итоговой (по итогам каждого учебного цикла) аттестации и итоговой аттестации по результатам обучения по данному направлению дополнительного профессионального образования.
Внутренняя итоговая (по итогам каждого учебного цикла) аттестация включает:
- Прием зачетов и дифференцированных зачетов по дисциплинам, предусмотренным адаптивным учебным планом по избранному направлению дополнительного профессионального образования. Как правило, зачеты выставляются по результатам контроля каждого модуля по среднестатистическому результату оценок по всем модулям каждой учебной дисциплины;
- Прием рефератов, курсовых работ, проектов и отчетов по практикам;
- Написание письменных ответов и (или) тестовых заданий по учебным дисциплинам, требующим экзаменации;
- выполнение творческих заданий и решение профессиональных задач;
- отчетность по деловым и ролевым профессиональны играм и заданиям и др.
Все виды внутренней итоговой аттестации, так же как и текущий и промежуточный контроль, выполняются в рамках распределенной автоматизированной системы управления качеством адаптивного дополнительного профессионального образования.
Итоговая аттестация по результатам обучения по данному направлению дополнительного профессионального образования в соответствии с адаптивным учебным планом проводится Государственной комиссией по итоговой аттестации путем:
- Написания одного или нескольких итоговых экзаменов.
- Защиты выпускных квалификационных работ, которые осуществляются в строгом соответствии с траекторией обучения избранной студентом (направление обучения, длительность обучения, набор учебных модулей и предметов и т.д.).
- Выполнения творчес ких работ по заявкам конкретных работодателей и другое, принятое в учреждениях ДПО.
По окончании обучения выпускник получает документ, оговоренный в документах об организации обучения (диплом о дополнительном профессиональном образовании государственного или негосударственного образца, сертификат переподготовки или повышения квалификации государственного или негосударственного образца и ДПР).
Таким образом, распределенная автоматизированная система управления качеством обучения действительно помогает отслеживать уровни достижения дополнительных профессиональных компетенций и управлять качеством адаптивного дополнительного профессионального образования.
1. Попова, О.В. Педагогические основы проектирования адаптивных технологий профессионального образования: дис. ... д-ра. пед. наук. - Кемерово, 2001.
2. Цыганкова, Т.В., Лебедева М.Н. Особенности педагогического моделирования адаптивных технологий дополнительного профессионального образования / Т.В. Цыганкова, М.Н. Лебедева // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск. - 2011. - № 6(31). - Ч. 2.
Bibliography
1. Popova, O.V. Pedagogicheskie osnovih proektirovaniya adaptivnihkh tekhnologiyj professionaljnogo obrazovaniya: dis. ... d-ra. ped. nauk. -Kemerovo, 2001.
2. Cihgankova, T.V., Lebedeva M.N. Osobennosti pedagogicheskogo modelirovaniya adaptivnihkh tekhnologiyj dopolniteljnogo professionaljnogo obrazovaniya / T.V. Cihgankova, M.N. Lebedeva // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - Gorno-Altayjsk. - 2011. - № 6(31). - Ch. 2.
Статья поступила в редакцию 10.01.12
УДК 378.046.4
Tsygankova T V,, Lebedeva M.N. COMPREHENSIVE TESTING OF THE ADAPTIVE AN ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION. In this paper, a comprehensive testing of trainees in the implementation of adaptive pedagogical model of continuing professional education design an adaptive curriculum to assess the levels of professional competence which is conducted using proven computer program.
Key words: cognitive experience, comprehensive testing, adaptive education.