- прогнозировать изменения познавательных способностей в зависимости от выбранной специальности и необходимых дополнительных профессиональных компетенций;
- оценить особенности индивидуального развития познавательных способностей обучаемых в условиях адаптивного дополнительного профессионального образования.
Все блоки от медико-биологического, социально-экономического до психологического в комплексном тестировании нами проводятся в режиме непрерывного тестирования с применением цикла: «мониторинг — анализ данных — коррекция — мониторинг».
Мониторинг включает: тестирование по набору стандартизированных методик и вышеназванных методик для всех обучаемых (независимо проводим мы адаптивное дополнительное профессиональное обучение или работаем по стандартному процессу обучения принятому в ДПО); объединение результатов тестирования в единой базе информации, в личном электронном досье обучаемого; обработка данных по стандартизированному протоколу (удаление ошибок и артефактов).
Анализ данных обеспечивает заключение о динамике показателей модуля и заключение о результате и эффективности коррекционных и профилактических мероприятий.
Коррекция включает мероприятия, направленные на улучшение показателей каждого модуля (профилактика факторов риска заболеваемости, экологическая культура образовательной среды, подбор индивидуальной траектории обучения и др.)
Методические материалы составляются и дорабатываются по медико-биологическому, психологическому и социально-экономическому модулям тестирования.
Методические материалы по комплексному тестированию представлены:
Библиографический список
- учебно-методическим пособием «Комплексное тестирование в адаптивном дополнительном профессиональном образовании»;
- инструкциями для педагогов-проектировщиков, педагогов-технологов, обучаемых и организаторов учебного процесса;
- компьютерным тестирующим комплексом с подробным описанием стандартизированных методик и математической обработкой полученных результатов;
- инструкциями по работе с личным электронным досье обучаемого.
По результатам тестирования педагог-проектировщик и обучаемый получают рекомендации по организации учебной деятельности, самостоятельной работы и оптимальному режиму физических нагрузок. Педагоги-технологи сопровождающие обучаемого на протяжении процесса адаптивного обучения, смогут, используя результаты комплексного тестирования, помогать обучаемому справляться с учебными проблемами.
Тестирование проводится весь период адаптивного дополнительного профессионального обучения (особенно если обучаемый многократно обращается в образовательное учреждений для обучения, переподготовки, повышения квалификации и др.). Все сведения об обучаемом вносятся в единую систему, разработанную Цыганковой Т.В. [6] в процессе внедрения системы индивидуализации ДПО.
Комплексный мониторинг, полученных данных об обучаемых, позволяет разрабатывать и предлагать новые формы занятий, новые услуги с учетом пожеланий и интересов обучаемых, запросов работодателей и возможностей образовательного учреждения. Задача тестирования - совершенствование образовательного процесса в целом и помощь в оптимизации адаптивного дополнительного профессионального образования.
1. Попова, О.В. Педагогические основы проектирования адаптивных технологий профессионального образования: дис. ... д-ра пед. наук. - Кемерово, 2001.
2. Карпенко, М.П. Телеобучение. - М., 2008.
3. Шляхта, Н.Ф. Темп операций классификации как метод экспресс-диагностики интеллекта / Н.Ф. Шляхта, И.В. Тихомирова. - М., 2011.
4. Шляхта, Н.Ф. Темп усвоения знаний и особенности личности студентов / Н.Ф. Шляхта, И.В. Тихомирова. - М., 2011.
5. Дружинин, В.Н. Диагностика общих способностей. - М., 2010.
6. Цыганкова, Т. В. Индивидуализированная переподготовка специалистов в учреждениях дополнительного профессионального образования: монография. - Новосибирск, 2008.
Bibliography
1. Popova, O.V. Pedagogicheskie osnovih proektirovaniya adaptivnihkh tekhnologiyj professionaljnogo obrazovaniya: dis. ... d-ra ped. nauk. -Kemerovo, 2001.
2. Karpenko, M.P. Teleobuchenie. - M., 2008.
3. Shlyakhta, N.F. Temp operaciyj klassifikacii kak metod ehkspress-diagnostiki intellekta / N.F. Shlyakhta, I.V. Tikhomirova. - M., 2011.
4. Shlyakhta, N.F. Temp usvoeniya znaniyj i osobennosti lichnosti studentov / N.F. Shlyakhta, I.V. Tikhomirova. - M., 2011.
5. Druzhinin, V.N. Diagnostika obthikh sposobnosteyj. - M., 2010.
6. Cihgankova, T.V. Individualizirovannaya perepodgotovka specialistov v uchrezhdeniyakh dopolniteljnogo professionaljnogo obrazovaniya: monografiya. - Novosibirsk, 2008.
Статья поступила в редакцию 10.01.12
УДК 378.046.4
Popova O. V,, Tsygankova T V,, Lebedeva M.N. ANALYSIS OF THE PERFORMANCE FACTORS OF THE TEACHER IN TERMS OF ADAPTIVE CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION. In this paper, the pedagogical model of adaptive technology further professional education environment, such as method of analysis of performance factors of the teacher and is based on the method of analysis hierarchy of preferences, which is adapted to the analysis of the effectiveness of the teacher and receiving teacher performance assessment.
Keywords: efficiency factors, environment, education, adaptive technology analyzes the hierarchies of preferences.
О.В. Попова, д-р. пед. наук, проф., директор Бийского филиала СГА; Т.В. Цыганкова, , канд. пед. наук,
проректор по учебной работе НФ ФАОУ ДПО ГАСИС; М.Н. Лебедева, доц. каф. «Педагогики» НФ ФАОУ
ДПО ГАСИС, г. Бийск, E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются вопросы педагогического моделирования адаптивных технологий дополнительного профессионального образования среды, как методика анализа факторов эффективности деятельности преподавателя подготовленная на основе метода анализа иерархии предпочтений, адаптированного к анализу эффективности деятельности педагога и получение оценки результативности деятельности педагога.
Ключевые слова: факторы эффективности, среда, образование, адаптивные технологии, анализ иерархий предпочтений.
В связи с тем, что учитель и ученик в процессе обучения образуют единый совокупный субъект обучения, и учитель является направляющей силой этого процесса, первоочередной задачей мы считаем оценку уровня профессионализма педагога, ориентированного на успешное создание и реализацию адаптивных технологий дополнительного профессионального образования.
Соответственно, в адаптивном дополнительном профессиональном образовании необходима диагностика педагогов-про-ектировщиков, конструирующих адаптивный учебный план и его дидактическое и методическое наполнение, и педагогов - технологов, реализующих адаптивный учебный план в дополнительном профессиональном образовании. По условиям реализации педагогической модели адаптивного дополнительного профессионального обучения и педагоги - проектировщики и педагоги
- технологи проходят специальную подготовку по проектированию и реализации адаптивного учебного плана в учреждении ДПО, реализующем (причастие относится к слову «учреждении», которое у тебя в единственном числе) педагогическую модель.
Диагностика когнитивного опыта педагогов проводится с применением методики анализа факторов эффективности деятельности преподавателя в условиях адаптивного дополнительного профессионального образования, разработанной Поповой О.В., имеющей компьютерный вариант реализации [1]. Многократно опробованная и реализованная методика анализа факторов эффективности деятельности преподавателя в условиях адаптивного дополнительного профессионального образования представляет собой компьютерную модель анализа готовности педагога к реализации системы проектирования адаптивных технологий в профессиональной деятельности и осуществляет экспертные оценки влияния факторов на эффективность адаптивных образовательных технологий в нашем случае в дополнительном профессиональном образовании.
Методика анализа факторов эффективности деятельности преподавателя в условиях адаптивного дополнительного профессионального образования подготовлена на основе метода анализа иерархии предпочтений, адаптированного к анализу эффективности деятельности педагога. Содержательную базу названной выше методики составил мотивационный программно-целевой подход И.К. Шалаева и методика «Критерии эффективности деятельности социального педагога» П.А. Шептенко и Г.А. Ворониной, также с использованием компьютерной системы контроля разработанной коллективом ученых (Дудникова Т.В., Лисовец С.Ю., Миненков О.В., Попова О.В., Ткаченко Е.Н., Ти-таренко Ю.И.) в рамках научно-исследовательской работы по созданию системы управления хозрасчетным высшим учебным заведением. Данная программа стала в 2004 году победителем межрегионального конкурса ГЕММА - 2004 «Лучшие товары и услуги Сибири». Доработка данной программы для использования в индивидуализированном и адаптивном дополнительном профессиональном образовании проведена Зельцером И.М., Поповой О.В., Цыганковой Т.В., Лебедевой М.Н. [2; 3].
В методике анализа факторов эффективности деятельности преподавателя в условиях адаптивного дополнительного профессионального образования готовность педагогов к выполнению профессиональной деятельности в адаптивном дополнительном профессиональном образовании описывается в трех иерархических группах факторов.
1. В первой иерархической группе факторов - факторы готовности (профессиональный, психологический, социальный, личностный, мотивационный). При этом личностную (мотивационную, нравственно-психологическую и др), а также теоретическую (профессионально- педагогическую профессионально-спе-циальнуюи др.) и технологическую (операционно-деятельностную) готовности мы выбираем с помощью экспертов - профессионалов из числа педагогов и представителей соотвествующей социально-профессиональной сферы реализуемой в ДПО.
2. Во второй иерархической группе факторов мы рассматриваем оценку реализации целей деятельности педагога в адаптивном дополнительном профессиональном образовании.
3. В третьей иерархической группе факторов заложены уровни оценки факторов первой и второй иерархических групп по уровням эффективности деятельности педагога в адаптивном дополнительном профессиональном образовании (оптимальный, допустимый, критический, недопустимый).
В методику анализа факторов эффективности деятельности педагога в условиях адаптивного дополнительного профес-
сионального образования заложено, что анализируемые факторы - суть сложные взаимосвязанные и взаимообусловленные системы. Получение конкретных данных осуществляется в зондирующем педагогическом эксперименте, результаты которого обрабатываются статистическими методами с применением компьютерного варианта методики.
Иерархическая структура дерева целей при оценке эффективности деятельности педагога в адаптивном дополнительном профессиональном образовании делит весь комплекс заложенных в компьютерный вариант методик на несколько уровней декомпозиции:
- верхний уровень иерархии образуют социальный, личностный, мотивационный и профессиональные факторы;
- на следующем уровне иерархической структуры дерева целей находятся цели, определяющие условия оценки готовности педагога к проектированию и реализации адаптивного дополнительного профессионального образования, таких целей, как минимум четыре: оценка личностной готовности; оценка теоретической готовности; оценка технологической (деятельностной) готовности; оценка результативности деятельности педагога.
Факторы оценки целей деятельности педагога в реализации адаптивного дополнительного профессионального образования можно представить множеством подцелей параметров, сгруппированных в подсистемы параметров. Так, оценка личностной готовности определяется взаимосвязью психологических особенностей, мотивационных и культурно- физиологических черт педагога, которые образовывают следующие (более низкие) уровни иерархии. В иерархии оценки личностной готовности мы выявляем у педагогов степень гуманистической профессиональной направленности, уровень общей культуры, социальную зрелость, коммуникативные качества, организаторские способности и качество работы с учебным и учебно-методическим материалом, рефлексивно-аналитические качества, креак-тивность, психологическое и физическое здоровье и многое другое из перечня компетенций заявленных экспертами.
Оценка теоретической готовности включает, по мнению педагогов экспертов и экспертов из социально-профессиональной среды ДПО владение: психолого-педагогическими знаниями, системой знаний по социализации личности, методами и средствами социализации личности, теорией и методикой дополнительного профессионального образования, педагогическим творчеством, теоретическими и практическими компетенциями в социально-профессиональной среде, готовностью к созданию и реализации адаптивного дополнительного профессионального образования, умением выступать как совокупный субъект обучения, теорией адаптивного личностно-ориентированного взаимодействия и др.
Оценка технологической (деятельностной) готовности педагога в адаптивном дополнительном профессиональном образовании проводится по способности к реализации диагностических, прогностических, организационно-коммуникативных, коррекционных, координационно-организационных, правовых функций, а также по возможностям оказания индивидуальной помощи обучаемым различных уровней подготовки и различных профессиональных компетенций, в том числе подготовке обучаемых к вхождению в социально-профессиональную среду с дополнительно приобретенными компетенциями.
Оценка результативности деятельности педагога в адаптивном дополнительном профессиональном образовании проводится путем выявления, в первую очередь, по уровню оказания индивидуальной помощи и поддержки обучаемому в адаптивном дополнительном профессиональном образовании, включенности обучаемых в различные виды внеучебной общественно-полезной и профессиональной деятельности, обеспечению развития у обучаемых управления самообразовательной деятельностью, социально-психологической обстановке в микросоциуме (групповое и индивидуальное взаимодействие), подготовке обучаемых к сохранению физического и психологического здоровья, как основы социально-профессиональной значимости для себя лично и в среде профессиональной деятельности, уровням нравственной воспитанности обучаемых и их отношение к базовым социальным ценностям, а также по личностному росту обучаемого и уровням достижения им требуемых дополнительных профессиональных компетенций.
Все полученные данные обрабатываются в компьютерном варианте методики анализа факторов эффективности деятельности преподавателя в условиях адаптивного дополнительного
профессионального образования, в которой оценки факторов в процессах проектирования и реализации адаптивного допол-
всех иерархических групп обрабатываются по каждому педагогу нительного профессионального образования; педагоги, показав-
отдельно, а также по группам педагогов, работающим над про- шие эффективность достаточного уровня, могут работать толь-
ектированием и (или) реализацией адаптивного учебного плана ко в команде с более опытными педагогами, и им рекомендует-
дополнительного профессионального образования. Выявляют- ся повышать свой профессиональный уровень; и только педа-
ся индивидуальные и групповые уровни эффективности деятель- гоги, достигшие оптимального уровня эффективности, могут
ности педагога в адаптивном дополнительном профессиональ- работать самостоятельно, руководить педагогическими коллек-
ном образовании, которые нами обозначены как оптимальный, тивами и обучать коллег профессионально и качественно, обес-
допустимый, критический, недопустимый. Педагоги, показавшие печивать реализацию адаптивного дополнительного професси-
критический и недопустимый уровень, теряют право на участие онального образования.
Библиографический список
1. Попова, (Э.В. Проектирование адаптивных технологий профессионального образования: монография. - Барнаул, 2007.
2. Лебедева, М.К (Эсобенности реализации дополнительного профессионального образования с применением адаптивных технологий. Межвузовский сборник научных трудов «Информационные технологии в социально значимых отраслях экономики (ИТС(ЭЭ - 4)» I М.К Лебедева, (Э.В. Попова, Т. В. Цыганкова. - Hовосибирск, 2011.
3. Попова, Ю.В. Юсобенности реализации адаптивных технологий дополнительного профессионального образования через удаленные центры доступа: межвузовский сборник науч. трудов «Информационные технологии в социально значимых отраслях экономики (ИТ-ССЭ - 4)» I С.В. Попова, М.К Лебедева, И.М. Зельцер. - Hовосибирск, 2011.
Bibliography
1. Popova, O.V. Proektirovanie adaptivnihkh tekhnologiyj professionaljnogo obrazovaniya: monografiya. - Barnaul, 2007.
2. Lebedeva, M.N. Osobennosti realizacii dopolniteljnogo professionaljnogo obrazovaniya s primeneniem adaptivnihkh tekhnologiyj. Mezhvuzovskiyj sbornik nauchnihkh trudov «Informacionnihe tekhnologii v socialjno znachimihkh otraslyakh ehkonomiki (ITSOEh - 4)» I M.N. Lebedeva, O.V. Popova, T.V. Cihgankova. - Novosibirsk, 2011.
3. Popova, O.V. Osobennosti realizacii adaptivnihkh tekhnologiyj dopolniteljnogo professionaljnogo obrazovaniya cherez udalennihe centrih dostupa: mezhvuzovskiyj sbornik nauch. trudov «Informacionnihe tekhnologii v socialjno znachimihkh otraslyakh ehkonomiki (ITSOEh - 4)» I O.V. Popova, M.N. Lebedeva, I.M. Zeljcer. - Novosibirsk, 2011.
Cтатья поступила в редакцию 13.01.12
УДК 374
Chernenkova A.V. MODEL OF FORMING AND DEVELOPMENT OF PSYCHOEDUCATIONAL EDUCATOR COMPETENCE IN IN-HOUSE TRAINING SYSTEM. In the article are described the research results explaining matter of forming and development process of psychoeducational educator competence in non-stop vocational training system according to special developed model, technology of implementation and detection educational conditions contributing to successful testing.
Key words: non-stop vocational training, in-house training, professional self-consciousness, psychoeducational competence.
А.В. Черненкова, преп. АГПИ им. А.П. Гайдара, г. Арзамас, Email: [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье представлены материалы исследования, раскрывающего сущность процесса формирования и развития психологопедагогической компетентности преподавателей системы непрерывного профессионального образования по специально разработанной модели, технологии реализации и выявления педагогических условий, способствующих её успешной апробации.
Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, внутрифирменное обучение, психолого-педагогичес-кая компетентность.
Новые ориентиры и условия развития российской экономики, обусловившие необходимость повышения конкурентоспособности отечественного профессионального образования, актуализировали проблему развития компетентности преподавателей, которые в системе непрерывного профессионального образования осуществляют подготовку, переподготовку, обучение вторым (смежным) профессиям и повышение квалификации рабочих, а также повышение квалификации специалистов по курсовой форме обучения. Такая постановка вопроса, по выражению М.Ш. Ноулза, отражает объективную потребность общества в производстве компетентных людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей жизни.
Анализ проблем обучения и переподготовки взрослых свидетельствует о том, что психолого-педагогическая составляющая пронизывает все направления деятельности преподавателя в системе непрерывного профессионального образования: обучающее, технологическое, экспертное, исследовательское, управленческое [1]. Такая обусловленность деятельности преподавателя системы непрерывного профессионального образования особенностями возраста взрослых людей, работающих и повышающих свою квалификацию, осваивающих новые сферы и технологии производства, переобучающихся на новые про-
фессии и др., их отношением к статусу обучающихся, к переменам в жизни и освоению нового опыта предполагает наличие специальной психолого-педагогической компетентности.
Этот вопрос всегда был одним из важнейших в кадровой политике ОАО «Газпром», но современный этап развития общества наполняет его новым содержанием. Сегодня профессионализм преподавателя выражается в его компетентности (competens с лат. — соответствующий, способный), которая позволяет ему эффективно осуществлять профессиональную деятельность в системе непрерывного профессионального образования быть андрагогом (от греч. ander - взрослый человек и ago -вести), в прямом смысле «вести взрослого» [2].
В филиале ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» -«Центр по подготовке кадров», осуществляющем подготовку, переподготовку, обучение вторым (смежным) профессиям и повышение квалификации рабочих в образовательных подразделениях внутрифирменного обучения ОАО «Газпром», нами был получен опыт апробации модели формирования и развития пси-холого-педагогической компетентности преподавателей в системе непрерывного образования (рис. 1).
Для реализации цели исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие развитию психолого-педагогической компетентности инженеров-преподавателей газовой отрасли в Центре по подготовке кадров, - мы использовали метод про-