совая работа, курсовой проект и т.д.); повторное изучение каждого модуля учебной дисциплины (отрицательная итоговая оценка), повторный итоговый контроль учебной дисциплины и др. для обеспечения достижения требуемых дополнительных профессиональных компетенций.
На основе этой системы нами внедрен в адаптивное дополнительное профессиональное образование поэтапный текущий и промежуточный контроль, позволяющий не только отслеживать уровни достижения дополнительных профессиональных компетенций, но и своевременно корректировать процесс обучения, помогая обучаемому устранять пробелы в овладении компетенциями. Модель, методика и алгоритмы статистической обработки оценок уровня достижения компетенций обучаемых, формируемых по профессиональным или организационным признакам, а также в разрезе изучаемых дисциплин и предметов позволяют систематизировать и своевременно обрабатывать все полученные сведения о формировании дополнительных профессиональных компетенций у обучаемых [2].
Распределенная автоматизированная система управления качеством адаптивного дополнительного профессионального позволяет нам иметь представление об успешности формирования дополнительных профессиональных компетенций каждого обучаемого в каждом учебном цикле обучения по адаптивному учебному плану:
- для каждого образовательного элемента отдельного учебного модуля (видео, аудио, слайды компьютерные, контактные занятия и др. составляющие до 10 видов занятий на один модуль);
- каждого учебного модуля в целом (от одного до 15 модулей на учебный предмет);
- учебного предмета (состоящего из одного или нескольких модулей);
- цикла учебных дисциплин (в разрезе федерального, регионального либо выбранного обучаемым циклам дисциплин и др.);
- адаптивного учебного плана в целом.
При этом данная система позволяет осуществлять диагностические и информационные функции повторного и периодического контроля. При повторном контроле идет проверка знаний параллельно с изучением нового материала, а при периодическом контроле контроль по учебному циклу в целом, позволяющий диагностировать качество усвоения обучаемым структурных основ и взаимосвязей различных областей знания. В нашем случае задача, выполняемая данной системой - обучающая, поскольку идет систематизация, обобщение, целостное видение крупного блока учебной информации и связанной с ней деятельности. При этом в систему диагностики заложен не просто контроль за знаниями, умениями и навыками, а проверяется понимание, применение, аналитические действия, обобщение, оценивание. Для этих целей используются не только оценивание по системе зачет - незачет, контрольные работы, экзаменация, но и тестирование, анкетирование, комплексные проективные действия, оценка ролевых и деловых ситуаций, компьютерное тестирование, проверка остаточных знаний и др.
Библиографический список
Диагностика достижения уровня дополнительных компетенций по итоговому контролю предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым направлениям. В нашем случае он складывается из двух видов итогового контроля: внутренней итоговой (по итогам каждого учебного цикла) аттестации и итоговой аттестации по результатам обучения по данному направлению дополнительного профессионального образования.
Внутренняя итоговая (по итогам каждого учебного цикла) аттестация включает:
- Прием зачетов и дифференцированных зачетов по дисциплинам, предусмотренным адаптивным учебным планом по избранному направлению дополнительного профессионального образования. Как правило, зачеты выставляются по результатам контроля каждого модуля по среднестатистическому результату оценок по всем модулям каждой учебной дисциплины;
- Прием рефератов, курсовых работ, проектов и отчетов по практикам;
- Написание письменных ответов и (или) тестовых заданий по учебным дисциплинам, требующим экзаменации;
- выполнение творческих заданий и решение профессиональных задач;
- отчетность по деловым и ролевым профессиональны играм и заданиям и др.
Все виды внутренней итоговой аттестации, так же как и текущий и промежуточный контроль, выполняются в рамках распределенной автоматизированной системы управления качеством адаптивного дополнительного профессионального образования.
Итоговая аттестация по результатам обучения по данному направлению дополнительного профессионального образования в соответствии с адаптивным учебным планом проводится Государственной комиссией по итоговой аттестации путем:
- Написания одного или нескольких итоговых экзаменов.
- Защиты выпускных квалификационных работ, которые осуществляются в строгом соответствии с траекторией обучения избранной студентом (направление обучения, длительность обучения, набор учебных модулей и предметов и т.д.).
- Выполнения творчес ких работ по заявкам конкретных работодателей и другое, принятое в учреждениях ДПО.
По окончании обучения выпускник получает документ, оговоренный в документах об организации обучения (диплом о дополнительном профессиональном образовании государственного или негосударственного образца, сертификат переподготовки или повышения квалификации государственного или негосударственного образца и ДПР).
Таким образом, распределенная автоматизированная система управления качеством обучения действительно помогает отслеживать уровни достижения дополнительных профессиональных компетенций и управлять качеством адаптивного дополнительного профессионального образования.
1. Попова, О.В. Педагогические основы проектирования адаптивных технологий профессионального образования: дис. ... д-ра. пед. наук. - Кемерово, 2001.
2. Цыганкова, Т.В., Лебедева М.Н. Особенности педагогического моделирования адаптивных технологий дополнительного профессионального образования / Т.В. Цыганкова, М.Н. Лебедева // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск. - 2011. - № 6(31). - Ч. 2.
Bibliography
1. Popova, O.V. Pedagogicheskie osnovih proektirovaniya adaptivnihkh tekhnologiyj professionaljnogo obrazovaniya: dis. ... d-ra. ped. nauk. -Kemerovo, 2001.
2. Cihgankova, T.V., Lebedeva M.N. Osobennosti pedagogicheskogo modelirovaniya adaptivnihkh tekhnologiyj dopolniteljnogo professionaljnogo obrazovaniya / T.V. Cihgankova, M.N. Lebedeva // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - Gorno-Altayjsk. - 2011. - № 6(31). - Ch. 2.
Статья поступила в редакцию 10.01.12
УДК 378.046.4
Tsygankova T V,, Lebedeva M.N. COMPREHENSIVE TESTING OF THE ADAPTIVE AN ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION. In this paper, a comprehensive testing of trainees in the implementation of adaptive pedagogical model of continuing professional education design an adaptive curriculum to assess the levels of professional competence which is conducted using proven computer program.
Key words: cognitive experience, comprehensive testing, adaptive education.
11е
Т.В. Цыганкова, канд. пед. наук, проректор по учебной работе НФ ФАОУ ДПО ГАСИС;
М.Н. Лебедева, доцент кафедры «Педагогики» НФ ФАОУ ДПО ГАСИС, E-mail: [email protected]
КОМПЛЕКСНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ В АДАПТИВНОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассматриваются вопросы комплексного тестирования обучаемых в ходе реализации педагогической модели адаптивного дополнительного профессионального образования от проектирования адаптивного учебного плана до оценки уровней профессиональных компетенций, которая проводится с применением апробированной компьютерной программы
Ключевые слова: когнитивный опыт, комплексное тестирование, адаптивное образование.
Когнитивный опыт личности. Этот компонент включает систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира, вооружает диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности. Он по праву считается основным, поскольку без знаний невозможно ни одно целенаправленное действие.
При этом по научным достижениям Дж. Брунера, Л.М. Век-кера, М. А Холодной, Р Стенберга и др. когнитивный опыт - это ментальные структуры, относительно устойчивые психические образования, обеспечивающие в процессе познания возможность работы с информацией обеспечивающие поступление, преобразование, переработку, хранение, упорядочивание имеющейся и вновь поступающей извне информации. Поэтому выявление когнитивного опыта субъектов образовательного процесса (как обучаемого, так и педагога) является обязательным условием реализации педагогической модели адаптивного дополнительного профессионального образования.
Весь комплекс проводимых исследований когнитивного опыта обучаемых представлен компьютерной программой «Комплексное тестирование обучаемых в адаптивном дополнительном профессиональном образовании».
Особенности обучаемого, его возможности и потребности мы определяем путем проведения комплексного тестирования обучаемого на всех этапах формирования дополнительных профессиональных компетенций.
Комплексное тестирование обучаемых в ходе реализации педагогической модели адаптивного дополнительного профессионального образования от проектирования адаптивного учебного плана до оценки уровней профессиональных компетенций мы проводим с применением многократно апробированной компьютерной программы: «Комплексное массовое тестирование студентов, магистрантов, аспирантов, выпускников СГА», адаптированной для использования в рамках дополнительного профессионального образования [1; 2]. Преобразование и трансформация этой системы под адаптивное дополнительное профессиональное образование, проведенное группой ученых: Поповой О.В., Зельцером И.М., Ткаченко Е.Н., Цыганковой Т.В., Лебедевой М.Н. - позволяет решать следующие задачи адаптивного дополнительного профессионального образования:
- развитие и реализация принципов дифференциальной дидактики (каждому обучаемому адаптивный учебный план и индивидуальную образовательную траекторию);
- преодоление барьеров обучаемых перед инновационными образовательными технологиями и включение элементов информационно - коммуникационного и дистанционного обучения;
- постоянный, планомерный сбор и обработка в короткие сроки больших массивов данных о прохождении обучаемым каждого этапа (с целью своевременной необходимой коррекции адаптивного обучения);
- максимальное приближение процесса обучения потребностям и возможностям обучаемого (демонстрация заботы и внимания обучаемым).
Комплексное тестирование обучаемых в адаптивном дополнительном профессиональном образовании состоит из нескольких блоков: медико-биологического, социально-экономического и психологического. В каждом блоке подобран необходимый для этого инструментарий. Так, в медико-биологическом блоке используются анкеты, опросники, а также прибор первичной компьютерной диагностики А. Пульсар, определяющий физическое состояние организма обучаемых. Медико-биологические исследования позволяют рассчитать уровни максимально возможных
нагрузок для организации процесса адаптивного дополнительного профессионального обучения. Социально-экономический блок содержит анкеты и опросники:
- по экономическим возможностям обучаемого (для расчетов оптимальной стоимости обучения и экономическим запросам от дополнительных профессиональных компетенций),
- социально - профессиональной направленности (какие пробелы считает необходимым устранить обучаемый в собственных компетенциях),
- входной контроль уровней владения необходимыми компетенциями обучаемого (для формирования адаптивного учебного плана).
Не вызывает сомнения, что доминирующее значения в адаптивном дополнительном профессиональном образовании имеет психологический блок исследований, который в нашем случае обеспечивается известным инструментарием, который представлен:
1. Компьютерной программой экспресс - диагностики темпа операций классификаций «ТОК» - это один их известных тестов изучения особенностей познавательной сферы личности по психологической методике. Методика измерения индивидуального темпа операций классификации (ТОК) в нашем случае включает четыре субтеста: субтест «аналогии» и «обобщение понятий» интеллектуального теста АСТУР, задание «сложные аналогии» или «логика связей» и задания, диагностирующие умение выполнять мыслительные операции на наглядном и числовом материале из методики Х. Зиверта [3].
2. Компьютерной программой экспресс - диагностики темпа усвоений знаний - «ТУЗ». Методика - ТУЗ направлена на выявление особенностей обучаемости человека с помощью психологических методов. Для диагностики темпа усвоения знаний использовался компьютерный вариант методики ТУЗ-В стандартный вариант, с тремя попытками заучивания-воспроизведения. Для диагностики свойств личности были использованы 16-факторный личностный опросник Кеттелла, тест темперамента (модель А.И. Крупнова), методика определения типа личности Кэй-ерси и методика «Самооценка» [4].
3. Компьютерной реализацией теста структуры интеллекта Амтхауэра, применяемого в нашем случае для оценивания уровня интеллектуальных способностей личности [5]. Тест Амтхауэра представляет собой набор из серии небольших тестов, которых в стандартном варианте теста структуры интеллекта насчитывается девять. Разработчик теста стремился изучить интеллект личности по следующим критериям: словарный запас, уровень эрудиции, способности к генерализации, математические способности, абстрактное мышление, воображение, память. Мы применяли тест Амтхауэра с целью составления прогнозов учебной деятельности как обучаемых, так и в мониторинге работающих в исследуемой нами области. Тест помогает довольно точно спрогнозировать, насколько полученные во время учёбы компетенции смогут закрепиться в виде навыков непосредственных практической и творческой деятельности или же насколько интеллект обучаемых способен усваивать полученную информацию, дополнительно развиваться в процессе адаптивного обучения.
Психологический блок комплексного массового тестирования (методики ТУЗ-В и ТОК) позволяет:
- получить оценку уровня и специфики познавательных способностей обучаемых, претендующих на адаптивное профессиональное обучение;
- количественно оценить влияние адаптивного дополнительного профессионального образования на изменение важных для обучения характеристик познавательной сферы обучаемых;
- прогнозировать изменения познавательных способностей в зависимости от выбранной специальности и необходимых дополнительных профессиональных компетенций;
- оценить особенности индивидуального развития познавательных способностей обучаемых в условиях адаптивного дополнительного профессионального образования.
Все блоки от медико-биологического, социально-экономического до психологического в комплексном тестировании нами проводятся в режиме непрерывного тестирования с применением цикла: «мониторинг — анализ данных — коррекция — мониторинг».
Мониторинг включает: тестирование по набору стандартизированных методик и вышеназванных методик для всех обучаемых (независимо проводим мы адаптивное дополнительное профессиональное обучение или работаем по стандартному процессу обучения принятому в ДПО); объединение результатов тестирования в единой базе информации, в личном электронном досье обучаемого; обработка данных по стандартизированному протоколу (удаление ошибок и артефактов).
Анализ данных обеспечивает заключение о динамике показателей модуля и заключение о результате и эффективности коррекционных и профилактических мероприятий.
Коррекция включает мероприятия, направленные на улучшение показателей каждого модуля (профилактика факторов риска заболеваемости, экологическая культура образовательной среды, подбор индивидуальной траектории обучения и др.)
Методические материалы составляются и дорабатываются по медико-биологическому, психологическому и социально-экономическому модулям тестирования.
Методические материалы по комплексному тестированию представлены:
Библиографический список
- учебно-методическим пособием «Комплексное тестирование в адаптивном дополнительном профессиональном образовании»;
- инструкциями для педагогов-проектировщиков, педагогов-технологов, обучаемых и организаторов учебного процесса;
- компьютерным тестирующим комплексом с подробным описанием стандартизированных методик и математической обработкой полученных результатов;
- инструкциями по работе с личным электронным досье обучаемого.
По результатам тестирования педагог-проектировщик и обучаемый получают рекомендации по организации учебной деятельности, самостоятельной работы и оптимальному режиму физических нагрузок. Педагоги-технологи сопровождающие обучаемого на протяжении процесса адаптивного обучения, смогут, используя результаты комплексного тестирования, помогать обучаемому справляться с учебными проблемами.
Тестирование проводится весь период адаптивного дополнительного профессионального обучения (особенно если обучаемый многократно обращается в образовательное учреждений для обучения, переподготовки, повышения квалификации и др.). Все сведения об обучаемом вносятся в единую систему, разработанную Цыганковой Т.В. [6] в процессе внедрения системы индивидуализации ДПО.
Комплексный мониторинг, полученных данных об обучаемых, позволяет разрабатывать и предлагать новые формы занятий, новые услуги с учетом пожеланий и интересов обучаемых, запросов работодателей и возможностей образовательного учреждения. Задача тестирования - совершенствование образовательного процесса в целом и помощь в оптимизации адаптивного дополнительного профессионального образования.
1. Попова, О.В. Педагогические основы проектирования адаптивных технологий профессионального образования: дис. ... д-ра пед. наук. - Кемерово, 2001.
2. Карпенко, М.П. Телеобучение. - М., 2008.
3. Шляхта, Н.Ф. Темп операций классификации как метод экспресс-диагностики интеллекта / Н.Ф. Шляхта, И.В. Тихомирова. - М., 2011.
4. Шляхта, Н.Ф. Темп усвоения знаний и особенности личности студентов / Н.Ф. Шляхта, И.В. Тихомирова. - М., 2011.
5. Дружинин, В.Н. Диагностика общих способностей. - М., 2010.
6. Цыганкова, Т.В. Индивидуализированная переподготовка специалистов в учреждениях дополнительного профессионального образования: монография. - Новосибирск, 2008.
Bibliography
1. Popova, O.V. Pedagogicheskie osnovih proektirovaniya adaptivnihkh tekhnologiyj professionaljnogo obrazovaniya: dis. ... d-ra ped. nauk. -Kemerovo, 2001.
2. Karpenko, M.P. Teleobuchenie. - M., 200е.
3. Shlyakhta, N.F. Temp operaciyj klassifikacii kak metod ehkspress-diagnostiki intellekta I N.F. Shlyakhta, I.V. Tikhomirova. - M., 2011.
4. Shlyakhta, N.F. Temp usvoeniya znaniyj i osobennosti lichnosti studentov I N.F. Shlyakhta, I.V. Tikhomirova. - M., 2011.
5. Druzhinin, V.N. Diagnostika obthikh sposobnosteyj. - M., 2010.
6. Cihgankova, T.V. Individualizirovannaya perepodgotovka specialistov v uchrezhdeniyakh dopolniteljnogo professionaljnogo obrazovaniya: monografiya. - Novosibirsk, 200е.
Статья поступила в редакцию 10.01.12
УДК 378.046.4
Popova O. V,, Tsygankova T. V,, Lebedeva M.N. ANALYSIS OF THE PERFORMANCE FACTORS OF THE TEACHER IN TERMS OF ADAPTIVE CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION. In this paper, the pedagogical model of adaptive technology further professional education environment, such as method of analysis of performance factors of the teacher and is based on the method of analysis hierarchy of preferences, which is adapted to the analysis of the effectiveness of the teacher and receiving teacher performance assessment.
Keywords: efficiency factors, environment, education, adaptive technology analyzes the hierarchies of preferences.
О.В. Попова, д-р. пед. наук, проф., директор Бийского филиала СГА; Т.В. Цыганкова, , канд. пед. наук,
проректор по учебной работе НФ ФАОУ ДПО ГАСИС; М.Н. Лебедева, доц. каф. «Педагогики» НФ ФАОУ
ДПО ГАСИС, г. Бийск, E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются вопросы педагогического моделирования адаптивных технологий дополнительного профессионального образования среды, как методика анализа факторов эффективности деятельности преподавателя подготовленная на основе метода анализа иерархии предпочтений, адаптированного к анализу эффективности деятельности педагога и получение оценки результативности деятельности педагога.
Ключевые слова: факторы эффективности, среда, образование, адаптивные технологии, анализ иерархий предпочтений.