3. Развитие «образа - Я» ребёнка эффективно при организации условий, при которых актуализируется диалог с «образом мира», осуществляемый в пространстве соответствующей возрасту субкультуры: у дошкольников в ходе игры как свободно-организованной деятельности, младших школьников - в твор-ческо-продуктивной деятельности, юношей - в ходе социокультурного самоопределения (ответчивости социокультурным ценностям). Средствами сказки в пространстве диалога у детей актуализируется позиция сказочного героя как носителя социокультурных оснований человеческой жизни, что обусловливает более успешное развитие «образа - Я», сопровождающееся обнаружением «внутреннего Я». Развитие «образа - Я» в юношес-
Библиографический список
ком возрасте осуществляется в процессе социокультурного самоопределения (появление рефлексии - трансцендирования, обнаружении «социокультурного Я», ответчивости социокультурным образцам, как мерам социокультурного самоопределения).
4. Подтверждена эффективность разработанных и апробированных в эксперименте программ развития «образа - Я» средствами диалога в контексте соответствующей возрасту субкультуры (на материале детской и юношеской субкультур); предложен комплекс методик, включающий, в том числе авторские, установлены его прогностические возможности для диагностики уровня развития «образа-Я».
1. Хьелл, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб., 1997.
2. Психология самосознания. Хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 2000.
3. Крылов, А.Н. «Образ - Я» как фактор развития личности: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1984.
4. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв. - М., 1992.
5. Зеньковский, В. Основы христианской философии. - М., 1992.
6. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.
7. Флоренская, Т.А. Диалог в практической психологии: наука о душе. - М., 2001.
8. Большунова, Н.Я. Субъектность как социокультурное явление. - Новосибирск, 2005.
9. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 1986.
10. Фельдштейн, Д.И. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность: хрестоматия. - М., 1999.
11. Зеньковский, В.В. Психология детства. - М., 1996.
12. Субботский, Е.В. Ребёнок открывает мир. - М., 1991.
13. Непомнящая, Н.И. Психодиагностика личности. - М., 2001.
Bibliography
1. Khjell, L. Teorii lichnosti (Osnovnihe polozheniya, issledovaniya i primenenie). - SPb., 1997.
2. Psikhologiya samosoznaniya. Khrestomatiya / pod red. D.Ya. Rayjgorodskogo. - Samara, 2000.
3. Krihlov, A.N. «Obraz - Ya» kak faktor razvitiya lichnosti: dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 1984.
4. Lotman, Yu.M. Kuljtura i vzrihv. - M., 1992.
5. Zenjkovskiyj, V. Osnovih khristianskoyj filosofii. - M., 1992.
6. Bakhtin, M.M. Ehstetika slovesnogo tvorchestva. - M., 1979.
7. Florenskaya, T.A. Dialog v prakticheskoyj psikhologii: nauka o dushe. - M., 2001.
8. Boljshunova, N.Ya. Subjhektnostj kak sociokuljturnoe yavlenie. - Novosibirsk, 2005.
9. Berns, R. Razvitie Ya - koncepcii i vospitanie. - M., 1986.
10. Feljdshteyjn, D.I. Vozrastnaya psikhologiya. Detstvo, otrochestvo, yunostj: khrestomatiya. - M., 1999.
11. Zenjkovskiyj, V.V. Psikhologiya detstva. - M., 1996.
12. Subbotskiyj, E.V. Rebyonok otkrihvaet mir. - M., 1991.
13. Nepomnyathaya, N.I. Psikhodiagnostika lichnosti. - M., 2001.
Статья поступила в редакцию 28.11.11
УДК 378.046.4
Tsygankova T.V., Lebedeva M.N. FEATURES OF PEDAGOGICAL MODELING OF ADAPTIVE TECHNOLOGY IN POSTGRADUATE PROFESSIONAL EDUCATION. The article focuses on some aspects of pedagogical modeling of adaptive technology in postgraduate professional education as a means of providing the composition, structure and form of educational activities. In our case, the task performed by this system is teaching. Moreover, the diagnostic system include not only monitoring the level of knowledge and skills but also checks students understanding, using of gained knowledge, analysis, synthesis and evaluation.
Key words: module, the environment, education, adaptive learning, the effect of predicted expectations.
Т.В. Цыганкова, канд. пед. наук, проректор по учебной работе НФ ФАОУ ДПО ГАСИС;
М.Н. Лебедева, доц. каф. педагогики НФ ФАОУ ДПО ГАСИС, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ АДАПТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются некоторые аспекты особенностей педагогического моделирования адаптивных технологий дополнительного профессионального образования среды как средства обеспечивающие состав, структуру, формы ведения образовательной деятельности. В нашем случае задача, выполняемая данной системой - обучающая. При этом в систему диагностики заложен не просто контроль уровня знаний, умений и навыков, а проверяется понимание, применение, аналитические действия, обобщение, оценивание.
Ключевые слова: модуль, среда, образование, адаптивное обучение, эффект прогнозируемого ожидания.
При моделировании и реализации адаптивной технологии дополнительного профессионального образования мы считаем необходимым использование целостной системы проектирования адаптивных технологий профессионального образования (СПАТ), разработанную О.В. Поповой [1].
Возможная организация процесса дополнительного профессионального образования по адаптивным технологиям может быть представлена следующей схемой.
Слушатель, поступающий на обучение в учреждение ДПО -это претендент, подавший документы в учреждение ДПО для получения дополнительного образования, имеющий свои инди-
видуально-психологические особенности, свой уровень социально-профессиональных притязаний, который в случае ДПО, как правило, является заказчиком профессиональной услуги. Поскольку это заказчик услуги, то реализация адаптивной технологии должна быть направлена, в первую очередь, на его потребности и быть настроена на его особенности. Соответственно первый и основной этап работы с данным заказчиком - это полноценная диагностика с целью выявления его индивидуальных особенностей, потребностей и возможностей.
Разработчику конкретной адаптивной технологии необходимо не только использовать имеющиеся в учреждении ДПО, но и самостоятельно подбирать и апробировать, а подчас разрабатывать собственные диагностические средства, методы и процедуры.
Обязательно при осуществлении этапа диагностики исследуется мотивационная сфера обучаемого и выявляются доминирующие мотивы - как побуждение к целенаправленной деятельности, предметно-направленная самоактивность, определяющий выбор и осознанная причина выбора необходимых вариантов ДПО.
Дальнейшим этапом в адаптивной технологии будет тщательный анализ результатов диагностики. Взаимозависимость и взаимообусловленность процессов диагностики и анализа -есть необходимое условие решения любой педагогической задачи вне зависимости от ее предметно-содержательного наполнения и временных ограничений, поэтому невозможно исключить из технологического процесса этап анализа. При этом этап анализа в меньшей степени зависит от типа проектируемой технологии, а в большей степени - от особенностей социальных и экономических условий, в которых она будет реализовывать-ся. Этап анализа традиционно предполагает тщательное изучение теоретических основ создаваемой технологии, проверку наличия и возможностей использования имеющихся аналогий и моделей, а также возможность дополнения создаваемой педагогической технологии элементами традиционных.
Всестороннее знание особенностей обучаемого, полученное в результате проведенного анализа результатов оперативной диагностики, позволит довольно четко определить уровень подготовки обучаемого, его индивидуальные особенности, его потребности, то - есть некой уровень его актуального развития и социально - профессиональных притязаний на необходимые ему дополнительные профессиональные компетенции.
Выявленный уровень подготовки обучаемого, его индивидуальные особенности и социально-профессиональных притязаний на необходимые ему дополнительные профессиональные компетенции должны поступить к педагогам проектировщикам ДПО по адаптивной технологии. Педагог проектировщик, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения, государственных требований к профессиональным компетенциям в дополнительном профессиональном образовании, выбранного обучаемым направления дополнительного профессионального обучения, должен составить прогноз достижения уровня дополнительных профессиональных компетенций. Составленный прогноз дает возможность для формулировки задания на ДПО по адаптивной технологии. Задание должно содержать полный объем поставленных задач. В процессе решения проблемы разработки адаптивных технологий первоначально поставленные цели преобразуются в реальные составляющие технологии как последовательности этапов диагностики, предварительного анализа, последующего прогноза, формулирования задания и проектирования адаптивного индивидуального учебного плана.
Следующий этап в технологическом процессе это моделирование адаптивного учебного плана. Будем рассматривать адаптивный учебный план (АУП) как способ организации личной образовательной траектории обучаемого в рамках образовательной среды конкретного учреждения ДПО, но учитывающий особенности обучаемого. Другими словами, АУП является управленческим документом, определяющим педагогические условия достижения частных образовательных целей, последовательное выполнение которых гарантирует получение дополнительного профессионального образования индивидом в рамках государственных требований и личностных притязаний на уровни дополнительных профессиональных компетенций. Не смотря на то, что процессы обучения, образования и адаптации человека признаются непрерывными, для целей анализа, планирования и выполнения различных конкретных образовательных действий непрерывные изменения состояния систем при-
нято рассматривать в дискретные моменты времени, определенные тем или иным способом.
Дидактическое обеспечение адаптивного учебного плана это наполнение педагогического процесса психологически обоснованными, приемлемыми и наиболее эффективными для данной личности педагогическими средствами (объектами, предметами, аппаратами, дидактической техникой, организационно-педагогическими средствами и т.д.).
Дидактическое обеспечение адаптивного учебного плана в адаптивной технологии дополнительного профессионального образования состоит из следующих основных этапов: выбор и обоснование основной идеи педагогической технологии; разработка целевой концепции технологии и иерархическая систематизация учебных целей; проектирование собственно содержания обучения; интеграция содержания, методов и форм обучения; конструирование системы средств реализации технологии в образовательном процессе; разработка системы контроля и оценки учебных достижений обучаемых.
Психологически обоснованные, востребованные данной личностью педагогические средства должны отбираться из арсенала имеющихся в учреждении ДПО, в официально распространенных разработках других учреждений или разрабатываться с учетом основных требований к дидактическому обеспечению адаптивных технологий дополнительного профессионального образования на основе диагностики и анализа [2].
1. Учебный материал (характер его представления) должен учитывать результаты и опыт предшествующего обучения (входной контроль, самоконтроль, четко разработанные методы и методики извлечения знаний и формирования поля знаний).
2. Вновь вводимый файл (пласт, объем, модуль) теоретических и практических вариантов формирования дополнительных профессиональных компетенций должен обеспечивать не только расширение существующего (сформировавшегося на предыдущем этапе обучения) поля знаний, умений, навыков, опыта деятельности, но и их структурирование, интегрирование в организованную пирамиду, позволяющую реализовать собственные потребности обучаемых и требования социально -профессионального пространства.
3. Накапливаемый обучаемым в ходе реализации адаптивного учебного плана опыт необходимо постоянно согласовывать с научным содержанием заданий, выдаваемых для подготовки, самоподготовки, контроля и самоконтроля и др.
4. Подготовка и активное стимулирование обучаемого к самоценной образовательной деятельности в учреждении ДПО должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в процессе овладения дополнительными профессиональными компетенциями.
5. Любой дидактический материал должен быть подготовлен и организован таким образом, чтобы он давал доступ обучаемому к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала, подбору и способу обработки дополнительного материала, выбору индивидуальных форм самообразования и саморазвития и др.
6. Необходимо обеспечить контроль и оценку не только и не столько результата, но в первую очередь процесса обучения, самообучения, развития, совершенствования, то есть тех трансформаций, которые осуществляет обучаемый в процессе реализации адаптивного учебного плана.
Общая структура дидактического обеспечения адаптивного учебного плана состоит, как минимум, из конструирования содержания (конструктивно - содержательная деятельность), конструирования материальных и материализованных средств ((конструктивно - материальная деятельность) и конструирования деятельности (конструктивно-операционная деятельность).
Конструирование содержания адаптивного учебного плана в ДПО, должно обеспечивать состав, структуру, формы ведения образовательной деятельности. Конструктивно - содержательная деятельность педагога проектировщика при дидактическом обеспечении адаптивного индивидуального учебного плана при его реализации по адаптивным технологиям должна обеспечить внутреннее единство всех элементов, сторон и свойств системы в их взаимодействии. Конструирование содержания не может быть сведено к обдумыванию лишь действий педагогов (конструирование педагогических ситуаций), взаимодействий педагогов и обучаемых (конструирование педагогических процессов), содержания и возможностей использования материальных
и материализованных средств. Она должна осуществляться в единстве и многообразии всех составляющих педагогической системы и упорядочивать их совокупность, определять их характер, исходить из содержательной части той профессиональной области, на дополнительные профессиональные компетенции в которой претендует личность.
Конструирование материальных и материализованных средств, то есть конструктивно - материальная деятельность педагогов проектировщиков ДПО по адаптивной технологии - это организационно технологический аспект наполнения целостной педагогической системы отношений «педагог - обучаемый» необходимыми материальными и материализованными средствами, компонентами, отражающими конкретное содержание каждого элемента. Исходя из того, что в рамках конкретного учреждения ДПО они должны материализоваться в единых учебных планах, программах, учебниках, учебно-методических материалах, методических рекомендациях обучаемым и обучающим, учебно - наглядных материалах, аудио, видео и компьютерных составляющих и блоках, определяющих поэтапную и итоговую сертификацию знаний (тесты, вопросники компьютерной аттестации, аудио и видео контроля и др.), то тщательный их отбор, связанный с особенностями обучаемого, его потребностями и ограничениями накладываемыми государственными требованиями и социально - профессиональным заказом общества основная задача этого этапа [2].
Материальные и материализованные средства, отобранные комплексно, в единстве, в виде взаимосвязанных и взаимообусловленных частей обеспечивающих реализацию адаптивного учебного плана все составляющие учебного процесса профессионального образования. Не допустима подмена педагогических задач функциональными или промежуточными.
Конструктивно-операционная деятельность при дидактическом обеспечении адаптивного учебного плана заключается в организационно - содержательном, организационно - методическом, материально - техническом и социально - психологическом (мотивационном, коммуникативном и т.п.) наполнении всех составляющих АУП для конкретного поэтапного решения задач формирования у обучаемого дополнительных профессиональных компетенций.
Все дидактическое наполнение АУП закрепляются в специальном документе, программе действий и (или) программе дополнительного профессионального обучения, которая включает: полный набор учебных целей; подбор критериев измерения и оценки степени достижения этих целей; точное описание условий обучения.
Дальнейшая работа с обучаемым по программе ДПО при реализации АУП проводится педагогами - технологами. На стадии реализации АУП по адаптивной технологии обучаемый и педагог технолог выступают как совокупный субъект обучения. Очевидно, что педагог технолог, как носитель дополнительного профессионального знания, соответствующего ему дидактического и методического опыта в процессе ДПО формирует новые условия образовательной среды, «внешней» для обучаемого, тем самым стимулируя его к непрерывной адаптационной деятельности. В тоже время обучаемый образует собственную среду, которая по отношению к педагогу технологу будет
Библиографический список
рассматриваться как «внешняя» и к которой педагог технолог должен подстраиваться. Педагоги технологи должны быть подготовлены к работе со всеми материальными и материализованными средствами, являющимися основой дидактического обеспечения АУП. Им же поручается и контроль достижения уровня дополнительных профессиональных компетенций, а так же и оценка достижения уровня дополнительных профессиональных компетенций по адаптивному учебному плану.
Контроля достижения уровня дополнительных профессиональных компетенций должен содержать контроль выполнения любого этапа реализации АУП и достаточно полный контроль самостоятельной работы обучаемого.
Контроль достижения уровня дополнительных профессиональных компетенций в процессе дополнительного профессионального обучения включает комплекс процедур, которые устанавливают уровень достижения поставленных обучаемым целей, в предлагаемом адаптивным учебным планом объеме и в установленные сроки.
Для контроля достижения уровня дополнительных профессиональных компетенций в процессе дополнительного профессионального обучения нами используется многократно проверенная и внедренная во многих учреждениях реализующих ДПО распределенная автоматизированная система управления качеством обучения, разработанная специалистами СГА [3], которая позволяет иметь представление об успешности получения профессиональных компетенций обучаемого по АУП в каждом цикле ДПО.
Система позволяет осуществлять диагностические и информационные функции повторного и периодического контроля. При повторном контроле идет проверка знаний параллельно с изучением нового материала, а при периодическом контроле контроль по учебному циклу в целом, позволяющий диагностировать качество усвоения студентом структурных основ и взаимосвязей различных областей знания.
В нашем случае задача, выполняемая данной системой -обучающая, поскольку идет систематизация, обобщение, целостное видение крупного блока учебной информации и связанной с ней деятельности. При этом в систему диагностики заложен не просто контроль уровня знаний, умений и навыков, а проверяется понимание, применение, аналитические действия, обобщение, оценивание.
При постоянном контроле могут возникнуть ситуации требующие корректировки дидактического обеспечения адаптивного индивидуального учебного плана, или даже внесения в сроки и этапы прохождения АУП.
В этом случае АУП и программа прохождения ДПО возвращаются к педагогам проектировщикам, которые по согласованию с обучаемым поправки, дополнения, изменения и т.п. Важным условием выполнения государственных требований к получению документа о пройденном ДПО, подтверждающего получение достаточного уровня дополнительных профессиональных компетенций является оценка на завершающем этапе обучения. Оценка достижения уровня дополнительных профессиональных компетенций по адаптивному учебному плану проводится выполнением обучаемым комплекса творческих задач и защитой выпускной квалификационной работы.
1. Попова, О.В. Педагогические основы проектирования адаптивных технологий профессионального образования: дис. ... д-ра. пед. наук. - Кемерово, 2007.
2. Попова, О.В. Адаптивные образовательные технологии для возрождения, сохранения и развития коренных народов Сибири / О.В. Попова, М.Н. Лебедева // Тезисы международной научно-практической конф. «Культура, язык, институты гражданского общества коренных народов России: возрождение, сохранение и развитие в этнокультурном контексте Сибирского региона. - Бийск, 2011.
3. Лисовец, С.Ю. К оценке качества профессиональной подготовки специалистов в условиях образовательного рынка / С.Ю. Лисовец, И.Ю. Титаренко. // Труды международной научно-методической конф. «Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе: на пути к новому качеству образования». - Пенза, 2010.
Bibliography
1. Popova, O.V. Pedagogicheskie osnovih proektirovaniya adaptivnihkh tekhnologiyj professionaljnogo obrazovaniya: dis. ... d-ra. ped. nauk. -Kemerovo, 2007.
2. Popova, O.V. Adaptivnihe obrazovateljnihe tekhnologii dlya vozrozhdeniya, sokhraneniya i razvitiya korennihkh narodov Sibiri / O.V. Popova, M.N. Lebedeva // Tezisih mezhdunarodnoyj nauchno-prakticheskoyj konf. «Kuljtura, yazihk, institutih grazhdanskogo obthestva korennihkh narodov Rossii: vozrozhdenie, sokhranenie i razvitie v ehtnokuljturnom kontekste Sibirskogo regiona. - Biyjsk, 2011.
3. Lisovec, S.Yu. K ocenke kachestva professionaljnoyj podgotovki specialistov v usloviyakh obrazovateljnogo rihnka / S.Yu. Lisovec, I.Yu. Titarenko. // Trudih mezhdunarodnoyj nauchno-metodicheskoyj konf. «Innovacionnihe tekhnologii organizacii obucheniya v tekhnicheskom vuze: na puti k novomu kachestvu obrazovaniya». - Penza, 2010.
Статья поступила в редакцию 28.11.11