Научная статья на тему 'Гуманитарная составляющая обучения студентов по специальности «Туризм»: психологические аспекты'

Гуманитарная составляющая обучения студентов по специальности «Туризм»: психологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
293
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДЕЛОВОЙ ДИСКУРС / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / PSYCHOLOGICAL CULTURE / BUSINESS DISCOURSE / PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS / PSYCHOLOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Масленникова Елена Геннадьевна

В статье показана роль социально-психологических тренингов в обучении студентов по направ­лению «Туризм» профессиональному общению, толерантному коммуникативному поведению, в частности, основам рефлексивного и нерефлексивного аудирования, стратегиям и тактикам ре­чевого поведения, эффективному управлению конфликтами. Представлены модели нестандарт­ных коммуникативных ситуаций, характерных для индустрии туризма и сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HUMANITIES COMPONENT OF TRAINING STUDENTS OF «TOURISM» SPECIALTY: PSYCHOLOGICAL ASPECTS

The article shows the role of socio-psychological training in teaching students in «Tourism» professional dialogue, tolerance communicative behavior, in particular, the fundamentals of reflective and non-reflective listening skills, strategies and tactics of verbal behavior, effective management of conflicts. Models of nonstandard communication situations specific to the tourism industry and service are presented

Текст научной работы на тему «Гуманитарная составляющая обучения студентов по специальности «Туризм»: психологические аспекты»

УДК 378.046.4. DOI 10.12737/1830

I ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ I ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТУРИЗМ»: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Масленникова Елена Геннадьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Психология и социальная работа» maslennikovaeg@yandex.ru,

ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

В статье показана роль социально-психологических тренингов в обучении студентов по направлению «Туризм» профессиональному общению, толерантному коммуникативному поведению, в частности, основам рефлексивного и нерефлексивного аудирования, стратегиям и тактикам речевого поведения, эффективному управлению конфликтами. Представлены модели нестандартных коммуникативных ситуаций, характерных для индустрии туризма и сервиса.

Ключевые слова: психологическая культура, деловой дискурс, психодиагностика, психологический тренинг

В современной системе подготовки высококвалифицированных кадров для сферы сервиса большое значение приобретает психологический аспект. Речь идет о подготовке специалистов психологически устойчивых, готовых преодолевать различные трудности в работе с клиентами и персоналом, специалистов, не только получивших в период обучения так называемый инструмент саморегуляции и саморазвития, но и умеющих применять полученные знания в области психологии, социальной психологии, социолингвистики, культуры делового общения в своей практической деятельности.

Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными качествами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Интеграцией природных свойств являются темперамент и определенные задатки. Индивид себя формирует и реализует в деятельности. Исходными характеристиками для личности являются статусно-ролевые и ценностные ориентации, на базе которых формируются мотивация и направленность, характер человека. Таким образом, можно говорить о том, что не все могут работать с людьми в силу своих природных психологических качеств, однако можно развить определенные свойства, каче-

ства личности путем применения специальных тренингов, например межличностных тренингов для улучшения профессионального общения, создания определенного, благоприятного микроклимата в коллективе и т. д.

Специалист в области индустрии туризма должен обладать высокой психологической культурой, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека. Психологическая культура включает три необходимых элемента:

• познание себя;

• познание другого человека;

• умение общаться с людьми и регулировать свое поведение.

Будущему специалисту важно уметь открывать свои внутренние психологические резервы. Для этого нужно научиться познавать себя и других людей, выявлять темперамент, характер, направленность личности, отношение к деятельности и жизни, к целям и жизненным ситуациям, ожидаемое эмоциональное поведение в напряженных ситуациях и межличностных отношениях, деловые свойства.

Если задать вопрос «Умеете ли Вы общаться?», то любой человек ответит «Да», или вопрос его удивит, неужели для этого нужны какие-то определенные навыки?

Практика показывает, что эффективно общаться умеют далеко не все, более того, не все

27

ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

руководители. И это несмотря на то, что многие проводят 50—90% рабочего времени, общаясь.

Тот же ответ Вы услышите и на вопрос «А умеете ли Вы слушать?». Например, представим фрагмент делового дискурса, который можно широко использовать в тренинге: Подчиненный: Почему всегда я? Это вообще не моя обязанность. Это переходит все границы. У меня и так слишком много своей работы. Работодатель: Почему вы всегда жалуетесь? Подчиненный: Но это же несправедливо! Мне всегда приходится выполнять какие-то другие (чужие) обязанности!!!

Работодатель: Все знают, что вы вечно перегружены. Идите и работайте.

В основе данного дискурса — речевая агрессия, исходящая от обоих коммуникантов. Задача, в первую очередь, руководителя — демонстрировать высокую культуру общения, а в данной ситуации — нейтрализовать речевую агрессию подчиненного. Необходимо обучать студентов речевым тактикам, основам социальной психологии и т. д. В описанном дискурсе руководитель должен был использовать аргументы, апеллирующие к самолюбию подчиненного, а также этикетные формулы. Подчиненный: Почему всегда я? Это вообще не моя обязанность. Это переходит все границы. Уменя и так слишком много своей работы. Работодатель: Иван Петрович! Только Вы с Вашим опытом, Вашим умом, Вашими связями, наконец, можете выполнить это задание. Подчиненный: Но это же несправедливо! Мне всегда приходится выполнять какие-то другие (чужие) обязанности!!!

Работодатель: Иван Петрович! Этот договор, Вы прекрасно знаете, архиважен для нашей компании, и руководство только Вам, именно Вам, может доверить выполнение данного пункта договора.

Что касается подчиненного, он должен был, во-первых, знать и применять на практике основы рефлексивного и нерефлексивного слушания, и дискурс получился бы совсем другим. Таким образом, используя в обучении студентов эффективному управлению конфликтами, например, такие психологические тренинги, можно научить студентов основам рефлексивного и нерефлексивного аудирования, страте-

гиям и тактикам речевого поведения и применять полученные знания в реальных коммуникативных ситуациях.

Приведем несколько нестандартных коммуникативных ситуаций, имеющих место в туристических компаниях.

1. Объяснение клиенту условий изменения и расторжения договора (недобор минимального количества туристов, резкое изменение курса иностранных валют, отказ консульства в выдаче визы и т. д.).

2. Обсуждение и решение конфликтных ситуаций, связанных с неправильным поведением клиента при прохождении пограничного и таможенного контроля, нарушением клиентом законодательства стран, через которые проходит маршрут; опозданием клиента к месту сбора группы (месту начала тура).

3. Обсуждение и решение конфликтных ситуаций, связанных с нарушением нормального графика тура вследствие форс-мажорных обстоятельств (например, эвакуация группы из страны (зоны) пребывания вследствие природных катаклизмов, террористических актов).

4. Обсуждение поведения группы на маршруте (несоблюдение правил проживания в отелях, порча имущества, принадлежащего отелям; нанесение вреда памятникам природы, истории и культуры в стране временного пребывания, опоздание к месту сбора группы; прием наркотических средств и алкогольных напитков).

5. Решение конфликтных ситуаций, связанных с социальным случаем (непредоставление в полном объеме медицинских услуг по страховке, непредоставление медицинских услуг по страховке).

Практическая психология сейчас постоянно обогащается всевозможными тренингами, деловыми играми и различными видами групповой работы с клиентами.

Такие тренинги можно успешно применять в обучении студентов сервисных специальностей. По сути, задача преподавателей, читающих различные курсы студентам данного направления, — сформировать коммуникативную компетенцию будущего специалиста в области сервиса, которая станет одной из состав-

28 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / №4

Гуманитарная составляющая обучения студентов по специальности «Туризм»...

ляющих профессиональной компетенции. Эта компетенция понимается как развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения, «умение строить эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение, которое соответствует нормам социального взаимодействия, присущим конкретному этносу» [1, с. 23].

В практической деятельности в области туризма нелегко будет работать человеку застенчивому, не умеющему правильно общаться в различных ситуациях, в том числе конфликтных. Социально-психологические тренинги как активные методы практической психологии помогут студентам лучше узнать себя как личность, своих коллег по учебе, проникнуться в будущую специальность.

В настоящее время тренинги включают в себя широкий спектр форм:

• видеотренинг;

• ролевое обучение. В деловых играх отрабатываются различные социальные роли, характерные для статусно-ролевого общения, изучаются психологические типы, роли и, наконец, коммуникативные роли (го-ворящий/слушающий). Обучая студентов профессиональному общению, преподаватель указывает на важность учета фактора адресата, и, помимо социально-ролевых и психологических характеристик, следует обращать внимание на доминантные черты русского коммуникативного поведения, на важность их учета в деловом профессиональном общении;

• групповой анализ оценок и самооценок;

• невербальные «методики».

Однако кроме отработки тренингов, необходимо в дальнейшем обучать специалистов основам психологии и методикам проведения тренингов. Профессионал не может быть некомпетентным в современных научных представлениях о личности, формах личностного развития в профессиональном общении.

Возможно использование следующих ви-

дов тренингов:

• тренинги взаимопонимания и понимания. Упражнения: «Кто как выглядит?», «Искренняя радость», «Сыщики», «Унисон», «Рукопожатие вслепую», «Подарки», «Обо мне наоборот» и т. д.;

• моделирование «Группового террора» (игровые процедуры, позволяющие моделировать ситуацию таких взаимоотношений в малых группах, которые отличаются стереотипными и упрощенно однозначными реакциями большинства на кого-либо из участников);

• тренинги убеждающего воздействия — «Мафия» — знаменитое игровое шоу на телевидении и даже домашняя игра в кругу семьи и друзей — это апробированная методика психологического тренинга. «Контрабанда», «Козлятушки — ребятушки» — это прототипы «Мафии». Ролевые упражнения «Выступление», «Выступление по заказу»;

• самодиагностические процедуры тренинги — «Культура управления», «Тип руководителя».

Велика также роль изучения психодиагностики специалистами в области туризма. Психодиагностика — метод дифференциальной психологии, направленный на выявление психических свойств и черт личности, в своей совокупности образующих психическое качество личности. Основное средство психодиагностики — психологические тесты — серия кратких однотипных стандартизированных испытаний предполагаемого носителя определенных психических свойств. Перечислим ее виды:

• психодиагностика интеллектуального развития индивида (тесты интеллекта, памяти и внимания);

• психодиагностика психических состояний и свойств личности;

• психодиагностика межличностных отношений;

• психодиагностика профессиональной пригодности.

Литература

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений. М.: Эксмо, 2008.

2. Зорина Н.М. Институциональный деловой дискурс. М., 2009.

3. Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. М.: Флинта-Наука, 2007.

29

ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

4. Радзиховская В.К., Кирьянов А.П., Пекишева Т.А. Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия. Под общей ред. Радзиховской В.К. М.: Академия, 2003.

5. Седов К.Ф. Дискурс и личность. М., 2004.

6. Зарецкая И.И., Бруссер А.М., Оссовская М.П. Устная речь в деловом общении. Практикум. М.: Дрофа, 2009.

THE HUMANITIES COMPONENT OF TRAINING STUDENTS OF «TOURISM» SPECIALTY: PSYCHOLOGICAL ASPECTS

Elena G. Maslennikova, PhD in Sociology, Associate Professor of «Psychology and Social Work», maslennikovaeg@yandex.ru,

The Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

The article shows the role of socio-psychological training in teaching students in «Tourism» professional dialogue, tolerance communicative behavior, in particular, the fundamentals of reflective and non-reflective listening skills, strategies and tactics of verbal behavior, effective management of conflicts. Models of nonstandard communication situations specific to the tourism industry and service are presented.

Keywords: psychological culture, business discourse, psychological diagnostics, psychological training

References

1. Bern Je. Igry, v kotorye igrajut ljudi. Psihologija chelovecheskih otnoshenij. [Games people play. Psychology ofhuman relations]. Moscow: Jeesmo, 2008.

2. Zorina N.M. Institucional’ny' delovoj diskurs. [Institutional business discourse]. Moscow, 2009.

3. Prohorov Ju.E., Sternin I.A. Russkie: kommunikativnoe povedenie. [Russian: communicative behavior]. Moscow: Flinta-Nauka, 2007.

4. RadzihovskajaV.K., Kir’janov A.P., Pekisheva T.A. Psiholingvistika v ocherkah i izvlechenijah [Psycholinguistics in the essays and excerpts]:.Hrestomatija [Reader] / avt.-sost. / pod obshhej red. [under the general editorship]. V.K. Radzihovskoj. Moscow: Akademija, 2003.

5. Sedov K.F. Diskurs i lichnost’. [Discourse and identity]. Moscow, 2004

6. Zareckaja I.I., Brusser A.M., Ossovskaja M.P. Ustnaja rech’ v delovom obshhenii [Speaking in business communication] praktikum. [Workshop]. Moscow: Drofa, 2009.

УДК 159.9:331.101.3 DOI 10.12737/1832

I ЛИДЕРСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ I В СТУДЕНЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ

Миронов Вячеслав Дмитриевич, кандидат педагогических наук, зав. каф. «Менеджмент в спорте», доцент, МИИТ, mvsgi@mail.ru,

ГОУВПО «Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)», Москва; Каргин Николай Николаевич, доктор философских наук, профессор, nikolay.kargin@gmail.com; ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва;

Хломова Екатерина Вячеславовна, редактор рубрики «Здоровье» журнала «Счастливые родители», mironmacaron@gmail.com, Москва, Российская Федерация

Рассматривается проблема селекции и формирования личности, обладающей качествами лидера, рассматривается структура качеств, обеспечивающих процессы сплочения индивидов в обществе

30 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / №4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.