УДК 72.01 ЖУЙКОВ С. С.
Синергетический подход к изучению архитектурного процесса
В статье определяются границы использования, степень эффективности и эвристический потенциал актуального сегодня синергетического подхода в гуманитарных и прикладных исследованиях на примере архитектуры. Наиболее показательные случаи применения методов синергетики в приложении к различным областям зодчества - урбанистика и градостроительство, архитектурное формообразование, теория и история зодчества - анализируются с отдельным акцентом как на теорию, так и на практическую деятельность и проектирование.
Ключевые слова: синергетика; теория архитектурного процесса; методология синергетики; нелинейная парадигма; формообразование.
ZHUIKOV S. S.
THE SYNERGETIC APPROACH TO RESEARCHES OF ARCHITECTURAL PROCESS
This article is about the search for application limits, level of efficiency and heuristic potential of actual synergetic approach to humanities and applied researches by example of architecture. The most significant cases of used synergetic methods to different architectural fields - urbanistics, architectural form-finding, theory and history of architecture - are analyzed with focusing on both theory and practice, design.
Keywords: synergetics, theory of architectural process, synergetic methodology; nonlinear paradigm; form-finding process. thinking.
Жу Ст асг E-n йков анислав Сергеевич ирант УралГАХА nail: sts85@list.ru
Осмысление настоящего и дальнейшее прогнозирование будущего активно осуществляются в современных исследованиях в рамках постнеклассической научной парадигмы, которая видится наиболее актуальной и адекватной сегодняшнему дню. Одним из ведущих направлений постнеклассического научного знания является теория самоорганизации, или синергетика. Синергетика занимается исследованием связей между элементами структуры, образующимися в сложных открытых системах, которые способны к самоорганизации. Бесспорно, большинство естественных и искусственных систем в мире являются таковыми. Таковой, очевидно, является и архитектура, рассматриваемая как система. Преимущество теории самоорганизации, проиллюстрированное в работах видных отечественных ученых-синергетиков (в частности С. П. Курдюмова, Е. Н. Князевой, В. Г. Буданова), заключается в том, что ее понятийный и методологический аппараты имеют серьезный потенциал с точки зрения универсальности и конвертируемости исходных данных и резуль-
татов из одной научной сферы в другую. Теория сложных самоорганизующихся систем может считаться «метаязыком», позволяющим связывать и «переводить» многие научные поля, оперируя едиными универсальными принципами. Другой актуальной особенностью синергетики представляется ее гуманистический и оптимистический характер, который особенно важен в свете глобальных проблем, встающих перед лицом человечества. Собственно, вся постнеклассическая научная парадигма во многом была вызвана к жизни необходимостью нахождения ответов на эти вызовы. Поэтому заявляемая учеными-сине-ргетиками актуальность использования теории самоорганизации вызывает интерес со стороны представителей различных научных областей, а также способствует активному внедрению синергетического подхода - изначально находившегося в компетенции физики и математики - в гуманитарные и прикладные исследования. Эта тенденция не обошла стороной и зодчество. Так, ко второму десятилетию XXI в. сформировался ряд фундаментальных и прикладных исследований, которые напрямую или косвенно затраги-
© Жуйков С. С., 2011
47
вают понятийный аппарат и методологию синергетики в архитектурном процессе. В связи с этим возникает необходимость оценить и понять, насколько эффективно синергетический подход работает в архитектуре, каковы границы его применения в данной области. Ответы на поставленные вопросы, конечно, стоит находить, учитывая контекст современного состояния теории самоорганизации и особенности ее функционирования в культуре.
Синергетика как методология
Сегодня о синергетике довольно много работ написано авторами самых различных дисциплин: от термодинамики до педагогики. Одна часть этих работ (Г. Хакен, И. Р. Пригожин, Н. Винер, В. И. Вернадский,
Н. Н. Моисеев, М. Мандельброт,
A. М. Жаботинский, А. Тьюринг, С. П. Курдюмов, А. А. Самарский,
B. Г. Буданов и др.) повлияла на формирование мировоззрения и методологии теории самоорганизации. Другая часть работ (Е. Н. Князева, Г. Г. Малинецкий, М. С. Каган,
A. П. Назаретян, С. П. Капица, Д. С. Чернавский, И. А. Евин, П. В. Турчин, Д. Е. Фесенко и др.) существенно расширила сферу применения теории самоорганизации, укрепила ее междисциплинарный характер. Здесь стоит особо выделить исследования известного отечественного физика-теоретика и специалиста по философии науки В. Г. Буданова, касающиеся синергетической методологии и философско-методологического анализа постнеклассической картины мира [1]. Опираясь на работы
B. Г. Буданова, можно описать характер существования синергетики сегодня в следующих положениях.
1 Пока «синергетический мегапроект» находится в диалоге с другими дисциплинами и еще далек от завершения, само определение синергетики не имеет четких границ. Поэтому в самом общем смысле синергетикой можно назвать междисциплинарные направления научных исследований, в которых стоит задача познания общих принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации систем самой разной природы, в том числе социальных систем. Процессы самоорганизации предполагают спонтанный переход от хаоса к порядку и обратно в открытых нелинейных средах, т. е. там, где извне поступают потоки вещества и энергии [1, 2].
2 В культуре функционирование синергетики определяется взаимодействием ее с обществом в аспектах: а) синергетика как картина
мира; б) синергетика как методология; в) синергетика как наука [1, 11].
3 В каждой из этих ипостасей с различным уровнем формализации присутствует структура синергетического знания, представляющая собой ядро и ауру. В ядре заключена «строгая», аутентичная синергетика, которая сформирована синтезом трех начал: нелинейное математическое моделирование, практическая философия и предметное знание. Ядро окружено аурой так называемой «мягкой» синергетики, или метафорической, неформализованной синергетики. Каждый из элементов этой структуры определяет степень взаимодействия с методологическим аппаратом теории самоорганизации. Так, именно с ауры начинается знакомство с синергетическим мировоззрением; здесь же происходит первая прикидка совместных действий в междисциплинарном контакте. В терминах метафорической синергетики происходит ее укоренение в массовом сознании. В этой области лежат многие когнитивные, психологические и коммуникативные приемы. Ядро же несет в себе функции «концептуального генома». Оно выстраивает «систему отсчета», охраняет синергетику от деструктивного размывания ее со стороны разного рода эпигонов. Ядро и аура «характеризуют начальный и конечный этапы процесса моделирования в применении общей синергетической методологии в социогуманитарных и междисциплинарных задачах» [1, 18-20].
4 Что касается методологии синергетики, то здесь еще существует ряд проблем: гипертрофированная аура все больше отслаивается от аутентичного ядра; окончательно не сформирован четкий методологический аппарат; отказ от математики и моделирования в пользу только метафорического освоения методологии теории самоорганизации. Несмотря на это, существуют значительные продвижения. Примером могут служить сформулированные
В. Г. Будановым семь основных принципов синергетики1, достаточно универсальных, чтобы дать быстрый старт для многих гуманитарных исследований. Данные методологические принципы
1 Принципы синергетики по В. Г. Буданову:
1) гомеостатичность; 2) иерархичность; 3) нелинейность; 4) неустойчивость; 5) незамкнутость;
6) динамическая иерархичность; 7) наблюдаемость [1].
предполагают полноформатное синергетическое моделирование в гуманитарной сфере и междисциплинарном проектировании, продвигаясь по этапам2 которого, можно перейти от метафорической синергетики к строгой.
Таким образом, на сегодняшний день можно утверждать, что в синергетике намечен универсальный методико-теоретический каркас, который действительно делает теорию самоорганизации междисциплинарным направлением (не в лозунгах, а на практике) и позволяет применять ее методы в различных дисциплинах. В случае архитектуры это имеет определенное значение, поскольку именно эта область научного знания соприкасается со многими научными сферами - математического, естественнонаучного и гуманитарного характера.
Архитектурав контексте постнеклассики
Генетически врожденная любознательность архитекторов, перманентная ориентированность самого зодчества на влияния извне и его программная междисциплинарность позволили ему примкнуть к тому ряду дисциплин, в которых уже довольно активно используются постнеклассические познавательные инструменты с той или иной степенью осознанности. Естественным образом современный архитектурный процесс постепенно стал включаться в общенаучные постнеклассические тенденции, получившие в архитектурной среде название «нелинейная парадигма».
Что именно почерпнула архитектура из постнеклассики? В первую очередь это, конечно, мировоззренческие основы. Во многом именно «нелинейная картина мира» повлияла на становление новой архитектуры,
2 Этапы полноформатного синергетического моделирования в гуманитарной сфере и междисциплинарном проектировании по В. Г. Буданову:
1) постановка задачи в дисциплинарных терминах, включая междисциплинарную экспертизу;
2) перевод дисциплинарных понятий и эмпирических данных в синергетический тезаурус;
3) усмотрение базовых процессов, обратных связей, принципов синергетики в эмпирическом материале, что существенно сужает метафориза-цию и произвол интерпретаций; 4) согласование, сборка принципов синергетики на эмпирическом материале, в результате чего возникает «кольцо принципов»; 5) построение структурно-функциональной когнитивной модели; 6) конструирование формальной динамической модели, фиксирующей тип уравнения, пространства состояний и т. д.;
7) построение «реальной» модели, т. е. уточнение свободных параметров и коэффициентов из опыта; 8) математическое решение модели (компьютерный эксперимент); 9) сравнение с экспериментом, интерпретация результатов; 10) принятие решений, корректировка модели на любом из этапов, замыкание герменевтического круга моделирования [1].
на ее философию, а следовательно, и на формообразование, поскольку в формах архитектуры опредмечивается мировоззрение человека и общества той или иной эпохи. Другой момент - новые способы формообразования. Они не могли быть найдены без нелинейного компьютерного моделирования, которое во многом основано на математических нелинейных уравнениях, пришедших из синергетических исследований.
Однако теперь, когда теория самоорганизации стала приобретать более или менее четкие контуры в своих онтологической и гносеологической составляющих, правомерно ли называть строго синергетическими все эти довольно размытые представления о новой парадигме в архитектуре? Думается, правомерно, но лишь тогда, когда речь идет о синергетике в весьма абстрактном (вспомним о метафорической синергетике) смысле. Учитывая это, попытаемся понять и оценить, что же может быть названо сегодня синергетикой в архитектуре, а что нет, другими словами определить границы применения синергетики в приложении к различным областям зодчества.
Архитектурный процесс и синергетика
Отечественный теоретик архитектуры, главный редактор журнала «Архитектурный вестник» Д. Е. Фе-сенко с середины 1980-х гг. занимается синергетическими исследованиями в области истории архитектуры. По его мнению, существует «как минимум четыре области приложения синергетической методологии в сфере архитектуры и градостроительства: урбанистика, формообразование в архитектуре и градостроительстве, психология архитектурного творчества и история архитектуры» [3, 81]. Приняв это за основу, в каждой из обозначенных областей осуществим некий мониторинг синергетического знания. Остановимся, однако, только на трех областях, оставив в стороне в данной работе психологию архитектурного творчества. Причиной этому является требование довольно глубокого знания предмета психологии, что пока не попадает в сферу научных интересов автора. Стоит сразу сказать, что в каждой из трех областей мониторинг будет вестись с отдельным акцентом на теорию и на практику, проектирование. Уже сейчас можно предположить, что в этом «синергетическом поединке» именно теория возьмет верх над практической деятельностью, поскольку архитектурная мысль всегда развивается намного быстрее
более реакционного архитектурного проектирования. Однако обратимся к фактам.
Урбанистика. Строгих классических работ, основывающихся на полноформатном синергетическом моделировании, в данной области пока еще не появилось. Но все-таки существуют исследования и реализованные проектные решения, в которых прослеживается довольно определенное приближение к методологии и философии синергетики. Во-первых, это модели устойчивых и изменяемых частей градостроительных объектов (Э. А. Гутнов, В. В. Владимиров, Е. М. Микулина, О. К. Кудрявцев,), модели циклического развития структуры (А. Э. Гутнов, Дж. Форрестер, Б. Б. Родман и др.), модели вероятностного проектирования (Ю. П. Бочаров, В. А. Лавров, Г. В. Мазаев и др.), модели саморегуляции природно-технических систем (В. А. Колясников), когнитивные и формальные модели городской структуры (Е. Ю. Витюк). Во-вторых, это исследования, посвященные закономерностям саморазвития архитектурно-пространственных систем на уровне систем расселения в работах А. Л. Валесяна (1944), Б. Б. Родмана (1980), Ф. Отто (1988),
С. А. Тархова (1989), М. В. Шубенкова (2006) [4]. В отношении синергетического понятийного аппарата интерес вызывают принципы организации городской среды как сложной самоорганизующейся системы, рассмотренные В. А. Колясниковым3, в которых можно четко увидеть общие контуры выстраиваемой синергетической модели города.
Что касается практической деятельности, то идеи открытости и устойчивости градостроительных объектов в «синергетическом отзвуке» можно наблюдать в метаболистических проектах японцев К. Танге, К. Курокава и английской архитектурной группы «Аркигрэм», в проекте синергетического поселения (институт «СИНКОР», США) [4], а также в концепции утопичного проекта Ж. Фреско «Венера». Формообразовательные принципы в градостроительстве на основе нелинейного компьютерного параметрического моделирования продекларированы английским архитектором
3 Принципы организации городской среды по В. А. Колясникову: 1) мягкость управления;
2) вариантность развития; 3) способность будущего конструировать настоящее; 4) конс-
труктивность целого; 5) эффективность малого; 6) синкретичность образа; 7) открытость каждой точки; 8) прогнозируемость развития; 9) режим с обострением; 10) динамичность и цикличность. См. о них: Колясников В. А. Теория градостроительства: современные направления и концепции : учеб. пособие. Екатеринбург : Архитектон, 2003.
П. Шумахером в манифесте о новом глобальном стиле в архитектуре и градостроительстве — параметризме (2009) на примере конкурсных работ
З. Хадид [5].
Особую актуальность сегодня в практическом плане приобретает новый метод городского планирования и управления, названный «городская акупунктура». «Данный термин обозначает стратегически ограниченное вмешательство в городскую ткань, продуманное и запрограммированное таким образом, чтобы внести конкретное локальное усовершенствование, при этом открыв путь для последующего развития» [6, 47]. Протагонистами городской акупунктуры выступают управленцы и проектировщики некоторых городов Испании, Португалии, Бразилии и Колумбии.
Таким образом, синергетика в урбанизме и градостроительстве наиболее полно проявлена в мировоззренческом отношении, менее четко и строго - в методологическом. Что касается мировоззренческой основы, то здесь не случайна тенденция к экологизации мышления (устойчивое развитие, диалог человека с природой), характеризующая в целом пост-неклассическую научную парадигму. В строго методологическом аспекте для градостроительных исследований уже намечена тенденция перехода от ауры метафорической синергетики к ядру аутентичной. Стоит добавить, что город как сложная система попадает во всех отношениях под категорию самоорганизующейся системы - это довольно точно обосновано в работах вышеуказанных авторов. При этом, думается, городская система может быть математически формализована, что в целом необходимо для построения полноформатной синергетической модели.
Что касается градостроительной практики, то здесь, естественно, необходимо принимать во внимание сложность самого городского образования, его, казалось бы, «неподвижность». Однако, как довольно успешно показывает практика испано-португальских стран, сложность городской системы отнюдь не препятствие, а необходимое условие синергетического «иглоукалывания», позволяющего «завести» положительные коэволю-ционные процессы многих элементов городской среды. Сложность именно в том, как правильно соотнести элементы идеальной синергетической системы с реальными в системе поселения. Итак, можно сказать, что в градостроительстве намечена тенденция верного использования синергетического
инструментария: смело и довольно масштабно в теории, более робко и локально - на практике.
Формообразование в архитектуре. Основанное на апплицировании формальных следствий фрактальной геометрии с помощью нелинейного компьютерного моделирования, данное направление развивается чаще всего в рамках экспериментального проектирования. Отсюда - самое распространенное название данного направления «нелинейная архитектура»4. Изначально нелинейное архитектурное проектирование было предварено концепциями и идеями практикующих архитекторов, что было необходимо для поиска новых методов и моделей в архитектуре. П. Эйзенман выступал с идеей «складчатости» - «складка» как тип аффективного пространства, разрушающего визуальный конструкт пространства классического. Г. Линн выдвигал идеи «гладкости», «гибкости», «формы-движения», «поля». Д. Кипнис создал «школу рыбы», отсылающую к предыстории геометрии [7, 16-164].
Все эти концепции и идеи на практике были воплощены в реализованные и нереализованные проекты, которые демонстрировали следующие формообразующие принципы нелинейной архитектуры. Во-первых, это использование новейших цифровых технологий и компьютерных программ, позволяющих моделировать динамические криволинейные архитектурные объекты, открытые к адаптациям и трансформациям формы. Во-вторых, это комплексный учет условий с помощью компьютерных алгоритмов и программ, применяемых для прогнозирования формального результата, где процесс виртуальных превращений модели способствует получению оптимизированной архитектурной формы. В-третьих, это абтрактный символизм и художественность образа, которые основаны на динамическом восприятии формы «здесь и сейчас», что делает объект многосмысловой абстракцией, подчиненной конкретной ситуации и среде. Среди методов формообразования нелинейной архитектуры можно назвать программный метод; метод параметрического моделирования; метод морфинга (адаптивный метод); топоаналитический метод. Готовые же объекты нелинейной архитектуры обладают адаптивными, топологическими, фрактальными, ин-
4 Почти синонимы, но с небольшими акцентами: «космогенная», «лэндморфная», «дигитальная», «киберпространственная» архитектура.
терактивными формальными свойствами [8].
Приведенная характеристика принципов нелинейного проектирования даже в такой сжатой тезисной форме показывает фрагментарность и условность в операциях с синергетическими принципами. В данном случае это только нелинейная математика и системность, отчасти образная составляющая, однако в остальном -полисемантика архитектурного постмодернизма.
В теоретическом плане нелинейная архитектура тяготеет к философскому дискурсу, что не допускает однозначных толкований. Все исследователи безоговорочно видят причину появления нового нелинейного формообразования в трансформации неклассической картины мира в постнеклассическую и во влиянии постмодернистских наук о сложных системах на архитектуру. Однако их мнения могут расходиться, когда дело касается фиксации и анализа сложности в новой архитектуре. Например,
Ч. Дженкс делает акцент на образ и семантику отдельных архитектурных объектов, ставших знаковыми для нового формообразования. «Как отмечает Г. Врачлиотис, Ч. Дженкс в своих суждениях не выходит за границы визуального - для него сложность оказывается сосредоточенной в собственно архитектурной форме, художественно-эстетической сфере, тогда как обсуждение данного феномена с точки зрения теории архитектуры не может свестись к отдельным зданиям и сооружениям, тем более - к их образным характеристикам. Другой видный теоретик архитектуры К. Фремптон, напротив, стремится выстроить социально-историческую логику, встающую за сменой формальных течений в архитектуре XX в....» [6, 46].
С другой стороны, может быть, действительно, в архитектурном формообразовании синергетика не привнесла ничего, кроме образной и морфологической сложности, тем и отражающей новую картину мира? В качестве ответа на этот вопрос можно привести цитату И. А. Добрициной: «В осмысление философской стороны явления большой вклад внесли работы постструктуралистов, предугадавших тенденции развития мышления. Вслед за Дженксом, Эйзенманом, Кип-нисом, Линном ряд теоретиков и проектировщиков развивают парадигму нелинейной архитектуры. Среди них Байрам Ширдел, Бен ван Беркел, Стен Аллен, Сесил Бэлмонд, Мартин Пирс, Уильям Митчел и др. <...> Некоторые существенные для архитектуры представления о нелинейной парадигме
содержатся в статье Питера Т. Сондерса “Нелинейность. Что это такое и почему это так важно”. Он отмечает, что “научная система Ньютона сегодня поставлена под сомнение... Проблема состоит в том, что Вселенная нелинейна, что мы это знаем давно и только сейчас начинаем понимать всю важность подобного заключения... Новые математические инструменты и, помимо прочего, мощные вычислительные машины позволяют теперь так исследовать нелинейность, как раньше было невозможно”. Что же это значит - Вселенная нелинейна? Во-первых, что нельзя предсказать ее будущее, исходя из состояния на данный момент. Во-вторых, что именно качество нелинейности придает ей как системе множество особых свойств, тогда как раньше считалось, что эти свойства появляются как следствие внешних воздействий. Но главное -феномен нелинейности лежит в основе устройства самой Вселенной» [7, 164-165]. Из этого следует, что все-таки архитектурное сообщество с большим интересом и удовольствием восприняло идею нелинейности -одну из ключевых позиций, от которых отталкивается синергетика.
Однако история показала, что подобные яркие нелинейные формообразовательные эксперименты - после весьма оглушительного выступления на «сцене современной архитектуры» в 1990-е гг. - сегодня спокойно заняли свою нишу среди прочих стилевых и нестилевых направлений, уступив место новым. Эти новые направления в визуальном отношении весьма не похожи на нелинейную архитектуру, ранее приравненную к синергетике. Подобную мысль можно наблюдать и у И. А. Добрициной: «В философии культуры и архитектуры смещение к новому часто обозначается как “движение от дерридеанства к дискурсу Делеза”. Новая эстетика, основанная на нелинейности, прошла стадию эксперимента. Несмотря на громадную популярность нелинейной (дигиталь-ной) архитектуры, моделируемой с помощью компьютера, в 90-е она образует лишь остров в океане эстетик. <...> В целом же мы и здесь наблюдаем тенденцию к увеличению числа языков. <...> Гетерогенность заложена в методе морфогенеза, в приемах морфинга, характерных для нелинейной архитектуры 90-х. За тридцатилетний период использованы три стратегии поиска нового, устойчивого и универсального, метода, способного, подобно модернизму, надолго интегрировать архитектурный процесс. Однако контуры универсальной модели в прежнем, классическом, смысле в сере-
дине 90-х не просматривались, и вряд ли она будет востребована обществом. Поиск нового в наше время способен лишь увеличить число языков. Однако он необходим для эволюции профессии» [7, 224-226].
Синергетика в архитектурном формообразовании, несмотря на первоначальную эйфорию архитекторов по поводу новых эффектных и, в об-щем-то, эффективных методов компьютерного моделирования, не может пока выступить как генератор единого цельного метода, принципиально и повсеместно меняющего морфологию нового зодчества, как, например, это было с классической стилевой архитектурой и модернизмом. Однако в мировоззренческом аспекте синергетика еще больше закреплена в идее сложности (принцип необходимого природного разнообразия) или, например, в идее экологичности, энергоэффективности и при этом визуальной простоте5.
Теория и история архитектуры. Эта область сама по себе является исключительно мыслительной, однако всегда имеет практический выход -прогнозирование, на основании которого должны развиваться стратегии в проектной практике для построения наиболее оптимального варианта будущего. Синергетика в своих лозунгах преподносилась как «мышление, ориентированное на будущее»6. В связи с этим заявляемый прогностический потенциал должен присутствовать и в исследованиях, которые базируются на методах теории самоорганизующихся систем. Сейчас пока сложно сказать, так ли это - должно пройти определенное время для получения эмпирических доказательств, но ознакомиться с основными гипотезами, отраженными в теоретических работах, уже можно.
Сегодня в современной архитектурной науке идет формирование школы, представители которой поднимаются над эмпирико-описательным уровнем в своих теоретико-исторических исследованиях, где зачастую можно наблюдать синергетические «мотивы». Например, это можно проследить в крупных работах и тезисах Ч. Дженк-са, В. Глазычева, А. Иконникова, А. Рябушина, С. Хан-Магомедова, Ф. Новикова, Н. Павлова, Г. Ревзи-на, Д. Швидковского, С. Заварихина, Л. Холодовой, В. Логвинова, В. Хаза-новой, Е. Кириченко. Однако методо-
5 Эта идея удачно выражена Д. Е. Фесенко в словосочетании «парадигма нового утилитаризма» (см. [10]).
6 Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики: человек, конструирующий себя и свое
будущее. М. : КомКнига, 2007. С. 147 —150.
логически строгих синергетических исследований в области теории и истории архитектуры очень немного. Пожалуй, самым наглядным примером методологически строгого синергетического исследования служит «теория архитектурного процесса» (ТАП), активно разрабатываемая Д. Е. Фесенко с середины 1980-х гг. ТАП является проекцией теоретической (математической) истории на сферу архитектуры и градостроительства. В отличие от господствующей событийной истории архитектуры, объектом внимания которой являются традиционные персона-лизованные референты (постройки, персоналии, школы, течения, направления), ТАП ориентируется на выявление внутренних и внешних причинно-следственных связей и формулирование путей развития зодчества. Предметом ТАП являются объективные закономерности развития зодчества в их соотношении с логикой политико-экономического и социально-культурного развития и исторической макродинамики, иными словами, это архитектурный процесс в измерении историко-культурными эпохами, включающими в себя различные параметры архитектурной действительности. Методологические ориентиры ТАП - синергетика и циклизм, которые можно наблюдать в таких порою смежных для архитектуры дисциплинах гуманитарного знания, как философия истории, теория всеобщего художественного процесса, общее литературоведение, логика и методология науки [9].
Как пишет Д. Е. Фесенко, «синергетические методы <...> сводятся к выявлению оппонирующих параметров порядка - по Г. Ха-кену, наиболее медленно меняющихся переменных, под которые подстраиваются все остальные -управляемые - параметры, а также анализу уровня напряженности взаимоотношений между ними. Параметры порядка возникают в окрестности точки бифуркации и, таким образом, могут служить довольно точным диагностическим признаком роста неустойчивости, хаотизации архитектурного процесса, приближения исторического узла. Средством их идентификации оказываются методы контент-анализа средств профессиональной и массовой информации. Технически работа не слишком сложная, но трудоемкая, требующая фронтального просмотра и анализа значительного корпуса литературных источников. Речь идет о подсчете числа соответствующих публикаций; определении объема внимания, то
есть выявлении в текстах - нередко не имеющих отношения к искомой тематике - релевантных фрагментов; слежении за динамикой ценностных предпочтений, что проявляется в изменении эмоциональной окрашенности суждений, относящихся к тому или другому параметру порядка. Проблема в том, что параметры порядка -каждый раз разные. И каждый раз эта новая социокультурная конфигурация - поистине неожиданность, сюрприз для исследователя» [10]. Как можно увидеть из цитаты, автор теории архитектурного процесса выстраивает методологически выверенную синергетическую модель архитектурной истории - вспомним принципы синергетики по В. Г. Буданову. При этом у автора уже есть определенные представления об архитектурном будущем, в частности о будущем российской архитектуры7.
Помимо ТАП среди других синергетических работ в области архитектуры можно назвать совместные исследования теоретика архитектуры Л. П. Холодовой, математика В. Н. Бабича и их магистров и аспирантов (Я. Янко-ва, Е. Витюк, Н. Яландина), где были применены синергетический понятийный аппарат и структура принципов по В. Г. Буданову [11]. К примеру, в одной из работ Е. Ю. Витюк была предпринята попытка лингвистического анализа понятийного аппарата при синтезе архитектуры и синергетики, поиск тождественности языков этих дисциплин с целью корректного моделирования: гомеостатичность -пропорция; иерархичность - архитектоника; нелинейность - альтернатива; незамкнутость - взаимодействие; неустойчивость - творчество; эмер-джентность - вдохновение; наблюдаемость - реставрация [3, 38-40].
Итак, можно сделать вывод о том, что в отношении теории и истории архитектуры синергетика представляется жизнеспособной. Понятийный аппарат синергетики без труда можно наложить на архитектуру, поскольку она сама по себе является сложной и многозначной системой, в которой наслаиваются различные предметные пласты: от формообразования и композиции до социальной роли, т. е. весьма вариабелен аспект приложения синергетики. Архитектурная история отражает общесоциальные процессы, которые сегодня синергетически описываются и прогнозируются проецируемыми на зодчество приемами теоретической истории.
7 См. параметры порядка в отечественной архитектуре середины ХХ - начала XXI в. в статье [10].
Таким образом, можно говорить, что история архитектуры от синергетики впитывает как методы, так и холистическое видение - переход от эмпирико-описательного уровня к общетеоретическому. Это позволяет сменить характер восприятия истории - она становится не констатирующей, а объясняющей, что, в свою очередь, несет в себе значительный прогностический потенциал.
Заключение
1. Синергетика как одно из актуальных ведущих направлений постне-классической научной парадигмы до сих пор находится в процессе своего становления, претендуя на роль мировоззренческого ядра «постнеклассики».
2. Сегодня уже существует относительно разработанная универсальная методологическая база синергетического знания (В. Г. Буданов), позволяющая применять ее в различных научных дисциплинах, в том числе и в архитектуре.
3. Современная архитектура, описываемая и создаваемая под флагом нелинейной парадигмы, порождает вопросы: «В каком аспекте здесь проявлена синергетика - метафорическом или методологическом; каковы границы применения синергетического знания?»
4. Синергетика в градостроительстве применима и в качестве теории, и в качестве руководства к действию. Масштабность, сложность и полифункциональность поселенческих систем определяют более тщательно выверенное и формализованное синергетическое моделирование, в котором совсем немного места метафорическому ракурсу рассмотрения.
5. В практике архитектурного формообразования синергетика проявляется в одном принципе - нелинейности, свидетельствующем о применении только некоторых методов синергетики - нелинейного математического моделирования. В отношении же философии архитектурной формы синергетика проявлена как смена ценностного императива - экологизация, гуманизация искусственной среды как в отношении человека, так и в отношении естественной природы, принцип природной фрактальности.
6. К истории архитектуры теория самоорганизации может быть достаточно легко апплицирова-на. Прогностический потенциал синергетики на основе уже выдвинутых гипотез различных исследователей будет проверен в ближайшем будущем. Накопившийся опыт подобных научных изысканий постепенно систематизируется и выстраивается
в теоретико-методологический каркас теории архитектурного процесса, которая может быть взята за основу в фундаментальных исследованиях по теории и истории архитектуры.
Подводя итог, можно утверждать, что сегодня в архитектурной практике пока рано говорить о полноформатном синергетическом моделировании и о конкретном синергетическом подходе в проектировании. Здесь синергетическая методология, как таковая, размывается, остаются лишь фрагменты, а отдельные методы еще не свидетельствуют о принадлежности к определенной методологии. Однако в фундаментальных архитектурноградостроительных исследованиях теоретические модели сложных образований с «человекоразмернос-тью» могут уже довольно успешно изучаться в синергетическом ключе без нарушений целостности методологии теории самоорганизации.
Список использованной литературы
1 Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и образовании. М., 2009.
2 Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000. Сайт «Philosophy.ru : Философский портал». URL: http:// www.philosophy.ru /library/stepin (дата обращения: 23.05.2011).
3 Эстетика архитектуры и дизайна : материалы Всерос. науч.-практ. конф. 4-6 октября 2010 г. / под. ред. Г. В. Есаулова и др. М., 2010.
4 Анисимов А. Н. Синергетический метод градостроительного проектирования // Известия вузов. Ар-хитектон. 2008. № 22. URL: http:// archvuz.ru /numbers/2008_22/k36 (дата обращения: 25.05.2011).
5 Schumacher P. Parametricism A New Global Style for Architecture and Urban Design // AD Architectural Design. 2009. Vol. 79. No. 4 (July/ August): Digital Cities. URL: http:// www.patrikschumacher.com/Texts / Parametricism%20-%20A%20 New%20Global%20Style%20for%20 Architecture%20and%20Urban%20 Design.html (дата обращения:
06.08.2011).
6 Плохов Ю., Фесенко Д. «Акупунктура города» - этап становления // Архитектурный вестник. 2010. № 2 (113). С. 46-51.
7 Добрицина И. А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: архитектура в контексте современной философии и науки. М., 2004.
8 Нелинейные методы формообразования : сайт виртуальной мастерской «AdaptikA». URL: http://
www.adaptik-a.com/research/ item/29-nonlinear-methods-of-morphogenesis (дата обращения:
25.05.2011).
9 Фесенко Д. Теория архитектурного процесса: контуры новой парадигмы. М., 2010.
10 Фесенко Д. Архитектура как инструмент прогнозирования и конструирования социальных процессов : сайт журнала «Архитектурный вестник». ИИЬ: http://archvestnik. ru/node/2200 (дата обращения:
23.05.2011).
11 Бабич В. Н. Принципы синергетики в архитектуре // Известия вузов. Архитектон, 2008. № 21. ИКЬ: http://archvuz.ru/numbers/2008_1/ ta2 (дата обращения: 24.05.2011).