СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВУЗА
Е.Н. Гребенюк
Аннотация. В статье исследуются проблемы моделирования процесса студенческого самоуправления в вузе, анализируются свойства педагогического моделирования. Рассматривается возможность применения синергетического подхода к моделированию системы студенческого самоуправления.
Ключевые слова: студенческое самоуправление, моделирование, синергетический подход.
Summary. The article analyzes the problem of modeling the process ofstudents' self-government in the University. It also examines the properties of pedagogical modeling and the possibility to apply the synergetic approach to the modeling of the system of students' self-government.
Keywords: students' self-government, modeling, synergetic approach.
В последнее время в гуманитарных исследованиях все большую популярность приобретает моделирование как метод научного познания объективной реальности. Как отмечает 42 Е.А. Солодова: «Сегодня только ленивый не моделирует. Действительно, привлекательность моделей заключается именно в том, что они позволяют прогнозировать будущее» [1, с. 111]. В современной науке существует большое количество разнообразных определений модели, например, В.Д. Мо-гилевский моделью называет специально синтезированный для удобства исследования объект, который обладает необходимой степенью подобия исходному, адекватной целям исследования, сформулированным субъектом или лицом, принявшим решение относительно исследования системы [2, с. 256]. Модель определяется также
как эталон; устройство, имитирующее строение и действие какого-либо реального объекта; совокупность абстрактных представлений о реальном предмете, аналог объекта на формализованном языке. В словаре философских терминов читаем следующее определение: модель - опытный образец или информационно-знаковый аналог того или иного изучаемого объекта, выступающего в качестве оригинала.
Согласно позиции Е.В. Яковлева, «модели организации следует строить, исходя из идеи самоорганизации, рассматривая их как промежуточные состояния на пути эволюции» [3, с. 34]. В таком случае модели, как шаблоны, полезны при анализе различных ситуаций и проблем, возникающих в практической деятельности; позволяют проследить развитие
организации и выявить внутренние тенденции, определяющие происходящие изменения; эффективны при конструировании будущих ситуаций и анализе возможных путей дальнейшего развития.
В нашем исследовании мы ставим задачу построить модель студенческого самоуправления вуза, опираясь на принципы синергетического похода. Анализ моделей организации студенческого самоуправления в вузах РФ позволяет отметить достаточно плодотворную деятельность по моделированию организации студенческого самоуправления. Вместе с тем, на наш взгляд, в реализуемых моделях недостаточно используются принципы синергетиче-ского подхода как основы самоорганизации, саморегулирования организации в целом и каждой личности в отдельности; практически не рассматривается организация студенческого самоуправления в воспитательной системе образовательного учреждения. Мы считаем, что в вузе приоритетная роль должна отдаваться личности студента как индивидуального и самостоятельного субъекта, способного влиять на всю систему вузовского менеджмента. Реализацию гуманистической стратегии воспитания личности будущего специалиста необходимо связывать с всемерной поддержкой развития студенческого самоуправления в вузах. Современная действительность требует эффективной социализации молодежи, воспитания и развития у студентов качеств инициативного и самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения в различных сферах действительности на основе саморазвития, самообразования, самовоспитания, самоуправления. Достаточно эффективно
эти качества личности формируются в процессе студенческого самоуправления, как основной формы участия студентов в управлении студенческой жизнью вуза. Участие в студенческом самоуправлении - это особый вид деятельности, в реализации которого проявляются и развиваются профессиональные, организаторские, лидерские, творческие способности и личностные качества студентов. В вузовской практике известно немало различных форм и моделей воспитательной работы. Возможность и своевременность применения той или иной модели должна быть привязана к задачам определенного этапа развития студенческого самоуправления как целостного процесса. С опорой на данную исходную позицию и была разработана модель развития организационных форм студенческого самоуправления в вузе, в которой на каждом этапе оказываются востребованными такие формы, которые рассчитаны на достижение определенного результата.
Специфика создания систем развития студенческого самоуправления состоит в функционировании моделей, отвечающих сложившимся традициям и дополненным новыми идеями и элементами, вариативности моделей, подключенных к решению наиболее актуальных воспитательных программ, определяемых в развитии общей программы воспитания будущего специалиста педвузе с учетом передового опыта вузов.
В процессе моделирования студенческого самоуправления могут быть созданы различные модели инновационной деятельности: содержательные, управленческие, нормативно-правовые и прочие, которые составят основу будущего проекта. Безу-
43
44
словно, что образовательное учреждение самостоятельно решает вопрос о том, какая модель или ее модификации в наибольшей степени соответствуют задачам дальнейшего развития самого учреждения.
В случае, когда мы моделируем какие-то варианты студенческого самоуправления, нас интересует и моделирование структуры рассматриваемого объекта, и моделирование его функционирования. В то же время, учитывая, что многие события жизни носят случайный характер, некоторые исследователи советуют строить модель на основе установлений вероятностных событий, то есть использовать стохастическое моделирование.
Модель - это, прежде всего, продукт моделирования, то есть процесса, в котором «участвуют» объект моделирования (оригинал) и субъект, то есть тот, кто моделирует. Учитывая, что студенческое самоуправление может быть представлено в качестве как знаковой, так и вербально модели, то нему применимо построение моделей имеющих реальное воплощение (структурных, содержательных, технологических, нормативных) и описывающих процессы, которые строятся на принципах, ценностных установках, способах взаимодействия всех структурных элементов. Опираясь на основные подходы в применении метода моделирования, мы предполагаем, что основные принципы построения модели могут быть следующими: принцип уровневой иерархичности, модульный, принцип гуманизации, междисциплинарности и самоопределения. Реализация в модели студенческого самоуправления данных принципов означает для студентов возможность конструирования своего собственного образа, проектирования
своей жизненной траектории, утверждает доверие как феномен личностно-ориентированного подхода.
Модель студенческого самоуправления не может быть полностью идентична воспроизводимой ею действительности, ее основная функция, как раз, и заключается в выделении существенных сторон и связей университетской действительности. При моделировании студенческого самоуправления в вузе следует опираться на следующие приоритетные принципы:
• свободный выбор вузом и его подразделениями модели студенческого самоуправления, исходя из своей специфики и имеющихся традиций и прецедентов;
• ориентация на индивидуальные и коллективные интересы, потребности, способности всех участников образовательного процесса (студенты, преподаватели, родители, работодатели, местная власть, общественные организации);
• равноправная позиция всех субъектов самоуправления;
• деятельностный подход, позволяющий направить индивидуальную и коллективную деятельность студентов на полезные дела;
• тесное взаимодействие вуза и его подразделений с местным сообществом, властью, бизнесом, общественными организациями.
«В синергетическую модель студенческого самоуправления могут быть заложены такие ценности как -свободная, творческая, гармонично развитая личность, высокая профессиональная квалификация, личность живущая в открытом гражданском обществе, признающая его ценности, конкурентоспособная в условиях рынка» [4, с. 46]. Синергетический под-
ход - это методологическая ориентация в познавательной и практической деятельности, предполагающая реализацию совокупности идей, понятий и методов в исследовании и управлении открытыми нелинейными самоорганизующими системами. Известные варианты определения синергетики опираются на такие свойства системы, как нелинейность, когерентность, открытость, которые действительно необходимы для самоорганизации различных систем. В студенческом самоуправлении это - личность учащегося и преподавателя, студенческое сообщество команда преподавателей, это учреждение образования и его окружающая среда.
Синергетический подход позволяет рассматривать студенческое самоуправление в вузе как процесс в значительной степени самоорганизующийся, не основанный на прямых при чин но-следственных зависимостях, а протекающий неоднозначно, процесс обусловленный множеством внутренних и внешних влияний; закономерных и случайных; предсказуемых и стихийных; упорядоченных и хаотичных. Синергетический подход в самоуправлении - методологический принцип исследования и понимания этого процесса как нелинейной системы, указывающий на предсказуемость, хаотичность, вероятность и субъектность поведения его участников, в силу чего в системе самоуправления возникает хаос, необходимость преодоления которого становится внутренним источником ее самоорганизации и саморазвития.
В свете синергетического подхода - человек - не винтик системы, развивающийся вместе с ней, а сила, способная к преодолению кризисов
и упорядочиванию системы, ее стабилизации. Специфическими для синергетики являются термины: хаос, самоорганизация, диссипативная структура, аттрактор, бифуркация, синергетический эффект. Среди положений синергетики, важных для организации эффективной системы студенческого самоуправления, можно отметить следующие: во-первых, условием динамического развития системы является наличие в ее структуре неустойчивых, неравновесных состояний; во-вторых, поле путей развития системы содержит альтернативы и определяется внутренними свойствами системы; в-третьих, определяющими для перехода системы на новый уровень развития могут стать малые воздействия; и, в-четвертых, механизмы синергетического управления строятся на принципе резонанса внутренних свойств системы и слабых воздействий.
Таким, образом, синергетический подход к моделированию системы студенческого самоуправления в вузе основан на использовании свойств нелинейности, открытости управленческих систем, их способности адаптироваться к условиям окружающей среды на основе самоорганизации. Также, на наш взгляд, при моделировании системы студенческого самоуправления вуза с использованием синергети-ческого подхода необходимо учитывать следующие их особенности.
Нелинейность развития управленческих систем. Теория синергетики и практики учитывают, что состояние покоя или линейного развития являются лишь абстракцией, удовлетворительной описывающей систему только в коротком интервале времени.
45
46
Многовариантность, альтернативность развития систем. Результатом моделирования синергетических систем вследствие, прохождения ими через множество точек бифуркаций будет не конечное состояние системы, а поле разновероятностных состояний.
Способность системы к качественному скачку. Накопление познавательного возмущения в системе (флуктации) может вызвать качественный переход системы с одного уровня на другой как в положительной, так и в отрицательной динамике.
В развитии и становлении системы студенческого самоуправления как любого феномена социального развития все более четко выявляется значение понимания роли ритмов и циклов в его осуществлении. В этом плане открытие некоторыми исследователями синергетического циклизма приобретает особый смысл, поскольку позволяет более глубоко и точно раскрывать принципы, механизмы, характер развития самоуправляемых систем. По мнению В.П. Бранского, с точки зрения синергетического циклизма, развитие любой системы приобретает форму своеобразной «игры в бисер» и если традиционный циклизм предполагает чередование (повторение) определенных типов порядка, то синергетический циклизм - чередование порядка и хаоса [5].
Спектр направлений, в которых может протекать иерархизация и де-иерархизация системы, отнюдь не произволен: он задается природой этой системы, которая претерпевает указанную эволюцию в процессе своего развития. Другими словами, он, этот спектр, определяется бифуркацией - разветвлением старого качества на конечное множество вполне
определенных потенциально новых качеств. Цепочка бифуркаций может не только увести самоорганизующую систему от исходного состояния, но и вернуть ее в это состояние. Для конкретной воспитательной системы, взаимодействующей с конкретной средой, существует свой аттрактор - предельное состояние, достигнув которого система уже не может вернуться ни в одно из прежних состояний. В существовании аттракторов - предельных состояний любой системы легко убедиться, наблюдая как иерархизацию (порядок), так и деиерархизацию (хаос).
Процесс иерархизации в условиях взаимодействия с внешней средой и изменения системы отношений не может продолжаться бесконечно: достигнув некоторого предельного состояния («простой аттрактор» у В.П. Бранского) он останавливается; этим и можно объяснить распад, «смерть самоорганизующейся системы» [там же, с. 10].
Но не нужно опасаться процесса деиерархизации: распад самоорганизующейся системы может закончиться, когда он достигнет некоторого предельного состояния («странный аттрактор»).
В.П. Бранский аргументированно доказывает, для чего нужна на первый взгляд такая неприятная процедура как деиерархизация: она создает совершенно новые элементы, на базе которых может возникнуть спектр совершенно новых возможных структур. Последние были невозможны в рамках прежних элементов. Кроме того, взаимодействие этих элементов протекает теперь по новому закону. Следовательно, именно деиерархизация придает переменам в развитии самоо-
правляемой системы радикальный (а не косметический) характер. Вот почему в синергетической теории развития отношение к хаосу оказывается существенно иным, чем оно было бы в классических теориях развития.
Таким образом, процесс развития системы студенческого самоуправления, если его наблюдать достаточно долго, в общем случае не сводится только к иерархизации (переход от простого к сложному), а представляет собой крайне сложный процесс, многоступенчатого чередования процессов иеррахизации и деиерархизации.
Задача педагога-организатора при этом состоит не только в прогнозе вероятности краха системы, но и в определении управляющих воздействий, способных вызвать такой скачок (или его предотвратить). Моделирование системы студенческого самоуправления с использованием синергетического подхода приводит, на наш взгляд, привести к изменению оценки результатов управления. Становится очевидным рассмотрение системы любого уровня не с позиции оценки разницы «конечный результат системы (выпускник вуза) - начальное состояние (студент I курса), а как определение различия множества альтернатив развития при управленческом воздействии и множества альтернатив безуправленческого развития. В управленческих системах, являющихся открытыми системами, включающими взаимодействия организационных, мотивационных, диагностических подсистем, синергети-ческие эффекты позволяют переводить естественное развитие в скачкообразный рост и переход системы в качественно новое состояние. Это радикальный способ вывода системы
студенческого самоуправления из кризиса. Для формирования синерге-тических эффектов в системе студенческого самоуправления необходимо выполнение следующих условий:
• должны быть согласованы во времени и пространстве условия функционирования подсистем, входящих в систему студенческого самоуправления;
• должно быть выявлено ведущее звено качественного развития (управ-ленческо-организационная, педагогическая инновация) и обеспечить его саморазвитие;
• внешние управляющие воздействия на систему (администрации учебного заведения) должны быть конгениальны внутренним автоколебанием системы, совпадать с ними как по вектору, так и по темпу и частоте.
В реальных самоуправляемых системах это означает, что если ведущим звеном являются инновационные механизмы и средства инновационного менеджмента, то поисковый этап, научная концепция, материально-техническое, научно-методическое обеспечение и сопровождение должны быть системными, комплексными, скоординированными в пространстве и времени, последовательны, конгруэнтны, всеобъемлющи, непрерывны. Формирование синергетических эффектов в самоорганизующихся системах возможно программно-целевым методом. Методология программно-целевого проектирования самоорганизующихся систем - это методология поиска и отбора механизмов и средств управленческого воздействия, технологических разработок и их внедрения в управленческий процесс вуза, при котором весь цикл от поиска до внедрения рассматривается как единая система последова-
47
48
тельных операций, приводящих к си-нергетическому эффекту.
Парадигмы, новые научные концепции, инновационные технологии выполняют роль флуктаций (отклонений от средних величин), вызывают в самоуправляемой системе новые качественные скачки к развитию. Прежде чем они реализуются в педагогике, они проходят ряд этапов внедрения в педагогические системы. Эти этапы подобны фазовым переходом в физических системах. Изменения в фундаментальных исследованиях переходят в изменения в прикладных науках и конкретизируются. Из прикладных наук они переходят в технологические цепи (средства, механизмы) педагогических систем, из технологических цепей в технологические науки (сеть педагогических событий). Меняется фазовый портрет педагогической системы, меняется структура, содержание педагогических технологий. Изменения в структуре становятся настолько большими, что радикально меняют парадигму системы. Изменения парадигмы - это революция, си-нергетический взрыв, изменяющий всю педагогическую систему. Синерге-тические взрывы, вызванные инновациями, сменой парадигмы сопровождаются синергетическими эффектами, которые являются количественными и качественными измерителями в системе воспитания и образования социально-ориентированной личности. Как считают многие исследователи синергетических процессов, си-нергетический эффект может быть
как положительным, так и отрицательным. Отрицательные значения синергетического эффекта могут быть связаны как с разрушением системы, потерей его устойчивости, разрывом связей, деградацией и хаосом.
Итак, исходя из основных постулатов синергетической парадигмы, модель студенческого самоуправления должна обладать эмержентными свойствами. Эти свойства определяются нами в синергетической модели студенческого самоуправления как получение синергетического эффекта, который состоит в том, что система приобретает дополнительные свойства, позволяющее ей развиваться более интенсивно, совершая качественные скачки в своем развитии, постоянно совершенствуясь и развиваясь.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Солодова Е.А. Новые модели в системе образования: синергетический подход. Учебное пособие / Предисл. Г.Г. Мали-нецкого. - М.: Книжный дом «ЛИБРО-КОМ», 2012. - 344 с.
2. Могилецкий В.Д. Методология систем. -М.: Экономика, 1999. - 346 с.
3. Яковлев Е.В. Построение моделей в гуманитарных исследованиях. - М., 2007. -135 с.
4. Жидких Т.М. Управление образовательным процессом в колледже на основе синергети-ческого подхода: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2007. - 235 с.
5. Бранский В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории // Общественные науки и современность, 1999. - № 6. ■