СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ
В.Ш.Масленникова, зав. лабораторией профессионального воспитания и социальной педагогики ИПППО РАО, доктор педагогических наук, профессор Н.Н.Сутугин, директор Казанского филиала Нижегородского государственного лингвистического университета, соискатель Института педагогики и психологии профессионального образования РАО
Смена научных парадигм, произошедшая на границе XX и XXI столетия заключалась в том, что на смену кибернетической парадигмы, господствовавшей и в социальных науках всю вторую половину XX века, пришла синергетическая парадигма.
В России работы, относящиеся к объяснению педагогических явлений с позиции синергетики, стали появляться в 1920-е годы. В различных регионах, появились практики ориентированные на внедрение принципов синергетики в методологии решения педагогических проблем.
Методологической основой эффективных моделей воспитательной деятельности могут быть различные концептуальные подходы, так как многомерность воспитательной практики и уровень развития современной теории воспитания позволяют педагогическому коллективу в воспитательной деятельности обращаться к самым различным подходам, как прошедших достаточно широкую апробацию в практике отечественного воспитания, так и совсем недавно оказавшихся в арсенале современных воспитателей. Среди наиболее известных методологических подходов прошедших активную апробацию можно назвать: возрастной, индивидуальный, личностно-деятельностный, антропологический, ак-меологический, аксиологический, герменевтический, амбивалентный, парадигмальный и полипарадигмальный, средовой, целостный, событийный подходы. Среди новых современных подходов ряд исследователей называют и синергетический подход, который является основополагающим в концепции исследований нашей лаборатории.
Синергетический подход - это методологическая ориентация в познавательной и
практической деятельности, предполагающий применение совокупности идей, понятий и методов в исследовании и управлении открытыми нелинейными самоорганизующими системами. Известные варианты определения синергетики опираются на такие свойства системы, как нелинейность, когерентность, открытость, которые действительно необходимы для самоорганизации различных систем. В воспитании это - личность учащегося и преподавателя, коллектив учащихся и сообщество преподавателей, это учреждение образования и его окружающая среда.
Такой подход позволяет рассматривать воспитательную деятельность как процесс, в значительной степени самоорганизующийся, не основанный на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающий неоднозначно, процесс, обусловленный множеством внутренних и внешних влияний; закономерных и случайных; предсказуемых и стихийных; упорядоченных и хаотичных.
Среди положений синергетики, важных для организации воспитательной деятельности, можно отметить следующие:
- условием динамического развития системы является наличие в ее структуре неустойчивых, неравновесных состояний;
- поле путей развития системы содержит альтернативы и определяется внутренними свойствами системы;
- определяющими для перехода системы на новый уровень развития могут стать малые воздействия;
- механизмы синергетического управления строятся на принципе резонанса внутренних свойств системы и слабых воздействий.
Таким, образом, синергетический подход к воспитанию основан на использовании свойств нелинейности, открытости педагогических систем, их способности адаптироваться к условиям окружающей среды на основе самоорганизации.
При моделировании воспитательных систем с использованием синергетического подхода необходимо учитывать следующие их особенности.
Нелинейность развития воспитательных систем. Теоретики синергетики и практики учитывают, что состояние покоя или линейного развития являются лишь абстракцией, удовлетворительно описывающей систему только в коротком интервале времени.
Многовариантность, альтернативность развития систем. Результатом моделирования синергетических воспитательных систем вследствие, прохождения ими через множество точек бифуркаций будет не конечное состояние системы, а поле разнове-роятностных состояний.
Способность воспитательной системы к качественному скачку. Накопление познавательного возмущения в системе (флукта-ции) может вызвать качественный переход системы с одного уровня на другой (катастрофу).
В развитии и становлении воспитательной системы, как любого феномена социального развития все более четко выявляется значение понимания роли ритмов и циклов в его осуществлении. В этом плане открытие некоторыми исследователями си-нергетического циклизма приобретает особый смысл, поскольку позволяет более глубоко и точно раскрывать принципы, механизмы, характер осуществления воспитательной системы. По мнению В.П.Бранского, с точки зрения синергетиче-ского циклизма, развитие любой системы приобретает форму своеобразной «игры в бисер» и если традиционный циклизм предполагает чередование (повторение) определенных типов порядка, то синергетический циклизм - чередование порядка и хаоса.
Спектр направлений, в которых может протекать иерархизация и деиерархизация
воспитательной системы отнюдь не произволен: он задается природой этой системы, которая претерпевает указанную эволюцию в процессе своего развития. Другими словами он, этот спектр определяется бифуркацией - разветвлением старого качества на конечное множество вполне определенных потенциально новых качеств. Цепочка бифуркаций может не только увести самоорганизующую систему от исходного состояния, но и вернуть ее в это состояние. Для конкретной воспитательной системы, взаимодействующей с конкретной средой, существует свой аттрактор - предельное состояние, достигнув которого система уже не может вернуться ни в одно из прежних состояний. В существовании аттракторов -предельных состояний любой системы легко убедиться, наблюдая как иерархизацию (порядок), так и деиерархизацию (хаос).
Процесс иерархизации в условиях взаимодействия с внешней средой и изменения системы отношений не может продолжаться бесконечно: достигнув некоторого предельного состояния («простой аттрактор» у В.П.Бранского) он останавливается; этим и можно объяснить распад, «смерть» воспитательной системы.
Однако не нужно и опасаться процесса деиерархизации: распад воспитательной системы может закончиться, когда он достигнет некоторого предельного состояния. («странный аттрактор»).
В.П.Бранский аргументированно доказывает, для чего нужна на первый взгляд такая неприятная процедура как деиерархи-зация: она создает совершенно новые элементы, на базе которых может возникнуть спектр совершенно новых возможных структур. Последние были невозможны в рамках прежних элементов. Кроме того, взаимодействие этих элементов протекает теперь по новому закону. Следовательно, именно деиерархизация придает переменам в развитии воспитательной системы радикальный (а не косметический) характер. Вот почему в синергетической теории развития отношение к хаосу оказывается существенно иным, чем оно было бы в классических
теориях развития.
Таким образом, процесс развития воспитательной системы, если его наблюдать достаточно долго, в общем случае не сводится только к иерархизации (переход от простого к сложному), а представляет собой крайне сложный процесс, многоступенчатого чередования процессов иерархизации и деиерархизации.
Задача педагога при этом состоит не только в прогнозе вероятности катастрофы, но и в определении управляющих воздействий, способных вызвать такой скачок (или его предотвратить). Моделирование воспитательных систем с использованием синер-гетического подхода приводит, к изменению оценки результатов управления. Становится очевидным рассмотрение системы любого уровня не с позиции оценки разницы - конечный результат системы (выпускник учебного заведения) - начальное состояние (студент I курса), а как определение различия множества альтернатив развития при управленческом воздействии и множества альтернатив безуправленческого развития.
В педагогических системах, являющихся системами, включающими сложные взаимодействия организационных, управленческих, социотехнических воспитательных подсистем, синергетические эффекты позволяют переводить естественное развитие в скачкообразный рост и переход системы в качественно новое состояние. Это радикальный способ вывода педагогических систем из кризиса. Для формирования си-нергетических эффектов в воспитательных системах необходимо выполнение следующих условий.
1. Должны быть согласованы во времени и пространстве условия функционирования подсистем, входящих в воспитательную систему.
2. Должно быть выявлено ведущее звено качественного развития (управленческо-организационная, педагогическая инновация) и обеспечить его саморазвитие.
3. Внешние управляющие воздействия на систему (администрации учебного заведе-
ния) должны быть конгениальны внутренним автоколебанием системы, совпадать с ними как по вектору, так и по темпу и частоте.
В реальных воспитательных системах это означает, что если ведущим звеном являются инновационные механизмы и средства воспитания и обучения, то поисковый этап, научная концепция, материально-техническое, научно-методическое обеспечение и сопровождение должны быть системными, комплексными, скоординированными в пространстве и времени, последовательны конгруэнтны, всеобъемлющи, непрерывны.
Формирование синергетических эффектов в воспитательных системах возможно программно-целевым методом. Методология программно-целевого проектирования воспитательных систем - это методология поиска и отбора механизмов и средств воспитания и обучения, технологических разработок и их внедрения в учебно-воспитательный процесс, при которых весь цикл от поиска до внедрения рассматривается как единая система последовательных операций, приводящих к синергетическому эффекту.
Парадигмы, новые научные концепции, инновационные технологии выполняют роль флуктаций (отклонений от средних величин), вызывают в педагогической системе, в технологиях учебно-воспитательного процесса автоколебания. Прежде чем они реализуются в педагогике, они проходят ряд этапов внедрения в педагогические системы. Эти этапы подобны фазовым перехода в физических системах.
Изменения в фундаментальных исследованиях переходят в изменения в прикладных науках и конкретизируются. Из прикладных наук они переходят в технологические цепи (средства, механизмы) педагогических систем, из технологических цепей в технологические науки (сеть педагогических событий). Меняется фазовый портрет педагогической системы, меняется структура, содержание педагогических технологий. Изменения в структуре становятся настоль-
ко большими, что радикально меняют парадигму системы. Изменения парадигмы - это революция, синергетический взрыв, изменяющий всю педагогическую систему. Си-нергетические взрывы, вызванные инновациями, сменой парадигмы сопровождаются синергетическими эффектами, которые являются количественными и качественными измерителями в системе воспитания и образования социально-ориентированной личности.
Синергетический эффект может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательные значения синергетического эффекта могут быть связаны как с разрушением системы, потерей её устойчивости, разрывом связей, деградацией и хаосом.
По многочисленным публикациям, посвященным применению теории самоорганизации - синергетики в области образования, можно судить о достаточно стихийном, спонтанном процессе, об укоренении этих идей на неподготовленной почве. Необходимо отметить и отсутствие попыток в координации этого процесса со стороны социально-государственных институтов.
Проводимые Институтом педагогики и психологии профессионального образования РАО в течение последних 5 лет конференции, посвященные педагогическому наследию Н.М.Таланчука по синергетическо-
му подходу к воспитанию и образованию, в силу ряда объективных и субъективных причин, не смогли стать мероприятиями всероссийского масштаба. Сложившееся положение с адаптацией идей синергетики в сфере образования обуславливают возникновение проблемы создания педагогической терминологии синергетического подхода к учебно-воспитательному процессу.
Неоднозначно и такое ключевое определение, используемое и теоретиками и практиками в педагогике, как синергетический подход в образовании. Ясно, что это понятие не может считаться общепринятым до тех пор, пока используется в локальных случаях, в отдельных исследованиях, пока не будет обосновано его отличие от других подходов.
Нет определенности и достаточной ясности в целесообразности приложения си-нергетических знаний в той или иной сфере педагогического пространства. Как отмечает Т.С.Назарова и В.С.Шаповаленко в статье «Синергетический синдром в педагогике» педагогика впервые сталкивается с неординарными идеями не только столь высокой притягательной силы, сколь и сложности, когда желание действовать и необходимость осмыслить, находятся в явном противоречии.
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
КЛ.Полковникова, Сургутский государственный университет
Высказывание В.Г.Белинского о том, что воспитание - это великое дело и им решается участь человека не теряет своей актуальности во всей государственной системе образования. Наоборот, приобретают еще большую значимость в действительности, так как никогда ранее, судьба человека зависит от того, как он воспитан.
Без обращения к подробному историче-
скому анализу существующих в педагогике концепций сделаем попытку анализа их современного состояния в теории и практике профессионального образования с учетом, происходящих изменений в нашем обществе. Разработанные в советское время некоторые концепции воспитания в полном объеме не годятся для использования в новых социально-экономических условиях, одна-