Научная статья на тему 'СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ'

СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
137
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / CULTURAL POLICY / СИНЕРГЕТИКА / SYNERGETIC / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / ДИАЛЕКТИКА / DIALECTICS / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ЧЕЛОВЕК / HUMAN / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ЦЕННОСТИ / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / WEALTH

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Балакшин А. С.

В статье рассматриваются проблемы синергетической методологии и их значение для развития современной культурной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYNERGETIC MODEL OF THE MODERN CULTURAL POLICY

The article touches upon the problems of synergetic methodology and their significance for the development of modern cultural policy.

Текст научной работы на тему «СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ»

УДК 008

А.С. Балакшин, доктор фил. наук, профессор ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Ключевые слова: культура, культурная политика, синергетика, методология, диалектика, общество, человек, деятельность, управление, ценности, духовность, диалектика.

В статье рассматриваются проблемы синергетической методологии и их значение для развития современной культурной политики.

Идея системности под различными названиями - системный подход, системная идеология, системное движение - стала ведущей парадигмой методологической культуры XX века. Разумеется, представления о системности мироздания пронизывают философскую мысль Запада и Востока от самых её начал. Но прежде было скорее «предчувствие» необходимости системного подхода к сущему, нежели осознанная методологическая парадигма. Иначе говоря, до XX века не существовало четкого представления о системе, не ставился вопрос о границах системного представления, об отличии системы от того, что не является системой, системность зачастую отождествлялась с целостностью. Однако уже со времени возникновения науки, в новоевропейском смысле слова системные представления о мире становятся достаточно содержательными. Научное мышление системно по определению. Развитие науки поэтому представляет собой осмысление все более сложных системных организаций, снятие тех границ, которые накладывает каждая теория на познаваемый объект. Наука позволяет не только выделить исследуемый объект в целях изучения существенных для решаемой задачи аспектов, но и понять познанный объект как часть развивающейся системы, так как системное представление изучаемого объекта - результат конструктивной деятельности познающего субъекта.

Концептуальный анализ логики развития научного знания показывает, что реальность более сложна и многоаспектна, чем её отражение в структуре теоретического знания. Научное знание, даже самое развитое, воспроизводит не объективную реальность саму по себе, а лишь те связи и отношения, которые позволяют познать наличные эмпирические, логические, математические и экспериментальные средства. Теория имеет дело не с реальным миром как таковым, а с моделью, т. е. миром, как он дается через имеющиеся логико-математические и экспериментальные средства. Вот почему, притом, что каждая научная теория есть концептуальная система, опирающаяся на исходные принципы (постулаты), правила вывода, язык, наука не столь строгое образование, ибо состоит из множества научных дисциплин, недостаточно четко определенных друг к другу. Наука - сложная, открытая, нелинейная система. Эти идеи нашли наиболее полное отражение в новой теории, которую одни исследователи называют синергетикой, другие - теорией диссипативных структур, а третьи -теорией катастроф. Новое научное направление постепенно становится ядром постне-классической научной картины мира, с новой онтологией и методологическим инструментарием. Синергетика сложилась в ходе изучения процессов самодвижения в области термодинамики, при одновременно выраженном ее основоположниками - И. Пригожиным, Г Хакеном, С.П. Курдюмовым - убеждении, что выявленные здесь закономерности взаимоотношение порядка и хаоса, нелинейный характер развития, значение случайностей в бифуркационных состоянии системы и роль аттракторов в этих ситуациях, при выборе оптимальной траектории преодоления хаоса и 296

выхода на новый уровень самоорганизации системы - характеризуют все процессы саморазвития сложных и сверхсложных, диссипативных систем, а значит относятся и к развитию общества и культуры.

Синергетика, утверждая всеобщность нелинейности, критически пересматривает сложившуюся линейную модель научного и социального прогресса Она уже привела к расширению наших знаний и также наших незнаний о мире (имеет смысл различать не только типы знания, но и разные типы незнания). В этой связи интересен вопрос о методологических интенциях синергетики, её отношении к прежней социокультурной традиции вообще и системным представлениям в особенности.

Во-первых, синергетика нацелена, по словам И. Пригожина, не на с шествующее, а на возникающее, например, на моменты возникновения порядка из хаоса. Для этого в ней постулируются несколько типов хаоса: равновесный, динамический, неравномерный, турбулентный и статистический, а также специально вводится термин «бифуркация» - точка ветвления, в которой открываются несколько возможных путей развития и нет ничего предопределенного. Тем самым усиливается отход от классической модели бытия. Неклассическая картина реальности, выросшая на основе релятивистской и квантовой механики, сузила границы классического детерминизма. Вместе с тем, неклассическая наука утвердила новый тип научности на основе вероятностных представлений. Постнеклассичеекая наука, опираясь на результаты синергетики, теории диссипативных структур, дает новую интерпретацию детерминизма, поскольку в нестабильном неравновесном состоянии малые воздействия могут привести к большим следствиям. Это принципиальное положение имеет метафизический подтекст мир теряет некий выделенный центр. Оказывается, что в мире нет тех универсальных законов, которые делали возможным его познание в классическом и не классическом смысле. Но именно универсальность причинно-следственных связей служила ведущим представителям эпохи Просвещения онтологическим основанием их убеждения в грядущей победе разума, всеобщей рациональности. Таким образом, идея о том, что мир не имеет центра и универсальных причинных целей, связывающих все сущее, провоцирует радикальную переоценку ряда ценностей не только в науке, но и в области философии.

Во-вторых, в сравнении с предшествующей наукой синергетика позволяет увидеть мир из «другой системы координат», поскольку принимает за исходные открытость, нестабильность, неравновесность, нелинейность. Линейность, стабильность, равновесность оказываются моментами этой нестабильности и неравномерности. Тем самым категориальная сетка, выступающая методологическим основанием нового постнеклассического мира, становится принципиально иной. Уже одно перечисление базовых, системообразующих понятий данной научной области (нелинейность, самоорганизация, открытость, сложность, бифуркация, когерентность, аттрактор, хаос и другие) свидетельствует о её принципиальном отличии не только от классической, но и от неклассической модели бытия. Ведь новый язык заставляет мыслить по-другому, создает другой, более сложный мир. Вот почему новая междисциплинарная сфера научного знания стала сразу оказывать влияние на философию, и в первую очередь, на философию постмодернизма

Актуализация нелинейной методологии связана с особенностями современной эпохи, ведь «нестабильность, изменчивость социального калейдоскопа парадоксальным образом становится чуть ли не наиболее устойчивой характеристикой современности. Происходит интенсивная трансформация общественных институтов, изменение всей социальной, культурной среды обитания человека и параллельно - его взглядов на смысл и цели бытия» [1]. Глобализация нестабильности, неустойчивости бросает вызов не только функционирующим социальным институтам, но и господствующей в культуре методологической парадигме, основанной на приоритете линейности, стабильности и устойчивости. Таким образом, понимание общих тенденций развития определенной культуры или всего мирового сообщества предполагает учет

влияния идеалов этой традиции, исследование аттракторов эволюции, понимание специфики вновь формирующихся порядков. Справедливости ради следует отметить, что в литературе встречаются и предостережения по поводу чрезмерного увлечения всякого рода новыми подходами. В частности, указывается, что теория нелинейных динамических систем - это, прежде всего, математическая теория и ее приложение к социальным системам, плохо поддающимся формальным описаниям, что создает серьезные трудности и чревато ошибками. Высказываются и предостережения «по аналогии» - напоминающие о чрезмерных и не оправдавшихся претензиях на универсальность кибернетических и информационных подходов, активно заявивших о себе в науке 60-70-х годов и искавших общий ключ к объяснению природных и социальных явлений. Очевидно, что чрезмерное увлечение любой новой концепцией, методологией или подходом, неправомерное использование их для изучения неподобающих объектов - дело заведомо обреченное и не обещающее позитивных результатов. Учитывая это, посмотрим, насколько синергетический подход применим к исследованию культурной политики. Но сначала - о том, в чем его суть.

При исследовании культурной политики синергетика рассматривается как новая концепция самоорганизации различных исследовательских подходов, которая развивает принципы по главным вопросам организации и управления, основываясь на системном, структурном и кибернетическом подходах. Ядром синергетики выступает принцип самодвижения материи, а источниками самоорганизации являются внутренние противоречия системы. Это борьба таких противоположных тенденций, как хаос и порядок, устойчивость и неустойчивость, организация и дезорганизация, необходимость и случайность. Образовавшаяся новая структура познания диалектически отрицает старую, предыдущую она ее «снимает», т.е. отрицает сохраняет с ней необходимые связи. Это важно для развития положительных тенденций новой синергетической парадигмы. Следовательно, характер самоорганизации исследовательских подходов определяется содержанием связей и историей (этапами) смены парадигм. В то же время философское значение результатов изучения синергетики проявляется в том, что ее идеи можно использовать не только для объяснения принципа самодвижения, но и принципа развития.

Принятие новых мировоззренческих оснований и методологических принципов синергетики отразились на понимании и объяснении процессов развития культуры, сказалось на обновления категориального и понятийного аппарата культурологии. Так, отказ от линейной трактовки культурно-исторического развития способствовал обращению представителей социогуманитарного знания к новым методологическим подходам, в рамках которых возможно было бы передать сложность социокультурных процессов. Теория самоорганизации заявила себя в качестве одного эффективных инструментов анализа культуры как сложной нелинейно развивающейся системы, пребывающей в состоянии неравновесности. Важное значение сыграло понимание целостности и бесконечности мира. И в этом проявилось влияние синергетики на изменение мировоззренческих принципов, создающих основания для разработки концепций целостности культуры, изучения проблемы культурного многообразия. Положение о возможности сосуществования различных видов детерминации и инде-терминации в рамках одной культуры, о разрастании сложности как важного показателя развития социокультурных процессов.

Использование синергетического подхода в культурологии оказывается одним из важных моментов, приоткрывающих сущность культуры. Именно признание многозначности понимания культуры способствует осознанию невозможности существования единственно верной модели и одного «правильного» объяснения культуры как целостного явления Междисциплинарность - один из важных методологических принципов синергетики, позволяющий исследовать не только отдельные явления культуры, но и постичь ее как сложную полицелостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия, несмотря на множество разнообразных

интерпретаций ее сущности. Наряду с системным подходом, синергетический подход к исследованию социокультурных процессов не воспринимается сегодня как некое чужеродное явление, перенесенное из других областей знания. Однако нельзя не отметить, что поверхностное увлечение терминами и механическое оперирование категориями синергетики приводит к ослаблению и ограничению ее возможностей. Более удачным представляются идеи о возможности применения целой гаммы подходов -системно-динамическо, синергетического, информационного, иерархического, трофического, эпидемического подхода. На наш взгляд, это позволяет показывать разные грани культуры, компенсируя ограниченность отдельных подходов [2]. Синергетиче-ская картина мира, таким образом, несет в себе образ мира, «сотканного из чередований и взаимопереходов хаоса и порядка, организации и дезорганизации, равновесия и неравновесности, необходимости и случайности, динамизма и гомеостаза» [3]. Именно включение случайности как важнейшего элемента эволюции систем, одного из фундаментальных начал отличает новый взгляд на мир от традиционных на него воззрений.

Синергетический подход позволяет преодолеть односторонность традиционной, классической социологии и информационно-кибернетического анализа социальных систем, ориентированных всего на поиски условий их устойчивости, теории социальной энтропии, озабоченной проблемами неравновесности в эволюции социальных систем, системного подхода с его вниманием к проблемам сохранения целостности систем. Потому что синергетический подход «охватывает все этапы построения социальной организации - ее возникновения, развития, самоусложнения и разрушения, т. е весь цикл развития социальных систем в аспекте их структурного упорядочения» [4]. К системному подходу, озабоченному поведением объекта наблюдения, погруженного в некую среду и стремящегося к самосохранению, синергетика добавила динамический взгляд на систему, которая не просто стремится сохраниться, но переживает различные жизненные циклы - от зарождения из хаоса через становление и максимальное развитие к деградации и распаду, к погружению в хаос. В центре синергетическо-го подхода - исследование роли информационных потоков в эволюции сложных неравновесных систем. Утверждается, что именно эволюционные процессы являются тем общим предметом, который потенциально способен объединить исследовательские усилия представителей как естественнонаучного, так и гуманитарного знания Особенно в той части последнего, которая называется «история» - наука, основным предметом которой является изменение, чаще всего происходящее именно в форме эволюции. Методологический потенциал синергетики в исследовании систем самоорганизации в последнее время получил довольно широкое распространение. Логика исследования строится на изучении феномена синергетики в двух уровнях. На первом уровне синергетика рассматривается в неразрывной связи с диалектикой при изучении самой себя. На втором уровне синергетический подход необходим для изучения самоорганизующихся систем различного уровня. При этом оба уровня основываются на генетическом и структурном аспекте изучения, которые дополняются двумя разрезами, т.е. аналитическим и синтетическим.

Поэтому важной стороной методологии, с нашей точки зрения, в соответствии с которой должны определяться сущностные характеристики культурной политики является подход, который должен учитывать нелинейность развития культуры. Каждая из подсистем культуры может развиваться по собственному пути, с разной силой оказывая воздействие на состояние системы культуры и метасистемы социального бытия в целом. Поэтому принципиальное значение для культурной политики имеет понимание разнонаправленности и темповых различий динамических изменений в сфере культуры, выявление механизмов и факторов, влияющих на разные уровни культуры.

Благодаря междисциплинарным возможностям синергетики культура может быть понята в своей противоречивой целостности. Выполняя роль интегративного начала и осуществляя духовную связь между различными дисциплинами, синергетика позволяет не сбрасывать со счетов различные концепции и подходы, примиряет философ-

ское осмысление и социально-культурологическое объяснение культуры как феномена в рамках одного исследования. Синергетический подход выступает теоретико-методологическим инструментом преодоления ограничений и противоречивости различных путей познания культуры, без которого не может состояться познание сложных феноменов естественного и искусственного мира.

При этом базисной основой развития культурной политики является культура, которая обнаруживает принципиальное отличие от системы духовного производства. Ибо именно культура представляет собой субъектный, личностный аспект исторического развития - сферу творческой самореализации общественного индивида, который самим составом своей предметной деятельности выступает как субъект культурного исторического процесса, причем даже в тех условиях, когда этот процесс протекает в целом стихийно. Это значит, что принципом, определяющим направленность творческой деятельности в любой сфере, является здесь самоорганизация.

Список литературы:

[1] Неклесса А., Пакс П. Эконокана, или Эпилог истории. Размышления у дверей третьего тысячелетия // Новый мир. - 1999. - № 9. - С. 199.

[2] См.: Колесин И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов // Социологические исследования / СОЦИС. - 1999. - № 1. - С. 131-132.

[3] Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем / Синергетика и теория социальной самореорганизации. - СПб.: СПбГУ, 1999. - С. 31.

[4] Там же. - С. 158.

THE SYNERGETIC MODEL OF THE MODERN CULTURAL POLICY

A.S. Balakshin

Keywords: culture, cultural policy, synergetic, methodology, dialectics, society, human, activity, management, wealth, spirituality.

The article touches upon the problems of synergetic methodology and their significance for the development of modern cultural policy.

УДК 008

А.С. Балакшин, профессор, доктор философских наук, ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Ключевые слова: культура, культурная политика, система, методология, диалектика, общество, человек, деятельность, управление, ценности, духовность.

В статье рассматриваются проблемы системной методологии и их значение для развития современной культурной политики.

Системная методология стала складываться в нашей стране в 60-х годах ХХ века. Переведенные труды западных исследователей (Берталанфи, Бирса, Хилла и др.) сти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.